Меркуров, сергей дмитриевич. Биография «Тогда полетят и ваши головы»

Сергей Дмитриевич Меркулов

Меркуров Сергей Дмитриевич (1881-1952). Советский скульптор-монументалист; народный художник СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Один из самых именитых скульпторов сталинской эпохи. Учился в Академии художеств (1902-1905) в Мюнхене. До 1909 г. работал в Париже, затем в Москве. Член ВКП(б) с 1945 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Героические образы воплощал в монументальных, обобщенных формах. Среди работ Меркурова - памятники К.А. Тимирязеву (Москва, 1923); Степану Шаумяну (Ереван, 1931 г.; с Шаумяном Меркурова связывали дружеские отношения); статуя Ленина (1939 г.; Москва, Большой Кремлевский дворец); горельеф «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (Баку, 1946 г.). Автор надгробных памятников у Кремлевской стены - Ф.Э. Дзержинскому, А.А. Жданову, М.И. Калинину, ЯМ. Свердлову, М.В. Фрунзе.

В 1937 году, ставшем в сознании многих символом репрессий, на канале им. Москвы по проекту Меркурова были установлены две гранитные монументальные скульптуры Ленина и Сталина. На их сооружение ушло около двадцати железнодорожных составов крупнозернистого серо-розового гранита, причем отдельные глыбы весили до ста тонн. На работе было занято 670 гранитчиков и около пяти тысяч рабочих. Большую часть строителей составляли заключенные.

В 1940 г. мраморная скульптура Сталина по проекту Меркурова украсила Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. После войны Меркуров создал еще одну статую вождя, на этот раз из кованой меди, для мемориала в Ереване. Обе работы были отмечены Сталинской премией (1941, 1951), а сам автор удостоен звания народного художника СССР и избран действительным членом Академии художеств.

Е. Громов пишет: «В таком же реликтовом тупике, как и живопись, оказалась в решающей степени и советская скульптура. Одаренным скульптором являлся С. Меркуров. Но, подобно А. Толстому и тому же А. Герасимову, он слишком любил радости жизни, славу и почет. И стал в конечном счете типично придворным скульптором. В 30-е годы Меркуров ваяет фигуры что покрупнее и помассивнее. Премия первой степени будет ему выдана за монументальное изображение Сталина для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и Ленина в зале заседаний Верховного Совета СССР» (Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 305).

Интересно, что по данным НКВД, Меркуров в 1920-х годах состоял членом масонской ложи «Единое трудовое братство», причем после разгрома ложи чекистами он был единственным из братьев-масонов, кто умер своей смертью. Почему судьба оказалась милостивой именно к нему? Разгадку, видимо, следует искать в его творчестве. «Великий вождь всех времен и народов» ценил мастеров культуры, если был уверен, что их талант послужит его славе (Грекова Т.И. Тибетская медицина в России. СПб., 1998. С. 279-280).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.

Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

Меркуров

Сергей Дмитриевич , советский скульптор-монументалист, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Член КПСС с 1945. Учился в АХ (1902-05) в Мюнхене. До 1909 работал в Париже. М. прошёл сложный творческий путь. Но и его ранние произведения возвышенно-символические, порой не лишённые черт стилизации в духе стиля «Модерн », и более адекватно воссоздающие облик человека, работы зрелого периода отмечены поисками в искусстве большого общественного содержания. Стремясь создать героический образ, М. обращался к монолитным объёмам и иногда несколько статичной композиции, усиливая монументальность обобщённых форм. Произведения: статуя Ф. М. Достоевского (гранит, 1911-13, установлена в 1918; см. илл. ) и памятник К. А. Тимирязеву (гранит, 1922-23) - установлены в Москве по ленинскому плану монументальной пропаганды (См. Монументальная пропаганда); горельеф «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (гранит, 1924-46, установлен в 1958 в Баку); группа «Смерть вождя» (гранит, 1927-1947, в 1958 установлена в Горках Ленинских); памятник Степану Шаумяну в Ереване (гранит, 1931); статуя В. И. Ленина на канале имени Москвы (гранит, 1937); статуи В. И. Ленина в Зале заседаний в Большом Кремлёвском дворце (мрамор, 1939) и И. В. Сталина на ВСХВ (гранит, 1939-40) - обе в Москве, Государственная премия СССР, 1941; статуя для монумента И. В. Сталина в Ереване (кованая медь, 1950; Государственная премия СССР, 1951). Директор Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве (с 1944). Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Записки скульптора, М., 1953.

