Что такое наследственность обществознание 5. Генетические особенности, которые передаются по наследству
Урок по обществознанию. «Что такое наследственность». 5 класс.
г. Нижняя Салда
Свердловской области
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о его наследственных признаках.
Образовательные ресурсы : Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д: Феникс, 2010
Презентация «Что такое наследственность»
План урока:
Что такое наследственность.
Наследственность – биологическая сущность.
Можно ли влиять на наследственность
Методы и формы обучения:
Методы – наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
Формы: индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия: Общество, наследственность, инстинкт.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.
Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров
Осмысливают : гуманистические традиции и ценности современного общества, понимают значение знаний для человека и принимают его.
Этапы урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
I.
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Презентация.
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Обучающимся предлагается работа в парах - подумать над высказыванием: «Человек рождается как «чистый лист, на который потом записывается информация». Ответить на вопрос, согласны ли они с ним.
Слайд 3.
Учитель задает вопрос: каким понятием определяется получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).
Подводит учащихся к пониманию, что «Наследственность» - такова тема урока
Предлагает обучающимся определить, какие новые знания получат пятиклассники на уроке.
План урока . Слайд 4.
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Ребята предполагают, что даже сразу после рождения они отличаются друг от друга, поскольку ряд черт получают от родителей (особенности внешнего вида).
Предполагаемый ответ - наследственность
Предполагают узнать, что такое наследственность, можно ли влиять на наследственность
II. Актуализация знаний
Презентация.
Учитель актуализирует обучающихся на понимании, что жизнь человека зависит от двух факторов: от наследственности и окружающей среды . Слайд 5.
Просит учащихся найти в словаре значение понятия «наследственность» Слайд 6.
Записывают новое понятие в свои словари
III. Изучение нового материала
Работа со слайдами презентации.
Работа с учебником. С.11-13
Учитель сообщает о том, что наука, которая изучает наследственность, называется генетика.
Знакомит с Г.Менделем – основателем генетики. Слайд 7.
Формулирует задание « Что человек наследует от родителей? Слайд 8.
Подводит учащихся к пониманию , что наследственность – биологическая сущность человека
Показывает слайд 9,
На формирование личности человека одновременно влияют как унаследованные от родителей черты, так и окружающая среда. Споры о том, какой из этих факторов главнее, не утихают до сих пор. Некоторые считают, что правильное воспитание способно исправить любые врождённые пороки. Однако так ли это на самом деле? В нашем списке вы найдёте факты, которые заставят вас в этом усомниться.
1. Лень
Некоторые люди бывают просто патологически ленивы. Они способны целыми днями валяться на диване и получают от этого безграничное удовольствие. Недавно исследователи обнаружили, что в поведении таких людей виновато не столько плохое воспитание, сколько специальный набор генов. Учёные сравнивали две группы крыс, в одну из которых отбирали самых активных особей, а в другую - самых ленивых. Изучение их потомства выявило различия на генетическом уровне, что, очевидно, и задаёт особенности их поведения.
2. Стремление к путешествиям
zeljkodan/ShutterstockВы замечали, как трудно отдельным личностям сдвинуться с места? В то время как других, словно магнитом, постоянно тянет в дорогу? Разница в их поведении объясняется не начитанностью, развитием интеллекта или уровнем романтичности. Всему виной ген DRD4-7R , наличие которого вызывает склонность к перемене мест, путешествиям и приключениям. Он встречается не так часто - примерно у 20% людей, но именно его присутствие толкает людей к непрерывной смене мест жительства и авантюрным путешествиям.
3. Вождение автомобиля
Вождение автомобиля представляется не такой уж сложной задачей. Просто нужно выучить определённый свод правил, привыкнуть к органам управления и немного попрактиковаться. Но почему же некоторым людям совершенно не удаётся освоить эту нехитрую науку? Генетики в качестве ответа на этот вопрос приводят исследование, которое выявило специальную цепочку генов, непосредственно влияющую на память, ориентацию в пространстве и скорость реакции. Носителям этих генов, а их на Земле около 30%, не стоит садиться за руль.
