Открытое занятие солнечная система в старшей группе. Конспект внеклассного занятия "планеты солнечной системы" план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Елена Тараненко

Развивающее занятие в старшей группе на тему : «Солнечная система »

Тараненко Елена Сергеевна.

ЦРД «Стрижи» .

Цель : формирование представлений детей о Солнечной системе .

Задачи :

Закрепить знания о планетах, их последовательном расположении от Солнца .

- Развивать поисково-исследовательскую деятельность : с помощью опыта определить годовое вращение планет вокруг Солнца и почему на Земле происходит смена дня и ночи.

Активизировать словарный запас детей по теме «Солнечная система » : планета, Солнце , Солнечная система , орбита, название планет.

- Развивать связную речь .

- Развивать логическое мышление и воображение детей.

Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Воспитывать интерес к Солнцу , Солнечной системе .

Обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями, совершенствовать умения работать в коллективе.

Материалы : плакат «Солнечная система » , картина с изображением Солнца , посылка, свеча, фонарь, лампочка, разрезные картинки с изображением Солнца , макет орбит на полу из веревок, глобус, настольная лампа, пластилин белый и красный, шапочки-ободки с изображением планет Солнечной системы ,ТСО-аудиозаписи : Е. Крылатов - Музей Института Времени, Воскрешение (Космическая музыка) .

Ход занятия :

Дети встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, поприветствуйте друг друга. Подарите нам свое хорошее настроение, улыбнитесь.

Сегодня к нам в детский сад пришла необычная посылка, в которой находились вот эти карточки похожие на пазлы. Давайте попробуем собрать их и посмотрим, что получится? (дети под музыку собирают пазлы) Посмотрите, ребята, что же у нас получилось? (Правильно солнце )

Чтение стихотворения про солнце .

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес .

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Посмотрите, в посылке находятся другие предметы (показываю детям свечу, фонарик, электрическую лампочку) .

Воспитатель : Какая взаимосвязь между этими предметами и Солнцем ? (Что эти предметы, как и солнце , источники света. Но искусственные.)

Воспитатель : Назовите природные источники света (солнце , луна, костер) .

Воспитатель : Правильно! А какой главный источник света? Это Солнце ! Кто из вас знает загадки и пословицы о Солнце ! (Дети называют и определяют, что это загадка или пословица)

Дети : 1) Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

2) Красная девушка по небу ходит.

3) Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.

4) Встану я рано, бело да румяно,

Да как распущу золотые волосы,

Да выйду на гору,

И человек, и зверь возрадуется.

5) Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит.

6) На весь мир глядит, на себя глядеть не велит.

7) Без меня не будет света,

Без меня не будет лета.

По утрам стучусь в оконце :

Просыпайтесь, вышло Солнце !

8) Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все … (солнце ) .

Пословицы : При солнышке тепло , при матери добро.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

Солнца не закроешь , а правду не скроешь.

Солнце встанет , так и утро настанет.

Беседа о Солнце .

Воспитатель : Как вы думаете, что такое Солнце ? Какое оно?

Дети : Солнце – это большая-большая, огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас.

Воспитатель : Почему другие звезды не согревают нашу планету? (Звезды находятся очень далеко и свет их и тепло не доходят до земли)

Воспитатель : Если бы мы стали волшебниками и оказались на какой-нибудь звезде, как вы думаете, каким бы мы увидели Солнце ? (Мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки)

Воспитатель : А на самом деле Солнце какое ? (Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет) Поэтому Солнце образует центр нашей системы . (картина с изображением Солнца )

Воспитатель : А есть ли жизнь на Солнце ? (На Солнце нет жизни , так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь : людям, растениям, животным)

Воспитатель : Солнце не одиноко , у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу . Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка .

В одном небесном доме жила женщина и было у нее восемь детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит прибежали только шесть. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем : то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание восемь непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу восемь планет и никуда убежать от него не могут.

