Краткая биография и интересные факты об иване сусанине. Чем знаменит Иван Сусанин? Иван Сусанин: биография, подвиг Краткое объяснение про ивана сусанина

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Сусанина Ивана

Иван Осипович Сусанин – русский крестьянин, национальный герой.

Биография

Иван Сусанин родился в деревне Деревнищи (Деревеньки) во второй половине XVI века. Он был крепостным дворянской семьи Шестовых, что проживали в селе Домнино. Согласно преданиям, Иван был вотчинным старостой. Хотя некоторые историки уверяют, что Сусанин также вполне мог быть приказчиком и управляющим вотчиной.

Известно, что у Ивана Сусанина была дочь Антонида. Девушка вышла замуж за крестьянина Богдана Собинина, родила детей – внуков Сусанина. О супруге Ивана информации не осталось – ученые полагают, что в зрелом возрасте Сусанин остался вдовцом и так больше и не женился.

История подвига

Осенью 1612 года, в конце Смутного времени, началась война за русский престол между семейством Романовых и поляками, которые хотели видеть во главе России своего ставленника. В конце года главный претендент на управление государством и его мать Инокиня Марфа уехали из Кремля и отправились в Домнино, в свою вотчину. Знать хотела попасть в Макарьевский монастырь. Об этом узнали поляки. Они решили по пути нагнать мать с сыном и уничтожить их.

В начале 2013 года польский поисковый отряд направился в Домнино и хотел с помощью пыток и издевательств вытянуть из местного населения сведения о точном местонахождении Романова. Иван Сусанин, староста вотчины, встретил врагов недалеко от села (по другим данным, поляки зашли в Домнино и мучали сельчан) и вызвался показать им дорогу к . Те согласились. Сусанин повел врагов в противоположную сторону, к селу Исупову, а сам тихонько послал своего зятя Богдана в Домнино, чтобы тот сообщил боярам о надвигающейся на них опасности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Иван Сусанин завел поляков в болото. Когда они поняли, что крестьянин обманул их, начали избивать его и требовать показать верный путь. Иван отказался. Он понимал, что идет на верную смерть, но предать не мог. Поляки убили Ивана Сусанина на Исуповском (Чистом) болоте (или в самом Исупове). Иван Сусанин отдал свою жизнь за то, чтобы взошел на престол и помог государству забыть о тяжком Смутном времени.

За доблестный подвиг зять Сусанина был одарен половиной деревни и освобождением от всех повинностей. Также наград впоследствии удостаивались дочь Ивана Сусанина, его внуки и правнуки. Сам Иван Сусанин стал национальным героем. В его честь воздвигнуты памятники, его именем называли корабли и местности.

Уроженец Костромской области Иван Сусанин по сей день считается эталоном патриотизма. Ему установлен не один памятник и о его подвиге до сих пор спорят историки.

Биография

Точных данных о дате рождения Ивана Сусанина нет. Можно строить лишь догадки. Обычно, его изображают старцем, но историки предполагают, что в 1613 году ему было около 40 лет. К подобным заключениям ученые пришли из сведений о дочери мужчины, которой в то время было 16 лет и она уже была замужем. По своему происхождению Иван Осипович был крепостным из села Домнино и относился к помещикам Шестовым. Мать Михаила Романова была в девичестве Шестовой, то есть село было ее родиной. По некоторым источникам Иван Сусанин был деревенским старостой и пользовался большим уважением.

Версии подвига

Существует несколько версий как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.

Версия №1

Официальная версия подвига крестьянина гласит о том, что в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому должны были поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Ляхи, узнав об этом, отправились в деревню. Подойдя к Домнино они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону - к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь. Сам Михаил Романов со своей матерью в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

Версия №2

Еще одна из распространенных версий называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино. О близком подходе поляков к деревне староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Ляхи, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск. Никого не найдя в доме они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.

По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь. Но несмотря на это, археологами за все время были найдены несколько могил героя.

Признание подвига

О том, как происходили события точных версий нет. Существует лишь документальное подтверждение подвига. В 1619 году Михаил Федорович царским указом даровал зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину половину деревни Деревнищ за подвиг его тестя. Этим Романовы признавали подвиг крестьянина и были благодарны ему за спасение царского рода и России.

Увековечивание подвига

В 1851 году был воздвигнут памятник Ивану Сусанину в Костроме, а центральная площадь стала носить его имя. Но в 1918 году с приходом к власти большевиков бюст был уничтожен. в 1967 году памятник был вновь воздвигнут, надпись на котором говорит о Сусанине, как о патриоте Русской земли.

О подвиге Ивана Сусанина рассказывается в известной опере М.И. Глинки “Жизнь за царя”.

