Культ дионисия и его проникновение на русь. Бог древней греции дионис и его значение в мифологии Какие знаменитые картины олицетворяют праздник дионису

Дионис Дионис , Вакх или Бахус

(Dionysus, Bacchus, Διόνυσος, Βάκχος). Бог вина и виноделия, сын Зевса и Семелы, дочери Кадма. Незадолго до его рождения ревнивая Гера посоветовала Семеле упросить Зевса явиться к ней во всем своем величии; Зевс действительно явился к ней с молнией и громом, но она, как простая смертная, не вынесла его лицезрения и умерла, преждевременно родив младенца. Зевс зашил ребенка в свое бедро, где доносил его до положенного срока. В сопровождении толпы своих служительниц, менад и вакханок, а также силенов и сатиров с жезлами (фирсами), обвитыми виноградом, Дионис прошел по Элладе, Сирии и Азии до самой Индии и вернулся в Европу через Фракию. На своем пути он везде учил людей виноделию и первым начаткам цивилизации. Женой Диониса считалась Ариадна, покинутая Тезеем на о-ве Наксос. Культ Диониса, сначала имевший веселый характер, мало-помалу становился все более невоздержанным и переходил в неистовые оргии, или вакханалии. Отсюда название Диониса - Вакх, т. е. шумный. Особенную роль в этих празднествах играли жрицы Диониса - исступленные женщины, известные под названием менад, вакханок и т. д. Дионису посвящены были виноград, плющ, пантера, рысь, тигр, осел, дельфин и козел. Греческому Дионису соответствовал римский бог Бахус.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДИОНИС

(Διόνυσος), Бахус, Вакх, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Д. встречается на табличках критского линейного письма «В» ещё в 14 в. до н. э., распространение и утверждение культа Д. в Греции относится к 8-7 вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Существуют мифы о разных древних воплощениях Д., как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Д.: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Д.- сын Зевса и Деметры (Diod. Ill 62, 2-28). Согласно основному мифу, Д.- сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и её терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре (Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-559) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3). Д. нашёл виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришёл во Фригию, где богиня Кибела - Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Hom. VII). В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке (618, 920-923) и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.
На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своём пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Д.- Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Д.-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680-770). Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царём Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152). На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1).
В число 12 олимпийских богов Д. вошёл поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д. и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3). Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Д. (греч. tragodia, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров - спутников Д.), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Д. были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.
В эллинистическое время культ Д. сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 142-82; Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Полн. собр. соч., т. 1, [М.], 1912; Otto W. P., Dionysos. Mythos und Kultus, 2 Aufl.. Fr./M.. 1939; Jünger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos. Fr./M., 1943; Meautis G., Dionysos ou Ie pouvoir de fascination, в его кн.: Mythes inconnus de la Grèce antique. P., , p.33-63; Jeanmaire Н., Dionysos. Histoire du culte de Bacchus, P., 1951.
А. Ф. Лосев.

Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Д. и сюжеты мифов о нём (любовь Д. к Ариадне и др.) в пластике (статуи и рельефы) и вазописи. Широко распространены были (особенно в вазописи) сцены шествия Д. и его спутников, вакханалий; эти сюжеты нашли отражение в рельефах саркофагов. Д. изображали среди олимпийцев (рельефы восточного фриза Парфенона) и в сценах гигантомахии, а также плывущим по морю (килик Эксекия «Д. в ладье» и др.) и сражающимся с тирренцами (рельеф памятника Лисикрату в Афинах, ок. 335 до н. э.). В средневековых книжных иллюстрациях Д. изображался обычно как олицетворение осени - время сбора урожая (иногда только октября). В эпоху Возрождения тема Д. в искусстве связывается с утверждением радости бытия; широкое распространение приобретают с 15 в. сцены вакханалий (начало их изображению положил А. Мантенья; к сюжету обращались А. Дюрер, А. Альтдорфер, X. Бальдунг Грин, Тициан, Джулио Романо, Пьетро да Кортона, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен). Той же символикой пронизаны сюжеты «Вакх, Венера и Церера» и «Вакх и Церера» (см. встатье Деметра ), особенно популярные в живописи барокко. В 15-18 вв. популярностью в живописи пользовались сцены, изображающие встречу Д. и Ариадны, их свадьбу и триумфальное шествие. Среди произведений пластики - рельефы «Вакх превращает тирренцев в дельфинов» А. Филарете (на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме), «Встреча Вакха и Ариадны» Донателло, статуи «Вакх» Микеланджело, Я. Сансовино и др. Д. занимает особое место среди других античных персонажей в садовой пластике барокко. Наиболее значительные произведения 18 - нач. 19 вв.- статуи «Вакх» И. Г. Даннекера и Б. Тор-вальдсена. Среди музыкальных произведений 19-20 вв. на сюжеты мифа: опера-балет А. С. Даргомыжского «Торжество Вакха», дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха» и его же опера «Д.», опера Ж. Массне «Вакх» и др.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Дионис

(Вакх, Бахус) - бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и Геры (по другим сведениям Зевса и фиванской царевны и богини Семелы, по иным сведениям Зевса и Персефоны). В честь Диониса справлялись празднества - Дионисии и Вакханалии.

