Васюткино озеро с чем автор сравнивает лес. Сочинение на тему: Описание природы в рассказе Васюткино озеро, Астафьев

«Васюткино озеро» характер Васютки расскрыт с помощью цитат из рассказа Астафьева.

Характеристика Васютки из рассказа «Васюткино озеро»

Главный герой рассказа «Васюткино озеро» оказался один среди дикой природы. Когда он заблудился, ему помогло знание законов леса: у него было ружьё, спички, хлеб. Он смог подстрелить птиц и приготовить их, переночевать в лесу, опознавать, где север, найти по признакам природы реку. Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Васютка не раз проявлял смекалку. И когда побежал в сторону, обратную той, откуда слышался гудок теплохода, и когда вaтникoм защищал от ветра в сыром лесу разгорающийся костёр. И когда подвязал тесёмкой от кальсон оторвавшуюся подошву сапога.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Черты характера Васютки:

смелость : «Трудно было мальчику преодолевать страх в ночном лесу. Ему казалось, что кто-то к нему крадётся, но он смог проявить смелость.»

Терпение : «Не раз к нему приходило отчаяние, но он был терпелив и снова и снова боролся за жизнь. Вышел к реке, и даже когда судно прошло мимо, не отчаялся. »

Заботливость . «Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»
Эмоциональность «Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

Рассудительность : Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

«Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»

«Та-ак…Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

Самообладание : «Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

Сообразительность.

Смекалка. Находчивость.

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

Воля. Мужество. Выносливость.

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «…отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано - в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин - обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа - это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности - вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Класс: 5

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • проанализировать текст, определить функции пейзажа, продолжать формировать навыки анализа прозаического текста;
  • продолжать развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст;
  • воспитывать эстетический вкус и формировать внутреннюю культуру учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация.

Методические приемы: исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа.

Учащиеся повторяют пройденный материал по тропам, стилистическим фигурам, иным компонентам текста (портрет, пейзаж, деталь, хронотоп и др.). Предварительно ученикам дается задание внимательно прочитать рассказ Астафьева и выделить в тексте те эпизоды, где встречается пейзаж или элементы пейзажа. Также учащиеся осмысляют рассказ Бориса Екимова «Охота на хозяина». В качестве индивидуального задания дается выразительное чтение отрывка «описание тайги» из рассказа Астафьева «Васюткино озеро».

В начале урока учитель сообщает цель: определить роль пейзажа в рассказе. Обращает внимание учеников на портрет В.П. Астафьева. Представляется целесообразным напомнить определение литературоведческого понятия «пейзаж».

Вспомните, пожалуйста, что называется пейзажем?

Пейзаж – это изображение незамкнутого пространства. Поля, реки, горы, человек среди природы, парк, беседка, дорога с мчащимся по ней автомобилем – все это пейзаж. Функции пейзажа в художественном тексте разнообразны: он может указывать на место и время, на движения души героев, характерные черты их внутреннего мира. Природа, описываемая пейзажем, может содействовать персонажам, мешать им или же оставаться равнодушной к их действиям. Пейзаж может быть связан с названием произведения. Он может помогать понять основную мысль текста. Пейзаж тесно связан с другими художественными средствами.

В тексте присутствует образ глухаря. К какому компоненту текста относится этот образ?

К пейзажу.

Верно. А можно конкретизировать этот ответ?

Это деталь пейзажа.

К каким разновидностям детали может быть отнесена эта деталь?

К деталям психологическим, сюжетным и описательным одновременно. С помощью эпитетов «большая», «черная» дается описание птицы. При ее появлении меняется настроение Васютки: он волнуется и радуется. Эти чувства и эмоции вызваны охватившими героя при виде глухаря любопытством и охотничьим азартом. Связан этот образ и с сюжетом – преследование является завязкой действия. Именно в погоне за этой птицей герой заблудился. Но в то же время как раз ее запеченная тушка спасает героя от голода.

Можно ли говорить о символическом значении образа птицы? Назовите, пожалуйста, связанные с ней мифологические ассоциации.

