Краткое определение слова государство. Определение понятия государства: история, функции и признаки

важнейший орган политич. власти в клас. обществе; в отношении господств, классов Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, в отношении к их противникам (в эксплуататорском обществе - в отношении к большинству населения) - как орудие подавления. Характер и цели Г. определяются в конечном счете экономич. строем общества; как политич. надстройка над базисом Г. играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход экономич. развития. Г. - важнейшее, но не единств, звено в системе политич. организации клас. общества: в нее входят также партии и др. орг-ции. Однако именно Г. принадлежит высшая власть в обществе (суверенность гос. власти). Г. характеризуется наличием особой системы спец. органов и учреждений (армия, суд, полиция, органы управления и др.), образующих гос. механизм. Как ни различен аппарат Г. в разных ист. условиях, без него оно не может выполнить своего назначения. Г. невозможно и без права. Г. - ист. категория. При родовом строе, когда не было частной собственности и классов, общество обходилось властью авторитета, обществ. мнения. С появлением частной собственности и расколом общества на враждебные классы возникает орган клас. господства - Г.; власть и сила авторитета заменяются авторитетом и силой власти, устанавливается характерное для Г. терр. деление населения, появляется публичная власть, к-рая уже не совпадает непосредственно с населением, а отделяется от него, становится над обществом; аппарат власти все более усиливается по мере того, как обостряются клас. противоречия, и по мере того, как соприкасающиеся между собой гос-ва становятся больше и населеннее. В течение длит. времени Г. существовало только как эксплуататорское Г. -сначала рабовладельческое, затем феодальное и, наконец, буржуазное. Как бы ни были значительны различия между ними, их объединяет то, что все они, охраняя производств, и политич. отношения, осн. на частной собственности на орудия и средства произ-ва, представляют собой диктатуру эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством и в этой связи выступают как аппарат клас. насилия, как машина для подавления сопротивления эксплуатируемых. Возникновение и развитие социалистич. Г. - высшего ист. типа Г. - привели к серьезным изменениям в его существ, чертах. Даже на первом этапе своего развития - в период перехода от капитализма к социализму, когда социалистич. Г. сохраняет характер клас. господства, являясь Г. диктатуры пролетариата, его принципиальная новизна состоит в том, что оно представляет собой власть трудящегося большинства над сопротивляющимся эксплуататорским меньшинством. При этом оно представляет собой диктатуру временную, осуществляемую Г., осн. цель к-рого состоит в творческой работе по преобразованию общества. С полной и окончат, победой социализма и переходом к строительству коммунизма диктатура пролетариата перестает быть необходимой и Г. диктатуры пролетариата превращается в общенар. Г. К нему уже неприменимо определение Г. как орудия клас. господства. С построением развитого коммунистич. общества внутри страны и победой и упрочением социализма на междунар. арене Г. отомрет. На смену ему придет коммунистич. обществ. самоуправление. Заслуга раскрытия сущности Г., закономерностей его возникновения, развития и отмирания принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу, выводы к-рых были развиты и обогащены в новых ист. условиях В. И. Лениным, последующим практич. и теоретич. опытом мирового коммунистич. движения (важнейшие труды, специально посвященные проблеме Г.: Энгельс Ф., "Происхождение семьи, частной собственности и государства", Ленин В. И., "Государство и революция"; см. также лит. при данной ст.). Новые положения о Г. в период развернутого строительства коммунистич. общества, развивающие марксистско-ленинское учение о Г., сформулированы в Программе КПСС (1961). Бурж. науке удалось собрать известный ист.-фактология, материал о Г. Однако вопрос о сущности Г. и закономерностях его развития настолько остро затрагивает интересы буржуазии, боящейся признать классово-эксплуататорский характер своего Г. и необходимость замены его социалистич. Г., что бурж. наука оказывается не в состоянии дать на него правильный ответ. При внеш. разнообразии бурж. учений о сущности Г. их объединяет идеалистич. истолкование Г., стремление рассматривать Г. вне связи с экономич. строем общества и клас. борьбой - надклассовая трактовка Г., что представляет собой попытку создать общетеоретич. основу для провозглашения "надклассовости" бурж. Г. Все эти учения могут быть сведены к неск. осн. направлениям. Одно из них пытается дать биологизированную трактовку Г. (ор-ганич. и психологич. теории). Напр., органич. теория (англ. социолог Г. Спенсер, швейц. государствовед И. Блюнчли, швед Р. Челлен) изображает Г. в виде особого живого организма, переносит на него биологич. законы, оправдывая тем самым как естеств. явления угнетение масс эксплуататорским Г., экспансионистские устремления империалистич. держав ("борьба за существование"). Другое направление для маскировки социально-экономич. основы Г. ограничивается его юридич. трактовкой, при к-рой Г. рассматривается исключительно как правовое явление (мн. нем. правоведы и историки 19-20 вв. - такие, как О. Гирке, Г. Белов, совр. нормативистская школа права - правовед Х. Кельзен и др.). Сугубо формальный характер носит и широко распространенное в бурж. юридич. лит-ре определение Г. как совокупности населения, терр. и власти. Третье направление рассматривает Г. как порождение особого духовного начала, "идеи Г." (неогегельянские, неокантианские, феноменологические и др. концепции в философии Г.), превращая, т. о., бурж. Г. в нечто соответствующее высшим человеческим духовным началам. Четвертое направление носит откровенно теологич. характер. Если в свое время буржуазия в гос.-правовых теориях просветителей 17-18 вв. и особенно в теории общественного договора отказалась от теологич. взглядов на Г., то ныне она вновь вернулась к ср.-век. доктринам о "божеств." происхождении и сущности Г. (католич. доктрины - неотомизм и др.). Поскольку капиталистич. система, в силу клас. антагонизмов, не может существовать без охраны ее Г., бурж. наука провозглашает Г. вечным, обязательным для всякого цивилизованного общества, искажая, т. о., ист. перспективу. Бурж. наука отрицает закономерный процесс возникновения Г. как результата клас. антагонизмов. Представители т. н. теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Ф. Оппенгеймер) утверждают, напр., что Г. появляется в результате завоевания - покорения земледельч. племен воинств, кочевниками-скотоводами; для управления побежденными победители создают Г., к-рое по мере сглаживания различий между теми и другими теряет характер организации господства. В действительности завоевание никогда не было первопричиной Г., к-рое не представляет собой силы, извне навязанной обществу; в конкретных ист. условиях завоевание лишь содействовало возникновению гос. власти, когда внутр. развитием общества для этого уже были подготовлены необходимые условия. Не соответствует