Вопрос : Как называют семью Солнца ? (Семью Солнца называют Солнечной системой )

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, почему?

Ответы детей.

Воспитатель : Верно, потому что главным является Солнце . В семье Солнца царит порядок : никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца . Как называется дорожка по которой движется планета? (Орбита) А теперь посмотрите внимательно на схему солнечной системы (рассматривание схемы) . Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца ? (Ответы детей)


Воспитатель : Да, столько же, сколько и планет – восемь.

Посмотрите внимательно : дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине)

Какие планеты вы знаете?


III. Игра «Солнечная система » .

Воспитатель : Давайте представим, что мы с вами планеты Солнечной системы . Выберите себе планету по желанию (дети выбирают шапочки, которые изображают планеты) . Планеты под музыку начинают двигаться вокруг Солнца , как только музыка заканчивается занимают свои места в Солнечной системе .

А сейчас Лиза расскажет стихотворение :

В пространстве космическом воздуха нет

И кружат там восемь различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы ,

И притяжением связаны все мы.

Солнце -звезда преогромнейший шар

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило они обожают !

Воспитатель : А теперь проверим правильно ли планеты заняли свои места . По порядку все планеты назовет любой из нас :

Раз… Меркурий (отвечает ребенок) .

Два… Венера (отвечает ребенок) .

Три …Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идет по счету.


Воспитатель : Вот только сейчас, что вы показали? (Что все планеты вращаются вокруг Солнца .) Время, за которое они совершают полный круг вокруг Солнца называется … Правильно «год» . Путь вокруг Солнца у всех планет разный, почему?

Дети : Чем ближе к Солнцу находится планета , тем ее дорога вокруг него короче, чем дальше находится планета от Солнца , тем дорога ее будет длиннее.

Воспитатель : На Земле год продолжается кто знает сколько суток (365) или сколько месяцев (12) . В течение этого времени наступают разные времена года. Назовите их. Пока Земля вертится через каждые 3 месяца происходит смена времен года. Земля пробежит полный круг вокруг Солнца и начнется новый следующий год.

Воспитатель : Солнце когда-нибудь отдыхает? Что оно делает ночью?

Как вы думаете, Солнце движется ? (предположения детей) Солнце не движется , оно находится на одном месте. Но Солнце никогда не отдыхает . Солнце – вечный двигатель , труженик : всегда светит, всегда греет. А вот наша планета Земля не стоит на месте, она все время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок , то другой, то третий, то четвертый.

V. Игра ««Космонавты» ».

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Посредине зала раскладываются обручи – это места космонавтов. Дети идут в обход зала по кругу, говоря :

Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим. Но в игре один секрет : Опоздавшим места нет!

С окончанием слов дети разбегаются по ракетодрому, и каждый старается занять место в любой из ракет. Мест в ракетах на 2-3 меньше, чем космонавтов. Правила игры : Нельзя начинать движения пока не скажут слова «Опоздавшим места нет!» . Нельзя выталкивать из «Ракеты» . Опоздавшие считаются проигравшими и садятся на скамейку

Что вы нового узнали? Что же такое Солнце ? Сколько планет?


Конспект развлечения для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп, учителя начальных классов, родители, дети 6-7 лет.
Цель: Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы, созвездиях.
Задачи: : Пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность.
Воспитывать любовь к своей планете.
Активизировать словарный запас детей.
Познакомить детей с основными планетами, их характерным признакам.
Дать элементарные понятия о планетах.
Словарная работа: космос, космическое пространство, орбита, планеты, космонавт, телескоп, астроном, Солнечная система, спутник, метеорит, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Оборудование: проектор, картинки планет Солнечной системы, магнитная доска с магнитами, пластилин для лепки, ленточки и шапочки с именами планет для игры.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите ребята, как оформлена наша группа. Это не случайно: сегодня мы с вами будем космонавтами и полетим в космическое путешествие. Вы уже знаете ребята, что наша Земля – огромное космическое тело, оно вращается вокруг Солнца.Солнце и все небесные тела, которые вокруг него вращаются, называются Солнечной системой.


