Факторы влияющие на формирование идентичности. Группы факторов, влияющих на становление гомосексуальной идентичности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Кафедра психологии труда и управления

Реферат по дисциплине «Этнопсихология»

на тему: «Факторы становления этнической идентичности»

Нижний Новгород 2013

этнос идентичность этнический

Введение

1.Становление этнической идентичности

2.Основные факторы формирования этнической идентичности

Заключение

Введение

В настоящее время одной из актуальных проблем обучения и воспитания детей является формирование и всестороннее развитие личности в системе этнических отношений. Школы ставят перед собой задачу формирования культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе совместной деятельности. Разные специалисты связывали с особенностями межэтнических отношений различные аспекты этнической идентичности.

Этническая идентичность - это составная часть социальной идентичности личности, это психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности и к определенной этнической общности.

Вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общности, являются главными в жизни человека.

Социологические школы объясняют рост этнической идентичности таким образом:

а) реакцией отставших в развитии народов на этнокультурное разделение труда, порождающее экономическую и технологическую экспансию народов более развитых.

б) мировой социальной конкуренцией, в результате которой интенсифицируется внутриэтническое взаимодействие, несмотря на унификацию материальной и духовной культуры.

в) повышением влияния больших социальных групп в экономике и политике и облегчением процессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации.

Считая этническую идентичность составной частью социальной идентичности, современные исследователи предприняли попытки выделить присущие особенности именно ей. Американский этнолог Ж. Девос рассматривает этническую идентичность как форму идентичности, воплощенную в культурной традиции и обращенную в прошлое, в отличие от других форм, ориентированных на настоящее или будущее.

Характерной особенностью этнической идентичности является мифологичность, это ее главная опора - и это идея или миф об общих чертах: о культуре, происхождении и истории.

В структуре этнической идентичности обычно выделяют 2 основных компонента: 1. когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков); 2. аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Разные термины для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности - это этнические ориентации, групповые концепции. Но очень важными признаются: этническая осведомленность, которая включает знания об этнических группах: своей и чужих, знания об их истории, обычаях, особенностях культуры; этническое самоназвание.

На основе знаний о своей и чужих этнических группах и формируется именно комплекс представлений, которые образуют систему этнодифференцирующих признаков.

В качестве именно этих признаков могут выступать самые разные признаки, а именно: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от стадии консолидации этноса, от особенностей исторической ситуации и от специфики этнического окружения.

1. Становление этнической идентичности

Понятие «идентификация» впервые ввел 3. Фрейд в 1921 г. в эссе «Психология масс и анализ «Я». Слово идентичность произошло от латинского термина - idem, тот же самый. Посредством этого термина обозначается тождественность, одинаковость, совпадение чего-либо с чем-нибудь. 3. Фрейд вкладывал в него содержание, близкое по смыслу понятию «подражание». В одной из работ 3. Фрейда идентификация определяется как ассимиляция одного «Я» другим, в результате которой первое «Я» имитирует его и в некотором смысле вбирает его в себя. Каждый человек - это частица множества масс, связанных посредством сети идентификаций. И потому человек строит свой идеал «Я», руководствуется большим количеством образцов и моделей поведения, которые он выбирает сознательно.

Роль процесса идентификации двойственна. Она включена в процесс социализации человека; она выполняет защитную функцию. Разрыв идентичностей, даже их небольшое ослабление преобразует повседневное окружение человека в чужой, непонятный мир. У человека создается впечатление, что он один перед лицом опасности, именно это может привести его к превращению в антисоциальное существо, руководствующееся в поведении формулой «Каждый за себя!». Это состояние З. Фрейд назвал психологической нищетой масс.

Всестороннее развитие термин идентичности получает в работах известного американского социального психолога Э. Эриксона. В противоположность представлениям классического психоанализа об антагонизме личности и общества Э. Эриксон особо подчеркивает адаптивный характер поведения человека, центральным качеством которого и выступает идентичность. Ученый определяет это понятие, как чувство органической принадлежности человека к его исторической эпохе, к типу межличностного взаимодействия, свойственному данному времени. Идентичность личности предполагает и гармонию идей, образов, ценностей и поступков в данный исторический период социально-психологическим образом человека, принятие ею социального бытия как своего.

Идентичность рассматривается Э. Эриксоном в двух аспектах:

1. «Я-идентичность», которая в свою очередь состоит из 2 компонентов: органического и индивидуального осознания человеком собственной неповторимости, стремления к развитию и реализации собственных способностей и интересов;

2. социальная идентичность, которая подразделяется на групповую и психосоциальную. Групповая идентичность рассматривается Э. Эриксоном как включенность личности в различные общности, подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства со своим социальным окружением. И психосоциальная идентичность - это то, что дает человеку ощущение значимости своего бытия в рамках данного социума.

В современной теории человеческих потребностей потребность в идентичности по значимости ставится на первое место. И между индивидуальной и групповой идентичностями нет непреодолимой границы, индивидуальная идентичность является видом групповой идентичности, которая существуют в голове индивида, а групповая идентичность - это сумма общепринятых норм и образцов, которые берут начало в поведении отдельных людей.

Механизм реализации этнической идентичности осуществляется посредством использования сложных механизмов социокультурной идентификации и передачи информации от одного поколения этноса к другому, от формы к содержанию, от явления к сущности; на сознательном и неосознаваемом, архетипичном уровнях.

Сегодня понятие «идентичность» в различном контексте широко используется и в социальной психологии, и в социологии, и в философии, и в этнологии, и в политической науке.

Идентичность создает «социетальные границы, которые дают возможность индивидуальным членам социума обрести чувство «мы»- «они», которое позволяет ориентироваться в реальных и воображаемых сообществах.

Человек является носителем целого набора идентичностей - культурной, профессиональной, политической, этнической, территориальной, конфессиональной. В его потенциале есть большое количество идентификационных возможностей. Но часть из них для человека наиболее значима, существует своего рода структура идентичностей, причем она может меняться под воздействием различного рода внешних факторов, в зависимости от доступных человеку коллективных принадлежностей. Идентичности могут переплетаться, подпитывая друг друга.

Термин "этничность" впервые использовал в 1972 году американский социолог Д. Рисмен. И маркерами этничности он выделил:

1) язык (наиболее сильный этнодифференцирующий признак); 2) народные традиции и обычаи; 3) специфика культуры; 4) сходные черты характера; 5) общность исторической судьбы, историческое прошлое; 6) место жительства; 7) внешность.

Для обозначения человеческой общности, обладающей общими этническими признаками, широко используется словосочетание «этническая группа».

В исследовании этнической идентичности выделяются психологический, социально-психологический и социологический подходы. В центре внимания психологического подхода личность как носитель этнокультурных особенностей и качеств. Здесь этническая идентичность рассматривается как одна из составляющих структуры личности и ее самосознания. В рамках социально-психологического подхода человек рассматривается как представитель этнической группы, а этническая идентичность, как компонент социальной идентичности. Главным объектом исследований, выполненных в ключе социологического подхода, является этническая общность, или группа.

Первой формой этнической идентичности, которая возникла у охотников и собирателей «предэтнических общин», историки первобытного общества считают сознание родства по крови и по браку. Этническая идентичность была диффузной, этнические самоназвания не имели большого значения и могли время от времени изменяться.

С переходом к оседлости и производящему хозяйству, с появлением такой формы недвижимой собственности, как обработанная земля, общины стали все сильнее отличаться по своему образу жизни и по уровню социально-экономического развития, и это в дальнейшем привело к их обособлению. В процессе межгруппового сравнения у некоторых племен просыпалась более четкая этническая идентичность. На смену представлений о горизонтальном родстве пришла вторая форма идентичности - это осознание общности происхождения. Формируется идея вертикального родства, которая проявляется:

а) в мифах о происхождении народа в мифические времена от прародителей - культурных героев;

б) в культе предков - духов умерших в реальные времена представителей племени.

Укрупнение общностей и развитие связей между ними приводят к появлению все новых этнодифференцирующих признаков.

К 18 веку уже сложилось этнолингвистическое и культурное единство многих европейских общностей, именно поэтому в Новое время важнейшими этнодифференцирующими признаками стали восприниматься и родной язык и культура.

Язык действительно является одним из важнейших этнодифференцирующих признаков. Но именно в последние годы исследователи большинства стран все больше внимания уделяют тому, что в некоторых исторических ситуациях этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами этноса, сколько с его символической ролью в процессах формирования чувства родственности с общностью и межгрупповой дифференциации.

Еще один символический признак этнической идентичности - это общность исторической судьбы. Возрастает и роль общности исторической судьбы как символа единства народа. Это проявляется в интересе к исторической литературе.