ист. фактам, и т. н. теория миграции, согласно к-рой Г. образуется в одном каком-то месте (предположительно, Др. Египет), а оттуда в порядке заимствования распространяется по всему свету. Реакц. расистские теории делят народы на "способные" и "не способные" к государственности (отсюда реакц. норманская теория происхождения рус. Г.). Еще более откровенно идеалистич. характер носит широко распространенная ныне концепция, объясняющая появление Г. наличием в человеч. психике особых стремлений к власти и подчинению. Модернизируя старую т. н. патриарх, теорию происхождения Г., согласно к-рой Г. есть не что иное как разросшаяся семья (Аристотель, англ. политич. писатель 17 в. Р. Филмер), отд. представители психологич. концепции утверждают, что Г. возникает как результат воспроизведения в человеч. психике "отцовского символа". Рабовладельческое Г. было первым ист. типом Г. Возникновение первых рабовладельч. Г. относится к кон. 4 - нач. 3-го тыс. до н. э. (Г. в Др. Египте и на терр. Двуречья); несколько позднее возникли Г. в долине Ганга, в Передней Азии, в басе. Эгейского м., в долине р. Хуапхэ. Их возникновение повсеместно было связано со становлением клас. общества, рабовладельч. отношений (см. Рабовладельческий строй). Вопрос о происхождении Г. в странах Др. Востока сложный, далеко еще не решенный полностью наукой. Возникновение Г. являлось здесь нередко очень длит. процессом, охватывавшим неск. столетий; в течение длит. времени Сохранялись пережитки родового строя и его органов. По-видимому, первичными, самыми ранними гос. образованиями повсеместно были небольшие города-Г. (этот самый ранний этап возникновения Г. лучше всего исследован на материалах Др. Двуречья). Гос. аппарат в пределах такого первичного города-Г. возникал первоначально из органов разлагавшегося родового строя (военной демократии) - таких, как совет старейшин, нар. собрание, вождь-полководец и приближенные к нему лица и воен. дружина, вождь-жрец и т. д., сохранявшихся, но преобразовывавшихся и приспосабливавшихся к условиям клас. обществ. отношений. Постепенно, с развитием рабовладельч. отношений, Г. усложняется. Первичные мельчайшие гос. образования уступают место более крупным, создававшимся обычно в ходе упорной борьбы городов-Г. за гегемонию, путем завоевания, в борьбе с местной родовой аристократией. При этом вождь-полководец (ныне царь, фараон) становился вместе со своим чиновным и воен. аппаратом выше органов отд. общин (подчиняя себе и храмовые х-ва общины с их аппаратом). В речных долинах, в обществах, х-во к-рых базировалось на искусств, орошении, складываются деспотич. рабо- владельч. Г. Др. Востока (см. Деспотия) - Др. Египет, Вавилония и др. Г. Двуречья, империя Цинь в Др. Китае. Эти деспотич. Г., формировавшиеся на базе объединения ирригац. системы к.-л. одного речного басе, существовали длит. время, носили более или менее устойчивый характер. Иную разновидность Г. представляли такие деспотич. рабовладельч. Г., как Ассирия, Перс, держава Ахеменидов. Это были воен.-адм. империи, не имевшие общей экономич. основы, созданные силой оружия и силой оружия поддерживавшие господство рабовладельч. знати государства-завоевателя. Они представляли собой насильств. объединение различных по уровню своего развития стран и областей, были непрочными. На Др. Востоке существовали и такие Г., к-рые не носили деспотич. характера, где цари делили власть с советами знати (Хеттская держава, мн. финикийские города-Г.). В странах Средиземноморского басе. - Др. Греции, Риме - особо благоприятные условия создались для исключит, подъема и сравнительно длит. самостоят. существования городов-Г. - полисов (лат. civitas), ставших наиболее характерной формой гос. образования античности. Полисы представляли собой демократич. (напр., Др. Афины) или аристократич. (напр., Др. Рим) республики. Их существование было связано с антич. формой собственности (см. Античность). Однако и здесь развитие рабовладельч. строя, потребности хоз. развития антич. мира, рост товарного произ-ва, эко-номич. связей постепенно вели к образованию более крупных гос. объединений. Наряду с союзами городов-Г. (напр., Этолийский союз, Ахейский союз, Италийская федерация под гегемонией Рима) возникают крупные государства - такие, как эллинистич. Г. (Птолемеевский Египет, гос-во Селевкидов) и, наконец, Римская средиземноморская держава. В эллинистич. Г. сочетались черты вост. военно-адм. деспотич. империй с системой самоуправляющихся рабовладельч. городов (см. Эллинизм). По мере развития рабовладельч. отношений и усложнения форм рабовладельч. Г. происходит и усложнение гос. аппарата. Возникают налоговая система, судопроизводство, постоянное войско из профессиональных воинов и т. д. Усложнение гос. форм и гос. аппарата особенно отчетливо видно на примере истории Рим. гос-ва. Первоначально - это аристократич. республика со сравнительно несложным гос. аппаратом, типичным для города-Г. (сенат, магистратура, полиция). С превращением Рим. гос-ва в результате завоеват. войн в крупнейшую средиземноморскую державу, с огромным увеличением числа рабов, ростом имуществ. неравенства и обострением клас. борьбы прежние гос. формы не могли обеспечить интересы более или менее широких кругов рабовладельцев. Происходит переход от республики к империи; социальной базой императорской власти становятся рабовладельцы не только Италии, но и всего Средиземноморья (см. Принципат, Доминат). Возникает тенденция к типичному для вост. деспотич. гос-в обожествлению власти монарха. Растет императорский бюрократич. аппарат, значит. часть к-рого составляют сборщики налогов; для подавления восстаний рабов и колонов, завоевания и удержания в повиновении рим. провинций содержится огромная постоянная армия. Рим. Г. периода поздней империи представляет собой орган господства крупнейших земельных магнатов и небольшого слоя городских богачей, громоздкую машину, охранявшую и консервировавшую уже изжившие себя рабовладельч. отношения. Вне зависимости от весьма существенных различий в структуре различных Г. древности любое из них "...было государством рабовладельческим, все равно - была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая" (Ленин В. И., О государстве, см. Соч., т. 29, с. 442). Феодальное Г. Первая наиболее примитивная форма феод. Г. - раннефеодальное Г. Социальной базой его возникновения был процесс классообразования в результате разложения первобытнообщинного строя и воен. демократии у герм., слав. и др. народов. Раннефеод. Г. возникали как племенные объединения, в к-рых власть короля или князя, выросшая из власти племенного вождя, не располагала сначала сильным адм. или воен. аппаратом, носила в значит. мере патримониальный характер;ее ограничивал "совет магнатов"- представителей складывавшегося класса феодалов. В раннефеод. Г. в течение нек-рого времени сохранялись пережитки органов управления военной демократии (общенар. ополчение, остатки нар. собраний). Формирование раннефеод. Г. у разных народов имело свои особенности, связанные с конкретными условиями генезиса феодализма у этих народов. Так, у тех народов в Европе, где на этот процесс не могли оказывать серьезного влияния остатки рим. государственности (у