Тест по изучению личности «Александра I. Тест "Период правления Александра I" Тест 26 реформы александра 1 вариант
На вопрос Тест по теме "Эпоха Александра 1". Можете плиз скопировать текст и где правильно поставить + или 1, что угодно. заданный автором Просмолить
лучший ответ это Вариант 1
а) в 1801 г.;
б) в 1803 г.; +
в) в 1812 г.;
г) в 1814 г.
в) присоединиться к континентальной блокаде против Англии; +
а) дворяне и люди «среднего состояния» (купцы, ме¬щане, государственные крестьяне); +
б) дворяне и крестьяне;
в) только дворяне;
а) 12 июня 1812 г.;
б) 22 сентября 1812 г.;
в) 14 декабря 1812 г.;
г) 26 августа 1812 г. +
а) А. А. Аракчеев; +
б) М. М. Сперанский;
в) Н. Н. Новосильцев;
г) В. П. Кочубей.
а) в 1801 г.;
б) в 1804 г.;
в) в 1812 г.;
г) в 1816 г. +
а) М. И. Кутузов; +
б) М. Б. Барклай-де-Толли;
в) П. И. Багратион;
г) А. П. Тормасов.
а) в 1812 г.;
б) в 1813 г.;
в) в 1814 г.; +
г) в 1821г.
а) в 1815 г.;
б) в 1816 г.;
в) в 1818 г.; +
г) в 1821г.
а) в 1801 г.;
б) в 1803 г.;
в) в 1815 г.; +
г) в 1821 г.
Ответ от Олег Николаев
[активный]
Вариант 1
1. Указ о вольных хлебопашцах был издан:
а) в 1801 г.;
б) в 1803 г.; 1
в) в 1812 г.;
г) в 1814 г.
2. По Тильзитскому договору с Францией Россия обязы¬валась:
а) признать за Францией все территориальные изме¬нения в Европе;
б) стать союзником Франции в войне против Австрии;
в) присоединиться к континентальной блокаде против Англии; 1
г) начать войну против Турции.
3. По проекту М. М. Сперанского политические права в Российской империи получали:
а) дворяне и люди «среднего состояния» (купцы, ме¬щане, государственные крестьяне); 1
б) дворяне и крестьяне;
в) только дворяне;
г) все граждане без ограничения.
4. Бородинское сражение состоялось:
а) 12 июня 1812 г.;
б) 22 сентября 1812 г.;
в) 14 декабря 1812 г.;
г) 26 августа 1812 г. 1
5. Кто имеется в виду? Он родился в 1769 г. в Тверской губернии в мелкопоместной дворянской семье. С детских лет отличался замкнутостью и серьезностью, окончил шля¬хетский инженерный корпус, начал свою карьеру при Пав¬ле I. Император даровал ему титул графа и написал на гер¬бе: «Без лести предан». Служил трем императорам - Пав¬лу, Александру и Николаю. Разработал проект отмены крепостного права, по которому крестьян надлежало отпус¬кать на волю постепенно в течение 200 лет. Его имя связано с ужесточением внутренней политики после Отечественной войны 1812 г. и созданием военных поселений.
а) А. А. Аракчеев; 1
б) М. М. Сперанский;
в) Н. Н. Новосильцев;
г) В. П. Кочубей.
6. Крепостное право в Прибалтике было ликвидировано:
а) в 1801 г.;
б) в 1804 г.;
в) в 1812 г.;
г) в 1816 г. 1
7. Кто имеется в виду? Участник русско-турецкой вой¬ны 1768-1774 гг., с 1777 г. воевал под командованием А. В. Суворова, получил награду за штурм Измаила. Алек¬сандр I назначил его главнокомандующим русской армией в войне с Наполеоном. Баснописец И. А. Крылов посвятил ему басню «Волк на псарне».
а) М. И. Кутузов; 1
б) М. Б. Барклай-де-Толли;
в) П. И. Багратион;
г) А. П. Тормасов.
8. Венский конгресс состоялся:
а) в 1812 г.;
б) в 1813 г.;
в) в 1814 г.; 1
г) в 1821г.
9. «Союз благоденствия» был образован:
а) в 1815 г.;
б) в 1816 г.;
в) в 1818 г.; 1
г) в 1821г.
10. Александр I даровал конституцию Царству Поль¬скому:
а) в 1801 г.;
б) в 1803 г.;
в) в 1815 г.; 1
г) в 1821 г.
Тест по теме: «Россия при Александре II»
Вариант I
- Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?
А) Ф. Лагарп; б) В.А. Жуковский; в) М.Н. Погодин; г) С.С. Уваров.
- Кому принадлежат слова о том, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу»?
А) А.И. Герцену; б) Н.П. Огареву;
В) Александру II; г) председателю Реакционных комиссий Я.И.Ростовцеву.
- Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864 г.?
А) состязательность сторон в ходе судебного процесса;
Б) наказание розгами виновных;
В) гласность суда;
Г) периодическая сменяемость судей;
Д) создание особого суда для дворян;
Е) зарплата судей одна из самых высоких в мире;
Ж) введение суда присяжных;
З) бессословность суда.
- Земские учреждения не решали вопросов…
а) строительства дорог; б) строительства школ и больниц;
в) организации судебных органов; г) развития торговли и промышленности.
- Представители какого сословия преобладали в земствах?
а) крестьяне; б) дворяне; в) купцы; г) мещане.
- Какие крестьяне считались временнообязанными?
