Василиск (славянская мифология). Яйцо василиска Легенды о происхождении василиска

Василиск знаком большинству людей по вселенной «Гарри Поттера», где он исполнил роль хранителя Секретной комнаты и был представлен в облике ужасающего змея со взглядом, способным парализовать человека.

Однако, на самом деле образ василиска несколько отличается в мифологии разных народов. Где-то он не крупнее собаки, в других легендах называется химерой или же выступает все тем же змеем.

В зависимости от точки зрения, меняется и отношение к василиску. Одни народы считают его мелким пакостником, способным только на кражу яиц из курятника, другие боятся, поскольку он является предвестником конца времен, исполняя роль из скандинавской мифологии. Кем же является василиск на самом деле?

Первые упоминания о василиске

В Ливийской пустыне обитает змея с белым пятном на голове, яд которой способен убить человека после единственного укуса. Кроме того, василиск был способен передвигаться с высоко поднятой головой, опираясь на хвост, что придавало ему чуть большие размеры, чем есть на самом деле. Хохолок на голове играл роль короны, как и его «возвышение» над землей, что в итоге и стало причиной такого названия, буквально – «царь змей».

Именно так василиск вошел в средневековый бестиарий. Его описывали как существо жуткое, чуждое нашему миру и способное убить одним лишь только взглядом.

Реально существующие аналоги

Согласно Библии, к которой стоит вернуться позднее, василиском называли ядовитую змею, однако уточнений по виду нет. Ею вполне может быть гадюка или кобра.

Одно время за василиска принимали рогатую гадюку, а позднее ее белоголового собрата. Также василиск – это название подвида рогатых ящериц, которые получили такое прозвище из-за схожести со средневековым представлением о василиске, как о химере, в которой сочетаются черты курицы и змея.

Подвид безобиден для человека. Такой василиск питается в основном насекомыми и его укус может вызвать разве что воспаление из-за бактерий на зубах рептилии.

Упоминание в Библии

Египетский аспид или «змея Клеопатры»

Единого мнения на счет того, что обозначает василиск в Библии, а именно переводе Ветхого Завета на греческий, нет.

По одним данным, образ василиска был взят с восточной гадюки, а непосредственно само слово, на еврейском звучащее как «цефа», значит просто ядовитую змею.

Впрочем, точной трактовки этого термина нет. В целом, библеисты сходятся во мнении, что василиском следует считать любую ядовитую змею, преимущественно семейства «аспид», то есть гадюк и кобр.

В таком случае, василиск имеет схожую трактовку со словом «ехидна» и означает буквально «яд, ядовитая змея». Никакого точного упоминания о царственном положении василиска в Библии нет.

Тождество с дьяволом

Иоанн Богослов держит в руках чашу с василиском. Таким образом показана попытка отравления Иоанна

В Библии великий змей является прямой аналогией на падшего ангела, искушающего людей.

На ряду с драконом, василиск перенял черты своего «предка» и нередко используется в качестве образа нечистой силы.

Очень часто, василиска изображают гипертрофированным, с крыльями и очень большим гребнем в христианской иконописи и росписи.

В мифологии народов Европы василиск также является олицетворение зла, однако не ассоциируются напрямую с нечистой силой.

Однако, с учетом того, что змея в целом имеет отрицательную ассоциативную картину, образ василиска в целом полностью негативен и даже лишен таких положительных черт как перерождение или врачевание.

Геральдическое значение

Василиск находится в категории геральдических символов, очень распространённых среди западного дворянства.

Буквально, он означает царственность, могущество и свирепость.

Его использовали для устрашения, намекая тем самым на могущество выбравшего его в качестве своего символа дворянина.

Однако, вместе с тем, василиск используется и для обозначения лживости, двуличия, беспричинной агрессии и злобы. Как и другие змеи, он редко появлялся на гербах значимых семей, тяготевших к более благородным символам.

Эволюция образа и трансформация в чудовище

Своим пугающим образом василиск в первую очередь обязан писателю Плинию, который в 1 веке нашей эры выпустил своеобразное описание пустынной змеи.

С его слов, в появлении песков есть прямая вина василиска, поскольку «трава пред ним сохнет, а камни рушатся», кроме того, змея была чрезвычайно агрессивной поскольку «собратья его обращались в бегство», «человека же василиск убивал одним только взглядом».

Когда история дошла до средневековой Европы, то довольно быстро обросла подробностями и ужасающими эпитетами.

Вместо «диадемы» на голове василиска появился петушиный гребень, крылья и лапы.

При небольшой длине в 30 сантиметров, василиск между тем был крайне агрессивен и злобен, что тоже сыграло против него в мифологии.

Скисшее молоко, украденные яйца и даже болезни списывали именно на василиска, поскольку он пакостен и злобен.

Однако, его гибридная форма с головой в виде курицы так и осталась основным образом. В мифологии василиск закрепил за собой такой внешний вид: голова курицы с гребнем петуха, змееподобное тело с крыльями, покрытыми перьями, когтистые лапы.

Бестиарий Пьера де Бове

В демонизации василиска немалую роль сыграл Пьер де Бове, согласно мнения которого, василиск произошел от старого петуха, в теле которого он «созревал».

Петух откладывает яйцо на кучу навоза, после чего его высиживает жаба. Скорлупу пробивает описанное выше существо, после чего вредит остальным курам и подолгу скрывается.