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, которые соотносимы с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже (1896-1980).

Пиаже также выделил 3 этапа в формировании этнической идентичности:

1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Именно в этом возрасте наиболее значимыми для него являются: семья и непосредственное социальное окружение, а не страна или этническая группа;

2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, он выдвигает основания идентификации: национальность родителей, место проживания и родной язык. Просыпаются и национальные чувства;

3) в младшем подростковом возрасте, в возрасте 10-11 лет, этническая идентичность формируется уже в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужой группах и этническое самоназвание. Этническая осведомленность возрастает с опытом, с получением новой информации и с развитием когнитивных способностей. Сначала, она основывается на очевидных показателях: цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры, обычаях. Постепенно повышается и способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает все новые и новые элементы в их комплекс: общность предков, общность исторической судьбы, религию.

В исследовании 1951 года он проанализировал формирование понятия «родина» и образов «других стран» и «иностранцев».

Рост этнической осведомленности о групповых различиях связан и с восприятием своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от других групп, со способностью стабильно давать себе правильное этническое самоназвание.

Процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. На трансформацию этнической идентичности влияют не только бесчисленные обстоятельства индивидуальной человеческой жизни, но и факторы, обусловленные изменениями в жизни общества.

Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках. Но дети тоже пытаются оценить этнические группы. Этнический статус все же остается неизменным на протяжении всей жизни человека.

На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде.

С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к внутри-групповой ориентации. В процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, ребенок приобретает все новые знания о межэтнических различиях и четче и яснее определяет свою принадлежность к определенной группе. В результате этого каждый новый член общества оказывается приписанным к одной или другой этнической группе.

Никто не может выбирать этническую группу, к которой хотел бы принадлежать.

Человек с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и с двумя этническими общностями одновременно.

Существует четыре типа этнической идентичности, при которых связи с двумя группами могут сосуществовать относительно независимо друг от друга.

1. Высокий уровень идентификации - со своей этнической группой;

2. Высокий уровень идентификации - с чужой «этнической группой.

Для большинства людей характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социально-исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается патриотизмом, гордостью за достижения своего народа и его великих представителей, адекватно высокой самооценкой, чувством собственного достоинства.

Формирование этнической идентичности по типу нормы предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам.

В настоящее время практически не существует моноэтнической среды. Человек растет и развивается в полиэтническом окружении. Т. Г. Стефаненко выделяет три типа этнической идентичности человека в полиэтнической среде:

1) моноэтническая идентичность - человек однозначно отождествляет себя с конкретным народом; 2) биэтническая идентичность - человек одновременно причисляет себя к двум этническим группам; чаще всего такой вид идентичности возникает на основе того, что родители имеют разную национальность; 3) маргинальная этническая идентичность - человек не может однозначно определиться в отношении своей этнической принадлежности.

В полиэтническом обществе наиболее благоприятна для человека биэтническая идентичность, так как она позволяет органично сочетать разные виды восприятия мира, овладевать богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В процессе успешной адаптации человек проходит три этноцентристских этапа:

1. отрицание различий;

2. защита от различий с их оценкой в пользу своей группы;

3. минимизация различий;

и три этнорелятивистских этапа:

1. принятие различий;

2. адаптация к культурным или групповым различиям, способность не только их признавать, но и действовать соответствующим образом; интеграция,

3. применение этнорелятивизма к собственной идентичности.

Этническая идентичность является диспозиционным образованием, разновидностью социальной идентичности. Как и любая другая установка, она состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в своей или чужой этнической среде.

Подходы к понятию идентичности.

1. примордиальный, этничность является врожденным качеством человека, идентификацией по крови, родству.

2. инструментальный, этничность изменяется в различных обстоятельствах.

3. В. Сикевич, пытаясь объединить оба подхода, отметил, что этническое в каждом человеке действительно первично, однако востребованность, степень выраженности этнических особенностей конструируется как внешними факторами - социальными обстоятельствами, так и внутренними - индивидуальными установками.

Этническая идентичность формируется в процессе этногенеза и проходит несколько этапов. Т.Г. Стефаненко называет пять этапов.

1. в первобытных общностях появилось осознание родства по крови или браку. Был выработан обычай адоптии - признание чужого взрослого своим братом или сыном. Только таким образом он становился полноправным членом племени или рода.

2. наступил с осознанием общности происхождения. Сформировалась идея вертикального родства. Она проявилась в мифах о происхождении народа в давние времена от прародителей - до великих героев; в культе предков - духов умерших в реальные времена представителей племени.

3. возникновение идеи территориальной общности, родной земли. Возникает идеология родиноцентризма, которая выражается в форме запрещения вступления в брак с представителями чужого народа.

4. появление чувства общности исторической судьбы, существование глубокой истории жизни предков.

5. развитие этнической идентичности на основе отождествления родного языка, культуры и своего народа.

У. Солдатова отмечает, что этнический феномен в личности формируется на основе трех взаимосвязанных процессов:

1) этнической идентификации - отождествления и самоопределения личности посредством этнической группы;

2) межэтнической дифференциации - разделения собственной и других этнических групп и осознание межэтнических различий;

3) осознания отношения к собственной и другим этническим группам. Содержанием этнической идентичности являются сознательные и бессознательные компоненты.

Кризис этнической идентичности.

1) утрата позитивного восприятия своей этнической принадлежности; 2) переживание негативных чувств, связанных с этнической принадлежностью (стыд, обида, униженность); 3) неудовлетворенность гражданской принадлежностью; 4) негативная или сверхпозитивная этническая идентичность; 5) интолерантность по отношению к другим этносам; 6) социально перцептивное отдаление от России (утрата чувства Родины); 7) потеря смысла жизни.

Этническая идентификация рассматривается рядом авторов как многоуровневое образование.

1. уровень - это классификация и собственно идентификация, являющиеся основанием для формирования оппозиции мы - они.

2. уровень составляет формирование этнических образов, приписывание этническим общностям определенных культурных, статусных характеристик.

3. уровень этнической идеологии, под которой понимается более или менее связный взгляд па прошлое, настоящее и будущее своей собственной группы в отношении к иным этническим группам.

Кроме уровней в этнологии принято выделять виды этнической идентичности. Она может быть осознанная или бессознательная (можно считать себя представителем одного народа, но при этом проявлять качества, которые характерны преимущественно для другого). Идентичность может быть также полной или частичной (можно осознавать себя частью одного народа, а можно - одновременно двух и более народов, семьей, профессиональных коллективов). И наконец, этническая идентичность может быть непосредственной и опосредованной.

Многочисленные наблюдения и исследования процесса этнической идентификации показывают, что его развитие возможно в трех вариантах:

1. этническая идентификация может произойти на основе подражания, когда индивид осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет.

2. она может осуществляться на основе принуждения. Такими орудиями принуждения могут служить традиции и ценностные ориентации общества.

3. этническая идентификация может осуществляться на основе свободного и осознанного выбора. Иногда человек может отказаться от национальности и стать человеком всего мира. Но и в таком случае отказ всегда основывается на свободном выборе.

В современных условиях основные тенденции развития этнической идентичности проявляются на различных уровнях, выделяющихся на основании близости цивилизационных линий развития данных обществ:

1. на макросоциальном уровне (общества Западной Европы и США), с одной стороны происходит размывание, снижение значимости этнической идентичности, приближение к нулевому уровню, а с другой -- наблюдается гипертрофированность этнической идентичности многих народов, что проявляется в преувеличенных формах этноцентризма, этнофанатизма, национализма;

2. на мезосоциальном уровне (независимые государства постсоветского пространства) этническая идентичность титульных народов в подавляющем большинстве гипертрофирована и в ряде случаев принимает крайнюю форму национализма, а у русских, в большом количестве живущих в этих государствах, наблюдается как тенденция к постепенному снижению её значимости и попытки обрести биэтническую идентичность, так и повышение уровня этнической идентичности;

3. на микросоциальном уровне (Россия) наблюдается всё нарастающая тенденция ослабления этнической солидарности русских и тенденция усиления опасных националистических движений, прежде всего, в молодежных кругах.

2. Основные факторы формирования этнической идентичности

Рассмотрение процесса развития этнической идентичности предполагает анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на специфику ее формирования. В качестве внешних факторов выступают основные принципы жизнедеятельности этноса, в виде совокупности норм поведения, ценностей, этнических символов, проявляющиеся в фольклоре. Внутренние факторы предполагают рассмотрение объектно-субъектного характера этнической идентификации, преломленного сквозь призму индивидуальных характеристик человека.

