Развлечение в старшей группе «Осенины. Развлечение – Осенины Игра «Веселый счет»

Конспект ООД детей в старшей группе по теме «Что такое осень?»

Место работы: МКДОУ "Детский сад №72 " г. НовосибирскКонспект организованной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Что такое осень? "
Описание: Предлагаю вашему вниманию конспект проведения организованной образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме « Что такое осень?». Данный материал будет полезен воспитателям старших возрастных групп и начинающим воспитателям. Этот конспект занятия предназначен для интегративного развития старших дошкольников по теме "Осень».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Активизация интереса детей к окружающему миру, речевой, изобразительной деятельности по теме «Осень ".

Задачи по образовательным областям:

Речевое развитие: Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме "Осень ". Уметь подбирать слова-признаки к слову "осень ". Подбирать числительные от одного до десяти к существительным, существительные к отыменным прилагательным. Называть родственные слова. Упражнять в умении составлять описательный рассказ по плану-схеме, употреблять в рассказе распространенные сложноподчиненные предложения.

Познавательное развитие: Углублять знания детей об осени; активизировать познавательный интерес.

Художественно-эстетическое развитие: закреплять умение рисовать осенний пейзаж, отмечать изменения в природе и передавать их в рисунке. Стимулировать творчество дошкольников в процессе создания осенних образов.

Социально-коммуникативное развитие: развивать умение не перебивать друг друга, радоваться успехам товарищей; воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

Предварительная работа:

Беседа об осени.

Отгадывание загадок об осени, осенних явлениях.

Презентация об осени.

Экскурсия в осенний лес.

Предметно-пространственная развивающая среда:

Оборудование для педагога: Ворота, репродукции пейзажных картин: А. Головин «Осень», И. Левитан «Дубовая роща. Осень»,письмо от жителей далеких планет, план-схема по теме «Осень», картинки: дождь, солнце, лист, рябина, зонт, туча, облако, гриб, береза, небо.

Оборудование для детей: Бумага для рисования, палитры, кисточки, простые карандаши, восковые мелки, гуашь, непроливашки с водой, салфетки.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, к нам пришло сообщение из космоса.

Показываю письмо от жителей других планет.

Послушайте сообщение: «Дети Земли! Нам очень нравится ваша планета, особенно нам нравится ваше время года осень, у нас не бывает такого времени года. Могли бы вы прилететь к нам и рассказать об осени. Жители далёких планет»

Хотите отправиться в путешествие?

Дети дают согласие на путешествие.

Для того чтобы отправится в путешествие надо выполнить ряд заданий.

Пройти через волшебные ворота со словами, какая осень.

Дети проходят через волшебные ворота, говоря слова-признаки про осень.

Игра «Скажи, что бывает осеннее, осенняя, осенний?»

Дети называют существительные к отыменным прилагательным.

Игра «Веселый счет»

На доске расположены в ряд картинки: дождь, солнце, лист, рябина, зонт, туча, облако,

гриб, береза, небо.

Дети подбирают числительные от одного до десяти к существительным.

Игра «Слова-родственники»

Назвать только те слова, которые нам подходят:

1.Вода, водяной, водный, водолей, водитель (Вода, водяной, водный, водолей)

2.Лист, листопад, листва, листоед, лисичка (Лист, листопад, листва, листоед)

3.Осень, осина, осенняя, осенины(Осень, осенины, осенняя)

4. Ветерок, ветер, ветреный, обветренный, ветка (Ветерок, ветер, ветреный, обветренный)

Почему выбрали эти слова?

Дети отвечают, что это слова-родственники.

Расскажите об осени для жителей далеких планет.

Выставляю план-схему.

Дети составляют описательные рассказы об осени по плану-схеме.

Физкультминутка:

Наступает листопад (пальцы бегают по столу)

Листья кружатся, летят (поднять руки вверх и помахать ими)

Ветер кружит всю листву (руки вперед, машем кистями рук)

По полям и по двору.(похлопать в ладоши)

Хотите ли нарисовать для жителей других планет осенние пейзажи, так как они хотят их оставить себе на память?