// Адольф-Вильям БУГРО: Детство Бахуса // Никола ПУССЕН: Мидас и Бахус // Франц фон ШТУК: Мальчик Бахус верхом на пантере // ТИЦИАН: Вакх и Ариадна // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Вакх // Константинос КАВАФИС: Свита Диониса // Дмитрий ОЛЕРОН: Герайон. Гермес и Вакх Праксителя. Вакх // А.С. ПУШКИН: Торжество Вакха // Н.А. Кун: ДИОНИС // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДИОНИСА // Н.А. Кун: ДИОНИС И ЕГО СВИТА // Н.А. Кун: ЛИКУРГ // Н.А. Кун: ДОЧЕРИ МИНИЯ // Н.А. Кун: ТИРРЕНСКИЕ МОРСКИЕ РАЗБОЙНИКИ // Н.А. Кун: ИКАРИЙ // Н.А. Кун: МИДАС

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ДИОНИС

в греческой мифологии Зевса и Фемелы, бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)









Синонимы :

Смотреть что такое "Дионис" в других словарях:

    - (др. греч. Διόνυσος) … Википедия

    - (Вакх) греческое божество, воплощение жизненной силы. Древнейшие формы культа Д. сохранились во Фракии, где они имели «оргиастический» характер: участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза) … Литературная энциклопедия

    А, муж. Заимств.Отч.: Дионисович, Дионисовна; разг. Дионисыч.Происхождение: (В античной мифологии: Дионис бог жизненных сил природы, бог вина.)Именины: (см. Денис) Словарь личных имён. Дионис См. Денис … Словарь личных имен

    - (греч. Dionisos). Греческое название бога Вакха или Бахуса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИОНИС у древн. греков то же, что и Вакх, другое имя бога вина и веселья; у римлян Бахус. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Веселый и жизнерадостный бог Дионис пользовался у древних греков особой популярностью. Праздники, посвященные ему, отмечались с поздней осени и до весны. Часто эти они имели характер мистерий, а еще чаще плавно перетекали в банальные оргии.

Появление Диониса

Бог Дионис появился на свет от союза бессмертного и земной женщины. Некогда Зевс-громовержец не устоял перед красотой дочери фиванского царя, Семелы. Пребывая в романтическом настроении, пообещал он своей пассии выполнить любую ее просьбу. Поклялся он священными водами подземной реки Стикс, что исполнит волю Семелы, в чем бы она ни заключалась.

Прослышала о Семеле Гера. Яростью вспыхнули глаза бессмертной жительницы Олимпа. Явилась она Семеле и приказала:

Проси Зевса предстать перед тобой во всем величии бога-громовержца, правителя Олимпа. Если он действительно тебя любит, то не откажет в этой малости.

Не посмела Семела противиться приказу Геры и обратилась к Зевсу с этой просьбой. Поклявшемуся водами реки Стикс Зевсу выбора не осталось. Предстал перед Семелой отец богов во всем великолепии повелителя бессмертных и людей, весь в блеске своей славы. А в руках его сверкали молнии. Содрогнулся от ударов грома дворец фиванского царя. Вспыхнуло все вокруг, зажженное молнией правителя Олимпа. Понеслось пламя по дворцу, поглощая все на своем пути, зашатались стены, потрескались каменные плиты.

С криком упала на землю Семела, охваченная пламенем. Погубила ее просьба, внушенная супругой Зевса. У умирающей фиванской принцессы родился сын, слабый, неспособный к жизни. Он должен был бы погибнуть в пламени пожара, но божественная кровь спасла его. Как по волшебству из земли потянулся к нему со всех сторон густой плющ, укрывший несчастного мальчика от огня, тем самым сохранив ему жизнь.

Подобрал Громовержец спасенного сына, но, видя, что тот настолько слаб и мал, что явно обречен на погибель, то, по легенде, зашил он его себе в бедро. Проведя некоторое время в теле своего родителя, появился Дионис на свет второй раз, окрепшим и сильным.

Повелел тогда Зевс-Громовержец быстроногому Гермесу отнести маленького сына к Ино, сестре фиванской принцессы Семелы, и ее мужу, правителю Орхомена, наказав воспитать ребенка.

Гера еще долго преследовала Диониса, не считая его ни равным богам, ни достойным этой чести. Пал ее гнев на Ино и ее супруга Атаманта за то, что приняли она под свой кров ребенка ненавистной ей земной женщины. Для Атаманта выбрала Гера безумие в качестве кары.