Наиважнейшими факторами формирования этнической идентичности являются:

1) язык; 2) культура; 3) статус этнической группы (этническое большинство или меньшинство); 4) степень вовлеченности человека в процесс межэтнического взаимодействия, осведомленность о психологических особенностях представителей других этносов.

В созданных народом и передаваемых из поколения в поколение своеобразных миниатюрах (пословицы, поговорки, сказки, легенды, прикладное декоративное искусство) нашли свое выражение и особенности норм, ценностей и правил поведения членов этноса.

Сочетание в сказках воспитательного и познавательного в сфере народного образа жизни делает их важнейшим средством формирования этнической идентичности. Огромную этноинтегрирующую роль выполняют эпосы и легенды, которые отражают представления народа о явлениях природы и общественной жизни. Произведения народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, эпосы, легенды - в совокупности составляют основу формирования этнической идентичности и являются средоточием духовного опыта представителей различных этносов.

Формирование этнической идентичности происходит вокруг структурированной системы ценностей, опосредующей совокупность устойчивых связей человека с окружающим миром, и обеспечивающей его целостность и само тождественность. Этнические ценности, имеющие пространственно - временную детерминацию являются жизненно значимыми и объективными. Их историческое выстраивание в какую-то структуру норм поведения обусловлено стремлением этнической общности к системности и упорядоченности общественной жизни.

Человек в процессе идентификации подключается к образцам культуры, определяющим те общие формы телесно - духовного поведения, посредством которых он должен дифференцировать свое «Я» и интегрировать это «Я» в социальные отношения с другими людьми. Образцы взаимоотнесенности «Я» и общества варьируют от культуры к культуре и они всегда ей присущи.

Специфика формирования этнической идентичности предполагает рассмотрение культурных значений в плане их субъективного существования, в приобретении ими личностно окрашенного смысла и ценностного потенциала. Идентификация как процесс формирования этнической идентичности связана с отождествлением себя с этнической группой, переносом на себя качеств и особенностей представителей данного этноса.

Формирование, поддержание и сохранение этнической идентичности обеспечивается совместными действиями семьи, школы, средств массовой информации и других социальных институтов, деятельность которых должна носить планомерный и скоординированный характер, чтобы возникающая в результате этническая идентичность носила характер позитивной моноидентичности или развитой биэтнической идентичности.

Среди самых существенных факторов, влияющих на формирование этнической идентичности, можно отметить следующие:

1) особенности этнической социализации в семье, школе и ближайшем социальном окружении;

2) особенности этноконтактной среды, прежде всего ее гетерогенность, гомогенность;

3) использование в воспитании и образовании этнокультурного потенциала народов.

Формирование позитивной этнической идентичности становится возможным, если структурно-динамическая модель основана на теоретико-прикладных подходах к определению содержания мультикультурной образовательной средыкак изучения родного языка, литературы и культуры своего и рядом живущих народов, приобщения к истории, литературе и культуре, фольклору рядом живущих народов, гуманизации и гуманитаризации содержания образовательных областей и модернизации образовательно-воспитательного процесса.

Язык - один из фактор ов этнической идентичности.

Взаимосвязь языка и этнической идентичности - это одна из основных проблем психологического изучения социального сознания. Именно язык издавна рассматривается как один из важнейших факторов этнической идентичности.

В последние десятилетия исследования связи языка и этнической идентичности проводятся на различных уровнях анализа: социолингвистическом, этносоциологическом, этнографическом, социально-психологическом. Предметом изучения в них выступают: языковые аттитюды, речевые маркеры, социолингвистические стереотипы. На разных уровнях анализа все больше внимания уделяется тому, что этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами группы, но и с его символической ролью в формировании чувства родственности с группой и одновременно в процессах межгрупповой дифференциации.

Этнические группы находятся в непрерывном контакте. В полиэтническом обществе функционируют и различные языки, и этническая идентичность каждой из действующих групп в значительной степени обусловлена компетентностью ее членов в чужих языках и степенью соответствия реального и желаемого их использования.

Этническую культуру также следует рассматривать как один из факторов формирования идентичности, в том числе этнической идентичности. У каждого этноса существует сформированная в процессе внутригрупповой интеракции и адаптации к вызовам внешней среды собственная культура. Этническая культура обусловлена такими элементами культурной идентичности, как место рождения и проживания, экономический уклад, политическая система общества, общий язык, традиция, система норм и обычаев, а также религия.

В основе этнической культурной идентификации заложено обращение к культурным и историческим событиям, что способствует процессу отождествления личности с этническими ценностями. Приобщение личности к этнической культуре является ключевым элементом в процессе этнической самоидентификации и способствует консолидации культуры этнических групп, обладающих собственными системами ценностей и этнолингвистическими особенностями.

Заключение

Проблемы этнической идентификации в современной науке изучены очень глубоко. Чувство идентичности, чувство принадлежности к определенной общности формируется у людей в рамках передачи культуры от одного человека к другому, в процессе политической социализации и контактов с представителями других культур. Это определяет культуру как основу общественных отношений.

Личность как этнический феномен представляет собой систему взаимосвязи с этнической общностью. Эта взаимосвязь реализуется через отношения личности к окружающим людям. Отношения выражаются в виде этнической идентичности, этнических установок и стереотипов, этнокультурных ценностей.

Наличие этнической идентичности помогает человеку в обретении смысла жизни, обеспечивает чувство сопричастности, предоставляет психологическую поддержку и ощущение безопасности, содействует повышению самооценки.

Этническая принадлежность задается вместе с рождением, умением говорить на родном языке, культурным окружением, в которое он попадает и которое задает общепринятые стандарты поведения и самореализации личности. Для миллионов людей этническая идентичность - это само собой разумеющаяся данность, не подлежащая рефлексии, через которую они себя осознают и благодаря которой могут ответить сами себе: «Кто я и с кем я?».

Этническая идентичность формируется стихийно, в процессе социализации личности, в том числе и политической, и в то же время, осознание принадлежности к определенной этнической общности становится одним из первых проявлений социальной природы человека.

Наиболее естественным для человека является стремление сохранить или восстановить позитивную этническую идентичность, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности.

Список использованной литературы

1. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 75-86.

2. Лебедева К.М. «Синдром навязанной этичности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. / Под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. С. 104-115.

3. Левкович В.П., Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых. Советская этнография, № 5, 1973.

4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 40-63.

5. Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. М.: Аспект Пресс, 2003. 475 с.

6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. С. 308-333.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Истоки исследования социальной идентичности. Теории социальной идентичности. Этническое возрождение на территории "постсоветского" пространства. Психологические причины роста этнической идентичности. Когнитивные и аффективные критерии.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2006

    Методологические подходы к проблеме этнической идентификации. Анализ этой дефиниции в этнопсихологических исследованиях. Сравнение психологических особенностей этнической идентификации подростков из смешанных семей в условиях поликультурного Крыма.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Этническая идентичность и её роль в жизни человека. Опросник уровня ксенофобии. Тест "Подростки о родителях" Ador (Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном). Оценка матери и отца сыном. Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

    Проблема этнической идентичности в современных психологических исследованиях. Сравнительный анализ особенностей толерантности субъектов поликультурного пространства с разной этнической идентичностью: когнитивный компонент, аффективный, поведенческий.

    дипломная работа , добавлен 29.11.2016

    Особенности юношеского возраста. Понятие роли в психологии. Взаимовлияние личности и социальной роли. Классификация социальных ролей, формирование эго-идентичности. Влияние статуса идентичности юноши на особенности принятия роли в групповой работе.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011

    Определение сущности, анализ структуры и специфики этнической толерантности как психолого-педагогического феномена. Изучение особенностей проявления этнической толерантности в студенческом коллективе и возможности её развития у студентов-психологов.

    магистерская работа , добавлен 22.06.2011

    Культура этноса и этническая культура. Функции этнической культуры. Задачи, стоящие перед этнопсихологией. Этническое сознание, его естество и содержание. Принципы построения этнопсихологических исследований. Отличие этнической культуры от национальной.

    контрольная работа , добавлен 05.09.2010

    История становления этнической психологии. Развитие западной этнической психологии в XX в. Проблема этнических различий, их влияния на быт и культуру народов, на жизнедеятельность людей. Становление этнической психологии в эпоху русского Просвещения.

    реферат , добавлен 23.10.2010

    Характеристика основных концепций социальной, гражданской и этнической идентичности. Анализ факторов, влияющих на восприятие группы как целостного объекта. Особенности культуры и ценностей в выборке казахстанских подростков, их взаимосвязь и отличия.