Дети выражают согласие и приступают к рисованию.

Потом ребята показывают свои работы.

Чьи пейзажи понравились больше всего? Почему?

Что больше всего понравилось в занятии? Как вы считаете, мы помогли жителям далеких планет?

Вот и закончилось наше путешествие. Вы сделали доброе дело, рассказали инопланетянам об осени. Пора возвращаться домой.

Три раза вокруг себя обернитесь и в группе окажитесь!

Татьяна Селезнева
Конспект занятия в старшей группе «Осенины»

Программные задачи : Дать детям элементарные представления о том, что такое «осенины » учить видеть и наблюдать изменение в природе; воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени .

Предшествующая работа : Рассматривание иллюстрации картины Левитана «Золотая осень » , чтение А. Твардовского. «Лес осенью » , К. Паустовского «Прощанье с летом» , А. Майков «Осень » , русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников в обработке Карнауховий.

Оборудование : Корзина с овощами; веточки с гроздями калины; загадки об осени . Рисование с натуры загадки об овощах и овощи в корзине, веточки калины.

Ход занятия

Воспитатель. Загадка об осени :

Пришла без красок и без кистей

И перекрасила все листья;

Дни стали короче, длиннее стали ночи.

Кто знает, кто знает, когда это бывает? (Осенью ) .

По каким приметам вы узнали осень ? Сейчас какое время года? Какой месяц осени ? (Ответы детей, разговор о приметах осени ) .

Недаром говорится : «Осень – перемен восемь » . Как и у каждого времени года, у осени три месяца : сентябрь, октябрь, ноябрь. И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе каждый месяц вначале один, а к концу – другой. Самый красивый месяц – сентябрь. В первые дни в зеленом кокошнике и в таком же платьице, а к концу в ярком пышном золотом уборе, в пурпурных и багряных одеждах.

Воспитатель. Милые дети, сегодня мы будем праздновать Осенины – осени именины ! Осень – пора щедрая , богатая, хлебосольная! На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы да ягоды. Издавна русский народ праздновал осенины как особый радостный праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.

Чтение стихотворения Т. Шорыгиной.

Гроздья алые калина

Наклонила над водой

Нынче праздник – Осенины ,

День прозрачный, золотой.

Нашей матушке – землице

Низкий отдадим поклон,

И речной воде – быстрице

Мы поклонимся потом.

Солнце, что вставало рано;

Хвалим мы за урожай,

Из муки печем овсяной

Сдобный, пышный каравай.

Угостим мы караваем

И коровок, и коней,

Ведь они нам помогали

И трудились много дней.

Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах.

Воспитатель. - Подскажите мне, ребята, что же они выращивали на полях, на огородах.

От того, что все дни они были заняты , людям не хватало времени заниматься домашними делами! И вот, наконец, вся работа закончена : собран урожай, посеяны озимые. Настало время и для домашних дел. Надо засолить огурцы, помидоры, заготовить картофель, лук.

Какие вы еще знаете овощи? (Ответы детей – капусту, свеклу, редьку) .

Женщины вычищали избы, мыли окна, готовили зимнюю одежду, штопали ее, чинили.

А как вы думаете, кто был главным помощником у мам? (Дети) .

На кого возлагалась основная работа по дому? (На женщину) .

Воспитатель. Поэтому на Руси эту пору называли «бабьим летом» , оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября. Устав от работы, девки (девушки, бабы (женщины, молодцы (парни) – вся деревня, выходили на улицу. Пели, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры – веселились от души.

Есть такие народные приметы :

Много паутинок, летающих по ветру – к ясной осени и холодной зиме .

Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.

Ребята, вспомните летние вечера – рано ли смеркалось?

Когда наступал вечер, включали ли вы свет дома? (Нет) А почему? (Потому, что на улице было светло) .

Летом дни длиннее, а сейчас, осенью , они становятся короче, к вечеру уже темнеет.

Воспитатель. Ребята, а какие русские народные пословицы и поговорки про осень вы знаете ?

