Бюджетное правило базовой цене и курсе. Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики

Используется правило следующим образом:

Согласно официальной позиции Министерства финансов , бюджетное правило снижает зависимость федерального бюджета от состояния мировых рынков , а также обеспечивает «подушку безопасности» на случай кризиса, аналогичного кризису 2008 года .

История правила

Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года , когда был образован Стабилизационный фонд . Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения , которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.

Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2013 года № 293-р государственной программы «Управление государственными финансами» предусматривается возможность последующего распространения автоматических стабилизаторов на иные элементы и уровни бюджетной системы, помимо прочего в части долговой политики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований . Сотрудники Министерства Финансов не отрицают возможности применения бюджетного правила в будущем для бюджетов регионов и муниципалитетов.

Мнения экономистов и государственных деятелей

Бюджетное правило выполняет две основные функции: определяет алгоритм распределения нефтегазовых доходов в части суверенных фондов и устанавливает ограничения на расходную часть бюджета. В связи с последней функцией в экспертном сообществе идет дискуссия о целесообразности установления такого правила.

Существуют два основных взгляда на проблему:

  • необходимо смягчение бюджетного правила в части ограничений госрасходов;
  • необходимо сохранение жесткого правила, ограничивающего государственные расходы.

За смягчение бюджетного правила последовательно выступают помощник президента России Андрей Белоусов , предлагавший снизить порог Резервного фонда с 7 до 5 % ВВП, чтобы направить высвободившиеся средства на строительство дорог, состояние которых мешает росту экономики страны, а также заместитель министра экономического развития Андрей Клепач .

Данную позицию поддерживает министр экономического развития Алексей Улюкаев , заявивший, что бюджетное правило должно быть «чувствительно к инвестиционному циклу или варьироваться с учетом того, какая инвестиционная ситуация складывается». По мнению Заместителя председателя Правительства Ольги Голодец , правило негативно влияет на экономическое и социальное развитие страны - под вопросом оказываются не только социальные, но и инвестиционные расходы.

За сохранение жесткого бюджетного правила выступает Министерство финансов Российской Федерации в лице министра Антона Силуанова . Введение бюджетного правила приветствовалось Международным валютным фондом в лице главы миссии МВФ в России, советника европейского управления Антонио Спилимберго .

Аргументы в пользу смягчения правила

Аргументы в пользу сохранения правила

Напишите отзыв о статье "Бюджетное правило"

Примечания

Ссылки

  • Яковенко Дмитрий. (рус.) . «Эксперт» №18-19 (897) (28 апреля 2014). Проверено 3 мая 2014.
  • Александр Айвазов. . ИА REGNUM (28 апреля 2013). Проверено 3 мая 2014.
  • . Бюджет.ru (29 МАРТА 2013). Проверено 3 мая 2014.

