Культура чтения художественной литературы. Как читать литературное произведение? Как научиться читать по литературе

Итак, несколько советов, как читать правильно. Речь пойдет вовсе не о технике чтения. Правильно в данном случае - это с максимальной пользой от прочитанного. Естественно, в первую очередь эти советы касаются чтения литературы нон-фикшн - книг по саморазвитию, по профессии, учебной и научной литературы и т.д. То есть таких, от прочтения которых предполагается некая вполне конкретная польза: знания, навыки, компетенции. Однако, эти «правила» могут быть с успехом применены и к литературе художественной. Ведь художественная литература, особенно классическая, призвана не столько развлекать читателя, сколько дать ему какой-то новый опыт. Вот максимально этот опыт получить и помогут наши советы.

1. Читайте регулярно

Заведите себе за правило посвящать чтению как минимум час в день и не отступайте от этого правила ни за что. Если в вашем распорядке дня невозможно выкроить такой промежуток времени целиком - разбейте это время на два 30-минутных отрезка, или даже три 20-минутных. Отводить время для чтения перед сном - не слишком хорошая идея с точки зрения продуктивности. За день ваш мозг устает и насыщается информацией, ему будет сложно, особенно если вы читаете не художественную литературу.

2. Читайте с блокнотом под рукой

Возможность выписать нужные мысли из книги, или свои соображения, возникающие по ходу чтения, существенно повышают эффективность чтения. По этим записям вы потом сможете без труда восстановить в памяти ключевые моменты книги, их вы сможете использовать, когда книги не будет под рукой. Даже просто выписывание цитат из художественной книги приносить большую пользу. Некоторые советуют даже составлять таким образом «скелет» или «конспект» книги, но это уже детали.

3. Читайте вдумчиво

«Читать правильно » не означает «читать быстро», скорее наоборот. Никогда не гонитесь за скоростью чтения. Польза от книг «определяется не количеством прочитанного, а количеством понятого». Лучше ещё раз перечитать сложный или спорный отрывок, чем проскочить, ничего не поняв. Не ленитесь узнавать значения незнакомых слов и терминов (благо, сейчас это очень просто). Обращайте внимание на контекст. Если автор ссылается на незнакомую вам теорию или исследование - узнайте хотя бы в общих чертах в чем состоит суть теории или исследования. Это, кстати, поможет вам с выполнением следующего пункта.

4. Постоянно ищите книги

Казалось бы, чего их искать - вон их сколько. Но большинство из этих книг бесполезны для вас, это просто мусор. Чтобы не забивать себе голову мусором, нужно ответственно подойти к выбору литературы для чтения. Обязательно заведите себе список «к прочтению». Следите за новинками в интересующей вас области, читайте рецензии других людей. Заранее определяйте следующую книгу. Одним словом - планируйте процесс чтения.

5. Читайте разные книги

Иногда бывает очень полезно прочесть подряд несколько книг по одной и той же тематике, сравнить их между собой, посмотреть на проблему с разных сторон. Но и зацикливаться на одном и том же не стоит. После книг по саморазвитию прочтите фантастику, после деловой литературы - русскую классику и т.д. Некоторые советуют даже делать это одновременно - читать одну книгу «для пользы», а другую, художественную, для удовольствия.

6. Переходите на электронные книги

Бумажные книги - это прекрасно и я не призываю от них отказываться. Но реальность такова, что читать электронные книги с планшета, а тем более букридера намного удобнее. Рынок электронных книг развивается и всё больше новых изданий доступно в электронном формате. Если вы действительно хотите много и с пользой читать, то электронные книги - это почти неизбежный выбор.

7. Делайте выводы о прочитанном

После того, как вы перевернули последнюю страницу, хорошо бы сформулировать свои мысли по поводу прочитанного - сделать для себя какие-то выводы. Что вы поняли, с чем согласны/не согласны, что можно использовать. Даже после прочтения художественной книги бывает полезно структурировать свои мысли. Если вы выполняли второй пункт, то сделать это будет довольно просто. Хорошей практикой будет написание отзывов и рецензий на прочитанное.