Осень – припасиха – зима – подбериха.

Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд.

Холоден октябрь – батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

Ноябрьские ночи до снега темны.

Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.

В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.

Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень много знаете про осень , а сейчас давайте поиграем.

Появляется хозяин с корзиной овощей.

Урожай-то мой неплох –

И капуста, и горох.

Что поспело, угадайте?

На вопросы отвечайте.

У меня на грядке

Выросли загадки,

Сочные да круглые.

Вот такие круглые

Летом зеленеют,

Осенью краснеют : (Помидоры)

Без окон, без дверей

Полна горница людей? (Огурец)

Сто одежек

И все без застежек (Капуста)

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает (Лук)

Хлебу присошка, сытая … (Картошка)

Круглая, да не деньги, красна, да не девка, с хвостом,

да не мышь, в земле сидит крепко, что это? (Репка)

(Объяснение слов, например : присошка –

значит где хлеб, там и картошка;

красна – красивая, привлекательная).

На полу изображается круг (можно использовать обруч) .

Дети отгадывают загадки, а хозяин складывает в круг муляжи овощей.

Игроки стоят за кругом. А в круге водящий – хозяин.

Хозяин поет и выполняет движения по смыслу :

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой сторожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобер и куница,

Заяц усатый,

Медведь толстопятый.

Дети стараются забежать в огород , схватить капусту и убежать. Кого хозяин запятнает, выбывает из игры. Побеждает тот, кто унесет больше всех овощей.

Воспитатель. - Наш хозяин очень устал сторожить свой урожай, да и много овощей у него утащили. Мы его попросим присесть отдохнуть. А я приглашаю вас присесть за столы и нарисовать овощи и фрукты для хозяина.

Урожай мы весь собрали,

А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать.

Осенины , Осенины будем долго вспоминать.

Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Осень». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Этот конспект итогового познавательного занятия, направленного на закрепление знаний детей о времени года осень.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Осень»

Форма проведения : КВН.

Интеграция образовательных областей : «Познание». «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель ; продолжать формирование представления детей об осенних изменениях в природе.

Задачи : образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени.

Развивающие : развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Речевые : развивать диалогическую, связную речь, закрепить словарь детей: вереница, моросящие, сварливые, спячка.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде.

Демонстрационный материал : иллюстрации осеннего пейзажа, уборки хлеба, перелетных и зимующих птиц, кружочки зеленые и красные по 10 штук.

Раздаточный материал : эмблемы для команд, сладкие призы.

Методические приёмы: игровая ситуация, соревнование, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, анализ, подведение итогов, награждение.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, экскурсия в парк, беседа о птицах, наблюдение за работой колхозников.

Ход НОД:

Воспитатель . Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. Вот как поэтесса И.Михайлова рассказывает в своём произведении про разноцветные осенние листья.

Ребенок читает стихотворение И. Михайловой «Как обидно».

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золото,

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья мокрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно:

Листьев нет - лишь ветки видно.

Воспитатель. Сегодня мы с вами проведём КВН, посвященный времени года - осень. У нас две команды, которые называются «Рябинки» и «Осенние листочки». Поприветствуем друг друга.

Капитан команды «Рябинка».

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

Мы, рябинки, осень празднуем,

Бусы красные надев.

Капитан команды «Осенние листочки».

Листья мы зеленые,

С липы мы и с клена мы,

Мы на веточках сидели,

А потом мы пожелтели.

Воспитатель . Чтобы оценить результаты конкурсов, нам необходимо выбрать жюри, которое будет оценивать команды. Зеленые кружки будет получать команда «Осенние листочки», а красные кружки команда «Рябинки».

(Заходит Буратино)

Буратино . Здравствуйте, дети. Как у вас красиво, прямо как в осеннем лесу, в котором я нашёл вот эти волшебные листья. На них написаны загадки, а читать я не умею, помогите, пожалуйста, разгадать их.

Воспитатель. Да, Буратино, плохо, когда не умеешь читать. Давай, для разминки отгадаем твои загадки.