Земля – Это наш родной дом. А Солнечная система- родной город. В нашем Солнечном городе тысячи больших и маленьких планет, спутников, орбит, метеоритов, среди них есть и искусственные - спутники, сделанные людьми.
Ну что-же, отправимся в путешествие по нашему Солнечному городу. У нас и корабль космический есть. Вперед, ребята, наша главная остановка- у главного светила, Солнца.

Дети садятся на стульчики, закрывают глаза, звучит мелодия песни ‹‹Трава у дома››, через несколько секунд они открывают глаза, на доске картина Солнечной системы.

Воспитатель: Вот и Солнце! А можно приблизиться к нему или высадиться? Почему? (Ответы детей). Правильно, Солнце- это раскаленный шар, который далеко от нас находится, а его свет и жар доходят до нас, и если бы у нашей планеты не было атмосферы, все живое на земле сгорело бы.
Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
Все планеты в Солнечной системе представляют с собой 9 огромных шарообразных тел. Одни из них больше нашей Земли, другие меньше. Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. А чем можно наблюдать за ними? (Телескопами).
А как называется человек, который изучает звезды и наблюдает за ними? (Астроном).


Давайте посмотрим, о чем нам хочет рассказать звездочет- астроном?
(Смотрят видеоматериал)

Воспитатель: Солнечный свет отражается от планет. И потому можно увидеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки. Планеты движутся на разном расстоянии от Солнца.
Земля- единственная планета, на которой есть вода и суша.


Определяется, что Земля- третья по счету планета от Солнца. Давайте посчитаем и назовем все планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон - дети показывают на доске).

У каждой планеты свой собственный путь,
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты,
По- разному все они солнцем согреты.

Дидактическая игра ‹‹Расположи планеты правильно››

Выбирается ребенок Солнце, на него одевается пояс с пришитыми лучиками- лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна- кольца. На конце каждой ленты- цифры от 1- 9.

На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья!!!

Воспитатель: . Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к Солнцу).
Ребенок –Меркурий берется за ленточку № 1.

А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.

Воспитатель: Что эта за планета? (Плутон. Он находиться дальше всех планет от Солнца и меньше всех планет).

Ребенок в шапочке Плутона берется за самую длинную ленточку № 9.

А эта планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета...(Земля)

Воспитатель: На каком месте от Солнца находится наша планета?(на 3-м).

Ребенок в шапочке Земля берется за ленточку № 3.

Планете Земля две планеты близки,
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).

Дети в шапочках Венеры и Марса занимают соответственно 2-ю и 4-ю орбиты.

А эта планета гордится собой,
Поскольку считается самой большой.

Воспитатель: Что эта за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита № 5).

Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличилась она. (Сатурн)

Ребенок Сатурн занимает орбиту № 6.

А что за планета
Зеленого цвета? (Уран)

Ребенок в соответствующей шапочке занимает орбиту № 7.

Царь морской название той планете дал,
Он именем своим ее назвал. (Нептун)

Ребенок в шапочке Нептун занимает орбиту № 8

(Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг Солнца.)

Кружится хоровод планет,
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.


(Воспитатель прикрепляет фигурку веселого человечка на доску и говорит)

Воспитатель: Ребята, сегодня из космоса к нам прилетел этот веселый человечек и привез от инопланетян послание о звездах. Кто этот человечек? (Если прилетел из космоса, значит космонавт). А еще нам прислали несколько звездочек.
Кто из вас знает что нибудь о звездах? (ответы детей)
Давайте прочтем, что же нам о звездах поведали инопланетные существа:

‹‹Звезды- это космические тела, расположенные в космическом пространстве. Несмотря на то, что они сияют, некоторые из них очень холодные. Все звезды отличаются друг от друга по размеру и форме. Почти все звезды собраны в какие- либо созвездия, которые похожи на предметы или животных››.
Воспитатель на экране показывает несколько созвездий, знакомит детей с их названиями, предлагает посчитать, из скольких звезд состоит созвездие: Рака (5 звезд), Компаса (3 звезды), Весов (6 звезд), Дельфина (5 звезд). Дети по очереди подходят и считают звезды.




Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего людям необходимы знания о созвездиях? (возможные варианты ответов). Слышали ли вы в повседневной жизни названия созвездий? Каких?
В наше время люди редко обращаются к звездам и созвездиям за помощью, а в давние времена путешественники и мореплаватели по звездам находили дорогу к родному берегу. Самая главная звезда, которая указывает путь, называется Полярной и находится в созвездии Малой Медведицы.


Физкультминутка
Воспитатель : Давайте встанем и, как звезды, направим свои лучики в разные стороны и покружимся в космическом пространстве. (Дети кружатся, тянутся вверх и вновь усаживаются на свои места).

Макет Солнечной системы

Воспитатель: Давайте вместе попробуем с помощью пластилина слепить планеты, флажочками назвать и правильно определить их места на орбите.

Внеклассное занятие

Тема: « Планеты Солнечной системы».

Направление: расширение кругозора.

Участники: дети 2 класса

Программные задачи:

Формировать представление детей о планетах Солнечной системы.

Воспитывать интерес к познанию космоса.

Развивать зрительное внимание.

Оборудование: иллюстрация космического корабля, иллюстрации планет, заготовка макета солнечной системы, картинки с изображением планет солнечной системы, карточки с названиями планет, схема солнечной системы, пластилин, доски, стеки, клеенка.

Ожидаемый результат: воспитанники назовут планеты солнечной системы; изготовят из пластилина макет солнечной системы.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

Эмоциональный настрой

Ребята, хотите полететь в Космос, исследовать новое? А кто знает, на чем можно добраться до Космоса? (ответы детей). Правильно на космическом корабле, ведь в космос не летают ни самолеты, ни вертолеты, им для того чтобы лететь нужно опираться на воздух, а космосе нет воздуха. Ну, так давайте расположимся в нашем космическом корабле и полетели…

Мотивация

Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Оно свет на Землю льет,

И тепло нам всем дает. (ответы детей: « Солнце»)

А по каким признакам вы определили, что это солнце?

Актуализация знаний

Что такое Солнце? (ответы детей)

Правильно, ребята, солнце - это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным.

Есть ли жизнь на солнце? (ответы детей)

Правильно. На солнце жизни нет, там очень жарко. Солнце – это самая близкая к нам звезда, в космическом пространстве есть и более яркие звезды.

А кто помнит, как называется наша планета? (ответы детей).

Что было бы, если бы солнце не согревало своими лучами нашу планету? (ответы детей).

Правильно, ребята, наша планета Земля превратилась бы в ледяную пустыню и на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы растения, и все живое, ведь для жизни нам необходим солнечный свет и тепло. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди.

Сообщение темы занятия

Ребята, Солнце не одиноко, у него есть семья. Ребята, а вы хотите узнать о семье солнца. (ответы детей)

Семья солнца – это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. И сегодня я открою вам секрет о солнечной семье. По-другому «солнечную семью» называют «солнечная система». Сегодня я расскажу вам о планетах солнечной системы и познакомлю вас с порядком, который царит в солнечной системе. Сегодня мы вместе выполним макет солнечной системы.

Объяснение нового материала

У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.

(Воспитатель читает стихотворение и выставляет на схему солнечной системы изображения планет.)

Мы тему беседы давайте наметим:

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей, что эта планета других горячей!

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Меркурий, карточка с названием).

Кто запомнил, как называется первая от Солнца планета? (ответы детей – «Меркурий». Хоровое проговаривание.)

