Законодательство фашистской германии. Нюрнбергские законы Ужесточение законов на Ванзейской конференции

Гестапо. Террор без границ Бем Юрий

Глава 2 «Нюрнбергские законы»

«Нюрнбергские законы»

Евреи в Германии все больше и больше подвергались усиленному давлению. Посредством различных предписаний они лишались ряда прав. Был принят «Закон о запрете для евреев занимать определенные профессии». Так были дисквалифицированы «неарийские» нотариусы, врачи и стоматологи и сильно ограничена деятельность адвокатов. Уже в сентябре 1933 года евреев почти вытеснили из области культуры, где их пребывание стало возможным только в узких границах. Таким же скандальным мероприятием, как систематические запреты работать по специальности, была так называемая «ариизация», когда владения евреев передавались «арийцам». Сначала отбирались маленькие предприятия, владельцы которых принадлежали к среднему слою населения. 100 000 таких предприятий передали «в собственность арийцам». К 1938 году было «ариизировано» 60 процентов всей еврейской собственности. Министр пропаганды Геббельс гарантировал этим акциям полный успех, считая, что они открывают путь к безграничной антисемитской политике.

Если в 1934 году страну покинуло не так много евреев, то в марте и апреле следующего года их число значительно увеличилось. В последующее время начался непрерывный антисемитский бум и все чаще с явным превышением власти. Тогда министр внутренних дел Фрик законодательным путем отменил для евреев целый ряд значительных имперских прав.

Антисемитские законы были нацелены не только на вытеснение евреев из экономики, но и на проведение политики «чистоты расы». Половые сношения между евреями и арийцами стали преследоваться по закону. Была развязана мощная пропагандистская антисемитская кампания. Статьи в реакционной газете «Штюрмер», направленные против евреев, привели к тому, что дело постоянно доходило до погромов.

Террор коричневых ударных отрядов свирепствовал повсюду с неослабевающей силой.

Принятие антисемитских законов в Германии проходило особенно интенсивно в период с апреля по октябрь 1933 года, после чего наступило некоторое затишье. Сравнительная неустойчивость нового режима, трения между СА и армией, экономические трудности, а также естественное угасание «революционной восторженности», характерной для первых месяцев после победы, - все это тормозило законодательную деятельность. В течение 1934 года нацисты, и особенно Гитлер, пытались разными способами укрепить режим, и еврейская проблема на этом этапе перестала быть первостепенной, разумеется, в плане тактическом, а не принципиально-идеологическом.

Кроме того, Министерство экономики и некоторые немецкие функционеры были озабочены таким положением дел, так как все эти антисемитские выходки отрицательно сказывались на экономике Германии. Министр экономики Ялмар Шахт предложил министру внутренних дел Вильгельму Фрику, несмотря на ограничение еврейской активности в экономической сфере, все-таки установить контроль над разнузданным террором. «Еврейский вопрос», по его мнению, должен был решаться не столь явным путем, а на известной легальной основе. И к концу августа 1934 года антисемитский шабаш начал понемногу стихать, поскольку Фрик ослабил давление на евреев.

Кое-какие сферы общественной жизни Германии еще оставались доступными для евреев. Их продолжали считать рядовыми гражданами Германии.

Однако в 1935 году положение кардинально изменилось. Создание гестапо, где Гиммлер и Гейдрих настойчиво проводили свою расовую политику и всячески поощряли антисемитизм, послужило основой для возникновения новых форм деятельности против евреев.

Инициаторами стали местные партийные организации: например, Гитлерюгенд «земли» Бавария самостоятельно организовывал антисемитские акции. Весной и летом 1935 года прошли аресты евреев по делу об «осквернении расы», обвиненных в интимных связях с арийскими женщинами, которые завершились погромом на берлинской площади Курфюрстендам 15 июля 1935 года. У гестапо проснулось чувство необходимости «показать себя в действии».

Выражением нового наступления на евреев стали так называемые «Нюрнбергские законы»: два законодательных акта, содержавших положения о гражданстве рейха и определявших статус евреев в Германии. Законы были приняты рейхстагом 15 сентября 1935 года и подписаны Гитлером на партийном съезде в Нюрнберге. Их подготовили в чрезвычайной спешке - в течение двух дней.

Итак, «преисполненный сознанием того, что чистота германской крови является предпосылкой для дальнейшего существования германского народа, и воодушевленный несгибаемой волей сохранить германскую нацию для будущего рейхстаг единогласно принял два следующих закона:

I. ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ГЕРМАНСКОЙ КРОВИ И ГЕРМАНСКОЙ ЧЕСТИ 1(1). Заключение браков между евреями и гражданами германской или родственной ей крови запрещено. Заключенные вопреки этому браки являются недействительными, даже если они в обход закона заключены за рубежом. (2). Отмена уже заключенного брака может произойти лишь по требованию прокурора. 2. Интимные отношения между евреями и подданными государства немецкой или близкой ей крови не разрешаются. 3. Евреи не имеют права нанимать прислугу из подданных государства немецкой или близкой ей крови моложе 45 лет. 4.1. Евреям воспрещается прикасаться к флагам рейха и «земель» и использовать цветовую гамму государственного флага. 4.2. Евреи могут использовать цвета своей символики, и это их право находится под защитой государства. 5.1. Нарушение запрета, обозначенного в параграфе 1, карается тюремным заключением. 5.2. Нарушение запрета, обозначенного в параграфе 2, карается арестом или тюремным заключением. 5.3. Нарушение запрета, обозначенного в параграфах 3 и 4, влечет за собой тюремное заключение сроком до одного года и денежный штраф или одно из этих наказаний. 6. Министр внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера и министром юстиции обязан разработать инструкции по проведению в жизнь этого закона. 7. Закон вступает в силу со дня его принятия, а п.3 - с 1 января 1936 года. А.Гитлер. В.Фрик, Ф.Гюртнер, Р.Гесс.

II. ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА 1 (1). Подданным государства является всякий находящийся под сенью Германского рейха и потому особенно обязанный его покровительству. (2). Подданство рейха даруется согласно указаниям Закона о подданстве рейха и государства. 2 (1). Гражданином рейха является лишь подданный государства немецкой или близкой ей крови, доказавший своим поведением, что он готов и достоин верно служить немецкому народу и рейху. (2). Право гражданства даруется путем выдачи свидетельства о гражданстве рейха. (3). Только гражданин рейха обладает всеми политическими правами в соответствии с Законом. 3. Министр внутренних дел по согласованию с фюрером издает административные инструкции по проведению в жизнь и исполнению данного закона. А.Гитлер, В.Фрик».

Анализ текста этих законов показывает, что главный смысл, который вкладывали в них авторы, заключался в усилении гонений против евреев. Кое-что из того, что теперь было юридически узаконено, уже осуществлялось на практике. До принятия «Закона о гражданстве рейха» евреи формально еще считались гражданами рейха, но фактически их положение было настолько бесправным, что объявление их, согласно Закону, не гражданами, а лишь подданными, не стало неожиданностью для евреев. Политическими правами они не обладали и до сентября 1935 года, так как были изгнаны со всех общественных постов предыдущими законодательными актами. То же относилось и к параграфу о запрете смешанных браков. Браки в Германии были гражданскими, совершались с согласия муниципалитетов, и решения о смешанных браках выдавались властями в исключительных случаях. К примеру, уже в октябре 1933 года мэр Майнца распорядился сообщать ему лично о каждом факте бракосочетания между арийцами и евреями. Эти сведения передавались из мэрии в местное отделение национал-социалистской партии, и уже оттуда чиновники обращались к арийскому жениху или невесте, разъясняя им, какое влияние на личную жизнь может оказать такой брак.

Что касается экономического положения евреев, то в сравнении с дискриминационными законами 1933 - 1935 годов, получившими теперь окончательную легализацию, Нюрнбергские его не ухудшили.

Тогда в чем же заключалось их особое значение? Дело в том, что:

а) расовый принцип до того времени имел исключительно идеологический, а не государственный характер, а теперь был юридически закреплен в немецком законодательстве;

б) появилась возможность придать законные юридические основания всем антисемитским акциям нацизма.

