Внеклассное мероприятие в начальной школе. Воспитательный час Беседа «Праздник твоего имени

с. 1
Занятие по познавательному развитию «Тайна моего имени»

Воспитатель: Шилова И.Н.
Цель : способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.

Оборудование: мяч; альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия
Педагог. Здравствуйте, ребята. Садитесь поудобнее, кто как хочет. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем вы похожи. (Ответы детей.) Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки есть у каждого и что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? (Имя.) Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена - это слова, но особые. Они означают очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбо­ру имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие как, например, Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям).

Послушайте стихотворение.

Был в старину такой обычай

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То - хошь, не хошь - Иероним!

(М. Владимов)

По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или де­вочка, молодой человек или пожилой. Вот мы сегодня и постараем­ся побольше узнать о ваших именах. Послушайте отрывок еще из одного стихотворения « Октябрины».

Сергеями,

Андреями,

Иванами,

Иринами,

Маринами,

Татьянами

Теперь детей стараются назвать.

А было время - именами странными

Одаривали их отец и мать.

(Е. Долматовский)

Игра «Эхо».

Сейчас мы поиграем в новую игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно, как эхо, за ним по­вторяем. Затем свое имя прохлопывает Викина соседка справа - Настя, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя. (Дети по очереди называют и прохлопыва­ют свое имя - сперва по одному, затем все вместе.)

Педагог . Молодцы!

Игра «Маленькое имя».

А теперь давайте представим себе, что вы вдруг стали маленькими. Мы будем бросать друг другу мяч, на­зывая имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, должен будет принять позу маленького ребенка. Все остальные повторяют его позу и хором называют его имя.

(Когда все дети поучаствуют в игре, можно обсудить, что по­чувствовали при этом дети, почему был выбран именно тот или иной возраст «маленького ребенка».)

Педагог. Не знать, как зовут своих родных, знакомых, дру­зей, - невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или об­ращаясь с просьбой. Давайте каждый из вас назовет имя своего друга. (Ответы детей.)

Игра «Объясни имя ».

Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас

вам буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут.

Педагог. Незнайка.

Дети. Его так назвали, потому что он ничего не знает.

Педагог. Белоснежка.

Дети. Она белая, как снег.

Педагог. Снегурочка.

Дети. Она сделана из снега.

Педагог. Синеглазка.

Дети. Это девочка с синими глазами.

Педагог. Курочка Ряба.

Дети. Она пестрая, рябая.

Педагог. Корова Буренка.

Дети. Она коричневая, бурая.

Педагог. Бычок Смоляной Бочок.

Д е т и. У этого бычка бок в смоле.

Педагог. Молодцы! А теперь попробуйте угадать, откуда взя­лись названия некоторых животных. Вот, например, есть на свете жук-олень - рога у этого жука знатные. Чем не олень? Или ящери­ца медянка - она получила свое название из-за того, что шкура у нее красновато-зеленая, отливающая медью. А как вы думаете, от­куда получила свое имя бабочка-голубянка?

Дети. Наверное, у нее голубые крылья.

Педагог. А бабочка-поденка?

Дети. Она день всего на свете живет.

Педагог. Змея гадюка.

Дети. Опасная, ядовитая змея.

Педагог. Рыба-голец.

Дети. Наверно, у нее нет чешуи, она «голая».

Педагог. Снегирь.

Дети. Эта птица прилетает к нам тогда, когда выпадает снег.

Педагог. Птица кукушка.

Дети. Ее так назвали из-за того, что она кукует.

Педагог. Все правильно, молодцы!

Игра «Ласковое имя».

А теперь давайте встанем в круг. Вспом­ним, как ласково зовут вас дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих лас­ковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бро­сил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз бросил вам, и произнести его ласковое имя. (Дети по кругу перебрасывают друг другу мячик, называя свои ласко­вые имена. Затем игра повторяется в обратном порядке.)

Конкурс «Кто знает больше имен».

Сейчас мы разделимся на две команды и проведем конкурс. Называть можно не только свои имена, но и имена своих родных, знакомых, друзей. Победит та команда, ко­торая вспомнит и назовет больше имен. (Дети выполняют задание.)