Заключение

Иван Сусанин реальный человек, который ценой своей жизни спас первого Романова. Но до сих пор историки спорят о мотивах подвига и как же было на самом деле. Еще одна загадка истории, которая останется неразгаданной.

Источник: //istoriyakratko.ru

Дополнительная информация

Более 400 лет назад Иван Сусанин завершил своим подвигом так называемое «Смутное время» на Руси, положив начало трехвековому правлению династии Романовых. Подвиг этого крестьянина известен нам с детства, из школьной программы. Но где кончаются факты, и начинается вымысел?
Россия, 1612 год. Полыхает гражданская война. Московский престол делят бояре, Борис Годунов, Лжедмитрий I и польские интервенты. Наконец появляется надежда на стабильность: подрос Михаил Федорович, двоюродный племянник Федора Иоанновича, последнего царя из рода Рюриковичей.

Поляки понимают: легитимного наследника нужно как можно быстрее ликвидировать. На выполнение кровавой миссии отправляется отряд во главе с капитаном Пршездецким. Головорезы устремляются в село Домнино Костромского уезда, в коем, по их сведениям, и укрывается юный Михаил с матерью Марфой. От гибели наследника престола спасает Иван Сусанин. Он заводит поляков в непролазную чащу и объявляет, что царевич в безопасности, а пути назад он не покажет. Разъяренные интервенты рубят героя саблями…

Вот факты, известные всем. Так чего же мы не знаем? Оказывается, многого.

Первый вопрос, который приходит в голову: кем же был народный герой? Простым крепостным или старостой села Домнино? Царские документы той поры указывают на второй вариант. Сусанин хоть и числился крепостным, но занимал важный для поселения пост: исполнял приказы Марфы Ивановны, собирал подати, иногда вел суды.

Хитрые и предусмотрительные поляки не могли довериться первому встречному мужику. Прибыв в заветное село Домнино, они сразу ринулись на поиски главы. Ведь кому еще надлежало знать, где находится царевич?

Мы привыкли думать, что Иван Сусанин — дряхлый старик. Таким он изображен на полотне художника Константина Маковского и выведен в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя». Седые голова и брови, косматая борода…

Но обратимся к фактам. Доподлинно известно, что у героя была единственная дочь по имени Антонида. В 1612 году ей исполнилось 16 лет, и она уже была замужем. С женитьбой и детьми в те далекие времена на Руси не затягивали: жили люди относительно недолго. Следовательно, Сусанину было всего-навсего от 32 до 40 с небольшим лет.

«Сусанин» — это прозвище?

Скорее всего, да. На Руси отсутствовала традиция давать фамилии крестьянам. Этой чести удостаивались только люди знатного рода. А простые холопы довольствовались лишь прозвищем по отцу. К примеру, если ты родился у Ивана, то ты Иванов, а если у Петра, то Петров. Мужского имени Сусан не было, но было в моде женское — Сусанна. Прозвище нашего героя по матери говорит об одном: Иван вырос без отца, который, очевидно, рано умер или погиб в годы Смуты.

Логично предположить, что отчество Осипович, указываемое в ряде источников, — лишь выдумка историков. Во-первых, отчеств у крестьян также не имелось. Во-вторых, в документах XVII века никаких упоминаний об отчестве Сусанина не встречается. И, наконец, будь Осип отцом Ивана, мы бы знали героя как Ивана Осипова.

Подвиг не уникален?

В воспоминаниях Самуила Маскевича, жившего в ту эпоху, можно найти интересный эпизод: «На излете марта 1612-го года, близ Можайска мы пленили мужика, которого заставили показать дорогу к деревеньке Волок. После долгих блужданий по лесу проводник вывел нас… прямо к заставам казаков! Негодяю мы отсекли голову и лишь чудом спаслись!»

Как видим, подвиг Сусанина был повторен на Руси всего через месяц. Знал ли новый безымянный герой о поступке Ивана? Вряд ли: новости в те далекие годы распространялись крайне медленно.

Убит не в лесу?

Современные историки склонны полагать, что Иван Сусанин мог быть убит не в лесу, а в одном из сел — либо Домнине, либо соседнем Исупове. Ведь поляки любили публичные допросы с пытками, к тому же еще и массовые. Возможно, Сусанина, как старосту, истязали первым — для большего устрашения остальных. А может, наоборот — заставляли смотреть на мучения невинных…

Более того, в самом начале нашего тысячелетия археологи обнаружили под Костромой останки человека, с большой долей вероятности, принадлежащие именно Ивану Сусанину. Для идентификации они вскрыли еще и могилы его родственников. Их ДНК и позволила провести генетическое сравнение.

