Марк шагал и белла. Белла розенфельд

Сорок лет Белла была рядом с Шагалом. Вместе с ним переносила тяготы Гражданской войны: голод, холод, бытовую неустроенность. Родила ему дочь. Вместе с ним уехала в эмиграцию, где к Шагалу пришла всемирная слава. Союз с Беллой означал для художника не просто один из аспектов человеческой жизни. Жена была его музой.
Шагал писал ей стихи. Ни одной картины или гравюры он не заканчивал, не услышав ее «да» или «нет». На его полотнах Она озаряет его путь в искусстве, парит вместе с ним над городами и весями, превращая обыденность в сказку.

Невеста с веером, 1911 г

Летом 1909 года в Витебске художник познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира.
"... Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как-будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа...". Марк Шагал, "Моя жизнь". Позднее он писал: "Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал".
Белла навсегда останется его первой возлюбленной, женой и музой. Внешне Белла была очень похожа на самого Шагала. Хотя была красавицей, а он красавцем отнюдь не был. А еще Белла была одухотворенной и воздушной. Занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе, интересовалась философией... В ее присутствии Марк испытывал невиданное чувство невесомости, парения и покоя. Часто он так ее и рисовал – безмятежно парящей в небе, и себя, летящим рядом с ней - над заборами, над свиньями, над столбами, над обыденным и милым Витебском.

...одном из залов Третьяковской галереи внимание зрителей неизменно привлекает удивительная картина. На ней пара влюбленных летит над домиками и садами маленького города. Картина называется «Над городом».

Над городом, 1914-1918

Прогулка, 1917-1918

В этой картине обалдевший от счастья художник с улыбкой во весь рот, попирая крышу дома, держит в руке нарядную жену, которая, как знамя, трепещет и парит в воздухе (правда, другие исследователи (например, А Каменский) считают, что художник держит за руку свою взвившуюся в воздух юную жену, а сам шагает по земле. Но хотя он и стоит на земле, однако как-то непрочно, словно и он собирается взлететь в воздух, ведь у них обоих сейчас окрыленное настроение и они готовы вершить чудеса).
В другой руке художник держит птицу. Таким образом, М. Шагалу (вопреки поговорке) удается удержать и небесного журавля, и земную синицу. Фигуры этой картины выстроены почти диагонально по всей поверхности холста, настроение в «Прогулке» полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.

Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой. Свадьба казалась делом решенным, и вдруг все изменилось - влюбленного юношу стала мучить какая-то смутная тревога, какая-то тоска... Словом, в один прекрасный день он вдруг взял да и удрал от своей невесты в Париж. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление. А она сама хранила спокойствие. Будучи женщиной необыкновенно умной и также одаренной необыкновенной интуицией, Белла понимала, что происходит с ее любимым мужчиной лучше, чем он сам. “Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Как грача или журавля осенью! Но он вернется”, - объясняла она. И все четыре года разлуки писала жениху письма – прекрасные, поэтичные, нежные…

Свадьба, 1918

“Мои русские картины были без света, – писал Шагал из Парижа. - В России все сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света”. И все же, сюжеты его картин не изменились. “Париж, ты мой Витебск!” - это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом. Жил Марк на улице Данциг, неподалеку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании – это было общежитие художников под названием “Улей”. Одну и квартир там занимал в то время Амадео Модильяни, другую - Фернан Леже... Все обитатели “Улья”, как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали. Не имея денег на холсты, Шагал писал картины то на скатерти, то на простынях, то на собственной ночной рубашке. А в какой-то момент он опять почувствовал смутное беспокойство. А, может, это было неосознанное желание убраться подальше от надвигающейся войны: начинался 1914 год, и Франция была главным врагом Германии... Кто же знал тогда, что Россия – наименее подходящее место для человека, не желающего никаких войн и катаклизмов…

"День рождения". 1915

"Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся... Я все еще держала цветы... Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке... Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь... И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас". Белла Шагал "Горящие огни"

Как бы там ни было, но Белла дождалась своего Марка. “И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь, избрав тебя одну…” - написал Шагал вскоре после свадьбы. И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюбленными. А, когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и ее.