англов, саксов, скандинавов, зап. и вост. славян), раннефеод. Г. развивалось медленнее, дольше сохраняя пережитки воен. демократии. Там, где переход к феодализму совершался путем синтеза разлагавшихся рабовладельч. и первобытнообщинных отношений (напр., в Зап. Европе - у франков, вестготов, лангобардов), хотя в ходе завоеваний был произведен слом рабовладельч. Г., остатки рим. государственности, сохранившиеся на завоеванных терр. (влияние рим. права и т. д.), ускоряли развитие феод. Г. Там, где (как в Византии) не было произведено разрушения централизованного Г., феод. Г. складывалось постепенно, в процессе перерождения рабовладельч. Г. и приспособления его форм к потребности класса феодалов. Это характерно и для ряда азиатских стран (напр., Иран при Сасанидах, Китай), где также сохранились как наследие рабовладельч. Г. развитой бюрократич. аппарат и относительно высокая централизация. Относительно высокая централизация Г. объясняется преобладанием на Востоке гос. собственности на землю; здесь Г. непосредственно осуществляло феод. эксплуатацию крестьян, сидевших на гос. землях (путем налогов). Повсюду феод. Г. способствовало складыванию и укреплению феод. отношений. У нек-рых народов раннефеод. Г. принимало форму больших объединений (империя Карла Великого 8-9 вв., Киевская Русь в 9 - нач. 12 вв., Араб, халифат в7-9 вв.). Такие объединения складывались нередко в ходе крупных завоеват. предприятий (см. Арабские завоевания, Монгольские завоевания 13 в.). Когда феод. строй окончательно сложился, рост частной власти крупных феодалов привел к быстрому распаду этих временных объединений, поскольку между отд. феод. владениями отсутствовали экономич. связи. Наступил период феод. раздробленности, когда при формальном сохранении монархии король или князь был лишь "первым среди равных", тогда как реальная политич. власть концентрировалась не у него, а в руках отд. крупных феодалов. Единство класса феодалов по отношению к угнетенному крестьянству и внеш. врагам достигалось с помощью вассалитета и феод. иерархии. С 13 в., в связи с ростом городов, развитием внутр. рынка и обострением клас. борьбы в деревне, во мн. странах Европы происходит постепенная централизация феод. Г., в к-рой оказались заинтересованными как средние и мелкие феодалы, так и горожане. При поддержке этих социальных слоев в этот период королев. власть значительно усиливается за счет ослабления политич. власти отд. крупных феодалов. Одновременно процесс консолидации обще-гос, сословий, происходивший в этот период, привел к возникновению во мн. странах Европы сословно-представит. собраний, к-рые еще более укрепляли позицию королев. власти, хотя и контролировали ее в интересах господств, класса; возникла новая, более централизованная форма феод. Г. - феод. монархия с сословным представительством, или сословная монархия. Монархия была наиболее характерной формой феод. Г., в идеологии господствовали представления о божеств, характере власти монарха; республиками были лишь нек-рые города Европы, иногда представлявшие собой города-гос-ва. Наибольшей степени централизации феод. Г. достигает в абсолютной монархии (см. Абсолютизм). Эта последняя форма феод. Г. возникает в период разложения феодальных и зарождения капиталистич. отношений, в период позднего средневековья (для Зап. Европы - 16-17 вв.). Вся полнота власти при этой форме Г. консолидируется в руках короля и его бюрократии. Сословно-представит. собрания или ликвидируются (Франция, Испания, Россия), или полностью подчиняются пр-ву (Англия). В основе этой политич. формы лежит новое соотношение сил, возникшее вследствие развития капиталистич. отношений и значит. обострения клас. борьбы как между дворянством и крестьянством, так и между дворянством и нарождавшейся буржуазией: дворянство под угрозой роста экономич. мощи буржуазии и крест. движений сплачивается вокруг своего главы - короля, чтобы сохранить свои доходы и привилегии. Буржуазия, заинтересованная в экономич. и политич. объединении страны, но еще слишком слабая, чтобы взять власть в свои руки, поддерживает королев. власть как оплот против рецидивов феод. сепаратизма. Уже в сословной, особенно же в абсолютной монархии централизованное феод. Г. активно помогает классу феодалов выкачивать дополнит, доходы в свою пользу за счет растущих гос. налогов с крестьянства и горожан. Б. ч. этих налоговых поступлений попадает в руки отд. представителей господств, класса. В ряде феод. Г. Азии в 16-17 вв. также в известной мере преодолевается феод. раздробленность. Здесь существовали феод. Г. с сильной центр. властью, с многочисл. чиновничеством (Китай периода династии Мин, Индия при Великих Моголах и др.); однако неизжитое господство натур, х-ва и значит. экономич. раздробленность подрывали я их политич. единство. В то же время с зарождением в этих странах элементов капиталистич. отношений и здесь возникает форма Г., близкая к абсолютизму (наиболее отчетливо в Японии), или его отд. черты. Буржуазное Г. возникает в результате смены феод. обществ.-экономич. формации капиталистической, наиболее радикально - путем бурж. революций, направленных против феод.-абсолютистской монархии и сословного строя, ставших тормозом на пути развития капиталистич. отношений. Там, где буржуазия шла на компромиссы с дворянством (напр., в Англии), она сохранила монархию и бурж. Г. выступало в форме конституц. монархии; там, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, бурж. Г. выступало в форме демократич. республики (парламентской, где пр-во ответственно перед парламентом, или президентской, где пр-во формируется президентом и не несет ответственности перед парламентом, напр. США). При разнообразии форм (различие между к-рыми в условиях развитого капитализма приобрело в значит. степени формальный характер) сущность этого Г. едина: "...все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии " (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 385). Возникновение бурж. Г. было прогрессом по сравнению с предшеств. типами Г. Покончив с феод.-абсолютистским Г., капиталистич. общество установило представит. систему власти (создание бурж.-парл. учреждений), зафиксировало в конституциях ряд демократич. принципов, завершило создание единых нац. Г. там, где это не выполнило феод. Г. (напр., в Германии, Италии). Но бурж. демократия не изменила антинар. природы политич. власти эксплуататоров. Функция подавления, удержания в повиновении эксплуатируемых остается осн. функцией бурж. Г. Это Г. (в отличие от феод. Г.) уже не стремится насильно поставить каждого трудящегося в сословную зависимость от определенного эксплуататора. Оно закрепляет общие условия капиталистич. эксплуатации (прежде всего капиталистич. собственность на средства произ-ва) и именно этим ставит формально свободного рабочего в экономич. зависимость от капитала. Однако при попытках трудящихся выступить против системы капиталистич. эксплуатации и закрепляющих ее политич. и правовых порядков в ход немедленно пускается открытое, насильств. подавление. Удерживать в повиновении эксплуатируемых бурж. Г. приходится в условиях большей сознательности и организованности трудящихся масс. Отсюда - вынужденное сочетание двух методов отстаивания господства буржуазии: метода насилия и метода уступок, реформ, а также идеологич. воздействия. Уже на первом этапе своего существования, в период победы и утверждения капитализма, бурж. Г. представляло собой большой и сложный механизм, в основу к-рого лег старый чиновничий и воен. аппарат абсолютистского Г. В ходе завоевания власти буржуазия не сломала этот аппарат, а поставила его себе на службу и усовершенствовала (этот процесс на примере Франции показал К. Маркс в "Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта"). Значит. воен.