Оно очень юркое и быстрое, а потому заметить василиска трудно.

Вместе с тем, от василиска произошли также куролиск и кокатрис.

В отличие от своего предка, они утратили способность подчинять змей, но также агрессивны, а их дыхание способно вредить как человеку, так и окружающей природе.

Существовало также мнение в Средние века о том, что василиска убил Александр Македонский. Змей сидел на крепостной стене, по другой версии – на горе, и убивал всех воинов взглядом. Тогда Александр приказал отполировать зеркало и дать змею взглянуть на самого себя, что и убило василиска.

Вполне возможно, что легенда имеет сугубо греческие корни, поскольку в мифологии Эллады греческий воин Персей отполировал свой щит для того, чтобы расправиться с Горгоной.

В то же время, Альберт Великий в 13-м веке отказывался верить в существование василиска с головой курицы, что положило начало скептическим комментариям в сторону основной легенды.

Криптозоологические теории

В эпоху Возрождения, упоминаний о василиске становится все меньше, поскольку документальных подтверждений его существования не было.

Ящерица василиск или «ящерица Иисуса Христа»

Сперва его признавали, как живое существо, но без атрибутики нечистых сил и уж тем более сочетания с чертами петуха. Затем от идеи отказались вовсе, и в научном мире появилась теория о том, что легенда с африканскими корнями является попыткой объяснить происхождение ибиса, играющего довольно важную роль в мифологии Древнего Египта.

Позднее происхождение василиска пытались объяснить скудными познаниями в зоологии и ассоциативным рядом. Так, к примеру, за него принимали ящериц, варанов и даже некоторые виды змей.

На текущий момент василиск остается одним из центральных образов в библеистике и мифологии, в том числе славянской. Где он известен как «дворовик» и также владел довольно отрицательной репутацией.

На территории Коста-Рики есть ящерица под названием «Христовая», ее внешний вид практически полностью повторяет образ василиска, за исключением наличия крыльев. Во многом, эта рептилия и собственно говоря подвид «василиски» остаются единственными реально существующими прототипами упомянутого криптида на сегодняшний день.

Ни одна легенда о желтоглазом Василиске не рассказывает о его доброте или защите. Бесстрастное, демоноподобное животное, убивающее взглядом, а порой, прикосновением, вселяло ужас с истоков христианства.

Его образ считался настоящим воплощением Дьявола – петушиная голова, рога, змеиное тело и огромный размер. Однако самые первые упоминания про мифического зверя восходят к дням античности.

Как узнать, что пред очами Василиск

Первые представления о василисках отображали истинную суть существа – крупный змей с чрезвычайно ядовитым дыханием, имеющий на голове рога-корону. Отсюда название змея, ибо василиск в переводе с древнегреческого значит «царь, цареподобный». Со временем демоническая суть зверя увеличилась, и его вид стал принимать более устрашающий оттенок. Ему, по легендам, стал покровительствовать сам Дьявол.

Ныне каноническими считаются несколько описаний, как выглядит Василиск, в каждом свои нюансы. Но прежде всего это всегда – сильный змей. Остальные качества могут присутствовать частично, в сочетаниях или все одновременно. Это:

  • голова петуха, покрытая чешуей;
  • глаза жабы;
  • драконоподобное туловище;
  • крылья, напоминающие крылья птероящера;
  • желтые, змеиные глаза;
  • рогоподобные наросты на голове, напоминающие корону;
  • белое окаймление на голове в виде диадемы;
  • желтый или каменистый окрас;
  • оглушающее шипение;
  • чрезвычайно сильный, текучий яд, убить могут даже просто его пары.

Главная угроза василиска – его магический взгляд, встретив который все живое становится парализованным, а то вовсе превращается в камень.

Интересно то, чем питается василиск, будучи магическим существом. В обычном состоянии это – грызуны, позвоночные, мелкие млекопитающие. Но в моменты нападений на крупных противников демонический змей дополнительно питается грехами и ужасом жертв.

Античные представления о василисках

О странном небольшом змее, от появления и шипения которого в страхе разбегались любые звери, включая других змей, писал Аристотель в 4 веке до нашей эры. По его описаниям, василиск – это животное, обладающее качествами змеиного короля, отчего все остальные ему поклонялись. Особенно чтили змея древние египтяне, для которых «василиск», коего они называли «уреем», был священен. Именно его изогнутое тело красуется на головном уборе всех фараонов.

Согласно описаниям древних греков, змей Василиск имел длину тела от 15 до 30 сантиметров, передвигался необычным способом, приподняв среднюю часть туловища, никого не боялся и имел яд настолько сильный, что в одиночку мог убить целый отряд всадников вместе с конями. Демонически-сильнейшим ядом было пропитано буквально все тело существа, отчего даже простого его прохода хватало, чтобы все вокруг жухло, погибало, каменело или обращалось в скоростное бегство.

Однако были вещи, которых сами демоны боялись, как огня. Например, их убивал крик петуха, а также запах пушного зверька ласки. Правда это или миф, сегодня судить нельзя. Возможно, петушиный крик уничтожал вестибулярный аппарат зверя, а о талантах в убийстве змей представителей куньих и мангустовых хорошо известно поныне.

