Векторы на ЕГЭ по математике. Действия над векторами

Прежде всего надо разобрать само понятие вектора. Для того, чтобы ввести определение геометрического вектора вспомним, что такое отрезок . Введем следующее определение.

Определение 1

Отрезком будем называть часть прямой, которая имеет две границы в виде точек.

Отрезок может иметь 2 направления. Для обозначения направления будем называть одну из границ отрезка его началом, а другую границу - его концом. Направление указывается от его начала к концу отрезка.

Определение 2

Вектором или направленным отрезком будем называть такой отрезок, для которого известно, какая из границ отрезка считается началом, а какая его концом.

Обозначение: Двумя буквами: $\overline{AB}$ – (где $A$ его начало, а $B$ – его конец).

Одной маленькой буквой: $\overline{a}$ (рис. 1).

Введем теперь, непосредственно, понятие длин вектора.

Определение 3

Длиной вектора $\overline{a}$ будем называть длину отрезка $a$.

Обозначение: $|\overline{a}|$

Понятие длины вектора связано, к примеру, с таким понятием, как равенство двух векторов.

Определение 4

Два вектора будем называть равными, если они удовлетворяют двух условиям: 1. Они сонаправлены; 1. Их длины равны (рис. 2).

Для того, чтобы определять векторы вводят систему координат и определяют координаты для вектора во введенной системе. Как мы знаем, любой вектор можно разложить в виде $\overline{c}=m\overline{i}+n\overline{j}$, где $m$ и $n$ – действительные числа, а $\overline{i}$ и $\overline{j}$ - единичные векторы на оси $Ox$ и $Oy$, соответственно.

Определение 5

Коэффициенты разложения вектора $\overline{c}=m\overline{i}+n\overline{j}$ будем называть координатами этого вектора во введенной системе координат. Математически:

$\overline{c}={m,n}$

Как найти длину вектора?

Для того, чтобы вывести формулу для вычисления длины произвольного вектора по данным его координатам рассмотрим следующую задачу:

Пример 1

Дано: вектор $\overline{α}$, имеющий координаты ${x,y}$. Найти: длину этого вектора.

Введем на плоскости декартову систему координат $xOy$. От начал введенной системы координат отложим $\overline{OA}=\overline{a}$. Построим проекции $OA_1$ и $OA_2$ построенного вектора на оси $Ox$ и $Oy$, соответственно (рис. 3).

Построенный нами вектор $\overline{OA}$ будет радиус вектором для точки $A$, следовательно, она будет иметь координаты ${x,y}$, значит

$=x$, $[ OA_2]=y$

Теперь мы легко можем найти искомую длину с помощью теоремы Пифагора, получим

$|\overline{α}|^2=^2+^2$

$|\overline{α}|^2=x^2+y^2$

$|\overline{α}|=\sqrt{x^2+y^2}$

Ответ: $\sqrt{x^2+y^2}$.

Вывод: Чтобы найти длину вектора, у которого задан его координаты, необходимо найти корень из квадрата суммы этих координат.

Пример задач

Пример 2

Найдите расстояние между точками $X$ и $Y$, которые имеют следующие координаты: $(-1,5)$ и $(7,3)$, соответственно.

Любые две точки можно легко связать с понятием вектора. Рассмотрим, к примеру, вектор $\overline{XY}$. Как мы уже знаем, координаты такого вектора можно найти, вычтя из координат конечной точки ($Y$) соответствующие координаты начальной точки ($X$). Получим, что

Стандартное определение: «Вектор - это направленный отрезок». Обычно этим и ограничиваются знания выпускника о векторах. Кому нужны какие-то «направленные отрезки»?

А в самом деле, что такое векторы и зачем они?
Прогноз погоды. «Ветер северо-западный, скорость 18 метров в секунду». Согласитесь, имеет значение и направление ветра (откуда он дует), и модуль (то есть абсолютная величина) его скорости.

