Самые известные древнегреческие ораторы. Знаменитые ораторы древней греции Самый известный оратор древней греции

Введение.............................................................................................................. 3

1. Греческий оратор Лисий.............................................................................. 4

2. Греческий оратор Демосфен........................................................................ 5

3. Риторика Аристотеля................................................................................... 9

Заключение...................................................................................................... 10

Список использованной литературы........................................................... 11

Введение

Известно, что ораторское искусство развивается наиболее успешно там, где существуют благоприятные условия для участия всех граждан в общественной и политической жизни страны. В глубокой древности такие условия существовали в Греции, главным образом в Афинах, где классовая борьба и демократическая форма правления достигли наивысшего уровня. Афиняне (как и вообще греки) ценили красивую и содержательную речь. Они создали теорию ораторского искусства – риторику и обучали этому искусству почти всех граждан от мала до велика. Выдающимся оратором Древней Греции справедливо считается Перикл, который в V веке до н.э. более 15 лет правил Афинами. Речи Перикла отличались глубиной мысли, красотой формы и правдивостью, перед которой не могли устоять даже враги. Выступая с речами, Перикл всегда учитывал настроение и запросы своих слушателей и, что особенно поучительно, тщательно обрабатывал свои речи и следил за точностью и выразительностью их произнесения.

Общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – во всех случаях, которые только можно себе представить. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.

Цель работы: описать деятельность великих ораторов в Греции.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

Описать деятельность греческого оратора Лисия;

Описать деятельность греческого оратора Демосфена;

Раскрыть риторику Аристотеля.

1. Греческий оратор Лисий

Огромной популярностью в конце V и в начала VI века до н. э. пользовался в Афинах блестящий греческий оратор Лисий. Будучи представителем так называемого судебного красноречия, Лисий обладал замечательной способностью перевоплощения. Сочиняя речи для своих подзащитных (в Древней Греции подсудимый сам произносил свою защитительную речь), он абсолютно точно отражал в них характер того, кто будет эту речь произносить. Но главная особенность Лисия как оратора заключалась в том, что он был остроумным рассказчиком и так рассказывал о событиях, служивших темой судебного разбирательства, что присутствующие буквально покатывались со смеху. Обладая простым и вместе с тем необыкновенно ярким слогом, Лисий правильно понимал природу устной речи и неоднократно подчеркивал важнейшую её черту-неповторяемость. Он говорил, что однажды произнесенная речь не должна больше повторяться в той же аудитории, иначе она теряет свою оригинальность и выразительность.

Лисий считал, что речь оратора должна походить на импровизацию. И его собственные речи действительно напоминали импровизацию, но только напоминали, так как на самом деле они были всегда строго продуманы и тщательно отработаны. Образное повествование, юмор, отсутствие ложного пафоса, экономия изобразительных и выразительных средств-лучшие качества речи Лисия.

2. Греческий оратор Демосфен

Наряду с Периклом и Лисием, большой популярностью пользовались ораторы Горгий, Антифан, Исократ. Но самым замечательным оратором Древней Греции был Демосфен. Слава его была столь велика, что само имя Демосфен сделалось синонимом к слову оратор. Любопытна и поучительна история его жизни. Родившись в 384 году до нашей эры, Демосфен уже в юношеские годы выступил на суде с обвинительной речью против своих опекунов.

Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком. Как-то раз еще в ранней юности Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда послушать речь знаменитого оратора. Мальчик видел, как толпа народа провожала рукоплесканиями оратора, и удивлялся силе красноречия, которая покорила всех. С тех пор он бросил все другие занятия и игры со своими сверстниками и стал усиленно упражняться в красноречии. Он твердо решил сделаться оратором. Но, прежде чем выступать перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя, писать судебные речи для других. Такое занятие оплачивалось в Афинах довольно хорошо, и молодому человеку удалось не только прокормить свою мать и сестру, но и сделать некоторые сбережения. Однако составление речей не могло удовлетворить Демосфена: он был пламенным патриотом и мечтал посвятить свои силы общественной деятельности.

Он сделался логографом-составителем речей для подзащитных и, задумав стать оратором, начал усиленно заниматься ораторским искусством.

