Религиозный экстремизм как враг истинной веры. Кузнецов К.В

Религиозный экстремизм - отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда "идей", противоречащих им. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

Основная цель религиозного экстремизма - признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик".

Организации

Важной особенностью ряда неправительственных религиозно-политических организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций - открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки.

В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремических организаций можно назвать нижеследующее: распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм

Религиозно-политический экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.
Так же, как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма.
1. Религиозно-политический экстремизм - это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.
2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.
3. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей - характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.
Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Е.Н. Плужников

Институт социологии Российской Академии Наук ул. Кржижановского 24/35-5, Москва, Россия, 117218

Статья посвящена проблеме религиозного экстремизма в современной России. В статье уточняется понятие «религиозного экстремизма»; исследуются условия возникновения этого явления, его взаимосвязь с другими формами экстремизма; на примере ваххабизма показано, что религиозное течение может быть традиционным, легитимным в одних странах и радикальным, экстремистским - в других.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, ваххабизм, политический радикализм, политическая стабильность.

Для того чтобы глубже понять условия существования религиозного экстремизма в нашей стране, прежде всего выясним, что означает это понятие. Анализ российской политологической, религиоведческой, юридической литературы, вышедшей за последнее десятилетие, показывает, что у специалистов разных областей, профессионально занимающихся вопросами выявления, предупреждения и пресечения религиозной экстремистской деятельности, нет единого базового понятия. Это приводит не только к разногласиям на теоретическом уровне, но и на практике значительно ослабляет противодействие этим преступным проявлениям со стороны правоохранительных и специальных служб. Понятие «религиозный экстремизм» состоит из двух составляющих - собственно экстремизм и религия.

В переводе с латыни «extremus» обозначает крайний, выходящий за пределы границ, т.е. в социальном контексте поведение физического лица, группы лиц, сообщества, противоречащее установленным в данной парадигме нормам морали, традициям, обычаям либо правоохраняемым отношениям. Экстремизм можно обнаружить во всех сферах человеческой деятельности: в межличностном общении, во взаимоотношениях полов, в отношении к природе, в политике, религии и т.д. Понятие «экстремизм» является более общим по отношению к таким понятиям, как «агрессия» и «преступность». Агрессия может быть сознательной и бессоз-

нательной, а экстремизму всегда присуща мотивация. Экстремизм - это социальное явление, свойственное только людям; он всегда концептуален и идеоло-гичен.

Экстремизм в поведении людей является следствием некорректного воспитания, ориентированного на культ насилия, и воздействия внешних факторов на личность. Факторы, выделяемые современной наукой, можно свести к трем группам: социально-экономические, культурно-образовательные и политико-правовые.

Наиболее приемлемую, на наш взгляд, формулировку религии предложил Эмиль Дюркгейм в своем труде «Элементарные формы религиозной жизни»: «Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным, верований и практик, которые объединяет в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает» . Развивая эту мысль, можно сказать, что у «настоящей» религии всегда есть два компонента: это, с одной стороны, идеология (мифология) с ритуальной практикой и, с другой - носители этих идей и традиций. Если нет носителей - религия мертва.

В данном исследовании будет акцентировано внимание на том, что под экстремизмом в религии следует понимать деятельность сторонников крайних мер в сфере межрелигиозных и внутриконфессиональных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках представителей той или иной религии навязать иноверцам собственную систему религиозных мировоззрений с целью отречения от своих основных постулатов, нередко с применением физического или психологического насилия.

В связи со значительным ростом народонаселения, уменьшением полезных ископаемых, участившимися климатическими кризисами, которые вызывают голод на огромных территориях Земли, «мировые элиты» вынуждены искать, а правильнее сказать, захватывать территории, богатые природными запасами.

Так, например, ваххабизм изначально заявил о себе как о религиозно-фундаменталистском направлении ислама в XIX веке, основной вектор его борьбы был направлен против Османской империи, и именно в этом качестве ваххабизм был поддержан Великобританией (позднее вследствие открытия колоссальных запасов нефти США вступили в тесное экономико-политическое сотрудничество с государством саудитов; аналогичные процессы военно-политического сотрудничества США с Талибаном обусловлены борьбой с Советским Союзом за влияние в данном регионе).

Суть ваххабизма на первоначальном этапе - борьба за освобождение от имперского влияния; позднее активные группы носителей ваххабистских идей внедрялись на новые территории, являясь рычагом влияния в том или ином регионе. Острейшая ситуация в Чечне, повлекшая за собой боевые действия - наиболее яркая иллюстрация негативного влияния радикального ваххабизма на постсоветском пространстве. Религиозная экспансия как один из методов установления господства над иноверцами вызывает ответную негативную реакцию.

Экстремизм в религии является следствием столкновения модернистской и традиционной архаической культур. Благодаря просвещению, гуманизму, ра-

ционализму в современном западном мире произошел значительный отрыв от тысячелетних ментальных и социальных структур, были сформулированы ценности, многие из которых противоречат установкам традиционного общества. Особенно это касается проявлений экстремизма, агрессии, которые в архаических формациях практически легитимны. В то время как современный европейский подход в основном базируется на человеколюбии и связан с обеспечением прав человека. Традиционное общество, пытаясь защитить свою идентичность, а следовательно, сами основы собственного существования, вынуждено противопоставлять подобным представлениям иные ориентиры и воплощать их в жизнь, в том числе используя регулирующую функцию религии.

