Символы троицы в христианстве. Чаша искупления

Символ Троицы олицетворяет единство, слияние в разнообразии трёх в одного и одного в трёх. С помощью среднего компонента, два других объединяются в единый и совершенный порядок. В наше время смысл и символ Троицы , как правило, ассоциируют с понятием о божественном триединстве учений христианства.

Следует понимать, что нельзя путать трёхликость и троицу, поскольку в трёхликости элементы отделены друг от друга и совершенно независимы. Это понятие было сформировано Церковью не за за один день, были продолжительные дискуссии, борьба с различными еретическими учениями. Все три сущности Божества имеют свои символы: Дух святой - голубь, Сын - ягнёнок, Отец - рука . У Троицы имеются три полезных качества - Вера, Надежда, Любовь, к ней относятся жёлтый, зелёный и красный цвета. Порой символ Троицы, как единого божества рисуют в виде окружности в которой расположен трикверт . Изображения Троицы и Бога в средние века считали неправильным, поэтому вместо них использовали символику - книга, голубь и трон, как любовь, интеллект и сила.

Одним из древнейших символов Троицы считается треугольник в круге


Самое старинное изображение - окружность со вписанном в него равносторонним треугольником по мнению исследователей обозначает не столько триединство, сколько божественную вечность. Три пересекающихся окружности, где каждый закончен и совершенен, при этом сформированный кругами центр композиции образует главную часть, похожую на небольшой щит, который является по сути ещё одним старейшим символом.

Изредка для изображения этого знака применялись сплетённые три рыбины . Одна из них обозначала Иисуса Христа, а две оставшихся являлись обычным зодиакальным знаком рыб.

Безусловно не все придерживаются такого мнения, хотя никто не станет спорить, что рисунок рыбы был очень значимым для первых христиан . Герб Троицы стал весьма популярен в средние века, он олицетворял принцип одновременного единства всех элементов и индивидуализма.

Иногда знак триединства изображали в виде трёх кроликов (зайцев), три уха которых соединяясь создают фигуру треугольной формы. Вообще такой символики в средние века было великое множество: крест из трёх листиков, арки вписанные в круг, трилистник, три звезды или три солнца, глаз вписанный в треугольник, соединённые три треугольника, три льва или три орла.

Не стоит забывать, что подобный символизм присущ и другим религиям. Например в кабале - это мужское и женское начало, которые объединяет разум, В Риме и Древней Греции - это Юпитер в виде Океана, Неба и Подземного царства; Посейдон, Зевс, Аид; в Древнем Египте - это Сын, Мать, Отец в виде Гора, Изиды, Осириса; в Индуизме - это Тримурти, а также АУМ, триединый Брахман и неуничтожимое Слово.

АМУЛЕТЫ И СИМВОЛЫ для ТАЛИСМАНОВ.

Амулет Символ Троицы

Христианский символ Троицы – знак зрелости, успеха, основанного на жизненном опыте. Помогает избежать «глупых» ошибок, поспешных поступков, основанных на сиюминутных порывах. Рекомендован людям темпераментным, импульсивным для сдерживания эмоциональных всплесков. Амулет помогает принимать более взвешенные, здравые решения. Устраняет препятствия на пути, особенно те, которые человек создает себе сам.

Как активировать амулет

Зажгите девять восковых свечей. Можно использовать церковные, купленные в храме, также подойдут цветные восковые свечи: белые, голубые, фиолетовые – по три штуки. Подержите нераспакованный талисман на уровне глаз 10-15 минут, внимательно присмотритесь к его изображению. Подумайте о своих желаниях, представьте, что будет, если они осуществятся. Постарайтесь максимально четко и однозначно сформулировать свой запрос – чем конкретнее будет высказано пожелание, тем быстрее оно воплотится в жизнь.

Аккуратно достаньте предмет из упаковки, положите его в левую руку лицевой стороной вверх. Обратитесь к Богу с молитвой, попросите его о том, чтобы он вложил свою силу в данный предмет и исполнил Ваше желание. Молитва может быть любого содержания в зависимости от Вашей веры. Например: «Господи, надели силой этот талисман, чтобы он служил во благо мне и моих близких, и исполнил мое желание!» Еще раз четко сформулируйте желание. Ритуал активации окончен.

60 древних символов, которые можно использовать в талисманах

1.Пентаграмма "МОГУЩЕСТВО СВЕТА", называемая также белой пентаграммой, основной защитный знак. Щит, который отражает злые чары и магию, обращая их к источнику. Защищает во время магических практик, не разрешая превышать опасные пределы. При помощи пентаграммы можно отвести нечистые силы на свое место и закрыть их в ловушке. Пентаграмма позволяет овладеть сверхъестественными силами и контролировать их.

2. Корейская монета СЧАСТЬЯ (вторая половина династии Ли, ХVII - XIX вв. н.э.). Инициирует поток счастья с четырех сторон света и нахождение всех счастливых волн, разбросанных рядом во времени. Основу составляют: SU долговечность, PU богатство, KONGNJONG здоровье и мир, JU HODOK целомудрие, NO DZONGMJONG естественная смерть. Монета производит так называемые успешные флюиды мышления, притягивающие счастье, удачу и успех.

3. Египетский КРЕСТ ЖИЗНИ "ANCH" символ и атрибут всех вечно живущих божеств. Сочетание круга и креста - символ инициации, второго рождения. В письме АНХ иероглиф, означающий жизнь. В символике и верованиях древнего Египта дает долголетие, вечное здоровье, и тем самым долгую и счастливую жизнь. Является своим ключом к открытию в потусторонних мирах ворот рая и к единению с Богом. Придает энергетическое равновесие, устраняет причины болезней и усталости.

4. Магический ПЕНТАКЛЬ СОЛОМОНА БОГАТСТВА создан для преумножения состояния, получения материальных благ. Дает честное увеличение прибыли и постоянное улучшение материальных условий. Строение талисмана опирается на магический щит, благодаря чему он предохраняет от финансовых рисков, защищает от неудачного инвестирования и неразумной траты денег.

5. АСТРОЛАГИЧЕСКИ-НАВИГАЦИОННЫЙ талисман из окрестностей Средиземного моря (ХVIII в. н.э.). Использовался путешественниками в дальних морских путешествиях для достижения цели путешествия и следования соответствующим курсом, минуя непредвиденные преграды и защищая от катастроф. Знак помогает не только в достижении желанной цели, но и в поиске ценных трофеев, кладов, богатства, ценных потерянных вещей и предметов, способствует встрече с интересными людьми. Благоприятно брать с собой в поездку в отпуск, чтобы хорошо провести время и счастливо вернуться домой.

6. ИНЬ-ЯНЬ (кит. "Тайцзи") символ Великого Предела в китайской философии. Это один из древнейших символов. Непрерывное существование и гармония со всей вселенной, существующей благодаря уравновешиванию двух противоположных элементов Инь и Ян. Ян белый мужской знак; активный; день; символ неба; сила созидания; доминирующий. Инь черный женский знак; созерцательный; ночь; возникновение жизни; загадка. С обратной стороны амулета тайцзи в окружении восьми триграмм магический оберег от злых духов.

7. МАГИЧЕСКИЙ ПЕНТАКЛЬ СОЛОМОНА, связанный с интеллектом и способностями человека. Развивает логическое мышление и способности к легкому усваиванию знаний. Помогает во время учебы, дает ясность разума, легкость запоминания и упрочения приобретенных знаний. Применяется во всех сферах обучения.

8.Китайская МОНЕТА СЧАСТЬЯ ФЕН-ШУЙ. Древний образец платежной монеты, которая еще перед внедрением монетарной системы была отличительным знаком благородного происхождения, выдающихся заслуг перед страной и обществом. Получение такого отличительного знака связывалось с признанием и общественным повышением, а также улучшением быта и получением привилегии. После внедрения печатных денег (ок. ХVI в.) такие монеты стали уникальными и хранились на счастье. В настоящее время получили широкое распространение в практике ФЕН-ШУЙ.

9. Талисман ВЕНЕРЫ (талисман любви). Астрологический знак, обеспечивающий обретения любви, счастья в любви, а в супружестве дает гармонию и взаимопонимание. Покровительствует женщинам. Планета и богиня Венера защищает прекрасный пол от козней и интриг, недугов, а также придает красоту и привлекательность для покорения любовника. Талисман, погруженный в напиток врага, меняет его за недолгое время в друга "до гробовой доски". Подброшенный (подаренный) желанному лицу возбуждает ответные чувства.

10. SHOU (кит. "Чоу") древнекитайский символ долголетия, основа счастливой жизни. Амулет пробуждает душевные силы и внутреннюю энергию, способствует хорошей работоспособности тела и разума, дает здоровье и силы всю жизнь, независимо от возраста. Напоминает о необходимости постоянного движения и развития на физическом и духовном планах. Поддерживает при интенсивной работе.

11. АБРАКАДАБРА. Магическая гностическая формула (ок. I в. н.э.). Берет начало из традиции "Alikwot" воспевание звуков, которые своими вибрациями увлекают за собой в соответствующие состояния духа (трансы) и дают сильные результаты. Абракадабра, написанная и выговариваемая в системе исчезания от полного названия до одной буквы, должна повлечь за собой исчезание (выбрасывание) болезни, злой участи, нищеты и всех злых энергий, мучающих тело и душу. При ношении амулета эту работу выполняет форма маятника и гравировка на нем.