Первое выступление молодого оратора перед народом кончилось печально: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речи. Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил звука "р"), у него была дурная привычка подергивать плечом, и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Вторая его попытка выступить с речью перед народным собранием также оказалась неудачной. Упав духом, закрыв лицо, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним шел один из друзей, известный афинский актер. Они пошли вместе. Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей. "Все это так, - отвечал актер, - но я попробую помочь твоему горю. Прочти мне какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида". Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Он понял теперь, как много красоты придает речи выразительность, которой ему не хватало, и с удвоенным усердием принялся за работу. Итак, Демосфен решил во что бы то ни стало исправить все недостатки своей речи. Чтобы никто ему не мешал, он уединился; обрил затем себе полголовы, чтобы не выходить из дома, пока волосы не отрастут. В день по нескольку часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он набирал в рот камешки и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук "р", он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался на гору или гулял по берегу моря, причем старался заглушить своим голосом шум волн. Иногда молодой человек не выходил по два, по три месяца, пока, наконец, совершенно не овладел голосом и жестами. После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал выдающимся оратором. Однако он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам при свете лампы он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово. Все это дало впоследствии повод противникам великого оратора упрекать его в отсутствии вдохновения и природных способностей. Как-то раз один из недругов даже бросил ему упрек: "Твои речи пахнут маслом", то есть "Ты сидишь над ними целыми ночами при свете масляного светильника". Но даже враги, наконец, вынуждены были признать силу и мастерство его красноречия. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни; он то говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувства, передавая им свою горячую веру в правоту защищаемого дела. Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он начал принимать участие в государственных делах и всю силу своего ораторского дарования обратил против самого опасного врага всех греков - македонского царя Филиппа.

Однако природа наделила его слабым голосом, косноязычной речью и нервным подергивание плеча. Чтобы избавиться от косноязычия и развить голос, Демосфен уходил на берег моря, набирал в рот морские камешки и часами упражнялся в произношении речей, стараясь заглушить шум прибоя. Подвесив меч к потолку так, чтобы острие его подходило к самому плечу и кололо его при каждом подергивании, Демосфен избавился и от другого своего недостатка. Тогда он решил, что пришло время выступить в качестве оратора. Однако первое его выступление на этом поприще завершилось полным провалом. Видя перед собой человека небольшого роста, сильно волнующегося, произносящего речь слабым голосом, впечатлительные и прямые афиняне не дали ему даже закончить её. К великому огорчению Демосфена, его вторая попытка выступить с речью тоже не имела успеха. В ужасе закрыв лицо руками, чтобы никто не видел краски стыда на его щеках, он убежал домой и спрятался в тёмном углу. Казалось, всё было потеряно. Но у Демосфена был друг, знаменитый греческий актёр Сатир, который решил помочь ему в несчастье. Показав Демосфену прочитать отрывок из трагедии Софокла, Сатир, ничего не говоря, принялся сам читать это место как опытный актёр, и Демосфен сразу понял, в чём заключались его собственные недостатки. С тех пор он начал под руководством Сатира заниматься дикцией, постановкой голоса и манерой произнесения речи. Проделав огромную работу, Демосфен снова выступил перед афинянами, и те бурно приветствовали его.

Демосфен горячо любил свою родину, и все его речи носили пламенный, патриотический характер. Противники Демосфена называли его "диким зверем", столь страстной была манера его речи, отличавшаяся высоким пафосом, разящей убедительностью и разнообразием. Он тщательно готовился к каждому выступлению и до глубокой ночи засиживался перед своими речами, каждая из которых была орудием политики, направленной на защиту своей родной страны.

Опыт Демосфена убеждает нас в том, какое огромное значение имеет тема и главная цель выступления. Демосфен доказал, что даже те, у кого имеются физические недостатки, могут избавиться от них путём вдохновенного труда и стать хорошими ораторами.

3. Риторика Аристотеля

Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции, острая необходимость в таких выступлениях способствовали созданию теории ораторского искусства, которая нашла наиболее яркое выражение в риторике Аристотеля. Гениальный мыслитель, философ и ученый, Аристотель уделяет огромное внимание стилю речи. По его мнению смешение разных стилей в речи оратора-крупнейший недостаток, избавиться от которого нужно в первую очередь. Главным достоинством стиля Аристотель считал ясность мысли и умение донести её до слушателя простыми точными словами. Стиль должен соответствовать предмету речи. и правильно выражать "чувства и характер" оратора. По мнению Аристотеля, оратор не должен говорить "слегка" о важных вещах и торжественно о пустяках, не должен уснащать свою речь большим количеством эпитетов, сравнений и метафор, и только при случае (в целях наглядности) пользоваться этими выразительными средствами. Огромное значение придаёт Аристотель содержанию речи и её структуре (построению). Он рекомендует придерживаться некоторых элементов ораторского искусства:

1. Изобретение (тщательная подготовка) материала.

