Церковь архангела гавриила. Храм архангела Гавриила, Башня Меньшикова: описание, история, архитектор и интересные факты Михайловскую церковь построенную в 1707

- (церковь архангела Гавриила). Москва. Меншикова башня (Архангельский переулок, 15а), принятое в московском обиходе наименование церкви Архангела Гавриила. Построена в 1704—07 по заказу, обширное владение которого располагалось на месте… … Москва (энциклопедия)

См. Москва … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Меншикова башня - М еншикова б ашня, М еншиковой б ашни (в Москве) … Русский орфографический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Башня (значения). Эйфелева башня … Википедия

Башня крепостная - БАШНЯ КРѢПОСТНАЯ, необходимѣйшая составная часть древнихъ крѣпостн. оградъ и укрѣпл. замковъ, оборонит. постройка прежняго времени, періода до гладкоствольной арт. включительно. Являясь опорными пунктами ограды, способными къ сопротивленію даже… … Военная энциклопедия

Меншикова башня, построенная Иваном Зарудным Иван Петрович Зарудный (1670 (?) 1727, Санкт Петербург) русский архитектор, а также резчик, скульптор и живописец. Для построек Зарудного характерна переработка элементов русской архитектуры XVII в. в… … Википедия

Меншикова башня, построенная Иваном Зарудным Иван Петрович Зарудный (1670 (?) 1727, Санкт Петербург) русский архитектор, а также резчик, скульптор и живописец. Для построек Зарудного характерна переработка элементов русской архитектуры XVII в. в… … Википедия

Меншикова башня, построенная Иваном Зарудным Иван Петрович Зарудный (1670 (?) 1727, Санкт Петербург) русский архитектор, а также резчик, скульптор и живописец. Для построек Зарудного характерна переработка элементов русской архитектуры XVII в. в… … Википедия

Меншикова башня, построенная Иваном Зарудным Иван Петрович Зарудный (1670 (?) 1727, Санкт Петербург) русский архитектор, а также резчик, скульптор и живописец. Для построек Зарудного характерна переработка элементов русской архитектуры XVII в. в… … Википедия

Книги

  • Бульварное кольцо. Путеводитель (2CDmp3) , Король З. , Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и распечатать… Категория: Другое Серия: Аудиоэкскурсия Издатель: 1С , аудиокнига
  • Достопримечательности Москвы , Сборник , Сегодняшняя Москва – растущий, быстро изменяющийся город. Город, где переплелись Европа и Азия, архаическое и сверхсовременное, где перезвон мобильных телефонов сливается с гулом церковных… Категория: Путеводители Серия: Время. События. Люди Издатель: СОЮЗ , аудиокнига

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 08.11.2013

Адрес: Москва, Архангельский переулок, д.15а, м.Чистые Пруды 210 м

Церковь была построена в 1707 г. по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.
Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве, Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х.
Церковь Архангела Гавриила была домовой церковью семьи А.Меньшикова. Первоначально церковь превышала высоту колокольни Ивана Великого и составила 84.3 м. В 1708 г. башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII в.
В 1723 г. в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, проломив своды и уничтожив интерьеры нефов (частично). Полвека служба совершалась только в малых приделах (на хорах и в трапезной), в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 г.
В 1773-1779 г.г. башня была восстановлена масоном Г.З.Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х г.г., заменили собой утраченные статуи 1723 г.; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным.
Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 г., когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения. Трудами масона Ключарёва была построена меньшая (тёплая) неоклассическая церковь Феодора Стратилата (завершена в 1806 г.), которая также используется как колокольня.
Храм был закрыт в 1930-е. Существующий иконостас перенесён из московского храма Преображения Господня в селе Преображенском, который был разрушен в 1964 г.; иконостас самой Меншиковой башни в 1969 г. передали в Успенскую церковь города Махачкалы.
Оба храма с 17 июля 1948 г. принадлежат Антиохийскому подворью.


Архангельский пер., 12/8 - Усадьба Кашкиной - Дурасовых, XVII-XX в.в.