12. Календарь Ацтеков КАМЕНЬ СОЛНЦА - великий алтарь во славу жизни с астрологическими символами и направлениями пространства. Дарует способности к Предвидению, способность эффективно распоряжаться своим временем и извлекать максимум прибыли за короткий срок. В древние времена позволял посвященным наместникам бога считывать время оборота планет, наступления затмений и других астрологических явлений, что помогало верно управлять подданными.

13. Пентаграмма АГРИППЫ - основной амулет в церемониальной магии, защищающий человека (универсальную фигуру, находящуюся в микрокосмосе) от плохого воздействия сверхъестественных сил, нечистых духов и их намерений. Обеспечивает магу всестороннюю защиту и возвращение в любой момент в "мир живых". Носимый, как талисман предохраняет от воздействия суеверий и плохих предсказаний, защищает от чар и проклятий.

14. КЕЛЬТСКИЙ КРЕСТ (IХ - ХI в.в.). Соединение архаичного круга мандалы с христианским крестом, то есть древних языческих обрядов с новой пришедшей к кельтам верой. Кресты, поставленные как указатели, определяли районы, в которые уже пришло христианство. Крест стал символом новой высшей, привилегированной цивилизации. Магические практики никогда не прекращались, но всегда верили, что крест, как ось, соединяющая мир реальный и нереальный, будучи вблизи, защитит, а в случае необходимости спасет в трудной ситуации.

15. "ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ" древнегреческий магический круг (Пергамон, ок. III в. н.э.), помогающий обмену информацией с параллельными мирами и предвидению будущего. Талисман служит развитию подсознания и интуиции, помогает вызволить в себе сверхъестественные возможности и благодаря этому избежать многих фатальных событий. Отвечает на многие вопросы и может применяться при открытии фальшивых помыслов других людей.

16.АМУЛЕТ СОЛНЦА - астрологический амулет против болезней. Дает душевные силы и жизненную энергию, идущую из космоса, благодаря воздействиям всех планет, а особенно самого Солнца. Фокусирует, как линза, положительную космическую энергию, выбрасывая при этом все плохое из организма. Предохраняет от ослабления воли, духа и тела перед немощью, отсутствием желаний, апатией и пессимизмом. Как солнечный талисман, улучшает настроение и стимулирует творческую деятельность.

17. Каббалистический талисман МЕРКУРИЯ обеспечивает безопасность в дороге и на работе, защищает от внезапных происшествий. Гармония солнечной системы под влиянием этой планеты защищает ведущих машины, едущих в путешествия на поезде или летящих на самолете, обеспечивает нормальную работу механических узлов и устройств в дороге. Лучевое, симметричное расположение линий обеспечивает гармонию и защиту всегда и всюду, исключает человеческие ошибки.

18. ЗНАК АТЛАНТОВ - амулет, открытый во время раскопок в Долине Королей около 1860г. французским египтологом Пьером д"Аграйном. Знак, благодаря специальной системе излучения, дает очень сильную защиту и неприкасаемость к агрессии и зла извне. Защищает от порчи, сглаза, несчастных случаев и воровства. Оздоравливает, устраняет боли и восстанавливает психофизическое равновесие. Усиливает интуицию и паранормальные способности, такие как телепатия и предвидение.

19. Амулет ВЕРА - НАДЕЖДА - ЛЮБОВЬ. Наружная окружность выражает ореол, атрибут единства Христа и Марии, сильной Веры и Правды. Круг светящихся лучей символизирует Свет Божий, который дает надежду, освящает, оказывает путь, ведет через препятствия (череда звезд) в Рай. Сердце - символ милости Божьей, пробуждает в людских сердцах любовь ко всему, что сотворил Бог. Возвращает и укрепляет веру, связывает с Богом, не дает "сломаться" в трудных жизненных ситуациях.

20. ВАВИЛОНСКОЕ ДЕРЕВО МУДРОСТИ - символ, распространенный во многих древних культурах, символизирует возрождение и глубокие знания. Дерево придает равновесие, дает новые жизненные силы, помогает развиваться духовно и способствует интеллектуальному росту. Делает ум ясным в обретении всесторонних знаний, развивает логическое мышление, помогает в учебе. Извечный атрибут Богов, как символ высшего знания и просвещения.

21. "ОМ" - древний и тибетский знак, распространенный в разных религиях и вероисповеданиях, происходящих из буддизма и индуизма. Является визуальной формой магического звука (мантры), открывающей состояние озарения, очищения разума и отрешенности от земных дел так, чтобы быть достойным познания и постижения высших истин, достичь единства с наивысшей Духовностью (в Буддизме достижение Освобождения и Просветления).

22. Знак "QI" (чит. ЧИ) содержит иероглиф, обозначающий энергию QI. В соответствии с философией китайцев, эта энергия берет начало из космоса и проходит сквозь тело каждого живого организма, придавая ему силу, волю к выживанию и большим достижениям. Этот символ напоминает сомневающимся и ослабленным, какую большую энергию может человек добыть у себя изнутри и сделать то, что до сих пор казалось невозможным. Талисман дает энергию и веру в собственные силы для преодоления всех преград.

23. Символ ПЯТИ БЛАГ: счастье - здоровье - мир - добродетель - долгая жизнь. Происходящий из культуры древнего Китая этот знак, помещаемый на одежде, военных щитах, украшениях, представляет символически пять летучих мышей вокруг знака "Универсум Вечности". Чрезвычайно благоприятный знак, он известен в тысячелетней китайской культуре с давних времен. По традиции, идеальный подарок в тех случаях, когда хотят пожелать долгой, счастливой жизни, а также достатка и взаимопонимания близким людям. Благоприятен и для ношения и для помещения в доме.

24. СВЯТОЙ ХРИСТОФОР - покровитель водителей, а также путешественников, проводников и моряков. Предназначен специально для ВОДИТЕЛЕЙ автомобилей и других транспортных средств, защищая от аварий, увечий и непредвиденных ситуаций на дорогах. Хорошо носить на брелке или просто размещать внутри салона транспортного средства.

25. КОЛЕСО ФОРТУНЫ, привлекающее удачу в выигрышах лотерей, казино, азартных играх и просто жизненных ситуациях, когда все зависит от везения. Может даже помочь выиграть тогда, когда "все против вас". Не заменяет удачу, но способствует ей, притягивая счастливые случаи. С обратной стороны колесо увенчано знаком Юпитера - планеты богатств, процветания и оптимизма.

26. Тайный магический код Алессандро Калиостро (1743 - 1795 г.г.), при помощи которого маг и алхимик, используя случайные комбинации букв из трех отдельных ключей, создавал заклятия, исполняющие самые сокровенные пожелания. Концентрация над ключом вызывает спиритические способности, исполнят заветные пожелания, дает способность предвидеть будущее.

27.АЛЬФА И ОМЕГА с личной монограммой ХРИСТА (прим.I в.). Наивысшая Божья мудрость и знание, содержащиеся между первой и последней буквами греческого алфавита, знание, охватывающее все. Амулет с этим изображением дает душевное равновесие, взвешенность и мудрость в принятии решений в жизни или логических задачах. Снабжен надписью "In hoc signo vinces" "Под этим знаком победишь", формулой победы над всеми человеческими слабостями, возникающими из незнания. Способен дать сильную веру и волю в преодолении болезней и собственных физических недостатков. Успех в интеллектуальном соперничестве.

28. МАГИЧЕСКИЕ ЛЮБОВНЫЕ АНАГРАММЫ используются как талисман любви. Их вырезают на разных материалах и отображают на разных формах. Подброшенные, либо подаренные избранному лицу, пробуждают в нем ответные чувства. Служат пробуждению спящего сердца, а также прочности раз открытых чувств и их постоянству в дальнейшей жизни. Ношение двух сердец на себе способствует поиску того желанного, которому мы бы хотели подарить сердце. Сильный приворотный талисман.

29. Кельтский амулет "СПЛЕТЕННЫЕ ЛЮБОВНИКИ" - амулет для нашедшей друг друга пары. Сплетенность и множество "нитей" - связей, которые не имеют ни начала ни конца, показывают силу соединения, делают связь постоянной и неразрывной. Такой знак связан не только с укреплением совместных уз, но и с погашением взаимных конфликтов, которые будут "размываться" во многих направлениях. Благоприятен как для ношения, так и для размещения в Углу Любви "Кунь" (Китайская геомантия Фен-Шуй) в доме.

30. ГАНЕША сын Шивы и Парвати. Несгибаемый стражник, которому даже боги доверяли охрану своих близких. Его сверхъестественная сила сделала из него "Господина Преград", которого достаточно попросить и он устранит все, что стоит на вашем пути. Талисман, обеспечивающий успех и преодоление барьеров, неуверенности в момент принятия решений и ведения бизнеса. Обеспечивает материальные успехи и защищает от потери имущества, воров и агрессии других. Возможно размещение на видном месте дома, у входа.

31. Мифический ОРЕЛ АЦТЕКОВ из кодекса Нутал. Приносит сильную энергию, дающую начало всем благоприятным переменам. Вестник, указывающий на то, что хорошо и необходимо в данный момент, приносящий добрые вести, надежду на улучшение быта и сильную мотивацию к действию. Для устранения нерешительности и правильного выбора.

