Что делают животные осенью. Как животные готовятся к зиме методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.Дети должны знать:
Названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.
Расширение словарного запаса детей:
Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;
Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;
Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).
Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."
Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.
Где спрячется ежик? В норе.
Где будет спать медведь? В берлоге.
Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.
Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.
Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.
А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.
Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.
А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? Лось.
- Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.
Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):
Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.
Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :
Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.
Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :
Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.
Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"
Хвост лисы - лисий хвост.
Лапа медведя - медвежья лапа.
Зубы волка - волчьи зубы.
Иголки ежа - ежиные иголки.
След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.
Дидактическое упражнение "Подбери определения" :
Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,
Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):
В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.
Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".
У человека - рот, а у животных – пасть.
У человека - лицо, а у животных – морда.
У человека - зубы, а у животных – клыки.
У человека - живот, а у животных – брюхо.
У человека - ногти, а у животных – когти.
У человека - руки, а у животных – лапы.
Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):
Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).
Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).
Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).
Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).
Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.
Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"
Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).
Игра "Кому что дадим?"
Мясо – волку.
Малину - ...
Мёд - ...
Морковку - ...
Яблоко - ...
Орехи - ...
Грибы - ... и т.д.
Игра "У кого – кто?"
У медведя – медвежата.
У лисы - ...
У волка - ...
У зайца - ...
У ёжика - ...
У белки - ... и т.д.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ: Как звери готовятся к зиме.
Подготовила воспитатель
Саклакова Лариса Владимировна
Кумертау
Программное содержание : Формировать представления о лесе, как среде обитания диких животных, и об экологической пирамиде; закрепить понятия: дикие животные, травоядные животные, хищные животные; где живут дикие животные, чем питаются, как готовятся к зиме; развивать умение составлять рассказы на тему «Как животные готовятся к зиме», воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям, составление экологической пирамиды.
Предварительная работа: беседы с детьми о лесе,
сравнение диких и домашних животных,
сравнение травоядных животных и хищных животных,
беседа о том, как дикие звери готовятся к зиме,
рассматривание иллюстраций диких животных,
отгадывание загадок о диких животных, чтение рассказов о животных
Материал: Предметные картинки (дикие животные), сюжетные картинки (как животные готовятся к зиме), цветные карандаши, бумага.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Дети стоят полукругом)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня, дети, я решила прочитать вам отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят …
О каком времени года говорилось в стихотворении?
Ответы детей (Об осени)
Назовите осенние месяцы.
Ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Как вы понимаете, выражение «листья сыплются дождем»?
Ответы детей . Идет листопад.
А какие признаки осени вы знаете?
Ответы детей: Осенью солнце светит, но греет слабо. День становится короче ночи. Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Дикие животные готовятся к зиме.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А каких диких животных Башкортостана вы знаете?
Ответы детей: Лиса, медведь, еж, белка, волк, лось, заяц, кабан, рысь.
Воспитатель: А почему этих животных называем дикими?
Ответы детей: Потому что они живут в лесу, и человек о них не заботиться. Потому что они сами о себе заботятся и живут в дикой природе.
Воспитатель: дети, я предлагаю вспомнить, где дикие животные живут в лесу. (Проводиться дидактическая игра «Кто, где живет»).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Где живет белка? (белка живет в дупле).
Где живет медведь? (медведь живет в берлоге).
Где живет лиса? (Лиса живет в норе).
Где живет волк? (Волк живет в логове).
Где живет еж? (еж живет в гнезде из листьев).
Где живет лось? (Лось живет в лесной чаще).
ВОСПИТАТЕЛЬ : Молодцы, дети, не забыли, как дикие животные приспособились без помощи человека жить в лесу. А какое время года следует за осенью?
Ответы детей: (за осенью придет зима)
Воспитатель: Правильно, за осенью наступает зима. Зима - это очень трудное, холодное время года. Зимой диким животным очень трудно в лесу: холодно, мало пищи. Поэтому дикие животные готовятся к зиме. Но сначала проведем разминку, нам, дети тоже нужно готовиться к школе. Проводится пальчиковая гимнастика: «Животные, которых мы можем показать».