Педагог. Сегодня мы говорили про ваши имена, вы слышали много вариантов вашего имени, эти знания пригодятся вам. Сейчас мы оформим личную визитную карточку. Здесь должны быть кра­сиво написаны имя и что-нибудь важное о вас. Например:

Аня Молчанова, любит петь

Визитку можно украсить узорами по краю листа.

Домашнее задание для родителей

Продолжите с ребенком оформление личной визитной кар­точки.

Занятие по познавательному развитию

«Что означают наши имена»

Воспитатель: Снопова О.А.

Задачи:

1. Познакомить детей с традициями имянаречения на Руси.

2. Закрепить представления о разных способах вежливого обращения к другим людям (по имени, по имени и отчеству или по фамилии)
Предварительная работа : домашнее задание детям уточнить полное имя своих родных –дедушки, бабушки, отца, матери.
Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы с вами похожи, а чем отличаемся? (Ответы детей)

Воспитатель: Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена- это слова, но особые. Они значат очень многое. Давным –давно на Руси люди очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила(милая людям), Надежда, Вера, Любовь – все это древнерусские имена.

По имени можно многое узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У человека есть еще фамилия и отчество. Как зовут ваших родных людей: маму, папу, дедушек, бабушек? Как будут звать вас, когда вы вырастите? (Ответы детей).

Воспитатель : К человеку можно обращаться только по имени, если это твой друг или брат. К взрослым людям обращаются на Вы и по имени и отчеству, тем самым проявляя уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей- невежливо. Именно поэтому не ленятся приветливо обращаться по имени, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой. А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним?

Проводится игровой тренинг «Обратись по-разному»

(Ксения- Ксюшенька, Анна- Анечка- Анюта, Данил- Данюшка – Данилка, Егор- Егорушка- Егорка).
Далее проводится игровой тренинг «Обратись по имени»

1. Аня, у тебя «трудная пуговица», ты не можешь ее застегнуть. Попроси Егора тебе помочь. Как ты это сделаешь? Как ответит Егор?

2. Ярослав, у тебя нет зеленого карандаша, а у Вити есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? Что ответит тебе Витя?

3. У Лизы в руках кукла. Полине очень хочется поиграть с ней. Полина, обратись к Лизе, попроси куклу. Как ты это сделаешь? Как ответит Полина?
Воспитатель: А сейчас послушайте отрывок из книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей» Вы послушайте внимательно и скажите, правильно ли поступил Незнайка?

(Зачитывается отрывок, в котором говорится о том, как Незнайка стал поэтом).

Воспитатель : У друзей Незнайки интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин…Как вы думаете, почему их так звали? А вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?
Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.


У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.


Знайка шел гулять на речку

Перепрыгнул через овечку.

Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка? Почему не понравились?

Воспитатель : Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг у другу по имени и ласково.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24 «РУЧЕЕК»

Конспект
Занятия по познавательному развитию

«Что значат наши имена»

Воспитатель Снопова О.А.
с. 1

Разделы: Классное руководство

– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;

– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, магнитофон, фонограммы песен, частушек.

1 ведущий:

Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

2 ведущий:

Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова: КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН… (слова записаны крупно на карточках и помещены на доске)

После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.

Но были и такие имена (продолжает 3 ведущий)

3 ведущий:

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

1 ведущий:

С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.

  • Ребята, а вы знаете сколько в нашем классе разных имен?
  • Как вы относитесь к своему имени?
  • Кому оно нравится? Кому не нравится?
  • Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?

– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.

Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)

По мере выступления детей на доске заполняется таблица

Краткий словарик толкования имён

(Эта таблица продолжается по мере выступления учащихся класса)

Учитель: А теперь предлагаю разгадать ребусы.

  • На какие две группы можно разделить имена-отгадки? А все ваши имена? (на женские и мужские).

Класс делится на 2 группы по именам (женским и мужским) и проводится именная викторина “Кого как зовут?”

  • Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
  • Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
  • Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
  • Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
  • Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
  • Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
  • Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
  • Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
  • Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)
  • Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
  • Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
  • Подведение итогов:

    Учитель: В нашем классе есть еще необычные имена:

    Две Анастасии;
    Две Екатерины;
    Два Дмитрия;
    Две Ксении;
    Александр и Александра;
    Две Татьяны.

    (Дети рассказывают о происхождении своего имени)

    • А как называются одинаковые имена? (Тезки)

    Конкурс “Аукцион знаменитых тезок”

    • Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
    • Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет).

    Награждение победителей аукциона.