    реферат , добавлен 12.04.2010

    Понятие идентичности как самореферентности, переживания уникальности своего бытия и неповторимости личностных свойств. Специфика профессиональной идентичности, профпригодности и готовности. Этапы становления профессиональной идентичности в онтогенезе.

До подросткового возраста мы смотрим на себя исходя из следующего набора ролей: друг, враг, студент, футболист, гитарист, а также на основе членства в кликах, клубах или в компаниях. В этот период наши более широкие когнитивные возможности (глава 11) позволяют нам их проанализировать, выявить в них элементы несовместимости и конфликтности и реорганизовать эти роли, постепенно продвигаясь к своей идентичности. Иногда мы отказываемся от предшествующих ролей; в некоторых случаях мы устанавливаем новые отношения с родителями, братьями, сестрами и сверстниками. Эриксон (Erikson, 1968) видел в задаче формирования идентичности основное препятствие, которое должны преодолеть подростки для успешного перехода во взрослость. В идеальном случае они осуще-

526 Часть III. Подростковый возраст

ствляют этот переход, имея достаточно четкое представление о том, кем они являются, о способах приспособления к общественным отношениям.

Факторы, оказывающие влияние на идентичность. Многие идеи подростков о ролях и ценностях определяются их принадлежностью к той или иной референтной группе. Социальные референтные группы могут состоять из индивидов, с которыми подростки часто взаимодействуют и имеют близкие взаимоотношения. К ним могут относиться также более широкие социальные группы, установки и идеалы которых они разделяют: религиозные, этнические, сверстников или группы по интересам, даже чат-группы пользователей Интернета. Референтные группы, независимо от своего размера, подтверждают либо отрицают старые ценности индивида, а иногда формируют новые.

Подростки должны прийти к соглашению с различными референтными группами. Членство в группах, которое было почти автоматическим в детстве, - в семье, компании по соседству или, например, в религиозной общине, больше не является столь уютным или удовлетворительным, как это было ранее. Часто подросток ощущает конфликт лояльности к семье, сверстникам и другим референтным группам.

Иногда молодых людей привлекают ценности и установки определенной личности, а не группы. Этот значимый другой может быть близким другом, любимым учителем, старшими братом или сестрой, героем кино или спорта или кем-то, чьи идеи и поведение восхищают подростка. Хотя влияние значимых других может ощущаться на любом этапе жизни, оно наиболее характерно для подросткового возраста.

Таким образом, подростки окружены огромным разнообразием ролей, предлагаемых множеством референтных групп и людей. Эти роли нужно интегрировать в личностную идентичность, а их конфликтующие моменты следует примирить или отторгнуть. Данный процесс еще больше усложняется либо в случае наличия ролевого конфликта (например, между членством в группе сверстников-фанатов и ролью хорошего ученика), либо в случае конфликта между значимыми другими (например, между старшими братом или сестрой и романтическим партнером).

Концепция идентичности Эриксона. Эриксон большое внимание в своих исследованиях уделял проблемам подростков и молодых взрослых. Его работы о процессе установления «внутреннего чувства идентичности» оказали огромное влияние на психологию развития. Согласно Эриксону, формирование идентичности часто является длительным и сложным процессом самоопределения. Оно обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Формирование идентичности определяет структуру организации и интеграции поведения в различных областях жизни. Оно примиряет склонности и таланты самого индивида с предшествующими ролями, которые дали родители, сверстники или общество. Помогая человеку понять свое место в обществе, оно предоставляет также основу для социального сравнения. В итоге чувство идентичности способствует обеспечению направления, цели и смысла жизни (Erikson, 1959,1963,1968; Waterman, 1985).

Виды формирования идентичности. Джеймс Марсиа (James Marcia, 1966, 1980, 1993) развил теорию Эриксона и определил четыре различных состояния, или вида формирования, идентичности. К видам, или «статусам идентичности», относятся: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. При

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 527

этом учитывается, прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по отношению к определенному ряду выборов, таких как система ценностей или план будущего профессионального пути.

Подростки, находящиеся в статусе предрешенности, приняли на себя обязательства, не пройдя через процесс принятия решения. Они выбрали профессию, религиозные взгляды, идеологию и другие аспекты своей идентичности. Однако этот выбор был сделан ими ранее и определен скорее их родителями либо учителями, чем ими самими. Их переход к взрослости проходит ровно и сталкивается лишь с незначительными конфликтами, но в нем нет активного экспериментирования.

Молодежь, у которой отсутствует чувство направления, а возможно, и нет выраженного желания обрести его, находится в диффузном статусе. Такие подростки не прошли через кризис и не выбрали себе профессиональную роль или моральный кодекс. Они просто избегают столкновения с этой проблемой. Некоторые из них сосредоточены на сиюминутном удовлетворении своих потребностей и желаний; другие экспериментируют, не имея конкретных планов и целей, с различными установками и видами поведения (Cote, Levine, 1988).

Подростки или молодые взрослые в статусе моратория находятся в середине продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений. Эти решения могут касаться выбора профессии, религиозных или этических ценностей, политической философии. Молодежь в этом статусе поглощена «поиском самих себя».

И наконец, достижение идентичности является статусом, достигаемым теми, кто прошел через кризис идентичности и принял свои обязательства. В итоге они сами выбрали себе работу и пытаются жить по самостоятельно сформулированному моральному кодексу. Достижение идентичности обычно рассматривается как наиболее желаемый и зрелый статус (Marcia, 1980).

Следствия статуса идентичности. Результаты исследований позволяют сделать вывод, что статус идентичности оказывает глубокое влияние на социальные ожидания, образ Я и реакции на стресс у подростков. Кроме того, кросс-культурные исследования в Соединенных Штатах, Дании, Израиле и других странах позволяют предположить, что четыре статуса Марсиа являются частью сравнительно универсального процесса развития, по меньшей мере для культур, характеризуемых длительным подростковым периодом и индивидуалистической ориентацией. Давайте рассмотрим то, как четыре статуса идентичности взаимодействуют с некоторыми проблемами подросткового возраста в таких культурах.

Тревога является господствующей эмоцией у молодых людей, находящихся в статусе моратория, вследствие того, что ими не были приняты решения. Они часто ведут борьбу с конфликтующими ценностями и предпочтениями, постоянно сталкиваются с непредсказуемостью и противоречиями. Для них характерны амбивалентные отношения со своими родителями; борясь за свободу, они при этом страшатся родительского неодобрения либо обижаются, когда те не удовлетворены их действиями. В статусе моратория находятся многие студенты колледжей.

Напротив, подростки в статусе предрешенности ощущают минимальную тревогу. Их ценности более авторитарные, чем у подростков в других статусах, они обладают сильными и позитивными привязанностями к значимым другим. Молодые мужчины, находящиеся в статусе предрешенности, склонны оценивать

528 Часть III. Подростковый возраст

себя ниже, чем мужчины в статусе моратория, и другим людям легче их в чем-либо переубедить.

По всей вероятности, диффузный статус чаще всего встречается у тинэйдже-ров, сталкивающихся с отвержением или пренебрежением со стороны отстраненных или незаботливых родителей. Они могут бросить школу, начать принимать алкоголь или наркотики. Злоупотребление алкоголем наиболее распространено среди детей «равнодушных» родителей (глава 8).

У подростков, достигших идентичности, чувства к своим родителям и семье наиболее уравновешенны. Их поиск независимости менее перегружен эмоциями в сравнении с подростками, находящимися в статусе моратория, и не сопровождается изоляцией и чувством заброшенности, характерными для индивидов с диффузным статусом (Marcia, 1980).

Разумеется, число людей в статусе достижения идентичности с возрастом увеличивается. В старшей школе намного больше индивидуумов в диффузном статусе и статусе предрешенности, чем моратория и достижения идентичности. Статус идентичности может также различаться в зависимости от того, какой именно его аспект рассматривается: старшеклассник может находиться в состоянии предрешенности относительно полоролевых предпочтений, моратория в отношении выбора профессии или религиозных убеждений и диффузном относительно политической философии.

Тендерные различия. Марсиа и другие исследователи обратили внимание на существенное различие между мужчинами и женщинами в поведении и установках, связанных с различными статусами идентичности. Например, мужчины в статусах достижения идентичности и моратория обладают, как правило, высокой самооценкой. У женщин эти периоды характеризуются наличием большого числа нерешенных конфликтов, особенно относящихся к семье и выбору карьеры.