Славянские мифы и легенды

Не обошла вниманием демоническое змееподобное существо и славянская мифология. Считается, что классический образ этого чудища сложился на Руси уже после принятия христианства, где оно играло определенную роль. Однако еще до этого у славян-русичей существовала легенда о василиске под именем Мяхун.

Согласно этой легенде, один раз в век обычный дворовой петух вдруг мог снести черное, как тьма, страшное по форме яйцо. Из яйца сего вылуплялось невиданное чудовище, способное погубить все вокруг одним присутствием. Выглядело оно как громадный петух со змеиным телом, когтями орла, крыльями дракона, кожей жабы. Иногда животное имело 8 ног ящерицы. Убивало оно одним взглядом змеиных зеленых глаз.

Кому может подчиниться такой василиск, мифология тоже объясняла. По преданиям, змеепетух станет послушным животным для:

  1. Девственницы – если она найдет черное яйцо и до появления чудища будет везде носить его с собой. Появившийся таким образов зверь будет выполнять ее команды.
  2. Колдуна – который лично обезглавит молодую курицу, а затем подложит под ее тело проклятое яйцо и будет присутствовать при вылуплении из него детеныша. Последний, появившись, съедает наседку и преклоняется перед магом.

До крещения Руси описанное существо называли Мяхун. С появлением христианства в нем признали василиска.

Роль василисков в Библии

О василисках Библия упоминает несколько раз, начиная с Ветхого Завета. Правда, здесь это не столько демоническое чудовище, сколько смертоносная змея, яд которой обжигает и убивает. На иврите она так и называлась – сараф, то есть, жгучая. Так же, василиском называли особо злобного детеныша аспида, тоже ядовитой змеи. Например, псалом 90-ый повествует о том, что защищенный Богом легко переступит «аспида и василиска».

Позднее чудовище Василиск приобрело более демонические формы. Иоанн Кассиан назвал зверя самой сутью Дьявола, его яд – воплощением зависти и злобы. Неудивительно, что Дьявол часто принимает облик змия. По мнению теософов – это идеальный образ падшего искусителя без каких-либо признаков сострадания.

Но все же в Библии василискам отводится не столь большое значение, сколь в умах средневековых людей. Для них это был по-настоящему страшный зверь. Его образ проникал все дальше и дальше в сказания, легенды и сказки европейских народов, олицетворяя собой присутствие Дьявола и борьбу зла и добра. Со временем библейский ядовитый змий превратился в настоящую потустороннюю нечисть.

Чтобы змей-петух не мог принести вред, рекомендовалось смотреть на него только через зеркало. Второй способ заключался в использовании прозрачного колпака из стекла, сквозь который смотреть на чудище было безопасно. Однако по преданиям спастись от василиска было дело практически безнадежным, и помочь могло только чудо. Всех змей убивал своим магическим взглядом.

Кто же родил чудовище?

Легенд происхождения змей-василисков несколько:

  1. Кровь Медузы Горгоны. Римляне считали, что именно из отрубленной головы этой злой богини, превращавшей в камень любого, кто на нее посмотрит, появился ужасный змей.
  2. Яйца ибисов, которые сами съели змеиные яйца. Люди считали, что так птицы заражают собственные яйца, в результате чего рождаются полу-птицы полу-змеи, наделенные ужасными качествами.
  3. Обычные петухи черного цвета, снесшие яйцо. Если такая кладка пролежит в доме 7 лет, то из него появится летающий василиск. Эта версия пришла из Литвы, и гласит, что такое существо будет помогать хозяевам с пропитанием и золотом.

Но самый распространенный вариант – это плод работы дьявола. Кто еще, как не он, мог бы создать такое жуткое животное, не имеющее никакой другой воли, кроме воли убивать. Достаточно посмотреть на фото зверя, чтобы с легкостью найти в нем демонические черты.

Если же привлечь к вопросу мнение ученых, то мифы про василисков обретут самое простое объяснение. В древности ядовитые змеи, особенно необычной формы, как, например, рогатые гадюки, так пугали людей, что быстро получили соответствующий статус. Однако их, змей-убийц, ведь тоже кто-то создал.

Больше 2 000 лет назад существо называемое василиск представлялось в античном мире всего лишь в виде зловредной змейки Ливийской пустыни. В вовсе в ином образе - как жуткий монстр с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона, одаренного сверхъестественной силой, - василиск в первый раз появился у Плиния Старшего (I столетие). Согласно его рассказу, воин, имевший неосторожность пронзить смертоносную тварь длинным копьем, пал с коня мертвым: яд вошел в его тело через древко копья!

Более решительный и сообразительный воин, описанный древнеримским поэтом Марком Луканом, в подобного рода ситуации спас себе жизнь страшным способом: разрубив василиска, он немедля отсек себе руку, которая держала меч.

Следует отметить, что смертоносный гад пустыни был известен и раньше. За два столетия до Плиния и Лукана его упоминает Элий Стилон, причем как хорошо известное существо: «Случается в Африке, что змеи собираются на пир возле издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и поспешно уползают прочь, оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, вновь издает страшный вой и уползает восвояси».

Африка тут упоминается не случайно. В действительности, в античные времена в Ливийской пустыне жила маленькая ядовитая змейка с белой меткой на голове. Местное население и путешественники очень боялись повстречать ее на своем пути. Пугал древних не только ее смертельный укус, но и удивительная способность передвигаться с поднятой головой, опираясь на хвост. Местное название рептилии осталось неизвестным, но греки без колебаний окрестили ее василиском, что означает «царь».

