Церкви и базилики рима, италия. Как выглядели храмы Древнего Рима дохристианской эпохи? Главный храм рима

Принято считать, что первобытные строения Рима пришли от народа этрусков, может быть, даже возводились ними. Это было по логике продолжение линии архитектуры греков. Строения римской империи сохраняли в себе основу этрусской архитектуры – циркульную арку. Циркульная арка – это закругленное покрытие из камня, которое соединяло устои между собой. Это помогало расположить камни по радиусу кругу для равномерного давления на них. Применяя новые приемы построения сооружений, римляне могли вносить креатив в новые здания. Теоретические новые знания помогали возвести храмы больших размеров, умение воздвигать многоэтажные дома и строения. В плане внедрения крестовых сводов и коробковых происходящих римляне преуспевали над греками и делали более изысканные постройки.

Для того чтобы арки стояли надежно уже не использовались колоны, которые раньше были популярные. Римские архитекторы стали возводить огромные стены и пилястры, а колоны стали просто декоративным украшением. Это применялось практически везде, однако оставались и здания, в которых применение колон было целесообразней. Стили колон при этом практически не менялись, римляне остановились на стандартном грецком варианте.

В целом римская архитектура испытывала прямую зависимость от грецких направлений архитектуры. Однако римляне больше старались подчеркнуть свою силу и независимость для запугивания и подавления чужих народов. Они не жалели средства на украшение своих зданий, каждое строение было пышно и богато отделано. При этом со стороны взгляда архитектора они старались каждое сооружение сделать образцовым. Преимущественно строились здания для практических нужд, но и храмы занимали важное место среди сооружений.

История архитектуры Древнего Рима

Как самостоятельная отрасль мирового искусства архитектура Древнего Рима формировалась очень долго, примерно в IV-I вв. до н. э. Несмотря на то, что многие сооружения тех времен уже рассыпались, они исправно продолжают завораживать своими остатками и отдельными элементами. Римская империя была одной из великих, если не самая великая, которая заложила фундамент новой эпохи. Общественные места того времени могли вмещать в себя десятки тысяч людей (базилики, амфитеатры, торговые рынки), при этом всегда было к чему стремиться. Религия тоже не отходила на задний план, в перечень строительных сооружений Рима входили храмы, алтари, гробницы.

Сравнивая со всем миром, даже историки пришли к выводам, что равных соперников архитектуре Рима и римскому инженерному искусству найти было сложно или попросту невозможно. Акведуки, мосты, дороги, крепости, каналы как архитектурные объекты – только малая часть списка того, что они использовали по всем фронтам. Они изменили принципы древнегреческой архитектуры, прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Большое значение в становлении римской культуры отдавалось стилю эллинов, которые были сторонниками архитектуры с огромным размахом и развитием городских центров. Но гуманизм и способность наследию гармоническому греческому стилю в Риме опустили, отдавая предпочтение возвеличиванию властных императоров. Они резко подчеркивали мощность армии. Отсюда и весь пафос, который был основой многих декораций зданий и сооружений.

Разнообразие сооружений и общий размах построек в Риме значительно выше, чем в Греции. Возведение огромных зданий стало возможным благодаря изменению технических основ в строительстве. Так и появляются новые кирпично-бетонные сооружения. Они позволяли перекрывать большие пролеты, ускоряя процесс строительных работ. Немаловажным стало и то, что с применением таких способов строительства все чаще отказывались от профессиональных мастеров, а доверяли рабам и рабочим без квалификации. Это существенно снижало расходы на постройку.

Этапы развития римской архитектуры

І период

Этапы развития римской архитектуры можно условно поделить на 4 периода. Первый и самый короткий начинается со времен основания древнего Рима и заканчивается во II в. до н. э. Этот период небогат на архитектурные памятки, а те, что появлялись, были наследием этрусков. Практически все, что строилось в этот период, было общедоступным. Оно приносило коллективную пользу поселениям. В эту категорию относились каналы для очищения города от нечистот, которые с помощью них попадали в Тибр. Мамертинскую тюрьму и первые базилики можно тоже приписать к зданиям, которые приносили пользу.

ІІ период

Второй этап принято называть «греческим». С середины II века начинается серьезное влияние греческой архитектуры на римскую. Сильное влияние проявлялось до завершения республиканского правления (31 г. до н. э.). Считается, что в это время начали появляться первые мраморные храмы, приходящие на смену обычных пород камней и травертин. По своей конструкции они были очень схожи с греческими, однако архитекторы пытались делать и заметные отличия.

Римские храмы на протяжении этих лет выглядели продолговатыми с 4 углами. Фундамент обычно был высокий, с прилагающей лестницей по лицевой стороне. Поднявшись по лестнице, оказываешься рядом с колоннами. Спустившись немножко в глубину, находится дверь, которая ведет в основной зал. Через эту дверь происходит основное освещение, поэтому часто она открытая.

Вместе с такими храмами древнего греческого типа римляне возводили, в честь Богов, храмы круглой формы. Это были в основном свои идеи с применением греческих элементов. Одним из таких можно считать Храм Портуна, в окружении 20 колон этот исторический объект сохранился до наших дней. Мраморная крыша конусообразной формы является хорошим примером римского индивидуального стиля.

В число общин построек входили не только сооружения связанные с религией, но и многие другие:

  • Табуларий – огромное здание, предназначенное для сохранения архивов;
  • Деревянный театр Скавра – одно из интереснейших строений этого периода. Включает в себя свыше трехсот мраморных колон и статуй из бронзы, мог вместить 80 000 посетителей;
  • Первый каменный театр – построенный на четь богини Венеры.

Вся история о них исчезла вместе с ними. Однако стоит отметить, что используя современные технологии трехмерного моделирования, было доказано, что строились эти сооружения очень грамотно. Например «Каменный театр» был расположен таким образом, что сцена смотрела на северо-восток. Так как при Августе традиционно выступления и торжества проводились в утреннее время, все солнечные лучи попадали на сцену, а не на посетителей театра.

ІІІ период

По значимости самый эффективный период истории римской архитектуры. Начало считается со времени прихода Августа на республиканский престол и заканчивается в 138 году н. э.

В технологиях римлян начинается активное применение бетона. Начинается новый этап возведения базиликов, цирков, библиотек. Там проходили суды, выявление лучших наездников колесниц. Набирает популярности новый тип монументального искусства – триумфальной арки. Техника при этом постоянно совершенствовалась с помощью новых возведений, приуроченных новым победам будущей империи.

Римское искусство было не таким изящным, как греческие сооружения, но техническое мастерство возведения оставалось на высшем уровне, на протяжении веков. Известными на весь мир стают Колизей (самый большой амфитеатр античности) и храм Пантеон (возведение во имя Богов).

Внесение особенностей греческой архитектуры приобрело массовую популярность и продолжало шагать в западные и северные регионы Европы. Большинство греческих архитекторов прославилось с помощью римлян, которые заказывали греческие копии, сохранившееся лучше, чем оригиналы. Римляне в отличие от греков придерживались своей концепции скульптурных традиций. Они изготавливали бюсты своих предков, чтобы показать прообразы своего рода. Греки же использовали такие скульптуры, как произведения искусства в доме. Эта простота и яркая индивидуальность римского портретного искусства показывают его с новой для нас стороны.

