Благоразумие благоразумный. Благоразумие – что такое и как отличить от трусости? Пример благоразумия

Каждый человек желает быть успешным, счастливым, спокойным и гармоничным человеком. Однако все эти цели необходимо развивать и достигать. Невозможно родиться счастливым, жить спокойно или быть успешным всегда. Человек должен к этому прийти, в чем помогает благоразумие. Интернет-журнал сайт рассматривает, что это такое, и поскольку люди часто путают благоразумие с трусостью, тогда необходимо объяснить отличие данных понятий.

Посмотрите в корень самого слова: «благо» и «разум». Таким образом, человек должен размышлять благостно. Это и определяет понятие благоразумия. Человек в каждой ситуации думает над тем, как ему поступить, чтобы достичь определенного результата. Если уже рассматривать благоразумие в сравнении с трусостью, то можно сказать, что во время трусливого поведения человек не мыслит, а просто реагирует.

Благоразумием можно назвать качество, когда человек в сложной и критической для себя ситуации начинает управлять своими , не позволяя им себя заполонять. Он сохраняет спокойствие, продолжает чувствовать себя гармоничным и полноценным человеком, вспоминает о целях, которых он желает достичь в конкретной ситуации, а затем решает, какие действия совершить, чтобы достичь своего .

Благоразумие – это умение человека в нужный момент воспользоваться своими знаниями и опытом для решения конфликтного вопроса ради выбора, какое действие совершить, чтобы достичь лучшего результата. Чтобы такого эффекта достичь, человеку нужно начать с того, что он будет четко понимать, чего хочет, и стремиться только к самому лучшему. А уже в ситуации стресса выбирать наиболее лучший вариант из предложенных, чтобы достичь цели и понести наименьшие потери.

О важности желать себе самое лучшее и хорошее люди часто забывают. На тему того, что человек умеет мечтать, отпускается немало негативных отзывов:

  • Мечтая, человек перестает жить в реальном мире.
  • Человек настолько может увлечься мечтами, что начнет жить только ими.
  • Нужно не только мечтать, но еще и действовать, чтобы реализовать свои мечты в реальность.

Несомненно, как и в любом другом деле, не нужно впадать в крайности. Мечтать полезно и нужно. Но не стоит забывать о том, что ваше физическое тело находится в реальном мире, и здесь нужно действовать, чтобы ваши мечты стали реальными.

И все же начните желать! Перестав мечтать, многие люди теряют еще одно качество – они перестают желать себе всего самого лучшего и хорошего. Женщина может найти себе алкоголика-мужчину. Зачем он ей нужен, не понятно. Мужчина может устроиться на работу, которая первая ему попалась. Если он при этом получает мизерную зарплату и не доволен жизнью, то зачем ему такая работа? Переставая мечтать, люди перестают желать себе всего самого хорошего и лучшего. Это и есть та причина, по которой многие люди начинают изо дня в день.

Если вы идете по жизни, страдая, значит, вы перестали желать себе самого лучшего и хорошего. Выбирая продукты питания, вы берете первое, что попадется вам в руки. А если бы вы желали себе самого лучшего и хорошего, тогда сначала рассмотрели то, что берете, и потом уже взяли самое целое, свежее и вкусное. Вы ведь не выбираете одежду просто потому, что вы ее взяли в руки? Вы сначала ее примеряете, обсматриваете, оцениваете, как смотритесь в ней в зеркале. Если вас все устраивает, тогда вы покупаете одежду, если нет, тогда не покупаете. Почему же вы такой подход не используете в любом вопросе – в работе, в личной жизни, в здоровье, в досуге, в общении с людьми и т. д.?

Начните желать себе самого лучшего и хорошего! Желайте себе то, желайте себе это – желайте для себя самих многое и хорошее! Вы достойны всего этого. Вы достойны все это иметь. Начните с того, что просто начнете уважать себя, ценить и любить. После чего приступайте к совершению действий, которые будут руководиться вашим желанием иметь только самое хорошее и только самое лучшее.

Что такое благоразумие?