В припадке безумия убивает правитель Орхомена своего собственного сына Леарха. Ино со вторым ребенком чудом успевает спастись бегством. Потерявший разум супруг преследовал ее и почти настиг – у крутого, скалистого морского берега.

Не было у Ино спасения – позади настигает безумный супруг, впереди – морская пучина. Выбрала женщина стихию, отчаянным рывком швырнув себя вместе с сыном в морскую воду. Однако она не погибла. Приняли ее и ее сына в море прекрасные нереиды. Воспитательница Диониса и Меликерт, ее сын, были обращены в божества моря и с тех пор остались там.

Примчавшийся же на помощь Гермес спас от обезумевшего Атаманта Диониса. Быстрее ветра примчал он его в Нисейскую долину, перепоручив заботам нимф.

Бог вина и веселья вырос прекрасным и могучим. Гуляет он, делясь с людьми силой и радостью. А воспитавшие Диониса нимфы были в награду помещены на звездное небо. Появились они в одну прекрасную темную ночь среди других созвездий в образе Гиад.

Алчный царь

Одна из самых известных историй о Дионисе – легенда о Мидасе. Забрел шумный Дионис со своей многочисленной свитой в лесистые скалы Фригии. Отсутствовал лишь Силен, мудрый его учитель. Изрядно охмелевший, брел он, спотыкаясь по фригийским лугам. Заметили его крестьяне, без труда связали и отвели к правителю Мидасу. Узнал царь учителя бога вина и принял его со всем почетом, на протяжении девяти дней устраивая роскошные пиры. На десятый день царь лично сопроводил Силена к Дионису. Обрадовался бог вина и веселья и милостиво предложил Мидасу выбрать себе в награду любой дар за оказанный учителю почет.

Попросил царь, чтобы все, чего он не коснется, превращалось в золото. Прищурился Дионис, посетовал, что не придумал Мидас для себя лучшей награды, и сделал, как он просил.

Осчастливленный, удалился алчный Мидас. Идет он, срывая с деревьев листья, и превращаются они в золото, касается колосьев в полях, золотыми становятся даже зерна в них. Дотрагивается до яблока – и оно сияет, точно плод из сада Гесперид.

Даже капли воды, стекающие по его рукам, становились золотыми. Пришел он в свой дворец, переполненный радостным возбуждением. Накрыли ему роскошный ужин. И вот тут-то осознал алчный царь Мидас, какой ужасный дар попросил он у бога вина. Все превращалось в золото от его прикосновения – а, значит, ждала Мидаса голодная . Взмолился он к Дионису, умоляя забрать назад такой дар.

Не отказал ему Дионис, якобы в назидание, появился перед ним и научил, как избавиться от «золотого» прикосновения. Поехал царь по велению бога к истокам реки Пактол. Чистые воды избавили его от подарка, приняв его в себя.

Культ Диониса

Вечно юный Дионис, (Вакх или Бахус) в греческой мифологии плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия. За то, что любил он обращаться в могучего быка, стал он известен как «бог с бычьими рогами».

Бог вина и веселья в венке из винограда и с тирсом, украшенным плющом, путешествует по свету в обществе менад, сатиров и селенов, открывая людям секрет виноделия. Обрадованные и благодарные греки устраивали в его честь пышные «дионисии», или же вакханалии.

Со временем от дионисий произошел театр, а от хвалебных гимнов в четь бога вина – дифирамбов, исполняемых певцами, обряженными в шкуры козлов, появилось слово «трагедия» от τράγος - «козёл» и ᾠδή, ōdè - «песнь». Философ древности Аристотель указывал, что изначально трагедия была шутливой, исполняемая хором сатиров, козлоногих спутников Диониса, а свой мрачный оттенок приобрела позднее.

Бога вина и веселья Диониса славили, как приносившего освобождение от заботы и ослаблявшего путы размеренной жизни и быта, поэтому шествие этого бога Древней Греции носило экстатический характер. Неутомимо плясали менады и вакханки, дико бесновались и хохотали сатиры. Опоясанная змеями шумная свита Диониса крушила все на своем пути, упиваясь кровью растерзанных диких животных и таща за собой толпы смертных.

Некоторые исследователи стараются доказать, что культ бога вина имел восточное происхождение, а в Древней Греции стал популярен гораздо позже, чем культы других божеств, причем утвердиться смог с некоторым трудом.

Имя Диониса попадается уже на табличках критского линейного письма, датируемых примерно XIV веком до нашей эры, однако расцвет его культа приходится только на VII-VIII века нашей эры. К этому времени бог вина и веселья стал вытеснять других богов с пьедесталов популярности.

