Роль налога на прибыль в формировании бюджета. Налог на прибыль и его роль в формировании доходной базы бюджетов разных уровней зудина екатерина михайловна

    Руководство ООО МФК "ИнкассоЭксперт" выражает благодарность Аудиторской компании "Камертон-АК" за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты "Камертон-АК" обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны

    Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»

    Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»

    При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»

    Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год

    Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»

    В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности.

    Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»

    В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах.

    Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»

    Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг

    Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»

    Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности

    Домогарова Т.В. ФГБУ "ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи"

    В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета.

    Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина

финансовый директор
группы компаний «Конти»,
г. Москва

Использование организацией комплексной методологии финансового планирования, называемой бюджетированием, является безусловным конкурентным преимуществом, которое позволяет повысить эффективность управления. При этом самое пристальное внимание необходимо уделять бюджетной архитектуре, представляющей собой совокупность бюджетов, форматы которых утверждены внутренними нормативными документами. Полнота управленческой информации, содержащейся в указанных бюджетах, является одним из наиболее важных критериев эффективности финансового планирования.

Процесс планирования и фактического исполнения налоговых обязательств юридического лица является обособленным бизнес-процессом, формирующим его совокупную налоговую нагрузку. Организация может включать информацию о размере и сроках уплаты того или иного налога в различные операционные бюджеты или же формировать обособленный налоговый бюджет. Анализ важности четкого налогового планирования, наличие негативных налоговых последствий (штрафов и пеней) в случае несвоевременного исполнения налогоплательщиком своих обязанностей позволяют сделать однозначный вывод о необходимости формирования обособленного налогового бюджета, который даст возможность консолидировать всю информацию, имеющую важное управленческое значение, и существенно упростит ее анализ.

Цель формирования налогового бюджета сводится к следующему:

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Необходимо отдельно остановиться на определении сбора, под которым понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Указанные затраты не включаются в бюджет налогов, а находят отражение в соответствующих бюджетах общехозяйственных расходов, в которых могут показываться отдельной строкой.

Остановимся подробнее на источниках информации и формате налогового бюджета.

К источникам информации относятся:


-

выбранная организацией система налогообложения (общая, упрощенная, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

учетная политика организации для целей финансового (бухгалтерского) и налогового учета;

плановые показатели деятельности, зафиксированные в операционных (вспомогательных) бюджетах, планируемые виды деятельности;

приказ о датах выплаты заработной платы сотрудникам, утвержденное штатное расписание организации, согласованный график отпусков, положение о премировании;

статистические данные прошлых отчетных периодов.

Формат налогового бюджета, в свою очередь, включает (в разрезе планируемых налогов):

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА

Основными этапами формирования налогового бюджета являются следующие операции:
1. Определение совокупности исчисляемых организацией налогов.
2. Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки.
3. Определение налоговой базы по каждому из планируемых налогов.
4. Расчет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет.
5. Определение сроков перечисления налогов, формирование платежного налогового календаря.
6. Консолидация плановых показателей в бюджетную таблицу утвержденной формы.
7. Анализ показателей бюджета.

Необходимо отметить, что указанный алгоритм является составной частью последовательности мероприятий, связанных с формированием общего бюджета организации.

Определение совокупности исчисляемых организацией налогов

Совокупность исчисляемых организацией налогов определяется выбранной системой налогообложения и характером совершаемых операций. Наиболее распространенной является совокупность, соответствующая стандартному режиму налогообложения, которая и будет рассмотрена в статье при формировании бюджета: НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на имущество и налог на прибыль организации.

Кроме указанного перечня организация также может являться плательщиком налога на рекламу, земельного и транспортного налогов.

В качестве альтернативы может рассматриваться применение упрощенной системы налогообложения.

Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки

К указанным мероприятиям, в частности, могут относиться:

Рассмотрим более подробно такой элемент налогового планирования, как учетная политика. Остановимся на элементах учетной политики, которые оказывают влияние на величину исчисляемых налогов и сроки их перечисления в бюджет. В качестве примера используем налог на прибыль организации.

Элемент учетной политики

Правовое регулирование

Исчисление и уплата налога по кассовому методу или по методу начисления

п. 1 ст. 273 НК РФ

Уплата ежемесячных или ежеквартальных авансовых платежей

п. 3 ст. 286 НК РФ

Выбор способа начисления амортизации и срока полезного использования

п. 1 и 3 ст. 259 НК РФ

Использование амортизационной премии

п. 1.1 ст. 259 НК РФ

Выбор варианта оценки сырья и материалов при их отпуске в производство

п. 8 статьи 254 НК РФ

Выбор способа оценки товаров при их продаже и прочем выбытии

п.п. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ

Определение перечня прямых расходов

п. 1 ст. 318 НК РФ

Приведенный перечень, безусловно, не является исчерпывающим.

Определение налоговой базы по планируемым налогам, расчет налогов, определение срока их перечисления в бюджет

При планировании исчисления НДС организацией должно быть проведено детальное планирование каждого из указанных ниже компонентов, составляющих итоговую сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет или возмещению из него. Анализу должны быть подвергнуты операционные бюджеты, при составлении которых настоятельно рекомендуется планировать не только момент перехода права собственности на продукцию, товары, результаты выполненных работ, оказанные услуги, но и их оплату. Это должно быть предусмотрено утвержденным форматом соответствующих бюджетов. Также необходимо в качестве справочной информации рассчитывать НДС, планируемый к поступлению от контрагентов или к уплате в их адрес.