32. Магический "ПЕНТАКЛЬ ОТЦА", опирается на гексаграмму - символ равновесия и силы жизни. Его назначение - преодолевать все трудности, связанные с ежедневной жизнью, давать поддержку и силы для преодоления встречаемых ежедневно проблем. Защищает от бессонницы, ночных кошмаров, плохих снов, страхов и неприятных предчувствий. Дает силу и решительность. Укрепляет веру в себя и удачу.

33. СЕРАФИМ (букв. - Пламя) - в Христианстве существо из ближайшего окружения Бога с тремя парами крыльев. Посланник Божий, воплощение силы духа, находящийся рядом, поддерживающий и 36. Древнекитайский символ счастья "FU". Магические слоги - знаки добрых пожеланий приносят тот вид счастья, которое вы желаете для себя или тому, кому предназначен этот амулет. В Китае этот знак часто дарят уложенным из цветов, либо размещают в Углу Семьи "Чжень" (Геомантия Фен-Шуй) в доме в целях укрепления отношений и их благоприятности. Подаренный близкому человеку, является доказательством близкой дружбы или любви.

бдительный. Напрямую связан с мыслями и добрыми пожеланиями людей самых близких. При себе носят в защитных целях и для укрепления духа в важные и трудные моменты жизни.

34. КЛЮЧ СОЛОМОНА - магический круг против неожиданностей, например, людей, владеющих магией или одержимых. Пентаграммы в углах стерегут все направления мира, поскольку неизвестно, где может возникнуть опасность. Укрепляет уверенность в себе и дает силы противостоять любому нападению. Круг, всегда оставаясь начеку, позволяет вам меньше обращать внимание на негативные воздействия окружающих.

35. UDJAT святое око Гора (бога Неба) символизирует предвидение и всезнание, приобретенные благодаря чувственному восприятию мира. Означает вездесущность, постоянное присутствие богов, которые видят всегда и везде - око напоминает об этом. Носимое как амулет, защищает от недоброжелательных взглядов вышестоящих в какой-либо иерархии, от зависти и ревности, которые могли бы усложнить судьбу или препятствовать карьере.

36. Древнекитайский символ счастья "FU". Магические слоги - знаки добрых пожеланий приносят тот вид счастья, которое вы желаете для себя или тому, кому предназначен этот амулет. В Китае этот знак часто дарят уложенным из цветов, либо размещают в Углу Семьи "Чжень" (Геомантия Фен-Шуй) в доме в целях укрепления отношений и их благоприятности. Подаренный близкому человеку, является доказательством близкой дружбы или любви.

37. СЧАСТЛИВАЯ ЛАДОНЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ. Активность и власть, судьба человека, выписанная стойкими линиями на руке каждого человека. Означает дружескую помощь, прощение, искренность и открытость. Талисман указывающий идеальное расположение линии, позволяет счастливой рукой выбирать "карты" собственной судьбы, то есть принимать правильные решения в нужное время. Развивает чувствительность на выбор друзей и связей. Часто это "счастливый билет" или выигрыш.

38. Янтра Шамбала (англ."Shambala") - знак, найденный в старых рукописях в предгорьях Гималаев. Шамбала - таинственное место, дверь в иные миры и подземное царство, откуда перед разрушением мира должен появиться следующий будда Майтрея, Иисус христиан и Десятая аватара Вишну индуистов. Связь с Шамбалой возможна посредством медитации. Ношение амулета открывает дверь к параллельным мирам, новым порогам знаний.

9. ЦВЕТОК АРАВИИ - пара в любовном союзе, самый интимный и чувственный символ в культуре островов Океании. Носимый как талисман, служит удачей в нахождении своей "половины", способствует хорошим партнерским союзам и преодолению скованности. Способствует искренним признаниям, особенно замкнутым людям. При желании иметь дома амулет размещают в Углу Партнерства "Кунь" (Китайская геомантия Фен-Шуй).

40. Молот Тора развивает преграды, злые намерения врагов и трудности.

"Mijollnir" МОЛОТ ТОРА. По германским и скандинавским поверьям молот Бога Грома, разъезжающего в колеснице по небу. Доброжелательный к людям, он использует магический молот для разбивания преград, барьеров и препон, стоящих на пути. Метаемый как молния, молот всегда возвращается в руку владельца и служит для уничтожения больших препятствий.

41. Каббалистический Пентакль КОРОЛЕВЫ - вестник обретения жениха (невесты), обручений и браков. Делает счастливым супружество, помогает сохранить счастье и гармонию в доме. Подложенный желанному лицу, обращает его внимание на вас, заинтересовывает. Дает счастье, становится причиной возобновления погасших чувств. Бокал - сосуд наслаждения, черпаемого из любви, "подогревается" пламенем чувства. Из бокала же поднимается знак Венеры - покровительницы и опекуна любовных чувств.

42. БОЖЕСТВЕННЫЙ МЕЧ со щитом ТЕТРАМОРФ - символ несгибаемых принципов веры и характера. Щит - знак 4 стихий (огонь, вода, воздух, земля) - мощно защищает в любом месте и времени. Божественный меч стоит на страже раз принятых принципов, данного слова, браков и верности. Этот знак защищает, сохраняет чистоту помыслов и непоколебимый дух, готовый отразить высокое зло и соблазны.

43.Кельтский "TRISKEL" (чит. "Трискель") - амулет равновесия с природой. Кольцевая система знака содержит переплетения Трех Стихий (Огонь, Вода и Воздух) и Бесконечности. Их равновесие в природе дает спокойствие, защиту и энергию в жизни, а симметричное расположение в амулете - самодостаточность и независимость от меняющихся обстоятельств.

44. ЖУРАВЛЬ С ПЛОДОМ ПЕРСИКА (древнекитайский амулет), подобен славянскому аисту, приносящему новую жизнь. Опекун и талисман новой жизни, единственный амулет для маленьких детей или мечтающей о ребенке паре. Податель творческих способностей, талантов и склонности к легкому и успешному изучению наук. Ждущим "пополнение" рекомендуется носить при себе и, когда уже все благополучно разрешено, располагают в Углу Детей или Творчества "Дуй" (Китайская геомантия Фен-Шуй).

45.Китайская МАГИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ с надписью "Время, минувшее безвозвратно". Магическая печать имеет большую силу. Времени уже не вернуть, но Печать помогает быстрее забыть обо всем плохом и гнетущем, что когда-либо произошло. Рекомендуется для переживших сильные потрясения, такие как потери близких или друзей, расставание с любимыми или утраты.

46. Индейский ДУХ БОГА СОЛНЦА. Самый теплый амулет. Согревает душу, укрепляет дух, подвигает на дело великой силы и храбрости. Индейцы поклонялись этому древнему символу как подателю пищи, первопричине жизни и амулету удачи. Распространение лучей в четырех направлениях указывало на всеготовность, возможность отразить любые атаки и жизненные невзгоды.

47. КВАДРАТУРА КРУГА. Пифагорейский знак разгадки вещей невозможных или архитрудных, которыми раньше считали геометрические задачи, невозможные к приведению к логическим примерам и формулам. Круги, квадраты и треугольники, вписываемые друг в друга, - это мощное подспорье для решения трудных житейских и психологических проблем, помощник в их окончании и непоявлении вновь.

48. Средневековый испанский защищающий КРЕСТ МЕСЯЦА (оригинал - Museo Del Pueblo Espanol, Madrid) с увеличенной рукой в нижней части. Знак, повернутый лицом вниз к земле, бдительного наблюдателя, видящего ночью. Амулет, защищающий спящих детей от болезней, страха темноты и ночных кошмаров, при расположении его в незаметном для ребенка месте в спальне. При расположении в районе входной двери - стережет нажитое от воров и дом от скверны и интриг.

49. Китайские МОНЕТЫ СЧАСТЬЯ зеркальные отражения древних китайских монет, один из важнейших инструментов в формировании интерьера ФЕН-ШУЙ. Связанные по три (либо числом, кратным трем) красной ленточкой, создают пространство достатка и богатства в местах, где они размещены. Рекомендуется носить их в бумажнике и размещать во всех местах так или иначе связанных с принесением дохода (кассовые аппараты, бухгалтерские помещения или книги, помещения магазинов и т. п.). Наилучшее размещение для помещений - Угол Благосостояния "Шунь" (Китайская геомантия Фен-Шуй).

50. ХСИ-ХСИ - ДВОЙНОЕ СЧАСТЬЕ. Исполнение мечтаний и гармония в супружестве. Распространенный на всем Дальнем Востоке, "один из сильных" знаков союза с времен правления первых императоров Поднебесной. Предназначение HSI-HSI - помогать осуществлять различные стремления и пожелания, как обладателя амулета, так и связанные с его "половиной". Все сделанное удваивается, успех становиться успехом обоих! Дарение его - выражение глубокой дружбы и действительно искренних пожеланий счастья и исполнения самых заветных планов.

51.УЗЕЛ ДОЛГОЛЕТИЯ без конца и начала, происходящий из древнего учения Тибетского Буддизма (прим. 580 г. до н.э.). Бесконечность и утонченная магия, сохраняющие то, что наиболее ценно. Узел представляет собой диаграмму и энергетическое равновесие, нужное человеку для здоровой и счастливой жизни. Философски означает стремление человека к познанию тайны бессмертия, вечной молодости и красоты.