Белла и Ида у окна, 1916 г

Клубника. Белла и Ида за столом,1915

А потом в России одна за другой произошла две революции. Советская власть казалась Шагалу “новой античностью”, питомником, где обновленное искусство расцветет в небывалом великолепии. Сам Луначарский выдал ему мандат: “товарищ художник Марк Шагал назначается Уполномоченным по делам искусства в Витебской губернии. Всем революционным властям предлагается оказывать тов. Шагалу полное содействие”.

Белла в белых перчатках, 1915

Шагал даже издавал декреты…
Через несколько лет Малевич – автор “Черного квадрата” - вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его … в консерватизме. Мол, Шагал напрасно до сих пор возится с изображением каких-то вещей и человеческих фигур, тогда как подлинное революционное искусство должно быть беспредметным. Целый год после этого Шагал еще проживет в России, с увлечением работая … учителем рисования в детских трудовых колониях “Малаховка” и “III Интернационал”. Как Макаренко, наравне со всеми пек хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. Тем временем Белла потихоньку распродала все свои фамильные драгоценности, чтобы подкормить пятилетнюю Иду – в стране свирепствовал голод. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые “внутренние часы” Марка Захаровича не показали бы, что пришло время совершить новый перелет. Не голод, не страх перед бытовыми тяготами, а какой-то неведомый инстинкт снова звал его в дорогу… В 1922 году Шагал вместе со своей семьей уехал в Каунас, оттуда – в Берлин, потом – снова в Париж. Через несколько лет из Советской России стали доходить смутные, страшные и – увы! – достоверные известия о том, что Советская власть крутенько расправляется с художниками, поэтами, режиссерами, исповедовавшими Новое Искусство. Шагал возблагодарил Всевышнего за то, что Он вложил в его душу жажду странствий – как оказалось, спасительную. Во Франции Шагал прожил вплоть до второй мировой войны.
На этот раз он чуть было не опоздал. Досиделся во Франции до самого прихода немцев! Не трудно догадаться, что было бы с чистокровным евреем Шагалом, его еврейкой-женой, с их дочерью, попади они в руки тех, кто еще в 1933 году, в Мангейме, бросал в костер шагаловские полотна. Но, к счастью, в мае 1941 года семья села на пароход, идущий в Америку.

Розовые любовники, 1916 г

В Нью-Йорк Шагалы прибыли на следующий день после нападения Германии на Советский Союз. Узнав об оккупации Витебска, Шагал написал ему письмо: “Давно, мой любимый город, я тебя не видел, не упирался в твои заборы. … Я не жил с тобой, но не было ни одной моей картины, которая бы не отражала твою радость и печаль. Врагу мало было города на моих картинах, которые он искромсал, как мог. Его “доктора философии”, которые обо мне писали “глубокие” слова, теперь пришли к тебе, мой город, сбросить моих братьев с высокого моста в Двину, стрелять, жечь, наблюдать с кривыми улыбками в свои монокли...”

Белла в белом воротничке, 1917

На картинах того времени Шагал часто рисовал пожары. А скоро мировая катастрофа слилась для него с его личной, частной, но не менее страшной катастрофой - в 1944 году в результате осложнения после гриппа умерла его единственная любовь, его жена Белла. Необыкновенная женщина! “Твой белый шлейф плывет, качаясь в небе...” - напишете он много лет спустя.

Белла в Mourillon, 1926

Девять месяцев мольберты с эскизами были повернуты к стене – рисовать Марк Захарович не мог. Он вообще ничего не мог – ни с кем-либо говорить, ни куда-либо ходить, ни чего-либо хотеть.
Спустя четыре года Шагал обращался к ней в стихах как к живой, она осталась жить и в его творениях.
Дама в черных перчатках, невеста, женщина с ребенком, ангел, взмывающий в небо или уютно устроившийся в букете весенних цветов, — все это Белла.
Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж.