Архангельский пер., 15, Храм Феодора Стратилата


Архангельский пер., 17 - здание Елизаветинского детского приюта, 1892 г., архитектор А.П.Попов.


Архангельский пер., 17 - здание Елизаветинского детского приюта

Храм Феодора Стратилата

Храм Феодора Стратилата

Храм Архангела Гавриила

Храм Архангела Гавриила

Храм Архангела Гавриила

Храм Архангела Гавриила

Храм Архангела Гавриила

Храм Архангела Гавриила

Храм Архангела Гавриила

Архангельский пер., 10 стр. 1 и 2 - Палаты XVII в. (надземные этажи фактически выстроены в 1834 г.)


Архангельский пер., 8/2 - дом купца Милованова, вторая половина XIX в.


Архангельский пер., 4 - двухэтажный домик на большом огороженном пустыре. На домике - литой картуш: «Российское страховое от огня общество. 1827»

Архангельский пер., 5 стр. 4 - палаты начала XVIII в. - резиденция армянского архиепископа. На территории владения располагалась армянская Крестовоздвиженская церковь (снесена в 1939 г.).


Архангельский пер., 4 - Городская усадьба Саргиных. Бывший усадебный комплекс состоит из главного дома, который был построен в 1802 г. и хозяйственных построек 1847 г. В период с 1847 по 50-е г.г. владение занимал хирург Колли, который практиковал на дому. Именно при нем главное здание и надстроили до второго этажа.


Сверчков переулок, 4. Дом Лаврентьева. Сооружение относится к типичным постройкам послепожарной (1812 г.) Москвы. Выстроено в ампирном стиле. Фасад декорирован орнаментальными вставками, а также масками, фризами и другими украшениями. Во дворе объекта до сих пор сохранились коробовые своды подвальных помещений.


Сверчков переулок, 6. Этот небольшой дом на подклете, который украшали резные гирлянды (в настоящее время утеряны), известен еще с 1744 г., когда владельцем числилась М.В.Щербатова.

Сверчков переулок, 8. Владения Сверчкова-Колли-Абрикосовых. Левый флигель усадьбы Колли. Купец А.Я.Колли выкупает владения в 1845 г. и строит левый флигель, в котором размещались жилые помещения. Сыновья Колли внесли весомый вклад в развитие науки. Так, Александр Андреевич - ученый-химик. Роберт Андреевич - ученый-физик и ученик Александра Григорьевича Столетова - работал в области электрически заряженных частиц.

Сверчков переулок, 8. Владения Сверчкова-Колли-Абрикосовых. Правый флигель, 1867 г. Владелец - предприниматель А.И.Абрикосов. В его семье родилось 22 ребенка. Абрикосовы прослыли как щедрые меценаты - покровители всяческих наук и искусств. На их средства строилась Московская консерватория, был открыт родильный дом с женской лечебницей (ныне - вновь Абрикосовский, бывший - имени Н.К. Крупской).

Сверчков переулок, 8. Владения Сверчкова-Колли-Абрикосовых. В начале XVIII в. здесь проживал купец С.Сверчков. Во дворе владений в то время был разбит внушительных размеров пруд. В 1779 г. участок отошел к казне и в бывших палатах Сверчкова разместился Каменный Приказ, в ведении которого находились функции контроля за исполнением «Государственного плана застройки Москвы». «Комиссии для строения Москвы» размещалась в усадьбе в период с 1813 по 1836 г. Стены усадьбы помнят таких великих архитекторов, как Осип Бове, Доменико Жилярди, Василий Стасов и других.

Сверчков переулок, 5. Усадьба Кошелева-Абрикосовой. Левый флигель усадьбы Р.М.Кошелева, 30-е годы 18 в.

Потаповский пер., 8/12 - Городская усадьба Головиных, 1877 г., архитектор В.Г.Залесский; дворовый корпус - 1904 г., архитектор Ф.Ф.Воскресенский.