Версия с жуткими лесными топями, якобы поглотившими интервентов, также кажется ученым сомнительной. Во-первых, Михаил Федорович был провозглашен царем Земским собором 21 февраля 1613 года. Стало быть, свой подвиг Сусанин совершил в середине зимы. Понятно, что в средней полосе России, к которой относится Костромская область, морозы в это время были нешуточные. Любые болота замерзают — утонуть в них невозможно. К тому же все топи близ села Исупово небольшие: в самом широком месте всего-то около пяти километров.

Во-вторых, Костромская область — это не Сибирь. Между селами здесь от силы десяток километров. А это максимум день пути, а то и меньше при сильном желании выбраться из чащи. Что поляки наверняка и сделали без лишней паники. Это для современного человека лес — неведомая стихия. А для воинов XVII века — привычная обстановка. Нет еды? Есть стрелы и дичь. Нет воды? Можно растопить снег. Нет огня? Есть порох и огниво.

И, наконец, главное: купол церкви села Домнино был виден за десятки верст — храмы на Руси строились на возвышенностях. Скорее всего, Сусанин сразу понял, что лес ему не поможет. И принял мученическую смерть близ родного дома, на глазах селян.

А виноваты ли поляки?

Как бы плохо мы не думали о Смутном времени, в любом случае мы его недооценим. В начале XVII столетия русские пережили страшный голодомор, террор Василия Шуйского, польскую интервенцию, разрушение Костромы Лжедмитрием II, разграбление Ипатьевского монастыря, разгром Кинешмы.

Простой люд в далеких селах грабили все, кто хотел: поляки, литовцы и даже казаки с берегов Дона, Днепра, Урала или Терека. Вот почему в некоторых упоминаниях о подвиге Сусанина говорится, что его пытали то ли поляки, то ли литовцы. Для нас разница колоссальная, а вот для людей того времени — никакой. Все «ироды чужеземные» — и те, и эти. А посему можно полагать, что на царевича охотились даже не поляки, а бандиты без роду-племени. Ведь за наследника престола можно было потребовать хороший выкуп.

Герой остается героем

Все описанные противоречия не умаляют подвига Ивана Сусанина. Он действительно погиб от рук злодеев, не выдав им места нахождения царевича Михаила. Более того, подвиг Сусанина был повторен многократно. Лишь по самым скромным подсчетам историков, «Сусаниных» в истории нашей страны — около семи десятков.

Возможно, вам также будет интересна статья:

Самых знаменитых героев два. 16 мая 1648 года Микита Галаган был послан Богданом Хмельницким на верную смерть, чтобы решить исход Корсунской битвы. Герой завел 25-тысячное войско поляков в лесные дебри, что позволило казакам атаковать врага с более выгодных позиций. Как и Сусанин, Галаган был до смерти замучен ляхами. Причем он изначально понимал, что будет убит.

В ходе Великой Отечественной войны подвиг Сусанина и Галагана повторил Матвей Кузьмин.

Памятник герою скульптора Н.А. Лавинского установлен в Костроме в 1967 году, на месте разрушенного монумента 1851 года Фашисты, захватив родную деревню 83-летнего крестьянина, приказали ему провести батальон знаменитой гитлеровской дивизии «Эдельвейс» в тыл Красной армии. Было это в районе Малкинских высот. За предательство Родины фрицы пообещали выдать старику керосин, муку, а также новое охотничье ружье. Кузьмин долго водил захватчиков по лесам и вывел в итоге под пулеметный огонь советских войск. Спастись герою не удалось: в последний момент его убил немецкий командир.

Уроженец Костромской области Иван Сусанин по сей день считается эталоном патриотизма. Ему установлен не один памятник и о его подвиге до сих пор спорят историки.

Биография

Точных данных о дате рождения Ивана Сусанина нет. Можно строить лишь догадки. Обычно, его изображают старцем, но историки предполагают, что в 1613 году ему было около 40 лет. К подобным заключениям ученые пришли из сведений о дочери мужчины, которой в то время было 16 лет и она уже была замужем. По своему происхождению Иван Осипович был крепостным из села Домнино и относился к помещикам Шестовым. Мать Михаила Романова была в девичестве Шестовой, то есть село было ее родиной. По некоторым источникам Иван Сусанин был деревенским старостой и пользовался большим уважением.

Версии подвига

Существует несколько версий как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.

Версия №1

Официальная версия подвига крестьянина гласит о том, что в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому должны были поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Ляхи, узнав об этом, отправились в деревню. Подойдя к Домнино они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь. Сам Михаил Романов со своей матерью в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

Версия №2

Еще одна из распространенных версий называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино. О близком подходе поляков к деревне староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Ляхи, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск. Никого не найдя в доме они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.

По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь. Но несмотря на это, археологами за все время были найдены несколько могил героя.