Все последующие законы против евреев и постановления рейха уже оформлялись в качестве дополнений к нюрнбергским законам.

Так как «Закон о гражданстве» показался его исполнителям слишком «обобщенным», то через два месяца, 14 ноября 1935 года, была опубликована первая поправка, уточнявшая некоторые положения нового закона. Особую важность представляли пп.4 и 5, касавшиеся положения евреев в рейхе:

4(1). Еврей не может быть гражданином рейха. Он не имеет права голосовать по вопросам, касающимся политики. И не может занимать общественные должности.

5(1). Евреем считается гражданин с примесью еврейской крови, который произошел от двух дедушек или бабушек - чистокровных евреев, в следующих случаях:

а) в момент издания закона принадлежал к религиозной еврейской общине или был принят в нее позднее;

б) в момент издания Закона находился в браке с евреем или вступил в брак с евреем позже;

в) был рожден от брака с евреем (по п. 5–1), который заключен в силу Закона о защите германской крови и германской чести от 15 сентября 1935 года;

Во втором определении понятия «еврей», которое оставалось в силе вплоть до поражения Германии во Второй мировой войне, не указывалось, каково положение лиц, имевших в числе предков одного или двух евреев, родителей их родителей, и лиц, не выразивших «солидарности» с еврейством путем заключения брака с евреем или своей приверженностью общине.

По этому поводу очень быстро появилось разъяснение. Эти лица были распределены на две категории: к первой относились те, у кого двое из родителей были евреями; ко второй - те, у кого только один дед или бабушка были евреями.

Обе категории считались полностью не арийцами, но ограничения для них были установлены незначительные. Однако, когда наступило время «окончательного решения еврейского вопроса», вновь был поднят вопрос, что делать со «смешанными» евреями, поскольку они считались «оскверненными» еврейской кровью.

Нарушителей закона отправляли даже в концентрационные лагеря. Подобные случаи были характерны не только для деревень и маленьких городов. Жительница Берлина Маргит Зибнер вспоминала, как «арийскую» женщину водили по большому немецкому городу с плакатом на шее: «Я большая свинья, спала с евреем!»

В качестве курьеза отметим, однако, что вопреки идеологическим запретам встречались и единичные случаи, когда некоторые из «нечистых» за заслуги, оказанные нацистским властям, становились почетными арийцами и исключались властями из «черных списков». Например, в Голландии в 1940 году такое звание получил генеральный директор Министерства экономики Х.М.Гиршфельд «за большой вклад в укрепление экономических связей между двумя странами, а также за продолжение деятельности по укреплению экономики Голландии» во время ее оккупации нацистами.

После принятия Нюрнбергских законов и «правовой поправки» законодательная деятельность, направленная против евреев, практически прекратилась. Дело в том, что в 1936 году в Германии должны были состояться зимние и летние Олимпийские игры, и антисемитская политика временно снималась с повестки дня. Кроме того, сами нацисты стали сомневаться в правильности избранного ими пути. Следует ли им мириться с проживанием евреев в рейхе или нет?

Гитлер писал в комментариях к Нюрнбергским законам: «Законодательство против евреев, конечно же, ущемляло их права, превращая этих людей в угнетенное национальное меньшинство, но одновременно оно же закладывало легальные основы их проживания в рейхе, предоставляя им законный статус».

Поэтому в середине 30-х годов законодательная антисемитская деятельность была приостановлена: все указы и инструкции, изданные после этой даты, были всего лишь вспомогательным средством для решения еврейского вопроса каким-то другим путем.

Из книги Расы и народы [Ген, мутация и эволюция человека] автора Азимов Айзек

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Нюрнбергские яйца В углу стояли большие часы, те самые, на которых д’Артаньян однажды перевёл стрелки на час назад.Эти часы величиной с большой шкаф, в роскошном футляре, отделанном золочёной резьбой, приводились в движение тяжёлой гирей. Маятника, регулирующего ход, у

Из книги История Древнего Китая автора Грэй Джон Генри

Глава 15 Законы о роскоши В Китае существует множество законов, регулирующих расходы населения. Они направлены на ограничение расходов граждан на строительства домов, а также против излишеств в пище, одежде и обстановке и тому подобных вещей. Такие законы существовали

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XLIV Очерк римской юриспруденции.- Законы царей.- Двенадцать таблиц децемвиров.- Законы, утверждавшиеся народом.- Декреты сената.- Эдикты должностных лиц и императоров.- Авторитет юристов.- Кодекс, Пандекты, Новеллы и Институции Юстиниана.- I. Личные

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже Когда у римлян вор попадался с поличным, прежде чем успевал спрятать украденное, то кража называлась явною; если же вора обнаруживали лишь

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

автора Воропаев Сергей

Нюрнбергские законы о гражданстве и расе (Законы гетто), принятые рейхстагом 15 сентября 1935 два закона, определявшие статус евреев в Третьем рейхе с целью ограничения их прав в политической и общественной жизни Германии.Первый из них, касавшийся гражданства в рейхе,

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Нюрнбергские партийные съезды Ежегодные помпезные пропагандистские мероприятия, проводимые НСДАП в 1933 - 38 в Нюрнберге в целях демонстрации "общенационального единства" в рейхе. Им давались различные названия: "Съезд победы" (1933), "Съезд рейха" (1934), "Съезд свободы" (1935),

Из книги Еврейская история, еврейская религия автора Шахак Исраэль

Глава 5.Законы против неевреев Как объяснялось в главе 3, Галаха - юридическая система классического иудаизма, исполнявшаяся практически всеми евреями с 9-го по конец 18-го века и являющаяся в наши дни ядром ортодоксального иудаизма - основана, в основном, на Вавилонском

Из книги Право - Азбука, Теория, Философия, Опыт комплексного исследования автора Алексеев Сергей Сергеевич

Из книги Муссолини автора Ридли Джаспер

автора Бэгготт Джим

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

ГЛАВА 5. ЗАКОНЫ ПИРАТСКОГО МИРА Жизнь пиратского сообщества - это сложное, причудливое сочетание социально-экономических, политических и психологических отношений. Каждый член экипажа привносил в общую атмосферу свой жизненный опыт, свое мировоззрение. Как правило,

Из книги Тайная история атомной бомбы автора Бэгготт Джим

Глава 12 Злодейские законы Февраль - декабрь 1944Прибыв в Нью-Йорк, Фукс сначала остановился в отеле Taft неподалеку от Таймс-сквер, а потом перебрался в отель Barbizon. Рождество 1943 года он провел в Кембридже, Массачусетс, вместе со своей сестрой Кристель, ее мужем Робертом

Из книги Броня генетической памяти автора Миронова Татьяна

Глава III Законы русского народоправства По каким законам живет русский народ? Ведь не по писанным же нынешней властью и установленным не пойми из кого состоящей Государственной Думой, утвержденным олигархическим Советом Федерации, подписанным залетными президентами.

15 сентября 1935 года на нацистском партийном съезде в Нюрнберге (к тому времени в германском парламенте остались лишь депутаты от НСДАП, так что съезды нацистской партии были равнозначны собраниям рейхстага) принимаются два расовых закона: - «Закон о защите германской крови и германский чести»(прил. 3) и «Закон о гражданстве рейха». (прил. 2)

Эти законы стали апогеем антиеврейской законодательной деятельности. В них регламентировались три основных вопроса:

3) Как регламентировать межличностные (половые) отношения между евреями, метисами и немцами.

Ещё летом 1935 года радикальные антисемиты провели компанию в поддержку запрета сексуальных отношений между евреями и немцами. Нацистские издания, такие как «Эксперт по евреям» (Der Judenkenner), «Атака» (Der Angriff), розенберговская «Мировая битва с еврейством» (Weltkampf) и штрайхеровский «Штурмовик» (Der Sturmer) публиковали карикатуры и сообщения о «злодействах евреев». В апреле 1935 года «штурмовик» пестрел крикливыми заголовками: «Ритуальное убийство в Литве!», «Еврейские доктора - сексуальные маньяки и убийцы», «Пейсах! Ежегодный праздник в память о древнейшем ритуальном убийстве!». По всей Германии шайки штурмовиков избивали людей «еврейской внешности». В статье, появившейся в апреле 1935 года в новом еженедельнике СС «Das Schwarze Korps»,

заявлялось, что прекратить пресловутые безобразия штурмовиков можно, только сделав «расовую измену» уголовно наказуемой.