    2 ведущий:

    А что за события обозначают эти даты:

    • 25 января
    • (Татьянин день, День студентов).
    • 14 февраля
    • (День Святого Валентина, День всех влюбленных).

    (Рассказ подготовленного учащегося о дне Святого Валентина.)

    Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку)

    Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).

    Вопрос-шутка “Про Женю”.

    Прочитайте следующее предложение и сообразите: Женя – мальчик или девочка?

    “Женя в воде в очках”.

    Женя – девочка (ЖеняввоДЕВОЧКАх.).

    Блиц турнир

    Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”, ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.

    В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

    1.Кто принёс куклу из магазина?

    Ответ: Зина (магаЗИНА).

    2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

    3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

    4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

    5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

    6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

    7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

    8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

    9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

    10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?

    (Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

    Проверка ответов и выявление победителя.

    Учитель: В нашем классе есть редкие имена:

    Евгения – благородная;
    Кристина – христианка;
    Руслан – лев;
    Элеонора – сострадание, милосердие. .

    Учащиеся рассказывают о своих именах, заполняя словарик на доске.

    Проводим музыкальный конкурс “Угадай мелодию”

    Звучат фонограммы песен, детям нужно назвать эту песню с именем и продолжить ее, если знают.

    1. “Стюардесса по имени Жанна”.
    2. “Я люблю тебя, Дима”.
    3. “Тома, Тома”.
    4. “Ой, Серега, Серега”.
    5. “Катя, Катерина”.
    6. “Антошка”.
    7. “Я люблю тебя, Марина”.

    Награждение победителей.

    Учитель: Психологами доказано, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.

    • Чем же руководствуются взрослые, выбирая имя своему ребенку?
    1. Подсознательное восприятие слова через ритмику, пластику, мелодичность.
    2. Распространенность имени.
    3. Ассоциации, связанные с именем.
    4. Образы, вошедшие в историю и культуру обладателей данного имени.
    • Ребята, скажите, как вам нравится, чтобы вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ).

    Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок с именами и частушек.

    Конкурс скороговорщиков

    1. Осип осип, Архип охрип.
    2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
    3. Кирилл Кире подарил рыбку,

    4. Кира Кириллу подарила улыбку.
    5. У Клары и Валерки
      Вареники в тарелке.

    Показ домашнего задания

    Частушки про смешные истории из жизни девочек и мальчиков.

    Все: Ставьте ушки на макушки.
    Слушайте об именах
    Пропоем мы вам частушки
    Все воскликните вы: “Ах!”

    Мальчики:

    Почему сегодня Элла
    На уроке не шумела?
    Подошли мы к ней все близко,
    Зубы склеила ириска.
    В нашем классе никогда
    Не бывает жарко
    Вентилятор заменяет
    Нам вертушка Ларка.
    Разрешила наша Вера
    Поиграть нам с бультерьером.
    Всем, которые играли,
    Потом пальцы пришивали.

    Девочки: Почему перед едою
    Руки нужно с мылом мыть?
    А Андрюша отвечает:
    – Чтоб посуду не грязнить!

    Вова наш на переменке
    Проверял на прочность стенки.
    Так усердно он старался,
    Что весь в гипсе оказался.

    Степан к богу обратился:
    – Просьбу выполни мою,
    Сделай так, чтобы в диктантах,
    “Чу” писалось через “ю”!

    Был наш Петя сорванцом,
    А теперь он стал певцом.
    -Лучше уж частушки петь,
    Чем от критики краснеть.

    Все: Мы – певцы и музыканты,
    Выступать нам нравиться!
    Мы – народные таланты
    Город нами славится!

    Учитель : Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)

    – Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?

    Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

    Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

    Литература

    1. Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.
    2. Ромашова Е.И. День рождения в семье и в школе.– М. 1999.
    3. Сухин И.Г. Занимательные материалы. Вако М. 2004.
    4. Чудеса, рекорды, достижения. Диво,93.-М.Русская книга. 1993.

    МОКУ Падунская специальная (коррекционная)школа – интернат VIII вида

    Воспитательный час Беседа « Праздник твоего имени»

    Составила: Кичигина Е.В.

    Праздник твоего имени
    Цель : Прививать ребятам чувство уважения к своим именам и именам окружающих; Расширять кругозор учащихся, развивать любознательность.
    Оборудование: Плакаты с написанными на них именами и их расшифровкой.