Признание подвига

О том, как происходили события точных версий нет. Существует лишь документальное подтверждение подвига. В 1619 году Михаил Федорович царским указом даровал зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину половину деревни Деревнищ за подвиг его тестя. Этим Романовы признавали подвиг крестьянина и были благодарны ему за спасение царского рода и России.

Увековечивание подвига

В 1851 году был воздвигнут памятник Ивану Сусанину в Костроме, а центральная площадь стала носить его имя. Но в 1918 году с приходом к власти большевиков бюст был уничтожен. в 1967 году памятник был вновь воздвигнут, надпись на котором говорит о Сусанине, как о патриоте Русской земли.


Опера в 4 действиях, 5 картинах, с эпилогом. В основу сюжета положен исторический подвиг крестьянина Ивана Сусанина, совершенный им в 1612 году. Первое действие Ранняя осень 1612 года. Село Домнино. Через село проходит один из отрядов народного ополчения, поднявшегося против войска польских панов, напавших на Русь. Крестьяне с великой любовью встречают своих защитников, выносят им брагу, хлеб, мед. Вместе с ополченцами вспоминают они славные битвы русского народа с иноземцами на Чудском озере и на Куликовом поле: «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет!» Ополченцы расходятся по крестьянским избам на отдых. Грустит Антонида, дочь крестьянина Ивана Сусанина. Она вспоминает своего жениха Богдана Собинина, который бьется с поляками. «Скоро ли вернется, когда свадьбе быть?». «Что гадать о свадьбе? – отвечает ей отец. – Горю нет конца». С реки доносится песня.

Краткое содержание оперы иван сусанин глинки для читательского дневника

Они ищут человека, который провел бы их к Москве. Сусанин сначала категорически отказывается даже за вознаграждение, но внезапно соглашается. У него возникает идея завести врага в лесную глушь. Ваня, по просьбе Сусанина, предупреждает русский отряд во главе с Мининым о надвигающейся опасности.

Узнав о случившемся, на помощь своим спешит Собинин. В четвертом акте Сусанин заводит врагов в лесную глушь.


Инфо

Они оглодали, замерзли и устали. На следующий день поляки поняли, что Сусанин их обманул, и из леса им не выбраться. Они убивают его. Эпилог – это народное гулянье в честь победы.


Спасен царь, родные Сусанина – в трауре. Они скорбят о своем отце.

Diafon.ru

    Внимание

    Краткие содержания

  • Оперы
  • Глинка — Иван Сусанин
  • Опера по тексту С.Городецкого состоит из четырёх актов и содержит эпилог. В сценах задействованы следующие персонажи: крестьянин из села Домнино Сусанин Иван, дочка его Антонида, пасынок Сусанина Иван, жених Антониды, ополченец, Собинин Богдан, польский король Сигизмунд, польский гонец и русский воин.

    В опере звучат бас, тенор, сопрано, контральто; задействованы русский крестьянский хор, хор польских панночек, хор рыцарей, хор ополченцев, балет польских панов и панночек. Действие охватывает осень 1612 года и зиму 1613 года, перемещаясь из села Домнино то в замок короля Сигизмунда в Польше, то в избу Ивана Сусанина, то в леса, то на Красную площадь в Москве.

    «иван сусанин»: краткое содержание оперы и история создания

    Партия Сусанина сочинялась под Осипа, а партия Вани под Анну, именно поэтому эта роль написана для низкого редкого женского голоса — контральто.

    • Глинка сделал оригинальный свадебный подарок для своей ученицы Анны, он расширил роль приемного сына Сусанина, добавив большую сцену, когда Ваня добегает до стен монастыря, чтобы предупредить Минина об опасности. А опера уже была написана и отрепетирована. Позднее, эта сцена стала одной из самых запоминающихся.
    • Современник и знакомый Глинки, князь Одоевский, рассказывал, что изначально на сюжетную линию Ивана Сусанина композитор хотел написать ораторию, а не оперу.

    Музыка Отечественное героико-трагическое произведение — такую характеристику дал своей опере М.И.
    Глинка.

    Опера «иван сусанин»: краткое содержание

    Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей.
    Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге. «В Москву дороги нет чужим!» - восклицает Сусанин. Враги обнажают сабли. «Страха не страшусь, - гордо говорит Сусанин, - смерти не боюсь, лягу за родную Русь!» Ляхи решают подкупить Сусанина, который тем временем тайком посылает Ваню в посад предупредить Минина.
    Враги предлагают Сусанину золото. Тогда он притворно соглашается вести их на Москву – «а деньги я потом возьму». Вражеский отряд уводит Сусанина. Антонида в отчаянии.

    Приходят ее подруги, приглашенные на девичник. Они утешают плачущую девушку. Возвращается Собинин с дружками. Узнав, что произошло, он решает пуститься в погоню за врагами.