Лит.: [Тиханова В.], С. Д. Меркуров. [Альбом], М., 1958.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Меркуров" в других словарях:

    Меркуров, Сергей Дмитриевич Сергей Меркуров Сергей Меркуров за работой Дата рождения: 26 октября (7 … Википедия

    Сергей Дмитриевич (1881 1952), скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Лаконично обобщённая форма ранних произведений Меркурова (памятник К. А. Тимирязеву в Москве, 1922 23) в 30 50 х гг. трансформировалась в … Русская история

    Сергей Меркуров Дата рождения: 7 ноября (26 октября) 1881 Место рождения: Александрополь, Российская империя Дата смерти: 8 июня 1952 … Википедия

    МЕРКЕШИН МЕРКУЛОВ МЕРКУЛЬЕВ МЕРКУРОВ МЕРКУРЬЕВ МЕРКУХИН МЕРКУШЕВ МЕРКУШИН МЕРКИН Это чисто русские фамилии, как ни странно, восходят к древнеримскому богу, покровителю торговли, Меркурию, изображаемому с крылышками на ногах. Древние римляне… … Русские фамилии

    Меркуров С. Д. - МЕРКУ́РОВ Сергей Дмитриевич (1881–1952), скульптор, нар. худ. СССР (1943), д.ч. АХ СССР (1947). Лаконично обобщённая форма ранних произв. М. (пам. К.А. Тимирязеву в Москве, 1922–23) в 30–50 х гг. трансформировалась в… … Биографический словарь

    Советский скульптор монументалист, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Член КПСС с 1945. Учился в АХ (1902‒05) в Мюнхене. До 1909 … Большая советская энциклопедия

    - (1881 1952), советский скульптор монументалист. Народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Учился в АХ в Мюнхене (1902 05), до 1909 работал в Париже. Член АХРР (с 1925). Директор ГМИИ (1945 50). Участвовал в… … Художественная энциклопедия

    - (1881 1952) российский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Героические образы воплощал в монументальных, обобщенных формах (памятник К. А. Тимирязеву, 1922 23, Москва; горельеф Расстрел 26 бакинских… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Мавзолей Неаполя Скифского , П.Шульц. Открытие и раскопки мавзолея Неаполя Скифского с его многочислен­ными погребениями представителей скифской знати осуществлены Тавро- скиф­ской археологическойэкспедицией, организованной в…

36 лл. Бумага, акварель. 18,5х24,5 см. Так называемая «Советская эротическая азбука» скульптора-монументалиста Сергея Дмитриевича Меркурова (1881—1952) — автора многочисленных монументов И. В. Сталину (в том числе трех самых крупных на территории СССР) и В. И. Ленину. Чувствуется сильное влияние французской и южно-немецкой школ живописи. Альбом хранится в частном собрании.

