Скульптура в православии. Храмы любви в кхаджурахо

Бытует устойчивое мнение, что скульптурные изображения в храме православием запрещены. Если начать разбираться в вопросе, то окажется это не так.

Лишь в Деяниях VII Вселенского Собора мы найдём послание св. патриарха Германа Клавдиапольскому епископу Фоме, в котором он осторожно подчёркивает: возникшая у христиан традиция живописных икон «более прилична», нежели римский обычай воздвигать в память тех или иных событий медные статуи (которые, тем не менее, первыми христианами тоже использовались).

Гораздо позже и гораздо резче высказался по поводу храмовой скульптуры российский Святейший Синод, которому в 1722 году не угодили разом обычай, «вкравшийся» на Русь «от римлян и поляков» и «неискусные злокозненные невежды-иконники» (и ещё неизвестно, что больше).

Между тем, традиция храмовой скульптуры на Руси продолжала развиваться, питаясь сразу от нескольких источников – северорусской народной деревянной скульптуры; католических влияний, которые действительно наблюдались в русском искусстве, начиная с эпохи барокко и более поздней скульптуры классицизма.

Поддерживалось существование скульптуры также популярностью барочных резных иконостасов (чаще всего – с цветочным орнаментом), да разными образцами храмовой пластики вроде дарохранительниц.

Как видим, русская храмовая скульптура XVIII-XIX веков представляет собой очень пёстрое явление. Зато по каждой отдельной работе здесь можно хорошо представить, в рамках какой именно традиции находился художник.

Такие разные

Собирать храмовую скульптуру в России начали ещё в 1930-е годы, спасая её из разрушенных храмов. Искусствоведы утверждают, что именно первая подобная экспозиция, устроенная в 1935 году в галерее Большого Собора Донского монастыря, спасла от разрушения сам храм.

И всё же, даже в новом собрании, вырванные из храмовых интерьеров, скульптуры выглядят этакими сиротами. В других случаях необычная обстановка музейного зала позволяет подсмотреть секреты художников, очевидно рассчитывавших, что в храме на их творения зритель будет видеть лишь с определённого ракурса.

Например, скульптура Иоанна Богослова, если подойти к ней чуть сбоку, оказывается наполовину плоской. Это – почти горельеф, на который зритель должен был смотреть строго во фронт.

С традициями народной скульптуры очевидно связаны Распятие и Христос в темнице XVIII века.

Изображение человеческого тела – поза, мышечное строение, выражение лица – здесь пока условны. Руки Христа в распятии повторяют очертания утраченного креста так, будто приклеены к нему намертво и не имеют собственного веса.

Незначительную динамику, живость изображению, придают лишь поворот головы Христа в Распятии и скрещенные бессильно брошенные кисти рук Христа в темнице:

Ещё одно изображение Христа в темнице продолжает интересную народную традицию. Оказывается, в народной скульптуре сложился именно такой канон изображения Страстей – избитый стражниками Христос в терновом венце в тяжёлых раздумьях приложил руку к уху.

Следы тернового венца на челе и рубцы на теле Спасителя для большей достоверности художник нарисовал темперой.

Были среди скульптур на выставке и такие, в которых явно прослеживалось влияние западного искусства: Ветхозаветный первосвященник – вытянутая фигура, словно бы сошедшая со стен какого-нибудь готического собора

и стражник – пышноусый польский шляхтич в античном шлеме и кирасе.

Причём создатель Стражника очевидно обучался в Европе и проявил в своём творении немалое мастерство, равно как и знание анатомии. Только посмотрите на то, как изображены здесь сведённые ключицы и натянутые мышцы предплечья!

Очевидно, знаком с образцами классической скульптуры был и создатель Христа-Вседержителя.

Пожалуй, более всего удивляет в его скульптуре – материал, из которого она сделана. Согласитесь, столь тонкую работу куда легче представить в мраморе, чем в дереве.

Дополняли представленное собрание поволжская Богоматерь – яркое продолжение народной традиции, этакая то ли боярыня Морозова, то ли мама шамана,

барочный, румяный, словно бы кукольный ангел

и ещё один Иоанн Богослов, почему-то представившийся скульптору удивлённым простецом, больше похожим на сказочного Емелю.

Вот такой была русская храмовая скульптура – где-то мáстерская, а где-то наивная попытка представить евангельские события не просто в красках, но в позах, жестах, эмоциях и формах. Ведь можно мыслить и так.