52. ПОДКОВА УДАЧИ. Предмет, связанный с благополучием и высоким уровнем благосостояния с тех времен, когда обладание породистым конем было привилегией только рыцарей и вельмож. Нахождение потерянной на дороге подковы ворожило счастье, а иногда неплохой достаток, если была в хорошем состоянии. В более поздние времена найденные подковы вешали на дверях: направленная открытой частью вверх подкова ловит и прячет счастье, перевернутая же вниз - упускает и не может удержать. Можно как носить на себе, так и размещать дома, возможное место - входная дверь или тот Угол (Китайская геомания Фен-Шуй), который вы хотели бы усилить.

53. МЕЧ ФЕМИДЫ - богини справедливости, позволяющий отсечь людские подозрения, сплетни и пересуды. Назначение меча - открытие дороги своему обладателю на пути карьеры или профессионального роста честным путем, пресекая недоброжелателей, интриги и несправедливые претензии начальства. Тайное оружие для выигрыша в честной борьбе. Возможное размещение дома - Угол Карьеры и Развития "Кань" (Китайская геомания Фен-Шуй).

54. ЯКОРЬ - надежная защита корабля (жизни собственной и близких) от стихий (трудностей), достижение цели либо временная остановка (передышка, чтобы набраться сил перед следующим приключением). В настоящее время знак сильной веры в себя, отыскания собственного пути и места в жизни, сильных принципов и характеров. Мужской знак.

55.КАДУЦЕЙ - изначально атрибут Оздоровителя, бога Древней Месопотамии (2600 лет до н.э.), вылечивающего все болезни. Затем в античной символике становится жезлом бога торговли - Меркурия. Изображенный сначала обвитым виноградными лозами, затем стал изображаться с двумя змеями, т.к. торговля почиталась делом мудрым и требующим бдительной охраны. Восходящие змеиные энергии порождают вихрь энергии, преображающий всего человека. Крылья над палицей - символ воздуха и освобождения души от пороков и дурных привычек.

56. КРЕСТ ТУАРЕГОВ известен со времен странствий африканских племен в поисках новых жизненных территорий. Крест является стражником, защищающим от всего неизвестного, непонятного и опасного для жизни. Значимую роль играет его магическая сила, являющаяся формой охранного щита от разного рода страхов, порчи и заклятий, а также от неизведанных влияний новых мест, где вам необходимо находиться. Носимый при себе, крест дает безопасность и не допускает неожиданностей.

57. ИНДЕЙСКИЙ ИДОЛ. Центр силы духа, из которого черпали силу воины, и эта же сила стерегла их жилища во время походов. Верхняя часть фигуры - орел, зорко следящий сверху и видящий все опасности. Для рискованных предприятий, магических путешествий или переходов в другие миры и состояния сознания. Идущим по лезвию бритвы...

58. Магический РУНИЧЕСКИЙ КРУГ "FUTHARK" (чит. ФУТАРК) комплект знаков северно-европейской письменности, использовавшийся легендарными викингами для магических гаданий и принятия важных решений. Рунами гадали, раскладывая их соответствующим способом, либо "вытягивая" вслепую. Амулет-ментор, позволяющий сильнее раскрываться внутренней интуиции и не "промахиваться" в сложных ситуациях.

59. Око божественной мудрости, вписанное в треугольник, символизирующий победу над злом и стремление к добру. Содержит надпись, прославляющую Аллаха (декоративные арабские письмена на реверсе). Дает силу и уверенность, помогает преодолеть собственную слабость, равнодушие и лень. Око выражает божественный взгляд в душу и наоборот - "ворота" к познанию мудрости и правды. Середина ока - это душа данного лица, хранимая от ошибок и зла.

60.ЕГИПЕТСКИЙ КОРОЛЕВСКИЙ КОРШУН, несущий солнечный диск - герб верхнего Египта и знак богини NechBet (чит. Начбет). Стражник всех привилегий, место в общественной иерархии и доверенных ему под защиту душ, которые он охраняет распростертыми крыльями. Признан благородной священной птицей, хранящей человеческую душу, которая только мимолетно "гостит" в теле каждого живущего. Носимый на теле как амулет, предотвращает "болезни" души, ведет ее по жизни и после смерти так, чтобы в конце она попала в Рай. Превращает все происходящее в "шаг" на пути собственного развития.

ВАЛЬКИРИЯ-Древний оберег, охраняющий Мудрость, Справедливость...

ПО МАТЕРИАЛАМ СЕТИ...

Символ триединства — изображение трех идентичных или подобных элементов, расположенных на равнозначном расстоянии друг от друга и образующих либо треугольную фигуру, либо круг. Как правило, эти знаки содержат глубокий духовный смысл, и нередко им приписывают чудесные мистические свойства. Они означают и единение трех качеств, явлений, состояний, ипостасей в целостную сущность. Статья представляет описание и фото символа триединства, составляющего треугольник.

Древнее происхождение

Некоторые знаки появились задолго до нашей эры, и точно определить их первоначальное значение теперь практически невозможно. триединства стало изображение треугольника, которое можно наблюдать в виде вырезов на кости и рисунков на первой керамике каменного века. Со временем появлялись круги, точки, спирали, другие фигуры, составлявшие окружность или треугольник. Не всегда подобные рисунки имели какое-либо значение, чаще всего они были просто орнаментом. Порой такие изображения отмечали места культов и погребений.

С развитием богатой мифологии и организованной религии древних египтян, шумеров, греков, кельтов, иранских и других народов некоторые знаки стали священными. Они символизировали триады богов или ипостаси одного божества, трех его качеств и проявлений, обозначали мир высший, человеческий, подземный, процесс от рождения до смерти, а также другие представления о мироздании.

В период формирования античной философии, астрономии, геометрии знаки триад обрели дополнительное значение. Целое, состоящее из трех частей, означало человеческие качества, состояния, действия, природные явления, стихии, небесные объекты, временные соотношения, виды искусства, математические функции, другие понятия. Появились визуальные варианты пересекающихся элементов треугольных форм и сочетания их с другими геометрическими фигурами.

Средневековье

Ранние христиане образ Бога графически обозначали треугольником, изображения которого можно видеть в римских катакомбах и погребальных плитах. После Первого Вселенского собора (325 г.), на котором была утверждена формула вероисповедания, церковь адаптировала некоторые из древних знаков в качестве христианской символики. До десятого века не принято было изображение трех ипостасей (ликов) единого Бога, а именно Отца, Сына, Святого Духа в человеческих образах. Потому такие фигуры, как трикветр, стилизованный трилистник, трискелион, простой и образованный из различных элементов треугольник, а также иные знаки стали знаменовать Святую Троицу. Какой-нибудь древний символ триединства превращался в декоративный элемент храмовой архитектуры и богато иллюстрированной библии. Подобные знаки появлялись на фресках и в религиозной живописи, в качестве украшений и защитных амулетов на рыцарских щитах, оружии, доспехах, а также на родовых гербах.

Оккультизм XIX века

В середине позапрошлого столетия интерес к philosophia occulta получил широкое распространение по всей Европе и многим областям Северной Америки, став довольно модным явлением в средних и высших кругах общества. С развитием наук и технологий появились разработки, подводящие идеи эзотеризма под научную основу. Было написано множество теоретических трудов, издано немало книг и журналов по различным направлениям оккультизма. Поскольку в эзотерической традиции одним из главных принципов считается подчинение всех сущностей закону триединства, символ триады в «тайных учениях» наделен особой, мистической значимостью. В оккультных изданиях XIX века подобные изображения трактуются с точки зрения их глубокого смысла в эзотерике, а также сакральной роли западных и восточных религиозных систем.

Треугольник

Издавна фигура соотносилась с огнем, горой, камнем, вершиной, отражала связь мира земного и горнего. Перевернутая вершиной вниз фигура олицетворяла древнейшую Великую Богиню, подательницу небесных вод. В зависимости от положения вершины, изображение означает женское или мужское начало, а две совмещенные фигуры символизируют созидание и творческую силу. Перевернутый треугольник уподоблялся чаше и Святому Граалю, вершиной вверх — сердцу.

Как первейший символ триединства фигура чаще всего отражала небо, землю и между ними человека либо сущность божественную, человеческую, животную. Треугольник также обозначал мир мертвых, живых и высших сфер.

  1. У древних египтян вертикальная сторона треугольника отождествлялась с мужчиной (начало), горизонтальная — с женщиной (середина, хранилище), гипотенуза — с потомством (завершение). В мире богов эти основы продолжения рода представляла триада Озириса, Изиды и Гора. Египтяне считали природой всего сущего и совершенством число три, содержащееся в треугольнике, священное соотношение сторон и гипотенузы которого соответствовало соотношению 3:4:5.
  2. В античных Афинах правильный треугольник был посвящен богине знания и мудрости Афине, а также символизировал космос, созидание, абсолют и считался божественным творением. Тетрактис Пифагора, содержащий десять точек и девять равносторонних треугольников, отождествлялся с Великим Единосущным, содержащим в себе все остальное.
  3. В христианстве фигура символизирует Троицу и в качестве треугольного нимба является атрибутом Бога-Отца. Так называемый щит Святой Троицы в виде перевернутого треугольника нередко является частью витражей готических соборов. В период Возрождения треугольник с божественным всевидящим Оком изображался как знак высшего проведения, а позже стал частью масонской символики. Глаз Бога, изображенный в треугольнике, также является символом Иеговы в иудаизме и присутствует в культовом изобразительном искусстве Древнего Египта.