4. Предрасположенность к вредным привычкам
Наркомания, алкоголизм, курение - это не только социальные проблемы, но и медицинские. Люди, моментально попадающие в зависимость от пагубных пристрастий, имеют к ним генетическую предрасположенность. Например, вероятность того, что человек начнёт курить, на 75% диктуется его генетическими особенностями.
5. Музыкальные вкусы
В 2009 году компания Nokia провела большое исследование влияния наследственности на формирование наших музыкальных вкусов. В его рамках было опрошено более 4 000 пар близнецов. Оказалось, чем моложе человек, тем большее влияние на его музыкальные пристрастия оказывает генетика. По мере взросления эта зависимость ослабевает и примерно к 50 годам главное значение приобретает уже окружающая среда.
6. Выбор партнёра
wrangler/Shutterstock
Грустно, но даже в таком романтическом и возвышенном деле, как любовные отношения, первую скрипку играет генетика. При выборе постоянного сексуального партнёра главное значение имеет не цвет глаз, объём талии и общие интересы, а семейство генов под названием ГКГ (главный комплекс гистосовместимости). Эксперименты показали, что женщины стараются выбирать партнёров с ГКГ, отличным от собственного, так как это даёт больше шансов на появление здорового потомства. Как они это делают?
7. Фобии
Считается, что фобии развиваются в результате отрицательного жизненного опыта, который может привести к появлению иррационального страха различных явлений или предметов. Однако, по данным исследования, проведённого в Медицинской школе Университета Эмори, фобии могут передаваться из поколения в поколение. Учёные с помощью ударов тока привили мышам страх перед вишней. Потомство этих мышей с самого рождения боялось вишни, что подтверждает передачу фобии наследственным путём. Впрочем, это один из навыков выживания, заложенный в нас природой, так что здесь нет ничего удивительного.
А как вы считаете, что более важно для формирования личности человека - унаследованные черты или влияние окружающей среды? И можно ли исправить правильным воспитанием врождённые пороки?
Наследственность
Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.
Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип.
Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие общее, что делает человека человеком, и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.
От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.
Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.
Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.
К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.
По наследству передаются задатки к различным видам
деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы
задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки
являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов
необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных)
задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные
возможности для развития своих умственных и познавательных сил.
Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь
протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и
уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи
признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных
способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают,
например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные
генетические структуры у наркоманов, наследственные психические
заболевания.
Наследственные болезни
Все наследственные
заболевания, обусловленные наличием одного патологического гена,
наследуются, в соответствии с законами Менделя. Возникновение
наследственных болезней обусловлено нарушениями в процессе хранения,
передачи и реализации наследственной информации. Ключевую роль
наследственных факторов в возникновении патологического гена,
приводящего к заболеванию, подтверждает очень высокая частота ряда
заболеваний в некоторых семьях по сравнению с населением в целом.
Наследственные болезни – передающиеся потомству болезни, обусловленные изменением наследственной информации - генными, хромосомными и геномными мутациями. Термины «наследственные болезни» и «врожденные болезни» не являются синонимами. Врожденными называют болезни, которые выявляются с рождения; они могут быть связаны как с наследственными, так и с экзогенными факторами. Например, пороки развития могут возникать не только при генетических нарушениях, но и в результате действия на зародыш инфекционных. факторов, ионизирующего излучения, химических соединений, лекарственных средств. Наследственные болезни не всегда бывают врожденными, поскольку многие из них проявляются не сразу после рождения, а спустя несколько лет, иногда десятилетий. В качестве синонима термина «наследственные болезни» не следует также употреблять термин «семейные болезни», т. к. последние могут быть обусловлены не только наследственными факторами, но и условиями жизни или профессиональными традициями семьи.