    У каждого человека есть имя, без него просто нельзя жить. Родители сразу при рождении дают имя своему ребенку, один раз и навсегда. « Между живущих людей безыменным никто не бывает вовсе. В минуту рождения каждый, и низкий и знатный, имя свое от родителей в сладостный час получает…»
    Давайте проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно. Наука об именах собственных называется ономастикой. С греческого языка « онома», значит «имя». В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена – клички. Как правило, такие имена отражали какое-то достоинство человека: « Зоркий глаз», « Храбрый», « Доброе сердце» и т.д. Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен был подтверждать всю свою жизнь. Поэтому имя давалось человеку не сразу после рождения, а у отдельных народов через полгода, а то и более. А почему? По мере того, как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче – так было удобнее обращаться к человеку. Дима – Дмитрий, Алексей – Алеша, Надежда – Надя и т.д. И придумывать их стали родители, порой задолго до рождения ребенка. У одних народов было принято называть мальчика именем дедушки, а девочку – именем бабушки. Но часто родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что-то обозначает. Вера – русская Елена- греческое, солнечная, светлая Маргарита – жемчуг, жемчужина Ольга – святая Светлана – светлая Юлия – кудрявая Алексей – отражающий, предотвращающий защитник Виталий – жизненный Дмитрий – принадлежит Деметре, богине Земли Олег – древне-русское от Князя Древней Руси Евгений – старинное Степан – старинное
    Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот имена им и давались такие, как, например, Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир, людей, Людмила – милая людям. Надежда, вера, любовь – это все древнерусские имена. По имени многое можно узнать о человеке. Скажите, пожалуйста, что можно определить по имени? (ответы детей) пол ребенка, девочка или мальчик. Если пожилой человек, то добавляют отчество. Несмотря на то, что у нас много общего, чем мы отличаемся друг от друга? Ответ: именем. Ответьте: что можно узнать, зная ваше отчество? Ответ: как зовут вашего отца. С именами связано множество сказок и мультфильмов, романов, рассказов, повестей. Назовите их, если они вам известны? (ответы детей)
    А теперь небольшая викторина по сказкам, назовите героя сказки и название ее: 1. Она попала в страну чудес (Алиса) 2. У нее голубые волосы (Мальвина) 3. Он попадал в снежное царство (кай) 4. Он ездил на печке (Емеля) 5. Она самая прекрасная в русских сказках (Елена) 6. Он был на луне (Незнайка) 7. Имя самого сильного богатыря (Илья) 8. Кто самый мудрый в сказках (Василиса) 9. Имя Царевича в сказках (Иван, Елисей, Гвидон) 10. Ее брат превратился в козленочка (Аленушка)
    А теперь отгадайте загадки – а загадки это известные сторчки из песен. В каждой загадке какое-то имя. Вдоль маленьких домиков белых Акация душно цветет Хорошая девочка…….Лида На улице южной живет. Синенькая юбочка Ленточка в косе Кто не знает….Любочку Любу….знают все. Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой Выходила на берег….Катюша На высокий берег на крутой. Хмуриться не надо…Лада Хмуриться не надо…Лада Для меня твой смех награда…..Лада. Стюардесса по имени…..Жанна Обожаема ты и желанна Ангел мой неземной, Ты повсюду со мной, Стюардесса по имени….Жанна.
    С этим заданием вы справились. А теперь последнее задание. Каждый из вас сейчас своему соседу по парте напишет все формы его имени. Например: Лена – Леночка – Ленусик – Ленок – Аленушка – Ленчик.
    Давайте подсчитаем, кто придумал больше всех имен. Все вы молодцы, ребята. Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, и оно вам приносило только удачу, хорошее настроение и веселье.

    Литература: Газета « Последний звонок» №12 2008г.« 500 загадок про слова для детей» Москва 2008 год.« 500 новых частушек» Москва 2000 год.Газета « Педсовет» № 8 2003 год.Газета « Педсовет» № 8 2005 год.Газета « Последний звонок» № 7 2003 год.Газета « Последний звонок» № 7 2007 год.

    Классный час "Значение твоего имени"

    Цели:

    Познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

    Развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность. Расширять кругозор ребят.

    Оборудование: презентация «Значение твоего имени», ромашка со значениями имен.

    Учитель: Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

    Учащиеся: Имя.