В число двенадцати олимпийцев бог вина и веселья тоже попал не сразу. Однако затем его стали почитать наравне с Аполлоном в Дельфах. В Аттике дионисии стали проводиться с поэтическими состязаниями. В период эллинизма культ бога Диониса поглотил (или был поглощен) культ фригийского бога Сабазия, получив себе новое постоянное имя - Сабазий.

Поделись статьей с друзьями!

    Бог вина и веселья Дионис

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/dionis-150x150.jpg

    Веселый и жизнерадостный бог Дионис пользовался у древних греков особой популярностью. Праздники, посвященные ему, отмечались с поздней осени и до весны. Часто эти они имели характер мистерий, а еще чаще плавно перетекали в банальные оргии. Появление Диониса Бог Дионис появился на свет от союза бессмертного и земной женщины. Некогда Зевс-громовержец не устоял перед красотой дочери...


Дионис, греч. Вакх, лат. Бахус - сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма, бог вина, виноделия, виноградарства.

Родился в Фивах, но в то же время местом его рождения считались Наксос, Крит, Элида, Теос и Элефтерия. Дело в том, что его рождение происходило довольно сложным путем. Накануне рождения Диониса ревнивая супруга Зевса, решила погубить ребенка. Под видом старой няньки она навестила Семелу и подговорила ее попросить Зевса, чтобы он предстал перед ней во всей своей силе и славе. Зевс не мог отказать Семеле, так как ранее поклялся ей водами Стикса (самой нерушимой клятвой), что выполнит любое ее желание. К тому же эта просьба льстила его мужскому самолюбию, и он явился ей в громах и блеске молний. Случилось то, чего ждала Гера: молнии подожгли царский дворец и испепелили земное тело смертной Семелы. Умирая, она успела родить недоношенное дитя. Зевс предоставил свою возлюбленную ее судьбе, но ребенка защитил от огня стеной густого плюща, выросшего вокруг него по воле бога. Когда пожар утих, Зевс извлек сына из укрытия и зашил его в свое бедро, чтобы доносить. В положенное время (через три месяца) Дионис «родился заново» и был отдан Зевсом на попечение (см. также статью «Семела»).


Гермес не был женат и в качестве вестника богов то и дело отлучался из дому, так что о серьезном воспитании маленького Дионис не могло быть и речи. Поэтому Гермес передал Дионис сестре Семелы Ино, жене орхоменского царя . Узнав об этом, Гера наслала на Афаманта безумие, надеясь, что он убьет Дионис Но тот погубил только своих собственных сыновей и жену, так как Гермес вовремя вмешался и спас Дионис Затем он доставил Дионис в Нисейскую долину и вверил его нимфам, которые спрятали мальчика в глубокой пещере, заросшей виноградной лозой, и взрастили, несмотря на все козни Геры. Там Дионис впервые попробовал вино, богом которого сделал его Зевс. Оттуда же Дионис принес первый саженец виноградной лозы, чтобы вручить его афинскому пастуху Икарию в благодарность за радушный прием. Дионис научил Икария разводить виноград и делать из него вино, но этот подарок не принес пастуху счастья.


Весть о рождении Дионис и об его опьяняющем напитке люди восприняли со смешанными чувствами. Некоторые тут же с восторгом стали предаваться его культу, другие опасались, как бы из этого чего не вышло, третьи решительно воспротивились ему. (Об этом можно прочесть в статьях «Ликург», «Пенфей», «Миний».) На пути Дионис попадались и случайные недоброжелатели, вроде тирренских пиратов, которые похитили его, приняв за царского сына и рассчитывая на богатый выкуп. На корабле Дионис сбросил оковы, оплел виноградными лозами весь корабль, а сам превратился во льва. Пираты в страхе бросились в море и превратились в дельфинов (за исключением кормчего, который уговаривал разбойников отпустить Дионис). Постепенно люди все же признали божественную силу Дионис и до сих пор воздают должное его дару - вину (иногда даже больше, чем полезно для здоровья).

Справедливость требует отметить, что для греков Дионис был не только богом вина, виноделия и виноградарства, но и покровителем фруктовых деревьев и кустов, плоды которых он наливал соком, и в конечном счете в нем видели бога плодоносящих сил земли. Поскольку виноградарство и садоводство требуют усердия, тщательности и терпеливости, Дионис почитали как дарителя этих драгоценных качеств и богатства, которое приходит к усердным и умелым. Как бога вина Дионис чтили прежде всего за то, что он избавлял людей от забот (одно из его имен - Лиэй, т. е. «освободитель») и дарил им радость жизни. Своими дарами Дионис освежал дух и тело, способствовал общительности и веселью, воспламенял любовь и стимулировал творческие силы художников. Этим дарам цены не было и нет - но только в том случае, если поклонники Дионис придерживаются старого мудрого правила: «меден аган» - «ничего сверх меры».