а) не заключившие выкупной сделки с помещиком; б) крестьяне сибирских губерний;
в) государственные крестьяне; г) все указанные под а), б), в).
- Для чего были созданы редакционные комиссии?
а) для сбора статистических данных о крестьянских наделах;
б) для составления единого проекта закона об освобождении крестьян;
в) для составления итогового отчета Главному комитету по крестьянскому делу;
г) для редакции журналов и газет.
- По реформе 1861 г. земля после уплаты выкупа становилась…
а) собственностью крестьянской семьи;
б) собственностью крестьянской общины;
в) государственной собственностью;
г) передавалась крестьянам помещиком в пожизненную аренду.
- Сколько крестьяне должны были заплатить помещику за выкупаемый надел?
а) сразу 20-25% стоимости надела, а 75-80% платило государство;
б) сразу 100% стоимости надела;
в) 100% стоимости надела в течение 59 лет;
г) 50% стоимости надела, а остальное платило государство.
- Труд крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался…
а) месячина; б) испольщина;
в) барщина; г) отработки.
- Что отражает буржуазный характер Великих реформ?
а) отмена крепостного права;
б) волостной суд для решения мелких крестьянских дел;
в) наделение крестьян землей;
г) состязательность судебного процесса;
д) общинное землевладение;
е) появление отработочной системы;
ж) всесословный характер земств;
з) всеобщая воинская повинность;
и) крестьянское малоземелье;
к) отрезки.
- Новая промышленная база, основанная на добыче нефти в 70-е годы XIX в. Была заложена:
а) на Донбассе; б) в Сибири;
в) в районе Баку; г) в Средней Азии.
- Соотнесите событие и дату:
- начало перевода крестьян на выкуп; а) 1878 г.
- судебная реформа; б) 1 марта 1881 г.
- убийство Александра II; в) 1863 г.
- Берлинский конгресс; г) 1864 г.
- Основоположником какого течения народничества был П.Л. Лавров?
а) бунатрское; б) пропагандистское;
в) заговорщическое; г) либеральное.
- Как называлась первая народническая организация в России?
а) «Земля и воля»; б) «Черный передел»;
в) «Народная воля»; г) «Освобождение труда».
- К какому направлению общественной мысли относились Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжения реформ?
а) либеральное; б) радикальное; в) консервативное; г) реакционное.
- Какое имя лишнее и почему?
а) И.В. Гурко; б) А.М. Горчаков; в) М.Д. Скобелев; г) П.С. Нахимов.
- На Берлинском конгрессе произошло:
а) пересмотр положений Сан-Стефанского мирного договора;
б) укрепление позиций России;
в) признание решений Сан-Стефанского мирного договора;
г) создание новой коалиции против России.
- С какой страной в 1860 г. был подписан договор, закрепивший Уссурийский край за Россией?
а) с Японией; б) с Китаем; в) с США; г) с Кореей.
а) Сан-Стефанский мирный договор;
б) начало перевода крестьян на выкуп;
в) раскол «Земли и воли»;
г) хождение в народ;
д) оборона Шипкинского перевала.
Тест по теме: Тест по теме: «Россия при Александре II»
Вариант II
- Осуществление Великих реформ 1860-1870-х гг.:
а) замедлило развитие капитализма в России;
б) дало толчок развитию капитализма в России;
в) не повлияло на темпы развития капитализма в России;
г) сделало невозможным развитие капитализма в России.
- Какие органы занимались составлением единого проекта закона отмены крепостного права?
а) редакционные комиссии; б) губернские дворянские комитеты;
в) крестьянские комитеты; г) все указанные под а), б), в).
- Мировые посредники…
а) проверяли правильность составления уставных грамот;
б) назначались Сенатом;
в) решали споры крестьян с помещиками;
г) все указанное под а), б), в).
- Как назывались крестьяне до перехода на выкуп?
а) не выкупленные; б) безземельные; в) крепостные; г) временнообязанные.
- Что из перечисленного входило в состав земской реформы 1864 г.?
а) выборный характер земств;
б) земства по первым двум куриям избирались на основе имущественного ценза;
в) губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств;
г) в ряде губерний земства решено было не создавать;
д) земства содержали больницы, школы, тюрьмы, дороги;
е) во главе губернских земств стояло центральное земство;
ж) депутатов земств называли гласными.
- Какая реформа не была проведена в 60-70-е годы?
а) крестьянская; б) высших органов власти; в) судебная; г) военная.
- Какие из приведенных терминов отражают капиталистический характер развития России, а какие – сохранение феодальных пережитков?
а) отработки; б) отрезки;
в) аренда земли крестьянами; г) строительство фабрик и заводов;
д) выкупные платежи крестьян на землю; е) крестьянское малоземелье;
ж) железнодорожный бум.
- Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался…
а) окружной суд; б) волостной суд;
в) мировой суд; г) мировой посредник.
- Присяжные заседатели – это…
а) судебные чиновники; б) специально отобранные люди для вынесения вердикта;
в) судья в незначительных делах; в) кандидаты в мировые судьи.
- В 1862 г. к Александру II с адресом об отказе от всех сословных привилегий обратилось дворянство города…
а) Москвы; б) Санкт-Петербурга;
в) Воронежа; г) Твери.
- Какова была цель «хождения» в народ?
а) познакомиться с жизнью крестьян;
б) обучить крестьян разным специальностям;
в) вызвать революционный взрыв в деревнях;
г) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права.
- Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества?
а) П.Н. Ткачев; б) М.А. Бакунин;
в) П.Л. Лавров; г) Г.В. Плеханов.
- Какая организация в России занималась террористической деятельностью?
а) «Черный передел»; б) «Народная воля»;
в) «Топор и расправа»; г) «Земля и воля».
- С именем М.Т. Лорис-Меликова связано:
а) создание III отделения;
б) проект созыва выборных от земств с правом совещательного голоса;
в) создание Департамента государственной полиции при МВД;
г) проект созыва Государственной Думы.
- Соотнесите событие и дату:
1. Манифест об освобождении крестьян; а) 1874 г.
2. «Хождение в народ»; б) 1877-1878 гг.
- Какие государства объединились в «Союз трех императоров»?
а) Франция, Россия, Турция; б) Австро-Венгрия, Турция, Россия;
в) Франция, Англия, Россия; в) Россия, Пруссия, Австро-Венгрия.
- Какая главная внешнеполитическая задача стояла перед министром иностранных дел А.М. Горчаковым на первом этапе его деятельности?
а) поиск союзников для военного реванша после поражения в Крымской войне;
б) создание военного блока против Англии и Франции;
в) борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира;
г) создание коалиции против Австро-Венгрии и Пруссии.
- По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г….
а) провозглашалась независимость Болгарии;
б) предоставлялась независимость Герцеговине;
в) Россия получила контрибуцию с Турции;
г) России отходили города Ардаган, Батум, Карс, Баязет.
- Какое событие канцлер А.М. Горчаков назвал самой темной страницей в своей карьере?
а) Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. б) Лондонскую конференцию 1878 г.
в) Берлинский конгресс 1878 г. г) Сан-Стефанский мирный договор.
- Расставьте в хронологической последовательности:
а) манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости;
б) начало русско-турецкой войны;
в) создание «Союза трех императоров»;
г) земская реформа;
д) Берлинский конгресс.
Ключи к тесту:
Вариант I.
| Вариант II
|
Спецификация
контрольных измерительных материалов для определения уровня образовательных достижений
по ИСТОРИИ
Назначение проверочной работы: определение уровня образовательных достижений по предмету «ИСТОРИЯ» обучающихся 8 класса
Структура работы:
Работа включает 10 заданий. Каждое задание представлено в 2 вариантах одинаковых по тематике, уровню сложности, типу.
В работе используются задания 4 типов: задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов; задания на определение последовательности расположения событий, задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.
Варианты работы - 2
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл, кроме заданий А2, А4, А8.
За полный правильный ответ на задания А2, А4, А8 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Максимальное количество баллов за работу - 13.
Оценивание работы в целом: 0 - 7 баллов - «незачет»
8 - 13 баллов - «зачет»
Распределение заданий по темам, элементам содержания, по видам умений
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Проверяемые умения |
Тема «История России в конце XIX века» |
||
Внутренняя политика Александра III | ||
Контрреформы Александра III | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий |
|
Новые явления в социальном строе российского общества | Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач |
|
Новые явления в российской экономике | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий |
|
Религиозная и национальная политика | Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов |
|
Общественное движение 80-90-х гг. | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий |
|
Достижения науки и образования во 2-ой половине XIX века | Группировать исторические явления и события по заданному признаку |
|
Художественная культура народов России | Установление соответствия |
|
Знание терминов | Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, группировать понятия по указанному признаку |
|
Знание событий 2 половины XIX века | Определять последовательность событий |
III »
1 вариант
А1. Выберите верный ответ: 29 апреля 1881г. Александр 111 обратился к народу с Манифестом, главная мысль которого заключалась в 1) признании необходимости продолжения реформ 2) признании незыблемости сохранения самодержавия 3) необходимости возвращения к прошлому 4) необходимости удаления от престола всех консерваторов
А2. Выберите 2 положения, которые относятся к контрреформам Александра III 1) введение подушной подати 2) отмена университетской автономии 3) упразднение состязательности судебного процесса 4) снижение выкупных платежей 5) уменьшение платы за обучение
А3. Выберите верный ответ: Прочтите отрывок из поэмы Н.А. Некрасова, в котором он упоминает последствия отмены крепостного права, и скажите, о каком «ударе» по барину говорит автор?
"Распалась цепь великая, распалась - раскочилася, одним концом по барину, другим по мужику!"
1) о разорении многих помещичьих хозяйств
2) о невыплате обещанных платежей помещикам со стороны государства
3) о разрушении крестьянской общины, в результате чего начались крестьянские волнения
4) об отмене сословных дворянских привилегий на законодательном уровне
А4. Выберите два правильных утверждения :
Экономическое развитие России конца XIX века характеризуется
1) появлением мануфактур
2) складыванием внутреннего рынка
3) значительным увеличением протяженности железных дорог
4) началом международной торговли
5) государственной защитой отечественного производителя
А5. Дополните предложение.
«В XIX веке массовое насильственное обращение в ______________________веру проводилось на территориях Прибалтики, Польши и Финляндии. Таким образом, Александр III поставил традиционную русскую церковь в исключительное доминирующее положение».