-бюрократия, аппарата в тот период не было лишь в США и Англии, где буржуазия чувствовала себя достаточно прочно как вовне, так и внутри страны. В механизме бурж. Г. большая роль отводилась парламентам (см. Парламентаризм), к-рые использовались буржуазией не только для создания иллюзии народовластия, но и для контроля над гос. аппаратом, в к-ром сохранялось немало феод. наслоений (особенно при конституц. монархии). В период империализма и особенно общего кризиса капитализма в бурж. Г. происходят изменения. Аппарат бурж. Г. достигает колоссальных размеров. Это обусловлено: неизмеримо возросшим уровнем клас. борьбы, когда буржуазия вынуждена все время усиливать государственную машину и особенно органы пепосредств. подавления (полиция, органы сыска, армия и т. п.), милитаризацией, ростом гос. вмешательства в процессы произ-ва, обмена и распределения, что не было характерным для бурж. Г. предшеств. периода. Бурж. гос. машина вырастает гл. обр. за счет воен.-бюрократия, аппарата, наличие к-рого характерно для всех империалистич. Г. В частности, Англия и США в период империализма не только скатились в "... болото бюрократически-военных учреждений, все себе подчиняющих, все собой подавляющих" (там же, с. 387), но и вышли в этом отношении, особенно США, на первый план в капиталистич. мире. На стадии империализма широкое развитие получает государственно-монополистический капитализм, сущность к-рого состоит в активном использовании монополиями подчиненного им гос. аппарата. Гос.-монополистич. капитализм соединяет в единый механизм силу монополий с силой Г. Оно выступает теперь не только в качестве стража общих условий системы капиталистич. эксплуатации, но и оказывается непосредств. участником процесса произ-ва, обращения и распределения ´(правительств, потребление продукций монополий, рост гос.-капиталистич. собственности, перерас- пределение нац. дохода в интересах монополий). В результате личной унии (замещение важнейших гос. постов непосредственно монополистами) и др. способов непосредств. подчинения монополиям гос. аппарата он оказывается неразрывно связанным со структурой монополистич. капитализма. Бурж. Г. стало комитетом по управлению делами монополистич. буржуазии, к-рая, полностью захватив осн. материальные средства, не делит ни с кем политич. власть. В период империализма происходит падение роли парламента в механизме бурж. Г. На первом этапе существования бурж. Г. буржуазия с помощью цензовых рогаток обезопасила себя от участия в парламенте левых сил; в результате упорной борьбы пролетариат расширил рамки избират. права, научился использовать парламентаризм для защиты интересов трудящихся. Даже в тех странах, где монополистич. капиталу удалось закрыть двери парламента для представительства трудящихся, в нем возможна оппозиция линии финанс. олигархии, когда ее интересы не совпадают с интересами др. слоев буржуазии. В силу этих причин происходит умаление роли парламента в механизме бурж. Г. и усиление за его счет исполнит, власти, правительства, более гибкого и менее гласного органа, опирающегося на бюрократич. чиновничий аппарат. Это особенно характерно для нового периода общего кризиса капитализма, когда у пролетариата появляется возможность использовать парламент для мирного осуществления социалистич. революции. Империалистич. буржуазия стремится осуществить поворот от бурж.-демократич. методов управления к политич. реакции, разорвать рамки законности, установить фаш. и профаш. диктаторские режимы, т. е. укрепить пошатнувшиеся устои капитализма методами террора и насилия. В ряде стран усиливается процесс фашизации в новых формах: диктаторские методы управления сочетаются с фикцией парламентаризма, лишенного демократического содержания и сведенного к чистой формальности; идет наступление на демократические права и свободы. Внеш. функция империалистич. Г. диктуется стремлением монополистич. капитала к экспансии, захватам рынков и источников сырья, борьбой за передел мира, уже поделенного в предшеств. период. Империалистич. Г. ввергли человечество в две опустошит, мировые войны. Для империалистич. Г. характерно экономич. закабаление более сильными Г. (прежде всего США) более слабых, за к-рым следует политич. ивоен.-стратегич. подчинение (строительство воен. баз и размещение во-оруж. сил); господств, буржуазия ряда капиталистич. Г., вступив в союз с амер. империализмом, приносит в жертву суверенитет своих Г. Внеш. функция капиталистич. Г. находит свое яркое выражение в борьбе против социалистич. Г., в подавлении нац.-освободит. движения. Бурж. Г. периода империализма и общего кризиса капитализма превратилось в реакц. силу, пытающуюся увековечить изжившие себя капиталистич. обществ. отношения. Видя в Г. гл. опору сохранения своего господства, буржуазия пытается посеять в сознании масс ложные представления о его сущности и роли. Поскольку в ходе ист. развития бурш. Г. выявило перед трудящимися свое подлинное лицо, совр. бурж. и реформистские идеологи широко прибегают к тезису о "трансформации" этого Г., подобно тезису о перерастании капитализма в новый, "народный капитализм". Признается, напр., что в прошлом бурж. Г. представляло собой не управление народа, а управление народом; но ныне, по утверждению этих идеологов (франц. бурж. государствоведы Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др.), гос. власть в бурж. странах в результате всеобщего избират. права превратилась якобы в "народное правление", "чистую демократию" (хотя в действительности массы по-прежнему отстранены от управления Г.). Бурш.-реформистская теория "Государства всеобщего благоденствия", ссылаясь на возросшее вмешательство бурж. Г. в хоз. жизнь, утверждает, что если в прошлом оно "не мешало" капиталистич. эксплуатации, то ныне позиция Г. изменилась; оно стало якобы не только "примирителем классов", но и видит свою цель в уменьшении социального неравенства и защите неимущих классов (амер. бурж. проф. В. Мунд, Д. Белл, австр. правый социалист Ф. Кленнер, амер. ревизионист А. Биттелмен и мн. др.). В действительности вмешательство бурж. Г., подчиненного монополиям, в экономич. жизнь направлено на обеспечение интересов этих монополий (см. Государственно-монополистический капитализм), а отд. социально-экономич. завоевания трудящихся есть результат их ожесточенной клас. борьбы, а не продукт доброй воли бурш. Г. Провозглашение совр. бурж. Г. "Г. благоденствия" часто сочетается с провозглашением его и "правовым Г." (О. Кельрейттер и мн. др. зап.