Благоразумие – это качество, которое человек в себе развивает, он с ним не рождается. Благоразумие является следствием воспитания, образования, контактов с правильными людьми, которые будут обучать человека эффективно действовать в кризисных ситуациях. Благоразумным становится тот человек, который умеет размышлять, думать своей головой, при этом не является упрямым, а умеет слушать окружающих, анализировать ситуацию, видеть ее в целом.

Для достижения благоразумного подхода к жизни человек должен давать себе возможность подумать и сделать паузу. Не рубить сгоряча, не действовать спонтанно, а совершать поступки после того, как будут взвешены все «за» и «против», человек просчитает все риски, примет решение, которое будет наиболее отвечать всем его потребностям и желаниям.

Следует отличать благоразумие от мудрости:

  1. Благоразумие более целенаправленное, когда человек решает конкретный вопрос. Мудрость больше связана с опытом и знаниями человека, когда он в целом относится к жизни разумно.
  2. Благоразумие решает конкретную задачу, в то время как мудрость проявляется в отношении и поведении личности.

Благоразумие использует мудрость, то есть опыт, знания и навыки самого индивида. Мудрость, когда человек стремится к сохранению блага и спокойствия всего мира, позволяет ему принимать такие решения, которые не ущемят никого или дадут минимальные потери.

Благоразумие позволяет человеку устоять в ситуации, когда на него происходит давление извне. Благоразумие подразумевает делание разумных выводов в любой ситуации, когда человек увидел все обстоятельства и хорошенько их проанализировал.

Противоположностью благоразумия является безумие.

  • Они отличаются мыслительной деятельностью, направленностью (благоразумие учитывает нравственные и моральные принципы), сознательным принятием решений.
  • Благоразумие и безумие направлены на достижение человеком своих целей. Однако в отличие от благоразумия, безумие является порывом, когда человек плывет по течению туда, куда будет удобно его эмоциям и обстоятельствам.

Достаточно часто при благоразумии человек старается учитывать не только свои интересы, но и пожелания окружающих. Вот почему данное качество практически никогда не воспринимается отрицательно. Абсолютно все относятся к нему положительно.

Для самого человека благоразумие приносит много пользы:

  • Оно сохраняет его гармоничное и спокойное внутреннее равновесие.
  • Оно устремлено на удовлетворение его потребностей и желаний.
  • Оно помогает сохранить отношения с другими людьми.
  • Оно защищает человека от всплеска эмоций, после которых наступает «похмелье». А сам всплеск эмоций плох тем, что человек совершает порой безрассудные поступки.

Как отличить благоразумие от трусости?

Поскольку на внешнем поведении человека трусость и благоразумие похожи (индивид останавливает свою деятельность, не совершает поступков), следует отличать данные понятия:

  1. Трусость – это прекращение действий по причине возникшего внутри страха. Это защитная реакция, когда человек просто входит в ступор, чтобы потом быть готовым убежать или защищаться.
  2. Благоразумие – это прекращение действий по причине того, что человек пока еще не решил, какие поступки ему нужно совершить, чтобы достичь максимально положительного эффекта. Он решил остановиться, чтобы подумать, проанализировать ситуацию, чтобы принять решение и затем начать действовать.
  3. Трусость – это душевная слабость, когда человек не контролирует свои эмоции и не проявляет воли.
  4. Благоразумие, наоборот, сопровождается отсутствием эмоций, страха и предполагает наличие воли, сознательного процесса мышления и действий.
  5. Трусость – это страх, который человек ощущает и поддается ему. При этом человек прекращает думать, он просто реагирует, позволяет своему страху управлять им.
  6. Благоразумие тоже может сопутствовать страху, однако человек его чувствует и осознает, не позволяет брать над собой верх. Индивид в ситуации страха и тревоги понимает, что он волнуется, однако направляет свои силы не на переживания, а на устранение самой ситуации, что требует его мыслительной деятельности, анализа и принятия решений.
  7. Трусость человек не контролирует, она происходит бессознательно.
  8. Благоразумие человек контролирует, оно является сознательным процессом.