Величины, не имеющие направления, называются скалярными. Масса, работа, электрический заряд никуда не направлены. Они характеризуются лишь числовым значением - «сколько килограмм» или «сколько джоулей».

Физические величины, имеющие не только абсолютное значение, но и направление, называются векторными.

Скорость, сила, ускорение - векторы. Для них важно «сколько» и важно «куда». Например, ускорение свободного падения направлено к поверхности Земли, а величина его равна 9,8 м/с 2 . Импульс, напряженность электрического поля, индукция магнитного поля - тоже векторные величины.

Вы помните, что физические величины обозначают буквами, латинскими или греческими. Стрелочка над буквой показывает, что величина является векторной:

Вот другой пример.
Автомобиль движется из A в B . Конечный результат - его перемещение из точки A в точку B , то есть перемещение на вектор .

Теперь понятно, почему вектор - это направленный отрезок. Обратите внимание, конец вектора - там, где стрелочка. Длиной вектора называется длина этого отрезка. Обозначается: или

До сих пор мы работали со скалярными величинами, по правилам арифметики и элементарной алгебры. Векторы - новое понятие. Это другой класс математических объектов. Для них свои правила.

Когда-то мы и о числах ничего не знали. Знакомство с ними началось в младших классах. Оказалось, что числа можно сравнивать друг с другом, складывать, вычитать, умножать и делить. Мы узнали, что есть число единица и число ноль.
Теперь мы знакомимся с векторами.

Понятия «больше» и «меньше» для векторов не существует - ведь направления их могут быть разными. Сравнивать можно только длины векторов.

А вот понятие равенства для векторов есть.
Равными называются векторы, имеющие одинаковые длины и одинаковое направление. Это значит, что вектор можно перенести параллельно себе в любую точку плоскости.
Единичным называется вектор, длина которого равна 1 . Нулевым - вектор, длина которого равна нулю, то есть его начало совпадает с концом.

Удобнее всего работать с векторами в прямоугольной системе координат - той самой, в которой рисуем графики функций. Каждой точке в системе координат соответствуют два числа - ее координаты по x и y , абсцисса и ордината.
Вектор также задается двумя координатами:

Здесь в скобках записаны координаты вектора - по x и по y .
Находятся они просто: координата конца вектора минус координата его начала.

Если координаты вектора заданы, его длина находится по формуле

Сложение векторов

Для сложения векторов есть два способа.

1 . Правило параллелограмма. Чтобы сложить векторы и , помещаем начала обоих в одну точку. Достраиваем до параллелограмма и из той же точки проводим диагональ параллелограмма. Это и будет сумма векторов и .

Помните басню про лебедя, рака и щуку? Они очень старались, но так и не сдвинули воз с места. Ведь векторная сумма сил, приложенных ими к возу, была равна нулю.

2 . Второй способ сложения векторов - правило треугольника. Возьмем те же векторы и . К концу первого вектора пристроим начало второго. Теперь соединим начало первого и конец второго. Это и есть сумма векторов и .

По тому же правилу можно сложить и несколько векторов. Пристраиваем их один за другим, а затем соединяем начало первого с концом последнего.

Представьте, что вы идете из пункта А в пункт В , из В в С , из С в D , затем в Е и в F . Конечный результат этих действий - перемещение из А в F .

При сложении векторов и получаем:

Вычитание векторов

Вектор направлен противоположно вектору . Длины векторов и равны.

Теперь понятно, что такое вычитание векторов. Разность векторов и - это сумма вектора и вектора .

Умножение вектора на число

При умножении вектора на число k получается вектор, длина которого в k раз отличается от длины . Он сонаправлен с вектором , если k больше нуля, и направлен противоположно , если k меньше нуля.

Скалярное произведение векторов

Векторы можно умножать не только на числа, но и друг на друга.

Скалярным произведением векторов называется произведение длин векторов на косинус угла между ними.