А6. Выберите верный ответ: Ведущим направлением правительственной политики при Александре 111 стал
1)либерализм
2)марксизм
3)консерватизм
4)реформиз
А7. Выберите верный ответ: Выдающимися деятелями науки второй половины XIX века являлись
1) Ф. М. Достоевский, А.П. Чехов
2) М.И. Глинка, П.И.Чайковский
3) И.М. Сеченов, И.П.Павлов
4) А.И. Горчаков, М.Т. Лорис-Меликов
XIX
ДЕЯТЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
А) В. Васнецов 1) роман «Война и мир»
Б) П.И. Чайковский 2) балет «Лебединое озеро»
В) Л.Н. Толстой 3) опера «Борис Годунов»
Г) М. Мусоргский 4) картина «Три богатыря»
А9 . Дополните предложение
Надзор за печатью с целью недопущения распространения вредных с точки зрения правительства произведений печати называется ___________________.
А10. Определите хронологическую последовательность событий
А) казнь народовольцев А. Михайлова, С. Перовской, А. Желябова
Б) начало царствования Александра 111
В) подписание военной конвенции между Россией и Францией
Тест по теме «Россия в эпоху Александра III »
2 вариант
А1. Выберите верный ответ: Как в исторической литературе часто называют внутреннюю политику Александра 111 1) революция 2) контрреформы 3) реформизм 4) террор
А2. Выберите 2 положения, которые относятся к контрреформам Александра III
1) введение состязательности суда 2) учреждение Крестьянского Банка 3) запрет крестьянам переселяться на государственные земли 4) прекращено временнообязанное состояние крестьян 5) возвращение рекрутской повинности
А3 . Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите верное суждение о социальной группе, которая упоминается в отрывке.
« Стачки, став одним из важнейших пролетарских средств борьбы, сплачивали трудящихся, учили их отстаивать свои классовые интересы. Морозовская стачка ознаменовала начало организованной борьбы пролетариата России».
1) в конце XIX века эта социальная группа была самой многочисленной в России
2) к этой социальной группе относились все наёмные рабочие
3) данная социальная группа являлась социальной базой власти
4) представители этой социальной группы увлекались идеями народников
А4. Выберите два правильных утверждения:
Экономический курс министров финансов Н. Бунге и И. Вышнеградского характеризуется
1) повышением таможенных пошлин для ввозимых товаров
2) увеличением подушной подати
3) оздоровлением финансовой системы страны
4) ограничением вывоза отечественных товаров за границу
А5.Территория, на которой разрешалось в России проживание евреев в конце Х1Х века называлась ______________ ________________.
А6. Выберите верный ответ: Основное направление внутренней политики Александра III
1) смягчение цензуры
2) поддержка либерального движения
3) проведение политики веротерпимости
4) признание незыблемости сохранения самодержавия
А7. Выдающимися деятелями науки второй половины XIX века являлись
1) П. Третьяков, С. Морозов
2) А.С. Попов, Д.И. Менделеев
3) К. Брюллов, К. Малевич
4) П.И. Чайковский, М. Мусоргский
А8. Установите соответствие между деятелями художественной культуры XIX века и их произведениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго
ДЕЯТЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
А) Ф.М. Достоевский 1) картина «Бурлаки на Волге»
Б) П.И. Чайковский 2) пьеса «Гроза»
В) А.Н. Островский 3) роман «Преступление и наказание»
Г) И.Е. Репин 4) опера «Пиковая дама»
Вариант I
В состав Российской империи к началу XIX в. входила территория:
а) Бакинского ханства; б) части Северной Калифорнии; в) Бухарского эмирата; г) Бессарабии.
2. Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату событий, о которых идёт речь.
«Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошёл в покои Александра. Крики «Да здравствует император Александр I!» дали ему знать, что всё кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, Александр сказал:
Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования!»
3. Выдающимся государственным деятелем первой половины XIX в., разработчиком проектов государственных реформ был:
а) ; б) ; в) ; г) .
4. Как называлось в России первой половины XIX века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами:
а) мещане; б) купцы; в) бояре; г) дворяне.
5. был назначен командующим русским войском летом 1812 г. вместо:
а) ; б) ; в) -де-Толли; г) .
6. Кто из указанных участвовал в Отечественной войне 1812 г.:
а) ; б) ; в) ; г) .
7. Во время Отечественной войны 1812 г. лидерами партизанского движения были (несколько вариантов ответа):
а) Г. Курин; б) ; в) ; г) ; д) В. Кожина.
8. В начале XIX века Россия вела войны:
а) с Ираном и Афганистаном; б) с Турцией и Грецией;
в) с Турцией, Ираном, Швецией; г) с Афганистаном, Турцией и Австрией.
9. Соотнесите даты и события.
1) 1803 г. а) образование Государственного Совета;
2) 1807 г. б) образование «Союза спасения»;
4) 1805 г. г) Тильзитский мир;
5) 1816 г. д) сражение под Аустерлицем.
А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России;
В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.
Задание 11. Рассмотрите карту одного из этапов Отечественной войны 1812 г.
Населённым пунктом, обозначенным на карте цифрой «1», является
1) Бородино
2) Тарутино
4) Царёво Займище
Задание 12. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите год, когда была выпущена данная монета.
Задание 13. Расположите в хронологическом порядке события и явления политической истории России XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) создание «Союза Спасения»
2) разработка ранским «Введения к Уложению государственных законов»
3) принятие Конституции Польши
4) Заграничный поход российской армии.
Задание 15. Кто из перечисленных военачальников руководил действиями русских войск в Отечественной войне 1812 г.? Найдите в приведённом ниже списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) П. А. Румянцев
2) А. В. Суворов
Промышленность России в первой половине XIX в.