А следом за ним в серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик – юный. Нежный,

Ее кони белоснежны,

И крылаты и красивы

Златоглазы, златогривы…Это Венера)

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Венера, карточка с названием).

Как называется вторая от Солнца планета? (ответы детей. Хоровое проговаривание «Венера»)

Ну а третья по счету наша планета

Большую часть ее составляет вода

А вы мне скажете, как зовется она… Земля .

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Землю, карточка с названием).

Как называется третья от Солнца планета? (ответы детей)

Марс – таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь Бога войны-Марс.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Марс, карточка с названием).

Как называется четвертая от Солнца планета? (ответы детей)

Юпитер – больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Как называется пятая от Солнца планета? (ответы детей)

Сатурн – красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Юпитер, карточка с названием).

Как называется шестая от Солнца планета? (ответы детей)

Уран – лежебока. И встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длиться там день

И сорокалетие – ночь.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Уран, карточка с названием).

Как называется седьмая от Солнца планета? (ответы детей)

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Нептун, карточка с названием).

Как называется восьмая от Солнца планета? (ответы детей)

Несется в пространстве далекий Плутон ,

От солнца лучами едва освещен.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Плутон, карточка с названием).

Как называется девятая от Солнца планета? (ответы детей)

Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет).

Как называют семью солнца? (Семью Солнца называют Солнечной системой).

Давайте вместе повторим еще раз названия планет солнечной системы. (Хоровое проговаривание).

В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита.(Хоровое проговаривание слова «орбита»)

Так как называется дорожка, по которой движется планета? А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Посчитайте, сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

(Ответы детей).

Да, столько же сколько и планет – девять.

Игра на развитие зрительного внимания.

«Найди отличия».

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).

Дорожка-орбита какой планеты самая маленькая?

Дорожка-орбита какой планеты самая большая?

Какая по счету от Солнца орбита Земли?

Какая по счету от Солнца дорожка-орбита у планеты Плутон?

Физминутка:

По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!», дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы:

На чем летают в космос?

Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил?

Какая по счету планета Земля от солнца?

Какая самая дальняя планета?

Как называется семья солнца? (повторить игру 3-4 раза)

Практическая часть.

Ребята, а давайте мы с вами создадим макет солнечной системы из картона и пластилина. Каждый из вас создаст одну планету, но сначала давайте распределим кто какую планету будет лепить. (дети самостоятельно выбирают кто какую планету будет лепить).

Ребята, рассмотрите внимательно выбранную вами планету, какого она цвета? Обратите внимание одного она цвета или в ней несколько цветов?

Перед вами лежит пластилин, берите нужные цвета для планеты, которую вы выбрали. Берем его и принимаемся за работу.

Ребята, сначала скатаем пластилин каждого цвета в шар, а ваша планета разноцветная, то вам нужно будет соединить несколько цветных шаров пластилина. (Показ).

Во время выполнения практической работы оказать направляющую помощь ребятам слабой группы.

Планеты готовы, теперь их нужно присоединить к солнцу, но самое главное их нужно распределить в правильном порядке.

(Дети выходят по очереди к доске, на которой прикреплен макет солнечной системы и приклеивают свою. Называя ее.)

Ребята расскажите мне каждый про свою планету, которую лепил:

Воспитанники составляют рассказ по плану:

Как называется планета?

Какого она цвета или из каких цветов состоит?

Какая по величине маленькая или большая?

На какой по счету дорожке – орбите расположена от солнца?

Заключение.

Ребята, скажите вам понравилось наше занятие?

Что понравилось на занятии больше всего?

Мне тоже очень понравилось, а особенно как вы сегодня активно работали, отвечали на вопросы, старательно создавали макет солнечной системы.

Все сегодня молодцы!


Цель:

Объяснить детям, что собой представляет Солнечная система,

Ввести понятия «планеты», «орбита»,

Обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система.