Примеров трусости существует очень много. Именно трусость нередко становится причиной разрушения отношений между людьми. В состоянии трусости люди совершают нелепые поступки. Это тоже отличает трусость от благоразумия – когда человек принимает такие решения и совершает такие действия, которые позволят сохранить отношения с окружающими.

Любите обсуждать других людей за их спинами? Вас никак иначе, как трусом, больше невозможно назвать. Только трусы выбирают тактику «Улыбаться в лицо и наносить удар в спину». Поэтому вы являетесь трусом, если в лицо другому человеку улыбаетесь, а когда он уходит из вашего поля зрения, обсуждаете и осуждаете его.

Если вы не трус (поскольку ни один человек не хочет признавать, что он таковым является), значит, вы боитесь. А боитесь вы показать свое истинное лицо, которое не соответствует тому образу человека, который демонстрируете. Скорее всего, вы боитесь сказать правду, потому что не умеете быть сильными или аргументировать свое мнение. Ведь за спиной другого человека вам не нужно отстаивать свою точку зрения – вот вы и выбираете тактику труса.

Лишь сильный человек готов сказать то, что он думает о другом человеке, ему в лицо. Он понимает, что на него могут обидеться, напасть, накричать или даже разорвать с ним отношения. Но лучше быть честным и открытым, чем общаться с человеком, который говорит гадости за вашей спиной. Вот почему успешные люди уважают тех, кто не боится им прямо высказать свое недовольство, потому что знают, что теперь за их спинами эти люди ничего плохого о них не скажут (они уже сказали то плохое, что увидели в них). Поэтому и держатся таких людей, которые готовы говорить им прямо все плохое и хорошее, а не быть трусами и всего лишь казаться их друзьями.

Итог

Благоразумие – это сознательный подход человека к решению трудных вопросов. Очень сложно в момент возникновения конфликта человеку сохранить самообладание, которое предполагает контроль собственных эмоций. Благоразумие уже начинается в тот момент, когда человек начинает контролировать свои эмоции. Их не нужно «глушить», им просто не нужно позволять проявляться и управлять вами. А затем в процесс вступает мыслительный процесс, когда человек начинает думать, что происходит и как выйти из ситуации наиболее благоприятным способом.

БЛАГОРАЗУМИЕ

БЛАГОРАЗУМИЕ

такое духа, когда мы «в здравом уме» и можем подавить наплыв душевных чувств ради внутренней гармонии; у Платона благоразумие – одна из четырех осн. добродетелей (см. Кардинальные добродетели). См. также Аффект.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