    Учитель: Ребята, как вы думаете какая тема нашего классного часа. (Ответы учащихся.)

    Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

    По имени можно многое узнать о человеке. Скажите, пожалуйста, что можно определить по имени?

    Учащийся: Мальчик или девочка носит имя.

    Учащийся: Если человек взрослый, то добавляют отчество, по которому можно узнать, как зовут его папу

    Давайте, проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно.

    В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена - клички. Как правило, такие имена отражали какое - то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Любомир – любящий мир, Надежда, Вера, Любовь – это все древнерусские имена и т. д. Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

    Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по - рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

    Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать всю свою жизнь. Поэтому имя давалось человеку не сразу после рождения, а у отдельных народов через полгода, а то и более.

    По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче – так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали родители, порой задолго до рождения ребенка.

    Именная викторина “Кого как зовут?”

      Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)

      Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)

      Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)

      Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)

      Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)

      Она попала в страну чудес. (Алиса )

      У нее голубые волосы. (Мальвина )

      Он попадал в снежное царство. (Кай )

      Он ездил на печке. (Емеля ).

      Она самая прекрасная в русских сказках. (Елена ).

      Имя самого сильного богатыря. (Илья )

      Имя царевича в сказке. (Иван )

    После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20 - х и 30 - х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.

    У одних народов было принято называть мальчика именем дедушки, а девочку – именем бабушки. Но часто родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что - то обозначает.

    Блиц турнир

    В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

    1. Кто принёс куклу из магазина?

    Ответ: Зина (магаЗИНА).

    2. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

    3. Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

    4. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

    5. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

    6. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

    7. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

    8. Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

    9. Кто, заметив жука, спрятался под диван?

    (Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

    Большинство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл.

    Из года в год встречаются родители, которые хотят, чтобы их наследники носили такое имя, которого уж точно не будет ни у кого. Список самых оригинальных имен составила «Российская газета».

    В Москве мальчиков называли Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Граф, Дар, Иван-Коловрат, Меркурий, Кантогор-Егор, Март, Христамрирадос, Князь, Принц, Космос, Ангел, Ветер, Воля, Дельфин, Каспер Ненаглядный, Лука-Счастье, Саммерсет Оушен, Мононо Никита, Огнеслав, Господин, Мир.

    Девочкам давали следующие необычные имена: Услада, Полина-Полина, Голуба, Апрель, Вишня, Индия, Принцесса Даниэлла, Росияна, Россия, Заря-Заряница, Луна, Ляля, Ангел Мария, Луналика, Принцесса Анжелина, Алеша-Каприна, Океана, Радость, Алена-Цветочек, Дельфина, Лиса, Радостина, София-Солнышко.

    В российских ЗАГСах в последние три года были зарегистрированы такие имена, как Жужа, Тюльпан, Салат Латук, Миллионера, Авиадиспетчер.

    По данным Американского пенсионного фонда, каждый год в США регистрируются сотни и тысячи детей с необычными именами: Харизма, Ланцелот, Лексус и Фантазия.

    В семье футболиста Дэвида Бэкхема один из детей получил имя Бруклин в честь района Нью-Йорка. Американский рок-музыкант Фрэнк Заппа назвал свою дочь Лунный Спутник. Дочь знаменитой киноактрисы Гвинет Пелтроу получила незамысловатое имя Яблоко, а Дэвид Боуи окрестил своего сына Зоуи: певцу это показалось удачным созвучием - Зоуи Боуи. Кстати, сын так и не оценил буйной творческой фантазии своего родителя. Повзрослев, он сменил Зоуи на нейтральное Джо, чем, говорят, очень огорчил отца.

    Другие голливудские знаменитости оказались не менее оригинальными. Сегодня среди звездных детей встречаются такие имена, как Данделайон (Одуванчик), Питчес (Персик), Пикси (Фея) и даже Фифи Триксибель - сочетание звуков, не поддающееся переводу.

    Самое длинное имя в мире носит индиец по фамилии Брахматра. Оно состоит из 1478 букв, представляющих собой ряд слитых воедино названий исторических мест, имена известных дипломатов, теологов, ученых и т.д. Чтобы его прочитать, требуется не менее десяти минут.

    По сравнению с ним полное имя мисс С.Эллен Джорджиане Сер-Леккен из штата Монтана в США - сущие пустяки, всего 598 букв.