Хотя в самом немецком обществе существовали значительные противоречия. В отчётах «Sopade» за 1935 год антисемиты характеризовались как «примитивные существа», также отмечалось, что 4/5 всего населения Германии осуждало компанию по очернению евреев. Даже некоторые члены партии продолжали покупать у евреев, нередко делая заказы по телефону, чтобы избежать разоблачений. В 1935 году в Берлине разразился небольшой скандал – бдительный банковский клерк обнаружил оплаченный чек, выданный градоначальником Генрихом Зальмом на имя еврейского портного.



Да и в самой партийной верхушке существовали разногласия. Они заключалось в идеологических противоречиях, возникших между Штрейхером и Шахтом. С одной стороны была «теория имперганции», приверженцем которой были Динтер и Штрейхер. Она получила литературное оформление в самый разгар Первой мировой войны. В 1917 году появился роман-бестселлер «Грех против крови», написанный Артуром Динтером, одним из соучередителей НСДАП. Она гласила, что каждая еврейская женщина в случае контакта с евреем оказывалась навсегда «заражённой еврейством», так что даже дети, зачатые ею позже от нееврейского мужчины, тоже были евреями. Сие магическое «еврейское влияние» получило название «телегонии» или «дистанционного зачатия». Юлиус Штрейхер, гауляйтер Франконии и издатель антисемитского погромного листка «Штюрмер», назовёт его позже «имперганцией» или «проникающей заразой». Однако эта теория совершенно выпадала из теоретической парадигмы современной биологии нследственности, которая опиралась на теорию зародышевой плазмы, выдвинутой Августом Вейсманом, а также на заново открытые наследственные законы Менделя, и тем самым соответствовала современному уровню знаний о процессе человеческого зачатия. Это социально-биологическое движение впоследствии взяло на вооружение и «нордическую идею» Ганса Гюнтера.

На съезде партии вспыхнул острый конфликт между сторонниками обеих антисемитских теорий. Новый закон должен был бы остудить внутрипартийные идеологические конфликты и уравновесить общественные противоречия, создав прим этом законодательную основу для дальнейших антиеврейских акций и мероприятий.

«Закон о гражданстве Рейха» проводил чёткие различия между подданными государства и гражданами рейха. Согласно статье второй, гражданин может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность служить германскому народу и рейху». То есть, имперское гражданство не предоставлялось автоматически всем немцам или носителям нордической крови. От каждого требовалась лояльность и желание служить немецкому народу и рейху. Прежде чем получить гражданство, человек должен был доказать своим поведением, что выполнил эти непременные условия. В принципе эти условия можно было считать выполненными, если нет доказательств противного.Такая формулировка фактически означала лишение немецкого гражданства, в первую очередь, евреев и политически «неблагонадёжных» граждан (социалистов и коммунистов, противников нацистского режима и идеологии).

Вокруг содержания понятия «еврей» разгорелись особые споры. Так сторонники теории «имперганции» предусматривали присвоение статуса «еврея» немцу или «немке по крови» если они состояли в браке с евреем, в следствии чего их дети автоматически становились евреями. Против этого возражали юристы из министерства внутренних дел, приводя в свою поддержку тот аргумент, что административные структуры, нуждающиеся в устойчивых критериях идентификации личности, не будут удовлетворены столь расплывчатым понятием «еврей». Более того, это было бы опасно и сточки зрения биологии наследственности, ибо тем самым государство отступается от 50% ценной немецкой наследственной массы.

Поэтому новый закон проводил различия между евреями, метисами и лицами с германской кровью. Отличительным признаком принадлежности этих групп стала национальная принадлежность бабушек и дедушек. Лицом германской крови считался тот, в роду которого не было ни одного еврея. Евреем в Германии теперь считался тот, кто происходит от трёх чистокровных евреев – бабушек или дедушек. Получается, что для того, что бы стать евреем, надо было иметь отца или мать еврейку, у коих оба родителя были евреями. Довольно жёсткие и чёткие критерии. Охватывающие или еврейское население, или наиболее родственную им часть населения Германии. Вводилось понятие «полукровка» - лицо с примесью еврейской крови, которое в третьем поколении происходит от одного или двух чистокровных евреев. Это значит, что человек, имеющий еврейскую бабку по материнской линии и например деда-еврея по отцовской становился ½ евреем. Если он имел только одного деда или бабку еврея, то он считался ¼ евреем. Далее, в зависимости от предков евреев, найденных в генеалогическом древе, мог стать 1/8 или 1/16 евреем. Также, для сторонников теории имперганции были сделаны ещё некоторые уступки. К примеру, в 5 параграфе 2 абзаце «первого распоряжения к Закону о гражданстве рейха» вводятся дополнительные критерии идентификации человека как еврея:

1) Евреем считается тот, кто при издании закона принадлежал к еврейской религиозной общине или был принят в неё позже.

2) Тот, кто при издании Закона был в браке с евреем или вступил в брак с евреем позже.

3) Тот, кто рождён от брака с евреем в смысле абзаца 1, который был заключён после вступления в силу «закона о защите германской крови и чести» от 15 сентября 1935 года.

4) Тот, кто рождён то внебрачной связи с евреем.

Также, в законах имелись моменты, имеющие символическое значение. К примеру, 4 параграф «закона о защите немецкой крови и немецкой чести». Он запрещал евреям поднимать флаг рейха и земель, пользоваться цветами государственного флага. При этом во 2 пункте оговаривалось, что им разрешалось пользоваться цветами еврейской символики. Возможно, целью этого дополнения было упрощение идентификации лиц еврейской национальности в повседневной жизни, своего рода «предтеча» звезды Давида. Также, в параграфе 3 этого закона евреям не разрешалось нанимать домашнюю прислугу женского пола немецкой или родственной ей крови из числа подданных моложе 45 лет. В Германии считалось, что предел детородного возраста – 45 лет. Люди, старше этого возраста детей иметь не могут.

Стоит отметить, что люди, являющиеся «полукровками» являются полноценными гражданами рейха, и могут пользоваться всеми правами (Параграф 1 абзац 1, параграф 2 абзац 1 «первого распоряжения к Закону о гражданстве рейха»). Но между ними жёстко регулировались брачные отношения. Всю суть можно выразить в том, что единственным ограничением было недопущении увеличения количества еврейской крови. Да и подобные браки заключались только с разрешения «рейхсминистра внутренних дел и заместителя фюрера или же установленных им инстанций» (параграф 3 абзац 1 «первого распоряжения об исполнении Закона о защите немецкой крови и немецкой чести»), что безусловно давало административным структурам ещё один механизм воздействия на общество.

Таким образом, с одной стороны, законы соответствовали представлениям и сторонников теории имперганции, и сторонников министра финансов Шахта и юристов из министерства внутренних дел. Но был ещё один момент. Не все немцы были антисемитами. Отношение к антиеврейским погромам и акциям, осуществляемым членами СА было неоднозначным. Да и будущие Олимпийские игры, которые должны были пройти в Германии в 1936 году не должны были быть сорваны. А мировая общественность относилась к антиеврейским акциям нацизма отнюдь не поощрительно. Этим и объясняется общая нейтральность законов. Фактически, их формулировка не оговаривала усиления гонений на евреев. Все нормы, которые там указаны, существовали в германском обществе и до принятия нюрнбергских законов, пусть даже в виде должностных инструкций и распоряжений.