Многие авторы отмечают, что религиозный экстремизм всегда имеет доктринальные предпосылки, любая конфессия стремится установить монополию на истину, поскольку каждая религия придерживается следующих догматов - абсолютный и всеобъемлющий характер и ложность других религиозных учений (религиозные войны католиков и протестантов в Белфасте, христиан и мусульман в Ливане, мусульман и индуистов в Индии, мусульман и буддистов в Индонезии, католиков, православных и мусульман в Хорватии и Боснии). Однако в истории развития современного общества существует немало фактов мирного сосуществования религиозных течений и их конструктивного взаимодействия, например, мультирелигиозный показатель российской цивилизации, в развитие и формирование которой внесли свой значительный вклад наряду с православием, исламом, буддизмом также иудаизм и католицизм.

Религиозный экстремизм практически всегда выступает в тесной взаимосвязи с другими видами экстремистской деятельности - политической, националистической - в качестве идеологической и организационной поддержки при достижении конкретных целей различных политических сил. Разграничение экстремистской деятельности по формам - политическая, националистическая, религиозная - носит условный характер, так как на практике в чистом виде они встречаются крайне редко. Поэтому в последнее время в научных публикациях стали чаще обращаться к таким понятиям, как этнорелигиозный, религиознополитический экстремизм , вводится понятие криминального религиозного экстремизма (1). Авторы Федерального закона от 25.07.2007 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» специально не конкретизируют формы экстремизма при назначении ответственности за совершенное деяние, а отталкиваются от степени общественной опасности противоправной деятельности. В то же время использование религиозных ярлыков - «борьба с иноверцами» - способно вовлекать в деструктивную деятельность значительные массы верующих, служителей культа и им сочувствующих, что придает ей ожесточенный характер. Крайние формы экстремизма приводят к совершению общественно опасных деяний, подпадающих под статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 205 «Терроризм», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 127 «Незаконное лишение свободы», ст. 278 «Насильственный захват власти...», ст. 282 «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды» и др.).

Ярким примером экстремизма является вооруженный мятеж 2005 г. в г. Нальчик (Кабардино-Балкарская республика). Противоправная деятельность незаконных вооруженных формирований, направленная на изменение конституционного строя, была изначально замаскирована под религиозные формы - борьба за права верующих. В результате проведенного расследования было установлено, что основными причинами, побудившими людей к противоправной деятельности, было их неудовлетворительное социально-экономическое положение, социальная несправедливость, высокая коррумпированность местных органов власти, а также неадекватное реагирование со стороны руководства республики на имеющиеся факты притеснения прав верующих в Кабардино-Балкарии, а именно отсутствие конструктивного диалога между представителями традиционного ислама, поддерживаемыми местной властью, и лицами, прошедшими обучение в Каирском исламском университете и проповедующими ваххабизм, что впоследствии позволило сепаратистским силам использовать лозунг борьбы за права мусульман.

20 сентября 2009 г. заместитель муфтия Карачаево-Черкесии и ректор Исламского университета в Черкесске Исмаил Бостанов, позиционировавший себя как противника радикальных исламских течений, чуждых для российского Северного Кавказа, был расстрелян неизвестными в своей машине по дороге домой из мечети. Несмотря на то что следствие еще не успело прийти ни к каким выводам относительно смерти религиозного деятеля, большинство комментаторов уже сошлись во мнении, что заместителя муфтия убили исламские радикалы, которых на российском Северном Кавказе принято называть ваххабитами. Даже Совет муфтиев России, который разместил слова соболезнования на своем официальном сайте, исходил из предположения о террористическом акте, совершенном по идеологическим соображениям, то есть на религиозной почве: «Ислам проклинает террор, наша религия приравнивает грех убийства даже одного человека не на поле битвы во время войны к убийству всего человечества, - говорится в заявлении совета. - В день нашего мусульманского праздника (мусульмане празднуют Ураза-байрам) бандитские выползни совершили подлое убийство, поставив себя в ряд ярых врагов ислама и человечества».

Следует отметить, что причина отсутствия экспертного единства в понимании проблемы экстремизма в религии заключается в том, что оппоненты не хотят или не могут договориться о единой системе координат, единой системе ценностей, единой парадигме, в рамках которых обсуждалось бы дискутируемое явление.

Как правило, для религиозного человека экстремизм в религии - это миф, созданный атеистическим сознанием (при таком подходе экстремизм и терроризм объясняются обычно политическим манипулированием или политизацией религии извне), а в политологии или социологии для экстремальных форм религиозной активности предлагаются термины «религиозный экстремизм», «религиозно-политический экстремизм» или «экстремизм на религиозной почве»; другие апеллируют к толерантности, необходимости быть дипломатичным, политкорректным в сложном религиозном вопросе (таковы некоторые чиновники, пуб-

личные политики, правозащитники, журналисты). Религиоведческое сообщество не имеет консолидированной позиции. Кто-то признает корректным, а кто-то категорически отвергает термин «религиозный экстремизм». Сторонники основных религиозных конфессий считатают, что экстремистское поведение в религии «псевдорелигиозно». Экстремистские проявления, как указывалось выше, чужды основным мировым религиям, они осуждаются верующими.