Цитаты:
* Любовь дает силы человеку творить во всех сферах его деятельности.
* Жизнь — это очевидное чудо.
* Для меня значение имеет только любовь и я имею дело только с теми вещами, которые крутятся вокруг неё.
* В нашей жизни есть одна единственная краска, как и на палитре художника, придающая смысл жизни и искусству. Это краска любви.
* Художник — это маг, большое сердце. Он извлекает красоту, отыскивает свежесть во всем, рыщет, подчиняет себе стихию.
* Искусство - это прежде всего состояние души. А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земле.


Источники:

Извлекать из прошлого то, что было на самом деле, всегда трудно. Даже всезнающим библиографам великого Шагала не удается иногда установить все факты с достоверной точностью. Так, одни называют 1895, другие 1899 годом рождения главной Женщины в жизни художника. Но так ли важно это тогда, когда говорят о Чувстве, возвышенном чувстве, заставляющем парить над повседневностью, о чувстве вечном, верном?

Жена Марка Шагала: «Да, я из-за него потеряла рассудок»

Марк (Мойша) был старшим ребенком в семье. Башутка, Башенька, как называли Беллу в детстве все окружающие, восьмым, самым младшим. Его семья была очень бедной. Ее семья имела несколько магазинов, где продавали дорогие сервизы, часы и ювелирные украшения.

Чтение, учеба позволили впоследствии раскрыться талантам Беллы, создавали Личность. Она мечтала о сцене. Марку учиться не нравилось – томился, озорничал. Повседневный быт ортодоксальной еврейской семьи, отношения с окружающими – вот то общее, что формировало самобытные характеры обоих. Но если все в нем с детства просило любви: будили сексуальные фантазии косы, даже кружева панталон. То она, Царевна-Тихоня, как сама рассказывала в «Горящих огнях», чуралась людей.

Однажды в доме своей очередной возлюбленной Марк услышал нежный мелодичный голосок нежданной гостьи. Вышел… и «понял: это моя жена».

Белла и Марк Шагал — т рудный, но благословенный полет

Но это не означает, что они сразу поженились. Были молчаливые посиделки на любимом бревнышке у Двины, вокруг роились сплетни. Белла же темной ночью влезала к нему через окошко, таскала из дома вкусности. И они были еще так непорочно счастливы.

Ее мама твердила, что он странный, без профессии. В семье Марка не поощряли его страсть к рисованию: слишком важные господа. Может быть, под этим давлением он не выдержал, сбежал в Париж. А Белла не отчаялась: знала, что вернется и ждала своего то ли «грача», то ли «журавля».

У этой пары не могло быть все, как у всех. Они поженились в 1915 г., через шесть лет после знакомства. И, как шутил Шагал, у них был не «медовый месяц», а «молочный» — в деревне, где они его проводили, паслось армейское стадо.

Ощущение покоя длилось недолго — наступила война, революция. Белла чувствовала, что надвигается беда. В суровые военные годы ни для кого нет счастья, ноу них с Марком рождается дочка. Идочка — еще один персонаж его картин. Неслучайно на полотнах Шагала герои так часто летают. Полет и счастье – одно целое в его творчестве.

А потом вместо полотен и творчества – беготня по чиновничьим кабинетам в поисках спасения для семьи своей жены, которая была виновата лишь в том, что не бедствовала. Из-за дочери, он, боявшийся попросить что-нибудь у кого-нибудь для себя, решился на переезд в Москву и стал Директором Школы Искусств. Беллу и Марка там ждали отсыревшая клетушка, голод, предательство учеников и друзей. Когда она поехала обменять на рынок остатки драгоценностей на еду, ее арестовали. Терпению Марка пришел конец, тем более что в Берлине и Париже уже начали продаваться его полотна. И они отправляются в новый полет, в поисках спокойной жизни.

Полет без Музы или…

Франция, Америка… Счастье, казалось, вот оно. Марк, зная, что жена талантлива, вдохновил ее на написание книг. А тут еще и пришла весть об освобождении Парижа и можно было возвращаться в Европу. Но Белла не увидела ни Парижа, ни изданных книг с иллюстрациями Шагала — ей было немного за 50, когда внезапная смерть забрала ее у Марка навсегда.