БЛАГОРАЗУМИЕ

Аристотель проанализировал специфически этическое благоразумия ( , в лат. переводе- prudentia). В русских изданиях Аристотеля переводят как рассудительность, а словом “благоразумие” передают термин σωφροσύνη. Однако в последующей истории философии проблемы, стоящие за этими терминами, стали обозначать соответственно понятиями благоразумия и умеренности. Аристотель определяет благоразумие (рассудительность) как , причастный суждению склад души, предполагающий совершение поступков, касающихся человеческих благ. Главное дело благоразумного (рассудительного) .состоит в принятии правильных решений относительно блага и пользы для себя в целом-для хорошей жизни. Положительную нравственную благоразумия в трактовке Аристотеля определяет его обусловленность умеренностью (σωφροσύνη) - нравственной добродетелью, благодаря которой сознает, в чем заключается его . С помощью благоразумия человек способен выбрать правильные средства для этой цели в конкретной ситуации и осуществить его в поступке. Благоразумие как особое или как часть души, причастная суждению, отличается от нравственной добродетели, хотя одно без другого не существует. Оно также отличается от мудрости как научного знания и постижения с помощью разума наиболее ценных по своей природе вещей: благоразумие связано с человеческим благом, нацелено на принятие правильных для его осуществления решений. Аристотель подчеркивает, что быть благоразумным означает не просто знать, но быть способным совершать в соответствии со знанием поступки, и приводит в Фалеса и Анаксагора, которых называют не благоразумными, а мудрыми, так как они занимались божественными, но бесполезными для достижения человеческих благ предметами. По поводу этих предметов невозможно принимать решения, поскольку они неизменны. Если имеет дело с предельно общими, не допускающими обоснования определениями, то благоразумие предполагает в большей степени знание частного, поскольку имеет дело с принятием решений и совершением поступков в конкретных (частных) обстоятельствах. Благоразумный как способный к принятию решений умеет добиться высшего из осуществимых в конкретном поступке благ. Если мудрость обретают посредством ума, то рассудительность-посредством опыта и особого , сходного с убежденностью. Аристотель считал, что мудрость и благоразумие связаны в том смысле, что последнее, хотя и не пользуется мудростью, следит за тем, чтобы она развивалась. Своеобразие благоразумия государственных мужей в трактовке Аристотеля заключается в направленности их решений и поступков на благо государства. Это благоразумие Аристотель подразделяет на государственное (в свою очередь выделяя в нем благоразумие в принятии решений и в судопроизводстве), хозяйственное и законодательное. Значимость благоразумия в государственных делах, по Аристотелю, состоит в том, что собственное благо граждан невозможно вне зависимости от хозяйства и устройства государства. Фома Аквинский развивал концепцию благоразумия (prudentia) как одной из кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, мужеством и справедливостью) и определял его как правильное рассуждение в приложении к действию, или как мудрость в человеческих делах. Благоразумие проявляется в выборе конкретных поступков как средств для приближения к конечной цели блаженства, выражающего благость божественного миропорядка. Высшая трансцендентная в концепции Фомы определяет положительную нравственную ценность благоразумия. Он отличает подлинное благоразумие от ложного, которое заключается в выборе адекватных средств для имморальной цели, и от несовершенного, которому по той или иной причине не хватает полноты. Фома подчеркивает, что подлинное благоразумие состоит в устойчивой привычке поступать согласно добродетели и предполагает совершение правильных поступков на правильных основаниях в правильное . Для этого необходимы разумность, разбираться в конкретной ситуации, умение принимать советы, способность предвидеть последствия своих поступков.

В Новое время в философии и обыденном сознании понятия благоразумия постепенно перемещается во внеморальный . Обусловленность высшей (трансцендентной) целью все реже рассматривается в качестве необходимого личного (группового) блага. Значение благоразумия нередко трактуется двояко. Его связывают с умением, используя собственный опыт и опыт других людей, осуществлять личный или групповой и тем самым добиваться длительной выгоды, благополучия, а также продолжают считать добродетелью. А. Смит различает благоразумие, ориентированное на сохранение здоровья, благосостояния, доброго имени, личного спокойствия, и благоразумие, которое предполагает “более широкую цель” и сочетается с доблестью, с любовью к человечеству, справедливостью, геройством. Благоразумие в первом значении характеризует человека скорее осмотрительного, нежели предприимчивого, крайне бережливого, ответственного лишь за то, что определено обязанностями его положения, неизменно воздержанного, неутомимо трудолюбивого, искреннего и способного к дружбе, основанной “на благоразумном уважении скромных добродетелей”. Благоразумие во втором значении присуще великому полководцу или общественному деятелю, а в прошлом было отличительной чертой мудреца, академиков и перипатетиков. Оно основано на совершенстве нравственных и рассудочных качеств, “соединении превосходной головы с превосходным сердцем”. Если благоразумие в первом значении может “снискать лишь холодное уважение”, то второе вызывает восхищение и . Наконец, И. Кант на концептуальном уровне отделил благоразумие от морали. Он показал, что не определяется никакой внешней по отношению к нему целью, он безусловен, всеобщ и необходим. Благоразумие же направлено на естественную цель-счастье, и благоразумный является лишь средством для нее. В силу неопределенности содержания счастья, которое является идеалом не разума, а воображения, выявить разумные принципы достижения этой цели невозможно. Чтобы приблизиться к ней, следует действовать по эмпирическим советам ( бережливости, вежливости, сдержанности, диеты и т. п.), поскольку опыт учит, что они, как , способствуют достижению блага.