Всего 16 фото

Первые упоминания о храме, освященном в честь Архангела Гавриила, встречаются в летописях с 1551 года. Местом его расположения была Мясницкая слобода, отсюда и название - церковь Архангела Гавриила в Мясниках. Но было и другое московское географическое определение, привязывавшее храм к месту расположения - храм Гавриила Великого у Поганых Прудов. До 1639 года церковь заботами настоятелей храма и благодаря многочисленным пожертвованиям зажиточных мирян была выстроена из камня, расширена и отремонтирована. Позднее название слободы сменилось, и места стали называться Гаврииловской слободой, по имени храма.

Предлогом для нового строительства послужило то, что Меншиков в 1704 году из очередной военной экспедиции привез купленную в Полоцке старинную икону Пресвятой Богородицы, приписываемую, по преданию, самому апостолу Луке (это подтверждала греческая надпись на образе). Естественно, для такой святыни потребовался храм, достойный ее. А потому ровно через год после ремонта Гаврииловскую церковь разрушили до основания и на ее фундаменте стали возводить новую. Возведение нового Храма Архангела Гавриила (Меншиковой башни) было поручено Ивану Зарудному и его подчиненному, европейскому мастеру Доменико Трезини.

02 Схема башни


Фото отсюда

Грандиозное сооружение возводилось в подлинно петровских темпах; стройка была начата в 1704 году, и уже в 1707 году завершена. Архитектор Зарудный спроектировал и построил храм по древнему типу "иже под колоколы", когда церковь и колокольня объединены в одном объёме - над храмом взмывалась ввысь колокольня из шести ступеней, увенчанная тридцатиметровым шпилем. Два верхних яруса выстроили из дерева, на предпоследнем повесили пятьдесят звонких, с чистым звуком колоколов. Желая произвести фурор, Меншиков выписал из-за границы большие часы. Их установили пониже колоколов.

Храм вышел дивным, таким, какого в Москве еще не бывало. Как только закончили постройку храма, его сразу нарекли «башня Меншикова». Церковь получилась высокой, около 81 метра высотой, что на три метра превосходило высоту колокольни Ивана Великого. Особым знаком новоотстроенной церкви Архангела Гавриила (башня Меншикова) стал венчающий колокольню тридцатиметровый шпиль. Шпиль был увенчан флюгером в виде ангела.

В Москве существовал запрет на постройку колоколен, превосходящих по высоте Ивана Великого. В Петровскую эпоху этот запрет нарушил Меншиков. Ясно, что о самовольстве Меншикова говорить не приходится, а то, что строительство было поручено второму лицу в государстве, свидетельствует о важности объекта. Башня Меншикова располагалась между Кремлем и Немецкой слободой на Яузе. В Немецкой слободе жили многие близкие друзья царя, его помощники и соратники. У этих иностранцев было немало недругов — прежде всего среди тех служилых людей, которым не нравились новые порядки и которым грозила потеря постов и положения в обществе. Правительство не могло не считаться с тем, что при случае бунтовщики могли поднять против Немецкой слободы московский люд. Если бы толпа пришла громить Немецкую слободу, необходимо было бы как можно быстрее сообщить об этом в Кремль, чтобы получить помощь. «Башня Меншикова» и должна была послужить передаточным звеном для сигналов из Немецкой слободы. Получал ли Кремль тревожные сигналы, неизвестно, но в народе (как пишут московские краеведы) ходили упорные слухи, что башня построена для сообщений между Кремлем и Кукуем. При этом полагают, что для дублирования важных сигналов была создана служба гонцов. Видимо, неслучайно уже в XIX веке в том же квартале возник первый Московский почтамт: здесь уже давно существовали условия для организации почты.

Все оформление храма было уникальным, особенно для тех лет: многочисленные орнаменты покрывали стены церкви- букеты, вазы, фрукты. Внешнее и внутреннее убранство было выполнено в духе петровского барокко, которое в полной силе проявится в новой столице Петербурге, но немного позже. Никто, кроме Зарудного, не мог в то время создать храм, одновременно принадлежащий двум эпохам: с одной стороны, целиком выдержанный в древнерусских традициях, с другой — уже насыщенный духом петровских нововведений. Никогда ранее на стенах московских церквей не было такого обилия скульптурных элементов; особенно обаятельны многочисленные херувимчики, в дальнейшем ставшие неотъемлемым элементом русского барокко.Кроме того, внутри, на хорах, Зарудный поместил четыре фигуры кариатид с обнаженными плечами.