Да, образ птицы имеет символическое значение. Она символизирует природу в целом, препятствующую и помогающую герою. Птица выступает в качестве двусмысленного помощника и одновременно антагониста. Как невольный проводник, глухарь заводит героя в глубину тайги, в которой последний может погибнуть. Но он также спасает персонажа собственным телом. В результате пройденных испытаний Васютка претерпевает изменения, взрослеет. Подобная двусмысленность характерна для многих помощников героев в сказках и архаических мифах. Птица как проводник – традиционный образ античной и христианской мифологических систем, а также ряда других мифологий Старого и Нового Света.

Каким образом связаны природа и человек?

Природа препятствует человеку, но и помогает ему.

Прошу вас прочесть описание ночи в Заполярье и объяснить роль пейзажа .

Пейзаж указывает на время суток – ночь и на место действия – Заполярье. С помощью пейзажа показано наступление утра. Сочетание тропов: эпитета («густая»), сравнения («как смоль»), метафоры («начала редеть»), олицетворения («прятаться») – позволяет читателю представить начало утра, появление первых лучей света. Упоминаемый повествователем всползший туман также свидетельствует о наступлении утра. Пейзаж выполняет психологическую функцию. С помощью него читатель постигает чувства, испытываемые героем: неуверенность, беспокойство. Ряд олицетворений-глаголов, употребляемых автором, создает картину затухающего костра: «Костер … зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился…» Потухающий костер символизирует происходящее с героем: во внешнем мире – испытываемые им трудности, во внутреннем – терзающие его чувства.

Почему герой рассказа ассоциируется с разожженным им костром?

Костер одинок, одинок и герой. Но жизнь костра заканчивается, он догорает, а герой продолжает бороться. И все же они очень похожи друг на друга, так как одинаково противопоставлены окружающему их миру враждебной человеку природы.

Вы правы. Прочтем описание утра. Пейзаж выполняет различные функции. Перечислите их и докажите это .

Пейзаж указывает на место и время, как и в предыдущем отрывке. Только время дня сменилось, наступило утро. Место осталось тем же самым – лес, Заполярье. Природа утром оживает. Солнце светит высоко. Мелкие капли воды от тумана легли повсюду, они сверкают. Красота природы и ее пробуждение показаны автором с помощью тропов. Важную роль играют и сравнение, и олицетворение, и метафоры: «Туман росою (сравнение) пал (олицетворение) на деревья, на землю, мелкая пыль (метафора) искрилась (метафора) всюду». Просыпается жизнь в тайге. Повествователь описывает, как по-разному кричат птицы. Кедровки «на манер базарных торговок», громко, перебивая друг друга. Желна (черный дятел) плачет, кричит жалобно, тоскливо. Синички попискивают, издают высокие звуки. Птицы и звери своим поведением очень отличаются друг от друга. Синицы потрошат старое дерево, ищут в нем насекомых. Белка завтракает, наверное, ест орехи или тех же насекомых. Она цокает, бежит, издавая короткие звонкие звуки. Лес полон шума, звуков, движения.

На что указывает эта пестрая картина утренней тайги?

Эта картина показывает богатство природы северного леса. Но все это пышное разнообразие не обращает внимание на человека. Оно не для него, а само по себе.

Если повествователь так хорошо знает лес, то что можно, исходя из этого, сказать о самом писателе?

Виктор Астафьев очень хорошо знал природу. Он любил лес, любил Сибирь. Его жизнь была тесно связана с природой.

Посмотрите, пожалуйста, еще раз фотографию В.П. Астафьева. Неслучайно писатель изображен у калины, на фоне растения. А на этой фотографии он на берегу Енисея. Возвратимся к тексту.

Прочтем описание тайги. (Читает заранее подготовленный ученик.) Определим роль данного пейзажа. Обратите внимание на значение природы в тексте.

(Выразительное чтение отрывка.)

Пейзаж указывает на большую внутреннюю тревогу мальчика, а также описывает причину этой тревоги. Он видит «молчаливую» и «равнодушную» тайгу, похожую на темное море. Он видит низкое небо, опустившееся почти к самому лесу. Облака закрывают его полностью. Сочетания эпитета и сравнения («спрессованной ватой»), олицетворения и метафоры («ложилась», «растворялась») помогают читателю представить тяжелое небо, нависшее над темной тайгой. Именно этот небосклон и этот лес так действуют на душу героя, что заставляют его переживать и ощущать себя одиноким. Природа в данном случае не препятствует герою и не помогает ему. Природа равнодушна к судьбе человека. Но она также связана с ним, поскольку будит в нем определенные чувства. Но эта связь односторонняя: ответить природе персонаж не может. Также благодаря пейзажу можно проследить отдельные черты характера героя – его впечатлительность и способность эту впечатлительность преодолеть.