Заслуженный художник России, скульптор С.М.Исаков - человек, имеющий международное признание. Памятники его работы установлены не только в России, но и в Германии, Испании, Казахстане, Белоруссии. Действительный член Академии художеств, кавалер двух орденов Русской Православной Церкви и ордена Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца. Простое перечисление всех его регалий и свидетельств признания самыми разными структурами заняло бы несколько страниц...

По предложению иеромонаха Михаила (Чепеля), при поддержке которого Сергей Михайлович сумел реализовать многие из задуманных им проектов, я встретился со скульптором в Ростове-на-Дону, где он живет, а потом мы съездили в Батайск, где находится его мастерская. Результатом наших бесед, осмотра мастерской и установленных в этих городах памятников, автором которых является С.М.Исаков, стал этот небольшой очерк.


Памятник Святителю Николаю в г. Батайске

Святитель Николай Чудотворец

Скульптуры Святителя Николая Чудотворца занимают особое место в творчестве С.М.Исакова: из 54 памятников его работы 20 посвящены именно этому столь почитаемому в России святому.

Сказалось здесь без сомнения сотрудничество скульптора с Благотворительным Фондом Святителя Николая Чудотворца и его учредителями - Михаилом Ивановичем Чепелем (в настоящее время иеромонахом Михаилом, проходящим свое пастырское служение в представительстве Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд) и Андреем Юрьевичем Быковым. Об этих людях С.М. Исаков говорит очень тепло; рассказывает, что особенно его впечатлило даже не то, что они установили столько памятников Святителю Николаю и другим православным святым.

Отец Михаил и Андрей Юрьевич умеют видеть таланты, многим молодым дарованиям они помогли раскрыться, получить признание. Сергей Михайлович приводит два примера. Слепой мальчик, при поддержке Фонда получивший прекрасное музыкальное образование и в 20 лет ставший лауреатом многих престижных международных конкурсов, игравший гимн на закрытии параолимпийских игр в Сочи в 2014 году. Почти голодавшая талантливая девочка из бедной семьи из сибирской деревеньки, мечтавшая стать художницей, которой Фонд помог в оплате обучения в московском институте и проживания в Москве. А ведь кроме таких локальных, но от этого не менее важных примеров, Фондом был реализован и масштабный проект по поддержке хоровой капеллы мальчиков под управлением заслуженного работника культуры России А.М. Жуковского.

Особенно подкупает скромность отца Михаила, человека блестящего ума и больших духовных дарований, который всем, кто пытается его благодарить, отвечает: «Это не я, это все Святитель Николай».


Памятник Святителю Николаю в г. Алтея (Испания)

Ряд памятников работы С.М. Исакова стоят по периметру границ России, где установить их оказалось возможным. Если посмотреть на карту, на которой отмечены места их установки, то мы увидим, что памятники Святителю Николая создают конфигурацию креста. Внизу мощный «постамент» - Сахалин-Анадырь, это восток. На западе находится памятник в Калининграде. Памятник Николаю Чудотворцу на севере, на Земле Франца Иосифа, соединяется, словно перекладина креста, с памятником Николаю Чудотворцу в городе Майкопе. Своими молитвами Святитель охраняет всю территорию нашей страны, и это больше, чем просто символ. Кстати, памятник на Земле Франца Иосифа является самым северным памятником в мире. Он находится в шестистах километрах от Северного полюса. Так, что согласитесь, что установка памятников не такая уж легкая вещь, как некоторым может показаться. Таких северных памятников два, второй на Новой Земле.

Православная скульптура

А насколько вообще скульптура, как форма прославления Бога, традиционна для Православия? Обычно многие считают, что это что-то католическое. С.М. Исаков с этим утверждением не согласен. В качестве примера приводит сохранившиеся деревянные скульптуры православных святых 18-19 веков, которые есть на Севере (Архангельск), на Урале (Алопаевск) и в других местах. Памятник святому равноапостольному князю Владимиру был установлен в Киеве в 1853 году.

Но главное ведь не в наличии прецедентов, а в том, что Седьмой Вселенский Собор, обосновавший возможность иконопочитания Боговоплощением, тем самым говорит и о возможности православной скульптуры. Ведь какая, в сущности, разница объемное изображение или нет, если в принципе оно возможно? Скульптура та же икона, только объемная. Установленная на открытом пространстве, она доступна верующему круглосуточно.