03

04

В целом облик церкви Архангела Гавриила не столько традиционно духовный, сколько светский. Но не суждено было князю закончить начатое до конца. В 1710 году, согласно распоряжению Петра I, столица переносилась в Петербург, и фавориту пришлось срочно покидать Москву. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) так и не была отделана до конца.На протяжении многих лет храм ветшал, архитектор Зарудный писал князю письма о состоянии церкви, где указывал, что стропила прогнили, часовой механизм не работает, и витает в помещении запустение.

Вершиной архитектуры петровского времени, без всякого сомнения, является Петропавловский собор в Санкт-Петербурге со знаменитым шпилем, который венчает парящий ангел. Однако первая попытка создать нечто подобное была предпринята в Москве. Это, конечно, Меншикова башня. Совершенно справедливы слова выдающегося художника и искусствоведа И.Э. Грабаря: «Русская архитектура XVIII века, история которой излагается с основания Петербурга, на самом деле зародилась в своих существенных чертах не на берегах Невы, а в Москве». В качестве одного из доказательств своей правоты он приводит именно тот факт, что Петропавловский собор строился по образцу грандиозного сооружения, уже украсившего старую столицу. Следует отметить, что главным архитектором Петропавловского собора в Петербурге был Доменико Трезини, который в свое время вместе с Иваном Зарудным возводил Храм Архангела Гавриила в Москве.

05 Петербург. Колокольня Петропавлвского собора, современное фото. Москва. Церковь Архангела Михаила, первоначальный облик. Реконструкция К.К. Лопяло

В 1723 году в храме случился пожар, прямо в шпиль ударила молния. Пламя вспыхнуло быстро и распространялось от верхних деревянных ярусов. Подгоревшие дубовые крепления обрушились и упали внутрь строения. Икона Пресвятой Богородицы пережила пожар. В 1726 году ее перевезли в Петербург, в домовую церковь Меншикова на Васильевском острове, но в 1727 году князь был сослан, а икона пропала…

По смерти Петра I светлейший князь Меншиков впал в немилость. Его отправили в ссылку, Меншикова башня в Москве пришла в полное запустение.

Через пятьдесят лет в 1773 г. Гаврила Измайлов, влиятельный московский вельможа, решил отреставрировать церковь. Полностью облик церкви восстанавливать не стали. Реставрировали только каменные четыре яруса, теперь башня Меншикова венчалась высокой золоченой шишкой.

06

По будоражавшим Москву слухам, в храме проводились тайные собрания и службы масонов. Косвенным подтверждением тому служили появившиеся на стенах церкви, по приказу щедрого мецената Измайлова, знаки и символы, принадлежавшие масонскому ордену.
Когда масонов уличили в измене Родине и многих посадили, собрания прекратились, но символы, надписи и знаки еще долго красовались на стенах здания.Сбить неподобающие православию символы со стен церкви приказал митрополит Филарет в 1852 году.
В 1792 году в здании усадьбы Александра Меншикова разместился почтамт, к которому отнесли и Меншикову башню. Храм отстроили за счет денег почтового ведомства и заново освятили. Церковь попала под попечительство московской почты с 1821 года, и тогда же стал называться церковью Архангела Гавриила при Почтамте.

07 Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), 1881

08

И сейчас здание Московского почтамта расположено практически на месте бывшего дворца Александра Меньшикова.

В оформлении храма применена сюжетная скульптура: над южным входом изображен Архангел Гавриил, над северным - Архангел Михаил, над главным западным входом - композиция «Вознесение Господне».

09 Южный вход. Изображение Архангела Гавриила

10 Главный западный вход. Композиция «Вознесение Господне».

11 Северный вход. Изображение Архангела Михаила

Стены украшены белокаменным скульптурным декором. Особенно выделяется главный, западный фасад с боковыми волютами (спиралевидными завитками с главками в центре).