Отрывок, характеризующий Бюджетное правило

– Ну, вот и хорошо, – продолжал полковой командир. – Людям по чарке водки от меня, – прибавил он, чтобы солдаты слышали. – Благодарю всех! Слава Богу! – И он, обогнав роту, подъехал к другой.
– Что ж, он, право, хороший человек; с ним служить можно, – сказал Тимохин субалтерн офицеру, шедшему подле него.
– Одно слово, червонный!… (полкового командира прозвали червонным королем) – смеясь, сказал субалтерн офицер.
Счастливое расположение духа начальства после смотра перешло и к солдатам. Рота шла весело. Со всех сторон переговаривались солдатские голоса.
– Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?
– А то нет! Вовсе кривой.
– Не… брат, глазастее тебя. Сапоги и подвертки – всё оглядел…
– Как он, братец ты мой, глянет на ноги мне… ну! думаю…
– А другой то австрияк, с ним был, словно мелом вымазан. Как мука, белый. Я чай, как амуницию чистят!
– Что, Федешоу!… сказывал он, что ли, когда стражения начнутся, ты ближе стоял? Говорили всё, в Брунове сам Бунапарте стоит.
– Бунапарте стоит! ишь врет, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется. А то, говорит, в Брунове Бунапарте стоит! То то и видно, что дурак. Ты слушай больше.
– Вишь черти квартирьеры! Пятая рота, гляди, уже в деревню заворачивает, они кашу сварят, а мы еще до места не дойдем.
– Дай сухарика то, чорт.
– А табаку то вчера дал? То то, брат. Ну, на, Бог с тобой.
– Хоть бы привал сделали, а то еще верст пять пропрем не емши.
– То то любо было, как немцы нам коляски подавали. Едешь, знай: важно!
– А здесь, братец, народ вовсе оголтелый пошел. Там всё как будто поляк был, всё русской короны; а нынче, брат, сплошной немец пошел.
– Песенники вперед! – послышался крик капитана.
И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося…» и кончавшуюся словами: «То то, братцы, будет слава нам с Каменскиим отцом…» Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на место «Каменскиим отцом» вставляли слова: «Кутузовым отцом».
Оторвав по солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто осторожно приподнял обеими руками какую то невидимую, драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее:
Ах, вы, сени мои, сени!
«Сени новые мои…», подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу. Сзади роты послышались звуки колес, похрускиванье рессор и топот лошадей.
Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
– Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
– Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
– Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
– Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
– Прикомандирован, дежурю.
Они помолчали.
«Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
– Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
– Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
– Или у вас денег много завелось?
– Приходи.
– Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
– Да что ж, до первого дела…
– Там видно будет.
Опять они помолчали.
– Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]

Без бюджетного правила при каждом удорожании нефти на дополнительные $5 за баррель экономика бы прибавляла в росте по 0,5 процентного пунктов (п.п.), инфляция бы сокращалась на 0,5 п.п., а курс рубля был бы крепче на 5–7%. Об этом говорится в материалах Минэкономразвития к новому макропрогнозу до 2020 года, с которыми ознакомились «Известия». Бюджетное правило с ценой отсечения в размере $40 за баррель направлено на последовательное сокращение дефицита бюджета и наполнение резервов на случай нового кризиса. Эксперты согласны с необходимостью копить на черный день.

Бюджетное правило было введено в России в 2013 году. Оно предполагало, что все нефтегазовые доходы бюджета сверх $90 за баррель будут идти в Резервный фонд (РЗФ) для накопления. Как только объем РЗФ достигал установленного на год показателя по накоплениям (в 2014 году - 7% ВВП), все сверхдоходы шли в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Таким образом Россия формировала «подушку безопасности» на случай кризиса. Накопления Минфину пригодились: в 2015 году из-за сильного падения цен на нефть действие бюджетного правила было приостановлено, а средства из РЗФ стали направляться на покрытие дефицита бюджета. По состоянию на 1 сентября этого года объем РЗФ составляет 1 трлн рублей, тогда как на 1 января 2015 года (до того как Минфин стал тратить резервы) его объем был почти 5 трлн рублей. Объем ФНБ составляет 4,4 трлн рублей.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Поправки в Бюджетный кодекс о введении нового бюджетного правила и объединении РЗФ и ФНБ на базе последнего были утверждены в конце июля. Нововведения заработают с 2018 года. Цена отсечения составит $40 за баррель.

Без бюджетного правила при каждом удорожании нефти на $5 за баррель ВВП прибавлял бы в росте по 0,5 п.п., инфляция снижалась на 0,5 п.п. сильнее, а курс рубля был бы крепче на 5–7%, подсчитали в Минэкономразвития. С бюджетным правилом при удорожании нефти на $5 экономика будет прибавлять в росте по 0,1–0,2 п.п., инфляция сокращаться на 0,2 п.п., а курс рубля - укрепляться на 1,5–2%.

При этом в Минэкономразвития поддерживают введение бюджетного правила с ценой отсечения $40 за баррель, говорил журналистам министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, это позволит последовательно снижать дефицит бюджета. Благодаря бюджетному правилу к 2020 году дефицит может сократиться с существующих 2% ВВП до 0,8% ВВП.