Вы правильно определили функции пейзажа и характер взаимодействия человека и природы. Проведите параллель с рассказом Бориса Екимова «Охота на хозяина» .

Природа в рассказе Астафьева то равнодушна, то враждебна, то спасительна. У Бориса Екимова же природа открыто противодействует людям. Фабулы обоих рассказов в некоторой степени сходны. И там, и там вторжение в ее владения (преследование глухаря, попытка поймать сома) оборачивается серьезными проблемами. Сходство присутствует и в роли образов птиц: угрожающего и предупреждающего орлана у Екимова, завлекающего в тайгу глухаря у Астафьева.

Посмотрите описание вечера на озере. Определите функции пейзажа .

Пейзаж указывает на место происходящих событий (озеро) и на время (вечер). Обращает на себя внимание сравнение («Середина озера напоминала … раскаленную печку»). Значит, вода в середине озера была красноватого цвета. Также, по-видимому, она была теплой. В ней отражалось закатное солнце. Метафорический эпитет «кровянистое небо» вносит в текст дополнительный смысловой оттенок. Раздражающее небо и отраженное в озере подобное же солнце волнуют героя, вызывают в нем тревогу, беспокойство, дискомфорт. Пейзаж также указывает и на иное место действия – небо. Солнце уходит, становится темно. Метафора («стыли облака») и эпитет («неподвижные облака») помогают передать ощущение от наступления ночи. Тьма и холод воцаряются в мире. Тоску и тревогу вызывает не только эта ночь и это небо, но и «маленький, похожий на ноготок месяц». Употребленное автором сравнение указывает на испытываемую героем тоску. Соотнесение части природы и части человеческого тела лишь подчеркивает заброшенность человека. В целом данный пейзаж помогает показать место героя в мире, а также понять одну из констант, характерных черт внутреннего мира героя: его способность воспринимать и понимать природу.

Определите роль пейзажа, связанного с рекой Енисей. Портрет соотносится с пейзажем. Объясните роль портрета.

Пейзаж указывает на место событий – Енисей. Краткое описание реки («красива», «широка») и упоминание о том, что раньше она казалась герою «обыкновенной», «не очень приветливой» позволяют понять испытываемую им радость. Пейзаж соотнесен повествователем с портретом. Поза героя, его действия говорят о необыкновенной радости и чувстве счастья: «Мальчик застыл… Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо…» Охватившая его эйфория, ощущение единства с рекой вызваны спасением.

Как композиционно данный пейзаж связан с сюжетом?

Енисей спасает жизнь Васютке. Данный момент в тексте является кульминационным.

А что является развязкой действия?

Спасение Васютки. Он попадает на катер-бот.

Какова идея текста?

Идея связана с прославлением человека, его физических и духовных возможностей.

Подумайте, а пейзаж связан с идеей?

Да. Пейзаж помогает понять идею текста. Именно на фоне пейзажа ярче вырисовывается фигура человека, что традиционно для жанра робинзонады. С традицией этого жанра связан рассказ Астафьева.

Как вы объясните название рассказа?

Название также связано с пейзажем. Озеро, которое открыл Васютка, названо в его честь. В нем сохраняется память о его приключении.

Сделаем вывод. Какова же роль пейзажа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?

Пейзаж выполняет разные функции. Он указывает на место и время событий, передает настроение героя, позволяет понять его характер. С помощью пейзажа подчеркнута основная мысль текста. Пейзаж связан с названием рассказа. Кроме того, показано существование природы, ее превосходство над человеком. Но человек преодолевает враждебность природы. Пейзаж полифункционален.

Подведение итогов урока. Оглашение оценок.

Домашнее задание.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения: определить роль пейзажа в рассказах В. Астафьева «Ах ты, ноченька», «Земляника», «Теплый дождь», «Капалуха».

Литература к уроку:

  1. Литературная энциклопедия, т. 9. – М.: 1935.
  2. Мифологический словарь. Под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: 1991.
  3. Трессидер Дж. Словарь символов. – М.: 2001.
  4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: 2002.
  5. Чернец Л.В. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. – М.: 2008.