Существуют иные фигуры, образующие три равные стороны. Период и места их происхождения отличаются, но в христианстве триединства для этих знаков остается аналогичным — они все отождествляют Святую Троицу.

Христианские варианты треугольника

В религиозной символике Средневековья появлялось много разновидностей подобных фигур:

  1. Треугольник в сочетании с крестом символизировал смерть на кресте Иисуса за грехи человеческие, воскресение его Богом-Отцом, покаяние христиан и снисхождение Святого Духа.
  2. Три рыбы, составляющие треугольник, означали: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Также они знаменовали Троицу.
  3. Треугольник, содержащий греческие буквы Omicron, Omega и Nu. Эти буквы означают собой слова εγω ειμι ο ων, сказанные Богом Моисею из горящего куста (Исход 3:14), которые переводятся как «Я есть Сущий». Дословно фраза была взята из Септуагинты, древнегреческого перевода
  4. Три фигурки бегущих кроликов создают два треугольника, внутренний и внешний. Символ часто присутствовал как рельефный элемент архитектуры и деревянных деталей. Знак также знаменует Триединого Бога. Такое изображение встречается в настенной живописи древнего Египта и, возможно, тогда символизировало мужчину, женщину, потомство.

Трикветр

Считается, что этот красивый сбалансированный символ появился изначально в кельтской культуре и обозначал три положения солнца на небе: восход, зенит, закат. Нынешнее название фигуры происходит от двух латинских слов, tri и quetrus, что означает «треугольный». У символа есть еще одно название — тройной кельтский узел. Знак был весьма распространен среди северного европейского населения, и его часто можно увидеть на кельтских крестах. У этих народов символ был связан с богом Мананнаном, у скандинавов — с Тором.

Позднее десятого века знак в качестве орнаментального элемента стал появляться в культуре балтийских славян — варягов. От них изображение попало на земли Руси, где трикветр встречался крайне редко и, скорее всего, оставался просто красивым узором. Если говорить о значении символа триединства у славян, то на Руси подобные изображения практически не использовались. Распространенные формы в русском древнеславянском орнаменте и сакральной символике — это крест, квадрат, круг (Коловрат). Символ Божественного Триединства появился после крещения Руси.

В средневековой Европе трикветр стал Троицы, а также популярным элементом архитектуры и художественного декора. В созданной ирландскими монахами великолепно иллюстрированной Келлской книге начала девятого века мотив триквера повторяется многократно. Фигура бывает одинарной, двойной, может сочетаться с внешним и внутренним кругом и треугольником.

Знамя Мира

У символа из трех кругов или точек очень широкая область интерпретаций, во многом аналогичная с равносторонним треугольником. Самым известным вариантом знака стало Знамя Мира, дизайн которого был разработан русским художником, философом и писателем Рерихом Николаем Константиновичем для международного Пакта защиты культурного наследия в 1935 году. Описание и цель применения символа в официальном договоре приводится таким образом:

Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье I, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

(Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)).

О том, насколько знак распространен в религиозной культуре разных народов и что вдохновило художника на идейное и визуальное содержание Знамени Мира, сам Рерих говорит в своих письмах и записях, изданных в двухтомном собрании «Листы дневника»:

Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева "Святая Живоначальная Троица" Свято-Троицкой Сергиевской лавры. Именно этот символ — символ древнейшего христианства, освещенный для нас также и именем св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева».

«В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру.

Трифол

Название фигуры означает трилистник и происходит от латинского trifolium. Этот символ триединства Господа возник приблизительно в десятом веке. Он достиг своей популярности в XIII и когда часто использовался в архитектуре и витражах. Это графическая форма, состоящая из контура трех пересекающихся колец. Термин часто применяется к другим трехкратным символам. Любопытно, что логотип известного концерна Adidas также содержит стилизованный трилистник.

Валкнут

Три взаимосвязанных треугольника получили название от древнескандинавских слов valr (убитые воины) и knut (узел). Знак присутствует на множестве археологических объектов древних германских народов. Составное существительное valknut появилось в современную эпоху, и неизвестно, как символ назывался во время его исторического изображения.

Ученые, давая описание символа триединства валкнута, затрудняются в точной его трактовке. Некоторые связывают знак с богом Одином. Авторитетный специалист по германскому и кельтскому язычеству академик Хильда Эллис Дэвидсон считала, что фигура означала Одина в окружении его атрибутов, двух волков или воронов. Эти животные, как и валкнут, часто изображались на кремационных урнах, найденных на англосаксонских кладбищах Восточной Англии. Так как символ присутствует рядом с изображением Одина на погребальных плитах и подношениях, то большинство специалистов считает, что знак соотносится с религиозными практиками, связанными со смертью.

Изображение применяется в современной народной культуре неоязычества. Как и другие древние символы, в наше время знак валкнут обретает новые интерпретации. Его используют различные политические и коммерческие группы, иногда изображение встречается в современной народной культуре. Поскольку знак происходит из традиций германского язычества, его как символ своего наследия используют некоторые «белые» националистические группы. Несмотря на это, валкнут не был классифицирован немецким правительством как нежелательное изображение.

Вся православная символика – это олицетворение жизни Христа Спасителя: его распятия, воскресения, вознесения.

Изначально символы использовались как тайнопись, помогавшая христианам узнавать друг друга в периоды враждебных гонений.

Позднее, изображения приобрели глубокий философский смысл. Каждый знак имеет свою историю возникновения, свое значение.

Почему рыба – символ христианства

ИХТИС (рыба) – сокращение, появившееся при переводе выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» с греческого языка, путем сложения первых букв.

Рядом с Иисусом было много апостолов – рыбаков. Он называл их «ловцами человеков», а себя ассоциировал с Альфой и Омегой (началом и концом всего живого). Изображая рыбу, христиане проповедовали свою веру и узнавали единоверцев.

По некоторым источникам, рыба стала символом благодаря своей легкодоступности.

Что символизирует якорь

Знак появился в начале нашей эры. В Греции изображался на монетах как надежда на светлое будущее. В Древнем Риме — олицетворял возвращение домой после долгих путешествий.

Большую известность имел амулет с изображением дельфина и якоря: дельфин – знак быстроты, якорь – сдержанности.

Знак святых

Атрибутами святых являлись одежда, звери, различные предметы, изображаемые рядом.

Святых мучеников рисовали с орудием своих пыток или казни, или с животными, являвшимся им во сне.

Некоторые святые на разных картинах изображались по-разному. Это объясняется тем, что про одного святого могло ходить много историй и легенд.

Христианский символ Троицы

Многие путают понятия «Троица» и «Трехликость». Чем же они отличаются?

Бог един, но имеет 3 лица: Отец, Сын, Святой Дух. А Святая Троица – это единое слияние, где один — плавно переходит в три, а три — становится одним.

Раньше символом был круг, внутри которого располагался треугольник. Одинаковые стороны фигуры означали триединство и вечную жизнь. Иногда изображение было в виде трех зайцев, уши которых соединялись в треугольник. Современный знак Троицы – орнамент, вплетенный в круг.

Голубь в христианстве

Существует повествование, как голубь во время всемирного потопа прилетел к Ною, держа в лапах оливковую ветвь. Оповестив о Божьей милости, птица стала символом мира и добра.

Другое предание гласит, что злые духи могут облачиться в кого угодно, кроме голубя. Поэтому он символизирует чистоту и надежду, правду и непорочность.

Значения:

  • птица с оливковой ветвью — новая жизнь, познавшая Иисуса Христа;
  • стая голубей – верующие;
  • белая голубка – спасенная душу, прошедшая этапы очищения;
  • пара голубей – любовь и крепкая семья.

Раннехристианские символы

Их количество не так мало, как кажется: оливковая ветвь, павлин, корабль, колосья хлеба и т.д. Рассмотрим самые известные.


Крест «Виноградная лоза»

Это восьмиконечный крест с изображением тонких ветвей винограда. Иногда в центре может изображаться Спаситель.

Виноград – олицетворение мудрости и бессмертия. Служители церкви – ветви, а гроздья – знак Причащения. Листья и ягоды символизируют жертву Христа собой ради людей. Такой крест всегда будет напоминать о любви Бога к каждому, кто в него верит.

Библейские символы

Самые распространенные:

  • антихрист – дьявол;
  • белые одежды – праведность Христа;
  • бодрствовать – хранить веру;
  • бросать пыль к небу – негодование;
  • венец – награда;
  • ветер – война;
  • ворота – место суда;
  • глина – человек;
  • дырявый кошелек – напрасные приобретения;
  • звезда – ангел;
  • змей – сатана;
  • лев – сила;
  • плоть и кровь – человеческое разумение.

Символ Иисуса Христа

Главным символом Иисуса Христа является «крест». Для искупления грехов всего человечества, Иисус принес себя в жертву. Крест – олицетворение жертвенной победы над злыми деяниями.

Неверующие считают, что поклонение кресту – это поклонение орудию казни. Но верующие знают — это символ жизни, спасения человечества.

Иконописцы часто рисуют возле креста Богородицу и Иоанна Богослова. Череп у подножия – знак смерти. Образ наполнен благодатной силой, почитая его, человек восхваляет Бога.

