Рождественская омела или ветка поцелуев. Рождественская омела - история традиции

Доктор биологических наук Б. ГОЛОВКИН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Америке растет похожий на омелу форадендрон желтоватый (Phoradendron blauescens).

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Западной Австралии встречается ближайший родственник омелы и форадендрона - нуитсия обильноцветущая (Nuytsia floribunda). К Рождеству она покрывается множеством желто-оранжевых цветков.

А теперь немного о том, каким образом омела стала знаменитой.

Древнеримский ученый Плиний Старший еще в I веке нашей эры описал кельтских жрецов - друидов, живших на территории нынешней Англии. Среди волшебных трав, которыми пользовались друиды, омела занимала одно из ведущих мест в борьбе с нечистой силой. Может быть, в связи с таким свойством это сохраняющее свою зелень зимой изящное растение стали впоследствии использовать и в качестве традиционного рождественского украшения.

Рождественское увлечение омелой имело еще одну сторону - игровую. Поцелуй под висящей на потолке омелой считался приносящим вечную любовь и, как думали в старину некоторые чопорные англичане, должен привести к неизбежному браку. Можно себе представить, сколько семейных союзов зарождалось в Рождество под омелой!

Объяснение этому обычаю можно найти в скандинавских сагах. Бальдур, бог мира, был ранен стрелой, сделанной из омелы, и исцелен от раны по просьбе других богов и богинь. После этого омелу отдали во власть богини любви, которая установила, что каждый проходящий под омелой должен получить поцелуй в доказательство того, что эта ветвь стала эмблемой любви, а не ненависти.

Вместе с первыми переселенцами английский обычай перекочевал за океан - в Америку. Но поскольку в Америке омела не растет, ее место занял в домах похожий на нее форадендрон (Phoradendron).

Почитание отдельных растений мы встречаем в верованиях и обычаях не только древних друидов и современных англичан и американцев. Еще у наших предков - славян существовали предметы - обереги. Само название подсказывает их назначение: оберегать людей от несчастий, в первую очередь от притязаний нечистой силы. В. И. Даль так определяет оберег: "талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней и пр.".

Оберегами были не только камни с магическими свойствами, но и некоторые растения.

Осина, в частности, отваживала русалок, вредивших крестьянским посевам. В Полесье существовал весенний обряд "проводов русалки", который сопровождался песней:

Проведу русалку, проведу,
Дай осинкою заломлю,
Штоб русалочка не ходила,
Мого житечка не ломила.

Оберегом от русалок стала также полынь: они боялись ее запаха. Неприятны им были и другие травы: хрен, чеснок, любисток.

Осиновый кол издавна считался лучшим средством усмирения "ходячего" покойника и вампира. Его вбивали в могилу или ставили на ней осиновый крест, а умерших колдунов и утопленников сжигали на костре из осиновых дров. Осина изгоняла многие болезни, особенно связанные с лихорадочными явлениями: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!".

От нечистой силы, а также от болезней оберегала людей береза (не нечистую ли силу изгоняли из себя березовыми вениками в бане?).

Ведьмы боялись крапивы и мака, им посыпали дом и хлев. У французов же оберегом от ведьм считалось льняное семя, которое носили в кармане или насыпали в сапог. Поляки эти же свойства находили у любистока, мяты, цветков конопли, юго-западные славяне и итальянцы - у чеснока.

На Украине оберегом от нечистой силы и болезней был барвинок. Возможно, именно эти его свойства имели в виду, когда из барвинка плели свадебные венки и делали "квитки" - маленькие букетики для присутствующих на свадьбе гостей.

Для изгнания чертей из постоянных мест их обитания у сербов использовали колючий боярышник, а у русских - чертополох.

Оберегом от лешего считали лутовку - очищенный от коры кусок липового полена. Оберегал жителей от появления дьявола крест из тиса, установленный при въезде в деревню. Верили, что тень от такого креста смертельна для нечистой силы.

Надежным оберегом от болезней у всех славян была верба. Так, сербы и македонцы опоясывались ветками вербы при жатве, "чтобы не болела спина". Объясняли тогда это так: "Я обвенчал свою болезенку с вербочкой".

Вспомним, что в древнегреческих мифах многие герои кончали свою жизнь тем, что превращались богами кто в лавр, кто в гиацинт, нарцисс, сирень, давая им свои имена.