    One more step

    Первоначальное название оперы - «Жизнь за царя» (под этим названием ее ставили вплоть до революции 1917 г.). Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 г. в петербургском Большом театре.
    Опера была с восторгом воспринята передовой частью общества. «С оперой Глинки, - писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, - является то, чего давно ищут и не находят в Европе - новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки».

    В 1939 г. поэт С.М. Городецкий подверг коренной переработке первоначальное либретто Г.Ф. Розена. Сценическая история этого творения связанна с именами С.

    В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, М. Д. Михайлова и других выдающихся русских исполнителей.


    ИВАН СУСАНИН Опера в четырех актах с эпилогом Новый текст С.
    5Голосов: 88 Оперы. Краткие содержания произведений

    • Беллини — Норма
    • Бизе — Кармен
    • Верди — Дон Карлос
    • Верди — Риголетто
    • Верди — Симон Бокканегра
    • Верди — Травиата
    • Верди — Трубадур
    • Гершин — Порги и бесс
    • Глинка — Иван Сусанин
    • Глинка — Руслан и Людмила
    • Иисус Христос — суперзвезда
    • Иоланта
    • Кристоф Глюк — Орфей и Эвридика
    • Леонкавалло — Паяцы
    • Мусоргский — Хованщина
    • Пуччини — Богема
    • Пуччини — Манон Леско
    • Пуччини — Принцесса Турандот
    • Римский-Корсаков — Садко
    • Рыбников — Юнона и Авось

    Картинка или рисунок Глинка — Иван Сусанин Другие пересказы для читательского дневника

    • Краткое содержание Белов Скворцы Главный герой рассказа – мальчик Павлуня, который уже длительное время был тяжело болен.

    Опера иван сусанин краткое одержание для детей

    Они тоскуют об Иване Сусанине. Воинский отряд, заметивший их, замедляет шаг и интересуется, почему они грустят, когда все радуются? Когда воины узнают, что это семья Сусанина, спасшего царя, то выражают и свою скорбь по поводу его гибели. Из либретто оперы «Иван Сусанин» можно узнать, что воины сполна отомстили врагам за смерть главного героя. Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон. Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля.

    Герои оперы «Иван Сусанин» несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

    Опера иван сусанин краткое содержание для детей 3 класса

    Особенно волновали Глинку строки поэмы, рассказывающие о гибели Сусанина: «…как бы по волшебному действию, - писал композитор, - вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей». … Предателя, мнили, во мне вы нашли; Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит. «Злодей! - закричали враги, закипев, - Умрешь под мечами» - «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, И радостно гибнет за правое дело!.. (отрывок из поэмы К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин») Идея, подброшенная Жуковским, целиком завладела М. Глинкой, и он приступил к работе. Свое произведение композитор окрестил героико-трагической оперой.

    Опера иван сусанин краткое содержание для детей 3 класса презентация

    Шаляпин в ролиИвана Сусанина В начале 1613-го г., когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны. Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Это реальное историческое событие легло в основу первой в истории мировой музыки героической народной музыкальной драмы «Иван Сусанин» (или как она называлась в первой постановке - «Жизни за царя»). По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 г.

    Опера иван сусанин краткое содержание для детей 4 класса

    Празднество прекращается, и король говорит своим войнам, что русский предводитель нужен ему живой или мертвый. К церемонии свадьбы дочери Сусанина и ополченца Богдана идет подготовка в доме отца невесты. Сусанин делится со своим приемным сыном Ваней новостью о том, что лагерь Минина недалеко, в Ипатиевском храме, и к нему присоединяются вооруженные войны. Во время празднества свадьбы, поляки входят в дом и заставляют Сусанина показать им тайное место, где Минин собирает единомышленников. Сусанин делает вид, что подчинен им, а сам придумывает план, как уберечь вождя с русским войском. К нему быстро приходит отличная идея: он уведет врагов в лес, и они оттуда точно не смогут выйти сами.


    Тем временем Ваня бежит к Минину, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии. Собинин вместе с отрядом бежит в догонку чужеземцев.

Радиостанция "Маяк" и "Фирма "Мелодия" представляют совместный проект "Ночь в опере" - полные записи выдающихся оперных постановок.

Михаил Глинка (1804-1857)

«Иван Сусанин»

Опера в четырех действиях с эпилогом (в семи картинах)

Либретто - С. Городецкий, режиссер-постановщик - Л. Баратов,

дирижер-постановщик - А. Пазовский

Действующие лица и исполнители:

Иван Сусанин, крестьянин села Домнино - Евгений Нестеренко, бас

Антонида, его дочь - Бэла Руденко, сопрано

Ваня, приемный сын Сусанина - Тамара Синявская, меццо-сопрано

Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды - Владимир Щербаков, тенор

Сигизмунд, польский король - Сергей Архипов, бас

Польский гонец - Владислав Пашинский, баритон

Русский воин - Константин Басков, тенор

Русские крестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари

Действие происходит в 1612-1613 гг.