Как часто вы читаете? Есть ли у вас уже привычка читать каждый день? Если есть, то вы молодец, если нет, то приобретайте эту привычку. Книги открывают дверь в фантастический мир. Каждая правильная книга содержит в себе огромное количество информации, что-то вы можете увидеть сразу, что-то вы поймете со временем. Что-то откроется только при втором или третьем прочтении. Но когда речь идет том, читать или не читать в принципе, сложно говорить о прочтении книги еще и на два раза.

Прочтение на два раза

Чтение книг на два раза я открыл для себя в 30 лет, это была книга «Война и мир». Первый раз я ее прочитал после института, а потом еще раз через 8 лет, и книга открылась мне в совершенно другом свете. Суть книги я помнил, и когда начал читать на второй раз, мое внимание начало улавливать очень мелкие детали, на которые я просто не обратил свое внимание, это было что-то. После этого я жадно перечитал трилогию о д’Артаньяне и трех мушкетерах, приключения графа Монте-Кристо Александра Дюма, а потом… Потом началась работа, забросил чтение еще на 8 лет.

В 38 настало время читать профессиональную литературу, это уже было сложнее, к ней я не мог применить техники двойного прочтения, огромное количество информации, которое нелегко было и на один раз прочитать. Начал искать пути ускорения чтения, т.к. количество книг, копившиеся к прочтению, начало прибывать с намного большей скоростью, чем я читал.

Тогда я стал изучать всевозможные техники скорочтения, заявленного результата не получил ни от одной техники, просто не хватило, видимо, усердия проделать все упражнения до конца. Они были слишком непонятные и скучные, но при этом у меня получилось в три раза увеличить скорость чтения.

После этого книги стали прочитываться быстро, но я понимал, что после прочтения где-то через полгода в голове оставалось не более 10-15% прочитанной информации, меня это не устроило, и я начал искать такой способ, чтобы можно было после первого прочтения оставлять все у себя в голове. Всего получилось 3 шага.

Шаг 1: определить книги

Необходимо определить книги, которые вам нужно изучить (ищите книги, которые рекомендуют к прочтению большинство, можете взять в этом списке). Определите последовательность, в которой вы будете читать эти книги.

Шаг 2: подготовка

Берите первую книгу и подготовьтесь к чтению:

  • очень внимательно прочитайте оглавление (полностью все названия глав и подзаголовков);
  • просканируйте книгу (пролистайте книгу и пробегитесь по каждой странице, по каждому абзацу, не вчитываясь в текст, просто как кистью пробегитесь по написанному, следите, чтобы в момент сканирования, ваши мысли были здесь и сейчас, а не думали о том, куда бы вам поехать летом).

Шаг 3: «загрузка»

Это самый главный шаг. Начинайте читать по 1 абзацу, после прочтения каждого абзаца пишите на полях, что вы поняли, кратко, но вдумчиво и полностью по всему абзацу. Писать необходимо ручкой и понятно, чтобы можно было потом легко это прочитать (со временем вы сможете свои мысли выписывать по каждой странице, но начинайте с 1 абзаца).

Читайте по 30-60 минут в день и выписывайте все своим мысли на полях. Если вы умеете составлять майнд-карту, то возьмите для этого лист формата А3 и отражайте в ней те озарения, которые вы получили во время чтения.

На следующий день перед продолжением чтения, пробегитесь по своим записям с самого начала книги (именно для этого записи должны быть четкими и понятными, чтобы у вас заняло минимум времени такое повторение). Таким образом, каждый раз вы будете повторять книгу с самого начала, но уже без воды, а только то, что важно для вас, и тогда это запомнится очень хорошо и надолго. Плюс таким же образом прорабатывайте майнд-карту, что поможет вам заложить в голову всю полезную информацию еще и через визуальные образы.