Он пережил ее на 41 год — целая жизнь без Беллы. Марк пытался снова стать счастливым, но встреченные им женщины были лишь иллюзией и отдаленно напоминали ему его Бэллу, браки не складывались…

Белла Розенфельд была восьмым ребенком в ортодоксальной еврейской семье. Её родители держали ювелирный магазин и считались довольно состоятельными. Отец был постоянно погружен в тору, сметливая и практичная мать занималась делами торговли. Несмотря на патриархальный уклад жизни семьи Розенфельдов, их взгляды были достаточно широки, чтобы дать Белле возможность получить светское образование. Девушка училась в Москве на женских курсах историка В.И. Герье, интересовалась литературой, театром.


В 1909 году в гостях у своей подруги Белла познакомилась с молодым художником Мойшей Сегалом. Задумчивый, постоянно погруженный в живопись, которую он считал делом своей жизни, никем не признанный, бедный, у окружающих Мойша вызывал недоумение и жалость. А Белла увидела в нем талант и твердость духа, она поверила в него еще тогда, поверила на всю жизнь. Короче говоря, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.


Марк Шагал и Белла до переезда в Париж. 1922

Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее выпуклые черные глаза, её черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. Характерный для живописи Шагала мотив воспарения, отрыва от реальности - это их совместный с Беллой полет.


«Прогулка», Марк Шагал

Белла прожила с Марком Шагалом долгую и счастливую жизнь, деля с ним все трудности и победы, она подарила ему дочь Иду. Но художнику пришлось намного пережить свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года.


Марк Шагал с женой Беллой и дочерью Идой. Фото с сайта izhblog.ru

«Когда Белла ушла из жизни, второго сентября 1944 года в шесть часов вечера, громыхнула грозовая буря и непрерывный дождь излился на землю. В глазах моих потемнело» (Марк Шагал) .


«Белла в белом воротничке», Марк Шагал, 1917

А потом он изобразит, в шагаловском стиле, картину «Одиночество» - свою «осиротевшую жизнь» на фоне порхающей, вознесшейся на небеса, Беллы.

После смерти Беллы овдовевший мэтр на девять месяцев утратил интерес к жизни и творчеству. Ничто не могло вывести его из депрессии.


«Одиночество», Марк Шагал

Чтобы отвлечь его, Ида, которая уже стала взрослой женщиной, взяла в дом красивую экономку Вирджинию Хаггард, которая была замужем за неким Макнейлом и имела пятилетнюю дочь. Ее муж-шотландец, художник и театральный оформитель, временами впадал в депрессию и не мог работать, поэтому Вирджинии, дочери бывшего британского консула в США, приходилось самой обеспечивать семью.

Когда они познакомились, Шагалу было 58 лет, Вирджинии - 30 с небольшим. Художник не мог не оценить утонченную прелесть молодой женщины, но на первых порах, очевидно, не сознавал этого в полной мере. Вирджиния была для него, скорее, лучом света, скрашивающим одиночество.


Вирджиния Хаггард-Макнейл (Virginia Haggard-MoNel)

Вряд ли дочери художника приходило в голову, что из этого может выйти что-то серьёзное. Однако план оказался даже чересчур эффективным: между Шагалом и Хаггард вспыхивает сильнейшее чувство, а осенью 1945 возлюбленная Шагала узнаёт, что беременна. Родившегося мальчика назвали Давидом, в честь покойного брата живописца. Поскольку Вирджиния на тот момент не была разведена, мальчик получил фамилию своего шотландского отчима.


Бурный роман оживил Шагала и этот период становится одним из самых успешных в его творческой биографии. Новые шедевры, выставки, издания, торжественные встречи...

Постепенно Хаггард начинает уставать от шумихи. В 1951 году она наконец разводится с Макнейлом, чтобы тут же... бросить и самого Шагала - ради бельгийского фотографа Шарля Лейренса. Она забрала сына и отказалась от 18 работ художника, подаренных ей в разное время, оставив себе лишь два его рисунка. Вирджиния переселяется в Бельгию, где и живет до самой своей смерти, до 2006 года. Внебрачный сын Шагала и Вирджинии Давид Макнейл, певец и композитор, живёт в Париже.