Дальнейшие исследования отчасти подтвердили первоначальные данные, но позволили получить более глубокое представление о проблеме. Например, Салли Арчер (Saly Archer, 1985) обнаружила, что по отношению к семье и выбору карьеры девочки-старшеклассницы чаще находятся в статусе предрешенности, а мальчики - в состоянии диффузии. Более того, девочки в статусах предрешенности и моратория проявляли большую неопределенность при улаживании конфликтов, связанных с карьерными и семейными предпочтениями. Однако как мальчики, так и девочки говорят, что они планируют вступить в брак, растить детей и делать карьеру. Девочки обычно чаще выражали свое беспокойство относительно возможных конфликтов между семьей и карьерой. При вопросе о степени беспокойства, испытываемого респондентами, 75% мужчин и 16% женщин полностью отрицали его наличие, 25% мужчин и 42% женщин признали, что в некоторой степени ощущают его, в то время как 0% мужчин и 42% женщин заявили, что чувствуют сильное беспокойство относительно возможных конфликтов между семьей и карьерой. Было также обнаружено, что хотя у мужчин развивается прежде всего внутриличностная идентичность, у женщин формируется сочетание как внутри-личностной, так и межличностной идентичности (Lytel, Bakken & Roming, 1997).

В других сферах интересов - религии и политических убеждениях - результаты оказались разнородными. По отношению к религии исследователи не нашли значимых тендерных различий. В отношении политических убеждений, по всей вероятности, существует значительное различие в статусе идентичности между

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 529

старшими подростками мужского и женского пола. Обнаружено, что мужчины намного чаще находятся в статусе идентичности, в то время как женщины - пред-решенности (Waterman, 1985).

Формирование идентичности, культура и окружающая среда. Как указано в главе 2, теория Эриксона уделяет основное внимание проблемам развития в западных обществах, направленных на индивидуальные достижения, а не групповые или коллективные. В наибольшей степени это относится к его представлению о формировании идентичности в подростковом периоде. Здесь можно видеть подтверждение особого внимания Эриксона к становлению индивидуальной, относительно автономной личности, а не сотрудничающего члена объединенной группы. Как правило, в коллективистских обществах польза личности соотносится с пользой всей группы. В этом случае под понятием «группа» может подразумеваться семья, сверстники, соседское окружение, город или общество в целом. Таким образом, в коллективистских обществах уделяется меньше внимания автономии и намного больше тому ребенку или подростку, который готов быть взаимозависимым от других (Matsumoto, 2000). Несомненно, что теория Эриксона в целом универсальна для каждой кризисной стадии; однако могут существовать большие различия в том, что именно данная культура считает наиболее предпочтительным при решении каждого кризиса (Matsumoto, 2000). Таким образом, идентичность - так же, как и Я-концепция, - имеет глубокие корни в культуре и окружающей среде (Adams, Marshall, 1997; Porters, Dunham & Castilio, 2000; Yoder, 2000).

Предположения Марсиа о статусах подростковой идентичности неоднократно подвергались проверке в последующих исследованиях (Marcia, 1966). Такая верификация продолжается и в наши дни. Хотя одни авторы уверяют, что эти статусы не представляют собой континуума явственно различных фаз или способов достижения идентичности (Meeus, ledama, Helsen & Vollenbergh, 1999), другие предполагают, что они по меньшей мере полезны для понимания состояния подростка и проблем взросления в обществах с относительно продолжительным периодом подросткового возраста (Jensen, Karlsen & Kroger, 1999). По всей видимости, от культуры зависят не статусы идентичности подростков. Согласно пред-

Контрольные вопросы к теме

«Задачи развития подросткового возраста»

Подростковый возраст в целом можно охарактеризовать как период «бури и натиска».

Независимо от культуры большинство подростков имеют хорошие отношения со своими родителями.

С точки зрения Эриксона, единственной и наиболее важной задачей подросткового периода является достижение автономии.

Статус диффузии, по Марсиа, является наименее адаптивным из четырех статусов идентичности.

Влияние статуса идентичности различно у мужчин и женщин.

Вопрос к размышлению Как различается формирование идентичности подростков в индивидуалистических и коллективистских культурах?

530 Часть III. Подростковый возраст

положению Алана Уотермена (A. Waterman, 1999), она оказывает влияние на время формирования статусов, их стабильность и тендерные различия. В результате многочисленных исследований было выявлено, что относительная доля подростков в каждом статусе идентичности различается в зависимости от культуры и в особенности от идеологии и религии (например, Markstrom-Adams, Smith, 1996; Taylor, Oskay, 1995).

Семейная динамика "

На протяжении всего процесса формирования идентичности подросткам приходится соотносить свои собственные ценности и поведение с ценностями и поведением своей семьи. В свою очередь, основные задачи родителей часто выглядят парадоксальными. С одной стороны, успешные родители предоставляют своим детям чувство безопасности и опоры в любящем и принимающем окружении. С другой стороны, они поощряют детей становиться самостоятельными взрослыми, способными действовать в обществе независимо от других.

То, как именно родители взаимодействуют с подростками, оказывает значимое влияние на их продвижение к взрослости. Система семьи динамична: изменения в поведении одного ее члена влияют на всех остальных. Так как подростковый период является эпохой значительных и часто драматичных преобразований, семья как социальная система также испытывает изменения, как и природа общения между поколениями.

Выходные данные сборника:

ГОРОД В ПОВСЕДНЕВНОМ СОЗНАНИИ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

Ивенкова Ольга Александровна

канд. филос. наук, доцент кафедры философии
Смоленского государственного университета,
РФ, г. Смоленск
.

THE CITY IN DAILY CONSCIOUSNESS: IDENTITY FORMATION FACTORS

Ivenckova Olga

candidate of Science , associate professor of philosophy
of Smolensk state university,
Russia, Smolensk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается важность повседневности как необходимого слагаемого факторов формирования городской идентичности. Рассматриваются стабильные, изменчивые и символические факторы, их взаимосвязь с повседневными представлениями людей об окружающей реальности. Показано, каким образом быстрые темпы социокультурных преобразований, изменение ключевых механизмов коммуникации между индивидами влияют на повседневное сознание. Обозначена роль городской идентичности в поддержании его стабильности.

ABSTRACT

In article importance of daily occurrence as the necessary formation of city identity composed factors is considered. Stable, changeable and symbolical factors, their interrelation with daily ideas of people of surrounding reality are considered. It is shown how fast rates of sociocultural transformations, change of key mechanisms of communication between individuals influence daily consciousness. The role of city identity in maintenance of its stability is designated.

Ключевые слова : повседневность; повседневное сознание; городская идентичность.

Keywords : daily occurrence; daily consciousness; city identity.

Трансформационные процессы за истекший век глубоко проникают в общественные уклад и мировоззрение людей. Стремительно сменившие друг друга традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество видоизменяют важнейшие социальные институты, научные парадигмы, и, без сомнения, заставляют пересмотреть отношение к положению и роли личности в обществе. Урбанизация и глобализация, дополняя и усложняя этот процесс, делают проблемным отношение ко многим устоявшимся категориям. Повседневность же, являясь неотъемлемой и во многом системообразующей частью жизни человека, формирует поле взаимодействия индивида и социума как условие воспроизводства жизненно важных отношений. Соответственно, в периоды нестабильности, перелома или коренного изменения вектора социального развития резко обостряется проблема адекватной ориентации человека в окружающей действительности.

Наиболее быстрые темпы социокультурных преобразований, изменение ключевых механизмов коммуникации между индивидами отмечаются внутри городского пространства. Город по своей сути является центром генерации идей социально образующего и преобразующего, культурного и идеологического характера. Социокультурное пространство города максимально ярко отражает трансформацию общественного сознания, происходившую под влиянием различных факторов окружающей человека среды, а также взаимодополняющих друг друга социальных, экономических и культурных факторов. Это даёт толчок к развитию представлений о городской идентичности.

К современному пониманию феномена идентичности наука приходит во второй половине 1960-х гг., обращая особое внимание на образовавшуюся многослойность социальной структуры и новые основания социальной дифференциации. Формируется соответствующая научная интерпретация, выражающаяся в понимании критериев и механизмов функционирования социальных идентичностей. Урбанизация и неоднозначность роли современного города способствовали выделению такой дефиниции, как «городская идентичность». Можно выделить несколько групп факторов, влияющих на городскую идентичность: стабильные (местоположение, климат, история города), изменчивые (размер и население, внешний облик города, культурные традиции) и символические (городская символика, политический климат, культурные коды поведения жителей, знаковые события и личности, характер внутренних коммуникаций и пр.) .