Например, до принятия закона о гражданстве евреи формально считались гражданами рейха, но фактически их положение было настолько угнетённым, что объявление их, согласно закону, не гражданами, а лишь подданными не явилось внезапным ущемлением в правах. Политическими правами они не обладали и до 1935 года, так как были удалены со всех общественных постов предыдущими законодательными актами. То же относилось и к параграфу о запрете смешанных браков: в Германии браки были гражданскими, совершались с согласия муниципальных властей. Благодаря «Закону о профессиональном чиновничестве» представителями этих муниципальных властей были в основном члены НСДАП, которые отнюдь не горели желанием заключать смешанные браки. Если брак совершался между представителями «арийской расы и иудейской расы», то муниципальные власти считали своим долгом разъяснить, какое влияние на его экономическое положение и личную свободу может оказать такой брак. Ещё летом 1935 года министр внутренних дел Функ рекомендовал откладывать «в долгий ящик» заявления на брак, подаваемые смешанными парами. Впрочем, по видимому сразу этот запрет ввести не удалось, или же он не давал тех результатов, которые ожидались. Возможно поэтому в августе 1935 года заместитель Гиммлера Гейдрих сетовал: «Чиновники, поступающие согласно велениям своей совести и запрещающие смешанные браки, нередко терпят поражение в судах», - и требовал запретительных законов.

Анализ текста этих законов показывает, что главный смысл, который в них вкладывали авторы, заключался не в фактическом усилении гонений против евреев. Принятие этих законов имело принципиально важное значение. Расовый принцип, до той поры идеологический, теперь был введён в немецкое законодательство, став общеобязательной государственной идеологией и законодательной нормой. Ни один другой законодательный акт не мог противоречить положениям нюрнбергских законов. Особенно это касалось вопросов чистоты расы и крови. В параграфе 6 «первого распоряжения к Закону о гражданстве рейха» говорится:

(1) Если в законах рейха или распоряжениях национал-социалистической рабочей партии и её подразделений предъявляются требования к чистоте крови, которые выходят за рамки параграфа 5, они остаются незатронутыми.

(2) Другие требования к чистоте крови, которые выходят за рамки параграфа 5, могут быть предъявлены только с согласия рейхсминистра внутренних дел и заместителя фюрера. Если требования такого рода уже существуют, они отменяются с 1 января 1936 года, если не были допущены рейхсминистром внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера. Заявления о допуске следует подавать рейхсминистру внутренних дел.

Ничего другого, как торжество национал – социалистической идеологии в стране это означать не могло. Также у нацистов появилось возможность придать законное юридическое обоснование всем антиеврейским акциям нацизма в будущем.

Глава 4.

СУДЬБОНОСНЫЙ ГОД.

1938 год стал ключевым в истории нацизма. Его название – «судьбоносный год» - взято из документа германского Министерства иностранных дел от 25 января 1939 года, а если точнее, из циркуляра Министерства иностранных дел Германии о политике правительства по отношению к евреям в 1938 году: «Конечная цель германской политики по отношению к евреям – это эмиграция всех евреев, живущих в пределах рейха…» Одна из первых фраз в этом документе гласит:

«По-видимому, не случайно, что 1938 год, судьбоносный год, не только лучше раскрыл понятие великой Германии, но и, в то же время, приблизил решение еврейского вопроса. Политика Германии по отношению к евреям была и причиной, и следствием событий 1938 года».

Важно отметить, что этот документ датирован 25 января 1939 года – то есть он вышел всего за пять дней до речи Гитлера в рейхстаге в честь шестилетия прихода к власти. В этой речи Гитлер излагает свою политическую концепцию по поводу общей ситуации в Европе, в том числе, говоря о возможноcти скорой войны и о политике по отношению к евреям. В «еврейской части» своей речи фюрер впервые публично высказывает открытую угрозу по отношению к евреям: «И сегодня я опять буду пророком: если международные еврейские финансисты в Европе и за её пределами сумеют ещё раз втянуть народы в мировую войну, то результатом войны будет не большевизация мира и, следовательно, триумф еврейства, а уничтожение еврейской расы в Европе».

Циркуляр германского МИДа, выпущенный в январе 1939 года связывает антисемитскую политику с общим ходом событий того года и превращает её в один из факторов внешней политики Германии в 1938 году. Поэтому было бы логично говорить о антисемитской политики третьего рейха в общем контексте событий 1938 года.

До 1938 года нацисты старались избегать крупных антиеврейских акций. До 1935 года это объяснялось молодостью нового режима и слабостью германской армии и экономике. Нацисты удалили евреев из сферы государственного управления и публичной общественной жизни. В 1936 году в стране проходили олимпийские игры, и нацистам надо было создать образ респектабельной и благополучной Германии, с коим антисемитизм никак не вязался. Но ситуация резко изменилась с входом войск вермахта в демилитаризованную Рейнскую область 7 марта 1936 года и началом гражданской войны в Испании в июле того же года. К середине 1937 года западные державы продолжали проводить политику невмешательства в испанские события, как бы не замечая итало-германское вмешательство в конфликт на стороне генерала Ф.Франко. Постепенно политика невмешательства трансформировалась в политику умиротворения фашистских диктаторов на европейском континенте. В то же время, нацисты, оценив ситуацию, решили перейти в наступление. 5 ноября 1937 года состоялось совещание в имперской канцелярии в Берлине, вошедшее в историю как «хосбахское совещание», на котором Гитлер объявил о своём стремлении аннексировать Австрию и часть Чехословакии. 13 марта 1938 года территория Австрии была присоединена к Германии. Аншлюс явился первым распространением нацисткой власти за границы Германии. После аншлюса в Вене появляются сотрудники «еврейского» отдела гестапо для осуществления политики вынужденной эмиграции по отношению к более чем 200 тысячам австрийских евреев. В документе германского МИДа говорится: «Однако необходимость радикального решения еврейского вопроса проистекала и из событий внешней политики, которые привели к прибавлению 200,000 исповедующих иудейскую религию в Австрии к 500,000 евреев, жителей прежнего рейха…» Результатом присоединения Австрии стало резкое обострение еврейского вопроса уже в общеевропейских масштабах, приведшее к появлению еврейских беженцев, или же, по её кодовому названию, «проблема политических беженцев».

Политика нацистских властей, направленная на выселение евреев из Германии, а позднее и из Австрии, вынудили десятки тысяч человек покинуть страны, где они родились и выросли. Однако беженцев становилось всё больше и игнорировать из становилось невозможно.

Международная конференция, посвящённая вопросам еврейских беженцев, проходила во французском курортном городе Эвиан-ле-Бен с 5 по 16 июля 1938 года. Рузвельт обратился с призывом к руководителям демократических стран всего мира обсудить вопрос о предоставлении убежища политическим беженцам. В Эвианской конференции участвовали представители США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Австралии, Новой Зеландии, ряда стран Латинской Америки. Из циркуляра германского МИДа: «Американский президент Рузвельт, который, как известно, окружён целым рядом «еврейских советников», уже в 1938 году призвал к созыву международной конференции для решения вопроса о беженцах, которая состоялась в Эвиане но не принесла реальных результатов… На вопрос, куда следует направить еврейскую эмиграцию, на Эвианской конференции также не нашлось ответа, поскольку каждое из государств-участников, заявляя о своей принципиальной готовности принять участие в решении проблемы беженцев, объявило о невозможности принять в своих пределах большое количество еврейских мигрантов… Даже эмиграции в размере 100,000 евреев хватило, чтобы многие страны как минимум подняли вопрос о еврейской опасности».

В выступлениях участников прозвучало ярко выраженное нежелание подавляющего большинства стран открыть свои границы перед преследуемыми евреями. Открывая конференцию, представитель США заявил, что его страна уже сделала всё возможное, впустив в 1938 году 27370 человек, то есть, полностью использовав въездную квоту для беженцев из Германии и Австрии. Представитель британского правительства отметил, что непосредственно на своей территории Великобритания не может разместить беженцев из-за перенаселения и большого числа безработных. Правда, потом Англия заявила, что готова принять небольшое число беженцев в своих колониях в Восточной Африки. В тоже время она категорически отказалась пересмотреть квоту на въезд евреев в Палестину, которая была установлена в 75 тысяч человек в течении пятилетнего периода. Франция заявила, что она уже приняла максимальное число беженцев. Такую же позицию заняла Бельгия. Нидерланды были готовы стать транзитным пунктом для беженцев, направляющихся в другие страны. Австралия объяснила свой отказ впустить беженцев из Европы тем, что в стране нет конфликтов на национальной почве, и она не хочет их возникновения. Канада и ряд других стран Латинской Америки заявили, что в следствии экономического кризиса и большой безработицы они не могут принять беженцев. Только одна страна – Доминиканская Республика – изъявила готовность принять большое число беженцев, предоставив под их размещение земельные участки.