По такой технологии я прорабатываю по 20-30 страниц в день, т.е. за месяц – одну-три хороших книги, при этом информация настолько хорошо впечатывается, что даже если мне хочется какую-то мысль уточнить, я легко вспоминаю, примерно на какой странице я об этом читал.

Шаг 4: делитесь прочитанным

Это уже по желанию – рассказывайте о том, что прочитали, делитесь с друзьями, с родными, так вы еще лучше закрепите материал.

Берегите свое время, читайте книги правильно, это вам поможет.

Еще больше о мышлении, коучинге и инструментах
для достижения любых целей ты сможешь узнать на 7-недельном онлайн тренинге
Ицхака Пинтосевича “ “.

Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжевывать и переваривать.

Фрэнсис Бэкон

  1. Открыть книгу.
  2. Читать слова.
  3. Закрыть книгу.
  4. Взять следующую книгу.

Что может быть проще, не правда ли?

Да, действительно, если вы читаете просто для развлечения, просто чтобы убить время, то все примерно так и происходит. Но если вы хотите вынести из этого занятия нечто полезное, хотите получить знания и новый опыт, то все не так просто. И вот почему.

В 1940 году Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» , который сейчас считается классическим. Сегодня мы попробуем очень кратко познакомиться с некоторыми его положениями, высказанными около 75 лет назад, но не теряющими актуальность по наше время.

В этом исследовании выявлено, что существует целых четыре разных способа чтения.

  • Элементарный. Это именно то, что подразумевается под этим словом. Этот навык мы получаем в начальной школе, и он означает только то, что мы можем прочитать слова на странице и понять их смысл, а также следовать за основным сюжетом, но ничего более.
  • Инспекционный. Это чтение скользящим взглядом, то, что мы называем «поперек листа». Мы смотрим в начало страницы, затем переходим к ее концу, попутно стараясь зацепить основные ключевые моменты и понять течение мысли автора. Это часто приходится делать, когда есть необходимость в освоении больших учебных или рабочих материалов в условиях дефицита времени.
  • Аналитический. Это когда вы действительно погружаетесь в текст. Вы читаете медленно и внимательно, вы делаете заметки, вы ищете слова, которые не понимаете, и следуете по ссылкам, которые приводит автор. Основная ваша задача в этом случае - полное понимание и усвоение тех идей, которые изложены в тексте.
  • Исследовательский. В основном используется писателями, научными и творческими работниками. При этом вы читаете одновременно несколько книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения собственных теорий по данному вопросу. Это довольно специфический способ чтения, который связан скорее с работой, а не с хобби или удовольствием.

Далее мы подробнее остановимся на втором и третьем виде чтения как наиболее актуальных и полезных навыках. Потому что элементарное чтение вам наверняка уже знакомо, раз вы читаете эти строки, а исследовательское чтение представляет собой довольно специфический род деятельности, который заинтересует немногих. С аналитическим и инспекционным чтением совершенно другая картина: многим оно необходимо, но далеко не все люди им владеют. Итак, что же нужно сделать, чтобы поднять свой скилл чтения с элементарного на следующий уровень?

Инспекционное чтение

Как уже говорилось выше, такой вид чтения применим в целом ряде ситуаций. Например, вам в магазине необходимо быстро оценить целесообразность покупки той или иной книги, быстро уяснить суть объемного доклада, быть в курсе последних событий в сфере своих интересов и так далее. В любом случае от вас потребуется не глубокое погружение в текст, а быстрый захват и оценка необходимой вам информации. Для этого вам необходимо сделать следующее.

Прочитайте название и изучите переднюю и заднюю обложки книги

Этот совет кажется очевидным, но очень многие им пренебрегают, сразу же переходя к содержанию. А ведь всем известно, что автор всегда придает огромное значение названию и оформлению обложки, зачастую вкладывая в них главный смысл (или намек на него) всей книги. Если вам удастся угадать это послание, то многое станет понятным еще до первых строк текста.