2. Форма (план) расположения материала.

3. Запоминание (освоение) материала.

4. Правильное словесное выражение материала.

5. Правильное произнесение (интонирование) материала.

Кроме того Аристотель высказал много ценных и тонких замечаний об умении оратора обращаться с аудиторией, возбуждать её внимание остроумной шуткой, лирическим отступлением и т. п. Многое из того, что предлагал Аристотель, не потеряло своей силы и до сих пор и может быть с успехом использовано для овладения мастерством устной речи.

Заключение

Самым великим оратором Древней Греции по праву считается афинянин Демосфен, родившийся и умерший год в год с Аристотелем. Первые годы своих занятий по ораторскому искусству Демосфен провел, тренируясь либо в полном одиночестве, либо под надзором одного лишь учителя. Поэтому, чувствуя свою уязвимость перед уловками более опытных в публичном красноречии оппонентов, Демосфен выработал у себя такую манеру выступления, при которой практически не оставалось места для импровизации, а выкрики и замечания противников игнорировались или парировались заранее подготовленным текстом.

В своих речах Демосфен, в отличие от Аристотеля, делал ставку на воздействие публичного выступления на психику людей, на их волю и эмоции. Такому воздействию способствовали отлично поставленный голос Демосфена и тщательно проработанный им текст речи с опорными и кодовыми фразами. Каждая такая фраза, в сочетании с превосходно отработанной мимикой и жестикуляцией, поэтапно трансформировала психику масс в нужном оратору направлении так, что люди сами не замечали момента, когда под воздействием речи Демосфена переходили на его сторону, даже будучи изначально настроенными против идей выступающего...На вопрос: что составляет самое существенное достоинство оратора, - Демосфен неизменно отвечал: "Во-первых, произношение, во-вторых, произношение и, в-третьих, опять-таки произношение".

Список использованной литературы

1. Борухович В. Демосфен. - М., 1985.

2. Борухович В. Ораторское искусство Древней Греции. // Ораторы Греции. - М., 1985.

3. Гаспаров М.Л. Ораторы Греции. М., 1995.

4. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. - М., 1994.

5. Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид. М., 1988.

6. Корнилова Е.И. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 2002.

7. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.

8. Кузнецов И.Н. Риторика. Минск, 2000

9. Львов М.Р. Риторика. М., 1996.

10. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. М., 1989.

11. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

12. Ораторы Греции: пер. с древнегреч. – М.: Худож. лит., 1985. – 495 с.

13. Радциг С.И. Демосфен – оратор и политический деятель // Демосфен. Речи. - М., 1954.

Борухович В. Ораторское искусство Древней Греции. // Ораторы Греции. - М., 1985. – с.11

Ораторы Греции: пер. с древнегреч. – М.: Худож. лит., 1985. – с.241

Радциг С.И. Демосфен – оратор и политический деятель // Демосфен. Речи. - М., 1954. – с.45-46



Для того чтобы иметь власть, человеку нужно, в первую очередь, быть хорошим оратором. Эта истина проста и вечна – мы можем наблюдать ее подтверждение и на современных примерах, и в биографии великих исторических личностей.

О том, как важно красноречие, знали и в Древней Греции – именно там и возникла риторика, как отдельный вид искусства.

На самом деле, в развитии ораторского мастерства имеет особенное значение – первые предпосылки возникли еще в 5 в до н. э., а уже в качестве отдельной системы риторика в Древней Греции зародилась в 3-2 вв до н. э., а в 1 в н. э. риторика уже распространилась из Греции в Рим, сочетая в себе удивительное переплетение направлений искусства и научных знаний.

Против софистики выступали выдающиеся ораторы в Древней Греции, развитие риторики для которых имело огромное значение:

  • Сократ;
  • Платон;
  • Демосфен.


Риторика в Древней Греции развивалась стремительно – каждый выдающийся мыслитель презентовал народу свои труды, чтобы граждане государства могли овладевать искусством слова. Обнародовались книги (труды Аристотеля о риторике были опубликованы в целых трех частях), проводились публичные выступления – у всякого свободного человека появилась возможность научиться выражать свои мысли так, чтобы они были интересны окружающим.