Знаменитая и крылатая фраза: "В СССР секса нет" имела скорее всего политическую подоплёку. Если самого Лаврентия Берию можно назвать продолжателем дела "секс-машины" Григория Распутина, то, напротив, добропорядочного советского гражданина Сергея Дмитриевича Меркурова, лауреата нескольких сталинских премий, - «строго засекреченным русским Байросом». Данную папку он подписал на обложке: акварельные рисунки И.И. Иванова (1886-1924) и даже указал годы его жизни. Как будто, это имело какое-то значение для работников "карающего меча революции". Он стал народным художником СССР в 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, а Действительным членом АХ СССР в 1947 году. С февраля 1944 года по 1949 год — директор Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Довел до высокого искусства технику посмертной маски. Был также членом АХРР. Двоюродный брат философа-мистика Георгия Гурджиева. Родился Сергей Меркуров 26 октября (7 ноября) 1881 года в городе Александрополь (ныне Гюмри в Армении) в семье предпринимателя. В 1901 году окончил реальное училище в Тифлисе и поступил в Киевский политехнический институт, но был вскоре исключен за участие в политических волнениях. Осенью 1902 года Меркуров продолжил образование в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета. Тогда же впервые присутствовал на политических дебатах с участием В. И. Ленина. Продолжая изучать философию, Меркуров стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера (Adolf Mayer). Вскоре по совету последнего Меркуров поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился до 1905 года у профессора Вильгельма Рюмана (Wilghelm von Ruman). С осени 1905 по 1907 год Меркуров жил и работал в Париже. В этот период Меркуров познакомился со скульптурными работами француза О. Родена и бельгийца К. Менье, что нашло отражение в его собственных работах. В 1907 году, уже будучи скульптором, Меркуров вернулся в Россию и жил в Тифлисе и Ялте. Осенью 1910 года Меркуров переехал в Москву и 7 ноября был приглашен сделать посмертную маску Л. Н. Толстого. 12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имен исторических деятелей, монументы которых надлежало установить в городах России. К этому моменту в мастерской Меркурова уже были две готовые гранитные статуи из этого списка — Ф. М. Достоевского, выполненная в 1914 году по заказу миллионера Шарова, и Л. Н. Толстого, выполненная в 1912 году Скульптура Достоевского была задумана Меркуровым в 1905 году, тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи — шведскому граниту. Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. Об этом говорят сцепленные в страстном бессилии, как у Пьеро Вертинского, руки статуи. Меркуров предложил Моссовету эти уже готовые статуи и специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н. Виноградова. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти. Современники восприняли памятник Ф. М. Достоевскому критически:

Глубже и ниже, к подъему крутому,

где отдается с букетом в руке

Трубная площадь бульвару Цветному,

где Достоевский застыл в столбняке…

писал поэт Иван Приблудный. В 1920-е годы Сергей Дмитриевич был членом масонской ложи «Единое трудовое братство». В период культа личности Сталина Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 м вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы; и на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Искусствоведы эпохи с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь этих памятников. Все они были снесены в период хрущёвской «оттепели» (сохранился лишь памятник Ленину в Дубне). Член ВКП(б) с 1945 года. С. Д. Меркуров умер 8 июня 1952 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

О встече с болшим художником
Вадим Егоров 07.10.2014 05:31:54

Мой отец, скульптор Владимир Егорович Егоров,встречался и общался с С.Д.Меркуровым, вплотную, хоть и недолго, в 1950-51г.г.В то время отец оканчивал Московское художественно-промышленное училище имени М.И.Калинина.С преподавателями- Г.Д.Алексеевым, М.А.Шмаковым и др. Меркуров был в хороших отношениях, выступал перед студентами.Темой дипломной работы Володи Егорова был барельеф Дзержинского. И Меркуров когда-то ваял Дзержинского, что студенты знали. Егоров попросил Меркурова разрешения как-то посмотреть работу мэтра, и тот... пригласил его к себе в гости. У Меркурова был большой загородный дом с мастерской и усадьбой. Ворошилов,друживший с Меркуровым,в этой связи говорил: Знаю я в СССР только одного помещика. Это ты, Сергей Дмитриевич!Встретив начинающего скульптора, Меркуров стал рассказывать ему о своей работе. А потом,- вспоминал В.Е.Егоров,- он привел меня в сарай, где хранились его некоторые старые работы. На дворе была зима начала пятьдесят первого года...или конца пятидесятого и пол сарая был засыпан снегом.Меркуров сразу нашел своего Дзержинского и тростью расчистил на нем снег. Потом победно-сурово глянул на меня и спросил: Нравится?- Да,здорово! - ответил я. Но,честно говоря, ждал много большего. И про себя подумал: Барахло ты сделал,Сергей Дмитрич! Я лучше сделаю! В общем, юношеские амбиции взыграли,.. работу Егорова преподаватели хвалили. Так или иначе, встреча начинающего скульптора с большим мастером произвела на В.Е.Егорова сильное впечатление.