Уделите особое внимание первым нескольким страницам

Особенно это касается деловой и научно-популярной литературы. Здесь можно сразу перейти к концовке, чтобы узнать главные выводы, а уже потом, если они вас заинтересуют, приступить к знакомству с их доказательством.

Изучите отзывы

Если вы подбираете книгу в Сети, то для вас не составит труда познакомиться с мнением других читателей. Хотя эти комментарии надо воспринимать с известной долей скептицизма, так как иногда они бывают продиктованы корыстными побуждениями увеличить продажи или, наоборот, «утопить» автора. Но все же можно найти книжные сайты, которые публикуют отзывы реальных людей.

Таким образом, выполнив эти простые пункты, вы легко сможете составить предварительное мнение практически о любой книге. Этот навык поможет вам буквально за 5-10 минут выбирать действительно стоящие материалы и отсекать ненужный балласт, что сэкономит вам целые годы жизни.

Аналитическое чтение

Следует учесть, что далеко не каждая книга достойна быть прочитанной подобным образом. Такой способ чтения следует применять только тогда, когда вы действительно хотите получить максимальную отдачу от чтения. Если вы не умеете применять аналитический способ чтения, никакая книга - даже самая полезная и нужная - не сможет дать вам все, что в ней заложено автором. Давайте посмотрим, как получить максимум от того, что мы читаем.

Узнайте немного больше про автора и другие его работы

Простое наведение справок о личности автора во многом может прояснить мотивы и особенности его работы. Согласитесь, что книга о способах достижения финансового успеха будет вызывать гораздо больше доверия, если ее написал практикующий предприниматель, а не разорившийся неудачник. Или, например, роман про войну совсем по-другому будет читаться, если в биографии автора есть соответствующие эпизоды.

Посвятите несколько минут инспекционному чтению

Перед погружением в глубины текста выделите немного времени для краткого предварительного знакомства, описанного в предыдущем разделе. Не пропускайте возможность получить информацию из анализа названия, содержания, предисловия и так далее.

Возвращайтесь к сложным моментам

Прочитайте всю книгу до конца, но старайтесь не слишком растягивать этот процесс. Адлер называет это «поверхностным чтением», то есть таким, во время которого вы знакомитесь с содержанием книги, не слишком вдаваясь в отдельные детали. Это означает, что если вы встречаете трудное или непонятное место, то не стремитесь сразу же с ним разобраться, а просто делаете пометку и продолжаете чтение. Когда вы закончите книгу, то необходимо вернуться к своим закладкам и уделить уже максимальное внимание всем спорным и непонятным моментам. Привлекайте дополнительные источники, перечитывайте некоторые места повторно, но в результате у вас не должно остаться темных мест в изучаемом материале.

Подготовьте короткое резюме

После завершения работы с книгой (а аналитическое чтение является именно работой) составьте короткий отчет, отражающий ваши основные впечатления и полученные знания. Лучше всего, если вы составите его в форме ответов на следующие простые вопросы. Идеально, если вы сделаете это письменно.

  1. О чем эта книга? Иногда мы так погружаемся в хитросплетения сюжета или малозначимые детали, что к концу повествования напрочь забываем о главной мысли автора. Просто изложите в нескольких предложениях основной смысл произведения.
  2. Что произошло и почему? Составьте очень краткий план книги. Для художественной литературы это может быть цепочка событий основного сюжета, для научно-популярной - основные тезисы и доказательства концепции автора.
  3. Является ли описанные в книге события, факты и мнения интересными, верными, поучительными? Каково ваше отношение к прочитанному? Согласны ли вы с мнением автора или считаете его ошибочным?
  4. Какие выводы вы сделали из прочитанного лично для себя? Книги являются мощным инструментом для изменения себя и своего отношения к миру. Если подходить к этому вопросу по максимуму, то можно сказать, что если прочитанная книга совершенно ничего вам не дала, то вы просто зря потратили время. Вот и попытайтесь в этом ответе зафиксировать все то, что смогли извлечь из данной книги для своего развития.