Материал:

Планеты Солнечной системы,

Иллюстрации звездного неба, планет,

Пшеничное зёрнышко и большой мяч,

Ход занятия:

Представьте ребята, что ясным морозным вечером вы вышли на улицу и посмотрели на небо, что вы там увидите? (ответы)

Сколько звёзд! Какие они яркие! Звёзд на небе очень, очень много. Все звёзды - это огромные огненные шары. Но температура у этих раскалённых шаров разная, поэтому цвету них разный Самые горячие звёзды - белые, чуть менее горячие -голубые, затем следуют жёлтые, а замыкают ряд красные.

Как вы думаете, почему звёзды кажутся маленькими?

Верно. Звёзды находятся от нас бесконечно далеко.

А какая звезда ближе всех к Земле?

Оно свет на Землю льёт

И тепло нам всем даёт? (Солнце)

Солнце - ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Как вы думаете, Солнце находится далеко или близко?

Очень далеко -150мл. км.

Солнце даёт нам главное - свет и тепло,и именно поэтому на Земле возможна жизнь!

Что общего между Землёй и Солнцем, и чем они отличаются?

И Солнце и Земля имеют форму шара.

Оба небесных тела движутся в космическом пространстве.

Но Солнце - звезда, а Земля-планета.

Солнце очень горячее, а его поверхность газы.

Солнце во много раз больше Земли, Если представить Землю в виде пшеничного зёрнышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз (показ).

Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Если бы оно не согревало и не освещало своими лучами Землю, наша планета превратилась бы в мёртвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы все растения, ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло. А растениями в свою очередь питаются люди и животные.Кроме того растения выделяют в атмосферу кислород, который нужен для дыхания. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные и люди.

Планета Земля вращается вокруг огненной звезды - Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются восемь других планет. Все вместе они составляют Солнечную систему . Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи - Солнце. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие - дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите - (путь движения планет). Ни одна из планет никогда сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

Физминутка:

Раз-два. стоит ракета - дети поднимают руки вверх

Три-четыре, скоро взлет - разводят руки в стороны

Чтобы долететь до солнца - круг руками

Космонавтам нужен год - берется руками за щеки, качает головой

Но дорогой нам не страшно - руки в стороны, наклоны корпусом вправо- влево

Каждый ведь из нас атлет - сгибают руки в локтях

Пролетая над землею - разводят руки в стороны

Ей передадим привет - поднимают руки вверх и машут на прощание.

Кончен путь приземлилась ракета, перед вами леса и поля.

Здравствуй наша родная планета!

Здравствуй наша родная Земля.

Какие планета вы знаете? Назовите их.

Самая близкая к Солнцу планета - Меркурий. На этой планете очень жарко.

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света.

Так много ему достаётся лучей

Что эта планета других горячей.

Вторая планета Венера. Поверхность Венеры каменистая, У этой планеты есть атмосфера; состоящая из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. Назвали её в честь богини красоты Венеры.

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты

В Солнечной системе нету.

Какой по счету в Солнечной системе является наша планета Земля?

Наша Земля - третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Большую часть нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

От Солнца третья по счёту планета.

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле -это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке...

Жизнь на Земле вы найдёте повсюду-

В самом, далёком, глухом уголке.

Марс - четвёртая от Солнца планета. Если внимательно посмотреть на ночное небо, можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым светом, поэтому его часто называют «Красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны.

Марс- таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны.

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета Юпитер . Это самая большая планета Солнечной системы.

Юпитер - больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год!

Шестая планета Сатурн, состоящая из газов, температура низкая. Эта планета окрашена в желто-оранжевый цвет, её окружают кольца, из ледяных глыб и камней.

Сатурн - красивая планета

Желто - оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Седьмая планета Уран.

Атмосфера Урана - холодный туман.

Это единственная планета, которая вращается лежа на боку.

Уран - лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь.

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие - ночь.

Нептун- восьмая планета от Солнца.

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Плутон самая удаленная планета. Плутон самая холодная планета. Он крошка планета.