По своему происхождению Дионис - не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский; его второе имя - - лидийско-фригийского происхождения. Уже в древнейшие времена его культ распространился по всему греческому (а затем и греко-римскому) миру, хотя мифы свидетельствуют, что этот культ не везде развивался беспрепятственно. Имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «Б» 14 в. до н. э., найденных в Кноссе. Однако Гомер еще не называет Дионис в числе главных богов. По словам Гесиода, супругой Дионис была , которую он отбил у Тесея, когда тот остановился на острове Наксос по дороге с Крита. От связи Дионис с Афродитой родился Приап, бог плодовитости (см. также «Загрей» и «Иакх»).


Культ Дионис в Греции, пишет Плутарх, «вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными». (Один из эпитетов Дионис: «Бромий», т. е. «шумный», «бурный».) Под влиянием восточных культов они кое-где превратились в подлинные вак-

ханалии в нынешнем смысле слова, их участников охватывал экстаз, т. е. исступление (духа из тела). Особенно необузданными были ночные празднества, в которых участвовали женщины в костюмах спутниц Дионис (вакханки, менады, бассариды, фиады). В Беотии и Фокиде эти его почитательницы даже набрасывались на тела жертвенных животных и пожирали сырое мясо, веря, что этим они причащаются тела и крови самого бога. Подобным образом развивался его культ и у римлян, перенявших его в конце 5 в. до н. э. В 186 г. до н. э. было даже принято специальное постановление сената против излишеств и разгула на этих праздниках.


В Афинах (и вообще у ионийцев) наиболее долго сохранялся первоначальный характер Дионисовых празднеств. Они устраивались несколько раз в году, самые значительные (Великие Дионисии) - в конце марта. В истории культуры прежде всего запечатлелись их заключительные представления, в ходе которых хор певцов, облаченных в козлиные шкуры, исполнял песни в сопровождении танца - так называемые дифирамбы. С течением времени из этих дифирамбов развилась греческая трагедия - один из ценнейших вкладов греков в общечеловеческую культуру. Собственно, «трагедия» означает «песнь о козле» или «песнь козлов», а певцы в козлиных шкурах изображали козлоногих спутников Дионис - сатиров. Из шуточных песен на деревенских дионисиях развилась греческая комедия. Многие произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, которые до сих пор не сходят со сцены, впервые были сыграны именно на афинских дионисиях. Под юго-восточным склоном Акрополя до сих пор сохранился театр Дионис, построенный в 6 в. до н. э., где эти игры проходили более полутысячелетия.


Греческие художники часто изображали Дионис, причем в двух видах: как серьезного зрелого мужчину с густыми волосами и бородой или как юношу. На одной из лучших античных статуй - «Гермес с Дионис» Праксителя (ок. 340 до н. э.) Дионис изображен ребенком. Сохранилось множество изображений Дионис на вазах и рельефах - отдельно, с сатирами или вакханками, с Ариадной, с тирренскими разбойниками и т. д.

Европейские художники изображали Дионис с не меньшей симпатией, чем античные. Из статуй прежде всего выделяются «Вакх» Микеланджело (1496-1497), «Вакх» Поджини (1554) и «Вакх» Торвальдсена (ок. 1800). Из картин - «Вакх и Ариадна» Тициана (1523), две картины Караваджо: «Вакх» (1592-1593) и «Молодой Вакх» (создан чуть позже), «Вакх» Рубенса (1635-1640, находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже).




Из многочисленных скульптур, картин, фресок в картинных галереях и замках Чехии и Словакии отметим рисунок Романо «Процессия Вакха» в Моравской галерее в Брно и «Вакха с виноградной лозой и Амуром» Де Фриза в Вальдштейнском саду в Праге (литая копия оригинала, увезенного в 1648 г. шведами).



Дионис, статуя которого стояла на сцене каждого античного театра, в новое время опять попал на сцену, в основном - заслугами композиторов. В 1848 г. оперу-балет «Торжество Вакха» написал Даргомыжский, в 1904 г. «Триумф Вакха» - Дебюсси, в 1909 г. оперу «Вакх» - Массне.

В современном языке Дионис (Вакх) иносказательно - вино и связанное с ним веселье:

«Раздайтесь, вакхальны припевы!»
- А. С. Пушкин, «Вакхическая песня» (1825).