МОУ СОШ №33

Литература

5класс, общеобразовательный

Программа литературного образования под редакцией

Тема: Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»

(Урок анализа первоисточника)

Цель урока:

образовательная - анализ рассказа «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству;

развивающая - развитие умения анализировать текст через интепретацию-рисунок, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

воспитательная - формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации учащихся, презентация к уроку, аудиозапись голосов птиц.

Трофимовой Ирины

Человек и природа в рассказе

«Васюткино озеро»

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

Зейме Иоганн Готфрид

Ход урока

I . Эмоциональный настрой

Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка «Времена года» - «Осень»)

Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

II . Организационный момент

Цель нашего урока доказать: человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

III . Вопросы беседы

1)Итак, кто же главный герой рассказа «Васюткино озеро»? Вот таким представляет его художник, а каким вы представляете его внешне?

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

3) Васютке нравилось бродить по тайге …(запишите слово тайга в словарь). Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)?

4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,

как об этом рассказывает.

5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью?

(Он не отступает от закона, который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

Обратите внимание на экран – закон общения человека и природы.

6) Как называются зарубки на дереве, с помощью которых Васютка надеялся не заблудиться в лесу?

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси ?

Давайте запишем это слово в тетрадь.

По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята, закон взаимопомощи : сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.

Взаимопомощь.

Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

Кто прервал рассуждения героя?

Давайте прочитаем об этой встрече.

- Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу?

(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.

Если вдруг вам доведётся услышать вот такое пение, это кедровка (звучит запись пения кедровки).

Запишем это слово в словарь.

Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?

Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка?

Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.

Именно этой птице Васютка должен быть благодарен, что шишек в лесу видимо-невидимо.

Васютка слез с дерева, собрал шишек в мешок…

Вдруг впереди что-то захлопало…

- Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица (звучит запись пения глухаря на току).

Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники.

Давайте запишем это слово в словарь: трофей.

Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка?

Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?

Но выхода не было!

Какое чувство охватило Васютку?

Прочитайте, с каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

- Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине. (Рисунок Соловьёвой Юлии).

Юля, каким ты представляешь себе непроходимую тайгу?

- «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге?

Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу? (Зачитывается отрывок из произведения.)

Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)

Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

Тайга…Тайга… Без конца и без края…

Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря. Запишем слово в словарь.

Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка?

- Нашёл Васютка водоём - Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)

Внимание на экран, может, на берегу именно этого озера и был Васютка.

Перед нами рисунок Екатерины Кузнецовой. Какое настроение, Катя, ты хотела передать этой цветовой гаммой?

Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка).

Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? (убитая утка).

Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.

Какой была эта ночь?

- Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? Запишем это слово в словарь.

Костёр. Вот так представила костёр надежды Ирина. Ребята, пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

(Ответы учащихся)

Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.

(Учитель зачитывает отрывок из произведения).

Теплоход не помог горю Васютки.

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и его именем назвали озеро.

Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему?

Помогли выстоять ему (слова из словаря.)

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.

Безусловно, в этом нас убедил рассказ.

IV . Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Почему Васютке удалось найти дорогу домой?»

Описание тайги в рассказе «Васюткино озеро» Астафьева передает всю красоту и опасность этого места.

Описание природы в рассказе «Васюткино озеро»

“Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем…

Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лес обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка…”

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»

Там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек.

Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный.

Заполярная тайга не страшна зверьем. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей - тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы.

Небольшое унылое озеро, подернутое у берега ряской.

Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна.

Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку.

Мчались куда-то мохнатые тучи, чуть не задевая вершины деревьев; шумел и качался лес; в небе раздавались тревожные крики птиц, тронувшихся на юг.

Холодная изморозь и темные волны на реке нагоняли тоску.

Там и сям валялись шишки, попорченные кедровками. Они напоминали комочки сотов. В некоторых отверстиях шишек, как пчелки, торчали орехи.

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна. Прощаясь со днем, кое-где с грустью тинькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И все таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги.

Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия.

По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна. Над головой Васютки, хлопотливо попискивая, потрошили синички старое дерево. Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку. Она, всполошенно цокая, пронеслась вверх по стволу ели, села на сучок и, не переставая цокать, уставилась на Васютку.

Похожие публикации