Хор, солисты, сценно-духовой и симфонический оркестры Большого театра СССР

Хормейстеры: Игорь Агафонников и Станислав Гусев

Дирижер сценно-духового оркестра Большого театра СССР - Владимир Андропов

Дирижер - Марк Эрмлер

Запись 1979 г.

Звукорежиссер - М. Пахтер

Краткое содержание

Действие 1

В селе Домнине близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.

Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новому нападению, к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится до тех пор, пока чужеземцы попирают русскую землю. Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть даже более важную, чем весть об одержанной победе: легендарный народный герой Минин выбран вождем ополчения. Минин — надежда всего народа. Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.

Действие 2

Бал во дворце польского короля Сигизмунда III . Король даёт своим друзьям великолепный пир. Льётся вино, звучит музыка, прекрасные танцовщицы волнуют сердца присутствующих. Победа, правда, ещё не одержана, но всё же польские магнаты празднуют успехи своего войска на русской земле. Веселье нарушается появлением гонца, который приносит грозную весть: Минин возглавил русское ополчение и выступил против поляков. Музыка сразу смолкает, танцовщицы исчезают, кубки с вином остаются на столах недопитыми. Король Сигизмунд отдаёт приказ: «Вперед против Минина! Вождь русских должен быть взят живым или мёртвым!»

Действие 3

В доме Сусанина идут оживлённые приготовления к свадьбе Антониды и Собинина. Сусанин рассказывает своему приёмному сыну Ване, что Минин разбил лагерь неподалёку, в Ипатьевском монастыре, куда к нему стекается вооруженный люд. Свадебное веселье в самом разгаре, когда в дом врываются поляки и приказывают Сусанину провести их в место тайного сбора ополченцев Минина. Сусанин делает вид, что подчиняется требованию поляков, но тем временем обдумывает, как спасти Минина и собирающееся русское войско. В голове его быстро созревает хитрый план. Он заведёт поляков в лесную чащу, откуда они не смогут выбраться. Ваня же предупредит Минина, что поляки напали на его след, пусть он ищет для сбора войска другое место .

Действие 4

Собинин собирает отряд и устремляется в погоню за поляками. У стен монастыря. Ваня вовремя добегает до лагеря Минина. Ополченцы полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

Лесная чаща. Сусанин уже больше не скрывает от поляков, что завёл их туда, где им суждено погибнуть. Он готовится принять смерть и в драматическом монологе прощается с родным домом, семьей, Родиной. Поляки бросаются на Сусанина и убивают его. Русские воины под предводительством Собинина приходят слишком поздно. Поляков они победили, но спасти Сусанина им не удалось.

Эпилог

Площадь перед московским Кремлём. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

Либретто

УВЕРТЮРА

Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного быстрого раздела предвосхищают драматические события оперы.

ДЕЙСТВИЕ I

Улица села Домнина. Вдали река; на авансцене группа крестьян. Звучит их хор «В бурю, во грозу». В хоре запевала поет соло: «Страха не страшусь! Смерти не боюсь!» Хор славит воинский подвиг. За сценой слышится хор крестьянок. Они славят приход весны («Весна свое взяла, красна весна пришла», в постановках, основанных на литературной редакции С. Городецкого, действие происходит осенью, повидимому, по причине того, что движение, поднятое Мининым, началось осенью 1611 года; музыка, однако, действительно передает весеннее настроение) и приход (на царство) Михаила Федоровича. Все вместе крестьяне величают его.

Крестьяне постепенно расходятся. Медленно выходит Антонида, она с грустью глядит в сторону реки. Она ждет возвращения домой своего суженого, Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту (каватина «Во слободке за рекою ждут голубчика домой»). Постепенно к концу каватины крестьяне вновь заполняют сцену. Входит Сусанин, возвратившийся из города. Свадьбе, которую так ждет Антонида, не бывать: страна в опасности, поляки наступают, «горе русским людям, коль опять Москва под власть врагам попадет!» — говорит он. За сценой слышится хор гребцов. На реке появляется лодка; из нее выходит Собинин. С горячим приветствием он обращается к Антониде: «Радость безмерная! Ты ли, душа моя, красная девица!» Сусанин спрашивает его, с какими новостями он пожаловал. Что в Москве? Наша ли она? Собинин рассказывает о победе войска Пожарского над поляками. Крестьяне с ликованием слушают его рассказ, подхватывая его реплики. Старик Сусанин, однако, сдержан: «Не настала еще пора! Нет, не время еще не тужить о стране родной, о несчастной Руси!» Антонида смотрит на Сусанина, видит озабоченность на его лице. «Нам.чего же ждать?» — спрашивает она отца, думая все время о свадьбе с Собининым. Теперь Собинин сам подходит к Антониде; они о чем-то тихо разговаривают, пока несколько голосов затягивают песню — «песню удалую». «Князь Пожарский молвил слово...» Говорят же Антонида и Собинин, по-видимому, о запрете Сусанина сыграть им свадьбу. И вот Собинин быстрым движением прерывает исполнение песни и прямо задает вопрос Сусанину: «Как? Ужель не бывать моей свадьбе?» Сусанин непреклонен: «Что за веселье в это безвременье!» И тогда Собинин и Антонида очень сердечно упрашивают старика (звучит их терцет «Не томи,родимый»).Сусанин решительно заявляет, что свадьба будет тогда, когда Бог даст Руси царя. Но со слов вернувшегося из Москвы Собинина оказывается, что великий собор уже ставит (выбирает) царя. И кто же он? «Наш боярин» (то есть Михаил Федорович Романов).Коли так, говорит Сусанин,-свадьбе быть. Все ликуют. Сусанин с дочерью и женихом идет к своему двору; народ расходится.