Символы апостолов

Каждый апостол изображается с определенным атрибутом.

Например, апостол Петр изображается с ключами в руках.

Они подарены Иисусом, открывают врата Царства Божия.

Апостол Павел изображается с орудием своей казни. Варфоломей – проповедник христианства, был замучен в одном из городов Армении – с него содрали кожу, потом распяли. Атрибуты – собственная кожа и нож.

Иаков Старший – ученик Христа, лишившийся жизни в Иерусалиме. Приходя на его могилу, паломники забирали с собой ракушки. Это означало, что они добрались до цели. Так и стали изображать его с посохом, в шляпе и с ракушкой.

Фома – нарисован с копьем, которым был пронзен. Иуда держит в руках мешочек денег. Он помогал нищим, но был жадным. Изображают его с рыжей бородой – это цвет трусости и предательства.

Символика храма

Каждый фрагмент храма имеет определенное значение.

Форма храма:

  • крест – спасение от дьявола, вход в рай;
  • круг – нерушимость Церкви;
  • восьмиконечная звезда – спасение человеческой души.

Форма купола:

  • шлемовидная – борьба Церкви со злом;
  • в виде луковицы – пламя свечи.

Цвет купола:

  • золотой – посвящен Христу;
  • синий со звездами – Пресвятой Богородице;
  • зеленый – Троице.

Православный храм – это собрание множества таинств, значения которых может понять только истинно верующий человек.

Для наших читателей: христианский символ троицы с подробным описанием из различных источников.

Символ Троицы

Троица -это единство, слияние в разнообразии одного в трех и трех в одном. Два элемента посредством среднего объединяются в совершенный и единый порядок. Сегодня символ и понятие Троицы ассоциируют прежде всего с представлением о божественном триединстве христианских учений.

Весьма важно не смешивать троицу с трехликостью, где три фигуры друг от друга отдельны, независимы. Формировались эти понятия в церкви не одномоментно - в борьбе, в спорах с всевозможными еретическими учениями. Три ипостаси Бога имеют символы: Отец - рука, Сын - ягненок, Дух Святой - голубь. У троицы три качества - Надежда, Любовь, Вера, ей посвящены зеленый, красный, желтый цвета. Символ Троицы как единого бога порой изображают в виде трикветра, вплетенного в круг. Изображение Бога и Троицы считается нежелательным, поэтому применяли символы: трон, голубь и книга как сила, интеллект, любовь.

Треугольник в круге - один из старых символов троицы

Один из самых старых символов -

равносторонний треугольник , вписанный в круг означает не только триединство, но и на вечность Божию. Три пересеченных круга, где каждый совершенен и закончен, но образованный окружностями центр образуют общую часть, этакий малый щит составляют второй наидревнейший символ.

Иногда для начертания символа использовались переплетенные три рыбы . Одна из них - это Христос, а две оставшиеся - зодиакальный знак рыб.

Христианский символ Троицы (спорно)

Конечно данный символизм троицы является спорным, но отражает значимость изображения рыбы для первых

христиан . Очень популярен в средневековье был Герб Троицы, который отражает принцип одновременного индивидуализма и единства всех элементов.

Изредка триединство обозначают тремя зайцами, три уха коих формируют треугольник. Существует еще множество символики: три орла либо льва, состыкованные три треугольника, глаз в треугольнике, три солнца либо три звезды, трилистник, арки внутри круга, крест из трех листиков.

В тоже время троица и похожие представление свойственны и другим культурам. В древнем Египте это Отец, Мать, Сын в виде Озириса, Изиды, Гора, в Греции и Риме - Зевс, Аид, Посейдон; Нептун, Плутон, Юпитер в виде Неба, Океана, Подземного Мира. В каббале - женское и мужское начала с объединяющим их разумом. В Индуизме - Тримурти, так же АУМ, неуничтожимое Слово, триединый Брахман.

Что означает?

1. Символ - крест?

Здравствуйте!

Помогите пожалуйста, хочу купить себе такой кулон. Говорят это древний Христианский символ Троицы, это правда и можно ли носить вместе с нательным крестом?

Нажмите, чтобы раскрыть…

Вот, что написано о показанном вами символе на одном из сайтов по магии:

Магический символ святой троицы

Христианский символ триединства.Используется для изгнания злых духов и привлечение добрых сил на свою сторону.Кроме, как кощунством и святотатством это никак не назовешь.

Спасибо Батюша! К Кресту нет, но ведь же в Храмах продаются разного рода браслеты, ремни, брелки с молитвами или иконами, какова тогда их функция?

Нажмите, чтобы раскрыть…

Браслеты не религиозный товар и давно уже не продаются в Церковных Лавках.

Молитва и крест освящают вещи, на которых они изображены, однако без личной молитвы человека, обращенной к Богу, они остаются только вещами. Так же и икона. Ее функции раскрываются только в молитве перед нею. Хотя свою миссионерско-проповедническую роль они все же выполняют в любых случаях. А именно, напоминают нам о Боге и молитве.

ТРОИЦА - как символ, отличается от

тем, что является единством, соединением трех в одном и одного в трех. Это символ единства в разнообразии. «Средний, действующий как посредник, связывает двух других в единый совершенный порядок» (

Троица символизируется желтым, красным и зеленым цветами; тремя качествами - Любовью, Верой и Надеждой.

Другие символы Троицы: трон, книга и

(сила, интеллект, любовь); три переплетенные рыбы или три рыбы с одной головой; три орла или льва; три солнца; треугольник с глазом внутри или тремя звездами; три состыкованных треугольника; три наложенных друг на друга круга или арки внутри круга;

трилистник

или крест из трех листьев.

В греко-римской культуре: Зевс, Посейдон, Гадес; Юпитер, Нептун, Плутон; Небо, Океан, Подземный мир.

Ранний символ Троицы

В шумеро-семитской традиции: Ану, Эа, Бел; Син, Шамаш, Иштар; Ашшур, Ану, Хоа. В Троице «две трети суть Бог, одна треть есть Человек» (

Гильгамеш

В Каббале первоначальная троица включала мужское начало, женское начало и объединяющий разум.

В индуизме Троица - это Тримурти, а также триединый Брахман, АУМ, неуничтожимое Слово.

У скандинавов и тевтонов: Один, Тор, Фригг; Бодан (Вотан), Донар, Фрейя.

Среди перечисленных троиц кельтов следует упомянуть трех Бригитт (три в одном).

У буддистов Триратна: Будда, Дхарма, Сангха; Будды, Сыновья Будд и Дхармакая.

Троица ветхозаветная

Термин появился в конце II веке, позже учение о Троице было развито в III веке (

) и вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры). Догмат о Троице закреплен на 1-м (325 год) и 2-м (381 год) вселенских соборах; однако его отрицали многие секты, например

антитринитарии

Символами Троицы являются рука (символ Отца), ягненок (символ Сына) и голубь (символ Святого Духа). Кроме того, одним из древнейших символов Троицы является равносторонний треугольник. Этот символ показывает, что Отец, Сын и Святой Дух равны и составляют одну божественную сущность.

Расположение трех сплетенных между собой рыб, которое иногда можно обнаружить на церковных эмблемах, является попыткой объединить идею Христа-рыбы с двумя рыбами зодиакального знака Рыбы и создать из этого Троицу. Какой бы ни была причина выбора рыбы в качестве эмблемы, здесь не может быть сомнения в том, что рыба стала одним из самых содержательных образов христианства.

В некоторых из них символ Христа соединен с треугольником, символом Бога-Отца. В последнем знаке три круга означают

Шесть символов Троицы

триединство, каждый круг независим и совершенен сам в себе.

Популярным абстрактным изображением, которое часто вырезали на дереве или изображали на витражах в позднее средневековье, был Svutum Fidel - Герб Троицы, в котором утверждается принцип единства и вместе с тем индивидуальности каждого элемента Троицы. На нем написано: «Отец - не Сын, Сын - не Дух Святой, Дух Святой - не Отец; Отец - это Бог, Сын - это Бог, Святой Дух - это Бог».

Иногда для выражения триединства используются три

Тремя ушами формирующие треугольник.

→ Все святые / Коронование Девы Марии / Дева Мария / Тримурти

≈ лат. - Тринитас /

Образы Христа как Сына Божьего появляются не только в сценах Его земной жизни, но и на изображениях Его вечного проявления как Бога Сына: Он восседает по правую руку от Отца, Он - Судья живым и мертвым. Здесь облик Его зависит от того, какая сцена изображена.

На иконах Христос обычно выглядит моложе Своего Отца.

Единство в разнообразии;

неделимая сущность Бога, проявляющего Себя в различных формах

Теологически важное понятие, которое не следует путать с трехликостью. Отличается от триады тем, что является единством, соединением трех в одном и одного в трех.

Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единство трех ликов троицы.

Христианство

«Средний, действующий как посредник, связывает двух других.в единый совершенный порядок» (Прокл).

Мария, Иосиф и Иисус.

Доктрина, согласно которой Бог един, однако (Мф 28:19) проявлен в трех лицах - Отеца, Сына и Святого Духа теоретически была обоснована Августином в его трактате «De Trinitate» .

Послужила примирению поклонения Богочеловеку Иисусу Христу с монотеизмом.

Как догмат веры сформулирована во времена споров с арианами (Вселенский собор в Никее в 325 г.).