С течением этого периода все сооружения архитектуры проходят этапы развития, совершенствования и повышают уровень величественности. Широко применяются элементы роскоши и впервые начинают проскальзывать черты восточного искусства.

IV период

После отхода от власти Адриана, римское архитектурное искусство быстро начинает свой упадок. Все те украшения, что раньше использовались, начинают казаться излишними и неуместными, а их использование все менее правильным. Продолжается этот период до полного становления христианства и отхода язычества далеко на задний план. Период упадка характеризуется тем, что каждый правитель хочет войти в историю с помощью величественных сооружений.

Этот период также продолжает отличаться восточными элементами, которые все отчетливее прослеживаются в архитектурном искусстве. Они начинают преобладать над классикой жанра. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом построения при последних правителях империи в таких отдалённых областях владений, как Сирия и Аравия. Это заметно было по изменению вздутости поверхности крыш, изобилию ненужных аксессуаров. Часто возводились загадочные, фантастичные формы, – которые считались символами восточного направления архитектуры.

Величие Рима в Храмах

Одно из первых сооружений возведенных Августом, посвященное обожествленному идолу Юлию Цезарю. Построен в 29 г. до н.э. Храм был создан в скромном стиле ионического ордера. Отдельно было сосредоточено место кремации Цезаря. В украшенном зале есть отведенные места для ораторов, которые заменили существовавший здесь трибунал, сосредоточенный на протяжении многих лет в западной части.

Алтарь Мира

Монументальное сооружение древнего Рима, вписавшее в историю победу Августа над испанцами и галлами. Построен он был в 13 году до н. э. С виду он похож был на ограду я прямыми углами высотой 6 м, по центру которой была ступень с алтарем. По периметру ограды было 2 сквозных прохода, с помощью которых можно было подойти к алтарю. На противоположных стенах были изображены шествия Августа на приношение жертвы к алтарю.

Памятка имела в своем олицетворении частицы всех культур предшественников римской архитектуры. По типу сооружения можно судить об итальянском стиле, а по расположению орнамента по низам и верхам об этрусских принципах. Утонченное мастерство рельефности алтаря, говорит о сильном греческом влиянии.

Храм Марса Ультора

Один из самых грандиозных по размеру храмов Рима. Ширина одного лишь фасада около 35 м. Колоны воздвигаются вверх на 18 м. Внутренняя отделка была в основном из мрамора с деревянными перекрытиями. Имея внутри торжественный вид, храм вызывал чувство восторга присутствующих в нем людей. Датой создание этого исторического монумента считают 2 г. до н. э. Прослеживаются греческие элементы практически во всех ступенях архитектуры.

Пантеон

Особенным местом в Риме можно назвать храм Пантеон. Второе название «Храм всех богов». Масса храмов древнего времени была построена по заказу императоров, Пантеон в том числе не стал исключением. Пантеон был посвящен первоочередно двум богам Венере и Марсу, именно они считались хранителями рода Юлиев. Здание складывалось с трех частей, которые переплетались между собою. Назван был в честь архитектора, который выполнял работы, но считается, что Пантеон это был его псевдонимом. Пантеон был сооружен в 118-128 гг., спустя годы несколько раз поддавался реставрациям. На сегодняшний день от него осталась только малая часть, что не дает насладиться всей величественностью храма того периода.

Скульптура Древнего Рима

Монументальное искусство древних римлян существенно проигрывало грекам. Римлянам так и не удалось создать величайших скульпторских памятников и посоревноваться с греками на этих рубежах. Но обогатить пластику своими элементами все же было под силу.

Лучших результатов удалось достигнуть в портретном искусстве. Римский народ перенес свою наблюдательность за каждой чертой человека и его неповторимой индивидуальности. Создавались идеальные портреты, а также портреты на которых можно было увидеть человеческий негатив и реализм художественной формы. С помощью скульптур они впервые запустили пропаганду окультуривания общества. Они сооружали памятники известным личностям, делали сооружения триумфа.

В Риме более 900 храмов. Я предлагаю вам посмотреть великолепную семерку выдающихся соборов,составленную на мой субъективный взгляд.Вы сможете узнать как они работают и как к ним прийти.
Внимание!!!- уделите внимание на Вашу одежду при посещение храмов.Обязательное условие-плечи и колени должны быть закрыты,то есть в шортах и в майке без рукавов вас не пустят!!!
Первое место,и здесь без всяких вариантов СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА находится на площади (Piazza San Pietro) /


Здесь я в 7 утра, мой совет идите рано,будет меньше туристов, так как к 10 часам здесь будет уже очередь примерно от собора до места где стою я.
Собор открыт ежедневно с 7.00 - 19.00. Вход бесплатный. На купол если захотите подняться 5 евро.


Идти надо к собору с правой колоннады, где пройдете металлоискатель.
Доехать лучше всего в метро,которое работает с 6.00 и имеет в Риме всего две ветки - А и В. Необходимо сесть на ветку А (переход с ветки В на А только на одной станции -Termini) и доехать до станции- Ottaviano Вы выйдите на перекрестке улиц - viale G Cesare и via Barletta, идущая на север и вам она не нужна и via Ottaviano- идущая на юг. Идите по ней на юг около 250 метров (5-7 минут) и вы выйдите к стенам Ватикана,продолжайте идти теперь прямо вдоль стены м выйдите на площадь Св.Петра.


Собор Св.Петра самый большой христианский храм в мире и вмещает 60 тысяч человек!!!


Заходите внутрь и видите то что никогда не видели- творения выдающихся мастеров,Храм построен в виде латинского креста,то есть нижняя его часть сильно вытянута, по сравнению с православными храмами,где все стороны соборов одинаковы.

Сразу у входа с правой стороны вы увидите лучшую статую Микеланджело- ПЬЕТА-которую он создал в 25 лет в 1499 году и единственную,которую подписал своим именем. Дева Мария над Христом.Она выглядит и изящно и скорбно, После того.как в 1972 году один идиот накинулся на статую и отсек молотком нос и пальцы Деве Марии, она закрыта стеклом.


Длина внутреннего помещения собора -187 метров.


Немного истории- первый христианский импероатор Рима- Константин Великий,повелел водвигнуть над могилой апостола Петра храм.Строительство завершилось в 349 году.


После того как в 846 году храм был разграблен арабскими пиратами,папа Лев 4 решил окружить храм и соседние здания стеной.так зародился Ватикан.


За тысячу лет храм обветшал и папа Юлий 2 в начале 16 века распорядился строить новую церковь по проекту Браманте.


Строительство заняло более 100 лет. В разное время постройкой руководили Рафаэль и Микеланджело. В начале 17 века строительство завершал Карло Мадерно.

В центре собора находится балдахин над алтарем работы Лоренцо Бернини. Высота -29 метров (это аналогично 10 этажному зданию!!!

Возле балдахина справа увидите -статую апостолу Петру.Она дошла со времен средневековой базалики Св.Петра, сделана из бронзы в 13 веке скульптором Арно ди Камбио.Она считается священной,выстраиваются очереди чтобы прикоснуться к ноге


Внутренняя обстановка храма выполнена в основном Лоренцо Бернини в середине 17 века.