Все труды древнегреческих философов, направление на развитие риторики, в качестве базы имели единые постулаты:

  1. Красноречие человеку дано природой. Этот навык – такой же, как умение самостоятельно ходить или драться, он уже заложен в человеке, как часть его социальной природы. Для того чтобы уметь им пользоваться, нужно делать все то же – пытаться, тренироваться и учиться, тогда умение придет.
  2. Нельзя выступить перед народом, если не можешь грамотно и красиво донести свои идеи. Каждый свободный человек волен обнародовать свои мысли, но право на это в греческой цивилизации может дать только .
  3. Речь, произнесенная любым свободным человеком перед народом, должна относиться к одной из категорий: судебная, военная, учебная, деловая.
  4. Красноречие имеет три главных составляющие: логическую мысль, слово, как единицу речи, и нравственность, как направление мысли.

Древнегреческая риторика стала уже полноценной наукой, которой была возможность обучиться. Были и люди, которые проводили обучение, – ими являлись те мыслители, труды которых взывали к необходимости ораторского искусства в обществе их современников и в любом возможном будущем.

Обучение риторике было систематизированным и состояло из следующих этапов:

  • Развитие содержательности речи – умения подобрать нужные слова для того, чтобы обозначить те или иные явления. Слово воздвигалось в отдельную ценность, которой не следовало разбрасываться впустую.
  • Запоминание речи – для того, чтобы связно и красиво донести свою мысль, человек должен всегда помнить, что он уже успел сказать.
  • Развитие умения не только правильно произнести слова, но и расположить к себе людей, оттачивание навыков обаяния. Для того чтобы любая мысль получила отклик в народе, этому народу нужно было понравиться.


Дальнейшее развитие

Развитию греческой риторики способствовал целый ряд обстоятельств, характерных для античного общества 5-2 вв до н. э.:

  1. в рабовладельческом обществе все еще сохранялось строгое деление на вольных и невольных людей, но свободный человек уже был выдвинут для общества, как отдельная, самостоятельная личность, имеющая энергию и умеющая мыслить (именно для верного выражения своих мыслей и идей и возникла необходимость в навыках красноречия);
  2. появились большие достижения в духовном развитии древнегреческого общества – новых высот достигла экономика, научная деятельность, искусство (для того, чтобы донести новшества до народа, нужно было правильно управлять силой слова);
  3. несмотря на сохранение рабовладельцев, в античной Греции преобладающей политической системой была демократия, что означало – власть, силу и могущество голоса народа. Голос народа должен был как-то выражаться – для того, чтобы гражданин смог быть членом народного собрания, совета пятисот или народного суда, он уже обязан был владеть не только грамотой, но и уметь управлять собственной речью.

Таким образом, древнегреческую риторику нужно воспринимать не только, как возникшую необходимость для сохранения и развития цивилизации, но и как прямой двигатель этого развития. Без этой науки стала бы невозможна демократия (тем более в той форме, в которой мы привыкли видеть ее сейчас), не дожила бы до наших дней судебная система, не возникло бы даже намеков на дипломатию.

Несмотря на то, что риторика возникла в Древней Греции еще в 5 в. до н. э., она все еще остается незаменимым элементом для существования современного общества.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Творческая работа

«Знаменитые ораторы Древней Греции»

Выполнила

Проверила: преподаватель

Оренбург 2010

Введение………………………………………………………… ………………3

  1. Родина ораторского искусства…………………………………………..4
  2. Знаменитые ораторы древней Греции…………………………………..5

Заключение…………………………………………………… ………………..12

Список использованной литературы…………………………………………13

Введение

«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить»,- очень метко и образно заметил один из древнейших философов - просветителей Горгий. Однако слово - это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово - могучее средство самовыражения, этой насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?

Ответ на эти и другие вопросы, связанные с умением владеть словом, дает риторика (от греч искусство красноречия) - наука о мастерстве «убеждать, увлекать и услаждать» речью (Цицерон).

А кто же такой оратор? 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-нибудь; 4) человек, обладающий даром речи.

Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить публично приходится каждому школьнику, студенту, который готовит сообщения к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудачные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может припомнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого учителя, или кого-то из своих сверстников.

Для того, чтобы быть отличным ритором нужно знать историю риторики, с чего она началась, как развивалась, как оценивали слово древние ораторы. В этом и заключается актуальность данной темы.

Родина ораторского искусства

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись»

Долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать и теорию ораторского искусства - риторику. Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиция связывает с именами софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.).

Знаменитые ораторы Древней Греции

Горгий

Получил признание и внес свой вклад в теорию красноречия софист Горгий из Леонтины (485-380 гг. до н. э.). Горгий был одним из первых ораторов нового типа - не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости». Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). Современники Горгия - софисты Фразимах, Протагор и другие - продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.