В Западной Европе он привел к ереси «тритеизма» (троеверие, троебожие), представленной Росцелином Компьенским, осуждённым за неё в 1092 г.

Через догмат телесного вознесения Марии, принятый 1 ноября 1950 г. отождествляется с «четверицей» («четыреединство»). Четверица часто была предметом сакрального искусстве начиная с серю 15 в. нередко в виде коронации Божьей Матери.

Отсутствие этой темы в древнехристианском и раннесредневековом религиозном искусстве объясняется, вероятно, нежеланием натуралистично изображать первое лицо Троицы - невидимое и непознаваемое. Бог-Отец первоначально изображался в виде ока или руки, простирающейся из облака, возможно, держащей корону.

Идеографические изображения Троицы:

Трон, книга и голубь (сила, интеллект, любовь); три переплетенные рыбы три рыбы орла или льва с одной головой; три солнца; треугольник с глазом внутри «оком Божьим» или тремя звездами; три соединенных треугольника, круга или арки внутри круга; трилистник или крест из трех листьев. тау-крест с ветвями равной длины, Y-образный вильчатый крест, три грозди на виноградной лозе, весы с тремя гирями, три зайца с ушами, образующими треугольник,

изображался бородатым мужчиной, держащим в руке крест с Иисусом Христом, в то время как Дух Святой представлен в виде голубя над ним.

Символами Троицы являются рука (символ Отца), ягненок (символ Сына) и голубь (символ Святого Духа). В цветах они символизируются желтым, красным и зеленым, а в качествах - Любовью, Верой и Надеждой.

Типичная Троица, впервые появляется в произведениях французских и североитальянских мастеров XII в., Как «престол благодати» Бог-Отец предстаёт старцем патриархального облика, возможно, длиннобородого, иногда с треугольным нимбом. Он находится позади и немного выше распятого Христа и может держать в своих руках оба конца patibulum . Нередко он держит книгу с греческими альфой и омегой. Его ноги могут покоиться на небесном глобусе. Голубь парит прямо над головой Христа.

Менее распространенный тип, который существовал вместе с данным, изображает Троицу в виде трех сидящих человеческих фигур - одинаковых или различного возраста. Изображение Святого Духа как человека в 11 столетии было запрещено и его заменила фигура голубя. Иначе Троица (следуя античным прототипам) изображается в виде тела с трехликой головой или с тремя лицами которой переходят друг в друга.

На учении Символа веры основано изображение Христа сидящего по правую руку Господа. Первое и Второе лицо облачены в царские одежды, Бог-Отец со скипетром (возможно, что -таки его ноги на шаре) и Христос с крестом, голубь парит между ними или сидит на спинке общего трона. Идея господства Церкви иногда передается изображением обеих фигур в папских тиарах.

Еще один, менее распространенный тип (встречается в нидерландской живописи XV в.) изображает Отца, порой на троне, поддерживающим поникшее тело Христа, наподобие того, как оно изображается в теме Pieta.

Изображение Бога в трех лицах запретил в 1628 г. и обозвал еретическим папа Урбан VIII, однако оно во многих случаях сохранилось в средневековой скульптуре. Причиной такого запрещения явилось высмеивание протестантами подобных изображений как «католического Цербера».

Триратна: Будда, Дхарма, Сангха;

Будды, Сыновья Будд и Дхармакая.

Кельтика

У кельтов есть многочисленные троицы: три Бриджиты являются тремя в одном, как лунная Великая Мать и семья также является тремя в одном.

Отец, Мать, Сын;

Озирис, Изида, Гор.

Античность

Зевс, Посейдон, Гадес;

Юпитер, Нептун, Плутон;

Небо, Океан, Подземный мир.

В Каббале первоначальная троица включала мужское, женское и объединяющий разум. → Сефироты.

Тримурти, также триединый Брахман, АУМ, неуничтожимое Слово.

Северная традиция

У скандинавов и тевтонов:

Один, Тор, Фригг; Водан, Донар, Фрийя.

Ану, Эа, Бел;

Син, Шамаш, Иштар;

Ашшур, Ану, Хоа.

В троице «две трети его суть Бог, одна треть его есть Человек» (Гильгамеш).

Психология

В глубинной психологии К. Г. Юнга является символом мужского начала, который отождествляется с «четверицей» в смысле архетипа целостности и завершения (см. Квадрат).

Иллюстрации

Троица, символизируемая Солнцем, спутниками Солнца, равносторонним треугольником и трехцветной радугой. И. Босхиус, 1702 г.

Триединство тела, души и духа в символике алхимиков. «Розариум философорум», 1550 г.

Изображение на крестьянском столе. Тироль, ок. 1600 г. .

К концу II века до Р. X. в раннехристианской церкви возник острейший спор по поводу отношений Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа. Высказывают Священного писания по этому поводу оказались весьма туманными и нуждавшимися в разъяснениях. Особенную.загадку для отцов раннего христианства в символе Троицы представляли фигура Иисуса Христа как богочеловека и роль Святого Духа. Первые шесть соборов были посвящены прояснению этих вопросов.

Отцы церкви находились в незавидном положении - идея христианского триединства вобрала в себя элементы представлений о троичности из азиатской, египетской и эллинистической культур, которые сплелись в трудно распутываемый узел. Триединство в индуизме включайте Брахму как создателя, Вишну как хранителя и Шиву йак разрунпггеля. При переносе этого представления на христианство мы обнаруживаем Бога как творца, Иисуса как посредника и дьявола как разрушителя. Египетский вариант триединства: Осирис, Исида и Гор. В переводе на христианскую терминологию Осирис - бог заходящего за горизонт солнца - это Бог Отец, Мария - Исида, которая собирает разбросанные всеми ветрами члены своего брата и мужа Осириса и зачинает с ним Гора, восходящее солнце, или Иисуса Христа.

Обращенные в христианство греческие евреи, которые, в частности, руководили чрезвычайно важной для раннего христианства теологической школой в Александрии, разработали в течение V века концепцию триединства, тесно связанную с эллинистическими представлениями. Бог Отец осмыслялся как бесконечный дух, сын его, Иисус Христос, и Святой Дух стали интерпретироваться как единство обоих во всеобъемлющем принципе любви и примирения. Несомненно, здесь было заимствование из магии чисел Пифагора, у которого первые три числа понимались примерно в таком же смысле.

Помимо проблемы определения соотношения между Богом Отцом, Богом Сьшом и Святым Духом, для ранних отцов церкви особенную трудность представляло отмежевание как от иудейского монистического учения, так и от персидского дуалистического учения Заратустры. Если объявить Иисуса Христа не Богом, а только человеком, то было бы трудно принципиально разграничить христианство и иудаизм. Если же Христа объявить Богом, то, строго говоря, у было бы два бога, и притязание на монотеизм было бы неправомерным. К тому же в этом случае Бог Отец и. Бог Иисус Христос должны были бы каким-то образом противопоставляться друг другу, и христианство тем самым волей-неволей сближалось бы с дуалистической концепцией Заратустры.

Между IV и VII вв. до Р. Х., наконец была разработана концепция, согласно которой Христос был и Богом и человеком. Соответственно двум природам, божественной и человеческой, которые соединяются в богоподобной личности Христа, равным образом существуют и две воли и две энергии, божественная и человеческая, которые и действуют сообща во благо рода человеческого. Чтобы сохранить идею бога как бесконечный принцип вне земной конечности, в качестве посредника между богом и человеком был использован Иисус Христос, который содержит в себе оба аспекта.

Женский аспект, представленный в египетском триединстве богиней Исидой, в раннем христианстве большого значения не имел. Только в средние века и в связи с рыцарской поэзией Марии отводится место, которое до этого занимал ее сьш - место посредника между человеком и богом. Именем Марии начинают называть церкви, например соборы в Реймсе и Париже, ее изображают как святую Мадонну, во многих церквах появляются алтари Марии.

Святая Троица символизирует трехмерность места, времени и пространства. Это самое полное описание всеохватывающего мира в смысле христианского учения. Эти три аспекта существуют независимо друг от друга, и все же они представляют единого Бога, который проявляется в этих трех аспектах, как показывает символ триединства: Бог Отец, Бог Сьш и Бог Святой Дух. Отец - это не сын, сын - не Святой Дух и Святой Дух - не отец.

Символ Бога Отца - рука, его творческая сила, либо глаз, который все видит. Знаком Христа является крест - единство человека и Бога, барашек, то есть жертва, которую приносят во спасение человечества, и рыба. В раннехристианской церкви Христа называли Большой Рыбой, поскольку его рождение приходится на начало эпохи Рыб, согласно астрологическому разделению эпох по знакам зодиака. Знаком Святого Духа является голубь или пламя. Голубь летит, опустив голову вниз, из вечности духа в ограниченное (конечное) время земли и соединяет человека с Богом. Другими словами, это означает, что Святой Дух символизирует познание единства Бога и человека в бесконечной любви.