В библейские времена на территории Ромейской (Византийской) Империи господствовал КУЛЬТ ДИОНИСИЯ ! Или, как его очень часто называли — греческая религия! И ведь именно греческую религию силой навязал Владимир на просторах Киевской Руси в 988 году н.э.(выбирая между вакхическим культом фаллоса и мусульманской религией, где пьянство под запретом, но используется курение дурманящих средств). Он выбрал именно греческую религию, а не, так называемое, христианство. И это вполне понятно — тот, кого в Новом Завете называют Иисус Христос, тогда ещё даже не родился!!! Но культ Дионисия был только очередной модификацией культа Озириса, который уже полностью сформировался в Древнем Египте в XII веке до н.э.Служение же Дионису, по определению Вяч. Иванова, было "психологическим состоянием по преимуществу " (3). В нем грек находил то, чего ему недоставало в мистериях Элевсина: он был не только зрителем, но и сам сливался с потоком божественной жизни, в буйном экстазе включаясь в стихийные ритмы мироздания. Перед ним, казалось, открывались бездны, тайну которых не в силах выразить человеческая речь. Он стряхивал с себя путы повседневного, освобождался от общественных норм и здравого смысла. Опека разума исчезала, человек как бы возвращался в царство бессловесных. Поэтому Дионис почитался и божеством безумия. Согласно мифам, появление Диониса всегда влекло за собой помрачение рассудка...

В Славяно-Арийских Веда имеется предупреждение об опасности этого состояния:

9. (137) . Только на Круг из забрина пред вами,

ровным сиянием Спираль проявится,

вновь поменяйте Кристаллы как было ,

ибо откроется вам — Иномирье …

Знайте губителен Свет Иномирья ,

он поглощает Души излученья…

и Разум померкнет в Лучах Иномерных,

не в силах понять, что с Душой происходит…

А жизнь неразумных, бездушных созданий,

не движется в Сваргу, а в Пекло уходит…

и там они чахнут во тьме безпробудной,

не зная себя, ни того, что случилось…

……………………………………………...

Дионисический культ в Грецию, по мнению Геродота, был принесен из Древнего Египта. Безусловно, Дионис — это греческое имя, но эллины очень любили чужих богов называть именами своих греческих божеств. При этом они руководствовались схожестью функций своих и чужих божеств. Вот как описывает празднества египтян в честь Диониса отец истории Геродот:

«Каждый египтянин закалывает в честь Диониса вечером накануне праздника поросенка перед дверьми своего дома и затем отдает его свинопасу, который продал ему поросенка. В остальном египтяне справляют праздник в честь Диониса почти совершенно так же, как и в Элладе (за исключением хоров).

Только вместо фаллосов они придумали носить другой символ — куклы-статуэтки в локоть величиной, приводимые в движение с помощью шнурков. Эти куклы с опускающимся и поднимающимся членом женщины носят по селениям, причем этот член такой же величины, как и все тело куклы. Впереди шествует флейтист, а за ним следуют женщины, воспевая Диониса.

Вообще, почти все имена эллинских богов происходят из Египта. А то, что эти имена варварского происхождения, как я полагаю, скорее всего — египетского, это я точно установил из их расспросов. Ведь, кроме Посейдона, Диоскуров, Геры, Гестии, Фемиды, Харит и Нереид, имена всех прочих эллинских богов издревле были известны египтянам. Я повторяю лишь утверждение самих египтян.

А прочие боги, имена которых, по словам египтян, им неизвестны , получили свои имена от пеласгов , кроме Посейдона, который происходит из Ливии. Ведь первоначально ни один народ не знал имени Посейдона, кроме ливийцев, которые издревле почитали этого бога. Однако у египтян нет обычаев почитать героев».

В Славяно-Арийских Ведах Посейдон (Бог морей) это бог Ний , покровитель Атлантов...

Культ Диониса попал к грекам от египтян гораздо позднее , чем все остальные божества, что указывает на то, что ЭЛЛИНЫ имели своих богов и свой .

По мнению Геродота, дионисийские (Осирийские) мистерии были завезены в Древнюю Грецию из Египта человеком по имени Мелампод.

Баран Мендесский — родственник Пана, дедушка Козла Шабаша

Несмотря на довольно экзотичное и малопонятное имя этого божества, оно, как ни странно, всем нам хорошо известно, правда, под разными именами. Культ этого божества был крайне популярен в Древнем Египте. Затем ему стали поклоняться в Древней Греции и Риме. В средневековой Европе за поклонение ему можно было навлечь подозрения в общении с сатаной и даже быть сожженным на костре.

В Древнем Египте это божество было особо почитаемо. Оно стояло почти наравне с Осирисом, одним из верховных богов, ибо упоминается в одном с ним списке: «В декрете Априеса, где отмечается об организации заупокойного культа вельможи Несугора мы находим, что для обеспечения этого культа всем необходимым выделялось в храм барана Мендесского 1600 площадей земли и людьми, скотом и другим имуществом.

В этом же декрете установлены нормы, поступающие в храмы барана Мендесского и Осириса. Первый получал 242 гуся, 12 мер эммера (вид пшеницы) и 1 кружку пива Второй (баран Мендесский) получал — 200 хлебов, некоторое количество кружек пива и 1 гуся в каждый из 5-ти добавочных дней».