-герм, государствоведы); этим лозунгом пытаются прикрыть всевластие огромного полицейско-бюрократич. аппарата, отход империалистич. Г. от принципов демократии и законности. Утверждение, что буржуазное Г. из орудия власти капитала якобы превратилось ныне в самостоятельную, балансирующую над классами силу, ограничивающую и рабочий класс, и капитал, характерно и для ряда ревизионистских авторов. Г. в странах, освободившихся от колониальной зависимости, имеет существ, отличит, черты. Превращение в колонии или полуколонии мн. стран Азии, Африки и Лат. Америки повлекло за собой и лишение этих стран государственности, гос. суверенитета (или существ, ограничение его). Крушение системы колониализма под натиском национально-освободительного движения, происходящее в период общего кризиса капитализма, сопровождается рождением новых, суверенных Г. Только за 1945-62 в Азии и Африке возникло свыше 40 новых суверенных Г. Большинство стран, освободившихся от колониальной зависимости, еще не вырвалось из мирового капиталистического хозяйства, хотя и занимает там особое место; это - все еще эксплуатируемая капиталистич. монополиями часть мира. Вместе с тем многие из них отличает антиимпериалистический характер, деятельность, направленная на ликвидацию последствий колониального гнета, значительная активность освобожденных от политического бесправия масс. С точки зрения гос. форм большинство новых суверенных Г. - республики. Однако нек-рые Г. являются конституц. монархиями (напр., Ливия, Марокко и др.). В новых конституциях большинства Г. провозглашаются осн. демократич. права и свободы граждан, а также всеобщее избират. право. Создаются новые органы гос. власти и управления. Проблема создания нового нац. гос. аппарата, призванного заменить старый аппарат колониальной администрации, является одной из сложных проблем, стоящих перед мн. молодыми Г. Молодые Г. играют активную роль в создании нац. экономики. Это одна из важных внутр. функций, находящая выражение в создании гос. сектора в нар. х-ве, в разработке и осуществлении планов и программ экономич. развития. Осн. чертами, характеризующими внеш. функцию новых Г., являются борьба за мир и мирное сосуществование, укрепление междунар. сотрудничества в интересах полной и окончат, ликвидации колониализма. Нац. Г. все активнее выступают в качестве самостоят. силы на мировой арене, причем объективно это - в осн. сила прогрессивная, революционная и антиимпериалистическая. Суверенные Г., образовавшиеся в результате освобождения от колониальной зависимости, не однородны. В их экономич. политике, в отношении к империализму, в политич. ориентации имеются существ, различия. Кроме того, наряду с суверенными миролюбивыми Г. существуют Г., правящие круги к-рых пошли на серьезнее ограничение нац. суверенитета. Это выразилось в их участии в агрессивных блоках, в создании марионеточных режимов, фактически подчиненных империалистич. Г. В таких странах, где правящие круги проводят реакц. антинац. политику, как правило, происходит переход к диктаторским методам управления, возрастает, в частности, роль воен.-полицейского аппарата. Демократич. институты и права или открыто ликвидируются, или сохраняются чисто фиктивно. Различия в отношении к империализму во внутр. и внеш. политике отд. гос-в объясняются прежде всего разной клас. природой гос. власти. Наиболее склонны к капитуляции перед империализмом режимы, представляющие феод. и компрадорские элементы. В нек-рых случаях и нац. буржуазия, оказавшись у власти, изменяет общенац. интересам. С наибольшей последовательностью курс на укрепление нац. независимости проводится в гос-вах, где народные массы добиваются возможности воздействовать на жизнь государства. Перед всеми освободившимися или освобождающимися от колониализма странами стоит одна общая коренная проблема: по какому пути - капиталистическому или некапиталистическому - пойдут они в своем развитии. Странам, освободившимся от колониальной зависимости, в совр. условиях открыта благоприятная возможность образовать Г. нац. демократии, к-рое способно создать особо благоприятные условия для некапиталистич. развития. Политич. основа Г. нац. демократии - блок всех прогрессивных, патриотич. сил, борющихся за полную нац. независимость, за широкую демократию, за доведение до конца антиимпериалистической, антифеодальной, демократической революции. Социалистическое Г. В результате социалистич. революции на смену эксплуататорскому Г. приходит новый, высший тип - социалистич. Г. Впервые в истории такое Г. возникло в России в результате Вел. Окт. социалистич. революции 1917. В результате нар.-демократич. и нац.- освободит. революций, развернувшихся в ходе и после 2-й мировой войны, возник ряд новых социалистич. Г. Значительно раньше в др. ист. условиях образовалась Монг. Нар. Республика. После 2-й мировой войны социализм превратился в мировую систему. Возникновение социалистич. Г. - закономерный и необходимый результат социалистич. революции. Революция свергает господство эксплуататорского меньшинства и превращает рабочий класс в политич. руководителя общества. Создаваемое им социалистич. Г. охраняет завоевания революции от нападений внутр. и междунар. реакции и осуществляет творческую программу строительства социализма и коммунизма. По своей клас. сущности социалистич. Г., возникающее в результате революции, является Г. диктатуры пролетариата. Оно остается таковым в течение всего переходного от капитализма к социализму периода. Победа пролетариата в революции не приводит тотчас и автоматически к устранению эксплуататорских классов и клас. борьбы. Свергнутые эксплуататорские классы стремятся использовать все средства (и, в частности, помощь внеш. контрреволюции) для того, чтобы отстоять свое существование и помешать успешному социалистич. строительству. В силу этих причин руководящая роль пролетариата в социалистич. преобразовании общества неизбежно принимает форму диктатуры пролетариата, к-рая, в свою очередь, выступает как гос. руководство обществом. Проводимая политич. властью пролетариата гигантская хоз.-организаторская и культурно-воспитат. работа, распространение социалистич. демократии на самые широкие слои населения оказываются неразрывно связанными с задачей подавления и ликвидации свергнутых и сопротивляющихся эксплуататорских классов. Социалистич. Г. уже на этой стадии развития, т. е. выступая как Г. диктатуры пролетариата, коренным образом отличается от эксплуататорских типов Г. Во-первых, оно является орудием господства возглавляемого рабочим классом трудящегося большинства над эксплуататорским меньшинством и, во-вторых, оно преследует цели не увековечивания господства одного класса над другим, а построения нового социалистич. общества. В. И. Ленин указывал в этой связи, что в переходный от капитализма период Г. как особая машина для подавления еще необходимо, но это уже "... переходное государство,... уже не государство в собственном смысле, ибо подавление меньшинства эксплуататоров... совместимо с распространением демократии на такое подавляющее большинство населения, что надобность в особой машине для подавления начинает исчезать" (Соч., т. 25, с. 435). Представители антикоммунизма, пытаясь исказить сущность Г. диктатуры пролетариата, утверждают, что поскольку после победы социалистич. революции в России и ряде др. стран пролетариат не составлял в ни