Единственный сын Марка Шагала - Дэвид Макнил

В 1986 году, уже после смерти художника, Хаггард напомнила миру о своей роли в его жизни и творчестве, опубликовав книгу воспоминаний «Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия». Книга не вызвала ажиотажа: в ней не было ни особых открытий в области искусства, ни сенсационных деталей интимного характера - Вирджиния отдавала дань уважения великому художнику.

Вирджиния сделала для Шагала все, что могла, но Беллу она заменить была не в силах. До последних дней только Беллу обнимал вечно молодой Шагал на своих картинах, и её лицо было у мадонн на его витражах, и только её глаза - у кротких коров и озорных коз...


Марк Шагал. День рождения

Шагал был глубоко ранен разрывом с Вирджинией - ведь он любил ее всем сердцем. Художник опять хотел покончить с собой и снова, чтобы отвлечь его, Ида снова нашла «гейшу» - владелицу лондонского салона мод, молодую, красивую и хозяйственную.

Брак с ней Шагал оформил очень быстро - через 4 месяца после знакомства... Эту вторую (а по сути третью) жену звали Валентиной Бродской (все близкие называли её Вавой). Она происходила из рода миллионеров-сахарозаводчиков.

Для Шагала, у которого была мини-мания, вынесенная, наверно, из голодного детства - воровать сахар из ресторанов, этот брак был предметом гордости.

«Если бы мои родители могли дожить до того, что я женюсь на дочери сахарного магната Бродского из Ставрополя. Они бы гордились своим сыном! Картинами бы не гордились - а этим да».

С ней он прожил больше тридцати лет - до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу.


Валентина Бродская - 33 года с Маркой Шагалом

Вава, которая была на четверть века моложе Шагала и обладала невероятной энергией, сразу навела свой порядок в его жизни, наложив, в первую очередь, табу на все, что касалось взаимоотношений Шагала с Вирджинией Хаггард. Этот «греховный роман», который закончился задолго до знакомства Шагала с Валентиной, выводил её из себя.

«Автопортрет с кистями», Марк Шагал

Увы, отношения Вавы с Идой почти сразу стали прохладными. Ида все реже бывала у отца и перестала получать от него в подарок картины - всякий раз, когда Шагалу приходила в голову эта мысль, Валентина заявляла, что новая работа уже обещана кому-то другому. Пострадал и Давид, которому она запрещала встречаться с отцом. Вава покушалась даже на святое - на Беллу, но тут встретила твёрдый отпор и сдалась.


Валентина Бродская с Марком Шагалом Фото с сайта izhblog.ru

Свадьба состоялась 12 июля 1952 года. Свадебное путешествие они провели в Греции и Италии, что вдохновило художника на новые сюжеты. В конечном счете семья поселяется в приморском городке Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции близ Ниццы. Как оказалось, навсегда. Брак был, по-видимому, счастливым: Шагал прожил с Валентиной, как мы уже говорили, три десятка лет и период его позднего творчества стал необычайно плодотворным. Специалисты считали новые картины и иллюстрации более светлыми и жизнерадостными, чем прежние, а о цветах отзывались как о более ярких и разнообразных. Валентина уделяла больше внимания творчеству Шагала, чем кто-либо когда-либо. Она стала фактически еще и менеджером.


«Портрет Вавы», Марк Шагал

Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж в мастерскую в Сен-Поль-де-Вансе не дожив двух лет до столетнего юбилея.


После смерти мужа Вава не разрешила главному раввину Ниццы похоронить его на еврейском кладбище, и останки художника обрели покой в Сен-Поль-де-Вансе.

Портрет молодого Шагала кисти его учителя Пэна (1914)

Белла Розенфельд была восьмым ребенком в ортодоксальной еврейской семье. Ее родители держали ювелирный магазин и считались довольно состоятельными.Отец был постоянно погружен в тору, сметливая и практичная мать занималась делами торговли. Несмотря на патриархальный уклад жизни семьи Розенфельдов, их взгляды были достаточно широки, чтобы дать Белле возможность получить светское образование. Девушка училась в Москве на женских курсах историка В.И. Герье, интересовалась литературой, театром.