Действительно, западные страны, несмотря на свою риторику, направленную на защиту евреев, отнюдь не горели желанием «приютить» беженцев у себя. Дальше всех пошла Швейцария. 24 июня 1938 года начальник федеральной полиции Швейцарии доктор Генрих Ротмунд сообщил германской дипломатической миссии в Берне, что необходимо предпринять шаги против «засилья» в Швейцарии венских евреев. Он заверил германского министра, что Швейцарии евреи так же не нужны, как и Германии. 10 августа швейцарский посол в Германии позвонил в берлинский офис главы отдела по политическим вопросам Министерства иностранных дел Германии. Он сообщил, что число въезжающих в Швейцарию евреев достигло «чрезвычайных размеров», что только за один день в Базель прибыло 47 евреев и что швейцарское правительство твёрдо намерено не допустить «евреефикации» своей страны. При этом он потребовал остановить безвизовый въезд немцев в Швейцарию. Однако было одно условие, при котором Швейцария соглашалась отказаться от этого требования: немцы должны были пометить паспорта всех своих евреев, так чтобы их можно было сразу же опознать. 29 сентября Швейцария и Германия заключили официальное соглашение, по которому Германия обязалась пометить паспорта всех своих евреев. В паспортах всех евреев рядом с именем была поставлена большая, размером три сантиметра, красная буква «J». А за полтора месяца до этого, 17 августа 1938 года вышло постановление об измене имён евреев. Каждому еврейскому мужчине обязали добавить к имени «Израиль», а каждую еврейскую женщину – «Сара». Это было юридическим средством, которое выделяло евреев и не давало им скрыться.

Таким образом в Европе сложилась двоякая ситуация. С одной стороны была Германия, которая хотела всеми способами «выдворить» евреев из страны. С другой стороны была Западная Европа и США. Они критиковали Гитлера за его антисемитскую политику, но помогать немецким евреям фактически, к примеру предоставив им «политическое» убежище, они явно не собирались. Сложилась ситуация, когда нацистская Германия получила полную свободу действий, во внешней политике, в то время, как европейские политики демократических государств критиковали, но не оказывали нацистам никакого «активного» противодействия. Наиболее наглядно это проявилось на Мюнхенской конференции, проходившей 28-29 сентября 1938 года. В конференции участвовали Германия, Великобритания, Франция, и Италия. На ней было принято решение удовлетворить претензии Германии на Судетскую область Чехословакии. Конференция проходила без участия Чехословакии.

Стоить заметить, что Германия всеми силами старалась спровоцировать международную общественность и вынудить страны запада принимать еврейские эмиграционные потоки. 18 июня 1938 года было организовано пикетирование еврейских магазинов в Берлине – впервые после 1933 года – и Хью Вильсон, доложив из американского посольства, что за последние месяцы из провинции в Берлин прибыло дополнительно 3 тысячи евреев, предупредил, что в немецкой прессе было выражено неудовлетворение низким темпом еврейской эмиграции из Германии.

В течении всего 1938 года проводились многочисленные мероприятия, направленные на подчёркнутое противопоставление евреев немцам. 16 июля 1938 года работникам системы безопасности запретили ночевать в еврейских гостиницах и пансионах. 23 июля евреев обязали всегда носить при себе удостоверение личности. 27 июля было принято решение переименовать улицы, названные в честь евреев. 31 августа ввели ограничения на почтовые отправления для евреев, на обратной стороне почтовых отправлений, предназначенных для немцев, появилась надпись – «не для евреев». 5 сентября на заграничных паспортах евреев была вытеснена буква «J». Но даже в совокупности все эти акции не причиняли евреям экономического или физического ущерба. Они были призваны оказывать в первую очередь психологическое давление на мировую общественность. Всё с одной целью – выдворить евреев из страны.

15 октября 1938 года правительство Польши принимает решение привести в исполнение закон от 31 марта того же года, согласно которому лица, оставшиеся за пределами Польши в течении нескольких лет, могут быть лишены гражданства. Это означало, что 55 тысяч польских евреев, предположительно живущих в Германии, по выбору могли быть оставлены там навсегда. А 29 октября 1938 года стало крайним сроком для обновления польских паспортов. Немцы начали депортировать евреев в Польшу.

27 октября около 16 000 евреев-подданых Германии с польским гражданством изгоняют в Польшу, в район пограничного местечка Забуншин. Поляки отказались их принять, и изгнанники метались между двумя сторонами границы. Среди них была и семья Гриншпанов. Гершель Гриншпан (прил.4), один из сыновей, не был среди них, поскольку проживал в Париже. 3 ноября 1938 года он получил открытку от одной из сестёр, в которой та описывала сложившуюся ситуацию. Послание не содержало особых жалоб. Но так или иначе, Грюншпан поступил как посчитал нужным. Утром 7 ноября 1938 года он стрелял в Эрнста фон Рата. Скончался фон Рат спустя два дня, 9 ноября 1938 года. Так случилось, что этот день,по невероятному стечению обстоятельств, совпал с годовщиной пивного путча в Мюнхене.

Германское руководство среагировало моментально. Именно выстрел Гершаля Грюншпана и стал предлогом для всегерманского еврейского погрома. Собственно, в Германии к такому погрому всё было готово настолько давно, что для «взрыва» нужен был лишь повод, не важно – будь то случай или спланированная провокация. Нельзя уверенно судить, спланировали ли эту провокацию сами немцы, или это событие произошло по воле случая, но оно было чрезвычайно выгодно нацистам. Единственное о чём можно говорить точно, это о необходимости и логичности произошедшего. Следы самого Грюншпана были утеряны после 1942 года.

В ночь с 9 на 10 ноября всю Германию, аннексированную Австрию и Судетскую область Чехословакии охватили погромы. Спровоцированные главным образом руководителями нацисткой партии, членами СА и гитлеровской молодёжной организации. «Хрустальная ночь» получила своё название от осколков стекла, покрывших улицы Германии и положивших начало погромам. Это были осколки разбитых окон синагог, домов, магазинов и частных учреждений, принадлежавших евреям, разрушенных или разворованных. Согласно официальному отчёту, посланному 11 ноября 1938 года Герингу: за грабёж было арестовано 174 человека. 815 разгромленных магазинов, 29 подожжённых или разгромленных универсальных магазинов, 171 подожжённый или разрушенный жилой дом. 191 синагога была подожжена и ещё 76 полностью разгромлены. Были подожжены 11 домов еврейских общин, молитвенных домов и т.п. и ещё три полностью разрушены. Арестовано около 20 000 евреев, 7 арийцев и 3 иностранца. Последние были взяты под арест, чтобы обеспечить их личную безопасность. Получены сообщения о 36 смертных случаях и также о 36 случаях тяжёлого ранения. Все убитые или раненые – евреи. Власти позволяли толпе бесчинствовать, что создавало ощущение спонтанных волнений. Но это ощущение было ошибочным. Даже если бегло взглянуть на пункты особого распоряжения Гейдриха, то становится понятным обратное.

1) Разрешается принимать лишь такие меры, которые не угрожали бы жизни и имуществу немцев (например: сожжение синагог разрешается только если нет опасности для окружающих домов)

2) Лавки и дома евреев разрешается только лишь громить, но не грабить. Полиции предписано контролировать выполнение этого распоряжения и арестовывать мародёров.

3) В торговых районах следует обращать внимание на то, чтобы лавки неевреев были любой ценой защищены от ущерба.

4) Иностранных подданных – даже евреев – не следует беспокоить.

«При условии, что указания пункта 1 будут выполнены, полиция не должна останавливать происходящие демонстрации и при этом, следить за исполнением указаний.

События «Хрустальной ночи» стали одним из самых важных, поворотных моментов в национал-социалистической антисемитской политики. Историки отмечают, что после погрома осуществление антиеврейской политики стало интенсивно концентрироваться в руках СС. Нацистский режим расширил и укоренил меры, направленные на вытеснение евреев из экономической и социальной жизни, постепенно продвигаясь сначала к политике насильственной эмиграции, а в конечном итоге к реализации плана «Германия свободная от евреев».