Дриады - лесные нимфы - покровительствовали посвященным им рощам и отдельным деревьям и преследовали нечестивых дровосеков, срубивших их. Поэтому-то и сохранялись неизменными, неприкасаемыми священные рощи, где росли уникальные деревья. Для южных славян был характерен культ дуба, который считался деревом, посвященным Перуну, для восточных и отчасти западных славян - культ березы и в меньшей степени клена, липы и вербы. В то время существовали праздничные дни и даже недели, связанные с тем или иным растением. Последняя неделя перед Троицей (в июне) называлась русалии или Русальной неделей. Предполагают, что русалии - это видоизмененный религией славян античный праздник роз - розарий, или розалий. В нем же лингвисты видят этимологическую, смысловую основу самого названия "русалки" - божества диких роз, шиповника. Впоследствии эта основа была нашими предками, видимо, утереяна и Русальная неделя обходилась без роз, хотя венки из цветов для девушек плелись обязательно. Участницы праздника выбирали одну девушку, исполнявшую роль русалки, наряжали ее в праздничные одежды и украшали венком или даже несколькими венками. В последний день Русальной недели эту "русалку" выводили в поле ржи, на берег реки или на кладбище. Русалий венок летел за ограду, на костер или в воду, а девушки, подружки русалки, поспешно разбегались, чтобы та их не догнала.

В народном календаре до сих пор бытуют праздники, связанные с растениями: Яблочный Спас, Вербная неделя, Цветное (Цветочное) воскресенье, Кленовая суббота, Ореховый Спас, Травяная пятница. Так, на Вознесение или в Духов день дома украшали ветками лещины, которые считались средством общения с умершими родственниками. На Троицу - 50-й день после Пасхи - обязательно использовалась троицкая зелень: молодые березки, клен, дуб, липа, рябина, орешник.

Считается, что впервые обычай ставить перед жилищами маленькие елки под Рождество появился в Германии лишь в XVI веке. Тогда же елки стали украшать... фруктами, преимущественно яблоками.

В нашей стране рождественские (они же новогодние) елки появились позже. Отмечая начало нового 1700 года 1 января (до этого год в России начинался 1 сентября), Петр I приказывал: "У домов...впредь на воротах учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе у нижней аптеки". Заметьте: здесь нет категоричного указания - елки и ничего иного. Есть еще альтернатива: не только деревья, возможно использование просто веток. Но, несмотря на такие вольности, "учинить" заморскую традицию на Руси долго не удавалось. Лишь в сороковых годах XIX столетия первую "общественную" елку устроили в Санкт-Петербурге жившие там немцы. Казалось бы, затея Петра после этого прочно укоренилась. Однако "немецкие корни" рождественской елке позднее все же припомнили. Случилось это вскоре после начала Первой мировой войны, когда Священный синод запретил елку, "как вражескую, немецкую затею". Запрет этот существовал и в первые годы советской власти, однако позднее елка снова появилась в наших домах, но уже не как рождественская, а как новогодняя.

Лесную красавицу украшали игрушками, фруктами, сладостями, свечками. В канун 1895 года свечки были заменены гирляндами электрических лампочек. Произошло это в Вашингтоне, перед Белым домом. И там же, перед резиденцией Президента США, позднее красовалась самая высокая (более 67 м) рождественская красавица. Об этом можно прочитать в Книге рекордов Гиннесса.

См. в номере на ту же тему

Сегодня венки и шары-подвески из омелы являются обязательным рождественским атрибутом в странах Европы и Америки. Их роль не столько декоративная, сколько романтическая: ведь под омелой принято целовать свою вторую половину и любого другого человека, которому мы симпатизируем. В древности это священное растение обладало глубокой символикой и было окружено множеством легенд, которые сегодня призабылись. Но ведь гораздо интереснее следовать традициям, зная, с чего всё начиналось!


Древняя Британия

У друидов была необычная традиция сбора омелы, причём особым уважением пользовались растения, выросшие на ветвях дуба - это являлось признаком того, что дерево отмечено богами. На шестой лунный день одетые в белые одежды жрецы карабкались на дерево и срезали растение золотым серпом - поскольку, согласно поверьям, омела не должна соприкасаться с железом. Она так же не должна коснуться земли, иначе потеряет свои магические свойства, так что собранные ветви складывали в белый плащ. Правильно добытая омела считалась хорошим лекарством от эпилепсии и служила как ядом, так и лекарством. Для защиты жилища от злых духов пуски омелы подвешивали к потолку, а мечтающие о детях женщины всегда носили веточку омелы при себе.