Базовым, стабильным фактором является проживание в конкретном городском пространстве. Пространственные характеристики выражаются не только в конкретных географических условиях, в которых развивается местное сообщество, но и в определенных образах пространства, порождаемых повседневным сознанием. Посредством географических образов повседневное историческое сознание позволяет членам социокультурных общностей обживать окружающий мир, занимаемые ими территории не только в плане физической адаптации, но и в феноменологическом аспекте. Городская, или региональная идентичность в целом проявляется в существовании устойчивых образно-географических композиций, а освоенное пространство идентифицируется как система региональных и оригинальных образов . Повседневная практика жизнедеятельности также содержит в себе и механизмы формулирования, согласования, реализации и постоянной корректировки этих представлений.

Социальные отношения, сложившиеся на определенной территории и имеющие, соответственно, своеобразную узкорегиональную специфику, определяют вторую группу факторов формирования городской идентичности. Включенность в долговременные стабильные социальные группы определяет отношение индивида к группе и групповой принадлежности («свой»-«чужой»), групповые ценности, стереотипы, нормы и пр. Формируясь в результате социализации и адаптации в определённом территориальном поселении, городская идентичность представляет собой социокультурное образование, основанное на усвоении и воспроизводстве культурных символов, традиций, образа жизни жителей конкретного города. Субъект повседневности складывается и существует только на базе конкретного социального целого, причем связь индивида и сообщества носит исторический характер, обусловленный особенностями социальных отношений. Воспитание, трансляция правил и ценностей, социализация в целом обеспечивается в первую очередь повседневным межличностным общением. Т. о. повседневное сознание есть отражение особенностей условий жизни любой социальной общности, её интересов и стремления к самобытности. В процессе повседневной коммуникации человек раскрывает себя, самореализуется и становится объектом для привлечения опыта других людей и восприятия основных составляющих городской идентичности.

Непосредственная связь человека и города, выражающаяся в проживании на его территории, постоянных контактах с местным сообществом, восприятии и трансляции принятых норм и ценностей дает прямую возможность самоидентифицировать себя как элемент определенной системы. Но очень часто можно увидеть примеры сохранения черт городской идентичности даже у тех индивидов, которые в течение некоторого времени находились за пределами города. Данный аспект заставляет особое внимание обратить на символические факторы городской идентичности. Её основами, отражающимися в повседневном сознании, можно назвать городские мифы и мифологемы. В них выражаются представления жителей о прошлом, настоящем и будущем города с обязательным включением идеальных представлений о нем. Повседневное сознание наделяет «свой» город, его культурные традиции и историю, сугубо положительной оценкой, в то время как «чужие» зачастую оцениваются отрицательно. Эта же тенденция прослеживается в противопоставлении «коренные жители» - «пришлые», «понаехавшие», поскольку через принадлежность индивида к городу определяется степень принадлежности к общности.

К. Хюбнер в книге «Истина мифа» пишет: «Нация определяется согласно своей истории и пространству, в котором эта история отображалась» . Соответственно, городская топонимика тоже воспринимается через призму мифологии. Интересны в данном контексте топонимы, отражающие этническое прошлое региона. Примером служит село Русское (Шумячский район Смоленской области). Свое название оно получило потому, что вокруг него в недалеком прошлом располагались нерусские (белорусские) селения, что отражает повышенное стремление к самоидентификации и отграничении от соседнего этноса. Следует отметить, что название может качественно изменить отношение к пространству, что осуществляется через переименования улиц и ключевых пунктов города, сносе старых и возведении новых памятников.

Огромное значение для формирования городской идентичности имеют знаковые места - участки пространства, имеющие определенные семиотические характеристики, т. е. осмысляемые «с помощью историко-культурного, социального, политического, географического воображения на основе реальных или вымышленных событий» . Значение «знакового» место приобретает только в сознании людей, ассоциирующих себя с внутренними смыслами данного пространства. Способность воспринимать либо воспроизводить конкретные знания о месте, его образе необходима для поддержания собственной идентичности.

Знаковые места находятся в тесной связи с локальными мифами и историями, так как помогают воспроизводить и транслировать их в повседневном сознании, давая опору в виде регулярных и семиотически насыщенных топографических событий. Малоизвестные, на первый взгляд незначительные образы, заключающиеся в истории улицы, дома, человека, детали ландшафта, играют огромную роль в концентрации и интерпретации локальных событий в создании образа города, отражающегося в повседневном сознании.

Особую актуальность символическим факторам придают именно современные реалии, обусловленные глобализацией и распространением капиталистической экономики. Для повседневности же характерно напряженно бодрствующее состояние сознания, целостность личного участия в мире, представляющем собой совокупность самоочевидных, не вызывающих сомнения в объективности своего существования форм пространства, времени и социальных взаимодействий. Концепты нации, этноса, государства размываются, растет интенсивность горизонтальной социальной мобильности, что зачастую негативно сказывается на повседневной жизни общества. Городская идентичность позволит добиться стабилизации повседневности, возвращая ей основное качество - быть опорой человеческого бытия в меняющемся мире.

Список литературы :

  1. Дягилева Н.С. Теоретические аспекты городской идентичности / Н.С. Дягилева // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 54-59.
  2. Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. - 488 с.
  3. Замятин Д.Н. Локальные истории и методика моделирования гуманитарно-географического образа города // Гуманитарная география: научный и культурно-просветительный альманах. Вып. 2. М.: Институт наследия, 2005. - с. 276-323.
  4. Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. М.: Республика, 1996. - 448 с.
1

В статье рассмотрены различные социальные и природные факторы, под влиянием которых протекает процесс формирования идентичности индивида как социального субъекта. Процесс формирования идентичности индивида как стойкой и сложившейся совокупности представлений о самом себе напрямую зависит от нескольких факторов: природных, от того, в каком физическом состоянии или периоде жизни находится человек, от окружающей человека социальной среды, от самосознания индивида. Таким образом, в статье обращается внимание на роль рефлексии в процессе формирования идентичности, позволяющей субъекту сделать объектом своего рассмотрения и осмысления самого себя. Авторами уделяется внимание рассмотрению феномена «кризиса идентичности» и его взаимосвязи с усиливающимися процессами глобализации. Следствием глобализации является потеря связи индивида с культурной и исторической средой, что нарушает представления индивида о самом себе как о носителе определенных идей и ценностей. В статье делается вывод о влиянии на процесс личной идентификации всей совокупности вышеназванных факторов.

идентичность

кризис идентичности

глобализация

1. Авдеев Е.А., Бакланов И.С. Информатизация и глобализация: изменение роли знаний в современном обществе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 1. – С. 110-112.

2. Бакланов И.С., Авдеев Е.А. Взаимодействие глобального и локального: проблемы национальной и культурной идентификации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 3. – С. 17-19.

3. Бауман, З. Индивидуализированное общество / Зигмунд Баум, пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2005.

4. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Питер Бергер, Томас Лукман. – М.: Медиум, 1995.

5. Бьюдженталь, Д. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Джеймс Бьюдженталь, пер. с анг. А. Б. Фенько. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

6. Васильева Е. Ю., Ерохин А. М. Роль культуры и культурной идентичности в преодолении социальных рисков // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 64-69.

7. Костина А. В. Кризисное состояние идентичности в современном мире: причины и предпосылки // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 4.

8. Микеева О. А. Проблема конституирования персональной идентичности в аспекте индивидуальной историчности // Философия права. – 2009. – № 06. – С. 65-69.

9. Ролло, М. Экзистенциональная психология / Мей Ролло, перевод М.Занадворова и Ю. Овчинниковой. – М.: Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2001.

10. Смирнова, Н. М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании) / Н. М. Смирнова. – М., 1997.

11. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Эрик Эриксон, пер. с англ. Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. – М. : Издательская группа «Прогресс», 1996.

12. Ясперс, К. Общая психопатология / Карл Ясперс. – М. : Практика, 1997.

Становление человека как индивидуально социального субъекта является достаточно сложным процессом. Процесс обретения личной идентичности весьма сложен и зависит от множества социальных и биологических факторов, оказывающих влияние на человека в период его жизни. Но, так или иначе, все разнообразные факторы отражаются в сознании человека и только после их непосредственного переживания, и одновременного получения знаний о социальном мире, индивид получает необходимый индивидуальный опыт, на основе которого и формируется личностная идентичность. Тем не менее данный процесс весьма проблематичен и оказывает значительное давление на конкретного социального субъекта . Данная проблема связана в первую очередь с неспособностью или неподготовленностью определенного человека приспособиться к изменяющимся социальным условиям или необходимостью смены социального положения в обществе.