(Загадки читаются по очереди, сначала команде «Рябинки», потом команде «Осенние листочки»)

1. Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

2. Под сосною у дорожки,

Кто стоит среди травы,

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы? (Гриб)

3 .Вот кто-то важный

На белой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор)

4 .Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь гладко,

Откусишь - сладко. (Яблоко)

5. Летом вырастают,

А осенью опадают (Листья)

6. Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю. (Осень)

7. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст,

Покапай немножко,

Под кустом… (картошка)

8. Кто осенью холодной,

Ходит хмурый и голодный? (Волк)

(оценивается конкурс)

Буратино: Спасибо, вам, дети. Вы очень умные на свете. Я тоже хочу так отгадывать загадки.

Воспитатель . Буратино, оставайся у нас мы тебя многому научим.

Буратино. Я согласен, буду учиться вместе с вами.

Воспитатель . Дети, а теперь давайте расскажем Буратино по каким признакам можно определить время года осень.

Команды по очереди называют признаки осени:

солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай, шьют тёплую одежду. (оценка конкурса)

Воспитатель: Сейчас будут соревноваться капитаны команд. Им надо из имеющихся иллюстраций птиц, выбрать: капитану команды « Рябинки» - перелетных птиц, а капитану команды «Осенние листочки»- зимующих птиц. (Капитаны располагают картинки на доске).

Буратино . Дети, пока капитаны команд соревнуются, я предлагаю вам поиграть в игру «Перелёт птиц».

Воспитатель . Давайте проверим, как справились с заданием наши капитаны. (Оценка конкурса).

Воспитатель . Следующий конкурс «Разгадай ребус».

(Команды поочерёдно разгадывают ребусы).

Воспитатель . Конкурс эрудитов «Умники и умницы».

Вопросы для команды «Осенние листочки»

1. Какими словами можно сказать ласково о лесе? (лесок, лесочек)

2. Кто разносит семена растений? (люди, птицы, животные, насекомые)

3. Какие звери линяют в осенний период? (белки, зайцы, лисы)

4. Как называются грибы, растущие на пнях? (опята)

5. Какие птицы летят вереницей? (утки, гуси, лебеди)

6. Как готовятся звери к зиме? (строят норы, делают запасы, впадают в спячку)

Вопросы для команды «Рябинки»

1. Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (лесник, лесничий)

2. Какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

3. Какие звери впадают в спячку? (медведи, ежи, барсуки)

4. Какой гриб носит имя дикого животного? (лисичка)

5. Какие птицы улетают стаей?(ласточки, стрижи, грачи, скворцы)

6.Как называется дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (зимний)

(оценка конкурса)

Буратино. Дети, посмотрите какие у меня замечательные картинки. На одной нарисован лес, на другой - хлеб. Давайте придумаем для них красивые слова. Команда «Осенние листочки» придумывает к слову «ЛЕС». Команда «Рябинки» к слову «ХЛЕБ».

(ЛЕС- большой, зеленый, красивый, родной, богатый, молодой, живой, сосновый, дубовый, светлый, осенний, дремучий, хвойный, смешанный).

(ХЛЕБ - пшеничный, ржаной, свежий, вкусный, хрустящий, ароматный, аппетитный, поджаристый, румяный, белый, пышный, душистый).

(оценка конкурса)

Буратино. Дети, какие вы молодцы. Много всего знаете и умеете. Я тоже буду читать, заниматься и стану таким же умным, как и вы.

Воспитатель : Буратино, пока жюри оценивает конкурсы, дети назовут приметы и пословицы об осени.

2. Быстрый дружный листопад - на суровую зиму.

3. Холодный сентябрь да сыт.

4. Теплый октябрь предсказывает морозную зиму.

5. Осенью паутина - на ясную погоду.

6. Облака идут низко - скоро похолодает.

7. Первый прочный снег выпадает ночью.

8. От осени к лету повороту нету.

9. Весной дождь растит, а осенью гноит.

10. Лето со снопами, а осень с пирогами.