Задумчивый, постоянно погруженный в живопись, никем не признанный, бедный, у окружающих Мойша вызывал недоумение и жалость. А Белла увидела в нем талант


В 1909 году в гостях у своей подруги Белла познакомилась с молодым художником Мойшей Сегалом. Задумчивый, постоянно погруженный в живопись, которую он считал делом своей жизни, никем не признанный, бедный, у окружающих Мойша вызывал недоумение и жалость. А Белла увидела в нем талант и твердость духа, она поверила в него еще тогда, поверила на всю жизнь. Короче говоря, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Позднее он писал: "Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал". Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.


Марк Шагал и Белла до переезда в Париж. 1922


Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее выпуклые черные глаза, ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. Характерный для живописи Шагала мотив воспарения, отрыва от реальности – это их совместный с Беллой полет.



ПРОГУЛКА



Белла прожила с Марком Шагалом долгую и счастливую жизнь, деля с ним все трудности и победы, она подарила ему дочь Иду. Но художнику пришлось намного пережить свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года.



Марк Шагал с женой Беллой и дочерью Идой. Фото с сайта izhblog.ru

"Когда Белла ушла из жизни, второго сентября 1944 года в шесть часов вечера, громыхнула грозовая буря и непрерывный дождь излился на землю. В глазах моих потемнело" (Марк Шагал).


Белла в белом воротничке 1917

А потом он изобразит, в шагаловском стиле, и картину "Одиночество" - т.е. свою "осиротевшую жизнь" на фоне порхающей, вознесшейся на небеса, Беллы.
После смерти Беллы овдовевший мэтр на девять месяцев утратил интерес к жизни и творчеству. Ничто не могло вывести его из депрессии.



ОДИНОЧЕСТВО

Чтобы отвлечь его, Ида, которая уже стала взрослой женщиной, взяла в дом красивую экономку Вирджинию Хаггард , которая была замужем за неким Макнейлом и имела пятилетнюю дочь. Ее муж-шотландец, художник и театральный оформитель, временами впадал в депрессию и не мог работать, поэтому Вирджинии, дочери бывшего британского консула в США, приходилось самой обеспечивать семью. Когда они познакомились, Шагалу было 58 лет, Вирджинии – 30 с небольшим. Художник не мог не оценить утонченную прелесть молодой женщины, но на первых порах, очевидно, не сознавал этого в полной мере. Вирджиния была для него, скорее, лучом света, скрашивающим одиночество.



Вирджиния Хаггард-Макнейл (Virginia Haggard-MoNel)



Вряд ли дочери художника приходило в голову, что из этого может выйти что-то серьёзное. Однако план оказался даже чересчур эффективным: между Шагалом и Хаггард вспыхивает сильнейшее чувство, а осенью 1945 возлюбленная Шагала узнаёт, что беременна. Родившегося мальчика назвали Давидом, в честь покойного брата живописца. Поскольку Вирджиния на тот момент не была разведена, мальчик получил фамилию своего шотландского отчима.




Бурный роман оживил Шагала и этот период становится одним из самых успешных в его биографии. Новые шедевры, выставки, издания, торжественные встречи… Постепенно Хаггард начинает уставать от шумихи. В 1951 году она наконец разводится с Макнейлом, чтобы тут же… бросить и самого Шагала - ради бельгийского фотографа Шарля Лейренса. Она забрала сына и отказалась от 18 работ художника, подаренных ей в разное время, оставив себе лишь два его рисунка. Вирджиния переселяется в Бельгию, где и живет до самой своей смерти, до 2006 года. Внебрачный сын Шагала и Вирджинии Давид Макнейл, певец и композитор, живёт в Париже.



Единственный сын Марка Шагала — Дэвид Макнил

В 1986 году, уже после смерти художника, Хаггард напомнила миру о своей роли в его жизни и творчестве, опубликовав книгу воспоминаний "Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия". Книга не вызвала ажиотажа: в ней не было ни особых открытий в области искусства, ни сенсационных деталей интимного характера – Вирджиния отдавала дань уважения великому художнику.