ДЕЙСТВИЕ II

Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие паны и панны. В глубине сцены духовой оркестр; в середине танцы. Хор поет: «Бог войны после битвы живую радость нам дарит». Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами — исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный легкий вальс, темпераментная мазурка.

Танцы прекращаются и входит вестник. у него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы. Группа удальцов выделяется из толпы и выходит на авансцену. Они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются. Оркестр играет, а хор поет мазурку.

ДЕЙСТВИЕ III

Внутренний вид избы Сусанина. Посередине дверь; сбоку еще одна дверь, ведущая во внутренние покои. С противоположной стороны окно. Ваня сидит занятый работой и поет свою песню: «Как мать убили у малого птенца». Это грустный рассказ о его собственном сиротстве. Входит Сусанин; он прислушивается к песне Вани. Теперь время более веселые песни петь, рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании Михаила Федоровича - ведь это их барин! - на царство. Вскоре Ване приходит на ум, что худо будет, если ляхи явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Федоровича. Но тут же оба - Сусанин и Ваня-решительно заявляют, что постоят за царя. Они полны отваги служить царю и сообщают об этом в своем дуэте.

Входят крестьяне, отправляющиеся на работу в лес и хором поющие об этом. Потом они намереваются прийти к Сусанину пожелать счастья. По знаку Сусанина Ваня угощает крестьян вином. Те славят Сусанина. Крестьяне уходят.

Сусанин зовет Антониду. Она приходит. Теперь вся семья в сборе (Сусанин, Антонида, Ваня и, Собинин). Сусанин благословляет молодых. Все радуются. Возносится хвала Богу. Все молят Бога любить царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться к девичнику.

Неожиданно слышится конский топот. Поначалу Сусанин думает, что это царские полчане. Но нет, это оказываются поляки. Они без лишних слов требуют, чтобы их проводили к царю, поскольку они уверены, что он где-то здесь. Сусанин отвечает им с притворным радушием, скрывая негодование: «Как нам-то знать, где царь изволит поживать!» Сусанин - опять-таки притворно (и, быть может, в надежде потянуть время) - приглашает их попировать на свадьбе, к которой готовятся в его доме.Поляки резко отказываются - их интересует только царь. Сусанин всеми силами старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и обращаются к нему с все возрастающим гневом и в конце концов даже замахиваются на него саблями. Сусанин с бесстрашием обнажает грудь. Решимость Сусанина озадачивает поляков. Они не знают, что с ним делать. Совещаются. Тут Сусанину приходит на ум (он обращается к Ване-решительно и таинственно): «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает скакать верхом самой короткой дорогой прямо к царю, чтобы до утра уведомить его об опасности. Ваня незаметно уходит. Поляки хотят подкупить Сусанина и предлагают ему золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет, и дает согласие отвести польский отряд к царю. Антонина зорко следит за действиями отца. Она думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к царю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет ее и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться. Антонина опять бросается к отцу с настойчивым вопросом: «Куда твоя дорога?» Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. В изнеможении она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает.

За сценой слышится свадебный хор «Разгулялася, разливалася вода вешняя». Но тяжело на душе у Антониды. Она поет свой романс - одна из наиболее популярных арий оперы - «Не о том скорблю, подруженьки».

Входит Собинин. Он только что узнал, что поляки взяли Сусанина. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело: «Налетели злые коршуны, набежали поляки, взяли в плен они родимого, сотворят беду над ним!» Крестьяне успокаивают Антониду («Ты не плачь, он придет!»). Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена. С Антонидой он поетдуэт «Сколько горя в этот день избранный». Постепенно собираются вооруженные крестьяне и ратники; к концу дуэта их уже целое ополчение. Собинин еще раз уверяет Антониду, что спасет Сусанина. Ратники торопят его отправляться в поход. Мужественно и решительно звучит их хор «На врага!». Собинин и крестьяне поспешно уходят.