Памятник Великомученику и Победоносцу Георгию в г. Иваново

Религиозной безграмотностью можно объяснить то, что из-за памятников С.М. Исакова, а особенно Михаила Ивановича Чепеля критиковали за приверженность к католицизму. На самом же деле, у католиков нет традиции установки памятников святым на улицах, их ставят внутри храмов. Самое смешное в этой ситуации, что почему-то памятники других религий, устанавливаемые на площадях, критиками игнорировались, что еще раз показывает их поверхностность. Ведь с большим успехом скульптора и Фонд можно было бы обвинить в следовании традициям, например, буддизма. В восточных странах вообще установка памятников религиозной тематике на площадях, является частью культуры народа.

Совсем иное мнение у тех, кто имеет о религии не поверхностное представление. Установку памятников святым на площадях активно поддерживал Патриарх Алексий ІІ. В личной беседе с Михаилом Ивановичем Чепелем он сказал: «Какое счастье, что я дожил до этого времени, когда Россия украшается куполами храмов и памятниками святым». Не менее активно идею православной скульптуры поддерживает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Меньшее же распространение в Православии скульптурных изображений по сравнению с иконописными, объясняется большей трудоемкостью и затратностью их изготовления. Даже не все страны могут себе позволить широко их устанавливать. И сейчас, когда наука и техника многого достигли, установка памятников в некоторых регионах остается весьма проблематичной. Достаточно вспомнить установку памятника Святителю Николаю высотой двенадцать метров на Чукотке. Чтобы его установить пришлось обращаться в НИИ, для расчета технических характеристик необходимого для памятника постамента и расчета внутренних конструкций скульптуры. Это было связано с тем, что памятник стоит на возвышенном месте, у самого моря и испытывает огромные ветровые нагрузки. Если бы не специальные конструкции, его просто бы снесло, как спичку.

Да и само появление скульптуры представляет собой очень трудоемкий и длительный процесс. Сначала она лепится из пластилина, затем с помощью гипса вокруг фигуры делается форма, в которую потом заливается воск. И лишь после воскового варианта, на котором видны все дефекты, делается бронзовый, при подготовки к литью которого они устраняются. Если статуя большая, то она собирается по частям. Все это кропотливое и сложное действо, занимающее несколько месяцев.

И не всегда все получается так, как хочет автор. А настоящий художник стремится к совершенству даже в ущерб самому себе. Сергей Михайлович показал мне несколько скульптур, которые ему не понравились, и он их переделал, хотя получилось, что из-за этого работал себе в убыток. Но его это не расстраивает: деньги, конечно, важная вещь, но дар творчества, данный Богом - важнее.

Апостолы Петр и Павел на Камчатке

С.М.Исаков рассказывает, сколько сложностей было с установкой памятника святым Апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. Местное сообщество архитекторов пыталось навязать для его установки совершенно не подходящее место.

Как раз в это время Камчатку посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх. Сергей Михайлович поделился с ним своими мыслями о том, что место, которое предлагают выделить под памятник, совсем не подходит. «А вы бы что предложили?» - поинтересовался Владыка. Скульптор сказал, что вот где-то в этом месте памятник хорошо было бы поставить, но точнее он не видит... И митрополит Кирилл вдруг подошел туда, ударил посохом о землю и сказал: «Здесь будет памятник и Богу нашему cлава!»

Закладка камня на месте будущего памятника.

г. Петропавловск-Камчатский

Через некоторое время была встреча с губернатором, убежденным коммунистом. Владыка рассказал ему, как по линии Отдела внешних церковных связей посещал Кубу, где встречался с Фиделем Кастро. Встреча, на которую по протоколу отводилось пять минут, продлилась несколько часов. Кубинский лидер отпустил переводчика, и переводили им хорошо знавшие русский язык племянники руководителя кубинского государства. Темой, изначально заявленной как повод для встречи, было строительство на Кубе православного храма. В ее результате Фидель Кастро заявил, что Куба построит за счет своих средств не маленький храмик, а собор.

Все это очень впечатлило губернатора, который спросил, а как обстоят дела с памятником. Митрополит дипломатично ответил ему, что предлагают хорошее место, но есть лучший вариант... И предложил сходить посмотреть.


Памятник Апостолам Петру и Павлу на Камчатке

Губернатор, когда увидел место, изначально обозначенное Владыкой Кириллом, решил внести свои коррективы: да, можно, но нужно сдвинуть на пять метров влево. А с ним были все руководители коммунальных служб. И оказалось, что влево нельзя, так как там идут коммуникации водоканала. «Тогда на пять метров вправо!» - заявил губернатор. Но и это было невозможно - там шли коммуникации электросети...