    Пышный набор имен не редкость и в Испании. Знаменитого художника Пабло Пикассо полностью звали Пабло Диего Хозе Франциско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано де ла Сантисима Тринидад Руиз и Пикассо.

    А во Франции жила семья, лишенная фамилии. Вместо нее она носила набор цифр - 1792. А четыре сына в этой семье носили имена месяцев года. Таким образом, в паспорте и других документах это выглядело так: Январь 1792, Февраль 1792, Март 1792 и Апрель 1792. Последний представитель этого странного рода господин Март 1792 умер в сентябре 1904-го года.

    Вопросы викторины.

    Ответы детей. (Маша, Мари, Машенька, Маруся, Манечка и т.д.)

    А теперь попробуйте отгадать загадку .

    Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

    Захотели сладкого сахарного пряничка.

    Бабушка по улице старенькая шла,

    Девочкам по денежке бабушка дала.

    Марьюшке – копеечку,

    Марусеньке – копеечку,

    Машеньке – копеечку,

    Манечке – копеечку.

    Вот какая добрая бабушка была!

    Марьюшка, Марусенька

    Машенька и Манечка

    Побежали в лавочку и купили пряничка.

    И Иван задумался, глядя из угла:

    Много ли копеечек бабушка дала?

    Ответы детей.

    Ребята, а теперь я вам буду называть иностранные имена, а вы переделывать их на русские.

    Йохан, Иоанн, Хуан, а русское – (дети) Иван;

    Николас, Николя – (дети) Николай;

    Серж – (дети) Сергей;

    Энн, Анита – (дети) Анна;

    Теодор – (дети) Фёдор;

    Ежи, Иржи, Юрий, Георгий – (дети) Егор;

    Мэтью – (дети) Матвей;

    Энтони – (дети) – Антон;

    Заккари – (дети) Захар;

    Джейкоб – (дети) Яков;

    Элизабет – (дети) Елизавета.

    ,

    Ответы детей.

    Дети рассказывают о своем имени. «Ромашка»

    Нашу встречу мне хочется закончить отрывком из стихотворения Владимира Агапова

    «…Дорожите именем своим.

    Имена даются не случайно...

    В них простая маленькая тайна.

    Дорожите именем своим!»

    «Про значение имён, что пришли с седых времён». Цель. Познакомить детей со значением популярных русских имён. Задачи. Знакомство детей с русскими традициями; развитие творческого и интеллектуального потенциала.

    Ход мероприятия. Вступительная беседа. Имена – удивительный дар, преподнесённый людям. В каждом из них скрыта мудрость многих поколений. Каждое имя имеет свою историю.

    Имена, имена, имена –
    В этой жизни звучат не случайно.
    Как загадочна наша страна,
    Так и имя - загадка и тайна.

    С. Я. Маршак

    Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении. В далёком прошлом истинные имена людей держали в секрете. Только самые близкие люди знали настоящее имя того или другого человека. А всем остальным было известно лишь выдуманное прозвище. Люди верили, что таким образом они получат защиту от тёмных сил и им удастся избежать, например, порчи. Во все времена люди обращали внимание на значение имени. Обладая этой информацией заранее, можно как бы наделить человека теми или иными свойствами, а, может даже предопределить его судьбу. Ведь тайна имени раскрывает особенности характера, секреты успешного выбора профессии или счастливой личной жизни. Древние русские имена разнообразны. Часто они содержали в себе характеристики людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из состава семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, его называли Перва или Первой, второй – Второй, Вторак. Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи; Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник. Имя даётся человеку один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изобретать. Большинство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл. Во многом от того, как назвали ребёнка родители, зависит то, каким будет маленький человек с самого детства – озорным, непоседой или тихоней. Будет ли хватать всё на лету или основательно изучать всё новое и непонятное; каким он вырастит и что совершит.

    Есть имена, которые изменяются до 100 раз. Например, древнейшее имя Мария.

    Вопросы викторины. 1.Ребята, как ещё можно назвать девочку, которая носит это имя? Ответы детей. (Маша, Мари, Машенька, Маруся, Манечка и т.д.) 2. Ведущий. А теперь попробуйте отгадать загадку. Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Захотели сладкого сахарного пряничка. Бабушка по улице старенькая шла, Девочкам по денежке бабушка дала. Марьюшке – копеечку, Марусеньке – копеечку, Машеньке – копеечку,

    Манечке – копеечку. Вот какая добрая бабушка была! Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Побежали в лавочку и купили пряничка.