Данное явление относительно действующей парадигмы существует, поэтому и термин в качестве экспертной категории вполне корректен. На мой взгляд, наиболее объективное определение этому феномену дал А.П. Забияко.

Его определение не совсем лаконично, но в тоже время наиболее широко раскрывает понятие «экстремизм религиозный» и могло бы стать хорошим подспорьем для специалистов правоприменительной практики: «Экстремизм религиозный - тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении. Экстремизм религиозный представлен течениями, возникшими: 1) внутри определенной конфессии в результате радикализации существующих догматов, ценностей и норм (анабаптизм в христианстве, ваххабизм в исламе и др.); 2) вне сложившихся конфессий в результате синкре-тизации разных учений или создания новой доктрины (АУМ синрике). Целью экстремизма религиозного является коренное реформирование существующей религиозной системы. Различаются два основных типа экстремизма религиозного - внутриконфессионально ориентированный и социально ориентированный. Следствием экстремизма религиозного в религиозной жизни является конфронтация внутри конфессии, которая приводит либо к подавлению радикального течения, либо к компромиссу с ним и возникновению реформированной религии, либо к расколу и появлению нового религиозного движения, секты» .

Однако это справедливо в определенной системе координат, а именно при политологическом подходе к описанию и уяснению феномена религиозного экстремизма, поэтому исходя из вышеизложенного и для более объективного осмысления в политико-правовом направлении было бы правильнее использовать термин «экстремизм в религии».

Приверженцы традиционных религиозных течений заверяют, что религиозного экстремизма нет, поскольку религия есть Истина (или даже менее доктринально - «благо», «добро»), а в Истине (благе, добре) нет места подобному уродству (экстремизму); поскольку отстаивание своей веры (посредством миссии, джихада, борьбы с иноверцами) - одно из основных доктринальных положений большинства конфессий. Утверждать, что религиозного экстремизма нет на том основании, что религия - всегда благо, это значит либо лукавить, либо рассуждать в системе религиозных ценностей, т.е. судить о явлении изнутри, а не извне, пренебрегая диалектико-материалистическим подходом. Имеются факты «двойных стандартов» при изучении данного понятия, то есть аналогичные действия

одних приверженцев квалифицируются как религиозный экстремизм, а других - нет. В религии термин «экстремизм» нелегитимен и непонятен, но это не означает, что в религии отсутствует феномен, получившей в политической науке название «экстремизм».

Государство, общество, конфессии, сталкиваясь с проявлениями экстремизма в религиозных отношениях, вынуждены искать ответы на данные вызовы. Обычно в среде верующих экстремизм не опознается как экстремизм, а воспринимается как инорелигиозный вызов, прозелитизм, религиозная война (или - если внутри конфессии - секта), тогда как государством и обществом подобные деструкции внутри религиозного социума или агрессивная (с точки зрения общества и государства) религиозная активность, направленная за пределы религиозного сообщества, нарушающая общественную и государственную стабильность, воспринимаются как радикалистские или экстремистские.

Светское (секулярное) государство, познающее мир через социально-политический и правовой подходы, не может мыслить в системе религиозных координат. В случае погружения государственных устоев в религиозный парадигмаль-ный контекст возникает ситуация клерикального государства. Мы здесь не беремся утверждать, что это хорошо или плохо. Здесь фиксируется только тот факт, что государство, работающее и рассуждающее в религиозной парадигме, перестает быть светским. Очевидна вся несостоятельность сентенций ряда государственных чиновников, утверждающих, что религиозного экстремизма нет, поскольку в религии не может быть экстремизма. Это самообман, дипломатические реверансы, которые не улучшают ситуацию, а только усугубляют ее. Небольшие медийные достижения вследствие подобной политики превратно понимаемой толерантности поглощаются пучиной нерешаемых проблем. Хотя здесь в пылу методологического осмысления явления религиозного экстремизма не следует недооценивать значимости медийного влияния. Влияние СМИ на общество (а следовательно, и на социокультурные стандарты и стереотипы) достаточно велико.

Важно подчеркнуть, что радикализм и экстремизм могут являться таковыми по причине своей инокультурности. Например, ваххабизм абсолютно легитимен в Саудовской Аравии или Египте, но преследуется в Турции и законодательно запрещен в Дагестане как раз в силу того, что в Саудовской Аравии и Египте он традиционен, а в Турции и Дагестане - инновационен, вступает в конфликт с доминирующими религиозными традициями и претендует на переустройство социума (и даже государства).

Для любого государства инокультурные интервенции импортных форм религиозности сами по себе - как формы политического влияния других государств на религиозный ландшафт данного государства - есть фактор радикализации и политизации религии (как со стороны самих государств, так, часто, и со стороны экспортируемых форм религиозности, выступающих в качестве проводника политических интересов конкретного государства).

Явления такого рода не новы.