Не так просто дать ответ на вопрос о том, что такое государство. Определение (краткое или развёрнутое) данного понятия имеет множество вариантов. Научные деятели в своих трудах абсолютно по-разному подходят к объяснению этой категории, играющей одну из самых важных ролей в общественной жизни.

В целом краткое определение понятия государства заключается в организации социума, имеющего единые обобщенные интересы, обязательно обладающего конкретно обозначенной территорией, управленческой системой и полным суверенитетом.

Где используется понятие «государство»?

«Государство» в качестве термина, требующего констатации, используется в нескольких контекстах. Как правило, это:

  • сфера правовых отношений, где государство зачастую выступает их самостоятельным объектом в лице государственных органов;
  • сфера политических отношений, в которой государство является также основополагающим элементом, определяющим вектор развития общества как на внутреннем, так и на внешнем уровне;
  • сфера социальных отношений, в которой государству отводится также ряд функций по социальной защите населения.

Почему нет единого определения государства?

Так или иначе, что такое государство (определение краткое не сможет вместить в себя всю суть данного понятия), однозначного ответа не может дать даже наука.
Не существует единого, признанного во всех научных отраслях объяснения понятия «государство». Международное право также бессильно в этом вопросе.

ООН не имеет отношения к предложенным ниже формулировкам, поскольку признать то или иное государство или его управляющие органы может только другое государство. ООН же не является державой. Это международная организация, одно из самых влиятельных и крупнейших мировых сообществ, не обладающее соответствующим пакетом полномочий, чтобы определить на правовом уровне, что такое государство. Краткое понятие, определяющее указанную категорию как основную политическую организацию общества, осуществляющую над ним контроль, управление, охрану экономических и социальных структур, в общих чертах дает представление о том, что именно государство в цепи «государство-общество» является ведущим звеном. Такое определение предложено в толковом словаре Шведова и Ожеговой.

Определения разными авторами

Чтобы понять, какое краткое определение соответствует понятию государства, необходимо обратиться к дополнительным литературным источникам. Например, государство - это специальная подготовленная сила поддержания правопорядка. Э. Геллнер представляет себе государство как ряд институтов, единственной целью которых является недопущение разлада. Отделившиеся от общественной массы населения суды, полицейские органы и являются тем самым государством.

В пример того, что термин имеет множество значений, можно вспомнить одно высказывание Л. Гринина о том, что такое государство. Определение краткое, а точнее его смысл состоит в следующем: государство - статическая единица политических отношений, представленная в отделенной от народа власти и администрации, которая претендует лишь на верховное управление. Причем, по мнению автора, управление населением происходит независимо от его желаний и воли, поскольку в государстве всегда найдутся силы для реализации принуждения.

Невозможно упустить и поистине «крылатые» высказывания Ленина В.И. - вождя советского народа в начале ХХ века. Его краткое определение соответствует понятию государства, если рассматривать последнее с более агрессивной стороны. Он считал, что государство - это машина, созданная с целью угнетения низкого класса, помогающая высшему классу удерживать в повиновении остальные слои населения. Нередко Ленин называл государство аппаратом насилия.

Страна и государство: есть ли разница?

Примеры толкований данного понятия, вполне очевидно, не могут привести к единому общему определению. Быть может, разобравшись в некоторых аспектах происхождения государства, его разновидностях и особенностях, удастся найти тот самый ответ на вопрос.

Нередко «государство» и «страна» выступают как тождественно равные термины. Правильно ли это? Существует ли какая-либо разница, и имеет ли она значение? Обратившись к вышеизложенным формулировкам, можно подчеркнуть самое основное и назвать, что такое государство. Определение краткое подтверждает, что это политическая система властвования, установленная на конкретной населенной территории. Страна же выступает, скорее, географическим, культурным, историческим, этнографическим понятием.

Первые государства

Следует обратить внимание и на то, откуда вообще взялось управление, и что такое государство. Краткое определение по истории развития общества найти практически невозможно. Ученые здесь также расходятся во мнениях, поэтому назвать единые причины появления такого механизма, как государство, не может никто. Конечно, существование нескольких теорий подтверждает проведение огромной работы, проделанной историками и правоведами, но не одной из версий присудить статус «истинной» пока не удается.

Однозначно и бесспорно можно сказать лишь о том, где появились первые государства. Ирак, Египет, Китай, Индия - современные страны, относящиеся к периоду Древнего Востока, имеют самую длинную историю существования. Среди теорий происхождения данных государств лидирующие позиции занимают:

  • Патриархальная теория;

Понятие правового государства

Однако, сведя суть каждой из них воедино, получится приблизительное определение государства, по которому его можно считать особым типом политической организации, контролирующей с помощью принуждения на обозначенной территории все общественные процессы. Оно является автономным в собственном функционировании, а управление осуществляет в централизованном порядке с помощью установленных правовых норм или единой идеологии.

В юриспруденции нередко можно встретить понятие «правовое государство». Краткое определение такого термина представится возможным к формулировке лишь после раскрытия внутреннего содержания категории.

Особенности правового государства

В случае, когда державное управление и вся деятельность регламентируется юридическими нормами, правовыми принципами, государство можно назвать правовым. По сути, именно соответствие и беспрекословное соблюдение принципов законности и верховенства права - это и есть основные черты правового государства.

Рассмотреть это же понятие можно и не только со стороны государственного принуждения или соблюдения тех или иных правовых норм лишь только подчиненной стороне. Понятие «правового государства» можно трактовать и как способ воздействия на легитимную власть, направленный на соблюдение последней тех же правовых норм, которые являются обязательными для неукоснительного выполнения остальными слоями населения.

К тому же в правовом государстве права и свободы человека и гражданина стоят превыше всего и являются приоритетной ценностью всех сфер общественных правоотношений.

Федеративное государство: специфика

Особенно актуальным является рассмотрение такого понятия, как федеративное государство. Краткое определение этой понятийной единицы поможет точно обозначить основные черты и признаки такого государственного образования, отличающего его от схожих систем.

Двумя словами можно сказать, что это достаточно сложное политико-административное формирование, состоящее из отдельных территориальных субъектов. В отличие от унитарного государства, где регионы обладают достаточными полномочиями и иногда децентрализованной властью, в случае федераций административно-территориальные единицы наделены широчайшей компетенцией и автономией практически во всех вопросах политической, экономической и социальной жизни общества.

Черты федеративного государства

Характерными признаками федеративного государства являются:

  • территориальное разделение федерации на отдельные административные единицы;
  • право принятия нормативно-правовых актов, собственной конституции принадлежит каждому федеративному субъекту;
  • каждая административно-территориальная единица федерации имеет свои государственные органы;
  • гражданство постоянных жителей федерации может быть двойным: общесоюзным и конкретного федерального субъекта;
  • парламент федеративного государства в основном является двухпалатным.

Россия - светское государство. Место церкви в жизни общества

Конституция России гласит о том, что наше государство является светским. Это означает, что церковь отделена от державных дел, и ни одна из мировых религий не устанавливается властью в качестве основной или принудительно обязательной. При этом некоторые аспекты вероисповедания и правовое положение церквей на территории современного российского государства регулируется соответствующим законодательством.

Сегодня на примере России можно подробнее рассмотреть, что такое светское государство. Краткое определение гласит о том, что на территории страны не может быть какой-либо официальной, утвержденной государственными органами религии, обязательной или предпочтительной. Однако стоит отметить, что на протяжении последних лет церковь заметно укрепила свои позиции в государстве. Возрождаемая значимость и весомая роль религии в жизнедеятельности страны проявляется во многом. Это и активное возведение и реконструкции храмов, и просвещение населения с помощью газет, радиоволн и интернет-ресурсов. Присутствие Святейшего Патриарха Всея Руси на важных мероприятиях и государственных праздниках рядом с лидерами государства - уже привычное явление.

Среди населения также можно заметить активность по посещению церквей, открытию специализированных религиозных общеобразовательных школ.

Государство - особая организация , объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Термин обычно используется в , политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и некоторых других территорий, разделена между примерно двумястами государствами.

Определение государства

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

На 2005 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация - ООН - не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций - это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство. »Каким образом новое государство или правительство добиваются признания со стороны Организации Объединённых Наций? Каким образом та или иная страна вступает в ООН в качестве государства-члена? Неофициальный документ ООН для информации.

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, - Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 несколькими американскими государствами. Россия или СССР её не подписывала.