Скандинавские мифы

В Скандинавии омела служила символом перемирия: даже враждующие викинги, встретившись под ней, складывали оружие и должны были сохранять мир до следующего дня. Корни этого обычая уходят в фольклор. «Новогодняя» скандинавская легенда повествует, что храброму и мудрому богу летнего солнца Бальдру, сыну Одина и богини любви Фреи, однажды приснился сон, говорящий о приближении смерти. Стремясь уберечь любимого сына, Фрея взяла обещание у стихий огня, воды, воздуха и земли, чтобы те не причиняли Бальдру вреда. Она обратилась ко всем животным и растениям с той просьбой, но забыла про омелу, растущую высоко над головой. Тогда злой и коварный бог Локи смазал ядом омелы стрелу, которая убила Бальдра. Но боги сжалились над безутешной матерью и воскресили его (в день зимнего солнцестояния). От радости Фрея стала целовать всех, кого встречала под белыми ягодами омелы, выросшими из её слёз. С тех пор считается, что омела дарит жизнь и исцеляет от болезней, а поцелуй под омелой является залогом всепобеждающей любви.

А ещё под омелой могли примириться поссорившиеся супруги или влюбленные, поскольку у этого растения и жемчужные ягоды, и листья растут попарно - и никогда не расстаются. Пучки этого доброго растения вывешивали над входом в дом - чтобы «всяк сюда входящий» оставил дурные намерения, а путники знали, что найдут здесь приют.

Античные традиции

Обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, происходит и от древнеримских Сатурналий в день зимнего солнцестояния: в этот день проводились свадебные церемонии, и присутствующим разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.

В «Энеиде» Вергилия главный герой по совету Сивиллы добывает «золотую ветвь омелы» и приносит ее в жертву Прозерпине для того, чтобы попасть в подземное царство и увидеть отца. Точно так же растение называли служители культа Дианы: священной роще близ города Ариции существовал «благославлённый» омелой дуб, который охранял «лесной царь», супруг Дианы. Стражем обычно назначался раб, который сохранял этот титул, пока был в состоянии с оружием в руках преградить доступ к дереву другому претенденту на это звание.

Омела в христианстве

Йоль, праздник возрождения Бальдра, Сатурналии - с приходом Христианства на всех этих праздники поставили большой жирный крест, причём в прямом смысле. Чтобы чем-то занять людей, в эти дни решено было отмечать Рождество. Омела, слишком ярко воскрешавшая в умах людей прежние традиции, была названа нечистым растением и стала единственной вечнозелёной ветвью, которую не допускали в церковь.

Но про «дубовые ягоды» люди всё равно не забывали - да и как тут забудешь, когда это практически вся обозримая зелень в течении долгих зимних месяцев! Омела не имеет корней в земле, и люди могли только гадать, откуда она появляется на дереве. В конце концов они решили, что округлые кустики появляются на тех ветвях, в которые ударила молния. Так в Швейцарии, Чехии и Германии омелу стали называть «громовой метлой», и сжигали пучки растения в печи - чтобы уберечь дом от ударов молний и заодно от ведьм и злых духов.

Позже омелу стали называть «птичьим клеем» - и не только потому, что из ягод можно сварить неплохой натуральный клей. Птицы поедают эти дары природы и пачкаются липким соком. Перелетая с дерево на дерево, они чистят клювы об ветки и переносят семена - вот и весь секрет «интимной жизни» омелы.

Возрождение традиций

Интерес к своему прошлому вспыхнул в эпоху Возрождения и больше никогда не покидал людей. Так что в «викторианском» 18 веке омела, наконец, вернулась в Британию, а затем Европу и Америку, - но уже в несколько ином облике. Согласно рождественским обычаям, под ярко украшенными рождественскими венками из ветвей омелы и вечнозеленых растений любые два человека должны поцеловаться и отщипнуть ягодку омелы. Те, кто намеренно поцелуются под таким венком на Рождество, считаются помолвленными - и в наступающем году непременно сыграют свадьбу. Омела так же символизирует удачу и процветание, поэтому во Франции традиционное поздравление звучит как «С омелой в Новом году!»

Все мы привыкли к тому, что символом Нового года и Рождества является или другое хвойное дерево. Но традиция эта свойственна не всем народам. О новогодних растениях разных стран – в предновогодней статье !

Падуб остролистный

Падуб (или остролист) – куда более древний символ зимних праздников, чем ель. Древние римляне считали остролист священным деревом бога Сатурна, друиды традиционно сжигали его ветви на праздник зимнего солнцестояния, а кельты плели из падуба венки и верили, что его ярко-красные ягоды помогут им пережить самую длинную ночь в году.

Со временем языческие традиции перекочевали и в христианские праздники. Падуб стал настоящим символом Рождества. По одной из версий, именно из остролиста был сплетен венок Иисуса Христа, а красные ягоды – это кровь Спасителя. Венки и гирлянды из остролиста до сих пор популярны во многих странах Западной Европы, особенно в Великобритании. Считается, что это растение дарит людям надежду и веру в лучшее.