Сопротивление такого рода «духовной агрессии» в ряде случаев принимает форму вооруженной борьбы против иноверцев. В данном случае именно рели-

гия, как наиболее древний, консервативный и устойчивый элемент культуры, выступает в качестве символа самобытности народа, средства его самозащиты от любых противоправных угроз. При этом чем более древним и самобытным является то или иное человеческое сообщество, тем активнее проявляет себя охранительная функция религии и тем агрессивнее данное сообщество сопротивляется духовной экспансии извне (религия, культура, язык). Зачастую, переходя границы дозволенного, это сопротивление принимает ярко выраженные формы экстремизма, что приводит к возникновению цепной реакции этнорелигиозных конфликтов: экстремизм одних субъектов вызывает ответную экстремистскую деятельность со стороны других.

Причины религиозного экстремизма в нашей стране Президент Российской Федерации Д. Медведев в сентябре 2009 г. в г. Сочи на встрече с руководителями Духовных управлений мусульман описал так: «Условия для развития бандитизма, религиозного экстремизма были созданы в результате распада государства, корни - в устройстве нашей жизни, в безработице, бедности, в кланах, которым плевать на народ, которые только и делят денежные потоки, приходящие сюда, борются за заказы, а потом друг с другом сводят счеты, и в коррупции, которая, действительно, получила очень широкое распространение в правоохранительных органах».

Таким образом, феномен экстремизма в религии в современной России в значительной мере является результатом целенаправленного воздействия антироссий-ских сил на существующие духовные устои российского общества. При этом они активно используют как объективные, так и субъективные кризисные явления в экономике страны, духовной сфере, культуре, образовании и науке, ставшие следствием политического и социально-экономического курса страны в период 1985-2000 гг. (2).

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) «Под криминальным религиозным экстремизмом следует понимать целостную совокупность признанных преступлениями общественно опасных деяний, направленных на формирование и распространение любыми способами религиозных идей, произвольно объявленных истинными в ущерб всем иным религиозным или светским идеям, а также на реализацию этих идей уголовно-наказуемыми способами» .

(2) По мнению автора, когда апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г. провозгласил курс на перестройку и обновление советского общества, старые коммунистические идеалы стали разрушаться, а новые, в которых советский социум нуждался, руководство страны предоставить не смогло.

ЛИТЕРАТУРА

Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. - М., 2005.

Забияко А.П. Экстремизм религиозный // Религиоведение. Энц. словарь. - М., 2006.

Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал.А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». - 2003. - № 4.

Durkheim E. Les Formes elementaires de la vie religieuse... - P., Alcan. 1912, 4 ed. - P.: P.U.F., 1960. - P. 65. (Цит. по: Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. пер. с фр. П.С. Гуревича. - М.: ИГ «Прогресс-Универс», 1993).

RELIGIOUS EXTREMISM AND ITS MANIFESTATIONS IN CONTEMPORARY RUSSIA

The Institute of Sociology Russian Academy of Sciences Krzhizhanovsky str., 24/35, Moscow, Russia, 117218

The article is devoted to the problem of religious extremism in contemporary Russia. The author defines a term «religious extremism», researches conditions of origin of this phenomenon, it’s correlation with another extremism forms, with international religious extremism; uses the example of wahhabism to show that a religious group can be considered traditional, legitimate in one countries and radical, extremist in another ones.

Key words: religious extremism, wahhabism, political radicalism, political stability.

В наше время терроризм представляет непосредственную угрозу жизни и благополучию граждан любой страны мира. Особую же опасность несет религиозный экстремизм, истоки которого - в фундаментализме, завладевшем умами миллионов верующих.

Как выяснилось, общественные, государственные и научные институты были не готовы к такому мощному всплеску терроризма на основе духовных противоречий.

Что такое религиозный экстремизм

Это понятие подразумевает разновидность радикализма, развившегося на основе враждебного восприятия той или иной конфессиональной идеологии.

Происхождение термина

Термин «экстремист» появился в начале прошлого века. Французский политолог М. Лерой обозначил таким образом членов политических партий либо групп, объединившихся на основе веры, фанатично преданных своим идеям, готовых ради их воплощения пожертвовать всем, включая жизнь. В частности, на фоне произошедшей тогда революции в Российской империи большевиков и монархистов он называл «красными» и «белыми» экстремистами.

Значение понятия

Понятие «экстремизм» происходит от латинского «extremus» (крайний) и обозначает безусловную приверженность неких лиц крайним политическим или религиозным взглядам, что заставляет их совершать поступки, направленные на радикальное изменение существующего на данный момент положения вопреки общепринятым канонам.

В частности, радикализм на духовной почве находит выражение в нетерпимости к людям, исповедующим иные религии.

Экстремизм и терроризм

Оба термина можно понимать и как определенную идеологию, и как направленное на ее воплощение действие. Несмотря на общность подхода к основным критериям, их сущность отличается: «экстремизм» гораздо более широкое понятие, чем «терроризм».

Если первое понятие трактуется как мировоззрение, то второе - деятельность на основе этого мировоззрения. Исламский фундаменталист не обязательно является террористом, если в своем радикализме он не выходит за рамки общепринятых норм поведения, то есть не совершает каких-либо насильственных действий по отношению к представителям иных религий.

Тем не менее, религиозный экстремизм и терроризм составляют единое целое.


История явления

Терроризм с религиозными корнями зародился много тысяч лет назад, когда в Древнем Египте фараон Эхнатон объявил о смене культа бога Ра почитанием Атона, безжалостно подавив сопротивление приверженцев старой веры.