МНМ

Тро ица греч. Trias - «триада» лат. Trinitas

В христианских теологических представлениях бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трёх ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисусе Христе) и Духа святого -«животворящего» начала (см. рис.). Само по себе учение о том, что на божественном уровне бытия троичность и единичность оказываются в каком-то смысле тождественными, не специфично для христианства; это устойчивый мотив самых различных религиозно-мифологических систем (ср. Тримурти - триединство Брахмы, Шивы и Вишну - в индуистской мифологии; многочисленные группировки божеств по 3 или по 9=3X3 - в египетских мифах и культах; образы 3 мойр, 3 или 9 муз, трёхликой Гекаты - в греческой мифологии; «семейные» триады Юпитер - Юнона - Минерва и Церера - Либера - Либер - в римском культе и т. п.). Однако ипостаси или лица христианской Т. - не взаимозаменимые двойники или маски единой безличной стихии, их единство не есть ни рядоположность, ни слитность, неразличенность личностей, не до конца вычленившихся из родовой бессознательности политеистического божественного коллектива; напротив, они проницаемы друг для друга лишь благодаря полному личному самостоянию и обладают самостоянием только благодаря полной взаимной прозрачности, ибо эта проницаемость есть чисто личное отношение любви. Различие между триадами язычества и Т. христианства - это различие между взаимопереходом стихий и взаимоотражением личностей, между двойничеством и диалогом (именно диалог, тихая беседа без слов до конца раскрытых друг другу в жертвенной самоотдаче собеседников - тема «Т.» Андрея Рублёва). Т. в христианстве не есть и последовательность нисходящих ступеней абсолюта, какова философская триада неоплатонизма; все три лица «равночестны». Все они участвуют в сотворении и бытии космоса по следующей формуле: всё от Отца (ибо наделено от него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность). Нередки аналогии с 3 грамматическими лицами (завершение Ты и Я в Он), 3 способностями души (памятью, мыслью и любовью), тройным делением времени (прошедшее, настоящее и будущее). По православной доктрине, 3-я ипостась «исходит» от 1-й, как единственной бытийственной праосновы, по католической - от 1-й и 2-й, как реальность соединяющей их любви.

Т. долго не была предметом изображения в искусстве; теология настаивала на том, что бог изобразим только в лице Иисуса Христа, ибо лишь в этом лице сделал себя зримым и явленным; всё прочее - предосудительные фантазии. Однако явление трёх ангелов Аврааму, изображённое ещё на мозаиках 5-6 вв. (Санта-Мариа Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне), истолковывается как явление Т.; так возникает иконографический тип «Т. ветхозаветной», доведённой до совершенства художником Андреем Рублёвым.

С другой стороны, ещё в Византии изображали, сначала робко (не на фреске или на иконе, но на миниатюре) т. н. «Т. новозаветную» - Отца в виде старца, Христа как отрока на его лоне (этот тип специально называется «Отечество») или взрослого мужа, сидящего по правую руку от него, и Духа - над ними обоими в виде голубя, как он явился, согласно Евангелиям, в момент крещения Иисуса Христа. Несмотря на запрещения, эта иконография широко распространилась на русской почве в последние века допетровской культуры. Что касается католического Запада, там изображения седовласого Саваофа и Христа, которые в присутствии реющего голубем Духа участвуют в некоем торжественном акте (например, присутствуют при диспуте теологов на фреске Рафаэля в Станца делла Сеньятура в Ватикане, возлагают венец на голову девы Марии, приемлют в небеса душу того или иного святого или просто являются созерцателю религиозной картины или фрески для поклонения), делаются со времён Ренессанса всё более частыми. Ещё раньше, с 12 в., в западном искусстве развивается специальный тип изображения Т., акцентирующий сострадание Отца к мукам воплотившегося Сына: он держит перед собой, восседая на престоле, Христа на кресте, кладёт себе на колени его безжизненное тело и т. п. (нем. «Gnadenstuhl», «престол милосердия»). Столь важные моменты христианской доктрины, как «единосущие» трёх лиц и их равенство, «равночестность», оказываются при этом утраченными (очевидно, например, что Дух в виде голубя не может быть художественно равнозначным двум другим лицам Т., представленным в человеческом облике); для Рублёва, напротив, именно они служили вдохновляющей темой.

С. С. Аверинцев

Славяне

Один из важнейших праздников православного церковного календаря, отмечаемый в 50-й день после Пасхи (отсюда его второе название - Пятидесятница). В народной традиции Т. включается в комплекс нескольких праздничных дней. У русских он начинался с Семика, то есть четверга седьмой послепасхальной недели; следующая заметная дата этого цикла - суббота накануне Т., отмечаемая у восточных славян как одна из главных поминальных дат в году (ср. названия этого дня: «родительская суббота», «задушная» или «духовская суббота», «троицкие деды»). Вслед за троицким воскресеньем начиналась неделя, называемая у восточных славян «троицкой», «Русальной», «Проводной» и т. п., а у славян-католиков «Зелеными святками» или «Зеленой неделей». В ее составе выделялись две главные даты: Духов день и четверг, называемый в южнорусских областях и в полесской зоне «Троица умерших», «Навская Троица», «Русалчин велик-день». В народных верованиях этот период календаря воспринимался как вредоносный и опасный (ср. его полесские названия: «вредная» или «кривая» неделя); рожденным в это время людям предрекали несчастливую судьбу, а умершим - что они станут «нечистыми» духами. Судя по некоторым фольклорным текстам и поверьям, «Святая Троица» представлялась как единый женский персонаж. Приуроченный к этим дням народный обычай украшать свежей зеленью дома, хозяйственные постройки, церкви, дворы и улицы села является общим для всех славян (как православной, так и католической ориентации). Накануне дня Пятидесятницы заготавливалась «троицкая зелень»: люди привозили целые возы срубленных веток и молодых деревьев, трав и цветов. Из них плели ритуальные венки; этой зеленью устилали пол в домах и церквях; ветки втыкали в окна и двери домов, в ворота и заборы, подвешивали над колодцами; деревца закапы,-вали во дворе возле дома, под окнами, по углам дома, вдоль сельских улиц и т. п. По прошествии трех дней всю «троицкую» зелень выносили за пределы жилого пространства и уничтожали ритуальными способами: сплавляли по воде, сжигали в обрядовых кострах, забрасывали на деревья или крыши домов. Остатки засохших трав и веток сохраняли в качестве лечебного средства или оберега от нечистой силы, стихийных бедствий, вредителей-грызунов и насекомых. Особенно массовыми и повсеместными были обычаи семицко-троицкого цикла у русских, среди них выделялись широко известные ритуалы с «троицкой» березкой. В Семик девушки ходили в лес «завивать» березки: закручивали ветки в кольца, скрепляя их лентами (см. Береза). При этом совершался обряд кумле-ния, то есть девушки попарно целовались сквозь такие березовые круги и обменивались своими крестиками или другими вещами под пение особых песен («Покумимся, кума, покумимся, чтоб нам с тобой не браниться…»), после чего называли друг друга кумой. В Троицын день вновь приходили к этому месту, развязывали березовые ветки и «раскум-ливались», возвращая себе свои вещи. Важным элементом троицкого цикла являются поминальные обряды, наиболее ярко выраженные у восточных и южных славян. На Русском Севере Т. и предшествующая суббота считались главными в году поминальными датами. В церковных источниках ХУ1-ХУП вв. осуждался народный обычай, когда «в Троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом умерших с великим воплем». Суббота накануне Т. считалась одной из главных поминальных дат и у южных славян (см. Задуш-ницы). В южнорусских областях и в Полесье пятница и суббота перед Т. отмечались как дни, когда можно было поминать «нечистых» покойников. На Чернигов-щине говорили, что это главные в году поминальные «деды», когда непременно следовало помянуть всех утопленников и висельников из своего рода. С обычаями поминовения тех, кто умер насильственной или преждевременной смертью, соотносятся поверья о появлении на земле в это время душ умерших детей или девушек, не доживших до замужества, то есть мавок и русалок. Родители, пережившие смерть незамужних дочерей или малолетних детей, особенно тщательно исполняли поминальные ритуалы: оставляли на ночь на столе еду, предназначенную душам; вывешивали на ограду одежду для русалок; соблюдали запреты шить, прясть, белить стены дома и печь, работать в поле, чтобы не навредить незримо присутствующим русалкам. Чтобы помянуть своих умерших в младенчестве детей, матери относили на кладбище и раздавали односельчанам крашеные яйца и пироги. В северных р-нах Болгарии Т. и Русальная неделя почитались как «праздник русалок и самодив», поэтому женщины воздерживались от всех видов работ вне дома, чтобы русалки не наказали их неизлечимой болезнью. Этот же период считался единственным в году временем, когда можно было излечить больных «русальской» или «самодив-ской» болезнью: для этой цели по селу ходили особые ритуальные лица - мужские дружины, которые исполняли магические хороводы вокруг больного (см. Русалии). Согласно широко распространенным у восточных и южных славян поверьям, в последние дни троицкого цикла души умерших возвращаются в загробный мир, поэтому в обрядности этого периода отражаются многочисленные мотивы «прощания» с ними и «проводов», то есть выпроваживания умерших из земного пространства. Например, болгарский и македонский обычай в Духов день устилать пол в церкви листвой ореха совершался для того, чтобы попрощаться с душами и помочь умершим перейти обратно на «тот свет». У восточных славян заключительный этап троицкого цикла характеризуется многообразными формами ритуальных «проводов»: например, уничтожение троицкой зелени; «изгнание русалки», «вождение куста» (или «весны», «тополи», «утицы»); «проводы» пары ряженых «Семика и Семичихи»; «похороны кукушки» и т. п. Лит.: Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. С. 188-227. Л. Н. Виноградова < SMES

Похожие публикации