Разумеется, это не совсем тот змей, о котором упоминает Плиний Старший. Вот что сообщил римский писатель об этом чуде пустыни: «Василиск обладает удивительной способностью: кто видит его - сразу умирает. На его голове - белое пятно, напоминающее диадему. Его длина - не более 30 см. Он обращает других змей в бегство своим шипением и передвигается, не изгибаясь всем телом, а приподнимая свою среднюю часть. Не только от прикосновения, но и от дыхания василиска кусты и трава засыхают, а камни воспламеняются…»

Вероятно, смертоносный василиск приобрел известность в основном в Европе, хотя имеются некоторые упоминания о нем и на Востоке. Некогда существовало подобное создание, жившее в Исландии и известное как скоффин. Его внешность и поведение были сходны с видом и повадками василиска. Единственное, что могло убить скоффина, - это взгляд его сородича.

Само рождение этого чудища, как считали греки и римляне, происходило неестественным путем: петух откладывал яйца, а змеи и жабы их высиживали, в результате появлялся на свет василиск - крылатое безобразное чудовище с четырьмя петушиными ногами, змеиным хвостом и сверкающими глазами, взгляд которых смертельно опасен для людей.

Преображение василиска в петуха вызвало некоторое смятение: монстра начали все чаще называть кокатрисом. Слово это стало общим для всех романских языков. И хотя английское ухо явственно слышит в нем слово «кок» - петух, в действительности «кокатрис» - результат фонетических приключений латинского слова «коркодилус», обозначавшего в Средние века не только и (не столько) крокодила, сколько вообще любое чудовище.

Джефри Чосер в своих описаниях василиска попробовал применить гибрид - словечко «васили-кок», чтобы точней определить природу отравителя. Кстати, и слово «кокатрис» к тому времени приобрело другое значение. Это был специфический термин, клеймящий гулящих женщин (потому как взгляд их убийственен для добродетели мужчин!).

Похоже, кокатриса больше принимали западные христиане, чем язычники. Все записи о его появлении были сделаны христианами, как, к примеру, предание о кокатрисе, предположительно появившемся в Риме во времена Папы Льва X. Необычное существо объявили причиной чумы, свирепствовавшей в те времена. Утверждали также, что его вытащили из колодца в Вене в 1202 году. 1598 год — в Варшаве в подвале заброшенного дома обнаружили еще одного кокатриса - и свалили на него вину за смерть двух маленьких девочек.

Исходивший от этого монстра яд заражал воздух убивая все живое. Погибали растения, плоды опадали с деревьев и сгнивали, трава засыхала, птицы падали замертво, и даже всадник, если приближался к зараженному месту, моментально умирал вместе со своей лошадью.

Как считали древние, эти сведения раскрывают и саму историю возникновения знойной пустыни: получается, что именно василиск виновен в гибели всего живого вокруг и появлении песков. Так обыкновенная рептилия со временем превратилась в грозного монстра благодаря буйному воображению и человеческим страхам. Греки, назвав змею царем, приписали ей роль властелина над пресмыкающимися: змеями, ящерицами, крокодилами. Римляне же перевели название василиска на латинский язык, и он стал регулом, что также означает «царь».

Одна из любопытнейших особенностей василиска - способность убивать все живое не только дыханием, но и взглядом, подобно Медузе Горгоне. Василиску также нельзя смотреть в глаза, иначе окаменеешь, а спастись от него возможно лишь при помощи зеркала - в этом случае ядовитый взгляд обращался против самого существа. Кстати, римский автор Марк Анней Лукан считал, что василиск появился из крови убитой Медузы, что вполне логично, ведь на ее голове вместо волос шевелился клубок змей.

Основная черта, закрепленная греками в имени василиска, - царственность. Может быть, она связана с особой отметиной на голове существа или с его способностью передвигаться не опуская головы. Не случайно слово «василиск» можно в определенном контексте перевести и как «маленький тиран».

Потому как переписчиками бестиариев были, обычно, люди из церковной среды, то относительно присутствовавшего в этих текстах василиска возникал естественный вопрос: каков он в глазах Господа, угоден ли он ему и с чем его отождествлять? Ответ нашли непосредственно в Ветхом Завете, где василиск выступает в качестве орудия Божественного мщения.

В книге Иеремии (8, 17) говорится: «Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь». О враждебном демоническом страже пустыни упоминается и во Второзаконии (8, 15): «Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие».

В результате василиск в демонологии стал символом открытого мщения, тирании и насилия дьявола. Как писали комментаторы, «василиск означает дьявола, который ядом своих гнусностей открыто убивает беспечных и неосмотрительных». Включая василиска в перечень имен дьявола, толкователи объясняли, что «дьявол, подобно аспиду и василиску, способен одерживать победу при первой же встрече, и если аспид сразу убивает укусом, то василиск - взглядом». В результате - характерное для Средних веков изображение василиска, где его попирает Христос.

Начиная с XII столетия василиск начал стремительно «расселяться» по городам и весям Европы. Но, как ни странно, оставаясь все тем же смертоносным, жутким монстром, зверь пугал все меньше и меньше - наверно, даже к самому отвратительному соседу постепенно привыкают.