Значительно позже языческий Рим практиковал террор против христиан. Так, в 259 году прямо во время литургии римляне убили епископа Сикста II и сослуживших ему священников.

В Средние века во многих странах мира в среде различных культов возникли тайные секты, такие как сикарии, фидаи и ассасины. Считается, что именно они стали родоначальниками современных религиозно-террористических организаций.

Причины появления

Главной причиной возникновения «крайних» взглядов у верующей молодежи, основного контингента экстремистских формирований, можно назвать то обстоятельство, что она не обладает достаточными знаниями о сути самой религии. Это касается и христианства, и ислама, и буддизма вкупе со всеми остальными культами. Духовное и интеллектуальное невежество и приводит парней и девушек в ту среду, где культивируется неприятие инакомыслия.

Что же касается общих причин современного радикализма вообще и религиозного в частности, то среди них главная - неспособность государственных и общественных институтов решить возникшие в стране национальные, религиозные, экономические проблемы.

Иногда государство не в состоянии урегулировать мирным путем территориальные претензии, вызванные несовпадением этнических и религиозных границ, погасить в зародыше сепаратистские тенденции, обеспечить сохранение национальной, культурной или религиозной идентичности, уравнять в правах и материальном благополучии все этносы державы. Вполне вероятно, что в таком государстве рано или поздно возникнут протестные группы, избравшие методом достижения своих целей насилие.


Развитие и распространение

Бурное развитие и широкое распространение религиозного радикализма вызвано желанием определенных общественных формаций применить межрелигиозные разногласия для достижения власти, что неразрывно связано с финансовыми интересами.

Если не считать уже в значительной степени утратившую актуальность проблему противостояния католиков и англикан в Ольстере, то в мировой системе экстремистских структур, в число которых входит около 150 больших и малых группировок, основную роль играют исламистские террористические организации.

Зародившиеся в прошлом веке «Аль-Каида», «Хамаз», «Хезболлах», «Исламский Джихад» и др. вышли на политическую арену как группы борцов за права определенных этносов, конфессий и политических сил, и за долгие годы привыкли к активному боевому сопротивлению.

Приход же к власти поддерживаемых ими сил и «официализация» ранее нелегальных структур не упразднил их, а превратил в террористические организации.

Развитие фундаментализма в исламских странах породило уже в наше время глобальный конфликт «религиозных миров» вместо устоявшегося в прошлом веке равновесного светского миропорядка.


Дальнейшая судьба

Перспективы будущего развития религиозного радикализма исследователями оцениваются по-разному. Некоторые утверждают, что уже вскоре, благодаря действиям сил мирового сообщества, он сойдет на нет. Большинство же склоняется к выводу, что терроризм, этот мощный инструмент, который используется не только против власти, но и зачастую самой властью, может временно закапсулироваться, чтобы в определенный его вождями момент нанести решительный удар.

Дело в том, что международный терроризм – это не только военная структура, но и генератор идеологических диверсий, а, как известно, подобному методу борьбы противостоять весьма трудно. Опыт контртеррористической борьбы свидетельствует, что любые попытки договориться с фундаменталистами обречены на провал, как и попытки остаться в стороне от проблемы.

На данный момент ни одна из предпосылок развития радикализма не устранена. Поэтому специалисты прогнозируют долгосрочный характер, более того, активизацию всех видов терроризма, в том числе и религиозного.

Современное положение

Если в середине прошлого века об угрозе человечеству со стороны ортодоксальных верующих никто не задумывался, то уже в его конце обусловленность террористических актов противостоянием различных конфессий начала нарастать лавинообразно. Уже в 1995 году четверть международных терактов и больше половины погибших было записано на счет религиозно ориентированных групп.

С наступлением XXI века радикализм такого рода едва ли не вытеснил все остальные его виды, подтверждение чему мы видим ежедневно в новостных лентах информационных агентств.

Несмотря на то, что исламский терроризм однозначно превалирует, в иных культах также встречались попытки организации масштабных акций. В США христианская секта «Завет, Меч и рука Господа» в конце прошлого века строила планы отравить цианидом водопроводы и «ускорить» таким образом второе пришествие Христа. Немногим позже известная секта «Аум синрике» не только провела химическую атаку в метро столицы Японии, но и готовила еще ряд нападений.


Экстремистская деятельность

Под этим термином понимаются практические шаги, направленные на реализацию идейных установок экстремистов.

Суть и признаки

Внутренняя суть явления религиозного радикализма - нетерпимость к верующим иных вероисповеданий или насильственное изменение существующего положения внутри одной конфессии. Крайние проявления духовного противостояния сопровождаются изоляционизмом, отвержением чуждых культур и насильственным навязыванием собственных стандартов этики, морали и религиозной практики.

Признаки религиозного радикализма включают, в первую очередь, фанатизм, с которым носитель одной религии заставляет следовать своим принципам представителей иных конфессий, невзирая их на интересы.

Человек, склонный к радикализму, зачастую утрирует элементы религиозной практики и церковных предписаний, заставляя окружающих так же чрезмерно демонстрировать свою приверженность вероучению.

В общении с людьми такие люди проявляют грубость и категоричность, а крайности в их поведении относятся не только к религиозной, но и к иным сферам жизни.