Дети подходят к доске, на которой находятся картины диких животных.
Ой, слышите, кто то к нам стучится. Тихо. Сейчас я посмотрю. Дети, это Незнайка к нам пришел. Он говорит, что тоже хочет знать о том, как звери готовятся к зиме. Расскажем Незнайке? Усаживайся, Незнайка, удобнее и слушай.
Дети, я даю вам волшебный клубок, который может записать наш разговор. Потом мы его подарим Незнайке, вдруг он что-то забудет, поднесет к уху и услышит ваши рассказы еще раз. Передавайте клубок осторожно, не спеша. Как услышите слово стоп, начинайте рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме.
Воспитатель держит клубок и рассказывает, как зимуют лоси: лоси уходят далеко в чащу леса, где много кустарника и валежника, где холодный ветер утихает и легче переносить холод, куда трудно пробраться хищным животным. Плотный мех мешает хищникам продвигаться в густом валежнике и лоси в безопасности зимуют.
Воспитатель передает клубок детям.
ДЕТИ: Белочка делает летом и осенью запасы на зиму, прячет в свои лесные кладовые шишки, орешки, сушеные грибы. Лесные кладовые она устраивает в старом дупле, которое оставил трудолюбивый дятел. У белочки к зиме меняется цвет и густота шубки.
Заяц меняет серую шубку на белую, более теплую. Он это делает, чтобы зимой было тепло и чтобы быть незаметным на снегу. Ведь у зайчишки очень много врагов. Это и лиса, и волк, и сова, и куница. Если летом зайчишка вволю щипал травку, а осенью лакомился сочной капустой и морковкой, то зимой туго ему приходиться, остается только кора деревьев и ветки кустарников, торчащие из-под снега.
Еж осенью сытно питается, чтобы накопить под своей колючей шубкой очень много жира, потому что зимой он впадает в спячку и ему нужно спокойно спать всю зиму. Ежик выбирает для себя удобную ямку, или небольшую ложбинку, где-нибудь под раскидистым деревом, заворачивается в листья и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом.
МЕДВЕДЮ тоже надо хорошенько питаться, накопить под шкурой побольше жира, чтобы всю зиму преспокойно спать. Медведь устраивает себе берлогу в небольшом овражке, завалив на него дерево и забросав сухим валежником. Забирается внутрь и засыпает. Когда выпадает снег и засыпает овражек, медведю становиться тепло и уютно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а лиса и волк к зиме не готовятся, почему эти животные не готовятся к зиме? (они хищники и поэтому все время ищут себе еду).
Да, нелегко приходиться диким животным зимой в лесу. Ну вот, Незнайка, получай волшебный клубочек и беги, рассказывай то, что узнал. Дети, Незнайка вас поблагодарил, попрощайтесь с Незнайкой.
Нам пора поиграть.
Физкультминутка:
Зайцы скачут скок-скок-скок!
Да на беленький снежок,
Приседают, слушают -
Не идет ли волк?
Раз - согнулся, разогнулся,
Два — нагнулся, потянулся,
Головою три кивка, встали, в сторону прыжок. Постояли, посмотрели и присели.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Подходите к столам. Дети, дикие животные приготовили вам гостинцы грибочки. Угощение - дикие животные разрешили подарить к чаю тому, кто назовет слова - определения для животных. (Дети говорят -какая, какой, выбирая на доске картинки с диким животным, убирая картинки после ответа).
ВОСПИТАТЕЛЬ вызывает детей. Дети дают слова-определения:
Белочка - заботливая, трудолюбивая, хлопотливая, шустрая, ловкая.
Заяц - трусливый, боязливый, пугливый, белый, серый,
Медведь - неуклюжий, косолапый, неповоротливый
Еж - колючий, храбрый, отважный, смелый.
Рысь - ловкая, быстрая, смелая, чуткая.
Лось - большой, сильный, быстрый, травоядный
Волк быстрый, злой, серый, зубастый.
Лиса - красивая, пушистая, осторожная, хитрая, быстрая.
Воспитатель: Дети, назовите травоядных диких животных Башкортостана. (Заяц, лось, белка).