С бюджетным правилом экономическое развитие России будет более сдержанным, из-за того что оно существенно ограничивает поступление денег в экономику, объяснил макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

Если бы все нефтегазовые доходы шли в бюджет, то, соответственно, и расходы бюджета были бы больше, а значит, и рост экономики выше. При этом уровень инфляции у нас в стране сильно привязан к курсу рубля. Чем крепче рубль, тем ниже инфляция. Это связано с тем, что у нас большая доля импортных товаров, которые покупаются за валюту. При ослаблении рубля покупать их приходится за большие деньги, поэтому и товары в рублях становятся дороже, - объяснил Станислав Мурашов.

Экономический рост не будет оправданным без существования бюджетного правила, считает директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин.

Мы не можем себе позволить пустить все деньги на расходы и увеличивать тем самым экономический рост, потому что если случится новый кризис, то Россия останется у разбитого корыта и это перечеркнет весь рост, который был. Новое бюджетное правило довольно жесткое, в принципе цена отсечения в размере $40 за баррель - справедливая, - уверен Александр Дерюгин.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что 2018 год станет последним, когда Минфин будет тратить резервы. Начиная с 2019 года ведомство полностью перейдет к накоплению средств.

Фото pixabay.com

В общей прибыли экономики ощутимо выросла доля сырьевых отраслей: сейчас она близка к 40%, а к концу года, по экспертным прогнозам, вполне может достичь 50%. Сырьевое проклятие не преодолено. Принятое правительством бюджетное правило толкает российскую экономику в окончательное нефтяное рабство, считают эксперты. Экономика искусственно обескровливается, для диверсификации и развития не остается источников. И власти пытаются сделать таким «источником» население и бизнес. Предпринимательская депрессия обрабатывающих отраслей уже стала хронической.

По последним данным Росстата, доля убыточных предприятий в России в январе-апреле составила 34,2%. Как сообщил директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (экс-глава департамента Минэкономразвития), это «максимум за последние четыре года».

Если смотреть в отраслевом разрезе, то самая большая доля убыточных предприятий (свыше 40%) зафиксирована в таких секторах, как обеспечение электроэнергией, газом и паром; добыча полезных ископаемых; транспортировка и хранение; научная и техническая деятельность. В сфере водоснабжения она почти близка к 50%. На таком фоне обрабатывающий сектор выглядит как будто неплохо: доля убыточных предприятий – 33%.

Однако одновременно с этим именно на сырьевые отрасли приходится основной вклад в общую прибыль экономики. В январе–апреле совокупный сальдированный финансовый результат предприятий (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых компаний и госучреждений) составил более 3,5 трлн руб. – на такую сумму совокупная прибыль превысила совокупный убыток.

Около 1,3 трлн руб. из этой суммы приходится на добывающий сектор, который по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличил свой результат сразу на 61%. Тем самым доля добывающего сектора стала самой большой, составив 37%. А обрабатывающая промышленность ухудшила свой результат: снижение составило почти 4%. На этот сектор приходилось только 849 млрд руб., или 24% совокупного финансового результата.


По прогнозу Тремасова, к концу года доля сырьевых отраслей в прибыли экономики вполне может достичь 50%. Заметим, такое происходит редко, однако подобный сценарий нельзя назвать абсолютно фантастическим. Например, в 2014 году в сальдированном финансовом результате организаций на добывающий сектор приходилось почти 50%, а на обрабатывающий – только четверть.

Сейчас, на фоне растущих нефтяных цен и таких финансовых результатов компаний, принятое правительством бюджетное правило «продвигает нас семимильными шагами в сторону сырьевой экономики», предупреждает Тремасов.

Ранее финансовые власти уже поясняли, что бюджетное правило с ценой отсечения около 40 долл. за баррель помогает сгладить связанные с внешней конъюнктурой колебания валютного курса. Дополнительные нефтегазовые доходы, полученные благодаря стоимости нефти сверх цены отсечения, направляются в резервы – с этой целью Минфин покупает иностранную валюту. Правда, такое правило привело к тому, что российская валюта по отношению к доллару искусственно обесценивалась даже на фоне дорожающей нефти (см. ).