Экстремисты - люди весьма деятельные, причем деятельность их носит деструктивный характер, выражающийся в причинении в ходе своих протестных акций вреда как основам правопорядка, так и межличностным отношениям.


Цель и идеология экстремистов

Главная цель духовного радикализма - возвышение собственной религии за счет подавления других. При этом зачастую ставится задача построения особого государства, как в случае с ИГИЛ, основанного на принципах принуждения всех его граждан к следованию принципам своего культа, замене гражданских правовых норм религиозными.

В основе идеологии таких движений лежит фанатизм, который, при отсутствии сдерживающих факторов, превращается в экстремизм и терроризм. Воссоздать общество в том виде, в котором оно существовало во времена зарождения религии – одна из идеологических основ фанатиков-фундаменталистов, которые для подтверждения своих принципов обычно апеллируют к авторитетным религиозным учениям. Претендуя на единственно верное их толкование, они в то же время отрицают все то, что не укладывается в канву их мировоззрения.

В процессе пропаганды своей идеологии экстремисты используют эмоциональное воздействие на людей, взывая к их чувствам, а не разуму. В этой связи важно отметить тенденции к наделению лидера движения харизмой и непогрешимостью, в то время, как сама их религиозность находится под большим вопросом.

Проявления экстремизма

Среди конкретных проявлений духовного радикализма есть как насильственные, то есть террор, так и ненасильственные, носящие пропагандистский характер. В числе последних - распространение соответствующих печатных и электронных материалов, показная благотворительность людей и структур, зарекомендовавших себя как экстремисты, организация обучения специалистов, нужных той или иной организации.

Практикуется также создание различных учреждений, центров, в которых попавших туда людей вовлекают в занятия экзотерическими дисциплинами, вследствие чего многие теряют волю и становятся членами тех или иных экстремистских структур.

Что же касается террористических актов, которые спровоцировало радикальное отношение к религии, то их примеры ужасают.

В 2017 году только с участием смертников были совершены 348 терактов в 23 странах мира. В них были задействованы 623 террориста, в том числе 137 женщин. В результате терактов за один год погибли 4 310 человек и около семи тысяч получили ранения.

Ответственность за эти трагедии приняли на себя различные группировки исламистов.


Возможные последствия

Последствия преступлений, совершенных духовными террористами, могут наступать как сразу после теракта, так и быть рассчитаны экстремистами на долгосрочные перспективы.

Среди них наиболее реальны:

  • изъятие финансовых активов и имущества у населения;
  • «зомбирование» людей с помощью различных типов программирования;
  • превращение латентных религиозных и межнациональных распрей в полномасштабные войны;
  • попрание законных прав, гарантированных гражданам Конституцией той или иной страны;
  • замедление и прекращение роста экономического развития;
  • повышение количества самоубийств и заболеваний психики;
  • уничтожение памятников истории и культуры;
  • возникновение анархии в обществе;
  • подчинение процесса образования клерикальным системам;
  • паралич государственного и местного управления;
  • бесконтрольное распространение наркотиков.

Формы экстремизма

Социологи и политологи считают, что существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом, и выделяют несколько форм, в которых они проявляется.

Социальная

Социальный, или, как его называют, бытовой терроризм воплощается в постоянном запугивании, которое происходит в повседневности. Его признаки - уличный криминал, нестабильность социальной и экономической жизни, неустроенность быта, обилие в обществе маргиналов.

Этническая

Этническим радикализмом считают крайнюю форму борьбы с действительным или мнимым попранием интересов определенных этнических групп. В его основе заложен национализм, проявляющийся в различных формах - от бытовой этнофобии до шовинизма.


Политическая

Политический терроризм подразумевает действия с целью нажима на политических лидеров или властные структуры, направленные на изменение проводимой ими политики либо принятие тех или иных решений, выгодных радикалам. Российский мартиролог политического терроризма включает убийства журналистов Дмитрия Холодова, Анны Политковской, генерала Льва Рохлина, лидера Чечни Ахмата Кадырова, общественных деятелей Галины Старовойтовой и Бориса Немцова.

Убийства же в современной России мусульманских лидеров, таких как Умар Идрисов и Магомед Долкаев из Чечни, Абубекир Курджиев из Карачаево-Черкессии, Курбанмагомед Рамазанов из Дагестана, Анас-хаджи Пшихачев из Кабардино-Балкарии, Илдус Файзов из Татарстана и многих других, имеют, в первую очередь, религиозно-политический подтекст.

Религиозная

Радикализм на почве веры ставит задачей перестройку мира в соответствии с религиозными убеждениями. Духовные радикалы отрицают сложившуюся в обществе систему религиозных ценностей, желая распространить свои верования на весь социум.

Несмотря на то, что терроризм ныне связывают, в основном, с исламом, религиозные радикалы встречаются не только в среде мусульман. В Германии зафиксированы случаи насилия в отношении эмигрантов со стороны немцев, позиционирующих себя как христиане, да и в России есть множество латентных экстремистов, под маркой православия пропагандирующих русский шовинизм.

Сектанты, также считающиеся христианами, призывают своих единоверцев игнорировать светский характер государства, отказываться от паспортов с ИНН. Неоязычники устраивают сходки в глухих местах, во время которых молят древних богов о ниспослании напастей на христиан. Сатанисты во многих городах России и других стран усиленно завлекают к себе молодежь, соблазненную практикой вседозволенности.