Каких диких хищных животных Башкортостана вы знаете? (волк, лиса, рысь, еж).
А как вы думаете, хищных животных должно быть меньше, чем травоядных или больше?
Ответы детей : Хищных животных должно быть меньше.
Воспитатель: Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются - «экологические пирамиды».
Для того, чтобы травоядные наелись, травинок должно быть больше, чем травоядных животных. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с травоядными животными, а травоядных меньше, чем травы. Ну, а травоядных животных не прочь отведать на обед хищники. Они больше и сильнее им нужно съедать много травоядных животных. Поэтому в лесу
травоядных животных должно быть больше, чем хищников, чтобы всем хватило еды. Вот и получается пирамида. Подводится итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем травоядных животных, а травоядных животных - больше, чем хищных диких животных. (На доске выкладывается экологическая пирамидка).
Занятие. Чтение Бианки «Как звери к зиме готовятся».
Задачи:
1.Познакомить детей с произведением.
2.Закрепить знания детей о диких животных;
3.Учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения;
4.Развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе.
Материал: картины с изображением животных.
Ход занятия.
Вступительная беседа. Загадки
Воспитатель загадывает загадки о диких животных.
В лесу петлял комочек меха,
Чем доводил зверей до смеха.
А ты возьми и угадай-ка
Кто всех смешил? Конечно, … .
(ЗАЙКА)
Есть в лесах могучий зверь,
Ты, сынок, уж мне поверь!
Ест малину, любит мёд.
Кто, его мне назовёт?
(МЕДВЕДЬ)
Как-то видел я в лесу
Тёмно-рыжую красу.
По ветвям она скакала,
Видно шишки там искала.
(БЕЛКА)
Мои ушки на макушке:
Длинные, большие,
Чтоб лису услышать мог
Даже не в тиши я.
(ЗАЯЦ)
Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?
(ЛИСА)
Какое сейчас время года? Осень.
Назовите приметы осени.(На улице холодно, солнце слабо греет, часто идут дожди, на деревьях желтеют и опадают листья, люди надевают теплую одежду, птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме).
Давайте вспомним, как звери готовятся к зиме.
Как заяц готовится к зиме? Меняет серую шубку на белую.
Как медведь готовится к зиме? Ложится спать в берлогу.
Как белка готовится к зиме? Готовит запасы орехов, грибов, ягод.
Как ежик готовится к зиме?
Эмоциональная гимнастика "Вокруг себя обернись и в зверя превратись".
Дети изображают поведение животных: злой, сердитый волк, трусливый зайчик, хитрая лиса, встревоженная белочка.
Предложить детям прослушать произведение Бианки.
« Как звери готовятся к зиме». - В. БИАНКИ
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
Кто мог, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.
Особенно усердно таскают его короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.
К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка - в свой вход. Под землей - спальня и несколько кладовых.
Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы.
Белкина сушильня.
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Тут у неё сложены лесные орешки и шишки.Кроме того, белка собирает грибы - маслянки и берёзовики. Их она насаживает на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.
Прячутся.
Холодно становится, холодно! В пруду вода мёрзнет.
Хвостатый тритон ушёл из пруда в лес и забился под кору гнилого пня.
Лягушки ныряют, забиваются в ил. Змеи зарываются под корни и мох.
Голодно становится, голодно!
Летучие мыши прячутся в дупла, пещеры, на чердаки. Им уже нечего есть, скрылись бабочки, мухи, комары.
Растолстевший барсук всё реже выходит из тёплой и чистой своей норы.
Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города. Жмутся в кучи в самой глубине его, где потеплее.
Рыбы стаями громоздятся в омутах и глубоких подводных ямах.
Мороз не велик, а зевать не велит - как грянет, разом зима скуёт землю и воду льдом. Куда тогда денешься?
Мыши, сурки, хорьки и другие. Еще летом они собирают запасы зерен и орешков по всему лесу и откладывают в кладовых своих нор. Это позволяет им спокойно пережить зиму, не высовываясь наружу. Практически все зимовье они проводят и прерывают это спокойное занятие лишь за тем, чтобы подкрепиться. Если запасов будет вдосталь, и никакие хищники их не потревожат, грызуны спокойно переживут даже самые сильные морозы.