Объект планирования

Нормативная база

Источник информации

НДС, предъявленный покупателям по отгруженной продукции, работам, услугам

п.п. 1 п. 1 ст. 167 НК

НДС, предъявленный покупателям по поступившим авансам в счет предстоящих поставок

п.п. 2 п.1 ст. 167 НК

Бюджет продаж, бюджет прочих доходов

НДС, предъявленный поставщиками по полученным организацией товарам, работам, услугам

Бюджет закупок, бюджет производственных, управленческих, коммерческих расходов

НДС, предъявленный поставщиками по принятым организацией к учету основным средствам

п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК

НДС, принятый к вычету по ранее полученным авансам

п. 8 ст. 171 и п.2 ст. 172 НК

Бюджет закупок, бюджет производственных, управленческих, коммерческих расходов, бюджет капитальных вложений (инвестиционный бюджет)

Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог

В соответствии со статьей 210 НК РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц являются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Наиболее распространенным видом дохода является заработная плата сотрудников организации.

В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, которые начисляются налогоплательщиками в пользу физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Необходимо отметить, что указанные выплаты и вознаграждения не являются объектом налогообложения в случае, если у организации они не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Также не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Общая (максимальная) ставка ЕСН составляет 26%. Однако для данного налога характерно применение регрессивной шкалы налогообложения, в соответствии с которой налоговое бремя снижается с ростом налоговой базы, которая исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года (налогового периода) по каждому сотруднику.

Перечисление в бюджет ЕСН осуществляется в сроки, которые установлены НК РФ.

Налог на имущество

В соответствии со статьей 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговой базой является среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период, которая определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом - календарный квартал.

Планируемый показатель

Источник информации

Стоимость основных средств на начало планируемого периода (на начало каждого месяца)

Данные прогнозного баланса

Стоимость основных средств, планируемых к приобретению

Бюджет капитальных вложений (инвестиционный бюджет)

Планируемых к выбытию

Бюджет прочих (операционных, внереализационных) расходов

Амортизационные отчисления за планируемый период

Бюджет производственных и управленческих расходов

Перечень источников информации приведен с учетом того обстоятельства, что прогнозный баланс составляется далеко не всеми организациями, планирующими свою деятельность.
Перечисление в бюджет налога на имущество осуществляется в сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Налог на прибыль организации

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций».

При планировании величины налоговой базы по указанному налогу должны использоваться следующие источники информации.

Приведем примеры налоговых корректировок.

Источник информации

Амортизационная премия по основным средствам, единовременно списываемая на расходы

п. 1.1 ст. 259 и п. 3 ст. 272 НК РФ

Разница в величине налоговой амортизации и амортизации в целях бухгалтерского учета

ст. 258 и 259 НК РФ

Отнесение к расходам процентов по долговым обязательствам

п. 1 ст. 269 НК РФ

Убыток от уступки права требования

п. 1 и п. 2 ст. 279 НК РФ

Перенос на будущее ранее полученных убытков

ст. 283 НК РФ

Представительские расходы в пределах законодательно установленных норм

п. 2 ст. 264 НК РФ

Перечень указанных корректировок не является исчерпывающим и зависит от характера осуществляемых организацией хозяйственных операций.

Консолидация плановых показателей

Рассмотрим консолидацию плановых показателей на конкретном примере.
Исходные данные, используемые для формирования бюджета налогов, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исходная информация для формирования налогового бюджета,
тыс. руб.


Планируемые показатели хозяйственной деятельности

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого

Стоимость отгруженной продукции (без НДС)

Авансы, полученные в счет предстоящих поставок (с НДС)

Авансы, зачтенные в счет оплаты отгруженной продукции (с НДС)

Стоимость приобретенных материалов, работ, услуг (с НДС)

Стоимость принятых на учет основных средств (с НДС)

Начисленная заработная плата сотрудников

Остаточная стоимость основных средств

Планируемая прибыль (управленческий учет)

Налоговые корректировки

Налоговая база (налоговый учет)

Корректировка, увеличивающая налоговую базу. Указанные налоговые корректировки представляют собой совокупность отклонений между данными управленческого и налогового учета. Сумма отклонений выбрана произвольно с целью продемонстрировать переход от планируемой прибыли по данным управленческого учета к налоговой базе, использующейся при исчислении налога на прибыль организации.

Используемые допущения:


-

организация применяет общий режим налогообложения;

ставки налогообложения: НДС - 18%, НДФЛ - 13%, ЕСН - 26%, налог на имущество - 2,2%, налог на прибыль - 24%;

в таблице указана остаточная стоимость основных средств на конец каждого квартала. При этом остаточная стоимость основных средств в течение каждого квартала считается неизменной. Остаточная стоимость основных средств на 01 января года, следующего за планируемым периодом, равна 1150 тыс. руб.;

при планировании платежей в бюджет по налогу на прибыль считаем, что ежемесячные авансовые платежи по указанному налогу отсутствуют;

налоговые вычеты по НДФЛ отсутствуют;

регрессивная шкала начисления ЕСН не применяется.

Предварительно рассчитаем НДС и налог на имущество организации.

Таблица 2

Расчет НДС за бюджетный период

Планируемый показатель

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого

НДС по отгруженной продукции

НДС с авансов в счет предстоящих поставок

НДС с авансов, зачтенных в счет оплаты отгруженной продукции

НДС по приобретенным материалам, работам, услугам

НДС по принятым на учет основным средствам

Итого НДС за период

Таблица 3

Расчет налога на имущество организации за бюджетный период

Планируемый показатель

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого

Остаточная стоимость основных средств

Среднегодовая стоимость имущества (налоговая база)

Налоговая ставка

Сумма начисленного налога, подлежащая уплате в бюджет

Сформируем налоговый бюджет организации (табл. 4)

Таблица 4

Налоговый бюджет организации

Показатель

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого

Входящий остаток

Налог на имущество

Налог на прибыль организации

Всего налогов

Начислено за период

Налог на имущество

Налог на прибыль организации

Всего налогов

Перечислено в бюджет

Налог на имущество

Налог на прибыль организации

Всего налогов

Исходящий остаток

Налог на имущество

Налог на прибыль организации

Всего налогов

Справочная информация

Доход (без НДС) от обычных видов деятельности (операционной деятельности)

Остаточная стоимость основных средств

Начисленная оплата труда сотрудников организации

Прибыль (убыток) по данным управленческого учета

Налоговые корректировки

Прибыль (убыток) по данным налогового учета

Совокупная налоговая нагрузка (соотношение начисленных налогов и дохода), %

С учетом переплаты на начало планируемого периода.