В Мьянме буддисты заставили сотни тысяч мусульман-рохинджа покинуть страну; индуисты уже много лет конфликтуют с мусульманами из Пакистана, претендующего на часть индийской территории.

В общем, духовный терроризм - это любое проявление агрессии со стороны верующих-радикалов, имеющихся сегодня едва ли не во всех культах планеты и желающих завоевать для своей веры статус если не единственной, то доминирующей.

Квинтэссенцией подобного явления стал лозунг исламских фундаменталистов «Смерть всем неверным». Дело в том, что, несмотря на миролюбивые заявления большинства мусульманских священников, в основе ислама заложен принцип, в соответствие с которым это не просто вера, но система политических, идеологических и социальных взглядов, предназначенная свыше стать над всеми остальными религиями. Исходя из этого, именно ислам должен повелевать миром, а кто этого не признает, будет уничтожен.


Как бороться с экстремизмом и терроризмом

Противодействие экстремистской деятельности - трудная, но решаемая задача. Это длительная, кропотливая работа, сопряженная с риском. Нельзя забывать, что вера - это едва ли не самое мощное оружие в условиях нашей планеты, и фанатизм весьма серьезно противостоит борцам с терроризмом.

Методы борьбы

Исходя из многолетнего опыта, борьба с такого рода радикализмом исключительно методами репрессий решительного успеха не приносит. Если с бандитами надо сражаться, имея в руках боевое оружие, то выстрелить в идеологию невозможно. Поэтому ей нужно противопоставить силу убеждения, основанную на интеллекте и просвещении.

В последние годы мы видели не один пример, когда вполне благополучные молодые люди оставляли все и отправлялись сражаться за идеалы исламизма. Достаточно вспомнить дело студентки МГУ Варвары Карауловой. Чтобы избежать столь прискорбных случаев, нужно с детства прививать людям уважение к иным нациям, религиям, просто к ближним. Давать зачатки правовой грамотности, просвещать и убеждать в изначальном равенстве всех перед лицом Закона Божьего и человеческого.

Необходимо целенаправленно и систематически рассказывать на страницах прессы, в Интернете и телепередачах как о подлинных целях экстремистов, так и о деятельности не впавших в радикализм религиозных конфессий, информировать о добре, которое несут людям священнослужители, отвергнувшие фанатизм как смертный грех.

Большая роль в борьбе против разного рода радикалов отводится мониторингу СМИ, а также работе правоохранительных органов по отслеживанию и искоренению деятельности деструктивных групп, маскирующихся под вывеской религиозных организаций.

Огромная роль в этой работе отводится духовным лидерам всех конфессий Российской Федерации. Ведь именно они могут убедить своих прихожан в том, что любой радикализм не несет ничего, кроме зла.


Методы профилактики

В долговременной перспективе на первый план выходит профилактика терроризма на межконфессиональной почве. В этом ключе социально-политическую обстановку, особенно в неблагополучных регионах, можно оздоровить, используя средства психологического контроля над потенциальными носителями радикальных идей.

Для этого в СМИ, в учебных заведениях, начиная с младших классов, нужно изобличать бесчеловечную природу духовного фанатизма, разъяснять всю утопичность надежды на завоевание мирового господства, на конкретных примерах показывать ущербность деструктивных организаций и, наоборот, всемерно пропагандировать идеологию гуманизма.

Видео

На этом видео - кадры самого масштабного за всю историю террористического акта, произошедшего 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей.
Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы “своей” цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей “истинный облик”.

Под экстремизмом зачастую понимают разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний, последний) как специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами.

Важной особенностью ряда неправительственных религиозно-политических организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций – открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки .

В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремических организаций можно назвать нижеследующее: распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же проявляющийся в религиозной сфере получил название религиозного экстремизма. В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм».

Религиозно-политический экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Так же, как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма .

1. Религиозно-политический экстремизм – это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

3. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей – характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного.

Конфронтация с государственными институтами – их стиль поведения. Принципы «золотой середины» и требования «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», являющиеся основополагающими для мировых религий, отвергаются ими. В их арсенале главными являются насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.

Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, хорошо понимают возможности религиозных учений и символов как важного фактора привлечения людей, мобилизации их на бескомпромиссную борьбу. Одновременно они учитывают, что «повязанные» религиозными клятвами люди «сжигают мосты», им трудно, если не невозможно, «выйти из игры».

Расчет делается на то, что даже лишившимся иллюзий и осознавшим неправедность свих действий участникам экстремистского формирования очень трудно будет покинуть его ряды: они будут страшиться, что их отказ от конфронтации с властями и переход к нормальной мирной жизни могут быть восприняты как предательство религии своего народа, как выступление против веры и Бога.

Введение понятия «религиозно-политический экстремизм», прежде всего, позволит более четко отделить явления, происходящие в религиозной сфере, от действий, совершаемых в мире политики, но имеющих религиозную мотивацию и религиозный камуфляж.