Прежде всего представляется необходимым дать понятие идентичности, определить сущность данного явления и рассмотреть более конкретно факторы, влияющие на её формирование. Среди множества определений идентичности наиболее широко используемым является определение Э. Эриксона, который под идентичностью понимал «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития» . Процесс обретения личной идентичности непосредственно взаимосвязан с окружающим социальным миром и самосознанием человека, а также биологическими качествами, которыми наделила его природа. И общество и человек находятся во взаимосвязи друг с другом, изменение в одном порождает изменение в другом. Социальный мир - это не только объективно существующая реальность, формируемая и формирующая людей, но и мир смыслов, которые отражены в сознании человека и определяют ему ту или иную значимость. «Социальный мир как объективно осмысленный мир предшествует своему конструированию индивидами; но без этого конструирования обыденная реальность существовать не может » . Социальный мир является частью опыта конкретного человека, ежедневно воспроизводимого как повседневность. «Имеет специфическое значение и релевантную структуру для человеческих существ, в нем живущих, думающих и чувствующих. С помощью серии конструктов здравого смысла они пред-селектируют и пред-интерпретируют мир, который дан в опыте как реальность их повседневной жизни» . Смена смыслов и значений окружающего социального мира и приводит человека к явлению, названному Э.Эриксоном «кризис идентичности». Данная проблема более свойственна молодым людям, что неудивительно, так как при взрослении общество требует от человека смены его места в системе экономического производства, тем самым меняя значение и смысл различных социальных институтов. Одни из них перестают иметь какое-либо значение и исключаются из его субъективной реальности, другие же, напротив, приобретают новый смысл и включаются в неё. Данный переход от одного состояния к другому и является определяющим звеном в процессе обретения и формирования идентичности, в результате которого человек можно ощутить такие негативные эмоции, как страх, неуверенность, стресс, раздражительность.

Далее следует более подробно остановиться на природных факторах, которые, так или иначе, оказывают влияние на формирование личной идентичности, и об их связи с социализацией. Процессы взросления, старения, чувство голода или усталости, все эти биологические факторы влияют на то, каким образом социальная реальность отображается в сознании человека, но в то же время они сами находятся под воздействием и контролем со стороны общества и человека, как социального существа. Бергер и Лукман, в частности, отмечают следующее: «Можно говорить о диалектике природы и общества. Эта диалектика задана условиями человеческого существования и вновь проявляется в каждом человеческом индивиде. Он развивается, конечно, в уже структурированной социально-исторической ситуации. Это диалектика, которая приходит вместе с самыми первыми фазами социализации и продолжает развиваться на протяжении всего существования индивида в обществе, диалектика всякого человеческого животного и его социально-исторической ситуации. Внешне она предстает как отношение между индивидуальным животным и социальным миром. Внутренне это диалектика индивидуального биологического субстрата и социально произведенной идентичности» . Социальный мир невозможен без преодоления и ограничения человеком своих биологических потребностей, но в то же время природа задает предел такого ограничения. Ограничивая себя, люди создают не только социум, но и формируют самих себя, как уникальных созданий. Социальная составляющая всегда разнится, как и отличаются способы и характер удовлетворения естественных нужд. В мире не найдется двух людей, имеющих абсолютно идентичные взгляды на мир. В то же время есть такие общие явления, переживание которых возможно каждым в своей жизни без исключения. Речь идет о любви, ненависти, дружбе, о чести и др. Но всегда будет иметь место индивидуальная окраска и понимание данных явлений, которые также невозможны без преодоления личностью части своей биологической природы. Такие явления как мораль и право, представляющих из себя систему норм, также призваны ограничить биологические потребности человека со стороны общества, но в то же время их функционирование невозможно без признания их со стороны отдельного человека. Поэтому следует согласиться со следующим выводом: «В диалектике природы и социально сконструированного мира трансформируется сам человеческий организм. В той же диалектике человек творит реальность и тем самым творит самого себя».

Из вышеизложенных заключений следует, что идентичность личности также непосредственно связана с её самосознанием. Рефлексия, неотъемлемое человеческое свойство, позволяет субъекту сделать объектом своего рассмотрения и осмысления самого себя, что, в конечном счете, и формирует самосознание. Формирование идентичности невозможно без исследования своего внутреннего мира, без оценки своих желаний, поступков, стремлений, интересов и возможности их реального достижения.

«Человек - это существо, которое может сознавать, а, следовательно, и быть ответственным за свое существование» , - отмечает Мей Ролло в книге «Экзистенциональная психология». Сопоставляя себя к другому и, возможно, к некоторому абстрактному идеалу, и делает возможным дать ответ на смыслообразующий вопрос жизни «Кто я?». Первым философом, обратившим свое внимание на познание внутреннего мира человека, был Сократ со своей максимой «Познай самого себя». В нашем случае данное положение возможно сформулировать иначе: «Познай и создай самого себя». Процесс самопознания приводит человека к обретению своего внутреннего «я» во всем его богатстве, позволяет самостоятельно идентифицировать себя с той или иной социальной группой и определять свое местоположение в обществе. Джеймс Бьюдженталь, американский психолог и психотерапевт, один из основателей экзистенциально гуманистического подхода в психологии и психотерапии в своей книге «Наука быть живым» отмечает следующее: «Если я хочу переживать свою жизнь во всей полноте, я должен переживать ее в ее центре - мне необходимо чувствовать свое "я". Вот что такое внутренне осознание. Это переживание своего внутреннего "я"» . Данная позиция соотносится с антропоцентрическим подходом к вопросу о сущности человека. Но встает вопрос, на каком этапе человек обращается к познанию своего внутреннего мира, что побуждает его приступить к поиску того фундамента, на котором будет строиться его дальнейшая жизнь. Ведь в большинстве случаев формирование человека как социального субъекта зависит от внешних и случайных обстоятельств. Такая идентичность (в аспекте принадлежности к той или иной социальной группе) не зависит от воли самого субъекта, человек как бы плывет по течению, отстраняясь от самостоятельного выбора тех или иных взглядов и от проявления положительных или отрицательных черт человеческой личности. Вместо этого человек придерживается только тех позиций, которые ему навязывает его окружении, общество и социальные нормы. Человек застывает в развитии и перестает сам формировать себя и окружающую его действительность, что неизбежно приводит к потере смыслы в дальнейшей жизни . Вот что по этому поводу пишет Д. Бьюдженталь: «Слишком часто я не могу настроиться на свое внутреннее осознание, потому что предчувствую, что оно может не совпадать с тем, чего ожидает от меня социальное окружение» . Либо, не предавая никакого значения в вопросе наличия определенных взглядов и ценностей, индивидуум нацелен на поиск бесполезных способов проведения времени, не приносящих ему никакой пользы, но не требующий от него никакой ответственности. «Существует широкий и все расширяющийся спектр «суррогатов времяпрепровождения», указывающий на переход от значимых вещей, находящихся за пределами сферы влияния человека, к менее значимым или вовсе ничего не значащим, с которыми легко иметь дело и которыми человек в силах управлять» , - обоснованно отмечает З. Бауман. Переход индивида к подобным «суррогатом времяпрепровождения» лишает жизнь глубины и смысла, полноты, ведут к одиночеству и чуждости по отношению к другим людям, препятствуют возникновению у человека чувства сопереживания. Человек образует вокруг себя защитный каркас, и происходящие за его пределами события его не интересуют. А. Маслоу, анализируя философию экзистенциализма, с целью понять, что в нем есть для него как для психолога, приходит к следующему выводу: «Еще одно предположение экзистенциалистов, я думаю, можно выразить очень просто. Такие качества жизни, как серьезность и глубина (или, возможно, «трагический смысл жизни»), противопоставлены мелкому и поверхностному существованию, которое является лишь способом сужения жизни, защитой от основных проблем бытия» .

Человек как бы удаляется от самого себя, как существа наделенного свободной волей и способностью к творческому преобразованию мира, что неизбежно ведет к отчуждению, вызывая в человеке чувство апатии к происходящим в социуме событиям. Его жизнь течет по накатанной схеме, он, если образно описывать данное состояние, находится в плену сна повседневности. Очень показателен в данном случае пример, приводимый Д. Бьюдженталем. В нем идет речь о человеке, чья жизнь состоит из одного и того же повторяющегося дня, который расписан по минутам. В связи с этим Бьюджинталь справедливо задает следующий вопрос: «В какой степени он на самом деле жив?» . Иначе говоря, это попытка убежать от самого себя. Лишь определенные, подчас экстренные обстоятельства, когда встает вопрос о жизни и смерти, о смысле дальнейшего существования, заставляют человека сделать осознанный выбор, проявить лучшие или худшие человеческие качества, совершить определенное действие или не совершать его, избегая лишних рассуждений и метаний. Благодаря подобным событиям, возлагающим на человека серьезную ответственность, появляется возможность осознать свою уникальность и обрести путь к познанию самого себя, а затем к дальнейшему созданию и изменению. Очень точно данное положение подметил Карл Ясперс. «Индивиду приходится сталкиваться с граничными ситуациями, то есть с последними границами бытия - смертью, случаем, страданием, виной. Они могут пробудить в нем то, что мы называем экзистенцией - действительное бытие самости» , - отмечает он. Только так индивид становится личностью. Принятие судьбоносных решений открывают дорогу либо к пути самосовершенствования, либо к пути саморазрушения, приводящего индивидуума к отчуждению от самого себя, потере внутренней целостности. Э. Эриксон характеризовал подобное состояние как «кризис идентичности».

