Андрей Деменьтьев о Евгении Евтушенко: «Поклонники подняли его вместе с машиной» . Андрей Дементьев о Евгении Евтушенко: "Поклонники подняли его вместе с машиной" Запрещено селиться в столице, в городах крупных

Они надышали оттепель

Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери в скором времени проведет литературный вечер в память о Евгении Евтушенко, который еще только в июле прошлого года приезжал в Тверь из Талсы (США) на открытие монумента поэтам-шестидесятникам. А сейчас Андрей Дмитриевич грустно читает нам по телефону свое былое посвящение Евтушенко, заканчивающееся строками: «Прости, Поэт, за отдаленность судеб, / За редкую возможность добрых встреч. / Мы иногда так молчаливо любим, / Что ни к чему возвышенная речь».

- Евтушенко выстрелил ярко, чему вы были свидетелем, - как плотину прорвало...

Да, он начал очень рано, ему было лет 16–17, когда его первые стихи опубликовал еще «Советский спорт», - я это всё знаю, мы с Евтушенко были знакомы с очень давних пор, а потом подружились. Почему говорят «шестидесятники»? Потому что начиная с 1963 года эта пятерка поэтов (Рождественский, Вознесенский, Окуджава, Ахмадулина и Евтушенко) очень ярко развернулась, им было-то по двадцать лет, и это отложилось в памяти миллионов людей. В стране была жесткая цензура, и так называемую затем наступившую оттепель почувствовали все и разом. Так и говорят: это они эту оттепель надышали. Не случайно целые стадионы или Политехнический музей всегда были забиты, когда выступали эти поэты. И в первую очередь, конечно, Евгений Евтушенко, который сразу заявил о себе очень ярко, сильно, громко...

- И этой пятерке в Твери, на вашей родине, вы поставили памятник около Дома поэзии...

Да, памятник сделал Зураб Церетели и подарил его нашему городу. И Женя, слава богу, приезжал: был на открытии монумента, выступал, потом попросил устроить ему большой авторский вечер в Твери... Три часа он читал стихи! Для меня это очень дорого, что он нашел время и силы приехать. Его в любом месте, в любом городе принимали на ура, ибо, как Женя сказал, «поэт в России - больше чем поэт», и это прежде всего относится к нему. Он и выступал, и читал, дарил людям стихи, для того чтобы люди становились лучше. Работал над антологией русской поэзии - так много делал! Занимал в нашей жизни большое место. И у меня создается впечатление, что он все время шел против ветра - напряженно и упорно. Ветер был-был-был в виде цензуры, недоброжелательства, зависти... но он все преодолевал. Человек невероятно сильного характера, целеустремленный.

- Не зря он говорил, что самое главное для него - вдохновение...

Вот он жил так: каждое мгновение было полно вдохновения. Я преклонялся перед его талантом, перед его гениальностью, он прекрасно знал это; я посвятил ему стихи, он мне посвящал стихи... И для меня это сейчас очень горькая потеря.

- Он постоянно удивлялся жизни как ребенок, он пережил в итоге всех шестидесятников...

Да, он постоянно говорил: «Я так люблю жизнь!». Хотел жить, боролся с болезнью, был сильный! Ведь все его стихи после «Советского спорта» печатали в журнале «Юность»; я ведь был в «Юности» сначала замом главного, а потом и главным редактором, - мы его печатали постоянно. И его, и Вознесенского, и Булата. Для них это было очень важно, потому что журнал имел невероятную популярность. Они делали славу журналу, а мы делали им тираж. Это были поэты, которых ждали все - читали, учили наизусть, ходили за ними... Я помню, как на площади у памятника Маяковскому Женьку подняли прямо с машиной. Он сидел в легковушке, а ее взяли все и подняли - в знак любви и уважения.

- И в жизни он приходил на помощь коллегам...

Женя не просто прекрасно писал и занимался творчеством - он искренне любил творчество своих товарищей. Он был добр. Женя умел дружить. Когда ушел из жизни Полевой (бывший главный редактор «Юности»), Женя послал телеграмму Брежневу: «Главным редактором журнала «Юность» должен быть только Андрей Дементьев». И я узнал об этом через 2–3 года и не от него. А какие антологии он создал!.. Это же большой труд, многие тысячи стихов надо было прочитать... Честь и хвала ему за это. Пусть молодежь читает его книги и окунается в наше прошлое, которое было великолепно: тогда рождались и умирали, но жили и творили прекрасные поэты - в XIX веке, в веке Серебряном... Он старался для молодежи, любил ее. Он мне звонил из Киева, это еще до Майдана было: «Андрюш, слушай, у меня такая радость! У меня сейчас был вечер - и полный зал народа!» - «А что удивительного, у тебя всегда полный зал». - «Да нет, ползала было молодежи! Молодежь возвращается!» И сейчас в Твери в Доме поэзии мы обязательно организуем вечер молодых поэтов, которые будут читать Евтушенко...

Выдающийся русский и советский поэт Евгений Евтушенко. Как сообщила его вдова Мария Новикова, он умер в окружении родных, тихо, во сне, до этого пребывая в ясном сознании. Просто остановилось сердце.

18 июня ему исполнилось бы 85. В последние годы он тяжело болел. В 2013 году перенес сложнейшую операцию, ему ампутировали правую ногу. Но кто это замечал во время его приездов в Россию? Евгений Евтушенко всегда представлял собой какой-то шквал энергии. В 2015 году он, как когда-то в 60-е годы, собрал стадион Лужники, проведя четырехчасовой поэтический спектакль "Поэт в России - больше, чем поэт". В 2016 на книжном фестивале "Красная площадь" на его выступлении был аншлаг, в течение пяти часов он подписывал книги своим почитателям, не формально, успевая поговорить практически с каждым из них.