Уже несколько лет подряд обрабатывающие отрасли находятся в России в состоянии предпринимательской депрессии – это фиксирует Росстат. Сейчас ситуация снова ухудшается. Так, в мае 2018-го индекс предпринимательской уверенности обрабатывающих производств составил в РФ –3,5% (почти таким же он был и в июне), хотя в декабре 2017-го индекс составлял –1,1%. То есть произошло ухудшение. Минус свидетельствует о преобладании негативных оценок предпринимателей, данные приводятся с исключением сезонного фактора.

Искусственное обескровливание экономики с помощью бюджетного правила, когда дополнительные нефтегазовые доходы изымаются из экономики и направляются в резервы, не способствует ни модернизации, ни диверсификации.

Но, даже изъяв из экономики «лишние» нефтегазовые доходы, власти могли бы этими деньгами воспользоваться все равно иначе: например, направив их на балансировку пенсионной системы. К слову, Фонд национального благосостояния (ФНБ) для того и создавался. Он мог бы стать аналогом норвежского госфонда. Но ФНБ не только не может похвалиться такой же доходностью, как и норвежский госфонд (см., например, ), он еще и расходуется все чаще на различные проекты, не связанные с пенсионной системой. Причем расходуется, как показывают проверки, не всегда эффективно (см. «НГ» от ; ).

Опрошенные «НГ» эксперты допускают, что к концу года доля сырьевых отраслей в общей прибыли экономики может достичь 50%.

«Ситуация, сложившаяся с финансовыми результатами предприятий, в настоящий момент носит конъюнктурный характер. Текущая тенденция определяется внутренним ростом цен практически на все виды сырья. Прежде всего на моторное топливо. При относительно стабильном курсе рубля это ведет к росту прибыльности в сырьевых секторах и увеличению издержек в остальной экономике. Доля сырьевых отраслей в прибыли может теоретически вырасти до 50% при условии дальнейшего роста цен на нефть», – поясняет замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Александр Широв.

«В целом никаких существенных изменений в структуре российской экономики в последние годы не происходит, – продолжает эксперт. – Для изменений нужен рост конкурентоспособности базовых производств, который возможен только при росте инвестиционной активности».

По словам Широва, сейчас бюджетное правило ограничивает укрепление рубля, «сдерживает рост расходов бюджета конъюнктурного характера», «обеспечивает увеличение объемов ликвидности в финансовой системе». При этом «дополнительные доходы бюджета не используются на цели модернизации экономики», добавляет эксперт.

«Последние два года снова проявились признаки «голландской болезни». Так, с 2015 по 2017 год экспорт нефтяного сырья возрос на 15,4 млн т, что подтверждает ориентацию налоговой политики на стимулирование ресурсного экспорта», – замечает доцент Высшей школы корпоративного управления Академии при президенте (РАНХиГС) Тамара Сафонова.

Несмотря на заявления правительства, страна не избавилась от сырьевой зависимости. В первом квартале 2018-го доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете выросла до 45,6%, для сравнения: в первом квартале 2017-го она была 41,8%. Такие данные приводили в майском мониторинге экономической ситуации специалисты РАНХиГС и Института Гайдара.

Как считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский, было бы разумным смягчить бюджетное правило, подняв цену отсечения, и «направить сейчас больше денег на развитие, вместо того чтобы держать нынешнюю планку и добывать деньги через, например, повышение налога на добавленную стоимость, которое, безусловно, ударит по обрабатывающим отраслям еще больнее».

«Бюджетное правило изначально было создано как инструмент избавления от сырьевой зависимости по принципу «раз сейчас мы этих денег, отправленных в запасы, не видим, значит, их нет, как нет и сырьевой зависимости». Но это не так. Доля нефтегазовых доходов все равно растет в структуре бюджета. А отказ от денег, направленных в запасы, приводит к тому, что правительство вынуждено искать средства у народа и предприятий, увеличивая на них нагрузку, – обращает внимание директор Института актуальной экономики Никита Исаев. – В итоге развитие только тормозится».

11:37 — REGNUM

Правительственный закон о бюджетном правиле Госдума приняла в третьем итоговом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 19 июля. По планам Минфина, который разработал законопроект, принятие нового бюджетного правила позволит снизить зависимость федерального бюджета от нефтяных цен.