12

13

14

15

16

Церковь Архангела Гавриила на Чистых Прудах - уникальный памятник архитектуры, один из первых образцов русского барокко

Источники

М.И. Вострышев, С.Ю.Шокарев Москва православная Все храмы и часовни Московские энциклопедии. Москва: Алгоритм, 2012
tonchu.org МЕНШИКОВА БАШНЯ -В.И.Новиков
fb.ru Храм архангела Гавриила, Башня Меньшикова
www.kulichki.com "Заневский летописец". Башни и шпили
progulkipomoskve.ru Меншикова башня - Церковь архангела Гавриила в Москве
www.bibliotekar.ru Башни и колокольни не причуда архитекторов - Леонид Шейнин
kannelura.info Церковь Михаила Архангела — «Меншикова башня» в Москве/Чертежи архитектурных памятников

«Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра».

До начала XVIII века на месте нынешней Меншиковой башни стояла небольшая церковь Архангела Гавриила, что "у Мясницких ворот", известная с XVI столетия. Её название можно связать со вторым, христианским именем Великого князя Василия III, отца Ивана Грозного - Гавриил.

В 1704 году прихожанином церкви был светлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привез купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию, написанную самим евангелистом Лукой, и пожелал для нее выстроить на месте старой церкви новый храм.

В этих местах проходит Мясницкая улица, которую в конце 16 века перерезала крепостная стена Белого города, и в месте пересечения были построены Мясницкие ворота. Название улицы и крепостных ворот произошло от расположенной вне городских стен слободы мясников.

А внутри города рядом с воротами в 1699 г. купил усадьбу А. Д. Меншиков, друг и соратник Петра I. Было это ещё до основания города Санкт-Петербурга, поэтому Меншиков предполагал обосноваться в московской усадьбе надолго.

Мясники тоже не собирались никуда переезжать и продолжали делать своё дело, а отходы производства сбрасывали в пруд, расположенный неподалёку. Пруд этот источал дурной запах, отчего и получил у москвичей неблагозвучное название «Поганого» пруда.

И зачем было покупать землю в таком неудачном месте? Дело заключалось в Мясницкой, по которой в то время проходила одна из дорог в Немецкую слободу, куда часто наведывался Пётр I и Александр Данилович, будучи человеком оборотистым, не преминул этим воспользоваться. Купив усадьбу, Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе.

Постройка Меншиковой Башни началась в 1704 году и закончилась спустя три года.
Фотография ниже не моя, она сделана из одного из окошек Московского почтамта.

Возведение нового Храма архангела Гавриила было поручено архитектору Ивану Зарудному и его подчиненному, европейскому мастеру Доменико Трезини. Правда, последнего через полгода отправили в Санкт-Петербург, где он через восемь лет заложил Петропавловский собор. Меншикова башня считается прообразом собора.

К 1707 году храм был структурно завершен. Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 метра, что превышало высоту колокольни Ивана Великого в Кремле на три метра. Это вызвало недовольство у коренных москвичей и так не особенно любивших Александра Даниловича.

До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре А. Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными.

Меншикова башня, на первый взгляд, имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм "иже под колоколы".

Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами, выписанные из Англии. Куранты отбивали час, полчаса и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан.

Башню украшало невиданное дотоле обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, - все это придает башне легкость при весьма немалых размерах. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искусные резчики по камню.

После отъезда Меншикова в Петербург финансирование храма прекратилось. Он начал быстро ветшать. Иван Зарудный предупреждал князя о возможных последствиях разрухи, но Александр Данилович уже потерял интерес к своему детищу.

В 1723 году в Храме Архангела Гавриила случился великий пожар.

14 июня, в день отпевания священника, скончавшегося накануне во время вечерней молитвы в стенах храма, налетела гроза и молния ударила прямо в крест. Загорелся сначала купол сооружения. Затем огонь охватил деревянную часть, из-за чего начали сыпаться прикрепленные там купола и ломать своды церкви. Много народа, пытавшегося вынести из охваченного огнем здания различные ценности, погибло в этой стихии.