Определение «зверь» (а не «гад») - это не оговорка. Теперь чудище предстает в первоначальном образе крылатого змея с головой петуха. У средневекового василиска хвост змеиный (реже драконий), крылья петушиные (реже лебединые); остальное, обычно, также от петуха: голова, гребень две лапы со шпорами. По принципу экономии у него осталась лишь две смертоносные способности - убивающий взгляд и ядовитое дыхание.

Рассказывают, что Англия некогда буквально кишела василисками, от которых не было спасения, пока один отважный рыцарь не обвешался с головы до ног зеркалами и не отправился в поход на монстров. Чудовища, пытавшиеся на него напасть, валились замертво, увидав в зеркалах собственное отражение. Так английская земля была очищена от них. Кстати, столь действенный способ борьбы - изобретение Александра Македонского . После того как монстр погубил немало его воинов, легендарный полководец, чтобы избавиться от него, поднес к его морде зеркало, и он погиб.

Кроме этого, считалось, что действенной защитой от василиска служит клетка с петухом, крика которого он боится. Полагались и на ласку - единственное животное, которое бесстрашно бросалось на монстра и побеждало его. Правда, одолеть чудовище она могла, только пожевав листья руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, предметы интерьера и даже церковные скамьи.

В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки, - вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола. А во Франции для невесты изготавливали защитное кольцо с вправленным в него правым глазом ласки. Еще одной практической рекомендацией было смотреть на чудовище из-за стеклянного прозрачного сосуда.

Но интерес к таинственному неискореним: последние экземпляры «чучел василиска» были проданы в Америке в 30-е годы XX столетия. Такие поделки по сей день хранятся в музеях Вероны и Венеции.

С появлением естественных наук упоминания о василиске встречаются, конечно, все реже. Говорят, что последний раз его «видели» в Варшаве в 1587 г. Эдвард Топселл в книге «История змей» рассказывает о том, что петух со змеиным хвостом, может быть, существует, но он не имеет ничего общего с василиском. К. Браун в 1646 г. пошел еще дальше: «Это существо - не только не василиск, он вообще не существует в природе».

Само по себе противостояние василиска и петуха весьма интересно, потому как именно с петухом связана легенда рождения василиска. В бестиарии Пьера де Бове 1218 г., по сути, повторяется античная версия о том, что яйцо василиска начинает формироваться в теле старого петуха. Петух откладывает его в укромном месте на кучу навоза, где его высиживает жаба. Из яйца вылупляется существо с головой петуха, туловищем жабы и длинным змеиным хвостом. По другим сведениям, на свет из яйца появляется не василиск, а куролиск или кокатрис, его родственник. Однако куролиск менее могущественный, чем василиск, ему не подчиняются змеи и другие пресмыкающиеся.

Водилось и на Руси такое существо, иногда называемое дворовиком. Дворовой, или дворовик, - близкий родственник домового, жил во дворе дома. Днем он выглядел как змея с петушиной головой и с гребнем, а по ночам приобретал облик, похожий на хозяина дома. Дворовик являлся духом дома и двора. А вот водил он дружбу со змеями или нет, об этом в легендах не говорится.

Имеется множество изображений василиска на церковных барельефах, медальонах и гербах. В средневековых геральдических книгах он имеет голову и лапы петуха, птичье тело и змеиный хвост; трудно определить, чем покрыты его крылья - перьями или чешуей. Интересно, что изображения этого мифического существа встречается и сейчас. К примеру, в городе Базеле (Швейцария) стоит памятник василиску, и жители города считают его своим покровителем.

Чрезвычайным разнообразием и живописностью отличаются изображения василиска эпохи Возрождения. Нечто похожее изображено на фресках Джотто в часовне Скровенджи в Падуе. Интерес вызывает и полотно Карпаччо «Святой Трифоний, повергающий василиска». Согласно легенде, святой изгнал дьявола, потому на картине василиск изображен таким, каким, по мнению живописца, должен быть дьявол: у него четыре лапы, тело льва и голова мула. Любопытно, что, хотя для Карпаччо василиск не мифологическое существо, а именно дьявол, название сыграло свою роль, и картина повлияла на дальнейшее представление о василиске.

Змеепетуха нередко упоминают в литературе, хотя он никогда не бывает главным героем. Кроме многочисленных комментариев к Библии и бестиариев, однозначно именующих его воплощением дьявола и порока, его образ нередко можно встретить в английских и французских романах.

Во времена Шекспира василисками называли проституток, но английский драматург использовал это слово не только в современном ему значении, но и обращаясь к образу ядовитого существа. В трагедии «Ричард III» невеста Ричарда леди Энн желает стать василиском, существом ядовитым, но в то же время царственным, как и положено будущей королеве. В поэзии XIX столетия христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У Китса, Колриджа и Шелли это скорей благородный египетский символ, чем средневековое чудовище. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем».

Не обошла чудовище и современная литература. У Джоан Роулинг в книге «Гарри Поттер и тайная комната» василиск предстает классическим змеиным царем, но огромным - почти 20 м, чем и отличается от древнего прообраза, но в остальном обладает всеми качествами, о которых было написано выше.