Так митрополит Кирилл, ничего об этих сетях не знавший, по какому-то наитию свыше, сразу определил место памятника, которое и было губернатором утверждено. И что интересно: после того как решение главы региона было принято, все архитекторы, раньше выступавшие против установки на этом месте, стали говорить, что всегда были за, только С.М.Исаков неправильно их понял...

Дар творчества

Сергей Михайлович считает, что полученные от Бога таланты нельзя не только зарывать, но и использовать не по назначению. Он категорический противник так называемого модернизма и постмодернизма в изобразительном искусстве. Окончивший в 1985 году с отличием Бельгийскую академию изящных искусств в Антверпене, он рад тому, что учился у традиционных мастеров живописи и скульптуры. В своем взгляде на искусство он совпадает с отцом Михаилом (Чепелем), которого считает для себя большим духовным авторитетом.


Иеромонах Михаил (Чепель)

Отец Михаил удивительно точно умеет видеть многие вещи, его данные как бы вскользь оценки поражают своей глубиной. Сказывается большой жизненный и духовный опыт.

«Бывает, он скажет что-то между делом, и лишь потом приходит осознание того, насколько же это точно подмечено, что делать нужно именно так, а не иначе, - говорит С.М. Исаков. - Одна из его способностей - видеть в других таланты, и помогать им раскрыться. Другое дело, что не все это правильно используют». Сам же скульптор, полученный от Бога талант, посвятил прославлению святых и воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма.

Бюст Спасителя

Одним из шедевров в творчестве Исакова, можно назвать бюст Спасителя. Великолепно удалась передача двух противоположных эмоций, с одной стороны это страдание, скорбь; с другой - всепрощающая любовь к заблудшему и погрязшему в грехах человечеству. Музеи страны с удовольствием приобретают его. Что согласитесь, достаточно редкое явление. О мироточении икон широко известно. А вот чтобы мироточили бюсты, такого еще не было. Бюст Спасителя, работы С.М. Исаков, который находился в епархиальном управлении на Камчатке, при управлявшем тогда епархией архиепископе Игнатии замироточил, что было засвидетельствовано архиереем.

Памятник графу М.С. Воронцову в г. Ейске

Уникальный памятник Сергей Михайлович поставил в городе Ейске, основателю города, графу Воронцову на коне, стоящем на двух ногах. Идея такой конструкции скульптуры хотя и не нова, но ввиду сложности установки и расчетов, таких памятников по всему миру наберется едва ли более двадцати. В динамике он похож на памятник императору Петру І в Петербурге, но там три точки опоры. Конь дополнительно опирается на хвост.

Из пока нереализованных проектов остается памятник Святителю Николаю Чудотворцу в Антарктиде и Аргентине. Православный мир любит этого дивного святого; памятники в самых разных местах планеты - свидетельство этой народной любви.

Открытие памятника А.П. Чехову в Германии

Мы встретились со скульптором, когда он вернулся из Германии с культурно-делового форума «Дни России в Европе», на котором в числе прочих мероприятий прошло торжественное открытие памятника А.П. Чехову работы С.М.Исакова.

У Сергея Михайловича прекрасная семья, двое детей. В трудные периоды жизни, когда он годами сидел без заказов, не хотел размениваться на бездуховные памятники, семья поддерживала. Не было ни упреков, ни ссор. В этот период скульптор много работал над проектами памятников святым, не зная, будут ли они реализованы. Тема в то время явно была бесперспективной. Но что-то в душе было такое, что не останавливало его, и он упорно работал в этом направлении. Сегодня С.М. Исакова вполне можно назвать одним из ведущих скульпторов страны в православной тематике. И об этом говорит не только число установленных памятников.

При работе над образами святых, он не просто лепит схожие портреты, особенно если есть фотографии. Он пытается передать духовную составляющую святого, для чего тщательно изучает жизнь, подвиги его. Не изучив жизнь святого, не приступает к работе над образом. Вероятно, в этом кроется успех его работ.

Хочется пожелать талантливому художнику новых творческих успехов, здоровья и сил для продолжения его такой нужной для России миссии.