В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней.

В 1787 году церковь взялся восстановить Гавриил Измайлов, живший неподалеку на Мясницкой улице. При реставрации церкви вместо верхнего яруса с 30-метровым шпилем сделали округлый купол с винтовым шпилем. Храм приобрел особые черты и нынешний вид: купол оформили в виде винтообразной свечи, верхний восьмиугольник заменили куполом в стиле барокко, скульптуры по углам нижнего восьмиугольника заменили на вазы. Кроме этого, наружные и внутренние стены Храма украсили масонскими надписями, символами и эмблемами.

Все это сильно изменило вид Башни. Ушла резкость, которую придавал ей высокий шпиль, как бы «протыкающий» небо. Башня приобрела округлость форм, «мягкость». И это несмотря на то, что Башня осталась по-прежнему самой высокой церковью Москвы. После реконструкции церковь стала всеобщей любимицей москвичей.

Колокола не вернулись на башню. Для них рядом поставили новую церковь - во имя Феодора Стратилата. Два этих храма соотносятся как барокко и классицизм. Посвящение церкви святому Феодору, видимо, связано с тем, что московский почт-директор носил имя Фёдор - Фёдор Петрович Ключарев, действительный тайный советник, сенатор. Видный деятель русского масонства, автор мистико-религиозных стихов.

Практически ничего не известно о Г.З. Измайлове. Источники упоминают, что он был из богатого рода и владел домом, находившемся на месте дома 19 по Мясницкой улице. И все. А между тем, после реконструкции башню Меншикова, скорее стоит называть башней Измайлова.

Гавриил Измайлов принадлежал к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами. В Кривоколенном переулке, недалеко от церкви Архангела Гавриила, в доме профессора Шварца проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив ее снаружи и внутри масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями.

Долгое время власти снисходительно взирали на существование в стране масонских лож. Екатерина II считала, что это всего лишь безобидное увлечение мистическими учениями. Все изменилось, когда московских масонов уличили в тайной связи с враждебным России прусским двором. Из расшифрованной тайной переписки явствовало, что «поборники просвещения» готовили государственный переворот. В итоге Новиков и еще несколько масонов были арестованы и заточены в Шлиссельбургскую крепость.

Однако тайные знаки, украшавшие стены Меншиковой башни, просуществовали еще несколько десятилетий. В 1852 г. митрополит Филарет (1782-1867) вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал все это уничтожить. Выполнять требование митрополита не торопились. Надписи и символы были частично заменены или сбиты только в 1863 г. Остался шпиль, похожий на пламя свечи, вазы, заменившие подгоревших белокаменных ангелов. До них добраться не смогли или не захотели. Остались фигуры над южным входом, держащие в руках свитки со стертыми надписями.

Дошедший до нас многочисленный скульптурный декор - это не просто лепка или резьба, это «сюжетная скульптура» на евангельские темы, едва ли не первая в московской традиции.

В 1792 году в здании усадьбы Александра Меншикова разместился почтамт, к которому отнесли и Меншикову башню. Вплоть до конца девятнадцатого столетия церковь считалась ведомственной и называлась «Храмом архангела Гавриила при Почтамте». Лишь из-за нехватки денег у почтового ведомства на содержание церкви, она стала приходской.

Почтамт и другие здания настолько загородили Меншикову башню, что сейчас редкий прохожий, не зная о ее существовании, будучи рядом, догадается, что в глубине квартала располагается храм, соперничающий высотой со Спасской башней Кремля, а когда-то бросавший вызов самой колокольне Ивана Великого.

Храм закрыли для богослужений в 30-е годы двадцатого столетия. В 1945 году, на Поместном Соборе Русской православной церкви, было решено восстановить Антиохийское подворье. Связано это было с приездом на Собор Александра III, патриарха Антиохийского.