Демосфен

Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65.

Перикл

Афинский политический деятель, сын Ксантиппа, вождь демократической партии, знаменитый оратор и полководец. Постоянное общение с крупнейшим мыслителем того времени безусловно содействовало умственному развитию и ораторскому таланту Перикла. С его именем связано представление о поре расцвета афинской демократии, греческой литературы и искусства. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь , знаменитыми постройками (Парфенон , Пропилеи и пр.). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век ).

Фемистокл

Афинский государственный деятель и полководец периода греко-персидских войн (500–449). С 493/492 неоднократно занимал высшие должности – архонта и стратега.

Еще в детстве Фемистокл, по отзывам всех, был полон бурных стремлений, по природе умен и сам развивал в себе наклонность к подвигам и к общественной деятельности. Так, в часы отдыха и досуга, покончив с учебными занятиями, он не играл и не оставался праздным, как другие дети, но его находили обдумывающим и сочиняющим про себя какие-нибудь речи. Темою этих речей было обвинение или защита кого-нибудь из детей. Поэтому учитель его не раз говаривал ему: «Из тебя, мальчик, не выйдет ничего посредственного, но что-нибудь очень великое, – или доброе, или злое!» Действительно, тем предметам, которые изучаются для развития нравственности или для удовольствия и благородного времяпрепровождения, Фемистокл учился лениво и неохотно; но то, что преподавалось для развития ума или для практической жизни, он, как видно, любил не по годам, рассчитывая на свои природные дарования. Поэтому впоследствии, когда во время развлечений, носящих название благородных, светских, люди, считавшие себя воспитанными, насмехались над ним, ему приходилось защищаться довольно грубо и говорить, что лиру настроить и играть на псалтири он не умеет, но, если дать ему в распоряжение город безвестный, ничем не прославившийся, то он сможет сделать его славным и великим.

Исей

Исей из Халкиды - один из десяти (декады) канонических афинских ораторов. Фактически он был логографом, т. е. автором написанных на заказ судебных речей, предназначенных для оглашения в дикастерии (суд в Афинах).

Исей учился у Исократа, а сам был наставником Демосфена. Сохранились 11 речей Исея (в античности их существовало 50; кроме того, ему приписывался трактат по риторике). Исей писал на чистейшем аттическом диалекте, его стиль оказал некоторое влияние на Демосфена. Исея читают ныне куда реже, чем Лисия и Демосфена, в основном потому, что сюжеты его речей весьма однообразны. Все 11 речей посвящены делам о спорном наследовании и усыновлении, по которым Исей, вероятно, специализировался, и потому его тексты стали для нас основным источником по данному вопросу.

Исократ

Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Происходил из зажиточной прежде, но разорившейся афинской семьи. Смолоду он тоже был вынужден избрать себе профессию логографа, впоследствии открыл ораторскую школу с высокой платой за обучение, из которой вышли многие политики, ораторы и писатели.

В школе Исократа были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие части: 1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей;

2) изложение предмета выступления, сделанное с возможной убедительностью;

3) опровержение доводов противника с аргументацией в пользу собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.
Как мастер красноречия, Исократ считался в древности высшим авторитетом - о популярности его произведении говорит большое количество отрывков из его речей, найденных на папирусах.

Сократ

Древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Свои способности и гражданскую позицию эллины демонстрировали прежде всего в общественной жизни. Одним из ярких проявлений культуры античной Греции было ораторское искусство. Его взлет связан с условиями жизни в полисе, когда любая информация передавалась изустно. Необходимость отстаивать свои взгляды и убеждать сограждан в своей правоте в дебатах в народном собрании, суде присяжных и т. п. необычайно возвысила искусство владения звучащим словом.

Анализируя искусство красноречия, Аристотель разделил все речи на три вида: совещательные, или политические, судебные (обвинительные и защитительные) и эпидейктические, или торжественные. Цель речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, эпидейктических – хвалить или порицать.

Огромная роль звучащего слова в жизни древних греков вызвала потребность в риторах – учителях красноречия. Так появляется риторика – ораторское искусство, а овладение риторикой становится высшей ступенью античного образования.

Известным философом и учителем красноречия был Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н. э.) из сицилийского города Леонтина. Когда он в 427 г. до н. э. прибыл в Афины, то был с восторгом принят как оратор и учитель риторики. Горгий выступал перед афинянами с защитительными речами на мифологические сюжеты. До нас дошли две из них: «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», в которых Горгий убедительно, с блестящей аргументацией доказал невиновность мифологических персонажей. Среди речей Горгия немало и образцов торжественного красноречия. Например, в «Надгробном слове» оратор высокопарным слогом прославляет греков, павших при защите отечества.