Алексей Федотов , доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Ивановского филиала Института управления

…Здесь всё есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберёте на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч…
Закрыта дверь. Потерян ключ.
Максимилиан Волошин. "Письмо". 1904 год

В этом стихотворении Волошин раздумывает о тайнах готических соборов. Современному человеку уже сложно понять, как воспринимал увиденное на стенах соборов средневековый человек, многое для нас загадочно, потому что непонятно для чего изображено.
Для человека Средневековья 10 тысяч квадратных метров стен собора, покрытые скульптурными изображениями - книга, которую можно прочитать. Конечно, эта книга - Библия с сюжетами из Ветхого и Нового заветов, хорошо известными, по проповедям священника. Не все, к тому же, умели читать. Однако трактовка библейских образов приближена к реалистическому изображению человека, даже можно судить по одежде фигур о моде того времени, например, отметить большие свисающие рукава. Прически, головные уборы эпохи.

12 век, время постройки собора был ознаменован еще шартрской школой философии с её представителями: Вильгельмом Конхезием, Тьерри Шартрским, Бернардом Сильвестром и Аланом Лилльским. Эти философы вернулись к идеям Платона, Конхезий писал с своих комментариях к Платону: " Красота мира - это всё то, что явлено в отдельных его элементах: звезды на небе, птицы в воздухе, рыбы в воде, люди на суше".
Идея, что человек - часть космической гармонии, стала первой ступенькой на пути от романского искусства с обезличенной скульптурой к ренессанной. Во время готики появились индивидуальные черты, которые могли бы сказать о индивидуальном характере и зачатках психологии в изображении человека.

Можно заметить разницу между фигурами на самом старом западном портале и более поздних, южном и северном.

Среди скульптур появляются образы почти портретные, как например,стоящий слева юный рыцарь Святой Федор.

Можно даже представить себе, что скульптор при работе держал в голове образ какого -то увиденного в жизни человека.

Позы и жесты многих скульптур очень естественны.

Посещение Марией Елизаветы.

Или Григорий Великий с хорошо проработанными руками в выразительном жесте.

В скульптуре появляется живость жестов.

Тут хочется процитировать известного французского историка Жана ле Гоффа: " Средневековая культура была культурой жестов. Все существенные соглашения и клятвы в средневековом обществе сопровождались жестами и воплощались в них. Вассал вкладывал свои руки в руки сеньора, клал их на Библию, а в знак вызова ломал соломинку или бросал перчатку. Жест уведомлял и обозначал позицию. В религиозной жизни значение его было еще больше. Жестом веры был Крест. Жестами молитвы были руки, сложенные, воздетые,руки скрещенные, окутанные покрывалом. Были жесты покаяния, когда ударяли себе в грудь, жесты благословения с возложением рук и совершением крестного знамения; жесты заклинания злых духов, воскурение. ...Церкви - это жесты в камне".

По скульптуре можно судить о представлениях человека того времени о прекрасном и безобразном. Прекрасное, разумеется было прерогативой ангелов, а безобразное - дъявола. Тут надо отметить, что в последующие века образ дъявола стал более многогранным, красивая женщина могла быть таким же дъявольским отродьем, поскольку её красота служила для совращения с пути истинного мужчин. На костер инквизиции отправлялись внушающие подозрение особи, как с врожденным уродством, печатью дъявола, так и подозрительно красивые.
Ангельская красота - это спокойствие черт, ангел не эмоционален. Цельность облика и пропорциональность. Изящество жестов.

Одной из самых известных скульптур собора является ангел с солнечными часами.

А рядом с ним примостился музицирующий осел. Отстал от бременских музыкантов.

Пропорциональность во времена готики была несколько иного рода, чем во время ренессанса. Если во время ренессанса она гораздо ближе к золотому сечению, Леонардо рисует человека с головой в одну восьмую тела; то, в эти времена, "модными" были вытянутые пропорции и осанка в виде буквы S , что иногда приписывали узкой одежде того времени. Но, по совсем раздетой Венере Лукаса Кранаха (одной из, у него их несколько), можно хорошо изучить "модельные"пропорции готических времен. Они близки к современной моде на худых плоскогрудых длинноногих манекенщиц.

Вытянутые пропорции соответствуют представлениям о прекрасной пропорциональности.

Дьявол, как символ безобразного, груб, волосат и вонюч. У него непропорционально большая голова, мохнатые ослиные уши, дикий взгляд, он корчит рожи, пасть с большими губами разинута, кривые короткие ноги, большие пятки, лошадиные зубы. Лоб низкий и сморщенный, нос приплюснут, борода жидкая, козлиная, взъерошенная щетина на голове, горб на спине. В таком виде его начинают изображать с 11 века, позже он еще приобретает крылья нетопыря.

На южном фасаде можно увидеть с левой стороны ангелов с праведными душами, а справа - чертей с грешниками.