Бобры, живущие семьями, заранее стоят себе хатки из веток вблизи водоемов. Свой домик они утепляют мхом и илом, а вход в него делают под водой. Рядом с домом они складывают свое зимнее пропитание – веточки деревьев. Помимо них, бобры корнями водных растений. Белки также не впадают в спячку, хотя во время холодов проводят довольно много времени в своем , которое они строят внутри деревьев или в опустевших гнездах птиц. На зиму белка запасает грибы, желуди, орешки и прячет их у корней деревьев или пней. А еще этот грызун меняет свою шубку с рыжей на серенькую – для маскировки.
Заранее обустраивают свое жилище и медведи. Они устраивают берлогу в естественных пещерах, оврагах или углублениях у корней деревьев, в которые натаскивают ветки, траву, мох, а потом застилают все пушистыми еловыми ветками. Выпавший снег служит медведю добрую службу – он отлично маскирует берлогу и сохраняет внутри нее относительное тепло. В отличие от грызунов, этот зверь не делает запасов пищи, однако с наступлением осени он начинает очень много есть, чтобы накопить на зиму большое количество жира. Тогда он сможет спокойно проспать до весны.
Зайцы, лисы и волки практически не готовятся к зиме, ведь они проводят ее на ногах в поисках пищи. Косые, правда, заранее меняют шубку с серой на белую, чтобы быть менее заметными на снегу. А мех лисицы и волка хоть и сохраняет свой цвет, но в то же время становится более густым и пушистым. Хитрые лисы используют любые свободные норы, чтобы передохнуть или спрятаться от опасности, а волки собираются в стаи – так им легче выживать в холодную зимнюю пору.
Мне всегда было интересно, как живут животные в то или иное время года. Понятно, что они вынуждены всю жизнь приспосабливаться под погодные условия. Пришлось прочесть немало книг, прежде чем я узнала, как звери готовятся к зиме.
Как звери готовятся к зиме
Чтобы не голодать в зимнее время года, многие звери начинают запасать себе еду. Подготовка начинается ещё осенью. Некоторые животные прячут продукты питания, начиная с лета. Раньше всех делают «заначки»:
- мыши;
- бурундуки;
- бабаки.
Эти грызуны начинают заранее прятать в норки орехи и семечки , которые они ищут в лесу. Это позволит им не выходить из своих жилищ зимой. Когда становится очень холодно, то зверюшки начинают спать. Они прерывают свой сон только на небольшой перекус.
Белки не впадают в спячку , но всё равно тщательно готовятся к морозам, запасая:
- жёлуди;
- грибы;
- орехи;
- семечки.
Большую часть зимы они проводят в дуплах, которые находятся высоко на дереве. Белки обязательно утепляют своё жилище при помощи мха, ведь они очень плохо переносят морозные дни.
Бобёр имеет непромокаемую шубку, поэтом он проводит зиму в воде . Он заранее готовит себе жильё, которое будет находиться на уровне воды или немного ниже. Их убежища весьма крепкие.
Барсуки очень плохо переносят морозы , поэтому обязательно готовят тёплую нору, чтобы выжить. Они начинают делать запасы еды ещё с осени, чтобы не голодать.
Как готовятся к зиме более крупные звери
У лисы начинает замедляться метаболизм потому, что ей становится очень сложно найти себе пропитание. Именно подкожный жир начинает питать и согревать организм животного. Лисьи лапки покрываются густой шерстью , которая защищает от лютых морозов.
Волку не требуются какие-либо особенные условия для того, чтобы пережить зиму. Он без проблем передвигается по снегу, продолжая вести охоту. Зимой они живут в стаях, чтобы было легче выживать.
Медведи ищут укромное место, чтобы соорудить себе берлогу , которая будет служить им домом во время холодов. Они готовятся к зиме заранее, утепляя не только жилище, но и запасая подкожный жирок .