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 17. Запишите термин, о котором идет речь.
«Полевые земельные укрепления, обращенные углом к противнику, которые использовались русскими войсками в Бородинском сражении и защищались под руководством генерала ратиона».
Задание 18. Сравните черты государственного управления Россией в период правления Петра I и в период правления Александра I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) существование министерств
2) абсолютная власть монарха
3) деление страны на губернии
4) существование провинций — административно-территориальных единиц Российской империи
Задание 20. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают государственные органы Российской империи XVIII—XIX вв.
1) Правительствующий Сенат; 2) Верховный тайный совет; 3) Государственная дума; 4) Государственный совет; 5) Военная коллегия.
Задание 21. Назовите императора, о котором идёт речь в отрывке. Укажите укоренившееся впоследствии название представителей общественного движения, пропущенное в тексте.
Из сочинения историка.
«Одним из парадоксов внутренней политики [императора] послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название «аракчеевщины». Одним из её проявлений и главным символом стали военные поселения, в которых сам [император], впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. Вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлён разгром российских университетов. Была установлена жестокая цензура. [Император] утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за «дурные поступки» ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлён о деятельности первых
организаций будущих_______________, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.
В последние годы жизни [император] вновь нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и удалиться от мира, что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о старце Фёдоре Кузьмиче»
Задание 22. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения.
Задание 23. Ранним декабрьским утром на Сенатскую площадь Петербурга начали выходить части гвардейских полков. Их вели молодые офицеры, решившиеся на попытку военного переворота. Они призывали солдат поддержать «законного императора» Константина Павловича.
1) К какому году относятся описываемые события?
2) Кого молодые офицеры представляли солдатам как узурпатора престола, незаконно его занявшего?
3) Сформулируйте основные истинные цели руководителей выступления.
Задание 24. Существует точка зрения, что, несмотря на общность тенденций в развитии образования и просвещения в годы правления Екатерины II и Александра I, в начале XIX в. в организации образования и просвещения появляется много нового. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту новизну.
Задание 25. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика России в первой четверти XIX в.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные вешней политикой России в XIX веке.
Тест по теме: «Правления Александра I. Отечественная война».
Вариант II
1. Неподатным сословием было:
а) духовенство; б) крестьянство; в) мещанство; г) казачество.
2. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:
а) Верховный Тайный совет; б) Тайная канцелярия; в) Уложенная комиссия; г) Негласный комитет.
3. В соответствии с Указом о вольных хлебопашцах:
а) помещики получили право освобождать крепостных крестьян;
б) в России отменялось крепостное право;
в) крестьяне западных губерний освобождались от власти помещиков;
г) помещики обязывались перевести крепостных крестьян с на оброк.
4. Чем по форме правления являлась Россия в начале XIX века:
а) конституционной монархией; б) аристократической республикой;
в) абсолютной монархией; г) демократической республикой.
5. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.:
а) Наполеон разбил русские войска по отдельности; б) французская армия захватила Киев;
в) французская армия подошла к С. – Петербургу;
г) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском.
6. Царскосельский лицей был основан:
а) в 1881 г.; б) в 1842 г.; в) в 1811 г.; г) в 1864 г.
7. По Тильзитскому миру между Александром I и Наполеоном:
а) Россия потеряла Молдавию; б) уступила Валахию; в) передала Франции территорию герцогства Варшавского; г) вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии.
8. В основу государственного устройства предлагал заложить принцип:
а) православия, самодержавия, народности; б) верховенства судебных решений;
в) сочетания коллегиальности и верховенства; г) разделения властей.
9. Соотнесите даты и события.
1) 1803 г. а) восстание декабристов;
2) 1815 г. б) начало министерской реформы;
3) 1810 г. в) Указ о вольных хлебопашцах;
4) 1825 г. г) Конституция Польши;
5) 1802 г. д) сражение под Аустерлицем.
10. Расставьте события Отечественной войны 1812 года в хронологической последовательности, начиная с самого раннего:
А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России; В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.
Задание 11. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.
В 1812 г. в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на
карте цифрой
Задание 12. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите название площади, события на которой показаны на картине.
1) Дворцовая
2) Вознесенская
3) Сенатская
4) Красная
Задание 13. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) присоединение России к Континентальной блокаде;
2) битва при Аустерлице;
3) Венский конгресс;
4) изгнание войск Наполеона из России.
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 15. Какие территории вошли в состав России в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке две территории и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Западная Сибирь;
2) Прибалтика;
3) герцогство Варшавское;
4) Финляндия;
Задание 16. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Население некоторых российских городов до начала «Великих реформ»
(тыс. человек)
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 17. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Условное название политики, отличавшейся мелочной регламентацией, всесилием чиновничества, пресечением всяческого своеволия, данное по имени одного из приближённых Александра I».
Задание 18. Сравните Заграничный поход русской армии и участие в европейских войнах 1805-1806 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) основным противником была Франция
2) усилилось международное положение России
3) подписание Тильзитского договора
4) существование антифранцузской коалиции государств
Задание 19. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Задание 20. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают сословия.
1) дворянство; 2) мещанство; 3) крестьянство; 4) чиновничество; 5) духовенство.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
Задание 21. Назовите пропущенную в тексте фамилию русского полководца. Укажите год, когда происходили описываемые события.