В 13 веке активно развивались театральные мистерии, которые разыгрывали так же сцены из Библии, в таких постановках позже появился образ Фауста, которого забирает черт, по мотивам которых Кристофер Марло написал "Трагическую историю доктора Фауста", а Гете, позже, своего "Фауста". Народная легенда про чернокнижника, продавшего душу дъяволу за удовольствия имеет глубокие корни.
Скульптура словно разыгрывает перед зрителем мистерию, мы так и видим согрешивших, которых дъяволы утаскивают в ад. Кто-то еще судорожно хватается за мешок с богатством, от чертей не откупиться. У одного из чертей на животе дополнительное лицо, образ, встречающийся не только тут.

И еще мастерство скульптора заключалось в том, чтобы вписать все скульптурные фигуры в архитектуру, сохранить целостность восприятия архитектуры. Поэтому даже композиция из двух фигур - Авраама, который готовится принести в жертву Исаака, была объединена в единый цельный объем.


Продолжение следует...

Кхаджурахо — так называется небольшая туристическая деревня вокруг храмов в Индии . Здесь сохранилось около 20 храмов, крупнейший из которых Кандарья-Махадева, внешние и внутренние стены которого обрамлены 646 скульптурами. Все строения были возведены в 9-12 вв. н.э.

Во всем мире «Кхаджурахо» ассоциируется прежде всего с эротической скульптурой.

Подробное описание

Комплекса Кхаджурахо представляет собой уникальное художественное творчество, как много для его очень оригинальной архитектурой, как и для декора скульптурными удивительного качества, сделанные из мифологического репертуара многочисленные сцены забав, которые не являются наименее известных сценах, восприимчивы к различным интерпретаций, священные или осквернить.

Кхаджурахо является одной из столиц Чанделла правителей, династии раджпутов происхождения, которые пришли к власти в начале 10-го века и достигла своего апогея между 950 и 1050. Из 85 храмов, которые были построены в Кхаджурахо в период Чанделла (и которые по-прежнему блистательный: когда великий путешественник Ибн Баттута отметить их в 1335), 22 все еще ​​существуют, распространяются в рамках площадью около 6 км 2.

Как, памятники из двух различных религий, брахманизма и джайнизма, храмы Кхаджурахо, тем не менее отличался общей типологии: они содержат повышенные основание, над которым возвышается тело богато украшенное здание, "jangha, покрытый несколькими регистрами скульптурных панелей, на который ажурных галерей открыты. Это венчает серию комплекте с башнями криволинейных контуров, Sikharas.

Самый высокий находятся на святилище божества. Каждая из этих башен, что характерно для храмов в стиле Nagera, символизирует «космической горы", гора Kailasha. Типичный план включает в себя вход, большая гипостильного зал(мандапы), Dark Sanctuary и, наконец, различные приложения.

Наиболее важные группы памятников массируется в западной зоне, недалеко от археологического музея, в том числе храм Вараха, Лакшмана, Matangeshwara, Kandariya, Махадева Читрагупты, Chopra танк, Парвати, Vishwanatha и Нанди. Но на востоке и юго группы также включают Примечательно комплексов (храмы Ghantai, Parshvanath, Adinath, Shantinath, Dulhadeo, Chaturbhuja).

Яшоварман (AD 954) построил храм Вишну, теперь известный как храм Лакшмана, это богато и развивались примеру своего времени провозглашения престиж Chandellas. Вишванатха, Parsvanatha и Vaidyanatha храмы относятся ко времени царя Dhanga, преемник Яшоварман.

Jagadambi, Читрагупты, заслуживают внимания, среди западных групп королевских храмов Кхаджурахо. Самый большой и величайший храм Кхаджурахо является бессмертным Махадева Kandariya что связано с королем Ganda (1017-29).

Большое влияние на школы Тантрический мысли, Chandela королей способствовали различные доктрины Тантрический через памятников королевские, в том числе храмов. Скульпторы Кхаджурахо изображены все аспекты жизни. Общества того времени верили в дело честно и открыто со всеми аспектами жизни, включая секс. Секс важно, потому что тантрический космос делится на мужской и женский принцип. Мужской принцип имеет вид и потенциал, женщина обладает энергией. Согласно индуистской философии и тантрической, никто не может ничего добиться без друга, так как они проявляют себя во всех аспектах Вселенной. Ничто не может существовать без их сотрудничества и сосуществования. В соответствии с древним договорам по архитектуре, эротические изображения были зарезервированы для отдельных частей храма только. Остальная часть храма была обильно покрыты другими аспектами жизни, светской и духовной.