При анализе предложенного формата бюджета остановимся на обстоятельствах, которые требуют отдельных пояснений.

В соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврата налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Это общая норма законодательства. В части правового регулирования возмещения из бюджета НДС необходимо пользоваться специальной правовой нормой, предусмотренной статьей 176 НК РФ. Данная статья предусматривает, что в случае если по итогам налогового периода (месяца, квартала) сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, определяемом именно этой правовой нормой.

В случае проведения зачета переплаты одного из рассматриваемых налогов в счет погашения задолженности по другому налогу, указанную информацию необходимо подробно раскрывать в пояснительной записке к бюджету налогов.

Отдельно остановимся на отражении налогов в бюджете движения денежных средств организации (БДДС). Налоговые платежи в соответствии с мировой практикой отражаются в качестве исходящих денежных потоков, которые относятся к операционной деятельности организации. В то же время могут быть исключения. Например, в случае если налог на прибыль организации возникает в результате совершения операций в рамках осуществления инвестиционной или финансовой деятельности, то отражение налоговых выплат должно производиться соответственно по инвестиционной или финансовой деятельности.

Также необходимо решить вопрос о целесообразности включения НДФЛ в указанный бюджет. Источником выплат налога являются денежные средства, начисленные работодателем работнику за выполнение последним своих трудовых обязанностей. Таким образом, бремя указанных расходов несут на себе сотрудники организации, а организация является исключительно налоговым агентом, в обязанности которого входит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ. Оптимальным представляется решение, в соответствии с которым налог включается в рассматриваемый бюджет, так как его перечисление (выплата) влияет на ликвидность организации. При расчете показателя совокупной налоговой нагрузки НДФЛ может исключаться из расчета.

В указанный бюджет также может быть включена информация о размере начисленных пени и штрафов за ненадлежащее исполнение налогоплательщиком своих обязанностей.

Анализ показателей бюджета

Совокупная налоговая нагрузка организации является функцией перечня налогов, которые начисляет и уплачивает организация. В рассматриваемом случае заработная плата сотрудников составляет незначительную часть полной себестоимости выпускаемой продукции. Следовательно, влияние НДФЛ и ЕСН на размер налоговой нагрузки является незначительным. Максимальный удельный вес составляют НДС и налог на прибыль организации. Общий размер совокупной нагрузки является незначительным за счет:

В заключении необходимо отметить, что в статье проведено комплексное рассмотрение алгоритма формирования налогового бюджета организации. Большое внимание уделяется источникам используемой информации, формату бюджета и целям налогового планирования. Рассмотрение правовых основ налогообложения, практического примера формирования бюджета и его последующий анализ дают возможность использовать указанный материал как универсальную методологию составления налогового бюджета организации.

Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины: для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, для формирования платежного календаря и для оптимизации налогов. Планирование налогового бюджета обычно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины для этого:

  1. для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени;
  2. для формирования платежного календаря;
  3. для оптимизации налогов.
На практике однако организации часто планируют относимые на затраты налоги в соответствующих бюджетах расходов. Только косвенные налоги (НДС, акцизы) они отражают в отдельном бюджете. Иногда компании не формируют обособленные налоговые бюджеты. Однако в любом случае данные о начислении налогов, планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются, соответственно, в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе предприятия.

Решение же о формировании отдельного налогового бюджета, либо о включении расчетных налоговых показателей в промежуточные операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера компании. Чаще всего один общий бюджет налогов формируют крупные компании.

Планирование налогового бюджета

Обычно оно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:
  • для годового планирования — до 1 декабря года, предшествующего планируемому году;
  • для квартального планирования — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
  • для месячного планирования — до 20-го числа предшествующего месяца.
Ответственность за планирование налогового бюджета несет бухгалтерия или отдел (специалист) по налоговому учету. Права и ответственность руководителей центров ответственности (главного бухгалтера или начальника отдела) и конкретных исполнителей определяются в положениях об отделах и должностных инструкциях.

Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

1-й этап. Анализ налогооблагаемых объектов

Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству. В процессе анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы:
  1. Входит ли организация в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов?
  2. Имеются ли облагаемые налогами объекты, и какие они по своим характеристикам? Совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности организации по каждому из установленных налогов?
  3. Имеются ли вычеты, какие и в каком размере?
  4. Подпадает ли имущество и операции организации под налогообложение конкретным налогом?
  5. Имеются ли льготы по уплате налогов, и каковы условия применения льгот, что необходимо сделать для обеспечения применения льгот?

2-й этап. Подготовка связанных бюджетов

Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):
  • бюджету продаж;
  • бюджету закупок материалов;
  • смете расходования материалов;
  • бюджету закупок работ и услуг;
  • бюджету расходов на оплату труда;
  • бюджету социальных выплат и льгот;
  • бюджету инвестиций и др.