После демонстрации последовал новый виток антиеврейских законов и постановлений. Сразу после демонстрации вышло постановление «Об искуплении своей вины евреями - германскими гражданами» от 12 ноября 1938 года. В нём имеется два примечательных момента. Первый из них – на всех германских евреев налагается контрибуция в 1 млрд. марок в пользу Германской империи. И второй момент – причина, которой объясняется факт взимания контрибуции – «враждебное отношение еврейства к германскому народу». Пролить свет на причину принятия такого решения помогает фраза Геринга, произнесённая на имперском совещании министерства, посвящённом событиям «хрустальной ночи»: «Я сейчас придерживаюсь того мнения, что эти экономические меры следовало бы подкрепить рядом политических акций. Необходимо провести культурные мероприятия, чтобы всё стало ясным. И евреи ещё на этой неделе разбегутся из Германии по всему свету.» Как видно из этой фразы, погром не был целью нацистов – скорее средством, с помощью которого можно было бы оказать психологическое давление на страны, выступающие в защиту немецких евреев, но не желающих «принять» их, как эмигрантов, у себя. Следует учесть и ещё один любопытный момент. Это высказывание Гейдриха: «Я также хотел бы с чисто полицейской точки зрения сделать несколько предложений в пользу изоляции. Эти предложения имеют ценность ввиду их психологического воздействия на общественное мнение. Например указать, что каждый еврей, согласно духу нюрнбергских законов, обязан носить определённый отличительный знак, чтобы отличать евреев. Этот шаг облегчит нам многое другое – в эксцессах я не вижу опасности - и, кроме того, это облегчит также наши отношения с иностранными евреями». Потом он же дополнит: «Отличительный знак. Тем самым можно было бы избежать убытков, которые причиняются иностранным евреям благодаря тому, что они по своей внешности не отличаются от наших евреев». Возможно, причиной такой риторики является тот факт, что «среди убитых евреев насчитывается один, а среди раненых два польских еврея»

Стоит обратить внимание на формулировку «иностранные евреи». Нацисты проводили чёткое различие между «немецкими евреями» и «иностранными евреями». С одной стороны, это может показаться нелогичным, особенно если рассматривать вопрос с точки зрения идеологических канонов национал-социализма. Идеологи нацизма не проводили никаких различий между «немецкими» и «иностранными» евреями. Но в стенограмме заседания видно обратное. Возможно нацисты не хотели портить свои отношения с правительствами других государств. Но так или иначе, это является показателем политики нацистов по отношению к евреям. Политики морального, а в случае антиеврейских погромов, и прямого физического воздействия. Воздействия, целью которого было спровоцировать бегство евреев из Германии. Чем можно объяснить такую позицию? Вероятно, нацистские лидеры стали заложниками своей собственной идеологии. С одной стороны на них оказывали давление партийная масса и приверженцы антисемитизма в Германии. Была ли Германия тоталитарным государством, или нет, но любому политическому режиму нужны сторонники. А любое крайнее радикальное политическое течение, неспособное подстраиваться под политические реалии вынуждено опираться на определённый, узкий слой населения, поддерживающий эти политические взгляды. К моменту прихода нацистов к власти евреи считались мощным политическим противником, разумеется в контексте их связи с социал-демократами и коммунистами. Но уже к 1935 году они были вытеснены практически из всех сфер общественной жизни и государственного управления. Противник был повержен. Единственным возможным вариантом могло быть или физическое уничтожение евреев, или политика относительного умиротворения по отношению к евреям, так как полное прекращение всех антисемитских акций, направленных против евреев, противоречило идеологическим канонам нацизма. С другой стороны была Европа и США. Политика, проводимая нацистами относительно евреев, не вызывала восторга у международной общественности. Единственным мотив, которым можно было объяснить терпимое отношение к нацистам, это «антикоммунизм». Даже в самом немецком обществе существовали разногласия на почве антисемитизма. Единственным возможным вариантом избавить Германию от евреев, и не испортить свою репутацию окончательно – выселить евреев из Германии. В доказательство этому можно привести документ. Распоряжение Геринга о «приготовлении организационной, деловой и материально-технической базы к истреблению евреев». Там есть такой отрывок: «В дополнении к уже переданному Вам приказу от 24.11.1939 года заданию осуществить решение еврейского вопроса в форме эмиграции или эвакуации, наиболее подходящей для современных условий…».

Есть ещё один документ в котором приводится подтверждение этой теории. Это протокол Ванзейской конференции. «По распоряжению рейхсмаршала в январе 1939 года было создано имперское управление по эмиграции евреев, руководство которым было возложено на начальника полиции безопасности и СД. Управление имело специальную задачу:

А) предпринять все меры для подготовки усиленной эмиграции евреев

Б) направлять поток эмигрантов

В) ускорять осуществление эмиграции в каждом отдельном случае.

Цедь всего вышеперечмсленного – легальным путём очистить германское жизненное пространство от евррев».

В стенограмме «Имперского совещания министров» упоминается ещё один принципиально важный момент. Это слова Гейдриха: «Все эти мероприятия практически неизбежно приведут к организации гетто. Я должен сказать, что сегодня не нужно собираться строить гетто. Но всеми этими мероприятиями евреи автоматически будут вытеснены в гетто, в той форме, как это намечено». Далее последовали предложения отобрать у евреев права, запретить посещать целебные воды и больницы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод что нацисты до 1938 года не собирались уничтожать немецких евреев физически. В уже вышеупомянутом циркуляре Германского МИДа говорится: «Конечная цель германских властей по отношению евреям – это эмиграция всех евреев, живущих в пределах рейха…». Скорее всего, понимания, что далеко не все жители Германии, не говоря уже о европейских странах - антисемиты, они хотели рассеить евреев по миру, делая расчёт на то, что местные жители отнюдь не будут рады таким соседям, особенно учитывая количество. В циркуляре МИДа так и говорится говориться: «Германский интерес состоит в продолжении рассеивания еврейства. Те соображения, что таким образом будут образованы антигерманские центры, не учитывают того феномена, который уже сейчас можно заметить во всех частях света, когда поток евреев вызывает сопротивление местного населения, что служит наилучшей пропагандой германской политики по отношению к евреям. В Северной и Южной Америке, во Франции, в Голландии, в Скандинавии и в Греции – везде, куда устремился поток еврейской эмиграции, уже сегодня можно отметить существенный рост антисемитизма.» Исходя из этой формулировки, поведение стран Западной Европы, США во время Эвианской конференции не кажется иррациональным. Даже если рассмотреть «Первое политическое сочинение Гитлера» (16.01.1919.) то становится понятно, что нацисты не собирались изначально уничтожать евреев: «Антисемитизм, носящий чисто эмоциональный характер, находит своё отражение в погромах… Но антисемитизм рациональный должен принять форму законной борьбы, целью которой будет ликвидация привилегий для евреев, которыми они пользуются в отличии от всех иностранцев, живущих среди нас. Но конечной целью рационального антисемитизма должна быть, несомненно, тотальная депортация евреев». Решение еврейского вопроса до начала Мировой войны было возможно только «мирным» путём. Депортация – эта мера, которая позволяла нацистам избавить Германию от евреев и при этом, не испортить свою репутацию, избежав ответственности за физическое уничтожение евреев.

С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом - ставилась задача сплотить немцев в некую "народную общность", на втором - превратить ее в "общность боевую".

Для сплочения немцев в единую общность необходимо было очистить арийскую расу от "чужой крови", преодолеть классовые, конфессиональные, идеологические противоречия, что достигалось путем устранения политических партий, кроме НСРПГ, чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских, верных "фюреру и рейху", а также путем "унификации государственного аппарата" и пр. Проделав эту "внутреннюю работу", Германия, по плану Гитлера, могла приступить к работе "внешней", важнейшей задачей которой являлось завоевание жизненного пространства, вытеснение живущих там народов, главным образом народов Восточной Европы, путем беспощадной, кровопролитной войны.