Кризис идентичности как целостной структуры также непосредственно связан с усиливающимися процессами глобализации. Унификация культуры приводит к утрате значений определенных ценностей, трансформирует человека и определяет ему новые ценности и ориентиры. Потеря связи с культурной и исторической средой, связанная с усиливающимися процессами экономической интеграции, вызывает в человеке чувство страха, неуверенности и неудовлетворенности жизнью, нарушая представления индивида о самом себе как о носителе определенных идей и ценностей . Привычный мир повседневной реальности изменяется и тем самым оказывает влияние и на субъективный мир индивида . Неудивительно, что в отдельных странах наблюдается стремление этнических меньшинств к сохранению культурного, исторического и этнического самосознания. Также следует упомянуть и об усиливающейся компьютеризации и Интернета в жизни конкретного человека. В сознании человека происходит процесс «раздвоения», между его реальной личностью, действующей в повседневной жизни и виртуальном образе, живущем в сети. Данное несоответствие определенно вызывает в человеке негативные эмоции и порой приводит его к зависимости и желанию провести как можно больше времени не в повседневности, а в виртуальном мире. Погружаясь в него человек, человек как бы погружается в мир сна. По нашему мнению, подобное можно сравнить с наркоманией. Привязанность человека к определенной вещи, а в данном случае к компьютеру или иному источнику выхода в интернет ведет его к отчуждению от самого себя. Он становится лишь частью предмета и подвластен ему, утрачивая связь с реальным миром. Костина обоснованно отмечает следующее: «Ввиду огромной плотности информационного потока человек теряет способность к критической ориентации в ней, он оказывается неспособным четко зафиксировать свою позицию по отношению к различным ценностным системам, а, следовательно, не может зафиксировать самотождественность своего сознания и себя как личности» .

Итак, подведем итоги. Формирование идентичности индивида как стойкой и сложившейся совокупности представлений о самом себе напрямую зависит от следующих факторов. Во-первых, от природных, от того, в каком физическом состоянии или периоде жизни, то есть возрасте, находится человек. Во-вторых, от окружающей социальной среды, в которой человек родился и вырос. В-третьих, от самосознания, позволяющего индивиду принимать самостоятельные решения в ответственные периоды жизни. В-четвертых, от происходящего в современном обществе процесса глобализации и связанного с ним процесса унификации культуры. Вся совокупность вышеназванных факторов оказывает непосредственное влияние на процесс личной идентификации.

Рецензенты:

Баранов С.Т., д.филос.н., профессор, профессор кафедры культурологии и искусств факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Лагунов А.А., д.филос.н., профессор, профессор кафедры социологии и теологии социально-психологического факультета института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Библиографическая ссылка

Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М., Авдеев Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14677 (дата обращения: 24.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Рассмотрение процесса развития этнической идентичности предполагает анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на специфику ее формирования. В качестве внешних факторов выступают основные принципы жизнедеятельности этноса, в виде совокупности норм поведения, ценностей, этнических символов, проявляющиеся в фольклоре. Внутренние факторы предполагают рассмотрение объектно-субъектного характера этнической идентификации, преломленного сквозь призму индивидуальных характеристик человека.

Наиважнейшими факторами формирования этнической идентичности являются:

1) язык; 2) культура; 3) статус этнической группы (этническое большинство или меньшинство); 4) степень вовлеченности человека в процесс межэтнического взаимодействия, осведомленность о психологических особенностях представителей других этносов.

В созданных народом и передаваемых из поколения в поколение своеобразных миниатюрах (пословицы, поговорки, сказки, легенды, прикладное декоративное искусство) нашли свое выражение и особенности норм, ценностей и правил поведения членов этноса.

Сочетание в сказках воспитательного и познавательного в сфере народного образа жизни делает их важнейшим средством формирования этнической идентичности. Огромную этноинтегрирующую роль выполняют эпосы и легенды, которые отражают представления народа о явлениях природы и общественной жизни. Произведения народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, эпосы, легенды - в совокупности составляют основу формирования этнической идентичности и являются средоточием духовного опыта представителей различных этносов.

Формирование этнической идентичности происходит вокруг структурированной системы ценностей, опосредующей совокупность устойчивых связей человека с окружающим миром, и обеспечивающей его целостность и само тождественность. Этнические ценности, имеющие пространственно - временную детерминацию являются жизненно значимыми и объективными. Их историческое выстраивание в какую-то структуру норм поведения обусловлено стремлением этнической общности к системности и упорядоченности общественной жизни.

Человек в процессе идентификации подключается к образцам культуры, определяющим те общие формы телесно - духовного поведения, посредством которых он должен дифференцировать свое «Я» и интегрировать это «Я» в социальные отношения с другими людьми. Образцы взаимоотнесенности «Я» и общества варьируют от культуры к культуре и они всегда ей присущи.

Специфика формирования этнической идентичности предполагает рассмотрение культурных значений в плане их субъективного существования, в приобретении ими личностно окрашенного смысла и ценностного потенциала. Идентификация как процесс формирования этнической идентичности связана с отождествлением себя с этнической группой, переносом на себя качеств и особенностей представителей данного этноса.

Формирование, поддержание и сохранение этнической идентичности обеспечивается совместными действиями семьи, школы, средств массовой информации и других социальных институтов, деятельность которых должна носить планомерный и скоординированный характер, чтобы возникающая в результате этническая идентичность носила характер позитивной моноидентичности или развитой биэтнической идентичности.

Среди самых существенных факторов, влияющих на формирование этнической идентичности, можно отметить следующие:

  • 1) особенности этнической социализации в семье, школе и ближайшем социальном окружении;
  • 2) особенности этноконтактной среды, прежде всего ее гетерогенность, гомогенность;
  • 3) использование в воспитании и образовании этнокультурного потенциала народов.

Формирование позитивной этнической идентичности становится возможным, если структурно-динамическая модель основана на теоретико-прикладных подходах к определению содержания мультикультурной образовательной среды как изучения родного языка, литературы и культуры своего и рядом живущих народов, приобщения к истории, литературе и культуре, фольклору рядом живущих народов, гуманизации и гуманитаризации содержания образовательных областей и модернизации образовательно-воспитательного процесса.

Язык - один из факторов этнической идентичности.

Взаимосвязь языка и этнической идентичности - это одна из основных проблем психологического изучения социального сознания. Именно язык издавна рассматривается как один из важнейших факторов этнической идентичности.

В последние десятилетия исследования связи языка и этнической идентичности проводятся на различных уровнях анализа: социолингвистическом, этносоциологическом, этнографическом, социально-психологическом. Предметом изучения в них выступают: языковые аттитюды, речевые маркеры, социолингвистические стереотипы. На разных уровнях анализа все больше внимания уделяется тому, что этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами группы, но и с его символической ролью в формировании чувства родственности с группой и одновременно в процессах межгрупповой дифференциации.

Этнические группы находятся в непрерывном контакте. В полиэтническом обществе функционируют и различные языки, и этническая идентичность каждой из действующих групп в значительной степени обусловлена компетентностью ее членов в чужих языках и степенью соответствия реального и желаемого их использования.

Этническую культуру также следует рассматривать как один из факторов формирования идентичности, в том числе этнической идентичности. У каждого этноса существует сформированная в процессе внутригрупповой интеракции и адаптации к вызовам внешней среды собственная культура. Этническая культура обусловлена такими элементами культурной идентичности, как место рождения и проживания, экономический уклад, политическая система общества, общий язык, традиция, система норм и обычаев, а также религия.

В основе этнической культурной идентификации заложено обращение к культурным и историческим событиям, что способствует процессу отождествления личности с этническими ценностями. Приобщение личности к этнической культуре является ключевым элементом в процессе этнической самоидентификации и способствует консолидации культуры этнических групп, обладающих собственными системами ценностей и этнолингвистическими особенностями.

Похожие публикации