3-й этап. Расчеты по видам налогов

Процедуру формирования бюджета налогов можно разбить на несколько частей:
  1. планирование начисления налогов;
  2. налоговых платежей;
  3. налоговой задолженности.
1. Начисление налогов. Прежде всего, необходимо рассчитать планируемые суммы начисления налогов в плановом периоде. Для этого используйте следующие исходные данные:
  • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);
  • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов; ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);
  • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.)
Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты, а также документы, подтверждающие права компании на, определенное имущество (землю, транспортные средства).

2. Налоговые платежи. После того, как определены начисления по налогам, проведите расчет налоговых выплат, чтобы составить графики расчетов с бюджетом и сформировать бюджет движения денежных средств. Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

Нвыпл. = Нначисл. - Ауплач. + Нреструкт. + Абуд.период.

где Нвыпл. — выплаты по налогам; Нначисл. — налоги начисленные; Ауплач. — авансы по налогам, ранее уплаченные; Ареструкт. — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Абудпериод. — авансы по налогам в счет будущих периодов.

Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом. Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты, в соответствии с порядком, установленным законодательством. По результатам планирования календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшая. В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей, в соответствии с установленными сроками уплаты.

3. Налоговая задолженность. На заключительном этапе, необходимо определить задолженность перед бюджетом для составления прогнозного баланса, которая рассчитывается по формуле:

Зкон. = Знач. + Нначисл. - Зрестр. - Нвыпл.

где Зкон. — остаток задолженности по налогам на конец периода; Знач — остаток задолженности по налогам на начало периода; Зрестр — реструктуризированная задолженность

4-й этап. Контроль и анализ исполнения бюджета налогов

Закрытие налогового бюджета осуществляется ежемесячно в срок до 10-20-го числа следующего месяца. Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, т. е. в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов. Финансово-экономическая служба, составляющая бюджет налогов, может нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями. Поскольку финансово-экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

При наличии отклонений от бюджета налогов, целесообразно выявлять ихпричины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др., т.е. проводится анализ исполнения налогового бюджета. Бухгалтерия или отдел налогового учета (центр ответственности) готовят отчет в табличной форме «план — факт — отклонения» по видам налогов и сборов в сопоставлении с прошлым периодом.

В соответствии с этим алгоритмом производится бюджетирование каждого конкретного налога. Бюджеты по отдельным налогам могут объединяться в единый налоговый бюджет организации.

Разработка налогового бюджета осуществляется в соответствии с данными тех бюджетов организации, которые содержат показатели, необходимые для расчета налогооблагаемой базы по соответствующему налогу, и нормативных актов в области налогообложения, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов. В связи с этим большинство проблем налогового бюджетирования связано со сложностью предусмотренного законодательством порядка исчисления налогов.

Так, например, составление бюджета по налогу на прибыль и единому социальному налогу является крайне трудоемким, из-за чего предприятия предпочитают составлять приблизительный прогноз налоговых платежей исходя, например, из сложившихся за предыдущие периоды зависимостей суммы уплаченных налогов от показателей деятельности организации. Однако это является недостатком всей налоговой системы, и совершенствование в этом вопросе возможно лишь при изменении законодательства в направлении упрощения порядка исчисления и уплаты налогов.

Кроме того, дополнительные трудности в разработке налоговых бюджетов создает нестабильность, характерная для налогового законодательства РФ. Организации не имеют возможности достоверно планировать свои налоговые платежи на перспективу, в связи с вероятными изменениями в порядке исчисления налогов.

Характерная для бюджета налогов зависимость его показателей от параметров операционных бюджетов создает трудности в обеспечении исполнения налогового бюджета, а также проблемы, связанные с неоднозначностью оценки достигнутых результатов. Необходимо проявлять гибкость в выработке системы контроля исполнения бюджета налогов, так как нередко превышение фактических показателей над плановыми свидетельствует об улучшении ситуации в организации, в отличие от аналогичной ситуации с перерасходом средств других бюджетов. Необходима интеграция налогового бюджетирования в общую систему налогового планирования организации, что позволит ей сосредоточиться на достижении своих финансовых целей, оптимизируя налоговые платежи.

В соответствии с задачами, поставленными в дипломной работе, проведем анализ роли налога на прибыль в формировании доходов бюджета субъектов РФ и анализ динамики и структуры доходов бюджета субъектов РФ.

Исходными данными послужили официальные отчеты по бюджетам, размещенные на сайте Федерального Казначейства.

На первом этапе проведен анализ доходов бюджета субъектов РФ на основании Приложения 3.

Анализ динамики налоговых поступлений базисным и цепным методами представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Динамика налоговых поступлений в бюджет субъектов РФ, млрд. руб.

Наименование показателя

Всего налоговых доходов, млрд. руб.

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Налог на прибыль организаций

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Налог на доходы физических лиц

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Налоги на совокупный доход

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Налог на имущество организаций

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Земельный налог

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Прочие налоги и сборы

Абс. знач

Абс. знач

Базис. индекс

Анализ абсолютных значений показывает рост поступлений таких налогов как налог на прибыль, налоги на совокупный доход, налог на имущество организаций и другие с 2007 года по 2008 год, затем в 2009 году резкое снижение объема поступлений. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ с 2007 по 2009 годы стабильно растет. Налог на прибыль занимает первое место по величине во всех анализируемых периодах, кроме 2009 года. В 2009 году первое место по величине занимает налог на доходы физических лиц. Самое наименьшее значение имеет земельный налог, который растет до 2008 г. и уменьшается к 2009 году.

Анализ динамики поступления доходов в бюджет субъектов РФ на основе базисного индекса выявил рост поступлений по доходам в целом на 20% в 2008 году и снижение на 5% в 2009 году по отношению к 2007 году. Аналогично изменялись поступления по налогу на прибыль в 2008 году выросли на 14% и снизились на 30% в 2009 году. Стабильный рост в 2008 году на 6% и в 2009 году на 37% показал налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ по отношению к 2007 году. Поступления по остальным налогам имеют тенденцию к снижению.