После Канта вновь предпринимались и предпринимаются попытки вписать благоразумие в моральный контекст. Это связано, с одной стороны, с попыткой выявить пруденциальные основания морали, с - с интересом к этике добродетелей, в которой “благоразумие” было одним из центральных.

Лит.: Аристотель . Никомахова , кн. VI.-Соч. в 4т., т. 4. M.. 1984; Кант If. Основы метафизики нравственности.-Соч. в 6т., т. 4(1). M., 1965; Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997; Nelson D. M. Prudence.- Encyclopedia of Ethics in 2 v., v.2.Chi.-L.,1992.

О. В. Артемьева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "БЛАГОРАЗУМИЕ" в других словарях:

    Благоразумие - Благоразумие ♦ Prudence Не стоит сводить благоразумие к простому стремлению избежать опасности, a fortiori (тем более – лат.) – к некой рассудочной и расчетливой трусости. Также не следует, вопреки Канту, путать благоразумие с простым… … Философский словарь Спонвиля

    См … Словарь синонимов

    - (разум, догадливость). Благоразумный человек (сын разумный) сообразует действия с осознанной целью (Притч 10:5; Лк 16:3 8)и определяет пути ее достижения (Мф 7:24; 10:16). Истинное Б. это Божий дар (1Пар 22:12), исходящий из Слова Божьего (Пс… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    БЛАГОРАЗУМИЕ, благоразумия, мн. нет, ср. (книжн.). отвлеч. сущ. к благоразумный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БЛАГОРАЗУМИЕ, я, ср. Рассудительность, обдуманность в поступках. Проявить б. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «БЛАГОРАЗУМИЕ» (Calmness), Индия, Grihalakshmi Films, 2000, 95 мин. Драма. Двое молодых ребят, выросших бок о бок в одной и той же деревне, разделявших простые радости повседневной жизни, оказываются сторонниками разных политических партий.… … Энциклопедия кино

    благоразумие - требует необходимость, субъект, модальность … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    Благоразумие - – рассудительность, склонность обдумывать свои поступки. Реакция на благоразумие, как правило, положительная; она может вызвать неудовлетворенность, насмешки со стороны легкомысленных индивидов. Вы можете и должны видеться с нами, Вертер, только… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Благоразумие - это качество личности, выражающееся как способность человека действовать спокойно, продуманно, учитывая внешние обстоятельства и свои возможности. «Благоразумие – это рассудок, состоящий на службе у воли». Благоразумный человек анализирует… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    БЛАГОРАЗУМИЕ - – состояние духа, когда человек добивается внутренней гармонии, направляя «здравый ум» на упорядочивание своих поступков и душевных переживаний. Платон рассматривал благоразумие как одну из четырех основных добродетелей … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Советы Джейн Остин Благоразумие леди эпохи Фейсбука , Смит Р. , «Советы Джейн Остин» - идеальный подарок не только поклонникам писательницы, но и всем ценителям английского стиля, тонкого юмора и подлинного благоразумия… Категория:

Смелость без благоразумия – только особый вид трусости.
Сенека

Благоразумие – это тиран бессильных.
Пьер Буаст

Предусмотрительное благоразумие – вот истинная доблесть.
Эврипид

…Благоразумие должно быть чем-то средним между распущенностью и бесчувствием.
Аристотель

Благоразумному подобает все испробовать, прежде чем прибегать к оружию.
Теренций Публий

Малую цену имеет оружие вне страны, если нет благоразумия дома.
Цицерон Марк Туллий

Начало всего… есть благоразумие… От благоразумия произошли все остальные добродетели; оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
Эпикур

Никто из смертных не бывает всякий час благоразумен.
Плиний Старший

Безрассудство свойственно цветущему возрасту, предусмотрительность - стареющему.
Неизвестный автор Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются.

Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.
Ветхий Завет. Притчи Соломона

Благоразумие… заключается в том, чтобы уметь предвидеть выгодное для себя и избегать невыгодного.
Лоренцо Валла

Недаром ярость и благоразумие изображают в образе юнца и старика. Юнец готов руками выдернуть хвост у дикого коня и падает, поверженный, на землю. А старец не спеша, по волоску, лошадке хвост укоротит.
Лопе де Вега

Благоразумие - лучшая черта храбрости.
Уильям Шекспир

Всегда быть начеку - против невежд, упрямцев, спесивцев, против всякого рода невежд. На свете много их встречается, благоразумие в том, чтобы с ними не встречаться.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Действовать, когда сомневаешься в разумности деяния, - опасно, лучше воздержись. Благоразумие не допускает неуверенности, оно всегда шествует при полуденном свете разума.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Искусство начинать. Наобум действует глупость, все глупцы - храбрецы. В простоте своей они в начале дела не предвидят помех, зато в конце не горюют от неудач. Благоразумие приступает к делу с оглядкой, его лазутчики, Предвидение и Размышление, разведывают путь, дабы двигаться беспрепятственно.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Благоразумие и любовь не созданы друг для друга: по мере того, как растет любовь, уменьшается благоразумие.
Франсуа де Ларошфуко

Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.
Мольер

Молодой человек должен быть благоразумным, не стараясь им казаться; старик должен казаться благоразумным, хотя бы и не был таким.
Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

Я не очень люблю видеть благоразумие, прикрепленное к зеленой почке молодости, это словно плющ, обвивающий куст и мешающий его развитию.
Ричард Бринсли Шеридан

Благоразумие предполагает, что собственная польза не рассматривается как цель морального поведения, хотя она и может быть его следствием.

Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради его самого.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Как только благоразумие говорит: «Не делай этого, это будет дурно истолковано», я всегда поступаю вопреки ему.
Фридрих Ницше

Благоразумие тоже идеал.
Вильгельм Мах

Практическое искусство благоразумия сводится к трём умениям: не выделяться; не доверять хорошему в других; не поддаваться хорошему в себе.
Александр Круглов

Благоразумие – отличное качество, но счастье оно не даёт.
Лион Фейхтвангер

Неверная и ненадёжная вещь – человеческое благоразумие; ибо наперекор всем нашим планам, решениям и предосторожностям судьба всегда удерживает в своих руках власть над событиями.
Мишель де Монтень

Мелочное настороженное благоразумие – смертельный враг великих деяний.
Мишель де Монтень

качество характера, принцип действия, ориентирующие человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).