На высоте 132 метра Микеланджело спроектировал купол диаметром 42 метра.




Памятник папе Александру 7 - это последняя работа Бернини 1678 года.Папа сидит между статуями Правды,Справедливости,Милосердия и Благоразумия.


В храме идут службы и можно исповедаться на 6 языках.


Собор действительно огромный, я был в нем 2 часа.


Завершаем осмотр.

Выходим на площадь перед храмом,которую в середине 17 века спроектировал Бернини,он же за 11 лет создал 284 колонны и 140 статуй святых.

2 место -СОБОР СВЯТОГО ПАВЛА (Сан-Паоло фуори ле Мура).
Это вторая по размеру церковь Рима- вмещает 40 тысяч человек!
Открыта с 7.00-19.00 ежедневно,вход бесплатный. Необходимо сесть в метро на ветку В и доехать до станции-Basilica S Paolo.Выход из метро на этой станции один,поэтому при выходе сверните сразу направо на ул.(via Ostense) и увидите церковь-это в 5 минутах от метро.


Снаружи не впечатляет, но внутри- красота! Смотрите сами!


Возведена в 4 веке при императоре Константине на месте захоронения Св.Павла. и на протяжении 400 лет считалась самой большой церковью Европы.


Свод храма.


В 846 году была разграблена арабскими пиратами,а в середине 11 века реконструирована.


Пройдя по этой галерее войдите в пристроенную крытую аркаду двора (клуатр) созданную в 1244 году,которая считается самой красивой в Риме.

Здесь установлена скульптура Св.Павлу.


На первой фотографии моего отчета дан более крупный план.


эта церковь незаслуженно обделена вниманием туристов так как находится не в центре Рима,но ехать на метро из центра 20 минут.

Переходим к следующей- место 3 - СОБОР САН- ДЖОВАННИ ЛАТЕРАНО.
"Мать всех церквей",собор Римской епархии был заложен императором Константином в 4 веке.
Открыта- 7.00-18.00 ежедневно.Вход бесплатный.
Доехать на метро на ветки А до станции- San Giovanni. Выйдя из метро увидите стену Аврелиана 5 века,а за ней будет площадь.


На площади справа сам собор.


Заходим внутрь.

До 1309 года здесь размещалась главная резеденция папы и до 19 века в этой церкви посвящались в сан все папы.


Ее последнее обновление проводилось в 1650 году,что объясняет характерные для барокко насыщенность.


Это свод собора!!!


Выходите из собора.


Обойдите церковь слева и посмотрите ее фасад и египетскую стеллу,которую установили для паломников в средневековье,чтобы издалека видеть свой путь.


4 место - СОБОР САНТА-МАРИЯ МАДЖОРЕ.

Это одна из величайших и богато украшенных церквей Рима ведет свою историю с 5 века.
Открыта -7.00-19.00 ежедневно.Вход бесплатный.
Доехать на любой ветки А или В до станции-Termini. Это вокзал,выйдите на площадь. Справой стороны будет проходить ул.-via Cavour идите по ней 300 метров,это 7-10 минут с левой стороны увидите фасад церкви.


Обойдите ее и вот она -красавица перед вами!


Входим в церковь.

Она представляет собой уникальное сочетание архитектурных стилей.


На месте церкви в древности стоял храм Юноны.Предание гласит,что августовской ночью 352 года Божья Матерь явилась во сне одновременно папе Либерию и богатому патрицию Иоанну.Она повелела им построить церковь на том месте,где утром выпадет снег.И снег в августе выпал!!!


В соответствии с волей Девы Марии и была возведена церковь,известная также как Либериева-по имени помтроившего ее папы.


Это единственный раннехристианский храм Рима,
сохранивший основные детали своего первоначального облика.


В начале 16 века внутренняя сторона купола была выложена золотом,


привезенным из империи Инков.Автор проекта-Джулиано Сангалло.


Выполненные в 5 веке мозаичные панно на стенах изображают 36 сцен из Ветхого завета.

5 место - Церковь САНТА-МАРИЯ-дель-ПОПОЛО.,
располежена на площади Народа (Пьяцца-дель-Пополо),от которой и получила свое название.
ВНИМАНИЕ! у нее есть перерыв,открыта с 7.00-12.00, 16.00-1900 понедельник-суббота, с 8.00-13.30, 16.30-19.00 воскресенье.Вход бесплатный.
Необходимо доехать на линии метро А до станции Flaminio, выйдя из нее в 50 метрах увидите арку которая ведет на площадь Народа.


Слева как войдете к стене примыкает церковь,а это сама площадь.


Согласно легенде на этом месте рос дуб под которым был похоронен император Нерон,Это место считалось проклятым,но в 1099 году папе Пасхалио 2 было видение, в котором Дева Мария приказала срубить дерево,вырыть кости злодея-императора и построить церковь.
Заходим.


Ансамбль церкви включает две часовни.


Часовня Киджи названная по имени ее заказчика- банкира Киджи,-спректирована Рафаэлем.

В часовне Черази вывешены два полотна выдающегося итальянского художника Караваджо-"Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла"

Росписи,скульптуры,архитектурные решения - все создано руками великих -Пинтуриккьо,Браманте,Рафаэль,Караваджо,Бернини.

Это одна из немногих церквей где сохранились без изменения капеллы.

6 место - Церковь САНТА-МАРИЯ сопра МИНЕРВА.

Построена на развалинах античного храма Минервы,эта флорентийская готическая церковь была сооружена в 1260 году.
Открыта 7.00-19.00 ежедневно.Вход бесплатный.
Станция метро поблизости отсутствует но это не беда,так как любой будет посещать в Риме Пантеон.


который тоже кстати был церковью с 7 по 20 век-поэтому и сохранился.И так слева от него идете в маленькую уличку метров 50 и слева увидите церковь.


В 16 веке она была оплотом инквизиции в Риме.


Под алтарем находится усыпальница Св.Екатерины Сиенской,которая в 1377 году убедила папу вернуться из Франции в Рим.


Главное!- в соборе находится скульптура Микеланджело "Воскресший Христос" -представляет собой настолько шокирующее натуралистическое изображение мускулистого обнаженного Спасителя,что церковные власти решили его задрапировать бронзовой повязкой. Сфотографировать мне к сожалению не разрешили!


Выходим!

7 место - Церковь САНТА-МАРИЯ ТРАСТЕВЕРЕ.

Считается самым древним римским храмом.
Станции метро рядом нет,так ка это район -Трастевере находится за Тибром.Вот мой маршрут- на линии метро В выйти на станции -Circo Massimo .Как выйдете из метро увидите через дорогу большой античный цирк переходите дору и идите через него в сторону Тибра.


Перейдите Тибр по мосту ponte Palatino в Трастевере.


Поверните с моста направо и пройдите 50 метров.


До улицы -via della Lungaretta и по ней еще 500 метров


Примерно 15 минут.


Выходите к площади - S Maria in Trastevere,где и находиться церковь.


Церковь построена папой Калликст 1 в 217 году и стала первым центром поклонения Деве Марии.


Это единственная в Риме средневековая церковь,облик которой не изменился.