Омела белая

Молочай красивейший (Пуансеттия)

Другим популярным рождественским растением в англоговорящих странах является пуансеттия – «Вифлиемская звезда». В США, Канаде, Великобритании и ряде других европейских стран пуансеттией украшают дома и офисы, а также преподносят это красивое растение в качестве рождественского подарка. Эта традиция в последние годы начала распространятся и в России.

Плющ обыкновенный

В рождественские венки в западноевропейских странах, Канаде и США часто добавляют веточки плюща. Этот вьюн символизирует стремление расти вверх, развиваться и быть ближе к Богу.

Кумкват и мандарины

Цитрусовые растения – новогодний символ в Китае, Японии и Корее. Кумкваты и мандарины символизируют здесь здоровье, счастье и долголетие. Эти деревья, увешанные плодами, традиционно продают здесь на новогодние праздники, ими украшают дома и преподносят в подарок.

Бамбук

В Японии на Новый год обязательным атрибутом являются ветви бамбука. Из них плетут необычные фигурки «на счастье» или просто вешают пучки соломы из бамбука на дверь, чтобы отогнать злых духов. Популярны в Японии также ветви сосны, кипариса и цветущих сливы или персика.

Нуитсия обильноцветущая

В Австралии главным рождественским деревом считается Нуитсия. Именно под новый год нуитсия зацветает огромными ярко-желтыми цветами, которые могут достигать 10 метров в высоту!

Омела укореняется и разрастается в кустики шарообразной формы высоко в ветках старых деревьев. Влагу и питательные вещества омела берет из дерева, на котором растет, запуская свои корни глубоко под кору хозяина (см. фото омелы ниже). Омела предпочитает селиться на яблоне, однако можно увидеть омелу и на других деревьях с мягкой корой: боярышнике, тополе, липе, каштане, рябине , березе, дубе и даже на некоторых хвойных породах . Зимой, когда листья облетели с лиственных деревьев, кустики омелы особенно хорошо заметны на оголенных кронах. В нашей полосе (климатическая зона 8) омела цветет в конце зимы , а белые ягоды держатся на омеле больше года.


Омела, применение

Средневековые лекари считали омелу белую панацеей и универсальным противоядием. Много веков омела находила применение в качестве лекарства от эпилепсии. В современной медицине молодые побеги и листья омелы белой применяются в составе кровеостанавливающих препаратов, средств для понижения артериального давления и снижения активности центральной нервной системы. Содержание биологически-активных веществ в омеле изменяется в зависимости от того, на каком "хозяине" эта омела росла. При контакте с омелой следует помнить, что сок растения может вызывать раздражения кожи и слизистых, а самолечение с применением омелы недопустимо.

Магические свойства омелы

Загадка и мистика окружали омелу в течение веков. Омела была важной частью языческих ритуалов и торжеств многих европейских племен. Друиды - жрецы древних кельтов, в чьей культуре омела играла наиболее значительную роль, считали растение святым и верили, что омела исцеляет любые болезни и предохраняет от зла. Особенно сильные качества они приписывали той редкой омеле , которую находили на дубе. В древнеирландской письменности омела олицетворяла знак исцеления и развития духа. Позже омела заняла почетное место в колдовстве и магии: омеле приписывали силу оберега, любовного приворота, а также средства для увеличения плодородия и успешной охоты. Женщины, желавшие зачать ребенка, носили веточки омелы на талии или на запястьях. Среди национальных названий омелы дубовые ягоды в русском, трава распятья (Herbe de la Croix) , отражающее верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы , во французском, а также птичий клей (Birdlime) из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц) и панацея (all-heal) в английском языке.

Поцелуй под омелой на Рождество

Популярная и ныне традиция поцелуя под веточкой омелы на Рождество , по мнению некоторых исследователей, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Воины-враги, встретившись под омелой , должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме (вместо них с приходом Христианства стали отмечать Рождество). В процессе борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить омелу , однако не достигла в этом успеха. И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки омелы с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары. Американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum ), американским "родственником" омелы , с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой , ягодами.

Как вырастить омелу в своем саду

В естественной среде омела распространяется с помощью птиц, которые поедают ягоды. Пройдя через пищеварительную систему птиц, семена омелы попадают на кору и деревьев и прорастают. Иногда размножение омелы происходит еще интереснее: клейкая ягода прилипает к клюву птицы и, пытаясь ее отодрать, птица трет клюв о древесину уже другого дерева, перенося семена омелы . Семя омелы приклеивается к коре нового "хозяина" и сохраняется на ней до тех пор, пока не даст корень, который прорастает под кору. Таким образом клейковина, содержащаяся в ягодах омелы и сохраняющаяся на ее семенах, является исключительно важным качеством для сохранения рода.