Аристотель проанализировал специфически этическое значение благоразумия (в лат. переводе- prudentia). В русских изданиях термин Аристотеля переводят как рассудительность, а словом «благоразумие» передают термин Однако в последующей истории философии проблемы, стоящие за этими терминами, стали обозначать соответственно понятиями благоразумия и умеренности. Аристотель определяет благоразумие (рассудительность) как истинный, причастный суждению склад души, предполагающий совершение поступков, касающихся человеческих благ. Главное дело благоразумного (рассудительного) .состоит в принятии правильных решений относительно блага и пользы для себя в целом-для хорошей жизни. Положительную нравственную ценность благоразумия в трактовке Аристотеля определяет его обусловленность умеренностью - нравственной добродетелью, благодаря которой человек сознает, в чем заключается его благо. С помощью благоразумия человек способен выбрать правильные средства для этой цели в конкретной ситуации и осуществить его в поступке. Благоразумие как особое знание или как часть души, причастная суждению, отличается от нравственной добродетели, хотя одно без другого не существует. Оно также отличается от мудрости как научного знания и постижения с помощью разума наиболее ценных по своей природе вещей: благоразумие связано с человеческим благом, нацелено на принятие правильных для его осуществления решений. Аристотель подчеркивает, что быть благоразумным означает не просто знать, но быть способным совершать в соответствии со знанием поступки, и приводит в пример Фалеса и Анаксагора, которых называют не благоразумными, а мудрыми, так как они занимались божественными, но бесполезными для достижения человеческих благ предметами. По поводу этих предметов невозможно принимать решения, поскольку они неизменны. Если мудрость имеет дело с предельно общими, не допускающими обоснования определениями, то благоразумие предполагает в большей степени знание частного, поскольку имеет дело с принятием решений и совершением поступков в конкретных (частных) обстоятельствах. Благоразумный как способный к принятию решений умеет добиться высшего из осуществимых в конкретном поступке благ. Если мудрость обретают посредством ума, то рассудительность-посредством опыта и особого чувства, сходного с убежденностью. Аристотель считал, что мудрость и благоразумие связаны в том смысле, что последнее, хотя и не пользуется мудростью, следит за тем, чтобы она развивалась. Своеобразие благоразумия государственных мужей в трактовке Аристотеля заключается в направленности их решений и поступков на благо государства. Это благоразумие Аристотель подразделяет на государственное (в свою очередь выделяя в нем благоразумие в принятии решений и в судопроизводстве), хозяйственное и законодательное. Значимость благоразумия в государственных делах, по Аристотелю, состоит в том, что собственное благо граждан невозможно вне зависимости от хозяйства и устройства государства. Фома Аквинский развивал концепцию благоразумия (prudentia) как одной из кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, мужеством и справедливостью) и определял его как правильное рассуждение в приложении к действию, или как мудрость в человеческих делах. Благоразумие проявляется в выборе конкретных поступков как средств для приближения к конечной цели блаженства, выражающего благость божественного миропорядка. Высшая трансцендентная цель в концепции Фомы определяет положительную нравственную ценность благоразумия. Он отличает подлинное благоразумие от ложного, которое заключается в выборе адекватных средств для имморальной цели, и от несовершенного, которому по той или иной причине не хватает полноты. Фома подчеркивает, что подлинное благоразумие состоит в устойчивой привычке поступать согласно добродетели и предполагает совершение правильных поступков на правильных основаниях в правильное время. Для этого необходимы разумность, способность разбираться в конкретной ситуации, память, умение принимать советы, опыт, способность предвидеть последствия своих поступков.

В Новое время в философии и обыденном сознании содержание понятия благоразумия постепенно перемещается во внеморальный контекст. Обусловленность высшей (трансцендентной) целью все реже рассматривается в качестве необходимого условия личного (группового) блага. Значение благоразумия нередко трактуется двояко. Его связывают с умением, используя собственный опыт и опыт других людей, осуществлять личный или групповой интерес и тем самым добиваться длительной выгоды, благополучия, а также продолжают считать добродетелью. А. Смит различает благоразумие, ориентированное на сохранение здоровья, благосостояния, доброго имени, личного спокойствия, и благоразумие, которое предполагает «более широкую цель» и сочетается с доблестью, с любовью к человечеству, справедливостью, геройством. Благоразумие в первом значении характеризует человека скорее осмотрительного, нежели предприимчивого, крайне бережливого, ответственного лишь за то, что определено обязанностями его положения, неизменно воздержанного, неутомимо трудолюбивого, искреннего и способного к дружбе, основанной «на благоразумном уважении скромных добродетелей». Благоразумие во втором значении присуще великому полководцу или общественному деятелю, а в прошлом было отличительной чертой мудреца, академиков и перипатетиков. Оно основано на совершенстве нравственных и рассудочных качеств, «соединении превосходной головы с превосходным сердцем». Если благоразумие в первом значении может «снискать лишь холодное уважение», то второе вызывает восхищение и любовь. Наконец, И. Кант на концептуальном уровне отделил благоразумие от морали. Он показал, что нравственный закон не определяется никакой внешней по отношению к нему целью, он безусловен, всеобщ и необходим. Благоразумие же направлено на естественную цель-счастье, и благоразумный поступок является лишь средством для нее. В силу неопределенности содержания счастья, которое является идеалом не разума, а воображения, выявить разумные принципы достижения этой цели невозможно. Чтобы приблизиться к ней, следует действовать по эмпирическим советам (необходимость бережливости, вежливости, сдержанности, диеты и т. п.), поскольку опыт учит, что они, как правило, способствуют достижению блага.