ВСЁ!!!
Это моя семерка, а у вас есть еще в запасе 900 соборов Рима!
СОВЕТ- собор Св.Петра смотрите в последнюю очередь иначе другие соборы покажутся незначительными.
СОВЕТ- насмотревшись на всё это великолепие не забывайте расслабляться,иначе может случиться культурный шок!!!
Ну как я,например!


Желаю всем удачных путешествий! Чао! Продолжение будет...........

Как известно, церквей в Риме больше, чем в любом городе мира - их количество здесь превышает девять сотен! Посмотреть их все вряд ли удастся, но можно начать знакомство с ними, посетив самые удивительные.

1. Собор святого Петра (San Pietro), piazza San Pietro

Да, эта базилика есть во всех путеводителях, сюда вас приведет каждый гид, и чтобы попасть внутрь придется выстоять длиннющую очередь из туристов на улице. И все-таки наш перечень самых удивительных церквей Рима мы не могли начать с другого храма. Крупнейшая христианская церковь в Риме, главное сооружение Ватикана, центр притяжения миллионов католиков и миллионов же туристов и любителей искусства и истории со всего мира. Собор создавался веками, и когда вы войдете внутрь - вы увидите, почему потребовалось столько времени. От красоты и величия сооружения захватывает дух! Когда устанете, поднимитесь на купол, чтобы насладиться видом с обзорной площадки - весь город как на ладони! Приятный бонус - с высоты можно разглядеть примыкающие к стенам базилики сады Ватикана.

Самые интересные экскурсии в Ватикан

2. Пантеон (Pantheon), Piazza della Rotonda


В эпоху древнего Рима это был храм языческих римских божеств, а в VII веке он стал христианской базиликой. Уникальность архитектуры сооружения в том, что оно вписывается в идеальную сферу - и в самом деле, диаметр и высота купола соответствуют друг другу. Еще одна любопытная деталь - это отверстие в центре купола. Именно там, где обычно купол смыкается, обеспечивая устойчивость конструкции, здесь - круглая дыра... По легенде именно через нее из храма вылетали языческие боги. В это нам остается либо верить, либо нет. А вот достоверность другой легенды каждый турист вполне может проверить лично. Она гласит, что во время дождя через отверстие в куполе в храм, как это ни парадоксально, не попадает ни капли дождя. Если вы окажетесь рядом с площадью Rotonda в дождливый день, загляните в Пантеон, чтобы увидеть, есть ли характерная лужа на полу в центре.

3, 4. Церкви-близнецы Санта Мария ди Монтесано и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria di Montesano e Santa Maria dei Miracoli), Piazza del Popolo

Похожих церквей в мире найдется немало. Но церкви-близнецы, которые еще и стоят одна рядом с другой - такое вы увидите только в Риме. Приходите на пьяцца дель Пополо, встаньте в центре площади, лицом к виа дель Корсо - и можете начинать играть в игру "найди 10 отличий". Как и настоящие близнецы, эти базилики не совершенно одинаковы, но разглядеть, чем же они непохожи, потребует от вас времени и внимания. Внутри каждой из двух церквей вас ждет немало интересного. Например, в главном алтаре Санта Мария деи Мираколи находится чудотворная икона Девы Марии (в честь нее и названа церковь, от ит. miracolo - чудо).

5. Базилика Святой Евпраксии (Santa Prassede), via de Santa Prassede, 9/a

Нечастый пример византийской церкви в Риме, расположенная недалеко от Санта Мария Маджоре - базилика Святой Евпраксии - удивляет своей великолепной мозаикой на золотом фоне. В этой церкви, которая русским туристам покажется особенно "родной" - из-за более привычного для православных церквей декора, особого внимания заслуживает капелла святого Зенона. За ее исключительную красоту, последнюю называют "райским садом". Именно здесь хранится одно из орудий Страстей Христовых - столб, к которому Спаситель был привязан во время бичевания.

6. Санта Мария сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva), piazza della Minerva


В городе, где царствует барокко, не так-то просто отыскать хотя бы один пример готической архитектуры. Тем приятнее набрести во время римских прогулок на церковь Санта Мария сопра Минерва. Сводчатый синий потолок с золотыми звездами — это, увы, реставрация (XIX век). Зато боковые капеллы бережно хранят сплошные подлинники, да в таких количествах, что хватит на небольшой музей. «Воскресший Христос» Микеланджело, фрески Перуджино и скульптуры Бернини - далеко не полный перечень шедевров, которые здесь можно увидеть. В монастыре, пристроенном к этой церкви, когда-то заседал трибунал святой инквизиции, так что еретиков, которых заставляли публично отрекаться от своих убеждений, приводили именно в Санта Мария сопра Минерва.

7. Церковь Милосердного Бога отца (Dio Padre Misericordioso), Largo Terzo Millenio

Если уж говорить об удивительных церквях Рима, то не упомянуть об этой - просто невозможно. Творение известного архитектора Ричарда Майера увидеть не так-то просто - храм находится довольно далеко от исторического центра города, в одном из периферийных районов, который называется Тор Тре Тесте. Те же, кто найдет время и силы, чтобы до нее добраться, будут вознаграждены - железобетонная постройка так мало похожа на церковь в традиционном понимании, что Рим - последнее место, где ожидаешь увидеть сооружение подобного рода. Храм построен в 1996-2003 гг. из специального цемента, который содержит диоксид титана. Благодаря ему стены самоочищаются и всегда остаются белыми, а еще чистится от загрязнений и воздух внутри здания.

8. Мавзолей Святой Констанции (Mausoleo di Santa Costanza), via Nomentana, 349


Одна из древнейших церквей города, редкий пример христианского сооружения, которое на плане совершенно круглое. Это сокровищница, хранящая в своих стенах самые ранние образцы христианского искусства и архитектуры в Риме. Круглое здание диаметром 29 метров, построенное для упокоения дочерей Константина Великого, Елены и Констанции, в начале IV в. Впоследствии Констанция была причислена к лику святых и мавзолей стал базиликой ее имени, а теперь является одним из главных памятников слияния стиля древнехристианских базилик с римским сводчатым стилем. Саркофаги, которые находятся в церкви - всего лишь копии. Оригиналы были вывезены, саркофаг Елены - в музеи Ватикана, а Констанции - в базилику Святого Петра.

9. Санта Мария ин Космедин (Santa Maria in Cosmedin), piazza della Bocca della Verita"

Ежедневно толпы туристов всех национальностей устремляются сюда и даже стоят в длинной очереди, чтобы увидеть... вовсе не эту церковь. Зевак со всего мира притягивает странный артефакт IV века до н.э. - мраморный диск, установленный сбоку от входа в базилику. Знаменитые Уста истины (Bocca della Verita") - не что иное, как крышка древнего канализационного люка, украшенная рельефной маской с открытым ртом. Оставьте желающих сфотографироваться на фоне этой "реликвии", вложив руку в рот языческого божества, стоять в очереди, и войдите внутрь. Церковь стоит здесь со второго века до нашей эры, когда на этом месте был римский храм. Потом его перестроили под свои нужды христиане. Большинство украшений интерьера относится к XII веку, а находящаяся под землей крипта была сооружена в VIII веке. Здесь сохранились окна из кусочков слюды, фреска с древом жизни и главное - мозаика 8 века, спрятанная позади сувенирной лавки. Сюрприз для романтиков - именно в этой базилике находится ниша с главой покровителя всех влюбленных, святого Валентина.