Обратите внимание - перемножили два вектора, а получился скаляр, то есть число. Например, в физике механическая работа равна скалярному произведению двух векторов - силы и перемещения:

Если векторы перпендикулярны, их скалярное произведение равно нулю.
А вот так скалярное произведение выражается через координаты векторов и :

Из формулы для скалярного произведения можно найти угол между векторами:

Эта формула особенно удобна в стереометрии. Например, в задаче 14 Профильного ЕГЭ по математике нужно найти угол между скрещивающимися прямыми или между прямой и плоскостью. Часто задача 14 решается в несколько раз быстрее, чем классическим.

В школьной программе по математике изучают только скалярное произведение векторов.
Оказывается, кроме скалярного, есть еще и векторное произведение, когда в результате умножения двух векторов получается вектор. Кто сдает ЕГЭ по физике , знает, что такое сила Лоренца и сила Ампера. В формулы для нахождения этих сил входят именно векторные произведения.

Векторы - полезнейший математический инструмент. В этом вы убедитесь на первом курсе.

На оси абсцисс и ординат называются координатами вектора . Координаты вектора общепринято указывать в виде (х, у) , а сам вектор как: =(х, у).

Формула определения координат вектора для двухмерных задач.

В случае двухмерной задачи вектор с известными координатами точек A(х 1 ;у 1) и B(x 2 ; y 2 ) можно вычислить:

= (x 2 - x 1 ; y 2 - y 1).

Формула определения координат вектора для пространственных задач.

В случае пространственной задачи вектор с известными координатами точек A(х 1 ;у 1 ; z 1 ) и B(x 2 ; y 2 ; z 2 ) можно вычислить применив формулу:

= (x 2 - x 1 ; y 2 - y 1 ; z 2 - z 1 ).

Координаты дают всеобъемлющую характеристику вектора, поскольку по координатам есть возможность построить и сам вектор. Зная координаты, легко вычислить и длину вектора . (Свойство 3, приведенное ниже).

Свойства координат вектора.

1. Любые равные векторы в единой системе координат имеют равные координаты .

2. Координаты коллинеарных векторов пропорциональны. При условии, что ни один из векторов не равен нулю.

3. Квадрат длины любого вектора равен сумме квадратов его координат .

4.При операции умножения вектора на действительное число каждая его координата умножается на это число.

5. При операции сложения векторов вычисляем сумму соответствующие координаты векторов .

6. Скалярное произведение двух векторов равняется сумме произведений их соответствующих координат.