Вирджиния сделала для Шагала все, что могла, но Беллу она заменить была не в силах. До последних дней только Беллу обнимал вечно молодой Шагал на своих картинах, и ее лицо было у мадонн на его витражах, и только ее глаза – у кротких коров и озорных коз...



Марк Шагал. День рождения


Шагал был глубоко ранен разрывом с Вирджинией – ведь он любил ее всем сердцем. Художник опять хотел покончить с собой и снова, чтобы отвлечь его, Ида нашла «гейшу» — владелицу лондонского салона мод, молодую, красивую и хозяйственную. Брак с ней Шагал оформил очень быстро – через 4 месяца после знакомства… Эту вторую (а по сути третью) жену звали Валентиной Бродской (все близкие называли ее Вавой). Она происходила из рода миллионеров-сахарозаводчиков.
Для Шагала, у которого была мини-мания, вынесенная, наверно, из голодного детства — воровать сахар из ресторанов, этот брак был предметом гордости. «Если бы мои родители могли дожить до того, что я женюсь на дочери сахарного магната Бродского из Ставрополя. Они бы гордились своим сыном! Картинами бы не гордились — а этим да» . А Ида не раз пожалела о своем сводничестве: мачеха железной рукой взялась за всё: не пускала к Шагалу детей и внуков, «вдохновляла» на рисование декоративных букетов, потому что они «хорошо продаются». С ней он прожил больше тридцати лет — до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу.


Валентина Бродская — 33 года с Маркой Шагалом

Вава, которая была на четверть века моложе Шагала и обладала невероятной энергией, сразу навела свой порядок в его жизни, наложив, в первую очередь, табу на все, что касалось взаимоотношений Шагала с Вирджинией Хаггард. Этот "греховный роман", который закончился задолго до знакомства Шагала с Валентиной, ее просто бесил. Скорее всего, она ревновала: ведь период жизни с Хаггард был одним из самых плодотворных в творчестве художника. Радость и счастье, которые дарила Шагалу возлюбленная, нашли воплощение в его работах.



Автопортрет с кистями


Увы, отношения Вавы с Идой почти сразу стали прохладными. Ида все реже бывала у отца и перестала получать от него в подарок картины - всякий раз, когда Шагалу приходила в голову эта мысль, Валентина заявляла, что новая работа уже обещана кому-то другому. Пострадал и Давид, которому она запрещала встречаться с отцом. Вава покушалась даже на святое - на Беллу, но тут встретила твёрдый отпор и сдалась.

Свадьба состоялась 12 июля 1952 года. По слухам, Вава не была довольна первоначальным брачным соглашением, и через шесть лет вынудила художника развестись и пожениться заново, составив новый контракт на ее условиях.



Валентина Бродская с Марком Шагалом Фото с сайта izhblog.ru

Свадебное путешествие они проводят в Греции, Италии, что вдохновляет художника на новые сюжеты. В конечном счете семья поселяется в приморском городке Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции близ Ниццы. Как оказалось, навсегда. Брак был, по-видимому, счастливым: Шагал прожил с Валентиной, как мы уже говорили, три десятка лет и период его позднего творчества стал необычайно плодотворным. Специалисты считали новые картины и иллюстрации более светлыми и жизнерадостными, чем прежние, а о цветах отзывались как о более ярких и разнообразных.



Портрет Вавы

Валентина уделяла больше внимания творчеству Шагала, чем кто-либо когда-либо. Она стала фактически еще и менеджером, так что благосостояние семьи постоянно росло. Но это привело к тому, что Шагал, по мнению многих, стал слишком заботиться о материальной стороне. Однажды Пикассо поддел его в беседе: "Я знаю, почему ты не выставляешься в России, – ведь там нельзя заработать!" Кроме того, с подачи Валентины "самый еврейский художник столетия" начал сторониться еврейства - перестал рисовать раввинов, грозил подать в суд на человека, предлагавшего включить статью о нём в еврейскую энциклопедию. Старый друг Шагала рассказывает, что на улице между собой они разговаривали на идише, но в присутствии прохожих Шагал мгновенно переходил на французский.

Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж в мастерскую в Сен-Поль-де-Вансе не дожив двух лет до столетнего юбилея.

После смерти мужа Вава не разрешила главному раввину Ниццы похоронить его на еврейском кладбище, и останки художника обрели покой в Сен-Поль-де-Вансе.




По материалам сайтов Центрального еврейского ресурса и www.marc-chagall.ru

/ Близкие / Белла Шагал

Белла Шагал - первая любовь Марка Шагала

Я думал, что в сердце Беллы сокрыты сокровища.
Марк Шагал

Берта Розенфельд родилась в Витебске. Согласно некоторым источникам, первое ее имя звучало не как Берта, а как Бася-Рейза. Беллой она станет называться после того, как вместе с мужем, Марком Шагалом, приедет в Париж.

Ее «официальная» дата рождения - 15 декабря 1895 года, однако Бенджамин Харшав, биограф Шагала, утверждает, что Белла родилась на 6–7 лет раньше, чем принято думать. Берта - восьмой ребенок в семье ортодоксальных евреев, отцом ее был состоятельный ювелир.

Окончив витебскую гимназию, она получила серебряную медаль, которая давала возможность продолжить обучение в Москве. Она поступила на историко-литературно-философский факультет Московского университета, обучалась актерскому мастерству в студии Станиславского и писала для столичной газеты «Утро России». Также Берта написала две диссертации: о Достоевском и об освобождении русских крестьян.

Лето 1909 года Берта проводила в Витебске. Она заглянула к своей подруге, Тее Брахман, чтобы показать привезенную из Германии пелерину, и познакомилась с Марком Шагалом (тогда еще Мойшей Сегалом).

Во второй части книги «Горящие огни» Берта описала встречу так:

«Я не смею поднять глаза и встретить его взгляд. Его глаза сейчас зеленовато-серые, цвета неба и воды. Я плыву в них, как в реке».

Через год они стали женихом и невестой, но свадьба все откладывалась. Марк уехал в Санкт-Петербург, а оттуда - в Париж. Четыре года Берта не видела Марка. Всё, что она могла сделать, - писать ему нежные, поэтичные, прекрасные ответы на его письма. Лишь в 1915 году он вернулся в родной город - и молодые сыграли свадьбу. А в 1916 году родился их единственный ребенок - дочь Ида.

В автобиографии Марк напишет, что рядом с Беллой ощущал необыкновенный покой, невесомость, даже полет. Он так ее и рисовал - легкую, летящую , влюбленную. Он посвящал ей свои стихотворения и полотна , ее образ встречается на картинах Шагала сотни раз.


Белла была красива, могла стать талантливой писательницей или актрисой, но предпочла посвятить свою жизнь любви - любви к Марку Шагалу. Она прошла вместе с Марком через всё: его увлечение революцией, неудачную попытку стать преподавателем и общественным деятелем, полуголодную жизнь московского художника, бегство - сначала из Советского Союза, а затем и за океан от антисемитской немецкой военной машины.


1924 год. Марк, Белла и дочь Ида в парижской квартире

Она решила, что будет писать книгу, и исписала несколько тетрадей воспоминаниями из детства и описаниями различных событий. Марк и Ида позаботятся о том, чтобы книга была издана: муж Беллы подготовит 68 иллюстраций тушью, а дочь переведет текст с идиша на французский. Работа над книгой поможет Марку выйти из глубокой депрессии и вновь взять в руки кисти. Но всё это случится потом, после смерти Берты.


25 августа 1944 года союзные войска освободили Париж - эта новость стала настоящим праздником для Беллы и Марка. Они уже собирались вернуться во Францию, когда Белла внезапно занемогла. Инфекция убила ее буквально за несколько дней. «Когда Белла ушла из жизни, 2 сентября 1944 года в шесть часов вечера, громыхнула грозовая буря и непрерывный дождь излился на землю. В глазах моих потемнело», - напишет Шагал.

Похожие публикации