Для повышения психологического воздействия на слушателей Горгий первым использовал в ораторской речи поэтические приемы: антитезу, метафоры и сравнения, ритмическое членение речи и даже рифмованные концовки (они получили название горгиевых фигур). Горгий учил не только оформлению материала, но и принципам его подачи: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьезностью». Свою теорию ораторского искусства ритор, имевший много учеников и последователей, изложил в специальных сочинениях. Он оказал огромное влияние на ораторов Лисия и Исократа, на историка Фукидида. Философ Платон в диалоге «Горгий» подробно разбирает мастерство знаменитого оратора.

Самым распространенным ораторским жанром в античной Греции были судебные речи. В жизни эллинов, и особенно афинян, славившихся своим сутяжничеством, суд занимал очень большое место. Чтобы решать дела в суде, гражданину надо было не только знать законы, но и уметь привлечь симпатии присяжных заседателей на свою сторону. Знаток риторики Дионисий Галикарнасский поучал: «Когда судьи и обвинители – одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным». Произнести убедительную и яркую речь было по силам не каждому. Эти обстоятельства привели к появлению логографов – опытных сочинителей речей для тяжущихся сторон. Бывали случаи, когда один и тот же логограф составлял речи и для истца, и для ответчика.

Прославленный логограф и мастер судебного красноречия Лисий (ок. 435-380 до н. э.) происходил из семьи метека. Риторское образование он получил в южноиталийском городе Фурии у известных софистов. Вернувшись в Афины на правах метека, он целиком посвятил себя деятельности логографа и написал более 230 речей (из них сохранилось целиком и в отрывках около 30). Для ораторского стиля Лисия характерна убедительность в представлении обстоятельств дела. Он излагает события просто, лаконично и выразительно. Обрисовывая характер человека, Лисий наделяет его адекватным статусу языком. Пожалуй, наиболее полно его мастерство проявилось в речи «Против Эратосфена», где оратору удалось нарисовать яркую картину злодеяний афинских тиранов, которые, прикрываясь высокими фразами, потворствовали грабежам и убийствам. А в знаменитой речи Лисия в защиту инвалида с большим художественным мастерством был нарисован портрет престарелого афинского гражданина, получавшего пособие от государства по инвалидности. Своими речами Лисий заложил основы европейского судебного красноречия.

Одним из знаменитых учеников Горгия был Исократ (436-338 до н. э.), ставший непревзойденным мастером торжественного красноречия. Из-за своей застенчивости и слабого голоса Исократ сначала был логографом, затем основал в Афинах риторскую школу, получившую известность по всей Греции. До нас дошла 21 его речь, наиболее известными из которых являются «Панегирик», «Филипп», «Панафинейская речь», а также похвальное слово кипрскому царю Эвагору. Исократ жил в эпоху кризиса полисного строя и в своих речах пытался сформулировать политическую программу спасения Эллады путем объединения всех греков для совместного похода против варваров. Он предлагал войны, охватившие Грецию, перенести в Азию, богатства Азии – в Европу, а союз греческих полисов – отдать под власть монарха богатого и сильного государства (наиболее подходящей фигурой для этой роли он считал Филиппа II, царя античной Македонии).

В школе Исократа были выработаны принципы построения речи оратора. Она должна включать введение, чтобы привлечь внимание слушателей, основную часть, содержащую убедительную и яркую систему доказательств, а также опровержение доводов противника и, наконец, заключение, где подводится итог всему сказанному. Стиль оратора характеризуют многочисленные речевые украшения. Выступления Исократа отличает ритмическое членение речи, плавность изложения, использование изысканных риторических приемов и т. п. Оратор стремился, чтобы прозаическая речь звучала так же изящно и гармонично, как и поэтическая. По признанию современников, его речи были ориентированы скорее на читателя, чем на слушателя. Риторическое искусство Исократа и его идеи единения греческого мира оказали огромное влияние на современников и получили дальнейшее развитие в эпоху эллинизма.

Величайшим оратором античности, мастером политического красноречия был Демосфен (ок. 384-322 до н. э.). Он родился в семье богатого афинского гражданина, но после смерти отца имуществом сироты обманом завладели опекуны. Обладавший слабым голосом и плохой дикцией юноша, казалось, не имел никаких шансов преуспеть в риторике. Но упорным трудом ему удалось преодолеть свои недостатки и стать блестящим оратором. Для современников и потомков Демосфен предстает патриотом Афин, идейным вождем в борьбе за сохранение Элладой своей независимости.