Legend/легенда

Когда-то давно в священном городе Варанаси жила девушка удивительной красоты по имени Хемавати. Она была благородного происхождения, ибо принадлежала к высшей касте брахманов.

Как-то ночью при свете луны она принимала ванну в бассейне у своего дома. Дева была столь прекрасна, что сам Чандра - бог луны, залюбовавшись на её прелести, спустился на землю и соединился с девушкой в любовном порыве. От этой связи с небожителем Хемавати забеременела. Её ждало всеобщее осуждение за добрачную связь.

Но Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне. Он пообещал, что её сын со временем станет царем и рассказал, что ему предстоит построить восемьдесят пять храмов, украшенных эротическими изображениями.

Там в маленькой деревне Кхаджурахо она родила сына и дала ему имя Чандраварман. Мальчик вырос таким же сильным и красивым, как его божественный отец. В 16 лет он мог голыми руками убить тигра. И тогда Хемавати призвала бога луны. Чандра сделал своего сына царем, а Кхаджурахо стала его столицей. Молодой царь одержал много побед над врагами, построил вокруг Кхаджурахо восемьдесят пять храмов. Совершенные во время строительства ритуалы, включавшие украшение храмов фигурами в эротических позах, освободили его мать от её вины.

Так, согласно легенде, появились ныне известные во всем мире индуистские храмы в Кхаджурахо.


History/история

В IX-XI веках в царствах и мелких княжествах Северной Индии власть захватывали воинственные династии раджпутов, переселявшихся из западной части страны - из Раджастана и Гуджарата.Однако согласно древней традиции настоящим царем в Индии считался только выходец из варны (касты) кшатриев - прирожденных царей и воинов.

раджпуты старались выдавать себя за кшатриев, подтверждая свои претензии легендами о мифических древних царях Солнечной и Лунной династий, ведущих свое происхождение от самих богов.представители раджпутского клана Чандела, взявшие со временем себе второе наименование - Чандратея, то есть «потомки Чандры», бога луны, объясняя такое переименование уже известной нам легендой.

К IX веку они добавили к своим владениям небольшое княжество в Центральной Индии со столицей в Кхаджурахо (на территории современного штата Мадхья-Прадеш). Тогда город назывался Кхаджураватика, что в переводе с санскрита означает «лес финиковых пальм».основателем независимого царства Чанделов стал сын Харшдева Яшоварман (Yasovarman или Lakshavarman, годы правления ок. 925-950),он объявил себя великим царем (махараджей) и начал захватывать земли ослабевших соседей. В столице он построил величественный храм Лакшмана.

Будучи покровителем искусства и архитектуры, он продолжал храмовое строительство в Кхаджурахо, возведя в частности храм Вишванатха. Новые храмы воздвигались и в XI веке при царе Видхьядхаре (Vidhyadhara Deva, годы правления ок. 1025-1035), который успешно оборонял владения Чанделов от набегов армии Махмуда Газневи из Афганистана и Пенджаба. Итак, храмы Кхаджурахо не были построены в одно время, но возводились постепенно в течение X-XI веков по инициативе царей династии Чандела, бывших не только воителями, но также ценителями и покровителями искусств.

Среди храмов Кхаджурахо есть и джайнские, посвященные джайнским святым-аскетам. Но наиболее известны индуистские святилища, центры культа главных индуистских богов Шивы и Вишну.
Храмы выстроены на высоких платформах и ориентированны по сторонам света.

В XII веке храмы Кхаджурахо продолжали процветать под покровительством Чанделов, но сами цари «Лунной династии» всё чаще терпели поражения в борьбе со старыми и новыми противниками. В начале XIII века Чанделы вынуждены были признать свою зависимость от мусульманского Делийского султаната в Северной Индии.

храмовый комплекс в «лесу финиковых пальм», изрядно пострадавший от мусульманских вторжений, оставался действующим ещё в XIV веке. Князья из династии Чанделов продолжали править в соседних областях несколько столетий, но они уже не претендавали на роль независимых и великих царей, какими были их предки - строители величественных и совершенных храмов.

К XIX веку, несмотря на заботу жителей соседних деревень, храмы Кхаджурахо заросли джунглями. Они были обнаружены англичанами в 1830-40-е годы. Реставрационные работы начались только в начале XX столетия. Сейчас Кхаджурахо - это небольшое местечко с населением около десяти тысяч человек. Из восьмидесяти пяти храмов время сохранило только двадцать четыре.
В марте здесь проходит фестиваль исполнителей индийского классического танца .