Как видим, в Древнем Египте пиво было положено не только его изобретателю (Осирис считался первооткрывателем вина и пива ), но даже и барану, пусть и Мендесскому. Наш «баран», хоть и был обделен в гусях (1 против 242), но зато «обскакал» Осириса в пиве. Как видим, и здесь не обошлось без этого напитка.

Характерная черта культа Диониса - необузданные оргии с бесконтрольно-сексуальным финалом («свальный грех» по-русски). Дионисии и Вакханалии сопровождались неумеренным винопитием, а где виноград не произрастал, опьянение достигалось наркотическим путём . К наркотикам примешивался плющ. Воздействие снадобья с плющом во много раз сильнее и опаснее, чем вина. Человек попросту безумел, терял рассудок и контроль за своими поступками, мог легко превратиться в убийцу. Культ барана Мендесского вместе с остальными божествами перекочевал в Грецию. Там он стал именоваться Паном и являлся верным соратником Диониса во всех его пьяных оргиях. И если Дионис отвечал за правильность пития, то "на Пане висела ответственность за обеспечение культурной программы. Пан должен был организовывать веселье безо всякой меры, погружение в первозданную стихию, предаваться всем своим страстям. Для древних греков это было нормальное божество, включенное в официальный пантеон, поговаривали даже, что он был приблудным сыном Гермеса.

Именно в таком виде Пан перешел в Европу, где стал называться по-разному. К сожалению, сейчас его имена мало кому что говорят (в Британии, например, он известен как Гернуннос), поэтому мы не будем вас утомлять их перечислением. У Тамплиеров этот бог, столь привычный и понятный людям, именовался Бафометом. А вообще, всем нам он известен под именем Сатана, которое к нему было «прилеплено» официальной церковью. Случилось это так.

Как отмечал И.Ефремов в своих произведениях, божества предыдущей культуры, как правило, переходят в новую культуру. Чаще всего, с измененными именами туда переходят главные божества, которые как исполняли, так и будут исполнять свои функции, но уже под новыми именами. У древних греков даже была такая привычка — называть верховное божество других народов именем своего верховного божества, Зевса. Чтобы не путаться, наверное. А с малыми божествами была другая история. Они также переходили в новый культ и, в отличие от главных божеств, даже сохраняли свои имена. Но теперь они несли несколько другие функции — их теперь почитали за нечистую силу.

Как видим, из вполне приличного божества официального пантеона баран Мендесский превратится в Козла Шабаша.
Но, что самое удивительное, в некоторой оккультной литературе Козел Шабаша называется своим истинным именем — баран Мендесский. Получается, что возраст этого божества, которое живо до сих пор, насчитывает более 4-х тысяч лет.

Бог плодородия, виноделия и растительности Дионис - один из самых неоднозначных жителей Олимпа. Обаятельный юноша много шутит и веселит окружающих. Смех и радость сопровождают младшего сына . Но стоит ослушаться или обидеть беспечного молодого человека, и на землю прольются реки крови. Дионис не прощает проступков и не прислушивается к доводам разума. Дикие танцы и кровавые зрелища так не к лицу красивому божеству!

История создания

Греческий бог виноградарства занял собственное место в пантеоне богов довольно поздно по сравнению с остальными прославленными персонажами. Культ Диониса пришел в Грецию с фракийской или малоазийской территории. Первые упоминания о необычном боге датируются 14 веком до нашей эры - имя Диониса запечатлено на табличках критского письма.

Долгое время греческая мифология принижала статус покровителя виноделов и фруктовых деревьев. Развитие культ получил только в 7 веке нашей эры. Изначально расслабленное и раскованное поклонение Дионису превратилось в безумство. писал:

«Вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными».

Ночные праздники, которые жители Греции посвящали обаятельному богу, превращались в устрашающие зрелища. В маленьких городах жрицы культа облачались в шкуры животных и поедали сырое мясо, прославляя имя Диониса.


Культурные центры Греции сохранили первоначальный посыл празднеств. Праздники Великие Дионисии проходили в конце марта. Выбранные народом певцы и актеры облачались в козлиные шкуры и разыгрывали драматические и комедийные сценки. Для подобных событий строили специальные театры Дионис. Одно из таких архитектурных чудес до сих пор расположено на юго-восточном склоне Акрополя.

Греки считали, что подарок Диониса, прозванный вином, дарует творческим людям вдохновение. Поэтому художники часто писали портреты и жанровые сценки, в которых участвовал бог. Покровитель растительности изображался как молодой и привлекательный юноша, окруженный сатирами и жрицами культа. Не реже Диониса рисовали уже взрослым мужчиной с густой бородой и роскошными локонами. Но в любом случае бога виноделия сопровождает веселая толпа.