Анализ динамики поступления доходов в бюджет субъектов РФ на основе цепного индекса выявил рост поступлений в целом по доходам на 20% в 2008 году и снижение на 79% в 2009 году по отношению к предыдущему году. Как видно из данных таблицы налог на прибыль вырос в 2008 году на 14% и снизился на 61% в 2009 году. В 2009 году видно, что роста не наблюдается, все показатели снизились, кроме налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в 2009 году показали рост на 30%.

Структурный анализ налоговых поступлений представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, проценты

Структурный анализ налоговых поступлений показывает долю конкретного налога в общем количестве налоговых поступлений.

В 2009 г. наибольшую долю налоговых поступлений составил налог доходы физических лиц - 43,17%. По сравнению с предыдущими периодами произошло серьезное увеличение доли данного налога в консолидированном бюджете субъектов РФ. Доля налога на прибыль организаций в свою очередь наоборот уменьшилась - 27,71%. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество организаций и налоги на совокупный доход занимают небольшую долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, при этом ежегодно их доля практически не меняется.

Поступление налога на прибыль организаций в 2008 году уменьшилось с 2007 года с 37,5% до 35,65%, и еще упало до 27,71% в 2009 году. По налогу на товары, реализуемые на территории РФ, доля поступления в течение трех лет сначала уменьшились на 0,54% - в 2008 году, а затем увеличились до 6,37% в 2009 году. Доля налога на доходы физических лиц стабильно растет из года в год, так в 2007 году его доля составляет - 31,03%, в 2008 - 33,91%, а в 2009 году - 43,17%. Налоги на совокупный доход также стабильно растут: 2007 г. - 3,03%; в 2008 г. - 3,28%; в 2009 г. - 3,93%. Налог на имущество организаций в 2007 и 2008 гг. практически на одном уровне - около 6%, а в 2009 году резко снижается до 1,61%.

Федеральная налоговая служба обращает внимание на изменение с 1 января 2009 года налоговой ставки налога на прибыль организаций в соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 26.11.2008 №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 30.12.2008 №305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом:

  • - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
  • - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Также, учитывая при этом начавшийся в конце 2008 года мировой финансовый кризис, меняется налоговая политика государства.

Финансово-экономический кризис внес отрицательные коррективы в развитие экономики нашей страны. А антикризисные меры требуют государственных расходов, источником которых служат преимущественно налоги. Поэтому налоговую политику в условиях кризиса нужно ставить во главу угла мероприятий по оздоровлению нашей экономики. В условиях кризиса необходимо стимулировать и поддерживать бизнес. В условиях кризиса была принята мера, которую можно считать полезной, но нельзя назвать достаточной. Ставка налога на прибыль снизилась на четыре пункта, т.е. стала составлять 20%. Последствия этой меры принял на себя федеральный бюджет. Но снижение ставки налога на прибыль не привело к дифференцируемому подходу налогообложения прибыли организаций.

В настоящее время прибыль организаций падает или ее просто нет. Тем не менее, прибыль организаций остается стимулом для производства, для хозяйствующих субъектов. Снижение ставки по налогу на прибыль неизбежно повлечет за собой изменения в части суммы отложенных налоговых активов и обязательств, рассчитанных в соответствии с 24%-ной ставкой и учитываемых при исчислении налога на прибыль в будущем. Следовательно, чтобы не исказить налогооблагаемую прибыль при расчете данного налога с 2009 года, организациям необходимо пересчитать и отразить отложенные налоговые активы и обязательства с учетом новой ставки по налогу на прибыль. В соответствии с положением о Департаменте налогообложения прибыли ФНС России, одной из основных задач является методологическое обеспечение полноты и своевременности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008-2010 годов - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Так меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2009 году и в плановом периоде 2010 и 2011 годов

В ближайшие годы будет продолжена подготовка изменений в области налоговой политики, предусмотренных для реализации в соответствующие сроки «Основными направлениями налоговой политики в 2008-2011 годах». Помимо этого предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы.

Совершенствование налога на прибыль организаций заключатся в ряде изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации в 2008 году, предусматривали следующие преобразования:

  • - начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;
  • - в четвертом квартале 2008 года, вопреки общему правилу и, не дожидаясь, начала нового налогового периода, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев);
  • - в период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам, которая может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли, установлена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте (ранее по долговым обязательствам в рублях она равнялась ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной валюте - 15 процентам).

Изменения, внесенные в НК РФ в 2008 году, позволили увеличить объем относимых на расходы при налогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.

Начиная с 2009 года, взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда вместо 3 процентов по ранее действовавшему законодательству.

С 2009 года расширены условия для принятия в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затрат налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, а также физических лиц, не являющихся сотрудниками организаций - налогоплательщиков, заключивших с ними договор, предусматривающий обязанность такого физического лица отработать у налогоплательщика по трудовому договору не менее одного года.

Начиная с 2009 года реализована возможность учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Данная мера носит временный характер (действует до 1 января 2012 года), при этом сумма таких расходов не должна превышать трех процентов от суммы расходов на оплату.

В последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. В качестве дополнительной меры с 2009 года установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки.

Вместе с тем, одобренный Правительством Российской Федерации перечень соответствующих научных исследований и опытно-конструкторских разработок потребует уточнения с точки зрения возможности его администрирования налоговыми органами.

В целях повышения эффективности освоения природных ресурсов уточнен порядок ведения налогового учета соответствующих расходов, что предоставляет налогоплательщикам возможность учитывать соответствующие расходы в ускоренном порядке.