Из сочинения историка
«В последние годы, вопреки утвердившемуся в науке убеждению в том, что <…> был великим полководцем, одержавшим победу при Бородине (если не фактическую, то моральную), появились сомнения относительно и этого вывода. Во-первых, есть множество свидетельств того, что главнокомандующий русской армией не владел инициативой на поле сражения. Он был инертен настолько, что один из участников сражения, генерал Н. Н. Раевский, писал: «Нами никто не командовал». Инициативой полностью владел Наполеон, который диктовал ход битвы. И в конечном счете завоеватель достиг поставленной перед собой стратегической цели — занял Москву, защита которой была объявлена русским главнокомандующим главной целью сражения.
Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию. После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён. Несомненно, русская армия в тяжелейшем сражении выстояла. И причиной этого стала необыкновенная стойкость русского солдата, воодушевлённого высоким и жертвенным чувством патриотизма, стоявшего за царя, православную веру и Отечество».
Задание 22. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описывается ситуация, подтверждения которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений данной ситуации.
Задание 23. Зимним днём около 30 офицеров-единомышленников вывели на Сенатскую площадь солдат Московского и Гренадерского полков и матросов Гвардейского морского экипажа. Организаторы восстания попытались не
допустить вступления на трон нового императора, а также заявляли о стремлении к упразднению самодержавия и отмене крепостного права. Выступление было подавлено.
1) Назовите месяц и год, когда произошли описываемые события.
2) Назовите императора, о котором идёт речь.
3) Почему выступление, о котором идёт речь, завершилось провалом? Назовите одну любую причину.
Задание 24. Существует точка зрения, что, несмотря на значительные различия во взглядах руководителей Северного и Южного обществ декабристов, их программные документы содержали много общего. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность.
Задание 25. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Либеральные реформы Александра I». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с реформами Александра I.
Примечание:
Данный вариант тестовых задний составлен по теме «Александр I» в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на все вопросы, а также примерные тезисы исторического сочинения по трём темам, связанным с эпохой правления императора. Тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ.
Удобна для использования на уроках.
1Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1)Совет в Филях;
2)Указ о вольных хлебопашцах;
3)Свержение Наполеона
Ответ:
Правильный ответ
Ответ : 213
Пояснение.
2)Указ о вольных хлебопашцах – 1803г.;
3)Свержение Наполеона – 1814 г.
2Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквам
Ответ:
Правильный ответ
Ответ: 4621
Пояснение.
А) Присоединение к России Восточной Грузии – 1801 г.
Б) Фридрихсгамский мир со Швецией – 1809 г.
В) Создание Государственного совета – 1810 г.
Г) Дарование конституции Царству Польскому – 1815 г.
3Ниже приведён список терминов.
Все они, за исключением двух, относятся к событиям периода правления
Александра I .
1) мировые судьи; 2)народники; 3)вольные хлебопашцы;
4)Отечественная война; 5) Негласный комитет; 6) министерства.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ: 12
Пояснение.
1) мировые судьи – правление Александра II, судебная реформа;
2) народники – правление Александра II;
4Запишите термин, о котором идёт речь.
Система организации войск в России в 1810-1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего, сельскохозяйственным
Ответ:
Правильный ответ
Ответ: военные поселения.
5Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ: |
А Б В Г Д |
Правильный ответ
Ответ: 5241
Пояснение.
А) Совершенствование системы государственного управления – создание министерств вместо коллегий с 1802 г.).
Б) Развитие высшего образования – открытие университетов в ряде городов России (в Дерпте в 1802 г., Вильно в 1803 г., Казани в 1804 г, Харькове в 1804 г., Санкт-Петербурге в 1819 г. Педагогический институт был преобразован в университет).
В) Решение крестьянского вопроса – принятие Указа «О вольных хлебопашцах» в 1803 г.
Г) Расширение территории страны – подписание Гюлистанского мирного договора с Ираном в 1813 г., присоединение части Азербайджана.
66. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ. В великой сложности сих отношений и законов, от них возникающих, необходимо нужно постановить главные их разделения. Общий предмет преобразования состоит в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе. Нельзя основать правление на законе если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его. Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона и его исполнении. Из троякого порядка государственных сил возникает троякий порядок сих установлений. Одно из них должно действовать в образовании закона, другое-в исполнении, третье — в части судной. Разум всех сих установлений может быть различен. Б) Объявляем через сие, что по взаимному соглашению между Нами и его величеством королем шведским обоюдными полномочными Нашими вследствие данных им надлежащих полномочий заключен и подписан в Фридрихсгаме 5/17 сентября сего года мирный договор, который от слова до слова гласит тако: Во имя Пресвятыя и нераздельныя Троицы. Ст. I. Мир, дружба и доброе согласие пребудет отныне между Его Величеством Императором Всероссийским и его величеством королем шведским; Высокие договаривающиеся стороны приложат все свое старание о сохранении совершенного согласия между ними, их государствами и подданными, избегая рачительно того, что могло бы поколебать впредь соединение, счастливо ныне восстановляемое. Ст. V. Море Аландское (Alandshaff), залив Ботнический и реки Торнео и Муонио будут впредь служить границей между Империей Российской и Королевством Шведским. В равном расстоянии от берегов, ближайшие острова к твердой земле Аландской и Финляндской будут принадлежать России, а прилежащие к берегам Швеции, будут принадлежать ей. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1)Война, по окончании которой был подписан документ, велась одновременно с войной против Ирана.
4) Договор был невыгоден России.
5)По данному мирному договору Россия значительно расширяла свои территории на северо-западе.