Чертовый помол, вихревое гнездо, ведьмина метла - никогда не слышали? Все это народные названия омелы белой. Сегодня - это популярный атрибут Рождества. Мы расскажем вам, какое романтическое рождественское украшение с богатой историей и традицией скрывается за этим растением.

Зимой мы наблюдаем не только зеленые ветки и листья омелы, но и ее шаровидные белые, блестящие плоды. Именно они и дали растению ботаническое название „Viscum album“. Слово "Viscum" происходит от латинского «viscum» - «клейкий, липкий» или «птичий клей». Научное видовое название «album» с латинского переводится как «белый». Если раздавить белую ягоду омелы, на пальцах останется белое, клейкое вещество. Раньше его применяли для ловли птиц. Для этого мякотью плода омелы обмазывали прикармливаемые места на ветках, на которые впоследствии садились птицы.

Романтический обычай на Рождество

Откуда пошла традиция на , целоваться под веточкой омелы? На сегодняшний день нет однозначного ответа на этот вопрос. По одной из версий обычай имеет скандинавские корни, где омела считалась символом мира. Если двое врагов встречались под деревом, на котором росла омела, они должны были сложить оружие, обняться и больше не враждовать в этот день. Мистические силы омелы связаны с германской легендой о богине любви и семейного очага Фригг и ее сыне Бальдре, боге Солнца. Когда Бальдр был коварно убит стрелой из прутика омелы, убитая горем Фригг пыталась оживить его. Невероятными усилиями ей удалось вернуть сына к жизни. От радости, что Бальдр снова открыл глаза и улыбнулся ей, она поцеловала каждого, кто прошел под омелой, а ее слезы - стали жемчужно-белыми ягодами на диком растении.

Совершенно неважно, откуда пошла традиция целоваться под омелой - главное, этот рождественский обряд сохранился до наших дней. Ему рады и молодые пары и холостяки, которые могут поцеловать молодую девушку, стоящую под гроздью омелы. Девушка не может отказать парню в поцелуе. Если же она готова разделить с ним дальнейшую судьбу, то в знак согласия должна сорвать с омелы ягоду. Такой союз, заключенный под омелой, считается благословенным.

Берлин в «поцелуйной лихорадке»: самый большой в Германии куст омелы, под которым влюбленные целуются на Рождество, находится в Берлине.

Волшебное растение с традициями

Еще наши предки были в восторге от вечнозеленой омелы, встреча с которой зимой оставляет незабываемое ощущение. Ее ветвящиеся кустики, обвивающие своей насыщенной зеленью чуждые ей деревья и кустарники, издали можно принять за круглые гнезда. Из-за того, что плоды созревают именно в холодное время года, омелу считали и до сих пор считают магическим растением. Древние греки использовали растение в качестве лекарства против всякого яда. Германцы вешали веточку омелы на двери, защищаясь, таким образом, от ведьм, злых духов, молний и огня. А что делал бы Обеликс из комиксов «Астерикс и Обеликс» без своего магического зелья? Для приготовления этого волшебного зелья, придающего невиданную силу, друид из галльской деревни Панорамикс использует именно омелу. Интересно, что рецептуру этого напитка придумали не создатели комикса Альбер Удерзо и Рене Госинни. По преданию, кельты верили, что приготовленный из омелы напиток исцеляет скот от бесплодия и служит средством против всех ядов. При этом очень важно правильно собирать омелу.

Чтобы растение полностью раскрыло свои магические свойства, собирать его разрешалось только друидам. Они срезали веточки омелы золотым серпом и клали на кусок белой ткани, чтобы драгоценное растение не касалось земли. Это осуществлялось на шестой день после зимнего солнцестояния. Считалось, что именно в этот день растение полностью раскрывает свои чудодейственные свойства. Друидами особенно ценилась омела, растущая на дубах.

Также использование омелы в медицине уходит корнями в далекое прошлое. К примеру, со времен Гиппократа ее применяли как противовоспалительное, кровоостанавливающее и успокаивающее средство. В современной медицине полезные свойства омелы используют для лечения повышенного артериального давления. Интересно, что немцы часто путают омелу с мушмулой германской (Mespilus germanica), плоды которой собирают после первого мороза. Все дело в том, что на немецком языке названия омелы «Mistel» и мушмулы «Mispel» очень похожи по звучанию. Факт, но это уже другая история...

Ветка с ягодами омелы и красной лентой, повешенная над дверью, приносит в дом счастье.

Перевод: Леся В.
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»

Похожие публикации