Нужно пять часов, чтоб свету

Долететь до той планеты,

И поэтому она

В телескопы не видна.

Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Вопросы в конце занятия:

Как называется самая близкая к нам звезда? (Солнце)

Какую форму имеет солнце? (Шар)

Что больше Земля или Солнце? (Солнце)

Сколько планет в солнечной системе? (9)

Какая планета самая маленькая? (Меркурий)

Какая планета самая большая? (Юпитер)

Какую планету называют красной? (Марс)

Какую планету окружает кольцо? (Сатурн)

Что такое Солнечная система? (Планеты и Солнце)

Что такое орбита? (Путь движения планет

Марина Архипова
Конспект занятия в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы»

Программные задачи :

Образовательная область «Познание»

Закреплять знания детей о космосе, солнечной системе , об освоении космоса.

Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах , обобщать и расширять знания детей об особенностях планет .

Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику.

Образовательная область «Коммуникация»

Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.

Образовательная область «Здоровье»

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении НОД

Предварительная работа : занятие «Освоение космоса» , беседа «Голубая планета Земля » , рассматривание иллюстраций на тему «Космос» .

Оборудование :

Презентация «Планеты солнечной системы » .

Диск с записью космической музыки, слайды.

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся!

Давайте все вместе скажем : «Добрый день и добрый час, очень рады видеть вас» . На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели.

Воспитатель : Ребята вы любите путешествовать? (Ответы детей) .

Сегодня я приглашаю вас в одно неизведанное нами место. Куда?

Догадаться вам помогут загадки. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки :

Жёлтая тарелка на небе висит

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (Солнце )

Воспитатель : Послушайте следующую загадку.

На тёмном небе рассыпан горошек

Как карамельки из сахарных крошек

И только тогда, когда утро настанет

Вся карамель та внезапно растает (Звёзды)

С самых давних времён люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. И конечно, они мечтали полететь в космос (показ слайда) .

Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет) .

Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.

Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но и всей планеты Земля .

Стихотворение о Гагарине.

Покорить простор вселенной

Очень человек хотел

И тогда в далёкий космос

Первый спутник полетел

А потом поднялся в космос

И прославился навек

Вслед за спутником в ракете

Самый первый человек.

А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Знаете кто она? Это первая женщина космонавт (показ слайда) .

А кто еще летал в космос кроме людей? (в космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна) (показ слайда) .

А как вы думаете, какими чертами характера должны обладать космонавты?

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым. Решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным.

Ребята, давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Дидактическая игра «Добавь слово»

Воспитатель : Космонавтом хочешь стать, должен много, много …

Дети : Знать.

В. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит …

Дети : Труд.

В. Ждут нас быстрые ракеты для полетов на …

Дети : Планеты .

В. Самый дружный будет наш, наш веселый …

Дети : Экипаж.

В. Если в космос мы хотим, значит скоро …

Дети : Полетим.

Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.

На чем же мы отправимся в космос? (на ракете) .

Почему именно на ракете мы можем отправиться в космос? (только ракета может преодолеть земное притяжение)

Как называется снаряжение у космонавтов? (скафандр) .

Предлагаю надеть скафандры (дети имитируют движения, пройти в ракету. Как называется отверстие для входа в ракету? (люк) .

Садитесь и пристегните ремни.

Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 5.4.3,2,1 Старт! (включается космическая музыка, (показывается слайд) .

Вот мы с вами и в космосе!

Какое состояние у человека в космосе?

В космосе невесомость. Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. (Звучит космическая музыка) .

Давайте встанем и покажем, какие мы легкие стали в невесомости.

Какая наша голова? (Легкая)

Какие наши руки? (Легкие)

Какое тело? (Легкое)

Садитесь.

А как называется окно, в которое смотрят космонавты? (Иллюминатор)

Внимательно посмотрите в иллюминатор что-то видно? (много звезд и планет ) .