10. Капелла Капуцинов (Cappella dei Cappuccini), via Vittorio Veneto, 27

Слабонервным лучше обойти эту достопримечательность стороной. Те же, у кого любопытство перевешивает страх, могут отправиться в церковь Санта Мария дела Кончецьоне, расположенную недалеко от Палаццо Барберини и фонтана Тритона. Именно под этим зданием находится вход в Капеллу Капуцинов, все убранство которой сделано... из человеческих костей. Арки из черепов, скелеты, облаченные в коричневые плащи с остроконечными капюшонами, рамы для картин, пилястры, светильники, узоры на стенах - все это кости монахов, принадлежавших к ордену капуцинов и умерших между 1528 и 1870 годами. О бренности всего сущего вам "расскажут" шесть помещений капеллы, где таким странным образом "покоятся" около четырех тысяч монахов.

Популярные экскурсии "Христианский Рим"

Занимаю церкви – огромные соборы и небольшие часовни, изящные базилики и богатые храмы. Будучи в Риме, обязательно посетите несколько из них – вы увидите не только роскошь и богатство здешних церквей, но и старинные фрески, мозаики, статуи, работы известных на весь мир скульпторов и архитекторов. Кроме того, вы почувствуете умиротворение, облегчение и новые силы продолжать прогулку по Вечному городу.

Сегодня мы предлагаем вам небольшое путешествие по церквям и соборам Рима с кратким описанием, а вы выберете для себя наиболее интересные и, будучи в Риме, посетите их.

Церкви и базилики Рима

Рим известен своими религиозными сооружениями на весь мир. Многие туристы едут сюда с целью паломничества, так как здесь хранится невероятное количество старинных реликвий. Всего в городе насчитывается около 80 «разношерстных» часовен, базилик, храмов и соборов. Одни вам понравятся, вторые – нет, здесь играет роль вкус и внутренние ощущения, которые вы испытываете, находясь в этой церкви.

Перед посещением той или иной церкви в Риме, узнайте как можно больше информации о ней. Часы работы, адреса базилик и соборов Рима можно найти на их официальных сайтах. На большинстве из них подробно написано, как попасть к той или иной достопримечательности. Представляем вашему вниманию перечень самых главных и самых красивых соборов, базилик и церквей в Риме .

Церковь Святая Святых
Совсем неприметный фасад, глядя на который, трудно представит, что это самая почитаемая церковь католиков. Но, зайдя вовнутрь, вы будете впечатлены ее скромностью и наполненностью. Больше всего заслуживает внимания , по которой перед смертью поднимался Иисус. Ее перевезли из Иерусалима спустя 2 столетия после смерти Спасителя. Места, где капала его кровь, застеклили и здесь преклоняются паломники. Говорят, что тот, кто поднялся на коленях по Святой лестнице в пятницу, избавляется от всех грехов. Перед поднятием на лестницу вас встретят две скульптуры: «Суд Пилата» и «Поцелуй Иуды».

Над престолом часовни находится Нерукотворный образ Иисуса Христа, который по приданию, начал рисовать апостол Лука, а закончили ангелы. Прогуливаясь по церкви, вы сможете увидеть много фресок библейской тематики, кабинки для исповеди, служебные помещения. Приобрести сувениры, религиозные книги или украшения можно в лавке на втором этаже.


Роскошная церковь Иль Джезу – это главная соборная церковь Ордена иезуитов. Также это одна из титулярных церквей в Риме. Другое ее название – Церковь Общества Иисуса. Фасад этой церкви разрабатывал сам Микеланджело, но его проект отклонил кардинал Фарнезе. После он пригласил к строительству Виньолу и Джакомо дела Порто, которые в 16 веке соорудили изящную церковь в архитектурном стиле маньеризм, что довольно близко напоминает барокко.

Церковь Иль Джезу поделена на несколько капелл , каждая из которых посвящено конкретному персонажу:

  • Святому Игнатию,
  • Святой Троице,
  • Святому Семейству,
  • Мадонне,
  • Франческо Борджиа
  • и Франциско Ксаверия.

Их стены украшены картинами, фресками, мозаиками как Средневековья, так и современности. Также в церкви похоронен Игнатий Лойола и находится 4 гробницы семьи Bolognetti .

Церковь Санта Мария Антиква

История сооружения этой небольшой часовни началась в 7 столетии. Она много раз перестраивалась, и сейчас является ярким образцом средневековой росписи с уникальным ансамблем стенописи. Это небольшое церковное здание, находящееся у входа в на . Богослужения здесь не ведутся и единственными памятками в Церкви Санта Мария Антиква являются фрески «Богоматерь с младенцем» (серия из 5 картин), « Благовещение», «Святая Варвара», «Святая Анна», «Апостол Андрей» и другие.

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе
Неординарная церковь капуцинов — Санта-Мария-делла-Кончеционе – это не совсем обычная часовня. Большинство украшений и мозаик сделано из костей 4000 монахов, похороненных на кладбище, где сейчас находится . Здесь есть несколько приделов, где покоятся мощи святых.

Строительство начал Орден капуцинов в 17 столетии, чтобы показать людям, что смерти не надо бояться, относится к ней с уважением и ценить каждую минуту жизни. Сегодня церковь открыта для посетителей, здесь царит безмолвное молчание и запрещена фото- и видеосъемка.

Церковь Святого Климента
В наше время это одна из самых богатых базилик в Риме. Церковь Сан-Клементе построена в 1 веке нашей эры в честь Папы Римского Климента и является ярким образцом раннехристианских базилик Рима. В ней особо заметно три исторических слоя, датируемых 1, 4 и 12 веками, поэтому ее называют трехуровневой церковью. Большинство фресок и мозаик сохранилось здесь с 12 столетия. Внутри базилика украшена ионическими колоннами и безумно красивым алтарем с изображением Распятия. По бокам находится 5 капелл, в которых хранятся мощи Климента, Кирилла, Игнатия и других святых.

За отдельную плату вы можете спуститься на три уровня под землю, где расположены хорошо сохранившиеся остатки первой базилики. Вы почувствуете непередаваемые эмоции, увидев работу, которой 2 тысячи лет.


На расположена небольшая с виду скромная церковь, посвященная Богородице. Зайдя внутрь, вы будете впечатлены ее изящными картинами и многочисленными капеллами. История церкви начинается с 11 столетия, когда на этом месте построили небольшую часовню, чтобы изгнать злой дух Нерона, ненавистника христиан. Спустя столетия ее постоянно расширяли, над ее оформлением трудились такие известные личности как Бреньо, Рафаэль, Браманте, Бернини. Над созданием картин работали Караваджо, Карраччи, Пинтуриккьо, де Паче и много других. Также поговаривают, что здесь хранится одно из самых старых Евангелие, переведенных на славянский язык Мефодием и Кириллом.

Церкви-близнецы в Риме
Рим известен двумя похожими церквями — Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто . На первый взгляд они полностью идентичны, но приглядевшись, можно увидеть много различий. Основные отличия состоят в форме куполов и башен, хотя можно найти много других. Эти церкви созданы из-за прихоти Папы Римского Александра VII, который приказал архитектору Райнальди спроектировать улицу Фламиния. Деньги на строительство выделил Гастальди, а герб его семьи присутствует на фасадах обеих церквей.