Да, подобный скрупулезный подход к чтению не способствует быстрому поглощению литературы и, вероятно, может показаться слишком утомительным. Но зато вы точно можете быть уверены, что каждая книга в вашей жизни оставит свой след и вы получите максимум от каждого часа, проведенного с книгой в руках.

Но тот, кто освоил навык скорочтения достаточно хорошо, с уверенностью скажет вам -

что скорочтение - это навык комплексный.

Скорочтение - это не просто быстрое складывание букв в слова и слов в предложения. И это не чтение по диагонали. Этот навык подразумевает, что человек владеет несколькими умениями:

  1. Имеет широкий угол зрения.
  2. Не проговаривает текст.
  3. Умеет концентрировать внимание.
  4. Обладает образным мышлением.
  5. Читает только вперед, без возвратов.
  6. Закрепляет прочитанное.

Тут вот такой момент: вам будет полезна информация, которая дается ниже, только в том случае, если вы считаете, что вам это надо, - читать художественную литературу быстро. Если у вас установка «вот если бы было можно читать художественную литературу быстро, я бы с удовольствием научился (-ась)», то эти советы для вас. Но, если вы считаете, что «какая несусветная ересь - читать художественную литературу быстро!» - то, как говорил Форд, «вы правы».

Можно ходить и получать удовольствие, а можно ездить на спортивном автомобиле и тоже получать удовольствие. И можно делать это одинаково хорошо. Просто ходить немного привычнее, а чтобы «гонять», нужно тренироваться.

Итак, комплексный навык скорочтения. Что можно сделать, чтобы читать еще больше хороших книг:

1. Увеличить угол зрения

Если у вас широкий угол зрения, то вы можете быстрее читать как книги по самообразованию, так и романы.

У кого-то в поле зрения попадает одно слово, у кого-то - два. Реже - 3-4. Но есть те, кто читают предложениями и абзацами. Да, прямо так - посмотрел на абзац и понял, что написано. И более того - представил во всей красе и запомнил детально. Потому что угол зрения большой и боковое периферическое зрение развито. Это можно тренировать. В я описывала, как это делать с помощью таблиц Шульте.

2. Научиться читать без проговаривания

Время звучания аудиокниги «Смилла и ее чувство снега» - 27 часов. Таким образом, если все проговаривать, надо потратить 27 часов, чтобы прочитать этот детектив. Я прочитала его за 4.

Хотите экономить десятки часов - учитесь читать без внутреннего проговаривания.

Процесс чтения у обычного человека проходит так:

Увидел - Проговорил - Услышал - Понял

А так - у человека, владеющего навыками скорочтения:

Увидел - Понял

Бывает, что я останавливаюсь и проговариваю какое-то слово, которое кажется необычным, новым, интересным. Но прочитывать так каждое слово - не рациональная трата времени. А чтобы чувствовать всю прелесть языка, погружаться в красивые картинки и получать эстетическое удовольствие, вовсе необязательно начитывать книгу самому себе. Можно ее сразу понимать. И в любой момент можно вернуться к обычному чтению с проговариванием.

Есть простые упражнения для того, чтобы научиться читать без артикуляции:

  1. Во время чтения текста не проговаривайте слова, а подсчитывайте их количество. Прочитайте таким способом одну страницу. Перескажите, что удалось запомнить.
  2. Во время чтения считайте про себя от девяти до одного. Девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, девять, … . Непрерывно считая, прочитайте одну страницу. Перескажите, что удалось запомнить.