6)По проекту, изложенному в данном документе, реализовано было лишь создание Государственного совета.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Ответ:
Правильный ответ
Ответ:3615
Пояснение.
А).М.М.Сперанский «Введение в Уложению государственных законов», 1809 г.
5)Из всего проекта реализовано было всего одно положение- создание Государственного совета.(да, в 1810 г.)
Б) Даны статьи из мирного договора России со Швецией в 1809 году -Фридрихсгамский мир.
1)Война, по окончании которой был подписан документ, велась одновременно с войной против Ирана. (Да, война со Швеций шла в 1808-1809 гг., а с Ирном в 1804-1813 гг.)
5)По данному мирному договору Россия значительно расширяла свои территории на северо-западе.(Да, была присоединена Финляндия).
7Что из перечисленного относится к положениям Указа о «вольных хлебопашцах»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Освобождение крестьян с землёй было обязательным для всех помещиков.
2)Крестьяне могли выплачивать долг за землю в течение определённого времени, указанного в договоре.
3)Помещики получали право предоставлять своим крестьянам свободу и землю за деньги.
4)Стоимость выкупа земли помещик определял самостоятельно.
5)Крестьяне могли получить ссуду в Крестьянском банке.
6)Крестьяне были обязаны выплатить сразу полную сумму, иначе снова становились крепостными.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ: 346
Пояснение.
1) Освобождение крестьян с землёй было обязательным для всех помещиков.(Нет, это было желанием помещиков)
2)Крестьяне могли выплачивать долг за землю в течение определённого времени, указанного в договоре.(Нет, они должны были выплатить всю сумму сразу)
3)Помещики получали право предоставлять своим крестьянам свободу и землю за деньги.
4)Стоимость выкупа земли помещик определял самостоятельно.
5)Крестьяне могли получить ссуду в Крестьянском поземельном банке. (Нет, такого банка ещё не было, он появится лишь в 1882 году)
6)Крестьяне были обязаны выплатить сразу полную сумму, иначе снова становились крепостными.
8Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) После окончания войны с Наполеоном был созван ________, на котором определялись границы государств, а также разрабатывалась система восстановления монархий.
Б) Переправа остатков наполеоновской армии происходила через реку_________.
В) Большую роль в создании военных поселений сыграл_______.
Пропущенные элементы:
1)Священный союз.
3)Венский конгресс.
4) Н.Н. Новосильцев.
5)Березина.
6) А.А. Аракчеев.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ:356
Пояснение.
А) После окончания войны с Наполеоном был созван Венский конгресс, на котором определялись границы государств, а также разрабатывалась система восстановления монархий. (1814-1815 гг.)
Б) Переправа остатков наполеоновской армии происходила через реку Березина (ноябрь 1812 г.).
В) Большую роль в создании военных поселений сыграл А.А. Аракчеев.
1)Священный союз. (Нет, в 1815 году он создан для сохранения миропорядка, определённого Венским конгрессом; входили: Россия. Пруссия, Австрия).
2) Неман. (Нет).
4) Н.Н. Новосильцев. (Нет).
9Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Правильный ответ
Ответ: 6314
Пояснение.
А) Проект реформ «Уставная грамота Российской империи» — Н.Н. Новосильцев, 1815 г.
Б) Создание Государственного совета – предложено М.М. Сперанским в «Введении к уложению государственных законов», 1809 г.
В) Деятельность «Негласного комитета» — в 1801 -1803 гг., члены: В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.С. Строганов, А.Ю. Чарторыйский.
Г) Решение оставить Москву французам – такое решение принял Главнокомандующий М.И. Кутузов во время совета в Филях, 1 сентября 1812 г.
10Прочтите отрывок из романа русского писателя и напишите фамилию автора произведения.
«12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Ответ:
11Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Вступление Наполеона в Москву.
2) «Сто дней Наполеона».
5) Тильзитский мир.
6) Гюлистанский мирный договор.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
Правильный ответ
Ответ:648291
Пояснение.
1)Вступление Наполеона в Москву.(Наполеон оккупировал Москву с 2 сентября – 8 октября 1812 г.)
3) 1814 г.(Нет).
5)1805 г.(Нет)
6) Гюлистанский мирный договор. (1813 год, по итогам войны с Ираном в 1804-1813 г.)
7) Открытие Царскосельского лицея.(в 1811 г.)
12Прочтите отрывок из документа.
«Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.
Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и чистотой чувств и помышлений наших, единственным ведущим к Нему путем, в храм святости Его, и там, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излиеннные на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами и прекратя брани и битвы, ниспошлет к нам побед победу, желанный мир и тишину. Дан в Вильне в 25-ый день Декабря в лето от Рождества Христова 1812-го, Царствования же Нашего во второенадесять.»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)Документ означал обращение к народу в первые дни войны с врагом.
2)Война, о корой идёт речь в документе, длилась чуть более полугода.
5) Война длилась несколько лет.
6)Война, о которой идёт речь в документе, вошла в историю как Отечественная.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ: 246
Пояснение.
1)Документ означал обращение к народу в первые дни войны с врагом. (Нет).
2)Война, о корой идёт речь в документе, длилась чуть более полугода. (Да. С 12 июня по 25 декабря 1812 г.)
4)Автор документа- император, в чьё правление Россия разгромила Наполеона. (Да. Война шла в правление Александра I, это отрывок из его Манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского», положившего конец войне).
5) Война длилась несколько лет.(Нет).