  • 6.4. Некоторые приложения скалярного произведения
  • 11. Выражение скалярного произведения вектора через координаты сомножителей. Теорема.
  • 12. Длина вектора, длина отрезка, угол между векторами, условие перпендикулярности векторов.
  • 13. Векторное произведение векторов, его свойства. Площадь параллелограмма.
  • 14. Смешанное произведение векторов, его свойства. Условие компланарности вектора. Объем параллелепипеда. Объём пирамиды.
  • 15. Способы задания прямой на плоскости.
  • 16. Нормальное уравнение прямой на плоскости (вывод). Геометрический смысл коэффициентов.
  • 17. Уравнение прямой на плоскости в отрезках (вывод).
  • Приведение общего уравнения плоскости к уравнению плоскости в отрезках.
  • 18. Уравнение прямой на плоскости с угловым коэффициентом (вывод).
  • 19. Уравнение прямой на плоскости, проходящей через две точки (вывод).
  • 20. Угол между прямыми на плоскости (вывод).
  • 21. Расстояние от точки до прямой на плоскости (вывод).
  • 22. Условия параллельности и перпендикулярности прямых на плоскости (вывод).
  • 23. Уравнение плоскости. Нормальное уравнение плоскости (вывод). Геометрический смысл коэффициентов.
  • 24. Уравнение плоскости в отрезках (вывод).
  • 25. Уравнение плоскости, проходящей через три точки (вывод).
  • 26. Угол между плоскостями (вывод).
  • 27. Расстояние от точки до плоскости (вывод).
  • 28. Условия параллельности и перпендикулярности плоскостей (вывод).
  • 29. Уравнения прямой в r3. Уравнения прямой, проходящей через две фиксированные точки (вывод).
  • 30. Канонические уравнения прямой в пространстве (вывод).
  • Составление канонических уравнений прямой в пространстве.
  • Частные случаи канонических уравнений прямой в пространстве.
  • Канонические уравнения прямой проходящей через две заданные точки пространства.
  • Переход от канонических уравнений прямой в пространстве к другим видам уравнений прямой.
  • 31. Угол между прямыми (вывод).
  • 32. Расстояние от точки до прямой на плоскости (вывод).
  • Расстояние от точки до прямой на плоскости – теория, примеры, решения.
  • Первый способ нахождения расстояния от заданной точки до заданной прямой на плоскости.
  • Второй способ, позволяющий найти расстояние от заданной точки до заданной прямой на плоскости.
  • Решение задач на нахождение расстояния от заданной точки до заданной прямой на плоскости.
  • Расстояние от точки до прямой в пространстве – теория, примеры, решения.
  • Первый способ нахождения расстояния от точки до прямойaв пространстве.
  • Второй способ, позволяющий находить расстояние от точки до прямойaв пространстве.
  • 33. Условия параллельности и перпендикулярности прямых в пространстве.
  • 34. Взаимное расположение прямых в пространстве и прямой с плоскостью.
  • 35. Классическое уравнение эллипса (вывод) и его построение. Каноническое уравнение эллипса имеет вид, где– положительные действительные числа, причём.Как построить эллипс?
  • 36. Классическое уравнение гиперболы (вывод) и его построение. Асимптоты.
  • 37. Каноническое уравнение параболы (вывод) и построение.
  • 38. Функция. Основные определения. Графики основных элементарных функций.
  • 39. Числовые последовательности. Предел числовой последовательности.
  • 40. Бесконечно малые и бесконечно большие величины. Теорема о связи между ними, свойства.
  • 41. Теоремы о действиях над переменными величинами, имеющими конечные пределы.
  • 42. Число e.
  • Содержание
  • Способы определения
  • Свойства
  • История
  • Приближения
  • 43. Определение предела функции. Раскрытие неопределённостей.
  • 44. Замечательные пределы, их вывод. Эквивалентные бесконечно малые величины.
  • Содержание
  • Первый замечательный предел
  • Второй замечательный предел
  • 45. Односторонние пределы. Непрерывность и разрывы функции. Односторонние пределы
  • Левый и правый пределы функции
  • Точка разрыва первого рода
  • Точка разрыва второго рода
  • Точка устранимого разрыва
  • 46. Определение производной. Геометрический смысл, механический смысл производной. Уравнения касательной и нормали к кривой и точке.
  • 47. Теоремы о производной обратной, сложной функций.
  • 48. Производные простейших элементарных функций.
  • 49. Дифференцирование параметрических, неявных и степенно-показательных функций.
  • 21. Дифференцирование неявных и параметрически заданных функций
  • 21.1. Неявно заданная функция
  • 21.2. Функция, заданная параметрически
  • 50. Производные высших порядков. Формула Тейлора.
  • 51. Дифференциал. Применение дифференциала к приближенным вычислениям.
  • 52. Теоремы Ролля, Лагранжа, Коши. Правило Лопиталя.
  • 53. Теорема о необходимом и достаточном условиях монотонности функции.
  • 54. Определение максимума, минимума функции. Теоремы о необходимом и достаточном условиях существования экстремума функции.
  • Теорема (необходимое условие экстремума)
  • 55. Выпуклость и вогнутость кривых. Точки перегиба. Теоремы о необходимом и достаточном условиях существования точек перегиба.
  • Доказательство
  • 57. Определители n-ого порядка, их свойства.
  • 58. Матрицы и действия над ними. Ранг матрицы.
  • Определение
  • Связанные определения
  • Свойства
  • Линейное преобразование и ранг матрицы
  • 59. Обратная матрица. Теорема о существовании обратной матрицы.
  • 60. Системы линейных уравнений. Матричное решение систем линейных уравнений. Правило Крамера. Метод Гаусса. Теорема Кронекера-Капелли.
  • Решение систем линейных алгебраических уравнений, методы решения, примеры.
  • Определения, понятия, обозначения.
  • Решение элементарных систем линейных алгебраических уравнений.
  • Решение систем линейных уравнений методом Крамера.
  • Решение систем линейных алгебраических уравнений матричным методом (с помощью обратной матрицы).
  • Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.
  • Решение систем линейных алгебраических уравнений общего вида.
  • Теорема Кронекера – Капелли.
  • Метод Гаусса для решения систем линейных алгебраических уравнений общего вида.
  • Запись общего решения однородных и неоднородных систем линейных алгебраических с помощью векторов фундаментальной системы решений.
  • Решение систем уравнений, сводящихся к слау.
  • Примеры задач, сводящихся к решению систем линейных алгебраических уравнений.
  • 1. Определение вектора. Длина вектора. Коллинеарность, компланарность векторов.