Напоследок, для любителей мистики, несколько фактов. Если мы взглянем на карту Москвы, какой она сложилась после Петра, когда к круглой Кремлевской Москве прибавили квадрат Петровской Яузы, и положим линейку между самыми отдаленными ее заставами, Лужнецкой и Преображенской, центром Москвы окажутся Мясницкие ворота.

Более того, Меншикова башня оказалась близ вершины Сретенского холма, самого высокого холма Москвы, превышающего Кремлевский холм. Здесь же, возле почтамта, располагался тогда «нулевой километр», начало всех российских дорог. А в начале Второй мировой войны военное управление осуществлялось не из Кремля, а из подземелий метро Кировская, ныне Чистые пруды.

Постепенно мы рассмотрим все подворья, находящиеся в Москве.

Fais se que dois adviegne que peut.

Петровское барокко Основатель Александр Меншиков Строительство - годы Статус Объект культурного наследия РФ № 7710021000 Координаты : 55°45′47″ с. ш. 37°38′20″ в. д.  /  55.76306° с. ш. 37.63889° в. д.  / 55.76306; 37.63889 (G) (Я)

Ме́ншикова ба́шня , Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х в Москве - православный храм в честь Архангела Гавриила ; памятник барокко в Басманном районе (Архангельский переулок , 15а).

Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова . Авторами проекта в современных изданиях называют Ивана Зарудного , предполагают участие Доменико Трезини , группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля .

Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве, Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата , построенной в 1782-1806 гг. Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола. Несмотря на свою высоту, Меншикова башня колоколов не имела.

История

Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года . К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Двадцатью годами позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков объединил земельные участки к югу от современных Чистых прудов . Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта .

В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году - приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини, подчинённый Зарудного, был из европейских мастеров (из семей Fontana , Rusco , Ferrara и пр. из кантона Тичино), но через полгода он был отправлен в Санкт-Петербург . Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, превысив высоту колокольни Ивана Великого на полторы сажени (3.2 метра) и составила 84.3 метра. Здание первоначально имело пять уровней с каменным (нефом , квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с флюгером в форме ангела. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке.

В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с собой. Работа над интерьерами башни замедлилась; частные владения Меншикова внутри храма были перестроены в обычный алтарь .

В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, проломив своды и уничтожив интерьеры нефов (частично). Полвека служба совершалась только в малых приделах (на хорах и в трапезной), в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773-1779 башня была восстановлена масоном Г. З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным. С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементных копий).

Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 году , когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения . (По другим сведениям, в 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как летний (неотапливаемый) храм ). Трудами масона Ключарёва была построена меньшая (тёплая) неоклассическая церковь Феодора Стратилата (завершена в 1806), которая также используется как колокольня. Изданная в 1888 году книга «Москва съ ея святынями и священными достопримѣчательностям » утверждала: «В 1806 к церкви Архангела Гавриила была пристроена колокольня с приделом во имя Феодора Стратилата . В настоящее время только в этом приделе и совершается богослужение. Архангельская же церковь остаётся только как памятник времён Императора Петра.» .

В самом конце XIX века почтамтское начальство отказалось от содержания церкви и она стала приходскою. Храм был закрыт в 1930-е . Существующий иконостас перенесён из московского храма Преображения Господня в селе Преображенском , который был разрушен в 1964 году; иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города Махачкалы .

Антиохийское подворье

В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III (Тахан) , бывший в начале ХХ века настоятелем Антиохийского подворья в Москве. Во время его официального собеседования с Патриархом Московским Алексием I было решено возобновить деятельность Антиохийского подворья. Для организации подворья Московской Патриархии в начале 1948 года были переданы два храма, во имя Архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата. Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года по завершении Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей мира .

Святыни храма

В храме Архангела Гавриила замечательны иконы в местном ряду иконостаса: Архангела Гавриила в серебряной ризе и икона Богоматери Благодатное Небо слева от Царских врат .

См. также

Напишите отзыв о статье "Меншикова башня"

Примечания

Литература

  • Памятники архитектуры Москвы. Белый город. - Москва: Искусство, 1989. - С. 245-251.

Ссылки

Рекорды

Отрывок, характеризующий Меншикова башня

Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня.
Наполеон».