Большинство выступлений Демосфена (оратору приписывают 61 речь, 56 вступлений к речам и 6 писем) посвящено актуальным политическим вопросам, волновавшим афинских граждан. Поэтому, в отличие от текстов Исократа, рассчитанных на декламацию перед небольшой группой слушателей, страстные речи Демосфена были ориентированы на массовую аудиторию. Наиболее ярко политическая позиция оратора раскрывается в так называемых «Филиппиках» (восемь речей: три «Олинфских», три «Против Филиппа», «О мире», «О делах в Херсонесе»), объединенных единой темой борьбы против македонского царя Филиппа II. В них Демосфен призывал сограждан к созданию эллинской коалиции против македонской опасности.

В его речах нет обстоятельных длинных вступлений, оратор быстро переходит к главной теме. Чтобы привлечь аудиторию на свою сторону, Демосфен говорит короткими фразами, динамичными и напряженными, использует и высокий стиль, и разговорную речь. Оратор искусно вводит и воображаемые диалоги с противниками, и риторические вопросы, и антитезы, и метафоры, и «фигуры умолчания», предлагая слушателям самим делать выводы. Выдающийся мастер публичного красноречия классической эпохи, Демосфен стал образцом для многих выдающихся ораторов античности.

Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

35. А где же искусство? В самом деле, почему ничего не осталось от хазар, тогда как хуннские курганы полны шедевров, тюркские и половецкие «каменные бабы» обнаружены в огромном числе, уйгурские фрески украшают галереи Эрмитажа и Берлинского музея и даже от древних

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

3. Искусство Вторжения германцев не нарушили сколь-нибудь чувствительным образом развитие искусства в Средиземноморье. В искусстве влияние Востока не только сохранилось, но становилось все более и более преобладающим. Влияние культурных традиций Персии, Сирии и Египта

автора Куманецкий Казимеж

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО Усердие софистов, их стремление привить молодежи навыки искусного спора, аргументированных прений на любые темы породили устойчивый интерес греков и прежде всего обитателей демократических Афин к судебным речам. Большую популярность приобрели

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО После утраты Грецией независимости искусство красноречия, не находя себе применения в политической жизни, должно было, казалось, сойти на нет. Но этого не случилось. Вытесненное с аго. ры, из политической сферы, оно нашло прибежище в школах риторики.

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО Обострение политической борьбы и пример греков побудили активных участников событий больше заботиться о публикация своих политических и судебных речей. Если в III в. до н. э. Аппий Клавдий, а в первой половине 11 в. до н. э. Катон Старший составляли в

автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство Отечественные киномастера 1920-х гг. внесли выдающийся вклад в развитие не только советского, но и мирового кинематографа. Наибольшую известность приобрели фильмы «Октябрь», «Броненосец „Потемкин“», «Стачка» С. Эйзенштейна, «Мать» В. Пудовкина, «Арсенал» и

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство Едкая сатира на «советские» нравы (правда, относящая отрицательные явления на счет «пережитков прошлого»), реалистический взгляд на проблемы истории и современной жизни, тонкий лиризм, - все это с большой силой отразилось в киноискусстве 1950–1960-х

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство Несмотря на жесткие цензурные условия, говорить о силовой и художественной унификации сфер искусства в 1960–1980-х гг. уже невозможно.Политика прямых и жестких запретов начала уходить в прошлое. Однако полностью от нее и не отказались: оказались на пресловутой

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство Кинематографисты оказались первыми среди тех, кто внес свой вклад в дело духовной «перестройки» общества. Фильм «Покаяние» Т. Абуладзе разоблачал произвол 1930-х гг. Многие картины были посвящены сатирическому описанию нравов бюрократии. Общественный отклик

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство В числе наиболее заметных кинопроизведений 1990-х - «Урга» и «Утомленные солнцем» Н. Михалкова, «Ревизор» А. Газарова, «Брат» А. Балабанова, «Небо в алмазах» В. Пичула, «Ширли-мырли» В. Меньшова, «Страна глухих» В. Тодоровского. Получили признание новые актерские

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Ораторское искусство Очень показательно, что на рубеже V и IV веков до н. э., в период четко обозначившихся тенденций начала кризиса полисной системы, появляется еще один жанр эллинской литературы – произведения ораторов, мастеров красноречия и риторики. В это время,

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

Следует отметить, что период V-VI вв. до н. е. в Древней Греции был не только периодом создания теоретических трудов по риторике, это был период также выдающихся ораторов.