    Вектором называется направленный отрезок. Длиной или модулем вектора называется длина соответствующего направленного отрезка.

    Модуль вектора a обозначается . Векторa называется единичным, если . Векторы называются коллинеарными, если они параллельны одной прямой. Векторы называются компланарными, если они параллельны одной плоскости.

    2. Умножение вектора на число. Свойства операции.

    Умножение вектора на число, даёт противоположно направленный вектор в длиной враз больше. Умножение вектора на число в координатной форме производится умножением всех координат на это число:

    Исходя из определения получается выражение для модуля вектора, умноженного на число:

    Аналогично как и числами, операции сложение вектора с самим с собой можно записать через умножение на число:

    А вычитание векторов можно переписать через сложение и умножение:

    Исходя из того, что умножение на не меняет длины вектора, а меняет только направление и учитывая определение вектора, получаем:

    3. Сложение векторов, вычитание векторов.

    В координатном представлении вектор суммы получается суммированием соответствующих координат слагаемых:

    Для геометрического построения вектора суммы используют различные правила (методы), однако они все дают одинаковый результат. Использование того или иного правила обосновывается решаемой задачей.

    Правило треугольника

    Правило треугольника наиболее естественно следует из понимания вектора как переноса. Ясно, что результат последовательного применения двух переносов инекоторой точки будет тем же, что применение сразу одного переноса, соответствующего этому правилу. Для сложения двух векторовипо правилутреугольника оба эти вектора переносятся параллельно самим себе так, чтобы начало одного из них совпадало с концом другого. Тогда вектор суммы задаётся третьей стороной образовавшегося треугольника, причём его начало совпадает с началом первого вектора, а конец с концом второго вектора.

    Это правило прямо и естественно обобщается для сложения любого количества векторов, переходя в правило ломаной :

    Правило многоугольника

    Начало второго вектора совмещается с концом первого, начало третьего - с концом второго и так далее, сумма же векторов есть вектор, с началом, совпадающим с началом первого, и концом, совпадающим с концом-го (то есть изображается направленным отрезком, замыкающим ломаную). Так же называется правилом ломаной.

    Правило параллелограмма

    Для сложения двух векторов ипо правилупараллелограмма оба эти векторы переносятся параллельно самим себе так, чтобы их начала совпадали. Тогда вектор суммы задаётся диагональю построенного на них параллелограмма, исходящей из их общего начала. (Легко видеть, что эта диагональ совпадает с третьей стороной треугольника при использовании правила треугольника).

    Правило параллелограмма особенно удобно, когда есть потребность изобразить вектор суммы сразу же приложенным к той же точке, к которой приложены оба слагаемых - то есть изобразить все три вектора имеющими общее начало.

    Модуль суммы векторов

    Модуль суммы двух векторов можно вычислить, использую теорему косинусов :

    Где - косинус угла между векторамии.