Благоразумие – качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).
Яндекс.словари | Энциклопедия "Кругосвет"

Благоразумие – это ум светлый, здоровое суждение: благие, добрые мысли, помышления и планы - это творческие мысли, выявляющиеся на практике делами, приносящими счастье, радость, мир и добро всем людям. Благоразумие есть мудрость сердца, внутренняя духовная связь с источником жизни, то есть с Богом, а также истинное отношение к своим духовным запросам; оно есть сердце чистое, искреннее, имеющее добрые любвеобильные желания и чувствования...
Н.А.Л. | Два качества | www.blagovestnik.org

  • Благоразумие – это умение применять все свои знания наилучшим образом в каждой ситуации.
  • Благоразумие – это мудрость, выраженная в конкретных делах и поступках.
  • Благоразумие человека – это понимание блага для себя; благоразумие государственного мужа – понимание блага для государства.
  • Благоразумие – это умения отделять разумный риск от неоправданной опасности для жизни; главное от второстепенного; благое дело от неблаговидного поступка.

Преимущества благоразумия

  • Благоразумие даёт возможность - при выборе сиюминутной цели не упускать из виду цели долговременной.
  • Благоразумие даёт понимание - того, что заботиться о собственном благе следует, не ущемляя интересов других людей.
  • Благоразумие уберегает – от необдуманных действий в ситуациях, когда опасность превышает возможные положительные последствия поступка.
  • Благоразумие даёт свободу – от безрассудства во всех его жизненных проявлениях.
  • Благоразумие позволяет избегать – любых крайностей в эмоциях и делах.

Проявления благоразумия в повседневной жизни

  • Государственная деятельность. Стабильность и спокойствие в государстве – заслуга благоразумного управления государством.
  • Межличностные отношения. Благожелательно настроенный к окружающим человек – проявляет благоразумие.
  • Воинское дело. Успешные полководцы успешны за счёт благоразумия – умения верно оценить ситуацию, сделать правильные выводы и выбрать верный способ действия.
  • Законодательная деятельность. Большинство законов принимаются с целью добиться общественного блага – людьми, составляющими такие законы, движет благоразумие.
  • Семейные отношения. Воспитывая детей, приучая их учиться, вести себя в соответствии с нормами, принятыми в обществе, заботиться о близких и о себе – родители прививают детям благоразумие.

Как достичь благоразумия

  • Благоразумие – одно из тех качеств, которые приходят к человеку вместе с воспитанием и жизненным опытом.
  • Советы. Умение принимать советы от более опытных людей – признак благоразумного человека; верно и обратное – учась советоваться в сложных ситуациях, человек вырабатывает благоразумие.
  • Просчитывание ситуаций. Человек, тщательно обдумывающий каждое свое решение и «просчитывающий» все варианты возможных его последствий, имеет больше шансов поступать в каждой ситуации благоразумно.
  • Психологические упражнения. Для достижения благоразумия очень важно владеть своими эмоциями. Несложное упражнение – сосчитать мысленно до 10 прежде, чем начать спор или прежде, чем принять решение – помогает этому.

Золотая середина

Легкомыслие

Благоразумие

Эгоизм | излишняя забота о себе, благоразумие, направленное исключительно на самого человека и доведенное им до абсурда

Крылатые выражения о благоразумии

Если человек не внемлет благоразумию – оно ему обязательно отомстит. - Бенджамин Франклин - Благоразумие велит беречь себя сегодня для завтра, и не ставить всё на карту в один день. - Сервантес - Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради него самого. - Гегель - Благоразумие – лучшая черта храбрости. - Уильям Шекспир - Глупцов благоразумию научают несчастья. - Демокрит - Б. Гарсиан / Карманный оракул или наука благоразумия В книге собраны мудрые мысли философа на все случаи жизни. Они помогут оставаться благоразумным в этом мире страстей и пороков ни смотря ни на что. Александр Свияш / Разумный мир. Как жить без лишних переживаний Книга учит тому, как с помощью осознанного решения строить свое будущее. Приучая себя трезво оценивать последствия своих поступков, человек перемещается из мира проблем и переживаний в Разумный мир.
Похожие публикации