6)Война, о которой идёт речь в документе, вошла в историю как Отечественная . (Да).
13Напишите цифру, обозначающую место, где на совете было принято решение об оставлении Москвы.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ: 1
Пояснение : именно на совете в Филях 1 сентября 1812 года было принято решение об оставлении Москвы.
14Напишите цифру, обозначающую место, давшее название знаменитому манёвру в годы войны 1812 года
Ответ:
Правильный ответ
Ответ : 2
Пояснение : это Тарутинский манёвр.
15Напишите фамилию главнокомандующего, руководившего изгнанием Наполеона
Ответ:
Правильный ответ
Ответ : Кутузов.
Пояснение.
16Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Отступление врага происходило по Калужской дороге.
2) М.И. Кутузов был назначен Главнокомандующим в первые дни войны.
3)Неприятелю не удалось осуществит план — не дать русским армиям объединиться.
4) Во время войны пришлось сдать Москву врагам.
5)Одной из причин победы над врагом стала неподготовленность неприятеля к ведению войны в зимний период.
6)Армия неприятеля значительно превосходила армию России по количеству солдат и оружия.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ: 345
Пояснение.
1) Отступление врага происходило по Калужской дороге. (Нет, по Смоленской дороге).
2)М.И. Кутузов был назначен Главнокомандующим в первые дни войны. (Нет, лишь 17 августа, до этого эти обязанности исполнял военный министр Барклай- де- Толли).
3)Неприятелю не удалось осуществит план — не дать русским армиям объединиться . (Да, не удалось, 1 и 2 армии соединились в районе Смоленска.)
4) Во время войны пришлось сдать Москву врагам. (Да,это произошло после совета в Филях. Со 3 сентября по 10 октября Наполеон был в Москве).
5)Одной из причин победы над врагом стала неподготовленность неприятеля к ведению войны в зимний период. (Да, это была одна из многих причин).
6)Армия неприятеля значительно превосходила армию России по количеству солдат и оружия. (Нет, армии были по вооружению примерно одинаковыми. Сравните: у Наполеона в начале войны было 610 тыс. солдат, 1370 орудий; у России – 600 тыс. солдат, 1600 орудий, 400 тыс. ополченцев.)
17Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Правильный ответ
Ответ: 4625
Пояснение.
А) Памятник К.Минину и Д. Пожарскому – посвящён победе над поляками, освобождению Москвы народным ополчением, 1804-1818 г, скульптор И.П. Мартос.
В) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – втор- О. Монферран, собор строился в 1818-1858 гг.
Г) Трагедия «Борис Годунов» — произведение написано одним из ярких представителей «золотого века» русской поэзии, А.С. Пушкиным в 1825 г.
18Какие суждения о данном архитектурном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)Здание находится в Санкт-Петербурге.
2)Здание находится в Москве.
3)Здание построено в честь победы над Наполеоном.
4) Архитектор здания – Тома де Томон.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ: 24
Пояснение.
1)Здание находится в Санкт-Петербурге. (Да).
2)Здание находится в Москве. (Нет).
3)Здание построено в честь победы над Наполеоном. (Нет).
4) Архитектор здания – Тома де Томон. (Да, это здание биржи в Санкт-Петербурге построено по его проекту в 1805 – 1816 гг.
5)Архитектор здания – К. Росси.
19 Какие из архитектурных памятников построены в период правления Александра I ? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.А
Б
Правильный ответ
Ответ: 24
Пояснение.
- Оружейная палата в Москве, 1844-1851 гг., архитектор К.Тон.
- Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, 1819-1825, архитектор К. Росси. В настоящее время- Русский музей.
- Исторический музей в Москве, архитектор В. Шервуд, 1875-1881 гг.
- Казанский собор в Санкт- Петербурге, 1801-1811, архитектор А. Воронихин.
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 20–22.
В Преобразовательных опытах первых лет молодого императора большая роль отводилась центральному аппарату управления. Преобразованы были петровские коллегии, уже при Екатерине утратившие свой первоначальный характер. Манифестом 8 сентября 1802 г. они преобразованы были в восемь министерств. То были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр был отчетен перед Сенатом.
Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения.Направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором в их главных частях. Затронут был робко щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. С 1801 г. запрещена была раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, обнародован был еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства. 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев» . Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право. Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции — в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807гг. — в союзе с Пруссией. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недовольство окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их опустелые места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. То был Михаил Михайлович Сперанский. 3.Начало войны с Францией отложило проведение реформ. 24В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Принятие указа о вольных хлебопашцах – это, несомненно, прогрессивный шаг императора Александра I по пути цивилизованного государства». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: Аргументы в опровержение: Ответ: Правильный ответ Аргументы в подтверждение: 1). Впервые крестьяне получили возможность выкупиться на свободу, пусть и по воле помещиков. 2). Крепостные крестьяне получали возможность выкупить землю, либо нести за неё повинности, они становились собственниками земли. Аргументы в опровержение: 1) Указ не был обязательным для помещиков, император боялся повторения переворота. 2)Всего 2 % крестьян были освобождены. Это примерно 150 тысяч человек. Помещики не хотели расставаться ни с землёй, ни с крестьянами. 25Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 3) 1813 -1825 гг В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). – указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период; – используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. Ответ: Правильный ответ Примерные сочинения по данным периодам даны на сайте istoricheskiy-portret.ru в разделе «ЕГЭ. История. Задание 25.Сочинение в формате ЕГЭ». |