    Если векторы изображены в соответствии с правилом треугольника и берется угол по рисунку - между сторонами треугольника - что не совпадает с обычным определением угла между векторами, а значит и с углом в приведенной формуле, то последний член приобретает знак минус, что соответствует теореме косинусов в ее прямой формулировке.

    Для суммы произвольного количества векторов применима аналогичная формула, в которой членов с косинусом больше: по одному такому члену существует для каждой пары векторов из суммируемого набора. Например, для трех векторов формула выглядит так:

    Вычитание векторов

    Два вектора и вектор их разности

    Для получения разности в координатной форме надо вычесть соответствующие координаты векторов:

    Для получения вектора разности начала векторов соединяются и началом векторабудет конец, а концом - конец. Если записать, используя точки векторов, то.

    Модуль разности векторов

    Три вектора , как и при сложении, образуют треугольник, и выражение для модуля разности получается аналогичным:

    где - косинус угла между векторамии

    Отличие от формулы модуля суммы в знаке перед косинусом, при этом надо хорошо следить, какой именно угол берется (вариант формулы модуля суммы с углом между сторонами треугольника при суммировании по правилу треугольника по виду не отличается от данной формулы для модуля разности, но надо иметь в виду, что для тут берутся разные углы: в случае суммы берётся угол, когда вектор переносится к концу вектора, когда же ищется модель разности, берётся угол между векторами, приложенными к одной точке; выражение для модуля суммы с использованием того же угла, что в данном выражении для модуля разности, отличается знаком перед косинусом).

    "

    Найдем длину вектора по его координатам (в прямоугольной системе координат), по координатам точек начала и конца вектора и по теореме косинусов (задано 2 вектора и угол между ними).

    Вектор – это направленный отрезок прямой. Длина этого отрезка определяет числовое значение вектора и называется длиной вектора или модулем вектора.

    1. Вычисление длины вектора по его координатам

    Если даны координаты вектора в плоской (двухмерной) прямоугольной системе координат, т.е. известны a x и a y , то длину вектора можно найти по формуле

    В случае вектора в пространстве добавляется третья координата

    В MS EXCEL выражение =КОРЕНЬ(СУММКВ(B8:B9)) позволяет вычислить модуль вектора (предполагается, что координаторы вектора введены в ячейки B8:B9 , см. файл примера ).

    Функция СУММКВ() возвращает сумму квадратов аргументов, т.е. в данном случае эквивалентна формуле =B8*B8+B9*B9 .

    В файле примера также вычислена длина вектора в пространстве.

    Альтернативной формулой является выражение =КОРЕНЬ(СУММПРОИЗВ(B8:B9;B8:B9)) .

    2. Нахождение длины вектора через координаты точек

    Если вектор задан через координаты точек его начала и конца, то формула будет другой =КОРЕНЬ(СУММКВРАЗН(C28:C29;B28:B29))

    В формуле предполагается, что координаты точек начала и конца введены в диапазоны C28:C29 и B28:B29 соответственно.

    Функция СУММКВРАЗН() в озвращает сумму квадратов разностей соответствующих значений в двух массивах.

    По сути, в формуле сначала вычисляются координаты вектора (разности соответствующих координат точек), затем вычисляется сумма их квадратов.

    3. Нахождение длины вектора по теореме косинусов

    Если требуется найти длину вектора по теореме косинусов, то обычно заданы 2 вектора (их модули и угол между ними).

    Найдем длину вектора с используя формулу =КОРЕНЬ(СУММКВ(B43:C43)-2*B43*C43*COS(B45))

    В ячейках B43:B43 содержатся длины векторов а и b, а в ячейке В45 - угол между ними в радианах (в долях числа ПИ() ).

    Если угол задан в градусах, то формула будет немного отличаться =КОРЕНЬ(B43*B43+C43*C43-2*B43*C43*COS(B46*ПИ()/180))

    Примечание : для наглядности в ячейке со значением угла в градусах можно применить , см. например, статью

    Похожие публикации