А вот как описывает змеиного царя в повести «Василиск» российский писатель-фантаст Сергей Другаль: «Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово-черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась… Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю, то тут же пойдет замена углерода на кремний. Говоря по другому, все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры, что от взгляда Василиска также идет окаменение, но те, кто хотел проверить это, обратно не вернулись»…

Интересно, что современные исследователи животного мира неоднократно описывали в своих работах таинственное существо татцельвурм - некую разновидность дракона. Оно попало в многочисленные каталоги и атласы и удивительно напоминает того самого древнего василиска. И хотя родиной татцельвурма называют Центральную Европу, ни один экземпляр этого странного то ли червя, то ли ящерицы так до сих пор и не попал в руки ученых. Причина этого в том, что охотники за татцельвурмом-василиском никогда не возвращались назад. И это уже не мифология и художественная литература, а самая настоящая реальность.

Зверь, который описывается в мифологии, Библии, Бестиарии и даже Черной библии, - василиск. Прототипом мифического персонажа стала ядовитая змея необычного подвида. Доказательств его существования нет. Но яркий образ стал основой для сказок и легенд.

Упоминания в разных источниках

Самые разные исторические писания по-разному упоминают об этом существе.

  1. В Библии змей василиск упоминается наряду с Аспидом. Оба пресмыкающихся - враги Бога и рода человеческого. В это ядовитый змей, посланный иудеям, в наказание за дерзость и попирание Бога и Его Закона.
  2. В Бестиарии Пьера Де Бове василиск упоминается не как существо, а как дух. Говорится, что сущность сотворена была из страхов и злобы людей. Все то, что вызывает панику и страх, олицетворяет собой создание, которое может жить на земле, в воде и в небе между мирами.
  3. В Демонической библии василиск тоже нашел свое место. Здесь это демоническое творение: для того, чтобы люди продолжали почитать темную силу, их нужно держать в страхе. С этой целью и был создан Змеиный Царь.

Особенность василиска

Достоверной информации о том, что змей василиск как существо жил когда-либо на земле - нет. Но, многие предания рассказывают о том, что птицеподобный ящер обитает на болотах и в песках. Василиск в мифологии одновременно присутствует в двух ипостасях - животное и злой дух, .

Версии появления

Все версии появления мифической твари нужно разделить на два направления:

  • природные;
  • мифологические.

Прообразы василисков в живой природе

В Африке очень много пресмыкающихся. Еще во времена Античности на территории современных тропических лесов были замечены особенные змеи. Эти пресмыкающиеся соединили в себе несколько видов земноводного. У особей было:

  1. Длинное змееподобное тело.
  2. Одна пара лап, расположенная в передней части тела.
  3. Удлиненную голову украшал подвижный гребень.
  4. Существо двигалось с невероятной скоростью и при нападении не ограничивалось одним укусом.

В минуты опасности пресмыкающееся поднимало переднюю часть тела и лапы, гребень на голове щетинился и становился бордово-красным. Эта змея передвигалась особенным образом с помощью хвоста.

Главной опасностью встречи с этим существом было то, что укус небольшой и внешне красивой змеи был смертельно опасным. В момент попадания яда в организм человек моментально начинал чувствовать жар во всем теле, носом шла кровь, смерть наступала в считаные минуты.

На то время местные не знали более опасной змеи и потому называли ее «васькисна» - что в переводе означало «царственная змея». Людям свойственно поклонятся всему, что внушает им страх. Многие племена, создавали идолов по образу этого существа, нарекая его божеством и присваивая ему самые разные мистические и волшебные умения. Когда между Европой и Африкой были налажены торговые связи, легенда о невероятном существе, царской змее, пришла и на наши территории.

Люди, передавая сведения из уст в уста, из поколения в поколение меняли образ существа, дополняя его подробностями и придумывая все новые и новые теории происхождения.

Мифологические версии

Как и все истории происхождения мифических существ, история василиска пестрит невероятными фактами. И у каждого народа примеры свои.

Сахара

На территории Западной Сахары существует своя версия кто такой василиск и как он появился. Мифология рассказывает о том, что в прежние времена здесь не было песков, а была вечнозеленая плодородная земля.

Люди жили в добре и достатке и со временем утратили страх перед богами, перестали приносить им дары в благодарность. И тогда небесные жители рассердились и послали на эти земли великие дожди, которые привели к сильным наводнениям и смыли всю растительность. Когда дожди закончились, земля превратилась в грязь и пришла новая беда - палящее солнце.

Кустов и деревьев не было, солнечные лучи раскаляли землю добела, сделав ее горячей и рассыпчатой. Но погибли растения, а звери остались жить, и тогда боги наслали большое землетрясение на эту территорию и с расщелин появились ужасные существа, жившие ранее под землей. Эти существа одновременно могли жить в воде, на суше и в небе. У них были змеиные хвосты, толстые звериные лапы с когтями и большие перепончатые крылья.

Эти существа обладали парализующим взглядом, питались зверями рыбами и птицами. И вскоре уничтожили все живое на этой территории. Когда им не осталось животной пищи, они обратили свой взор на людей. И тогда люди взмолились к Богам, прося защиты от Змея. И боги загнали кровожадных существ в глубокие пещеры. Но они все-таки выходят на поверхность в поисках жертвы. И если в глубине пустыни человек заметит два больших желтых огонька, он сразу теряет способность думать и двигаться, и тогда василиск нападает.

На Руси

Появление василиска имеет свою историю, но выглядит идентично, как и в других странах. Рождение этого существа проходит в 3 этапа.