В церкви Санта-Мария-деи-Мираколи хранится чудодейственная икона Богородицы, которая собирает около себя толпы прихожан, нуждающихся в помощи.

Церковь Караваджо
Сан Луиджи дей Франчези или Церковь Караваджо – это небольшая базилика в Риме, принадлежащая французской общине. Богатый француз, чтобы украсить местную реликвию, нанял для работ еще неизвестного на то время Караваджо. Он должен был создать серию картин из жизни Святого Матвея. Великий художник раб

Отал в церкви три года и за это время создал немало шедевров. Сегодня здесь осталось только три:

  • «Святой Матфей и ангел»,
  • «Мученичество Святого Матфея»
  • и «Призвание святого Матфея».

Церковь Святой Екатерины
Храм Святой великомученицы Екатерины – это одна из православных церквей в Риме, построенная в 2009 году на территории Русского посольства в Италии. Она подчиняется московскому патриархату. Зайдя внутрь этой русской церкви в Риме, вы увидите верхний мраморный иконостас, расписанный в технике фрески Солдатовым, и нижний, посвященный царям Константину и Елене, выполнен уральскими мастерам.

В храме хранятся мощи Святых Екатерины, Елены, частица Древа Креста Иисуса и мощи первых веков.


Базилика святого Иоанна Латеранского – это главная церковь Рима, для многих прихожан она важнее, чем Собор Святого Петра. Иногда ее называют «Матерью церквей всего мира». Ее история началась в 4 веке, когда император Константин соорудил здесь небольшую христианскую часовню, а освятил ее Папа Римский Сильвестр. В 10 столетии Латеранский собор переименовали на Собор Иоанна Крестителя.

Сегодня в этот кафедральный собор можно войти через один из пяти входов, но пятый открывается только в Юбилейный год. Внутри можно увидеть множество скульптур святых и апостолов, древние фрески и мозаики, реликвии в виде ризы Богородицы и губки со следами крови Спасителя.


В нескольких шагах от Латеранского собора находится церковь Святого Креста Иерусалимского. Он построен по инициативе матери Константина Елены, которая была на Иерусалимской земле, увидела много священных реликвий, связанных с жизнью Христа. Во время этого путешествия ей пришла идея построить в Риме храм для паломников, которые не имеют возможности попасть в Иерусалим. Реализовали ее идею только в 6 веке, позже базилику несколько раз реконструировали.

Сегодня в первой комнате вас встретит статуя основательницы – Елены, а под ней почва со Святой земли. Также можно увидеть другие реликвии:

  • святые мощи,
  • копия Туринской плащаницы,
  • останки Святой Антониетты.


Еще одна из раннехристианских церквей – Базилика Константина и Максенция. Строительство начал Максенций в 308 году, а закончил Константин в 312 году. Местом для ее сооружения послужили древние склады для специй на Римском форуме. Она впечатляет своими размерами — общая площадь ее составляла около 4000 кв.м.

Эта церковь и сейчас считается самой большой в Риме. Это было не только место для поклонения, но и для проведения деловых встреч. В 1960 году здесь проводились соревнования по греко-римской борьбе.

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели
Эта церковь построена в 16 веке на месте , поэтому отличается такой оригинальной архитектурой. Над ее сооружением работал Микеланджело и его ученик Лодука. Центральная часть церкви сооружена в виде греческого креста, что придает ей максимальную компактность. В левой части базилики на полу нарисованы солнечные часы, с помощью которых сверяли время до конца 19 века. Интерьер впечатляет массивными колоннами, скульптурными композициями и настенными картинами французских мастеров.


Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура входит в четверку самых крупных базилик Рима. Она сооружена в 4 веке императором Константином на месте захоронения апостола Павла. Иногда ее называют Базиликой Святого Павла. Как с виду, так и внутри она отличается роскошным убранством, изящными витражами, оригинальными фресками, разноцветным мрамором, огромным количеством статуй святых и рельефной дверью из бронзы.

Особого внимания в Соборе Павла заслуживает здешний орган, реконструированный по самым современным технологиям.

Базилика Эмилия

Она считается одной из самых древних римских базилик. Ее построили во 2 столетии до нашей эры цензорами Лепидом и Нобилиором. Позже ее расширили представители рода Эмилиев и в честь их и назвали. В Римской империи базилика пользовалась популярностью среди местного населения: здесь молились античным богам, на террасе выступали представители властей. Позже здание переоборудовали под рынок или суд, точно не известно. В 5 веке нашей эры базилика сгорела и только в начале 20 века начались раскопки на месте руин.

К нашему времени ее частично отреставрировали. Это место подойдет для посещения историкам и любителям античности, но вряд ли, паломникам. Такая же история и у Базилики Юлия и Базилики Ульпия.


Это наверняка самая известная религиозная памятка для всех католиков мира. Над ее сооружением трудились такие известные личности, как Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини. Он вмещает 60 тысяч прихожан внутри и 400 тысяч – на площади перед собором. Внутри собор украшен очень роскошно и богато, все стены украшены золотыми росписями, фресками и мозаиками, в нишах стоят многочисленные статуи Святых, а над надгробиями пап установлены шикарные памятники. Каждый прихожанин, зайдя в храм, обязательно полюбуется работой Микеланджело «Пьета».

За 7 евро вы можете подняться на вершину купола и полюбоваться окрестными пейзажами, которые откроются перед вами с этой высоты.


Одной из главных римских церквей и в то же время, папских базилик, является Санта-Мария-Маджоре. Она построена в 4 веке Папой Римским Ливерием, так как последнему во сне явилась Дева Мария и приказала построить храм на том месте, где завтра выпадет снег. Снег действительно выпал на Эсквилинском холме не смотря на то, что это было 5 августа.

Собор Святой Марии – это базилика, которая практически полностью сохранила свой первоначальный вид. Внутри можно увидеть старинные фрески и мозаики 4-5 столетия, которые рассказывают о рождении и жизни Иисуса. Не смотря на свой «возраст», церковь отличается гармонией, торжественностью и совершенными пропорциями. Если хотите вдохнуть старину, роскошь и изящность, то посетите именно этот собор Рима.

Санта-Мария-Сопра-Минерва
Это единственный готический собор в Риме, находящийся неподалеку от . Он уникальный в своем роде, так как соединяет в себе скромность и изящность. Красивые росписи, лазурные потолки, оригинальные статуи – все это нереально впечатляет. Над ее строительством трудился великий Бернини, а внутри находится скульптура Микеланджело «Воскресший Христос». Здесь нет больших потоков туристов, поэтому можно насладиться тишиной и побыть наедине с Богом.

Церкви и соборы на карте Рима:

Великая Римская империя в свое время позаимствовала религиозную модель у цивилизации Древних Греков. Целая плеяда божеств, их помощников и отпрысков перекочевала из античной Греции прямиком на римский Олимп, сменив лишь имена. По прошествии 8 столетий, философы и знать утратила веру в своих богов. К концу I века нашей эры в недрах процветающей империи зародилось христианство.