3. Концентрироваться на тексте

Время, которое, как нам кажется, мы тратим на чтение, на самом деле часто уходит на следующие мыслительные процессы:

  • чтение;
  • воспроизведение сюжета в голове;
  • анализ читаемого;
  • фантазирование (додумывание, придумывание);
  • проигрывание прошлых событий из жизни;
  • планирование.

Тот, кто владеет навыком скорочтения, целиком сосредоточен на первых трех пунктах и делает это одновременно. В момент чтения человек проигрывает сюжет в голове и делает его анализ. Одновременно. Он целиком в книге. Заметьте - не в своих мыслях, а в книге.

Развить такое умение поможет упражнение «Точка концентрации внимания».

Точка концентрации внимания

Точка концентрации внимания находится на затылке в том месте, где он выпуклый.

Закройте глаза. Следите за тем, чтобы дышать глубоко. Выдыхайте чуть медленнее, чем вдыхаете. Выдох - это рефлекс расслабления. Как только, наблюдая за дыханием, вы почувствовали себя расслабленно, положите кончики пальцев на то самое место на затылке. Осознанно воспринимайте прикосновение. При каждом вдохе очень интенсивно концентрируйтесь на этом прикосновении к затылку. При выдохе концентрируйтесь на том, чтобы ваши плечи опускались.

Представьте себе, что берете в руку воображаемый мячик для гольфа. Вы проводите пальцами по его волнистой поверхности. Оцените вес этого воображаемого мячика для гольфа в вашей руке. Теперь мысленно положите его на свой затылок. Для этого снова подведите руку к этой точке. Представьте себе, что вы опять убираете руку, а мячик будто бы магически остается лежать на этом месте. При вдохе интенсивно концентрируйтесь на этом мячике для гольфа, а при выдохе на том, чтобы плечи опускались. Откройте глаза и начинайте читать.

Примерно здесь находится точка концентрации внимания.

4. Развивать образное мышление

Скорочтение - это не только быстрота, но еще и глубина поглощаемого текста. У тех, кто быстро читает, образы возникают тоже быстро. И самое главное, эти образы очень четкие и яркие даже для абстрактных понятий.

После прохождения курсов быстрого чтения многие отмечают, что чтение похоже на просмотр интересного фильма со всеми персонажами, событиями, сценами, которые описываются.

Попробуйте в следующий раз, когда читаете книгу:

  1. Четко понять смысл слова, его значение.
  2. Мысленно к каждому слову подобрать образ.
  3. Сделайте звуки громче, картинку ярче. Пусть это будет захватывающий 3d-экшн, а не буквы на странице.
  4. Осознавайте, какие эмоции, ощущения и чувства соответствуют каждому слову.

С каждым разом вы будете все легче и быстрее запускать ваше образное мышление.

5. Читать только вперед, без возвратов

Возврат к уже прочитанному может быть по двум причинам. Либо улетаешь в облака и начинаешь думать совсем не о том, что написано в книге. Проще говоря, отвлекаешься. Либо захотелось распробовать мысль, потому что она понравилась. И это может произойти как при чтении нон-фикшн литературы, так и художественных текстов.

По поводу отвлечений - см. пункт 3. А по поводу так называемых осознанных остановок и возвратов могу сказать, что возвращаться к уже прочитанному все равно не нужно. Надо приучить мозг схватывать все с первого прочтения. Вначале это может показаться очень непривычным. Но очень быстро мозг привыкнет к такому способу чтения. Избавиться от возвратных движений поможет указка.

Эксперимент Тони Бьюзена

Вообразите идеальную окружность полметра в диаметре на расстоянии 30-40 сантиметров от глаз прямо перед собой. Обведите ее глазами медленно по контуру. Если бы за вами кто-то наблюдал, он бы сказал, что траектория движения ваших глаз ломаная и скачкообразная. Возможно, вы и сами это почувствовали. Если же обводить эту окружность с помощью указки, то траектория будет ровной и плавной.