Когда-то давно обозлившийся на людей домовой решил наказать двор, в котором господствовал. Для этого он выбрал самого старого петуха и подселил в него яйцо змеиное. Петух пошел к куче навоза и выкинул с себя это яйцо, но умер. На куче гноя яйцо нашла старая болотная жаба и хотела укатить его к себе в болото. Но в середине под скорлупой услышала тихое дыхание. И жаба так долго прислушивалась, пытаясь уловить эти звуки, что высидела яйцо. Из него появился ящер с петушиной головой и сожрал жабу. И на его теле выросли две жабьи лапы.

Это существо ушло под землю. Но иногда оно появляется, и горе тому, кто с ним встретится. Потому что его взгляд убивает, может парализовать или свести с ума.

В Греции

На территории также были свои легенды о змее василиске. Но в отличие от других стран эта сущность была творением богов Олимпа.

Однажды житель небольшого селения увидел во сне место, где Боги спускаются к людям по ступеням, созданным из солнечных лучей. Он во сне поднялся по ним и попал в сад. Там он сорвал с дерева священный плод, дарующий бессмертие. Проснувшись, человек увидел на постели этот плод и откусил от него. В тот же миг он стал всезнающим и бессмертным. Он начал видеть, о чем думают боги.

А небожители ощутили в этот момент появления среди людей человека познавшего истину миросоздания. Боги очень рассердились и создали чудовище, которое могло найти этого наглеца как в воде, так и на земле, и в воздухе. Это чудовище имело хвост змеи, крылья птицы, лапы зверя. Его мощные когти и крепкий клюв могли разбивать камни. Боги назвали существо Змее-Царь, и отправили его на Землю.

Но вкусивший плод увидел мысли богов и решил запутать их. Он начал менять облик, каждую минуту становится другим человеком. И узнать его можно было только по глазам, в которых отражалось его деяние. И с тех самых пор Чудовище бродит по земле в поисках того, кто стал полубогом.

Чтобы разглядеть глаза преступника, василиск парализует человека взглядом. Но, каждый раз он ловит невиновного, и в ярости убивает его. Единственной защитой от его парализующего взгляда есть кусочек желтой слюды. Василиск не выносит зеркального блеска камня, боится увидеть свое отражение и закаменеть.

Чего боится змей василиск

По преданиям этот змей не боится ни огня, ни копья, ни меча. Но оно может погубить само себя, если увидит свое отражение. По причине этого на Руси люди носили на груди кусочек стекла, отполированный до зеркального блеска камешек или небольшое зеркальце.

Василиск также боится петуха, даже крика этой птицы достаточно, чтобы Змий обратился в бегство. Петух ищет василиска, чтобы отомстить за смерть. А еще Змей боится жаб, а потому живет в пещерах и лесах, но обходит болота и топи. Говорят, что если нужно спасаться бегством от василиска, то нужно бежать в курятник или к реке, где есть жабы. Туда чудовище не сунется.

Которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. Василиск - рождается из яйца, снесенного семигодовалым черным петухом (в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком "чистые" животные.
"Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась...
Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю то тут же пойдет замена углерода на кремний. Проще говоря все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те кто хотел проверить это обратно не вернулись..".("С.Другаль "Василиск") .