    И Иван задумался, глядя из угла: Много ли копеечек бабушка дала? Ответы детей. 3.Ведущий. А вот имя Иван было самым распространённым на Руси. А пришло оно к нам из Древней Палестины, переводится как «Божья благодать» и звучит очень ласково – Иванушка, Иванко, Ванечка. Ребята, а вспомните, в каких сказках встречается имя Иван. Ответы детей.

    4. Ведущий. Из Греции к нам пришли имена Александр и Андрей. Александр значило «защитник людей», Андрей – «мужественный, храбрый».Валентина по – латыни «дочь здоровяка, могучего человека». Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад. Попробуйте переделать эти имена на иностранный лад. Ответы детей.

    5.Ребята, а теперь я вам буду называть иностранные имена, а вы – русские.

    Йохан, Иоанн, Хуан, а русское – (дети) Иван; Николас, Николя – (дети) Николай; Серж – (дети) Сергей; Энн, Анита – (дети) Анна; Теодор – (дети) Фёдор; Ежи, Иржи, Юрий, Георгий – (дети) Егор; Мэтью – (дети) Матвей; Энтони – (дети) – Антон; Заккари – (дети) Захар; Джейкоб – (дети) Яков; Элизабет – (дети) Елизавета.

    6. Ребята, а каких людей вы знаете с именами Илья (от древнееврейского имени Илия, означающего «сила божья»), Юрий(славянская форма греческого имени Георгий, означает "земледелец"), Пётр (происходит от древнегреческого слова "петра" - камень, скала, утес, каменная глыба), Александр? Ответы детей. Илья Муромец – русский богатырь, Юрий Гагарин – первый космонавт, Пётр- I – русский царь, Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.

    Ведущий. А есть ли среди вас девочки, которые носят имена Лариса, Марина, Карина, Маргарита? Почему я назвала эти имена вместе? Да потому, что все они связаны с морем. Лариса в переводе с греческого – чайка, Марина с латинского – море, Маргарита – жемчужина, Карина – киль корабля.

    Девочки, чьи имена начинаются с букв Р, Г, М, Л, прошу вас поучаствовать в конкурсе «Цветок и имя». 7. Нужно вспомнить цветок, название которого начинается на букву вашего имени. Ответы детей. (Роза, ромашка, георгин, гвоздика, гладиолус, герань, мимоза, маргаритка, ландыш, лилия, лютик)

    Ведущий.

    Игра «Пять шагов – пять имён». А теперь конкурс для мальчиков. Я даю вам мячик. Вы идёте вперёд. На каждый шаг вы ударяете мячом об пол и называете имя на букву своего имени. Пять шагов – пять имён. Дети играют

    Ведущий. Вы знаете, ребята, сейчас очень распространёнными становятся старославянские имена, состоящие из двух слов, и переводятся они очень просто. Например, Вячеслав – «вяче» - больше, «слав» - слава, Бажена (Божена)посвященная богам, Вадислав предводитель, Любава любящая, любимая, Глеб - милый, ласковый, Вадим - званный, приглашенный, Игорь – воинственный.

    Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребёнка в словах, звуках и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах. Так рождались дразнилки

    Ведущий. Ребята, а вы знаете, что у каждого из нас кроме дня рождения есть ещё праздник.

    Ведущий. Это день твоего ангела. В христианской традиции святой, в честь которого тебя нарекли, и есть твой ангел – хранитель. День рожденья и именины часто не совпадают. Почему? Согласно русскому обычаю имя ребенку выбирал священник при крещении.

    В этот день он открывает святцы и смотрит, у каких святых сегодня праздник. А святых может быть много. Берет он одно имя и дает ребенку. А вдруг родителям имя не понравится? Тогда предлагаю другое. Раньше люди так чтили день именин, что забывали день своего рождения. Сейчас – наоборот: мы очень хорошо помним день своего рождения. Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что мы весело и с пользой провели время. Мне хочется предложить вам небольшие задания. Соберите информацию о значении своего имени и отобразите её в рисунке.

    Нашу встречу мне хочется закончить отрывком из стихотворения Владимира Агапова: «…Дорожите именем своим. Имена даются не случайно... В них простая маленькая тайна. Дорожите именем своим!»

    Похожие публикации