В самом деле, разве можно считать однопорядковыми действия тех, кто обвиняет своих единоверцев в ереси за контакты с людьми других вероисповеданий или оказывает моральное давление на намеревающихся уйти из одной христианской религиозной общины в другую христианскую конфессиональную общность, и действия, подпадающие под статьи уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за переход государственной границы с оружием в руках с целью нарушения государственного единства страны или завоевания власти, за участие в бандформированиях, в убийствах людей, захвате заложников, даже если они мотивированы религиозными соображениями?

В обоих случаях мы имеем дело с экстремистскими действиями. Однако разница между ними чрезвычайно велика. Если в первом случае речь идет о проявлениях религиозного экстремизма, то во втором – налицо действия, входящие в содержание понятия «религиозно-политический экстремизм». Между тем и в средствах массовой информации и в специальной литературе все подобные действия объединяются одним понятием «религиозный экстремизм» (»исламский экстремизм», «протестантский экстремизм» и т.д.) .

Дифференциация понятий позволит более точно определить причины, порождающие ту или иную разновидность экстремизма, будет способствовать более правильному выбору средств и методов борьбы с ними, а, следовательно, будет способствовать прогнозированию событий и нахождению эффективных путей предупреждения и преодоления разных форм экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм наиболее часто проявляется:

В виде деятельности, имеющей целью подрыв светского общественно-политического строя и создание клерикального государства;

В виде борьбы за утверждение власти представителей одной конфессии (религии) на территории всей страны или ее части;

В виде религиозно обосновываемой политической деятельности, осуществляемой из-за рубежа, имеющей целью нарушение территориальной целостности государства или ниспровержение конституционного строя;

В виде сепаратизма, мотивированного или камуфлированного религиозными соображениями;

В виде стремления навязать в качестве государственной идеологии определенное религиозное учение.

Субъектами религиозно-политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и группы, так и общественные организации (религиозные и светские) и даже (на определенных этапах) целые государства и их союзы.

Религиозно-политический экстремизм можно отнести к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т.е. не соответствующей нормам законности и этическим нормам, разделяемым большинством населения.

Использование насильственных способов борьбы и исключительная жестокость, проявляемая сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких масс, в том числе и относящихся к тому вероисповеданию, последователями которого объявляют себя лидеры экстремистской группы. Как и легитимная политическая борьба, религиозно-политический экстремизм реализуется в двух основных формах: практико-политической и политико-идеологической.

Для религиозно-политического экстремизма характерно стремление к быстрому решению сложных проблем независимо от «цены», которую приходится платить за это. Отсюда упор на силовые методы борьбы. Диалог, договоренность, консенсус, взаимопонимание отвергаются им. Крайним проявлением религиозно-политического экстремизма является терроризм, представляющий собой совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия. В последние десятилетия религиозно-политический экстремизм все чаще обращается к террору как средству достижения своих целей. Многочисленные факты такого рода мы наблюдаем в Чечне, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке и в других регионах Земли .

Стремясь вызвать или усилить в массах недовольство существующим строем и заполучить у них поддержку своих планов, сторонники религиозно-политического экстремизма в идейно-политической борьбе нередко берут на вооружение методы и средства психологической войны, обращаются не к разуму и логическим аргументам, а к эмоциям и инстинктам людей, к предрассудкам и предубеждениям, к разнообразным мифологическим конструкциям.

Манипулирование религиозными текстами и ссылки на богословские авторитеты в сочетании с представлением извращенной информации используются ими для создания эмоционального дискомфорта и подавления способности человека логически мыслить и трезво оценивать происходящие события. Угрозы, шантаж и провокации являются составными элементами «аргументации» религиозно-политических экстремистов.

Факторами, порождающими религиозно-политический экстремизм в нашей стране, следует назвать социально-экономический кризис, массовую безработицу, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, ослабление государственной власти и дискредитацию ее институтов, неспособных решать назревшие вопросы общественного развития, распад прежней системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии.

Среди причин, способствующих усилению религиозно-политического экстремизма в России нельзя не назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных и политических центров, нацеленная на разжигание в нашей стране политических, этнонациональных и межконфессиональных противоречий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30.
  2. Авцинова Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия. В 2 томах. – М., 1999. Т. 2.
  3. Амирокова Р.А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
  4. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и
    практики. – Махачкала. 1999.
  5. Бондаревский В. П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимо­действие на территории: механизмы, трансформации, регулирование. – М., 1999.
  6. Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. – 2002. – №3 (9).
  7. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира //
    Полис. – 2002. – № 1.
  8. Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. – М.: Издатель Пресс, 2005. – 225 с.
  9. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М. 1990.
  10. Залужный А.Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений // Конституционное и муниципальное право. – 2007, № 4.
  11. Залужный А.Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия. // Современное право. – 2002, № 12.
  12. Иванов А.В. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право, 2003, № 5.
  13. Козлов А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия: Система воспитания в высшей школе. – М.: 1994. Выпуск 4.
  14. Мшюславский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. – М.: 1991.
  15. Решетников М. Исламские истоки терроризма // Аргументы и факты. –
    2001. – № 42.
  16. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. – М. 1993.
  17. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма / Под ред. Э. Г. Филимонова. – М.: Знание. – 1983, 63 с.
  18. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. – 2002, № 5.
  19. Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего
    состояния // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториат УРСС, 2000.
Похожие публикации