В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства - это «особая организация политической власти , располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа » (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры » и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры. »

Приведём ещё несколько определений государства:

«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э.

1991. Нации и национализм / Пер. с англ. – М.: Прогресс. С.28).

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л.Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество . № 5. С. 20).

«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M.

1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology . Vol. IV. New York. P.1255).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И. , Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75). «Государство - аппарат насилия в руках господствующего класса» (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений (третье издание). - М.: Политиздат, т.20, стр.20).

«Государство есть воплощение права в обществе» Брокгауз-Ефрон. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под редакциею Э.Л. Радлова. С.-Петербург, 1911, стр. 64.

Государство или страна?

Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории , особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна ) и state (государство ), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

Государство, союзное государство (федерация) или союз государств?

Иногда проблематично провести чёткую грань в определении различий между понятиями «государство», «унитарное государство», «союзное государство» и «союз государств».

Более того, в истории часто одна форма перетекала в другую при централизации и наоборот - распад империй.

Происхождение государства

Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Теории происхождения государства:

  • Патриархальная теория
  • Теологическая теория
  • Теория общественного договора
  • Теория насилия
  • Материалистическая (марксистская) теория
  • Психологическая теория
  • Расовая теория
  • Органическая теория
  • Ирригационная теория
  • Комплексная теория происхождения государства Х. Й. М. Классена

Функции государства

Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Изначально любое государство выполняло триединую задачу: 1) управлять хозяйством и обществом; 2) защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых; 3) оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.

Государство как организм

Сравнения государства с организмом по происхождению своему не менее древни, чем политический атомизм. Происхождение их надо искать также в донаучных представлениях,-в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках государства применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или «функции» и т. д. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. Московское научное издательство. 1919 г.

Гегель указывал, что определения государства и не может быть, что государство есть организм, т. е. развитие идеи в своих различиях. “Природа организма такова, что если не все его части переходят в тождество, если одна из них полагает себя самостоятельной, то погибнуть должны все. С помощью предикатов, принципов и т. д. так же нельзя достигнуть суждения о государстве, в котором следует видеть организм, как нельзя с помощью предикатов постичь природу Бога, жизнь которого я должен созерцать в самом себе.Савельев: Нация и государство. Теория консервативной реконструкции (2005) : 2.1. Определение невозможно, смысл познаваем

Платон в основание своей политической философии кладет уподобление государства индивиду: государство тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. Аристотеля точно так же встречается сравнение государства (множества) с одним человеком - многоногим, многоруким, имеющим множество чувств. Солсбери, ссылаясь на Плутарха, характеризует государство как организм, подобный человеческому телу (духовенство - душа государства и, как таковое, имеет власть над всем телом, не исключая головы государства, т. е. государя). Аналогии есть у Гоббса, Спинозы, Руссо. Органическая теория государства

Термин «геополитика» Челлен определил так: это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. Тезис Р. Челлена: "государство – живой организм". Это развивается в его главной работе «Государство как форма жизни»: «Государство - не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой бкологическое образование или живое существо. Как таковое, оно следует закону роста: ... сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания»Рудольф Челлен - автор категории *геополитика*

В «Политическая география» Ф. Ратцеля, легшей в основу геополитики, приводится ряд основополагающих идей: 1) государство - это организм, который рождается, живет, стареет и умирает; 2) рост государства как организма обусловлен «почвой»; 3) свойства государства составлены из свойств народа и территории; 4) «исторический пейзаж» накладывает отпечаток на гражданина государства; 5) определяющим в жизни государства является «жизненное пространство» (lebensraum). В соотвествии с этими идеями ученый дает такое определение: «Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы» Плахов В. Западная социология

Составляющая структурная единица государства как организма - .

Переходя от индивидуального к социальному, каждый член общества выполняет свою функцию, увеличивающую вероятность существования государства, цивилизации

Библиография


Понятие государства - объект изучения и дискуссий политологов, философов, историков, социологов. Первые государства известные официальной науке появились в древние времена на территории современной Индии, Китая, Ирана, Египта. За все это время ученые так и не пришли к единому, четкому и общепризнанному определению «государства».

Единственный документ во всей истории международного права , где звучит определение понятия государства, это Конвенция Монтевидео 1933 года. До того момента государство становилось таковым, если его статус основывался на «праве давности», - как видите, очень нечеткое определение. Конвенция разработала четыре признака государства :

  • постоянное население;
  • конкретная территория;
  • наличие правительства;
  • намерение сотрудничать с другими государствами.

Интересно, что признание другими государствами не указано, то есть новое государство может само заявить о себе (самопровозглашение ).

По поводу признания государства нужно добавить еще кое-что. На официальном сайте ООН была опубликована статья на эту тему, согласно которой признать одно государство может только другое государство. ООН - не государственное образование, и не имеет полномочий признавать или не признавать кого-либо. ООН может только давать членство государству на основании его признания существующими государствами-членами ООН. Например, Республика Косово, признанная США и странами Евросоюза, не может стать членом ООН, так как ее не признает Россия и Китай. Существует много государств с более или менее ограниченным признанием (за примером далеко ходить не надо), но это не отрицает факт их существования. Более того, существуют государства, мало кем признанные, но при этом имеющие более развитую экономическую и социальную сферы , чем некоторые государства-члены ООН. Касательно частично признанных государств есть несколько интересных фактов:

  • Пакистан не признает Армению;
  • 29 различных арабских и мусульманских государств не признают Израиль;
  • Турция не признает Кипр;
  • 23 государства-члена ООН, признающие Тайвань, не признают Китай (КНР) (интересно, что они думают по поводу надписи Made in China на половине импортированной продукции?);
  • Южная Корея, Франция, Япония и Эстония не признают Северную Корею (при чем тут Эстония - непонятно);
  • Собственно, Северная Корея не признает Южную.

Вернемся к определению государства. Вот несколько популярных (порой - спорных) определений понятия:

  1. Государство - это особая политическая организация общества, которая осуществляет управление и охрану социальной и экономической структур.
  2. Государство - это сила поддержания порядка.
  3. Государство - это устойчивая политическая единица, осуществляющая власть и администрирование.
  4. Государство - это машина для угнетения одного класса другим.
  5. Государство - это воплощение права в обществе.
  6. Государство - это частная собственность бюрократии (Карл Маркс имел ввиду коррупции, откаты, взятки, сговор чиновников с олигархами).
  7. Государство - это не способ превратить жизнь в рай на земле, а способ не дать ей окончательно превратиться в ад.

Чтобы лучше понять определение государства, рассмотрим его признаки.

Признаки государства.

  1. Наличие организационных документов (цели и задачи государства), например, конституция, законодательство.
  2. Управление и планирование:
    • правительство;
    • парламент;
    • политическая деятельность;
    • экономическая деятельность;
    • казна;
    • ресурсы;
    • территория;
    • население.
  3. Наличие подчиненных организаций (правоохранительные органы, армия, административные органы).
  4. Государственный язык (или языки), гражданство, символы государства (флаг, герб, гимн).

Формы государства.