остальные фото статуй смотрите -


Если вы помните, я уже , что в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева (МУАР), в аптекарском приказе, с 18 февраля по 20 апреля 2014 года проходит выставка "Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII-XIX веков". На днях мы эту выставку посетили.
Что я могу сказать? Она прекрасна! Я всегда буквально цепенею, когда вижу церковную деревянную скульптуру. Она производит на меня очень сильное впечатление. Кажется, что передо мной живые люди, те самые, шагнувшие ко мне навстречу из невероятно далёкого прошлого. И они прекрасны, несмотря на всё их несовершенство.
Увы, сейчас храмовая деревянная скульптура практически забыта. Когда-то она наполняла каждый храм, но в 1920-х годах была практически изъята из культурного пространства, погибла, вместе с храмами их их интерьерами. И лишь небольшое количество попало в музеи. Благодаря чему и сохранилось. Многие из этих скульптур выставляются впервые.
Большинство выставленных памятников являются произведениями мастеров провинциальной школы. Они подчёркнуто просты, аскетичны и лишены анатомических изысканий. Тело в форме блока, руки и ноги выглядят как цилиндры, голова, как обобщённый объём, с торчащим клином носа, рёбра обозначены горизонтальными полосами. Однако, они притягивают взгляд. Вглядитесь в их лица. Они полны силы, в них ясно передана эмоция - страдание, отрешённость или боль, надежда или нежность.

Иоанн Богослов. Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими".


Богоматерь. Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими".
XVIII-XIX века, Ивановская область. Дерево, левкас, темпера.


Особенно часто в скульптуре представлены образы Ангелов и Херувимов. Они тонки и изящны, у них гармоничные и юные лица. Чаще всего они располагались в ярусах иконостасов, рядом с особо чтимыми иконами, осеняя значимые композиции и сакральные зоны, такие, как Царские врата.

Ангел.
XVIII век, дерево, левкас, темпера, позолота.
Частное собрание.

Отдельный, очень популярный сюжет в церковной скульптуре, это страдания Христа перед распятием, называемый "Христос в темнице" или "Спас Полунощный". Трактовка этого образа отличалась от Западноевропейской. Уходит на второй план физическое страдание. Выделяется именно небесная сущность Иисуса. Он печален и отстранён. Он, как-будто, не замечает ни ударов, ни оскорблений его палачей.

Христос в темнице.
XIX век, дерево, левкас, темпера.
Частное собрание.

Посмотрите поближе на его прекрасное лицо. Оно удивительно живое, при этом такое отстранённое и спокойное.

И ещё одна скульптура "Христос в темнице":

XVIII-XIX века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Частное собрание.

Чаще всего такие скульптуры помещали в отдельные ниши. Для них создавали небольшие "темницы", так называемые "преторы", украшали их золочёной резьбой, портьерами и занавесками.

Различные скульптуры могли стоять как отдельно, так и целыми композициями. Вот фотографии фрагментов этих композиций:



Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими". Святой Лонгин сотник.
Середина XVIII века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Происхождение: трапезная церковь Симонова монастыря в Москве.

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими". Бюст воина.
Середина XVIII века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

А вот удивительно красивая дарохранительница. Она исполнена в виде пятиглавого храма. А внутри неё даже устроено подобие церковного интерьера, с алтарной перегородкой и раскрывающимися Царскими вратами. Их изображают створки походного литого складня. Внутри ранее помещались Святые Дары.

И напоследок Царские Врата. На вратах изображена Тайная Вечеря. Христос и его 12 апостолов за столом.

XVIII век, дерево, левкас, темпера, позолота, металл.

Происхождение: иконостас церкви Вознесения Варфоломеевского монастыря в Москве (1729)
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Немного поближе обе створки:

Вот такая замечательная выставка. Кроме скульптуры, на ней представлено некоторое количество фотографий интерьеров храмов. И все экспонаты снабжены описанием и довольно полными и интересными комментариями.


Очень рекомендуем эту выставку к посещению.

Адрес : ул. Воздвиженка, д.5/25 (по ссылке схема проезда)
Ближайшие станции метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская»,
«Александровский сад», «Боровицкая»
Время работы :
Залы музея открыты со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00
В четверг - с 13:00 до 21:00.
Касса работает до 18.30.
В четверг - до 20:30.
Цена билета : полный - 100 руб, льготный - 50 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Подробнее .
Увы, нет каталога выставки, что лично нас очень расстроило.

Похожие публикации