Смена гитлеровских "этапов" нашла непосредственное отражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. 24 марта 1933 г. рейхстаг принимает Закон "Об устранении бедственного положения народа и государства", на основании которого правительство получает законодательные права, в том числе и по вопросам бюджета. Допускалось также, что нормы законов, принятых правительством, могут прямо уклоняться от норм Конституции 1919 г., формально продолжавшей действовать (с одной упраздненной вскоре оговоркой - "если они не имеют объектом рейхстаг и рейхсрат"). В законе специально подчеркивалось, что договоры с иностранными государствами и их исполнение не нуждаются в утверждении парламентом. Формально закон был принят как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно действующим основным законом фашистского государства.

После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. по постановлению правительства должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрирована в руках Гитлера - "вождя" и пожизненного рейхсканцлера, которому было предоставлено право не только назначать имперское правительство, всех высших должностных лиц империи, но и своего преемника. С этого времени Гитлер начинает планомерное уничтожение всех возможных путей оппозиции, что было прямым воплощением программных установок нацистов и основного внедряемого ими требования - фанатичного, слепого подчинения воле "фюрера германского народа". тоталитарный режим фашистская германия

Вслед за запрещением Коммунистической партии в марте 1933 г. в мае того же года были распущены все профсоюзы, в июне 1933 г. вне закона была объявлена Социал-демократическая партия. Другие действовавшие до прихода к власти Гитлера партии "самораспустились". В июле 1933 г. было запрещено законом существование каких бы то ни было политических партий, кроме фашистской и руководимых ею организаций.

Проводя "интеграционную политику государства и партии", нацисты "унифицировали" не только партии, но и прессу.

В декабре 1933 г. издается Закон "Об обеспечении единства партии и государства", объявляющий фашистскую партию "носительницей немецкой государственной мысли".

В соответствии с этим законом лично Гитлером формировался и фашистский рейхстаг (на основе списков, "одобренных" плебисцитом), а на посты министров и другие должности назначались только лица из нацистской партийной верхушки. Более того, впоследствии было предписано, что любое назначение на государственную должность, произведенное без согласия соответствующего органа фашистской партии, будет считаться недействительным.

В целях дальнейшей концентрации власти, или "унификации политического режима в империи и областях", Законом от 7 апреля 1933 г. "О слиянии областей с империей" во все земли стали назначаться, как правило, из гауляйтеров нацистской партии, наместники (штатгальтеры), облеченные всеми властными полномочиями. 30 января 1935 г. был принят новый Закон "Об имперских наместниках".

Имперские наместники, согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях "представителями имперского правительства", в задачу которых входило "наблюдение за выполнением политических директив фюрера и рейхсканцлера".

В 1935 г. положением "О германских общинах" были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями нацистов. Ему же вверялось право верховного надзора за всеми общинами.

Проводились чистки государственного аппарата от "несоответствующих лиц", от всех тех, кто начал работать в аппарате после 1918 г., от лиц неарийского происхождения", запрещались браки чиновников с "неарийками" и пр.

Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Это переплетение между тем не означало их полного слияния.

Важным звеном механизма фашистской диктатуры стали органы, осуществляющие широкомасштабную идеологическую обработку немецкого народа. В марте 1933 г. было создано министерство общественного просвещения и пропаганды, руководимое Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. В ведении министерства общественного просвещения и пропаганды была "имперская палата культуры", контролирующая музыку, изобразительное искусство, театр. Культурная политика "Третьего рейха" была направлена на создание "идейно однородного общества в расовом и мировоззренческом плане", на превращение литературы и искусства "в боевое оружие партии". При этом специальный надзор устанавливался "за духовным и мировоззренческим обучением и воспитанием партийных кадров", с этой целью в 1934 г. было создано даже специальное государственное ведомство. Из академии литературы изгонялись либерально и демократически настроенные лучшие представители немецкой культуры, а также "расово недостойные" лица, получившие впоследствии название "недочеловеков".

Особое внимание в стране уделялось обработке в духе милитаризма, шовинизма и расизма молодежи, контроль над умонастроением которой осуществлялся фашистскими молодежными организациями (Юнгфольк, "Гитлерюгенд" и др.). Лидер "Гитлерюгенда" официально именовался "лидером молодежи Германского рейха" и нес персональную ответственность перед Гитлером как фюрером и как рейхсканцлером.

Нацисты создали мощный террористический аппарат, который начал складываться еще до прихода их к власти. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды - "служба порядка" фашистов, которой отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков на митингах левых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. "служба порядка" получила название "штурмовых отрядов" (СА). В отряды СА привлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры, разорившиеся лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда.

В состав СС (Службу безопасности) входили "общие отряды", включающие руководство нацистской партии, представителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхушку фашистской интеллигенции, а также вооруженные "специальные отряды", созданные для выполнения особых задач фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гитлера и подразделений "мертвая голова", осуществляющих разнообразную деятельность по подавлению противников фашистского режима.

В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.

В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, подведомственное Гиммлеру, как рейсхфюреру СС, который вместе с министром внутренних дел Фликом планировал осуществление террористических акций как в своей стране, так и на оккупированных территориях. Так, летом 1940 г. Фликом и Гиммлером было издано постановление об уничтожении "бесполезных для военных целей" душевнобольных, калек, престарелых. Во исполнение его было создано Имперское общество лечебных и попечительских учреждений, в которых было умерщвлено 275 тыс. немцев.

Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной измене следовало за любой вид оппозиционной режиму деятельности.

Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый Народный трибунал по вопросам государственной измены, в котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия.

Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках, например, в 1944 г., военно-полевые суды ежемесячно выносили по 10 тыс. приговоров.

Агрессивные цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства фашистского государства в экономику.

Закон "О подготовке органического построения народного хозяйства" от 27 февраля 1934 г., воплотивший нацистские идеи "фюрерства" и "самоуправления" в промышленности (как и в других сферах экономики), предписывал образование хозяйственных объединений, которые становились единственными представителями соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на "имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства.

В 1935 г. на основе секретного Закона "Об имперской обороне" был учрежден Совет имперской обороны и особое ведомство - Управление генерального уполномоченного по военной экономике.

В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.

Основополагающим принципом проекта нового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г., стала формула: "право - это то, что полезно народу и рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия "собственность", "юридическое лицо", отвергалась такая его форма, как "общество с ограниченной ответственностью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и партийный контроль. В ст. 70 Закона "Об акционерных обществах", принятого в 1937 г., прямо указывалось, что правление акционерного общества "должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и рейха".

Целям подготовки и ведения войны была подчинена и политика нацистов по отношению к рабочим - политика тотального контроля над ними. Сразу же после захвата власти фашисты разогнали рабочие профсоюзы, создали "Немецкий трудовой фронт" в качестве единой, официально объявленной организации рабочих, примыкавшей к Национал-социалистской партии, к которой перешли кассы, газеты, помещения бывших профсоюзов. В нее были включены и предпринимательские союзы, а предприниматели объявлялись "вождями" предприятий. На основании Закона "О порядке национального труда" 1934 г. и других нормативных актов им предоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль "беспристрастного посредника" между предпринимателями и рабочими отводилась фашистскому Министерству труда. Для отдельных экономических районов это министерство назначало из крупных предпринимателей "опекунов труда".

В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если этого требовали задачи "особого государственно-политического значения". А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время.

В целях дальнейшей концентрации военной власти в своих руках Гитлер ликвидировал в 1938 г. военное министерство как промежуточную инстанцию между ним и армией, превратив его из военно-политического управления в свой личный штаб верховного командования вооруженных сил (ОКВ), центральным органом которого стал штаб оперативного руководства.

Верховному главнокомандующему непосредственно подчинялись главнокомандующие сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил со своими генеральными штабами.

В марте 1938 г. к Германии было присоединено независимое государство Австрия. Следующей жертвой фашистской агрессии стала Чехословакия. В результате Мюнхенского соглашения, заключенного в сентябре 1938 г. Англией, Францией с фашистской Германией, Чехословакия лишилась значительной части своей территории, присоединенной к рейху. Это был разгром независимого государства без военных действий, за которым последовала в 1939 г. и военная оккупация страны. В сентябре 1939 г. гитлеровцами была захвачена Польша. В июле 1940 г. немецкие войска заняли Париж, затем последовали новые победы агрессора. К моменту нападения на СССР Германия контролировала обширные территории Центральной и Восточной, большую часть Западной и Северной Европы.