Прежде всего, как отмечалось выше, ораторское искусство было тесно связано с политической деятельностью. Известным политическим оратором был Перикл. Его речи не сохранились. Однако можно говорить о его красноречие на основе отзывов современников. В частности, Перикл всегда готовился к выступлениям. Когда из аудитории звучали призывы к выступлению, то он нередко отказывался, ссылаясь на то, что не успел подготовиться. Во время речи Перикл держался спокойно, выражение его лица почти не менялся, он не жестикулировал, никогда не смеялся и не смешил аудиторию забавными рассказами.

О Перикла как выдающегося оратора свидетельствует такая история того времени: спартанский царь Архидам спросил Фукидида - представителя аристократической партии, политического противника Перикла - о том, кто из них является более искусным в борьбе. Фукидид ответил:

"Если я в борьбе повалю Перикла, то он скажет, что не упал, поэтому окажется победителем и убедит в этом тех, кто это видел".

Наиболее известными древнегреческими ораторами были Лисий и Демосфен. Лысый (примерно 459-380 гг. До н. Э.) Был вынужден стать оратором через жизненные невзгоды. Свою первую речь он произнес, когда ему уже шел шестой десяток. Вследствие олигархического переворота (404 г. до н. Э. Е.) Лисий разорился и был вынужден выступить в качестве обвинителя на процессе против виновника гибели своего брата. Затем он выбрал себе профессию логографа. Логограф - это тот человек, который создавал речи для других.

Среди преимуществ Лисия следует отметить его способность готовить материал в ^ достаточно небольшие сроки, устанавливались афинским судом. Его речи отличались краткостью и четкостью мысли. Это обеспечивалось стремлением использовать слова в их собственном смысле, избегать смелых метафор, поэтических выражений и тому подобное. Позже стиль Лисия был признан образцом аттикизму и стал примером для подражания.

Наиболее интересным оратором Древней Греции был, наверное, Демосфен (384-322 гг до н. Э.). Его фигура, в частности, показывает, что для успеха оратора природные задатки не является главными. Главным является постоянная тренировка как мысли, так и слова. С детства Демосфен обладал слабым голосом и шепелявил. Эти недостатки, а также нерешительность, с которой он держался на публике, привели к провалу первых его выступлений. Однако он был очень упорным человеком: свои физические недостатки он преодолевал постоянными упражнениями. Свою невыразительную произношение Демосфен пытался исправить тем, что набирал в рот камешки и старался ясно и разборчиво читать отрывки из стихотворений. Слабый голос улучшал тем, что выходил на берег моря и звуком своего голоса пытался заглушить шум прибрежных волн.

Известный оратор считал, что убедительности словам предоставляют тон и манера произнесения. В связи с этим Плутарх в биографии Демосфена вспоминает такой случай. Однажды к Демосфена обратился грек с просьбой выступить в суде и защитить его, потому что его избили:

"Но ты не пострадал от этого!" - Сказал ему оратор. "Ничего себе не пострадал!" - Воскликнул грек во весь голос. "Вот теперь, - ответил Демосфен, - я действительно слышу человека, пострадавшего".

Кроме этого, Демосфен тщательно изучал речи, которые слышал и по памяти пытался восстановить ход рассуждений. К собственным словам или слов других людей придумывал возможные поправки и способы выразить те же мысли другими словами. Он никогда не выступал без предварительной подготовки. Сам Демосфен признавал, что хотя и не пишет всей речи полностью, однако совсем без предварительных набросков не выступает. При этом он говорил, что тот, кто готовит речь заранее, по-настоящему преданный народу, что в этом и заключается служение ему. По мнению Демосфена, проявлять равнодушие до того, как воспримет речь большинство аудитории, значит сочувствовать олигархии и рассчитывать больше на принуждении, чем по убеждению.

Эта постоянная предварительная подготовка к выступлениям еще раз свидетельствует, что для ораторского мастерства важно не только природное дарование, но и упорный труд. В конце концов Демосфен преодолел свои физические недостатки.

Достаточно известны речи Демосфена против македонского царя Филиппа. По преданию, сам Филипп Македонский, когда прочитал одну из них, заметил: "Если бы я слышал Демосфена, я сам бы проголосовал за него как за вождя в борьбе против меня".

Похожие публикации