В частности, начиная с 2009 года, расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение 2 лет. При этом в рамках нового порядка налогового учета таких расходов понесенные в прошлом расходы организаций на указанные цели, не учтенные на начало 2009 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль, могут быть отнесены на расходы в течение 2 лет (2009 и 2010 годов).

В рамках совершенствования амортизационной политики, начиная с 2009 года, концептуально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. Кодексом для налогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрена возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам).

При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.

Одновременно для основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам, величина так называемой «амортизационной премии» (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 процентов до 30 процентов.

Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

В трехлетней перспективе 2010-2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Необходимо постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

Для того чтобы сократить число злоупотреблений при слияниях и поглощениях компаний (проведение реорганизаций часто используется компаниями для минимизации налога на прибыль), Минфин предлагает уже со следующего года изменить порядок переноса убытков при реорганизации.

Новый порядок ограничит сроки и размеры прибыли, которые компании смогут направлять на погашение убытков реорганизуемых компаний.

Для торговых компаний Минфин подготовил приятный сюрприз: уже с 2010 года потери от краж, поломок, боя товаров в магазинах с открытым доступом покупателей к товарам можно будет списывать на расходы в увеличенном размере (конкретные цифры будут установлены в законопроекте).

В данной главе проведен подробный анализ роли налога на прибыль в формировании доходов РФ по бюджетам. Рассмотрена структура и динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ. Из анализа видно, что поступление налога на прибыль организаций к 2008 году увеличилось, но затем резко упало в 2009 году. Основная причина сокращения поступления налога на прибыль в бюджет это сокращение объема промышленного производства в России примерно на 30% на фоне развивающегося экономического кризиса, существенно сократились доходы от экспорта сырьевых компаний. Кроме того, с ноября 2008 года введен новый порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, который также оказал влияние на недобор по этому налогу. Сам бизнес основной причиной провальных результатов по сбору налогов считает кризис.

Тюпакова Нина Николаевна, Литовкина Алена В.

1. док.экон.наук, профессор кафедры финансов

2, магистр 2 курса, направления подготовки 38.04.01 Экономика
профиль «Финансы»
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный
университет имени И.Т. Трубилина
г. Краснодар
Tupakova Nina, LitovkinaAlyona
1. Doc.Ekon.Sciences, Professor of the Department of Finance

2, master 2 course, areas of training 38.04.01 Economy
profile of "Finance"
IN FGBOU "Kuban state agrarian
University named after I. T. Trubilin
Krasnodar

Аннотация: Статья отображает механизм реализации фискальной функции налогов в распределении прибыли хозяйствующих субъектов, по средствам налога на прибыль организаций, между уровнями бюджетной системы России. Проводится оценка динамики налоговых доходов в целом по России и на территории Краснодарского края. Дана оценка доли налога на прибыль в совокупных налоговых поступлениях и показателю налоговой нагрузки на экономику через систему налогообложения прибыли организаций.

Abstract: The article shows the mechanism of realisation of the fiscal function of taxes in the profits of economic entities by means of the profit tax of the organisations, between levels of the budget system of Russia. Assessment of the dynamics of tax revenues in the whole of Russia and Krasnodar territory. The estimation of the share of profit tax in total tax revenue and total tax burden on the economy through taxation profit organizations.

Ключевые слова: прибыль, налоги, бюджет, налоговые доходы, валовой внутренний продукт.

Keywords: income, taxes, budget, tax revenues, gross domestic product.


Налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговой системе России, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому основная задача государства заключается в создании благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности с возможностью расширения и развития. В этом случае достигается обоюдная выгода – максимизация налоговых доходов бюджета и создание предпосылок для снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов.

По мнению М.Ю. Малкина и Р.В. Балакина: «Динамика базы налогообложения отражает влияние разных факторов:

1) изменения масштабов легальной экономики, т. е. экономики, попадающей в сферу налогообложения. В то же время рост любой экономики включает как инфляционную составляющую, обусловленную увеличением цен на производимую продукцию, так и реальную составляющую, отражающую рост физических объемов производства;

2) структурных сдвигов в экономике, в частности, изменений доли прибыли в добавленной стоимости, а также динамики рентабельности производства в различных отраслях и регионах;

3) качества налоговой политики и налогового администрирования. Одним из показателей качества налоговой политики является обоснованный уровень налогообложения. Логично утверждать, что, чем выше уровень налогообложения, тем меньше у хозяйствующих субъектов желание платить налог и тем выше теневая составляющая их деятельности. Кроме того, высокий уровень налогообложения подавляет стимулы к предпринимательской деятельности, а также уменьшает ресурсы для будущего развития, что отрицательно сказывается на росте базы налога в долгосрочном периоде. В то же время качество налогового администрирования измеряется рядом показателей, к числу которых относится удельный вес теневой экономики, находящейся вне сферы налогообложения» .

Л. Лыкова в свою очередь отмечает, что: «Российская модель налога на прибыль (в том виде, в котором она сложилась к 2010 г.) представляет собой нечто среднее между моделью распределения (расщепления) налоговых доходов и моделью совместной или параллельной эксплуатации налоговой базы. Обе эти модели широко известны мировой практике.

Будучи федеральным (ст. 13 Налогового кодекса РФ), он предполагает возможность установления ставки, в соответствии с которой его суммы подлежат зачислению в доход региональных бюджетов. При этом НК ограничивает пределы снижения ставки. С точки зрения установления отдельных ставок федеральной и региональной (федеральной и региональной составляющих) данная модель может быть отнесена к моделям, предполагающим параллельную эксплуатацию налоговой базы. В то же время отсутствие реальной возможности повлиять на процесс формирования этой налоговой базы сближает используемую модель с моделью «распределения налоговых доходов» .