Правило устанавливает предельный объем расходов для федерального бюджета. Теперь он не сможет превышать сумму нефтегазовых доходов за очередной финансовый год. Сумма нефтегазовых доходов рассчитывается при учете базовой цены на сырье (нефть и газ), прогнозируемых курса рубля к доллару, объема ненефтегазовых доходов и расходов на обслуживание госдолга.

Базовая цена барреля нефти при расчете бюджета должна составлять 40 долларов. С 2018 года стоимость сырья будет ежегодно индексироваться на 2%.

«Это правило в полном объеме вступит в действие с 2019 года, а на 2018 год предельный уровень расходов предлагается определить с учетом первичного дефицита в 1% ВВП», — отметил депутат Госдумы Глеб Хор («Единая Россия»). Он напомнил, что в ходе обсуждения проекта закона в Госдуме звучали предложения повысить используемую в новом правиле цену отсечения с 40 до 50 долларов за баррель. «Однако большинство депутатов сочло возможным сохранить предложенную правительством РФ планку в 40 долларов», — добавил парламентарий.

Дополнительные доходы от более высокой цены на нефть будут перенаправлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Изначально Минфин предлагал наполнять дополнительными доходами Резервный фонд, основная задача которого — сокращение бюджетного дефицита. Для этих же целей ведомство предлагало фактически реорганизовать ФНБ и объединить его с Резервным фондом. Однако профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам отмечал, что основная задача ФНБ —обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Поэтому перенаправить все средства ФНБ в Резервный фонд невозможно.

Ко второму чтению Минфин и профильный комитет изменили документ, прописав, что Резервный фонд к 1 февраля 2018 года будет ликвидирован и вольется в ФНБ. Новый Объединенный фонд возьмет на себе задачи по сбалансированности страховой пенсионной системы, финансированию дефицита федерального бюджета, а также софинансированию добровольных пенсионных накоплений.

Средства ФНБ можно будет использовать, в том числе, на софинансирование добровольных пенсионных накоплений и финансирование дефицита федерального бюджета в зависимости от остатка средств фонда на конец года, отметил депутат Госдумы Леонид Симановский («Единая Россия»). «Если объем размещенных на депозитах и банковских счетах в Банке России средств ФНБ превысит 5% ВВП на конец очередного года, то использование средств фонда на покрытие дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ будет ограничен объемом недополученных нефтегазовых доходов, а если не превысит 5% — то 1% ВВП», — отметил парламентарий, комментируя закон.

Как вы знаете, сейчас Минфин занимается глупостью при цене нефти выше уровня заложенного в бюджет, он начинает избыточно поступившие платежи (налоги, сборы и пошлины) складывать в валютную кубышку. Для этого использует валютный рынок. И напрямую покупает с валютного рынка доллары.

В среднем Минфин будет каждый месяц иметь профицит 200 млрд рублей (при текущих нефтяных котировках), в год получится 2400 млрд. рублей. Минфин получит, при курсе 56 рублей за доллар, 42 млрд долларов, которые вложит в ценные бумаги США и Европы под смешные проценты. В долларах под 2%, в евро практически под ноль. При этом Минфин активно продолжит занимать на внутреннем рынке в рублях и внешнем рынке в долларах. Под существенно больший процент!!! Особенно в рублях!!!

На внутреннем рынке планируется увеличить долг на триллион рублей. В РФ госдолг постоянно растёт независимо от того профицитный бюджет или дефицитный. Такое длится уже с середины 2000-х. Если так будут делать физические лица (вкладывать под маленький процент и одновременно занимать под больший), то финансовый консультант скажет ему, что он делает неправильно и посоветует правильный вариант.
И эти люди, весь финансово-экономический (МинФин, МЭР, ЦБР) учёт нас финансовой грамотности? Хвастаются низким уровнем долга относительно ВВП, хотя он мог быть ниже. Запускают поезда финансовой грамотности (я серьёзно, такое явление было finparty.ru/sobytiya/15773/ и продолжалось несколько лет). Специально придумывают ОФЗ для населения, чтобы повысить финансовую грамотность невежд-холопов.