Смотрите, летят метеориты, будьте осторожны.

У нас за иллюминатором замечательный вид, (показ слайда) .

Все планеты вращаются вокруг Солнца . Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой . Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце ) .

- Планеты все одинаковые ? (они маленькие и большие, разного цвета) .

Чем они походят друг на друга? (круглые) .

- Планеты все круглые , но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца . Каждая планета вращается по своей собственной орбите. А если бы планеты сошли со своей орбиты то, что могло бы произойти? (столкнулись бы друг с другом, покинули бы пределы солнечной системы ).

Можно провести опыт «Шарики на ниточках» . Ребенок – солнце , шарики - планеты , ниточки - орбиты. Если ниточку обрезать шарик – планета упадет .

Кто скажет, сколько же всего планет в солнечной системе ? (9)

Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий , (показ слайда)

На этой планете очень жарко , вы не знаете почему? Меркурий торопится за Солнцем , словно боится от него отстать. За земной год Меркурий успевает оббежать вокруг Солнца четыре раза . У древних греков была притча – «кому надо спешить пусть учатся у Меркурия» .

Вторая от Солнца планета – Венера , (показ слайда)

В честь богини красоты,

Названа Венера – ты.

В темных небесах сияешь,

Красотой нас озаряешь.

Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива.

Вы узнали третью планету ? Почему вы решили, что это Земля? (показ слайда)

Земля - единственная в Солнечной системе планета , на которой есть все условия для жизни животных и людей. Что это за условия? (воздух, вода) . Земля средняя по размеру планета , она находится не слишком близко к Солнцу . Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов.

От Солнца третья по счету планета ,

Наша Земля меньше звезды,

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Следующая планета Марс . (показ слайда)

Марс - Таинственная планета . Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво красного цвета назвали планету в честь бога войны

Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединяем руки над головой)

Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)

Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)

На орбите повесим (покачать руками вперед, назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте) .

Пятая планета от Солнца называется Юпитер . (показ слайда) .

Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа . Эта планета совсем необитаема , потому – что на ней лютый холод».

Сатурн – шестая планета на ней очень холодно. (показ слайда)

Почему? Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет ? (кольца) . Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.

Планета , идущая, за Сатурном называется Уран, (показ слайда)

Посчитайте, какая она по счету?

Уран – лежебока и встать ему лень.

Подняться планете не вмочь ,

Сорокалетие длится там день,

Потом сорокалетие ночь.

Как выдумаете, человек смог бы жить на планете где сорок лет день и сорок лет ночь? Вы не хотите здесь остаться?

Восьмая планета – Нептун , (показ слайда)

А девятая – Плутон это самые холодные планеты Солнечной системы . (показ слайда)

Как вы думаете, почему? Увидеть эти планеты с Земля в телескоп невозможно.

Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились, начинаем обратный отсчет 5,4,3,2,1. Полетели.

Заключительная часть

Пока мы летим, вспомним все планеты .

Пальчиковая игра : «Солнечная система » .

По порядку все планеты

Назовет любой из вас :

Раз…Меркурий,

Два… Венера,

Три…Земля,

Четыре…Марс,

Пять…Юпитер,

Шесть…Сатурн,

Семь…Уран,

За ним…Нептун,

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета под названием …Плутон.

Я хочу проверить, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии .

Сколько планет в солнечной системе ?

Как называется самая близкая к солнцу планета ?

Какая планета самая маленькая ?

Какая самая большая?

Какая планета самая холодная ?

Какую планету называют красной ?

Какую планету окружают кольца ?

Назовите обитаемую планету солнечной системы ?

Молодцы, вы ответили на все вопросы.

Внимание, космонавты, мы приближаемся к планете Земля !

Вот мы и дома, как же красиво на нашей планете . Отстегните ремни.

Выходите из ракеты.

У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы . Но планета Земля , на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет : «Как прекрасна наша Земля!»

Похожие публикации