Представители еврейского народа, преподнесли многонациональному государству новую религию, основанную на вере в Бога единого. Постепенно христианство стало распространяться среди других народов империи. К III веку новая вера, охватившая умы подданных цезаря, была запрещена. Однако уже в 313 году Константин Великий подписал Миланский эдикт, провозглашающий терпимость к христианской вере. Вскоре был заложен первый камень Латеранской базилики – наистарейшего христианского храма, дожившего до наших дней.

Термины

К концу IV столетия язычество было предано забвению, официальной религией стало христианство. Храмы и святилища античных божеств в срочном порядке разрушались или перестраивались для нужд новой веры. Продолжая веками утвердившиеся традиции, служители церкви получили в свое распоряжение базилики (др.греч. βασιλική) – «царские дома». Для такого типа сооружений характерна форма вытянутого прямоугольника, имеющего нечетное количество нефов (обычно – 3, реже — 5). Еще одна отличительная черта базилики – отсутствие явно выраженного купола.

Помимо чисто архитектурного термина, в католической церкви «базилика» — это еще и особый титул. Наиболее старые и значимые для католиков храмы и соборы удостаиваются чести получить от Папы Римского звание базилики одной из пяти степеней (архибазилика, великая, папская, патриархальная и малая).


С момента становления христианства существовало негласное разделение на Западную и Восточную ветви. Первая представляла собой католическую церковь с главенством Римских пап, а вторая – православие с патриархатом в Константинополе. Многовековые разногласия между латинской и православной церквями по ряду церковных догматов, привели к тому, что в 1054 году папа Римский Лев IX и патриарх Михаил Керуларий предали друг друга взаимной анафеме.

Великая схизма, не только навсегда разделила христиан на православных и католиков, но и оказала влияние на все сферы, в том числе и на внешний облик церковных построек. Так, образ базилик в большей степени стала наследовать католическая архитектура. В средние века романский стиль эволюционировал в готику, а позднее — в и рококо. В общем же смысле «храм» (правосл. chormъ) – это дом, в котором существует алтарь и совершаются церковные обряды.


Православная архитектура обрела собственную модель церкви -«собор» (др.слав. сборъ). Произошедшее от старославянского «сбор», то есть, место для сбора, собор представляет собой главную церковь поселения, где происходят служения и обряды. Именно соборы характеризуются византийской купольной манерой построения и ярко выраженной крестообразной формой строений.

Католические церкви Рима

Поскольку в Риме зародилась и окрепла католическая вера (лат. Catholicismus – «всеобщий», «единый»), то большую часть церквей города составляют католические храмы и соборы. Наиболее старые и титулованные церкви Рима расположены на территории столицы и города-государства Ватикан. На их отделку, реставрацию и содержание понтификат не жалел средств, поэтому столичные храмы представляют собой захватывающее зрелище.

Латеранская базилика

Главный собор Рима – (Basilica di San Giovanni in Laterano) была заложена еще в IV веке. Один из первых христианских храмов является «архибазиликой», в которой расположены папский трон и кафедра. Во внешнем и внутреннем оформлении данный кафедральный собор сохранил множество элементов раннехристианской эпохи. Средневековое оформление фасада заботливо скрывает старинные мозаики от осадков и прямых солнечных лучей.

Интерьер Сан-Джованни ин Латерано изобилует росписями на тему Бытия, а также деяний апостолов Павла и Петра. Внутри храма находятся богато убранные часовни, хранящие гробницы понтификов и знаменитых граждан Рима.

Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4

Латеранский дворец (Palazzo del Laterano)

Обитель понтификов, расположенная рядом с Латеранской базиликой, была возведена в IV столетии. До начала XIV палаццо неизменно исполнял свою роль, пока понтификат не был перемещен во французский Авиньон. После нескольких реконструкций имеет типичный для дворцов вид.
В современное время Латеранский дворец вмещает в себя один из музеев Ватикана.

Особый пиетет у посетителей вызывает католическая Святая Святых или же Капелла Санкта-Санкторум (лат. Sancta Sanctorum). Часовня, посвященная Святому Лаврентию, содержит гробницы Римских пап. Многие реликвии были перемещены из Святая Святых в Латеранскую базилику. Из оставшихся в капелле ценностей ценится нерукотворная икона VI века с ликом Иисуса. Также сохранились фрески XIII столетия и священные дары, присланные в VIII веке из Константинополя.

Адрес: Piazza San Giovanni in Laterano

Базилика Святого Климента (Basilica di San Clemente)

В первую очередь интересна как настоящий памятник истории и археологии. Основание здания было заложено еще в I веке н.э. консулом Титом Флавием Климентом, бывшем в родстве с цезарями. Во времена гонения христиан, знатный римлянин тайно укрывал у себя приверженцев веры, в том числе и Святого Петра. В IV столетии имение было превращено в древний христианский храм. Современный фасад церкви – это яркий образчик романской архитектуры, характерной для XII века.

Из реликвий, хранящихся в базилике, особо почитаются: мощи Святого Климента, одного из первых христианских епископов, священномученика Игнатия Богоносца. Старинная католическая церковь расположена неподалеку Латеранской базилики и Колизея (Colosseo).

Адрес: Via Labicana, 95

Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore)

Папская базилика, основанная в V веке н.э. на Эсквилинском холме Рима. Католическая церковь посвящена святой Деве Марии. Внешний стиль – соединение строгого романского и более роскошного рококо. Над церковью возвышается высокая колокольная башня.

В интерьере большое впечатление производят раннехристианские мозаики, богатое украшение нефов, а также роскошные часовни, в которых покоятся понтифики и знаменитые итальянцы.

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Входит в число четырех патриарших базилик вечного города, обладает солидными размерами и торжественным убранством. Официально заложенный в первой половине XVII века, кафедральный собор находится на том месте, где по старинным преданиям, в I столетии н.э. был захоронен святой Петр. К созданию грандиозного храма приложили руку выдающие средневековые архитекторы: Донато Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi), (Giovanni Lorenzo Bernini) и (Michelangelo Buonarroti).

Перед роскошным белоснежным фасадом собора раскинулась обширная площадь круглой формы. В дни больших церковных праздников, а также в особенных случаях, в стенах собора происходят церемонии при участии папы Римского. Собор и площадь совместно способны принять до 460 тысяч прихожан.

Адрес: Piazza San Pietro, Città del Vaticano

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Великая папская базилика, по меркам императора Аврелиана (III век н.э.) расположена за . Церковь была построена Константином Великим на месте предполагаемого захоронения Святого Павла. Обширное здание украшено античными колоннами. Большой интерес представляет галерея, наполненная портретами понтификов.

За прошедшие века храм неоднократно подвергался разграблениям и пожарам. До наших дней дошли: мозаика V века и некоторые элементы внутреннего декора. Большая часть интерьера была воссоздана в ходе масштабной реконструкции в XIX столетии. Во время раскопок под главным алтарем был обнаружена древняя каменная гробница, в которой якобы покоятся мощи апостола Павла.

Адрес: Piazzale San Paolo, 1

Церковь святого имени Иисуса (Иль-Джезу) (La chiesa del Santissimo Nome di Gesu)

Главный храм ордена Иезуитов посвящен имени сына Божьего, а посему его короткое название звучит как Церковь Джезу (Иисуса). Небольшое белое здание уютно устроилось в историческом центре Рима. Храм был построен в XVI веке знаменитым архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), приверженцем вычурного маньеризма.