Дионис в мифологии


Рождение Диониса окутано тайнами и домыслами. Родители красивого юноши - Зевс и дочь царя Фив Семела. Владыка Олимпа, в очередной раз плененный красотой юной девушки, часто посещал царевну. Новое увлечение не укрылось от жены Громовержца.

Коварная предстала перед любовницей и предложила Семеле узнать, как на самом деле выглядит Зевс. Заинтересованная девушка уговорила любимого предстать перед ней в истинном обличье. Величественный бог не отказал. В результате загорелись покои Семелы, а у принцессы начались преждевременные роды. Чтобы спасти слабого новорожденного, Зевс зашил сына в собственное бедро. Через пару месяцев Дионис окреп и появился на свет во второй раз.


Подобный исход не устроил Геру. Ревнивая женщина преследовала мальчика, желая избавиться от младенца. Но, зная характер жены, Зевс приставил к Дионису , который всегда успевал спасти ребенка. В конечном итоге сына Громовержца отдали на воспитание богине Кибеле, не уступающей в могуществе Гере (по иным источникам бог отдал ребенка нимфам).

Чуть повзрослевший мальчик неожиданно для родных подружился с сатиром по имени Ампелий. Старый забияка часто беседовал с маленьким богом и много времени играл со скучающим Дионисом. Столь необычная дружба закончилась печально - Ампелий умер от рогов быка. Юный Дионис попытался воскресить приятеля, но все принимаемые меры не помогли. Тело сатира превратилось в виноградную лозу, расстроенный юноша выжал сок из плодов, а полученную жидкость назвал вином.


Молодой и беззаботный бог отправился в путешествие по всему миру. Куда бы не приходил Дионис - вокруг созревал виноград. Три года продлилось путешествие младшего сына Зевса. Бог побывал даже в Индии и спустился в Царство Мертвых, откуда забрал родную мать.

Правда, подобное шествие доставило массу хлопот для жителей Греции. Вместе с вином Дионис подарил людям безумие. Находясь в хмельном бреду, жители городов совершали массовые убийства. Тех, кто не признавал в юноше бога, Дионис убивал собственными руками. Многих женщин растерзали поклонники и подчиненные божества.

Юноша часто гулял по Земле в сопровождении друзей, его свита многочисленна. Диониса окружают сатиры (козлоногие демоны плодородия) и менады (жрицы и почитательницы бога). С большим удовольствием своего подопечного сопровождает Силен - учитель Диониса.


Во время одной из таких прогулок привлекательного юношу заметили морские разбойники. Пока свита юного бога отдыхала, злодеи выкрали Диониса и доставили юношу на корабль. Один из членов экипажа, увидев, что цепи, которыми разбойники сковали добычу, не держатся на руках молодого человека, испугался. Мужчина попросил отпустить незнакомца, утверждая, что перед ними бог.

Разбойники не поверили брату по оружию. А Дионис, превратившись во льва, растерзал капитана корабля. Оставшихся членов команды юноша превратил в дельфинов. Единственный, кто не пострадал - проницательный бандит, заступившийся на юного бога.


Перед обаянием покровителя виноделов не устояла красавица . Женщина некоторое время состояла в тайной любовной связи с веселым божеством. Плодом любви стал бог полей и садов Приап.

До женитьбы Дионис часто вступал в отношения со специфическими женщинами. В любовных победах бога числится Авра. Дочь титана родила от мужчины близнецов, одного из которых съела. Второго, к счастью, удалось спасти.

Несмотря на ветреность и любовь к веселью, Дионис оказался хорошим мужем. Супругой бога виноделия стала , прославившаяся благодаря мотку ниток. Расставшись с возлюбленным , девушка страдала от горя. Проходивший мимо Дионис потерял голову от красоты царевны Крита. Юный бог тут же овладел новой знакомой, а чуть позже женился на девушке.


Поговаривают, что Тесей не планировал бросать возлюбленную. Но ночью смелому герою приснился Дионис, который приказал юноше оставить девушку, так как Ариадна должна достаться богу. В браке с Дионисом девушка родила сына Фоанта. После дочь царя Крита стала бессмертной - такой подарок сделал Зевс любимому сыну.

  1. Значение имени божества - освященный богом. В древнеримской мифологии бог носит имя Вахус (или Бахус). А прозвище Диониса - бог с бычьими рогами (мужчина любил перевоплощаться в быка).
  2. Мифы утверждают, что среди любовных побед Дионис значится также Гермафродит - сын Гермеса и Афродиты.
  3. Наиболее узнаваемое и известное изображение божества – скульптура под названием «Бахус». Памятник изображает выпившего бога виноделия, которого сопровождает сатир.

"Бахус"
Похожие публикации