Возможности генетики выходят далеко за пределы современной медицины. Зная причину заболеваний и другие человеческие характеристики на уровне генетики, можно вылечивать их и изменять навсегда еще в зародыше человека. Конечно же, этической критики такой подход не выдержит, но в будущем все может перевернуться.
Основа генетики – это изучение человеческого генома, зашифрованного в каждой клетке кода, который определяет ее развитие. Известно, что ДНК человек получает по наследству, но получает он его несколько видоизмененным. Имея полное представление о работе кода, человек смог бы проследить путь ее развития от самого начала, а также заглянуть в будущее кода конкретного человека и его детей. Итак, теперь об интересных фактах из мира генетики.
1. Интеллект от сына к отцу не передается, поэтому забудьте о том, что если вы очень умны, то гением будет и ваш сын.
2. Идиотизм отца не передастся сыну. Если вы самый настоящий кретин, то, к вашей радости, ваш сын не будет похож на вас.
3. Интеллект передается от отца к дочери и только наполовину.
4. Мужчина наследует интеллект от своей матери, которая унаследовала свой от своего отца.
5. Дочери мужчин-гениев возьмут от отца ровно половину его гениальности, а сын возьмет все. Если же отец туповат, то в этом случае дочь также будет наполовину такой же. Поэтому гениальных женщин почти нет, так же как и нет женщин-идиоток на 100 процентов. Зато гениев и тупиц мужского пола очень много. Отсюда же идет и поколение матерей-одиночек, и неудачников-алкашей, и нобелевских лауреатов, подавляющее большинство которых мужского пола.
Итак, выводы для мужчин:
- для того, чтобы примерно понять, какой интеллект будет у вашего сына, посмотрите на отца вашей жены, и если он академик, то и сын будет умным;- ваша дочь получит половину вашего интеллекта, но и половину вашего идиотизма. В общем по умственным способностям она будет ближе к вам. Ее сын, ваш внук, получит ваш интеллект на 100 процентов, поэтому если хотите умное поколение, то мечтайте о дочери.
- ваши умственные способности вы получили от своей матери, а если быть совсем точным, то от дедушки.
Выводы для женщин:
- ваш сын по уму – это ваш отец, поэтому ругать его за глупость, говоря, что он такой же, как и его отец, не совсем верно;- ваша дочь воспитана будет как и вы, но по умственным способностям она будет похожа на своего отца, а ее сыновья будут интеллектуальными копиями вашего мужа.
Полагают, что главный показатель увеличения продолжительности жизни заключается в том, что современные пожилые люди живут дольше. Но в действительности все не так.
Огромным, главным и стратегически важным показателем увеличения продолжительности жизни является то, что старость сегодня начинается гораздо позже, а не то, что она дольше продолжается.
Те, кому сегодня 40, 50 или 55 лет, столкнутся со старостью примерно в 75 лет. Это на четверть века больше, чем она приходила к поколению наших родителей. Совсем недавно в жизни любого человека было три основных периода, а именно: молодость, зрелость и старость. Сегодня зрелость наступает в 50 лет и знаменует собой начало нового, ранее не существовавшего этапа в жизни человека.
Что мы знаем об этом этапе?
1. Он длится очень долго, практически 25 лет (приблизительно с 50 до 75 лет).
2. В отличие от предыдущих реалий, сегодня интеллектуальные и физические возможности человека при верном подходе не просто не снижаются, а, как минимум, остаются не хуже, а иногда и лучше, чем в молодости.
3. Сегодня это лучшие и самый качественный период в жизни человека, так как он совмещает в себе силы, здоровье и жизненный опыт. Больше нельзя сказать про таких людей «если бы молодость знала, если бы старость могла». По многочисленным статистическим наблюдениям это самое счастливое время в жизни человека.
4. Те люди, кому сегодня 55 – 65 лет, первыми в истории проживают этот период. Ранее он не существовал, так как люди начинали стареть гораздо раньше.
5. В самое ближайшее время люди возраста 50-75 лет станут самой многочисленной группой на планете.