11. Упал с дерева осенний лист- жди осени.

Жюри подводит итоги конкурсов, выявляет победителей. Буратино раздает детям подарки, прощается и уходит.

Составитель:

Айгумова Светлана Магомедовна,

воспитатель

МБДОУ детский сад "Белоснежка"

п.Солнечный Сургутский рн

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Р азвивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Р ечевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

В оспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей

Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

Информационно – рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях. )
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь - шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона , грач, галка, голубь, ласточка, воробей , утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОСЕНИНЫ»

Елена Орлова

Задачи:

1.Дать детям элементарные представления о том, что такое « осенины ».

2.Учить видеть, наблюдать изменение в природе.

3.Воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.

Оборудование : Картина «Осень», корзина с овощами, веточки с осенними листьями и гроздями рябины, мешок, загадки об осени .

Ход занятия

Воспитатель

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я - …(Осень)

Ребята, по каким приметам вы узнали осень ?

Какое время года сейчас?

Какой месяц осени ? (Ответы детей, разговор о приметах осени ) .

Воспитатель

Как и у каждого времени года, у осени три месяца : сентябрь, октябрь, ноябрь. И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе каждый месяц вначале один, а к концу – другой. Самый красивый месяц – сентябрь. В первые дни в зеленой шляпке и в таком же платьице, а к концу в ярком пышном золотом уборе, в красных, оранжевых одеждах.

Физминутка «Осень пришла»

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Воспитатель. Ребята, а вы знали, что у осени тоже есть день рождение? (Ответы детей)

И сегодня мы будем праздновать Осенины – день рождение осени ! Осень – пора щедрая , богатая! На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы да ягоды. Издавна русский народ праздновал осенины как особый радостный праздник – праздник благодарности природе за хороший урожай.

Воспитатель Ребята, давайте посмотрим видео «Осенины на Руси», которое вам расскажет о том, как появился праздник «Осенины», как люди его отмечали, и как отмечают его в наше время.

Воспитатель Ребята, есть такие народные приметы об осени, это те знания о природе, ее явлениях, которые люди собирали и передавали друг другу:

Гром в сентябре - к теплой осени.

Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.

В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.

Игра «Что в мешке». Для нее понадобится мешок и разные предметы, связанные с осенью: яблоки, груши, морковка, картошка, листья, каштаны. Вместо настоящих даров природы можно использовать их муляжи. Каждый ребенок засовывает руку в мешок, выбирает один предмет и на ощупь угадывает, что это такое. Если угадал, получает приз.

Появляется Осень с корзиной овощей.

Урожай-то мой неплох –

И капуста, и горох.

Что поспело, угадайте?

На вопросы отвечайте.

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать…

- картошку -

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее?

- Капуста -

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

- морковь -

Алый сапог в земле горит.

- свекла -

Пришла Таня в желтом сарафане:

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать.

- луковица -

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать…

- чеснок -

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

- баклажан -

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

- перец -

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это…

- репка -

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом.

- редиска -

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ?

- Помидор -

Свежий и солёный

Он всегда зеленый.

- огурец -

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

- горох -

В огороде, на дорожке,

Под моим окошком

Расцвело сегодня солнце

На высокой ножке.

- подсолнух -

На арбуз похожая -

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце…

- тыква -

Этот овощ тыкве брат -

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок…

- кабачок -

Осень Молодцы, ребятки! Я вам предлагаю поиграть в игру «Листопад».

Понадобятся листья с деревьев или вырезанные из бумаги. Листья кладутся на стол, дети делятся на две команды. По сигналу выходит по одному участнику из каждой команды, и они начинают дуть на свой лист. Победит та команда, участники которой быстрее справятся с заданием.

Кто быстрее сдует его на пол, тот и победил.

Осень Вы, ребята, просто отлично справились с заданием! Но мне пора уходить. Давайте вместе встанем в круг, возьмемся за руки и споем песню «Листик-листопад»

Осень А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать.

Осенины , Осенины будем долго вспоминать!

Похожие публикации