Движение глаз без указки и с указкой.

Упражнение с указкой

Когда вы ведете по тексту рукой или указкой, это повышает вашу внимательность и скорость чтения и снижает напряжение глаз. Главное, соблюдать правило - глаза следуют за указкой, а не наоборот. Т.е. вы рукой задаете скорость, а глаза только успевают за движениями руки. Если вам кажется, что скорость чтения при этом медленная - просто увеличьте скорость движения рукой .

6. Закреплять прочитанное

Закреплять прочитанное можно прямо во время чтения. Это называется ментальным структурированием.

Сформулируйте основную мысль после прочтения главы. Делать это необходимо как можно быстрее - и читать, и резюмировать основные мысли очень быстро, чтобы вы в конечном счете начали делать это параллельно.

Можно рисовать майндмэпы в уме - параллельно чтению рисуем карту сюжета на внутреннем фоне. Можно попробовать сначала для отдельных абзацев: абзац прочитываете - небольшой майндмэп в уме фиксируете.

А вот, что можно сделать, чтобы закрепить в памяти полностью прочитанную книгу:

  1. Пересказать текст.
  2. Выписать цитаты.
  3. Уделить 10-20 минут тому, чтобы выучить выписанные цитаты.
  4. Минут 15 посидеть в тишине, подумать, поразмышлять о книге.
  5. Сформулировать основную мысль и выводы в 3-5 предложениях.
  6. Написать мини-сочинение.

Все это даст вам прекрасную возможность проанализировать текст, высказать свои мысли, осознать свои чувства, активизировать мышление, развить аналитические способности и память.

Тормоз находится в голове. Человеческий мозг привык работать быстро. Мой опыт говорит о том, что скорочтение применимо к художественным текстам. И если вам нужно это умение - вы легко можете ему научиться. Сделайте упражнения, описанные в статье, и следите за выпусками рубрики, чтобы стать супер-читателем и поскорее встретиться с великолепными, красивыми, умными художественными книгами нашего и прошлых столетий из вашего wish-read листа.

Художественную и научную, специальную литературу не одно и то же. Восприятие художественного произведения требует от читателя особых знаний, навыков, умений. Сейчас трудно встретить человека, который не читал бы художественную литературу. Художественное произведение призвано оказывать огромное влияние на личность: расширять умственный кругозор, давать эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек, формировать художественный вкус, доставлять эстетическое наслаждение.

Но самое главное то, что, формируя у людей глубокие «теоретические» чувства, художественная литература побуждает их продумывать, направлять свое реальное поведение. Однако воздействие ее на личность зависит от глубины восприятия. Исследования последних лет показывают, что качество художественной литературы пока невысоко. Недостатки в восприятии художественной литературы многочисленны и, в основном, типичны. Многие читатели относятся к художественной литературе как к развлечению, читают хотя и много, но бессистемно, хаотично. «что под руку попадет».

Такой читатель воспринимает книгу, как правило, поверхностно, только на уровне сюжета, фабулы, не давая себе труда вдуматься в рассуждения автора, пропуская описания природы, чувств героев и т. д Для него «Анна Каренина»-просто роман о неверной жене, бросившейся под колеса поезда. При таком восприятии художественной литературы часто наступает пресыщение, разочарование в ней, утрата интереса к чтению, так как сюжетных ситуаций не так много и кажется, что книги повторяют их. Часто читатели подходят к художественной литературе с неверными ожиданиями. Художественное произведение такой читатель считает, как и научную книгу, лишь средством информации о различных сторонах жизни. «В научной книге пишут об открытиях в области техники, медицины и т. д, - говорит он,- а художественная книга показывает жизнь народа в старое время и жизнь нашего современника». Такие читатели не понимают художественной природы произведения - отсюда ограниченные оценки литературных произведений: «Сказка „Маленький принц" Сснт-Экзюпери мне не понравилась - нет ничего нового»; «Роман И. Шамякина „Сердце на ладони" прочитал с интересом: впервые узнал как делается операция на сердце».