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.
Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.
– Ишь ты, и курские прошли, – говорили в рядах.
– Страсть, братец ты мой, что войски нашей собралось! Вечор посмотрел, как огни разложили, конца краю не видать. Москва, – одно слово!
Хотя никто из колонных начальников не подъезжал к рядам и не говорил с солдатами (колонные начальники, как мы видели на военном совете, были не в духе и недовольны предпринимаемым делом и потому только исполняли приказания и не заботились о том, чтобы повеселить солдат), несмотря на то, солдаты шли весело, как и всегда, идя в дело, в особенности в наступательное. Но, пройдя около часу всё в густом тумане, большая часть войска должна была остановиться, и по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины. Каким образом передается это сознание, – весьма трудно определить; но несомненно то, что оно передается необыкновенно верно и быстро разливается, незаметно и неудержимо, как вода по лощине. Ежели бы русское войско было одно, без союзников, то, может быть, еще прошло бы много времени, пока это сознание беспорядка сделалось бы общею уверенностью; но теперь, с особенным удовольствием и естественностью относя причину беспорядков к бестолковым немцам, все убедились в том, что происходит вредная путаница, которую наделали колбасники.
– Что стали то? Аль загородили? Или уж на француза наткнулись?
– Нет не слыхать. А то палить бы стал.
– То то торопили выступать, а выступили – стали без толку посереди поля, – всё немцы проклятые путают. Эки черти бестолковые!
– То то я бы их и пустил наперед. А то, небось, позади жмутся. Вот и стой теперь не емши.
– Да что, скоро ли там? Кавалерия, говорят, дорогу загородила, – говорил офицер.
– Эх, немцы проклятые, своей земли не знают, – говорил другой.
– Вы какой дивизии? – кричал, подъезжая, адъютант.
– Осьмнадцатой.
– Так зачем же вы здесь? вам давно бы впереди должно быть, теперь до вечера не пройдете.
– Вот распоряжения то дурацкие; сами не знают, что делают, – говорил офицер и отъезжал.
Потом проезжал генерал и сердито не по русски кричал что то.
– Тафа лафа, а что бормочет, ничего не разберешь, – говорил солдат, передразнивая отъехавшего генерала. – Расстрелял бы я их, подлецов!
– В девятом часу велено на месте быть, а мы и половины не прошли. Вот так распоряжения! – повторялось с разных сторон.
И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев.
Причина путаницы заключалась в том, что во время движения австрийской кавалерии, шедшей на левом фланге, высшее начальство нашло, что наш центр слишком отдален от правого фланга, и всей кавалерии велено было перейти на правую сторону. Несколько тысяч кавалерии продвигалось перед пехотой, и пехота должна была ждать.
Впереди произошло столкновение между австрийским колонновожатым и русским генералом. Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница; австриец доказывал, что виноват был не он, а высшее начальство. Войска между тем стояли, скучая и падая духом. После часовой задержки войска двинулись, наконец, дальше и стали спускаться под гору. Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска. Впереди, в тумане, раздался один, другой выстрел, сначала нескладно в разных промежутках: тратта… тат, и потом всё складнее и чаще, и завязалось дело над речкою Гольдбахом.
Не рассчитывая встретить внизу над речкою неприятеля и нечаянно в тумане наткнувшись на него, не слыша слова одушевления от высших начальников, с распространившимся по войскам сознанием, что было опоздано, и, главное, в густом тумане не видя ничего впереди и кругом себя, русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, подвигались вперед и опять останавливались, не получая во время приказаний от начальников и адъютантов, которые блудили по туману в незнакомой местности, не находя своих частей войск. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны, которые спустились вниз. Четвертая колонна, при которой находился сам Кутузов, стояла на Праценских высотах.
В низах, где началось дело, был всё еще густой туман, наверху прояснело, но всё не видно было ничего из того, что происходило впереди. Были ли все силы неприятеля, как мы предполагали, за десять верст от нас или он был тут, в этой черте тумана, – никто не знал до девятого часа.
Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела.

Похожие публикации