Успехи естествознания изгнали из нашего сознания монстра, мало похожего на существо, рожденное человеческим воображением две тысячи лет назад. «Сегодняшний» зверь, который уходит из нашей памяти на двух лапах, вполз в предание на брюхе: в античном мире василиск был всего лишь самой зловредной змейкой ливийской пустыни.
Картинно появлялся василиск у Плиния Старшего. По его рассказу, воин, имевший глупость пронзить смертоносную тварь длинным копьем, пал с коня мертвым - Яд вошел в его тело через древко копья! Более сметливый ратник, описанный Луканом, в похожей ситуации спас себе жизнь страшным способом: разрубив мечом василиска, он немедленно отсек себе руку, державшую меч. Но смертоносный гад пустыни был известен и раньше. За два века до Плиния и Лукана его упоминал Элий Стилон - как всем хорошо известное существо: «Случается в Африке, что змеи собираются на пир возле издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и поспешно уползают прочь, оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, снова издает страшный вой и уползает восвояси».
В отличие от, например, оборотня и дракона, которых человеческое воображение рождало неизменно на всех континентах, причем независимо друг от друга, василиск - фантазия «локальная», творение умов европейцев и бытовавшая исключительно в Европе. В этом исчадии ливийской пустыни овеществился вполне конкретный страх древних римлян и греков перед непредсказуемыми опасностями песчаных просторов. Все страхи воинов и путников соединились в одну общую боязнь встречи с неким загадочным владыкой пустыни - «басилискосом», то есть «царьком» (по-гречески). И хотя грозный гад не удостоился уважительного «басилевс» - «царь», ужас перед ним был неподдельным. Что касается римлян, то они изредка пользовались словом «регулюс» - калькой с греческого, сдабривая страх уловимой для римского уха насмешкой; империя, подмявшая под себя столько царств, многих грозных владык привычно звала царьками.
Ну, а все-таки - кто же прототип? Исходным материалом фантазии ученые называют то египетскую кобру, то рогатую гадюку, то шлемоносного хамелеона. К тому есть основания: кобра этого вида движется полувыпрямившись - с поднятой над землей головой и передней частью тела, а у рогатой гадюки и хамелеона наросты на голове похожи на корону. В таком случае на лбу изваянных или нарисованных египетских фараонов и богов мы видим, возможно, не просто змейку с приподнятой головой - символ вечной жизни и могущества, а именно василиска.
Пустыня убивала человека многими способами. Неудивительно, что василиск возник как скопление смертоносных качеств: смертелен его взгляд (он истребляет все живое, выжигает травы, а камни обращает в пыль), его прикосновение, его дыхание, его вонь. Разумеется, жить такому чудищу на роду написано лишь в пустыне. Пустыня возникает вокруг него.
Обезопасить себя путешественник мог только двумя способами: иметь при себе ласку - единственное животное, которое не боится василиска и бесстрашно вступает с ним в бой или петуха, ибо, по необъяснимой причине, пустынный царек не переносит петушиного крика.
Василиска-змею поминал Аристотель, ливийского гада живописал Гелиодор, а Клавдий Элиан (римский софист, писавший по гречески) человека, который опасен даже на расстоянии, неизменно сравнивал с василиском. И все же ни один античный автор не воспламенился образом василиска и не удостоил его истинно подробного художественного описания. Зато в народных поверьях у василиска было свое прочное место: в древнеримских храмах кожа «царька» висела для отпугивания змеи и скорпионов, и никто не сомневался, что достаточно протереть серебро пеплом правильно сожженного василиска, чтобы оно превратилось в золото (в будущем это отзовется опытами средневековых алхимиков, их пиететом к василиску и активным использованием его в алхимической эмблематике).
Трудно сказать, как бы сложилась судьба василиска в христианскую эпоху, если бы не «везение»: совершенно случайно он попал в Священное писание. С легкой руки Иеронима Блаженного, автора Вульгаты - латинского перевода Библии, василиск был упомянут дважды в книге Исаии. Иероним одно из древнееврейских названий змеи произвольно перевел как «василиск». В современных переводах недоразумение устранено, однако в средние века оспаривать существование василиска было богохульством.
Правда, на заре средневековья произошло и другое приметное для василиска событие - его временно... «потеряли»!
Ливийский монстр не попал в «Физиолог» - энциклопедию живых существ, из которой черпали информацию все позднейшие средневековые бестиарии. Забвение, однако, не стало роковым - оставаясь временно в тени, василиск сумел перестроиться и явиться в новом, более отвечающем потребе дня облике.
Для успешной акклиматизации на европейской земле воображение скрестило его с петухом. В этом есть железная логика непоследовательности: извечные враги так тесно сплелись в схватке, что, наконец, срослись телами. Почему петух и василиск считались исконными врагами? Возможно, то была случайная прихоть фантазии. Но, во-первых, змею и птицу в одно тело воображение сращивало не раз. Во-вторых, еще в эллинистическом Египте верили, что ибисы питаются исключительно змеями и потому изредка из их яиц рождаются змееныши. Этим же птицам приписывали и некоторые физиологические странности: яйца-де они кладут из клюва. Такие рассказы - благодатная почва для последующей обработки. То, что мог далекий ибис, способен был совершить и соседский петух.
Достаточно частый и вполне объясненный современной биологией феномен перерождения петуха в курицу дал пищу для мрачной фантазии о василиске как «петушином отродье». Уже в эпоху Возрождения несколько петухов в разных европейских странах были подвергнуты пристрастному суду и, несмотря на все словесные ухищрения защитников, приговорены к котлу за злостное производство на свет василисков.
Начиная с XII века василиск стал расселяться по городам и весям Европы. И, как ни странно, оставаясь все тем же смертоносным, жутким чудовищем, зверь пугал все меньше и меньше: даже к самому отвратительному соседу со временем привыкают... Насчет «зверя» (а не «гада») - это не оговорка. Теперь василиск предстает в образе крылатого змея с головой петуха. Появляется он из яйца, снесенного петухом (об этом подробно рассказывает Пьер из Бовэ). У средневекового василиска хвост змеиный (реже драконий), крылья петушиные (реже лебединые); остальное, как правило, тоже от петуха: голова, гребень две лапы со шпорами. По принципу экономии фантазии у василиска осталась лишь одна смертоносная способность - его убивающий взгляд и дыхание.
Преображение василиска в петуха вызвало и филологическое смятение: монстра стали все чаще называть кокатрис». Слово это стало общим для всех романских языков. И хотя английское ухо явственно слышит в нем слово «кок» - петух, на самом деле «кокатрис» - результат фонетических приключений латинского слова «коркодилус», обозначавшего в средние века не только (не столько) крокодила, как вообще любго чудища. Чосер в своих описаниях василиска пробовал применить гибрид-словечкачко «васили-кок», чтобы точнее определить природу чудища и отмежевано " с" разговорного значения слова «кокатрис» которое к тому времени приобрело иное значение. Это был специфический «термин». клеймящий гулящих женщин (ибо взгляды их убийственны для добродетели мужчин!).
Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало - и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,- вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.
Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под
стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков - чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции), Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален - откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут!
Что известно о василиске сверх его внешнего вида? Лишь одно: смертельность. «Царек» змеиного мира по-настоящему царил лишь в геральдике - как символ грозного могущества, царственности, свирепости (и занятий алхимией). Там, где нужен был лишь внешний вид монстра, где форма преобладала над содержанием- там василиск был ко двору. автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

Похожие публикации