При соблюдении традиционных критериев разграничения налоговых полномочий в части налога на прибыль отечественная модель формирует и определенные сложности при реализации закрепленных за ней функций, а роль налога на прибыль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации различается весьма существенно .

Проведем оценку динамики поступления налога на прибыль организаций в бюджетную системы в целом по России и по Краснодарскому краю (рисунок 1 и 2).

Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по России можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 1779719 тыс.руб. или 14,1% по сравнению с 2014 г. и на 665708 тыс.руб. или 4,9% по сравнению с 2015 г.

Рисунок 1, Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций в целом по России, млн руб.

Рисунок 2. Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций на территории Краснодарского края, млн руб.

Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 397310 тыс.руб. или 16,7% по сравнению с 2014 г. и на 171304 тыс.руб. или 6,6% по сравнению с 2015 г.

Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по Краснодарскому краю можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 74706 тыс.руб. или 34,2% по сравнению с 2014 г. и на 35219 тыс.руб. или 13,7% по сравнению с 2015 г.

Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 5696 тыс.руб. или 10,1% по сравнению с 2014 г. и на 8639 тыс.руб. или 19,46% по сравнению с 2015 г.

Поступления по региональным налогам увеличились на 6546 тыс.руб. или 26,% по сравнению с 2014 г. и на 2441 тыс.руб. или 8,4% по сравнению с 2015 г.

Чтобы оценить участие налога на прибыль в доходах бюджета необходимо провести оценку структуры налоговых поступлений (таблица 1).

Таблица 1

Структура поступления налогов и платежей в бюджетную систему РФ, %

Показатель Россия Краснодарский край
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Федеральные налоги и сборы 89,9 89,7 89,6 77,3 78,7 79,7
Налог на добавленную стоимость 18,3 18,9 19,5 4,5 16,3 19,6
Акцизы 8,0 7,4 9,0 13,9 13,4 12,9
Налог на прибыль организаций 18,8 18,9 19,3 22,2 17,3 18,2
Налог на доходы физических лиц 21,3 20,5 21,0 33,1 28,6 26,5
Ресурсные платежи 23,3 23,7 20,5 3,3 2,7 2,2
Государственная пошлина 0,2 0,3 0,2 0,5 0,4 0,4
Региональные налоги 6,0 6,3 6,4 11,5 11,3 10,8
Налог на имущество организаций 5,0 5,2 5,3 9,1 8,8 8,7
Транспортный налог 0,9 1,0 1,1 2,3 2,3 2,0
Налог на игорный бизнес 0,004 0,004 0,006 0,1 0,1 0,1
Местные налоги 1,6 1,6 1,5 4,1 3,5 3,0
Земельный налог 1,4 1,3 1,2 3,5 2,9 2,4
Налог на имущество физических лиц 0,2 0,2 0,3 0,6 0,5 0,6
Специальные режимы налогообложения 2,5 2,5 2,6 7,1 6,5 6,6
Единый сельскохозяйственный налог 0,04 0,1 0,1 0,4 0,4 0,6
Упрощенная система налогообложения 1,8 1,9 2,0 5,0 4,6 4,6
Единый налог на вмененный доход 0,6 0,6 0,5 1,7 1,5 1,3
Система патент 0,0 0,0 0,1 0,02 0,0 0,0
Всего налогов и сборов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В структуре налоговых поступлений в целом по России наибольший удельный вес приходится на федеральные налоги и сбор – 79,7%, в том числе на налог на прибыль приходится 18,2%.

Доля региональных налогов стабильно находится на уровне 11%.

Доля местных налогов сокращается с 4% в 2014 г. до 3% в 2016 г.

Удельный вес поступлений от специальных режимов налогообложения составляет 6,6%.

Наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 26,5%.

В структуре налоговых поступлений по Краснодарскому краю наибольший удельный вес так же приходится на федеральные налоги и сбор – 89,6%, в том числе на налог на прибыль приходится 19,3%. Доля региональных налогов стабильно находится на уровне 6%. Доля местных налогов находится в приделах 1,5%. Удельный вес поступлений от специальных режимов налогообложения составляет 2,5%.

Наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 21% и ресурсные платежи – 20,5%.Для оценки роли налога на прибыль в формировании доходной части бюджетов различного уровня необходимо провести оценку динамики распределения поступлений данного налога по уровням бюджетной системы в целом по России и по Краснодарскому краю (таблица 2).

Таблица 2

Динамика распределения налога на прибыль организаций по уровням бюджетной системы, млн руб.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Россия
Поступило всего 2355411 2071666 2372843 2598856 2770153
в т.ч.

— федеральный бюджет

375817 352213 411316 491380 491023
— краевой бюджет 1969541 1709264 1952469 2098454 2272500
— муниципальный бюджет 10052 10188 9058 9015 6629
Краснодарский край
Поступило всего 46761 42032 56322 44 580 53218
в т.ч.

— федеральный бюджет

3601 5746 5564 7 335 7 224
— краевой бюджет 41002 34472 40 696 35 383 43 694
— муниципальный бюджет 2158 1814 2 142 1 862 2 300

Распределение налога на прибыль происходит в соответствии с закрепленным НК РФ распределением: до 2017 г. ставка 20% распределялась 2% от налоговой базы в федеральный бюджет и 18% от налоговой базы в региональный бюджет, а с 2017 г. 3% от налоговой базы в федеральный бюджет и 17% от налоговой базы в региональный бюджет.

Поступления налога на прибыль организаций в целом по России имеют стабильную динамику роста на уровне от 7 до 10%. Однако можно отметить отрицательную тенденцию по поступлениям в местные бюджеты, что вызвано концентрацией доходов в региональных центрах.