Ребята, вы серьёзно? Это кто кого должен учить?

Самое интересное, что доллар Минфин через открытый рынок не продаёт. Продаёт напрямую ЦБР, с формулировкой «не влиять на курс» и это позволяет сохранить уровень резервов на прежнем уровне. Т.е. когда курс рубля растёт, на него влиять можно через валютный рынок (манипулировать), а когда падает, нужна эмиссия, которая «ни на что не влияет» и не происходит валютной манипуляции.
Почему бы также не продавать валюту, когда она нужна, через валютный рынок? Минфин покупает валюту каждый день на не очень существенный объём для рынка. 200 млрд/22 торговых дня=9 млрд рублей в день. В масштабах огромной ликвидности валютного рынка- это ни о чём. Почему бы не делать так при продаже валюты? Осуществлять продажу маленькими порциями каждый день, рынок это не почувствует. Вы ведь знаете в какие у вас месяцы профицит, а в какие дефицит. Так вот, заранее её продавайте по чуть-чуть. Читатель скажет, что у нас экспортно-ориентируемая экономика, нам нельзя иметь высокий курс рубля, все помрут, экономика встанет. Вот алюминиевый миллиардер Дерипаска недавно стонал, что слишком высокий курс. На что я вам отвечу, что Дерипаска стонет постоянно об этом (я слежу за экономическим цирком с 2008 года). Однако, ещё никто не умер, мы все живы, предприятия работают. Дерипаска как был миллиардером, так им и остаётся. Чтобы там не вещал Демура, Рабинович, Потапенко, Грудинин, миллиардеры-экспортёры. Мы не должны делать преференции ради кого-то одного или некой группы субъектов (например, экспортёров), главная цель капитализма- удовлетворение потребителей, предложение им наибольшего количества благ. А удовлетворение потребителя возможно при снижении цен на продукцию.
У нас импортозависимая экономика. Невозможно производить объёмные инвестиции в основной капитал, когда нормальное оборудование есть только за рубежом, и продаётся оно за иностранную валюту по высокому курсу. Активный рост инвестиций в основной капитал и рост экономики в России происходил при укреплении рубля. Я думаю вам понятно, что заплатить за оборудование в долларах при курсе 56 рублей и при курсе 50 рублей это существенная разница, что непосредственно влияет на окупаемость проекта.
Я предлагаю перестать манипулировать валютным курсом! И переформулировать бюджетное правило. Оно должно стимулировать инвестиции, снижать объём госдолга, экономить бюджет и снижать процентную ставку для всех субъектов экономики. Объясняю.
На 1 января 2018 объём рублёвого госдолга составил 7.2 трлн рублей !! При средней ставке 7.5% Ежегодно федеральный бюджет платит 540 млрд рублей (цифра сравнимая с расходами на здравоохранение) только на проценты! (Вы понимаете масштаб «трагедии»? )
Я предлагаю весь избыток (т.е. 200 млрд рублей в месяц) тратить Минфину на выкуп своего же госдолга с рынка. (Примечание: Судя по комментариям, некоторые не понимают эту строку, поясню. Избыток (профицит) в 200 млрд рублей образуется из-за того, что текущая цена нефти выше цены, заложенной в бюджет. Это предложение несвязанно с 540 млрд на процентные платежи и расходами на здравоохранение ).
Но не погашать его, а держать на своём балансе. Т.е. платить проценты самому себе. За год можно сократить госдолг на 2.4 трлн рублей!!! Сэкономить 180 млрд рублей процентов! Вместо этого они переводят это в доллары и евро. И максимум что могут заработать за год -2% или 48 млрд рублей. Сэкономленные деньги можно направить на другие расходы или снизить доходы: уменьшить налоги и пошлины, ввести налоговые льготы для бизнеса, что простимулирует бизнес. Если вдруг нефть падает и становится понятно, что будет дефицит, то Минфин обратно продаёт (вторичное размещение) свой долг через биржу (можно постепенно каждый день на пару млрд рублей) через биржевой стакан. Не нужно проводить никаких аукционов. Само объявление о выкупе госдолга Минфином приведёт к росту его курсовой стоимости и снижению ставок как по самому госдолгу (т.е. 7.5% превратится в 3,5-4% при будущих заимствованиях), так и для других субъектов, т.