ДЕЙСТВИЕ IV

Четвертое действие делится на две сцены. Оно начинается оркестровым вступлением - симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж. Глухой лес. Ночь. Входят вооруженные крестьяне и с ними Собинин (эта сцена в постановках оперы обычно опускается). Крестьяне (они поют хором) размышляют, каким путем идти им на поляков. Крестьян подбадривает Собинин. Он поет свою арию «Братцы, в метель, в неведомой глуши». К концу арии все опять воодушевлены и готовы отправиться дальше на поиски Сусанина. Собинин и крестьяне уходят. Происходит смена декораций.

Сцена представляет собой часть леса у монастырской усадьбы. Вбегает Ваня. Звучит его большая героическая ария «Бедный конь в поле пал» (этот номер был сочинен композитором уже после постановки оперы на сцене и исполняется обычно вместо предыдущей сцены Собинина с крестьянами в глухом лесу). Итак, Ваня бегом добежал сюда, к царскому двору. Он стучится в ворота монастыря. Ему никто не отвечает. Он сокрушается, что он не витязь и не богатырь - он сломал бы тогда ворота и вошел бы в монастырь и предупредил бы царя с царицей об опасности. Он снова стучится и кричит, чтобы открыли ворота. Наконец за воротами слышатся голоса. Это проснулась боярская прислуга. Они удивлены, кто это к ним ломится, ведь это не вьюга воет, не птица кричит, не мертвец в ворота добивается. «Нет, то горе-беда у ворот стоит. Выходить ли нам?» - колеблются они. Наконец, они отпирают ворота, видят Ваню. Он рассказывает им обо всем, что произошло: как пришли поляки, как потребовали они, чтобы Сусанин отвел их к царю, как мужественный крестьянин повел их ложной дорогой и завел в непроходимый лес. Рассказ Вани побуждает бояр скорее отправляться к царю (его, как оказалось, здесь, куда пришел Ваня, нет). Бояре посылают Ваню вперед: «Ты, как Божий посол, впереди ступай!». Ваня не без гордости соглашается: «Я, как Божий посол, впереди пойду». Все уходят.

Финал оперы составляет самая драматичная ее сцена, ее кульминация - сцена Сусанина с поляками в глухом лесу, куда этот мужественный крестьянин завел их, чтобы погубить. В глубине сцены показываются поляки, измученные, еле идущие в сопровождении Сусанина. Они клянут «проклятого москаля». Они выходят на прогалину: хотя бы здесь отдохнуть. Они собираются развести огонь. Пока они думают, что он случайно сбился с пути. «Путь мой прям, но вот причина: наша Русь для ваших братьев непогодна и горька!» Поляки устраиваются спать у разведенного огня. Сусанин остается один на авансцене. Он поет свою самую известную арию «Чуют правду!..» (ее текст значительно отличается от того, что вложил в уста героя С.Городецкий). После скорбных размышлений и мольбы к Господу подкрепить его в смертный час Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване, который опять осиротеет. В конце концов он со всеми с ними прощается. Сусанин осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится («Да и я вздремну-усну, сном-дремотой подкреплюсь: сил для пытки надо много»). Завертывается в тулуп.

В оркестре звучит музыка, изображающая вой ветра. Вьюга усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает. Они собираются дальше в путь. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завел их в эту глушь, чтобы они здесь погибли. Они подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство:,«Бейте до смерти врага!» — кричат они и убивают Сусанина.

ЭПИЛОГ

Грандиозная массовая сцена. Звучит оркестровое вступление. Занавес поднимается. Сцена представляет собой одну из улиц Москвы. Толпы народа в праздничных платьях медленно проходят по сцене. Звучит знаменитый хор «Славься, славься, святая Русь». Народ славословит царя: «Празднуй торжественный день царя, ликуй, веселися: твой царь идет! Царя-государя встречает народ!"

Медленно входят Антонида, Ваня и Собинин. Они грустны, ведь до этого торжественного дня не дожил Сусанин. По сцене проходит небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу, замедляет шаг. К ним обращается начальник отряда. Он спрашивает, почему они грустны, когда все ликуют? Он изумлен, когда вдруг узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе молва, что спас он царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает скорбные чувства по поводу смерти Сусанина и сообщает, что они сполна отплатили полякам.

И вот снова - еще более мощно - звучит заключительный хор «Славься», который весь народ поет уже на Красной площади в Москве, под ликующий звон колоколов. Вдали виден торжественный царский поезд, направляющийся в Спасские ворота Кремля.

Похожие публикации