По данным Краснодарского края наблюдается неоднозначная тенденция: в 2013 и 2015 гг. сокращение поступлений в приделах 10%, а в 2014 и 2016 г. роста поступлений в приделах 15%.

Следующим шагам является оценка структуры распределения налога на прибыль по уровням бюджетной системы (таблица 3).

Таблица 3

Структура распределения налога на прибыль организации по уровням бюджетной системы, %

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Россия
Поступило всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в т.ч.

— федеральный бюджет

16,0 17,0 17,3 18,9 17,7
— краевой бюджет 83,6 82,5 82,3 80,7 82,0
— муниципальный бюджет 0,4 0,5 0,4 0,3 0,2
Краснодарский край
Поступило всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в т.ч.

— федеральный бюджет

7,7 13,7 11,3 16,5 13,6
— краевой бюджет 87,7 82,0 84,2 79,4 82,1
— муниципальный бюджет 4,6 4,3 4,4 4,2 4,3

Оценивая структуру распределения налога на прибыль по уровням бюджетной системы можно отметить преобладание доли, зачисляемой в региональный бюджет – 80-82%. В целом по России доля налога на прибыль зачисляемая в муниципальный бюджет достаточно небольшая – менее 0,5%, а в Краснодарском крае 4,5% поступлений от налога на прибыль организаций остаются в местном бюджете.

Следующим шагом является оценки доли налога на прибыль организаций в совокупных налоговых платежах (таблица 4).

Оценивая долю налога на прибыль организаций в налоговых доходах бюджета можно отметить сокращение участия данного налога с 22 % до 18-19% в целом по России, а в Краснодарском крае с 24% до 17-18%. Что связано с предоставлением дополнительных льгот (нулевой ставки, увеличения перечня расходов учитываемых для целей налогообложения, доходов освобождаемых от налогообложения и т.д.) как по отраслям так и сферам деятельности.

Таблица 4

Динамика доли налога на прибыль организации в налоговых доходах

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Россия
Налоговые доходы, млн руб. 10954010 11321617 12606342 13720353 14386061
2355411 2071666 2372843 2598856 2770153
доля в налоговых доходах, % 21,5 18,3 18,8 18,9 19,3
Краснодарский край
Налоговые доходы, млн руб. 197766 206129 218123 257610 292829
Налога на прибыль организаций, млн руб. 46761 42032 56322 44580 53218
доля в налоговых доходах, % 23,6 20,4 22,2 17,3 18,2

Для оценки влияния налогообложения прибыли организаций проведем оценку уровня налоговой нагрузки от налога на прибыль на экономику России и Краснодарского края (таблица 5).

Таблица 5

Динамика уровня налоговой нагрузки от налога на прибыль на экономику

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Россия
ВВП, млн руб. 68163883 73133895 79199658 83232618 86043649
Налога на прибыль организаций, млн руб. 2355411 2071666 2372843 2598856 2770153
Доля налога на прибыль организаций в ВВП, % 3,5 2,8 3,0 3,1 3,2
Доля налоговых доходов в ВВП, % 16,1 15,5 15,9 16,5 16,7
Краснодарский край
ВРП, млн руб. 1459491 1662969 1785633 1946760 2166744
Налога на прибыль организаций, млн руб. 46761 42032 56322 44580 53218
Доля налога на прибыль организаций в ВРП, % 3,2 2,5 2,7 2,3 2,5
Доля налоговых доходов в ВРП, % 13,6 12,4 12,2 13,2 13,5

Оценивая долю изъятия в бюджет части ВВП (ВРП) по средствам налога на прибыль организаций можно отметить, что в целом по России значение варьируется от 2,8% до 3,5%, а по Краснодарскому краю значение ниже и варьируется от 2,3% до 3,2%, что объясняется агарной направленностью региона.

Таким образом, налог на прибыль организаций можно отнести к бюджетаобразующим налогам регионального уровня, а также инструментом регулирующего воздействия на экономику через изменение уровня налогового изъятия (налогового бремени) со стороны как федеральных так и региональных органов власти посредствам изменения налоговой ставки или предоставлением налоговых льгот отдельным отраслям и сферам деятельности.

Библиографический список

1. Малкина М. Ю. Моделирование взаимосвязи уровня налоговой нагрузки и поступлений от налога на прибыль для регионов российской федерации / М. Ю. Малкина, Р. В. Балакин // Финансы и кредит. – 2013. – №35 (563). – С. 21-29.
2. Лыкова Л. Региональные проблемы налогообложения прибыли / Л. Лыкова // Федерализм. ˗ 2010. ˗ № 2. ˗ С. 85-100.
3. Тюпакова Н.Н. Проблемы и перспективы формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований (на примере Кавказского района Краснодарского края) / Н.Н. Тюпакова, А.В. Ботвинко
Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. ˗ 2017. ˗ С. 25-28.
4. Тюпакова Н.Н. Налоговый механизм обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов / Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова //
Актуальные проблемы теории и практики налогообложения: Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Горшкова. – 2016. – С. 235-239.
5. Тюпакова Н.Н. Налоговое бремя как индикатор эффективности налогового механизма / Н.Н. Тюпакова // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 2011. – № 28. – С. 48-52.
6. Тюпакова Н.Н. Оценка налогового механизма распределения добавленной стоимости как направление совершенствования налоговой системы России / Н.Н. Тюпакова // Налоги и финансовое право. – 2013. –№ 7. – С. 141-149.
7. Тюпакова Н.Н. Методологические основы функционирования налогов как категории финансов / Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова
Дайджест-финансы. – 2007. – № 7. – С. 35-40.
Похожие публикации