Исследования показывают, что многие читатели, как юные, так и взрослые, не умеют правильно воспринимать более или менее сложные обычные метафоры, характерные для многих художников слова - Ю. Олеши, Б. Пастернака и др. И это одна из причин того, что они отказываются читать подлинно художественные произведения или воспринимают в таких книгах лишь то, что позволяет им уловить развитие сюжета.

Такой читатель не любит и не понимает поэзии, по его мнению, обо веем можно сказать «нормально» - прозой; он не обращает внимания на художественные особенности произведения, на стиль, язык писателя, на него не производят впечатления яркие сравнения, метафоры, образные выражения. Отмечая наиболее характерные недостатки восприятия художественных произведений, мы хотели помочь читателям оценить собственное восприятие, увидеть свои недостатки. Как это сделать? Прежде всего необходимо понять, как происходит восприятие художественного произведения, от чего зависит его полнота, глубина, цельность.

Художественная литература воспроизводит действительность в образной форме. Литературный художественный образ выражает общее в индивидуальном, неповторимо конкретном. Автор художественного произведения имеет право на домысел и творческое воображение. Художественный образ воплощается в слове; образность, эмоциональность стиля создают богатства языка, литературные приемы и т. д Стиль тем оригинальнее, чем талантливее писатель. Стиль отражает личность писателя. Лескова не спутаешь с Чеховым, всегда узнаешь стиль Хемингуэя, Бабеля, . Автор художественного произведения опирается на способность читателя воссоздать описываемое событие, сопереживать героям.

Художественное произведение обладает сильным эмоциональным воздействием и требует эмоциональной отдачи. Восприятие художественной литературы - очень тонкий, сложный процесс, еще не все в нем ясно ученым, но некоторые его закономерности уже выявлены. Как известно, познание развивается от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него - к практике. В восприятии художественной литературы можно вьщелить 3 стадии. Первая - непосредственное восприятие произведения, т. е. воссоздание и переживание его образов. Как известно, уже В. Г. Белинский выделял эту стадию восприятия и назьвал ее «стадией восторга», считая, что сначала надо воспринимать произведение «сердцем», а затем уже - «умом». Первую стадию восприятия художественной литературы проходят практически все читатели. За первой стадией должна следовать вторая, более высокая - «от живого созерцания к абстрактному мышлению» (по Белинскому - «стадия истинного наслаждения»).

Абстрактное мышление не убавляет эмоциональности восприятия, а углубляет ее. Вторую фазу восприятия ху до жественного произведения проходят далеко не все. Многие читатели ограничиваются знакомством с сюжетом, «глотают» книги без какого-либо желания критически их осмыслить. Третья стадия - влияние художественного произведения на личность читателя. Конечно, деление процесса восприятия на стадии несколько условно. Но оно полезно для решения нашей задачи - научиться читать художественную литературу, повысить .

Исследования показывают, что постепенность восприятия произведения зависит, с одной стороны, от его художественных достоинств, а с другой - от перцептивных особенностей читателя. Значит, не только литературные произведения бывают подлинно художественными и малохудожественными, но и восприятие читателей бывает художественным и нехудожественным. Литературное произведение - многослойная система. Первый слой - язык произведения - требует от читателя понимания метафоричности, предполагает, что читатель обладает определенным языковым багажом, имеет языковое чутье. Следующий уровень - описываемая в произведении действительность: люди, природа, факты личной и общественной жизни. Понимание этого слоя требует от читателя определенного запаса жизненных впечатлений, понимания психологии людей, характеров. Третий слой - идейное содержание произведения. Для понимания его необходим определенный уровень развития личности в целом, умение обобщать, мыслить абстрактно, часто требуются и специальные знания, например, из истории, экономики и т. д.

Похожие публикации