О бароне
Вадим Егоров 14.11.2014 02:18:19

Начинающему скульптору,студенту -дипломнику,Владимиру Егорову Сергей Дмитриевич Меркуров рассказывал,что когда он был еще подростком, 14-й год вроде бы пошел ему, то он приехал как талантливый юный русский художник в Париж.И там,буквально сразу по приезд,о нем стали заботиться люди какого-то очень богатого и влиятельного лица, которого называли просто барон. Он распорядился о комфортном жилье юному художнику. Его одели по последней парижской моде, накрывали всегда прекрасный стол,не сразу нашли,правда, подходящую обувь. Кажется, у юного дарования был довольно большой размер ноги.Доставили карандаши, бумагу,глину и т.п.,чтобы мсье Серж мог работать.А потом появился и сам барон.Это оказался барон Жорж Геккерен- Дантес.Странные чувства испытал молоденький Сергей Меркуров- и ненависть к навеки проклятому его родной Россией убийце А.С.Пушкина,и любопытство и даже некоторую признательность за такую встречу за границей. В общем,свой несмываемый грех перед Россией отмаливал дантес.

Скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров родился в 1881 году 7 ноября в нынешнем городе Гюмри (тогда - Александрополь) в Армении. Выходец из семьи успешного предпринимателя.

По окончании в 1901 году Тифлисского реального училища, молодой человек поступил на учебу в Политехнический институт города Киева, но вскоре был оттуда исключен за политическую деятельность.

В 1902 году Сергей Меркуров уже в Швейцарии, где он продолжил свое образование в университете города Цюриха на факультете философии. Именно в то время он принял участие в политических дебатах, где присутствовал и Владимир Ильич Ленин.

Обучаясь философии, Сергей Дмитриевич одновременно поступил в мастерскую Адольфа Мейера - известного швейцарского скульптора, и стал его учеником. По совету мастера вскоре начал обучаться в Академии художеств Мюнхена, где вплоть до 1905 года состоял в классе Вильгельма Рюмана.

В период с осени 1905 года и до 1907 скульптор Меркуров проживал и работал в Париже. Там он познакомился с работами Огюста Родена и Константина Менье, которые оказали значительное влияние на все его дальнейшее творчество.

В 1907 году Сергей Дмитриевич возвращается в Россию. Первое время он проживал в городах Ялте и Тифлисе, пока осенью 1910 не перебрался в Москву, где уже 7 ноября выполнил посмертную маску Льва Николаевича Толстого (со временем он довел эту технику до совершенства и выполнил подобные маски с тел Михаила Булгакова, Василия Сурикова, Феликса Дзержинского, Владимира Ильича Ленина, Клары Цеткин, Валерия Чкалова и многих других).

После прихода к власти большевиков, скульптор Сергей Меркуров стал весьма востребован. Первые его работы этого периода были выполнены в рамках программы «О памятниках республики», утвержденной решением СНК от 12.04.1918 года.

Стоит отметить, что мастер стал одним из самых востребованных советских скульпторов-монументалистов, регулярно получавший заказы на выполнение статуй вождей - Ленина и Сталина. Им было создано огромное их количество, которые были установлены во многих городах Советского Союза, включая и Москву.

Власти высоко оценили творчество скульптора. Он носил звание «Народного художника СССР», являлся членом Академии художеств и некоторое время руководил ГМИИ имени А.С. Пушкина, был награжден двумя Сталинскими премиями и орденом Ленина.

Похожие публикации