к. кредитный спред (надбавка за риск) будет следовать за снижением безрисковой доходности (ОФЗ). В результате топовые предприятия смогут занимать под 4-4,5% (в долларах они сейчас занимают примерно под такую величину), остальные субъекты под 6-7%. Сейчас Минфин своими огромными размещениями забирает сбережения, не давая возможности другим субъектам экономики занять дешевле. Никто ведь не будет давать предприятию в долг под 7%, когда Минфину можно дать под 7.5%. Иными словами Минфин забирает существенную долю рынка капитала себе. Вместе с укреплением рубля, которому Минфин не будет мешать, его долговая политика простимулирует предприятия инвестировать и закупать лучшее оборудование, иметь меньший срок окупаемости проектов.
Инфляционных рисков нет. Инфляция переводится как «разбухаю», всегда под инфляцией имели в виду увеличение денежной массы, которое ведёт к обесценению валюты против товаров и услуг. Это в 20 веке Фишер и Кейнс изменили смысл слова на «рост цен». Рост цен может происходить по нескольким причинам-нехватка предложения (засуха, война, наводнение, иной форс-мажор), рост спроса (увеличение доходов население) и рост денежной массы. В России денежная масса постоянно растёт и росла, именно поэтому у нас растут цены, а правильно сказать обесцениваются деньги. ЖКХ поднимают из-за роста денежной массы, а не наоборот и из-за перекрёстного субсидирования (пережиток избыточного регулирования экономики), которое хотят убрать, но никак не уберут. И не забывайте, что цены растут неравномерно! Если увеличатся цены на электричество на 20%, это не значит, что вырастут цены на всё на 20%. Цены на оптовом рынке постоянно меняются, однако, я и вы это вряд ли замечаете. Всё зависит от структуры расходов граждан и издержек предприятия. Самое главное- от спроса на товары и услуги. Если спрос очень чувствителен к росту цен, то как бы у тебя не росли издержки, ты не можешь поднять цены на свою продукцию. К сожалению, у нас до сих пор граждане, в том числе пользователи сайта этого не могут понять. При капитализме происходит удешевление производства и снижение цен при прочих равных. Именно этот фактор позволяет уменьшить рост цен, являющийся следствием роста денежной массы.
Так вот, экономика получила больше сбережений субъектов, которые пошли в частный сектор. Имеем рост занятости, рост доходов населения, увеличение предложение товаров, что ведёт к уменьшению цен, диверсификации, росту экономики!
Вы скажите, что это противоречит плану ЦБР по регулированию экономики через процентную ставку. ЦБР только создаёт инфляцию, он главная проблема. Если его так беспокоит инфляция, то у него есть другие инструменты ДКП, например норма резервирования. Поднимите норму резервирования и замедлите рост кредитования, и замедлите рост инфляции, который сами создаёте.
При снижении нефтяных цен госдолг РФ останется привлекательным в глазах инвестора, т.к. его величина станет небольшой, экономика окрепшей, что уменьшит зависимость бюджета от изменения цен на нефть. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете после периода стимулирования экономического роста снизится, т.к. ненефтяной сектор увеличит отчисления в бюджет.

Если Минфин не хочет уменьшать свой госдолг и стимулировать подобным образом экономический рост, есть другой вариант, который тоже простимулирует экономический рост. Это разморозка пенсионных накоплений, пора вернуть избыточные доходы бюджета гражданам! Это сотни миллиардов рублей, которые НПФ направят на покупку облигаций (ОФЗ и корпоратов) и уменьшат стоимость заимствований для всех субъектов экономики. С 2014 года пенсионные накопления заморожены, в результате экономика не растёт, не хватает сбережений. Однако, этот вариант хуже, т.к в таком случае госдолг не снизится, а продолжит расти. Эффект будет не такой масштабный. Но лучше, чем обеспечение спроса на валюту страны, которая любит вводить санкции и пугать всех ожиданием докладов о влиянии потенциальных санкций на экономику.

Похожие публикации