Формы государственного правления :

  1. Монархия :
    • абсолютная (в настоящее время пример - халифат - Саудовская Аравия);
    • ограниченная - конституционная, дуалистическая (Монако), парламентская (Великобритания).
  1. Республика - парламентская (Германия), президентская (США) или смешанная (Российская Федерация).
  2. Смешанные формы:
    • республиканская монархия (Ангола и, по сути, Беларусь);
    • монархическая республика (Ватикан).

Существует также три формы государственного устройства :

  1. Унитарное государство , с единой правовой системой, которое может быть:
    • централизованное (Украина);
    • децентрализованное (Испания);
    • сложное (КНР с разноуровневыми автономиями);
    • простое (Польша);
    • национальное (Израиль).
  1. Федерация (РФ, США, Германия).
  2. Конфедерация - объединение нескольких суверенных государств (в истории - Речь Посполитая, Швейцария до 1848 года, США в период 1861-1865гг; сейчас конфедераций практически нет, разве что Босния и Герцеговина, а также неофициальной конфедерацией является Евросоюз и - не поверите - ДНР и ЛНР в виде Новороссии).

Функции государства.

Внутренние функции:

  • правовая (правопорядок);
  • политическая (стратегия развития);
  • организаторская (контроль);
  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • культурная ;
  • образовательная .

Внешние функции:

  • дипломатические отношения;
  • национальная безопасность;
  • обеспечение мирового порядка;
  • взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами .

Напоследок стоит привести неофициальную классификацию государств. Итак, в повседневной жизни, например, в средствах массовой информации , выделяют такие виды государств :

  • карликовое государство - Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Люксембург и т.д.;
  • государство-середнячок - Швеция, Дания, Ирландия, Венгрия и т.д.;
  • великие державы - постоянные члены Совета Безопасности ООН, обладающие серьезным превосходством над другими государствами (страны большой семерки и РФ);
  • ядерные державы - члены ядерного клуба (государства, разрабатывающие, производящие и испытывающие ядерное оружие - США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Израиль, Пакистан, Северная Корея);
  • космические державы (Россия, США, Франция, Япония, Китай, Великобритания, Индия, Израиль, Украина, Иран, Северная и Южная Кореи).

Понятие государства очень часто упоминается как синоним понятия «страна». В общих чертах это верно, так как оба понятия описывают практически одно и то же явление, только «государство» - более правовой, политический и экономический термин, а «страна» - географический, общеисторический, культурный и более повседневный.

Говоря о политическом устройстве общества, мы часто употребляем слова «государство» и «страна», считая их тождественными понятиями. Правильно ли мы поступаем? Ответить на этот вопрос мы сможем лишь после того, как разберемся, что такое государство, и какими отличительными признаками оно обладает.

Значение и этимология термина

Споры о том, что такое государство, ведутся учеными довольно давно, но до сих пор нет единого определения данного термина. Большинство ученых мужей называют государством политическое образование, обладающее суверенитетом, устанавливающее на своей территории определенный правовой порядок и имеющее механизмы управления, защиты и принуждения. Звучит непонятно, поэтому давайте рассмотрим конкретный пример — Российскую Федерацию.

РФ — независимое государство, признанное всеми странами мира и имеющее с ними дипломатические отношения. Другими словами, налицо наличие суверенного статуса. Граждане РФ подчиняются правовым нормам, прописанным в Конституции и государственных законодательных актах. Значит, в России присутствует установленный государством правовой порядок. РФ имеет армию для защиты, систему государственных органов для управления и полицию, выполняющую принудительные функции.

Слово «государство» имеет русские корни и происходит от слова «государь», которым в Древней Руси называли князя, правившего страной. «Государь» стало производным от слова «господарь», а оно, в свою очередь, является видоизмененным понятием от «господь». Происхождение последнего науке неизвестно, касательно же значения, все знают — это синоним к слову «бог».

Признаки государства

Что такое государство, мы прояснили. Давайте разберемся, имеет ли оно одинаковое значение с термином «страна». Если обобщить все определения, даваемые учеными, то можно сделать вывод: страной называют определенную территорию, имеющую политические границы. От государства она отличается отсутствием суверенитета. Например, Британские Виргинские острова, управляемые Великобританией, будучи страной, не являются государством.

Среди основных признаков государства, помимо наличия суверенитета, называют следующие:

  • публичную власть. Название «публичная» говорит о том, что данная власть выступает от имени народа. По сути, она представляет собой механизм управления (в лице чиновников) и принуждения (полиция, армия);

  • правовое регулирование жизни общества путем издания законодательных актов. Ни одно государство не может существовать без законов, иначе воцарится хаос;
  • экономическая деятельность, выражающаяся в наличии национальной валюты, существовании налогов и сборов, государственного бюджета, а также в ведении торговли;
  • государственный язык. Этот признак является одним из основных при идентификации народа как нации и страны как государства. Государственных языков может быть несколько, к примеру, в Швейцарии их четыре, но их статус должен быть закреплен конституционно;
  • государственные символы. Герб, флаг, гимн не являются основным критерием определения государства, но помогают его идентифицировать. Видя желто-голубое полотнище с трезубцем, вы понимаете, что это государственная атрибутика Украины, а триколор с двуглавым орлом прочно ассоциируется с Россией.

Зачем нужно государство? Его основная функция — создание комфортных условий для своих граждан. Такое возможно, когда в обществе решаются социальные и экономические проблемы и сохраняется целостность страны. Этим и занимается государство.

Формы правления и государственного устройства

Все мы знаем, что система власти в Великобритании, которой правит королева Елизавета II , отличается от Соединенных Штатов Америки, где высшим органом власти считается сенат, а Германия с ее централизованным управлением совершенно не похожа на систему федеративного управления, существующую в России.

Существуют две формы государственного правления:

  • монархия. Ее называют единовластием, поскольку при такой форме правления власть принадлежит одному лицу (королю, императору, царю, князю) и передается по наследству. Помимо Великобритании, монархии сохранились в Дании, Испании, Монако, Швеции, Нидерландах.

Монархии подразделяются на 2 вида: абсолютные и конституционные. Первые характеризуются наличием неограниченной власти у главы государства, а вторые представляют собой более мягкую форму правления, когда монарх не обладает всей полнотой власти, а вынужден ее делить с парламентом.

  • республика — такое государство, в котором власть выбирается народом. В качестве примеров можно привести США, РФ, Украину.

Республики тоже делятся на 2 типа: президентские и парламентские. В первом случае большей властью обладает президент, во втором — парламент. Российская Федерация является президентской республикой, а Израиль — парламентской.

На сегодня известны две формы государственного устройства: унитарное государство и федерация. В случае с унитарным государством административно-правовые единицы (области, округа, районы, провинции и пр.), на которые разделена территория страны, лишены статуса государственных образований. Примером могут служить Германия, Франция, Япония. У федерации все наоборот. Самыми яркими примерами являются РФ и США.

Современному человеку важно не только знать, что такое государство, но и осознавать себя полноправным его членом. Изучайте законодательство своей страны, и тогда, если государство не сможет защитить вас должным образом, вы сможете сделать это сами.

Похожие публикации