В ходе второй мировой войны, в которой участвовало 61 государство, было убито более 50 млн. человек, 11 млн. уничтожено в фашистских концлагерях, 95 млн. стали инвалидами. Главную же тяжесть войны вынес на своих плечах Советский Союз, который в течение 4 лет вел Великую Отечественную войну, стоившую около 30 млн. жизней его граждан. Советскому Союзу принадлежит решающая роль в разгроме фашистской военной машины, а вместе с ней одного из самых реакционных и агрессивных, претендующих на мировое господство государств в человеческой истории.

Серию законов, которые лишали всех прав еврейское население Третьего Рейха, комментировал юрист Ганс Глобке Фото Deutsches Bundesarchiv

15 сентября 1935 года в Германии по инициативе нацистов приняты "Нюрнбергские законы", которые фактически лишали всех прав немецких евреев. Однако юридические комментарии к законам, придав им стройность, написал не нацист. Им оказался правовед Ганс Глобке, судьба которого совсем по-разному сложилась в двух немецких государствах, возникших после Второй мировой войны.

Всеобщая воинская повинность, отмена регламента Рейхстага и "нюрнбергские законы"

В середине сентября 1935 года депутаты Рейхстага собрались в Нюрнберге на очередное заседание. К этому времени почти все они были членами Национал-социалистической немецкой рабочей партии, которую возглавлял Адольф Гитлер. Последний, естественно, тоже появился в Нюрнберге. "Члены Рейхстага 15 сентября приветствовали фюрера троекратным „хайль“ и стоя выслушали первый куплет песни Horst Wessel (о ней и истории ее создателя Право.Ru писало )", — записано в протоколе заседания.

Этот день запомнился потомкам двумя событиями: во-первых, в Германии ввели всеобщую воинскую повинность и страна открыто взяла курс на войну, во-вторых, приняли пакет законов, которые вошли в историю под названием "Нюрнбергских".

Кроме того, была введена невиданная доселе для Германии методика формирования повестки дня парламента. Министр внутренних дел Третьего рейха и одновременно глава фракции национал-социалистов в Рейхстаге Вильгельм Фрик заявил в своем выступлении, что регламент Рейхстага устарел и совершенно не отвечает современным реалиям. "Поэтому, — сказал он. — Нынешний регламент утрачивает силу вплоть до опубликования нового, а до этого момента глава Рейхстага будет самостоятельно решать, какие вопросы включать в повестку дня, а какие нет". С учетом состава депутатов Рейхстага это предложение встретило всеобщую поддержку, а новый регламент палаты так и не был опубликован: несогласных на поверхности политической жизни Германии той эпохи не было, но ее лидерам претили любые формы коллегиальности, пусть даже и контролируемой.

Состав и суть "Нюрнбергских законов"

Три "Нюрнбергских закона" были приняты единогласно и моментально вступили в силу. "Закон о государственном флаге" (Reichsflaggengesetz, немецкий текст смотрите ) - первый из "Нюрнбергских законов" — закреплял за свастикой роль "флага нации и Рейха", а два других сформулировали новую расовую идеологию, согласно которой все немецкие граждане разделялись на несколько категорий. Каждая имела свои права, а некоторые лишались всех.

Второй из "нюрнбергских законов" — "Закон о гражданстве" (Reichsbürgergesetz, немецкий текст доступен ) — разделял всех живущих в Германии людей на две группы. "Гражданином Рейха, — сказано в нем, — может быть только немец, который доказал преданность своему народу и Рейху на деле". Только граждане Рейха наделялись политическими правами. Вторая по численности национальная группа страны — евреи — оказалась вне правового поля.

Но, пожалуй, самым важным законом был третий — "Закон об охране немецкой крови и немецкой чести" (Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre", по-немецки доступен , по-русски ). Его целью было обеспечить так называемую "чистоту немецкой крови". Для этого нацисты запретили браки и внебрачные отношения между чистокровными немцами и евреями.

Официальный комментатор воли Гитлера

В марте 1935 года статс-секретарем германского Министерства внутренних дел стал Вильгельм Штуккарт . Этому чиновнику и одному из его подчиненных, Гансу Глобке, было поручено сделать юридический комментарий к "Нюрнбергским законам", который, по выражению одного из нацистских бонз, "должен был войти во все учебники юриспруденции".

Реально всю работу проделал Глобке. Он подошел к ней со всей основательностью, на которую только способен немец. Поначалу он разъяснил, кого, собственно говоря, касаются принятые законы. Задача была не из легких, ведь требовалось юридически точно определить, кто такие "полные евреи", "евреи наполовину" и "евреи на четверть", ведь в законе всем им отводилось разное место. Особая путаница могла возникнуть тогда, когда речь шла о браках между чистокровными немцами и, например, "евреями на четверть". Кем считать их детей?

Глобке нашел "изящный" выход. Он ввел понятие "еврей на одну восьмую". "Например, еврей на три восьмых - тот, у кого была бабушка-еврейка и дед-еврей-наполовину или наоборот", — иллюстрирует юрист свою теорию.

Разрабатывая ее, он даже проясняет, как следует классифицировать немцев, перешедших в иудаизм: "Немец, перешедший в иудаизм, должен по-прежнему считаться немцем, однако по отношению к своим внукам он будет евреем наполовину".

Что такое "отношения"? Пояснение Глобке и реальная практика

Не до конца понятным оставалось, что законы понимают под словом "отношения" (в немецком оригинале довольно неоднозначное "Verkehr").

В декабре 1936 года один из немецких судов пояснил, что под "отношениями" следует понимать "все контакты между противоположными полами, цель которых - получение сексуального удовольствия хотя бы одним из участников". Глобке горячо приветствовал такое толкование.

Однако на практике германская юстиция пошла дальше. Уже через несколько месяцев Гамбургский суд приговорил мужчину-импотента к двум годам тюрьмы лишь за поцелуй с еврейкой. Статистика свидетельствует, что уже в 1937 году как минимум 400 человек были осуждены за подобные, на первый взгляд совершенно невинные, действия. Более того, под давлением Гестапо и Министерства юстиции Рейха, даже незначительно нарушившим "Нюрнбергские законы" немцам суды давали все большие сроки и в конце концов стали карать тюрьмой даже простое прикосновение к еврею.

Разные судьбы одного человека

После окончания Второй мировой войны Вильгельм Штуккарт был осужден как военный преступник. Отсидев в тюрьме положенный срок, он вышел на свободу и погиб в автомобильной катастрофе в ноябре 1953 года. Сегодня этого человека мало кто помнит. Другое дело - его бывший коллега и подчиненный Глобке.

Во время всех послевоенных процессов он проходил только как свидетель, а в 1953 году стал одним из самых близких советников канцлера Аденауэра. Оппозиция подвергала это назначение жесточайшей критике. В пылу полемики Глобке даже называли "юридической проституткой".

А в ГДР Глобке вообще объявили военным преступником. В газетах появились карикатуры с его участием, сопровождаемые подписями типа "гитлеровский палач на службе у Аденауэра". Кроме того, в Восточной Германии вышла целая книга под названием "Глобке и истребление евреев" (Globke und die Ausrottung der Juden), которую подготовил финансируемый гэдээровским правительством "Комитет немецкого единства".

В издании сочетались документально подтвержденные факты с откровенной ложью. Например, Глобке обвиняли в массовых убийствах евреев чуть ли не собственными руками. Вероятно, целью авторов было дестабилизировать политическую обстановку в ФРГ, вызвав волну возмущения против Глобке.

В довершение к этому Верховный суд ГДР заочно приговорил Глобке к пожизненному заключению "за военные преступления и преступления против человечности" (документы по этому делу смотрите ). Однако западный сосед не обратил внимания на всю эту шумиху. Во всяком случае, карьере Глобке она не принесла видимого вреда. В 1963 году Аденауэр в зените славы ушел в отставку с поста канцлера, перед этим наградив своего советника орденом за заслуги перед новой Германией.

Похожие публикации