Особое впечатление на посетителей производят расписные потолки нефа и купола церкви. Персонажи из Библии и святого писания выполнены настолько искусно, что выглядят объемными.

Адрес: Via degli Astalli, 16

Сан-Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane)

Средневековая церковь, построенная архитектором (Francesco Borromini) для канонизации кардинала Карло Борромео (Carlo Borromeo). Силуэт храма, как и его внешняя отделка наполнены изящными линиями и витиеватыми росчерками барочного стиля. Здание увенчано высоким овальным куполом, украшенным изнутри лепниной с геометрическим рисунком. В интерьере преобладает белый цвет и барочная лепнина.

Интересно, что церковь Сан-Карло расположена возле улицы четырех фонтанов (Via delle Quattro Fontane), украшенной 4-я ренессансными фонтанами XVI столетия.

Адрес: Via del Quirinale, 23

Сант-Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)


Храм был построен в XVII веке для того, чтобы быть освященным в честь Святого Иво Бретонского, заступника ордена Иезуитов. Автором проекта являлся Борромини, который придал зданию пышный барочный дизайн. Церковь имеет необычный для католических храмов вид шестиугольника с закругленными краями. Сант-Иво представляет единый архитектурный ансамбль с арочной аркадой университета Ла Сапиенца (Universita degli studi di Roma La Sapienza).

Внутри церкви царят характерные для Борромини белый цвет и изысканная отделка. Высокий купол храма покрыт затейливой лепниной.

Адрес: Corso del Rinascimento

Сант-Аньезе-ин-Агоне (Basilica Sant’Agnese in Agone)

Церковь, освященная во имя Святой Агнессы Римской была построена в XVII веке Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Окончательный вид храму придал Борромео, поэтому фасад здания сочетает в себе маньеризм и барокко. Интерьер храма изобилует мраморными барельефами. Особую атмосферу создает расписной купол. В часовне хранится саркофаг папы Римского Иннокентия X.

Базилика св. Агнессы стоит на площади Навона (Piazza Navona ), богатой другими достопримечательностями Рима.

Адрес: Piazza Navona / Via S. Maria dell’Anima 30/A

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)


Католическая церковь XVII столетия, принадлежащая ордену Капуцинов, имеет скромные размеры и простой внешний вид. Внутри церкви можно полюбоваться полотнами Караваджо (Michelangelo da Caravaggio), Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) и Доменикино (Domenichino).

Особый трепет у посетителей вызываю крипты церкви Капуцинов. Шесть подземных помещений содержат украшения, выполненные из останков монахов. Около 4 тысяч служителей Божьих, умерших с XVI по XIX столетие, были перемещены с римского кладбища в крипту. Леденящий душу декор из черепов и костяков, был исполнен служителями ордена.

Адрес: Via Vittorio Veneto, 27

Санти-Апостоли (Santi Apostoli)

Католическая церковь, основанная в VI веке н.э., в которой изначально почитали апостолов Иакова и Филиппа. В течении прошедших веков, название церкви сменилось на Святых Апостолов или же 12 Апостолов. Трехнефная романская базилика существенно обновила свой облик в XVIII веке. Ученик великого Бернини, Карло Фонтана (Carlo Fontana), превратил скромный храм в величественное барочное здание.

Во внутреннем интерьере выделяются гробницы: папы Климента XIV работы Каннова и кардинала Пьетро Риарио. А также фреска Доменико Муратори (Domenico Muratori) «Мученичество св. Филиппа и Якова».

Адрес: Piazza dei Santi Apostoli, 51

Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano)

Скромная церковь была возведена в V веке на месте мученической смерти святой Сусанны Римской. Здание храма несколько раз было перестроено. Примечательно, что нынешний фасад церкви считается одним из первых образцов барочного стиля. Изнутри церковь богато украшена декоративными панелями и скульптурами. Главный алтарь, украшен росписями, на которых изображена св. Сусанна.

На данный момент Санта-Сусанна является главным католическим храмом для граждан США.

Адрес: Via 20 Settembre, 14

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)

– это древний исторически памятник, обладающий замысловатой судьбой. Приземистый монумент округлой формы возник на берегу Тибра во II веке н.э. Император Адриан задумал использовать строение в качестве семейного мавзолея. В VI столетии усыпальница обрела свое нынешнее имя, по воле папы Григория I, увидевшего ангела, снисходящего к куполу мавзолея.

В средние века понтификат активно использовал мавзолей для своих нужд, в том числе и для тайного перемещения между Ватиканом и Римом. К XVI столетию замок был переоборудован в настоящую крепость, в которой папа Климент VII скрывался от испанских войск. Впоследствии Замок Святого Ангела стал темницей для защитников столицы.


В настоящее время памятник сохранил в себе часть древних строений мавзолея, которые в XV-XVI века были реконструированы Ватиканом. Современные реликвии замка: древние урны с прахом цезарей, дворик Ангела (XV в.), лоджии, залы и апартаменты, принадлежавшие папам средневековой эпохи. Помимо всего прочего, с террасы замка открывается великолепный вид на Вечный город.

Адрес: Lungotevere Castello, 50

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio di Costantino)

Или Новая базилика некогда представляла собой крупнейший христианский храм Рима. Идея строительством базилики в 312 году посетила императора Максенция, который вскоре пал от руки своего приемника – Константина. Здание имело беспрецедентную высоту – около 40 м и внушительную площадь – 4 тысячи м2.

Главным украшением базилики являлась большая статуя императора Константина. В настоящее время церковь является частью полуразрушенных развалин Римского форума (лат. Forum Romanum).

Адрес: Clivo di Venere Felice, Foro Romano

Православные церкви Рима

Храм Святой Великомученицы Екатерины (Chiesa di Santa Caterina Martire)


, расположенная в стенах виллы Абамелек (Villa Abamelek), являющейся посольством РФ в Италии. Этот православный храм был построен в 2009 году, хотя средства на его создания начали собирать еще во времена царской России. Начало строительства было положено в 2001 году, а в мае 2009 состоялось его освещение в честь великомученицы Екатерины.

Внутри храма выделяются фрески и резной иконостас, выполненные представителями Московской духовной семинарии. Православная церковь богата ценными реликвиями: мощи святых, в частности Екатерины, частица Животворящего Креста Господнего. Храм великомученицы Екатерины находится в подчинении Московского патриархата.

Адрес: Via del Lago Terrione, 77

Николаевская церковь (Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo)


Один из наиболее старых православных храмов в Риме, да и во всей Италии. Церковь была запланирована к постройке еще в начале XIX столетия, однако обрела постоянный адрес лиши в 1931 году. Для нужд русских верующих был выделен дворец, ранее принадлежавший Чернышевой, который со временем освятили в честь чудотворца Николая.

Убранство церкви составляет позолоченный иконостас XIX века, украшенный ликами великомученицы Екатерины и святой царицы Елены. Особенно ценные святыни: икона Божьей Матери, написанная монахами со святой горы Афон. Иконы святителя Николая Чудотворца и Александра Невского, лик Спасителя и Богоматери. Крест, с заключенными в него святыми мощами, подаренный королевичем Христофором Гергиевичем.

Адрес: via Palestro, 69/71

Похожие публикации