И на этот год, в связи с его юбилеем, были запланированы его концерты в Государственном Кремлевском дворце, в Концертном зале имени П. И. Чайковского. А еще - гастроли по всей России, по Белоруссии, по Казахстану…

Просто остановилось сердце. Он как будто не позволял себе умирать. "Не умирай прежде смерти" - так он назвал свой роман, который вышел в издательстве "Московский рабочий" в 1993 году.

Осмыслить утрату нам еще предстоит. Но то, что ушел огромный человек и большой поэт, который любил поэзию больше самой жизни, жил поэзией, служил поэзии до последнего вздоха - это уже очевидно.

В суете наших дней многое, что он делал, просто не замечалось. Замечали его выступления, гастроли. Замечали, что во время гастролей в Ростове-на-Дону ему стало плохо, и его пришлось срочно госпитализировать. Об этом писали. А что все последние годы он посвятил созданию антологии русской поэзии в пяти томах, где собраны стихи поэтов за десять веков (!) существования русской поэзии, на это как-то не очень обращали внимание…

Между тем, когда он в "РГ" в августе 2015 года, он только и говорил, что об этой антологии, - как чуть ли не главном деле своей жизни. И страшно переживал, что она не доходит до широкого читателя.

"Тогда зачем я жил?" - несколько раз повторил он.

Его всегда упрекали в чрезмерной публичности, в том, что слишком работает на читателя, на аудиторию. Всегда ярко одевался, был участником не одного скандала. В свое время его, студента, отчислили из

Литературного института "за дисциплинарные взыскания" (на самом деле - за поддержку романа Дудинцева "Не хлебом единым").

"Я центральный поэт, ибо предки мои из централов", - заявлял он, напоминая о сибирском происхождении (мать и отец были геологами). И это тоже находили нескромным. А уж как склоняли и склоняют его строчку

"Поэт в России - больше, чем поэт".

Но Евтушенко действительно был "больше, чем поэт". Вернее, больше, чем человек, пишущий сколь угодно хорошие стихи, а именно это, конечно, имел он в виду. Вокруг него всегда рождалось какие-то энергетическое поле. Здесь и поэзия, и общественная деятельность, и даже политика, которой он тоже не чурался, потому что еще Александр Блок сказал, что если политика - мелкая "маркизова лужа", то тем паче стыдно поэту бояться замочить в ней ноги.

"Государство, будь человеком!" - вот было его политическое кредо. Когда он был в "РГ", то много говорил и об этом, о том, как, по его мнению, нужно устроить этот мир. "Мне всегда была близка мысль академика Сахарова о будущей конвергенции лучших идей, которые выработало человечество за свою историю. Это - самый правильный и чистый путь: взять из всех философий, из всех социальных доктрин после их изучения все лучшее, не принимать ошибки, несправедливости, научиться не повторять их, и идти вперед к еще не названному "изму". А может, и не нужно никакого "изма", никакого специального определения для этого мироустройства?"

"Государство, будь человеком!" - вот было его политическое кредо

Ему пеняли на его отъезд в США, упрекали - преподает русскую литературу, но американским студентам. А Евтушенко всегда был человеком мира, всегда стремился быть таким мостом между СССР, Россией и другими странами, культурами, цивилизациями.

И потом - можно жить в России, но ничего не значить для нее.

Он никогда не отрывался от России и ее народа. Вот что он думал о вечном вопросе "Что делать?": "Я отвечу очень просто: надо идти в народ. Наша интеллигенция просто не понимает, насколько она оторвана от народа. Когда в своих поездках по России я читал стихи, а известные актеры исполняли стихи великих русских поэтов, везде были переполненные залы".

Это правда. Его приходили слушать огромные массы людей. Даже сегодня, когда поэзии не слышно, когда она ушла в поэтические "клубы".

Вероятно, он был просто большим поэтом. С его стихами прошла молодость и зрелость уже не одного поколения. Есть стихи, есть строчки, которые в России не забудут уже никогда. "Идут белые снеги…" "Со мною вот что происходит…" И многие, многие другие.

Светлая память!

Подробности

Причиной смерти Евгения Евтушенко был рак, сообщил друг поэта Михаил Моргулис. По его словам, до последнего момента поэт находился в ясном сознании. Незавершенным остался его роман, над которым он работал в последние дни. Решение о судьбе романа теперь будет принимать вдова поэта Мария Новикова. "Надо посмотреть, в какой стадии завершенности рукопись, имеет ли смысл издавать, ведь иногда без концовки и логического завершения вся книга не имеет смысла", - добавил Моргулис.

Он также заметил, что в последние дни своей жизни поэт Евтушенко говорил о своем желании, чтобы между двумя странами, в которых он жил, - США и Россией - восстановились мирные и дружеские отношения.

По словам генерального продюсера Сергея Виникова, Евтушенко перед кончиной просил не отменять концерты, запланированные на май и июнь в связи с его юбилеем.

Церемония прощания с Евгением Евтушенко в Москве предположительно состоится 7 или 8 апреля в Центральном Доме литераторов, а похоронен он будет, согласно его последней воле, в подмосковном поселке Переделкино рядом с могилой Бориса Пастернака. В США отпевание поэта пройдет по православному обряду в межконфессиональной церкви университета города Талса. Михаил Моргулис также сообщил, что все три сына Евтушенко сейчас находятся в Талсе. Евгений и Дмитрий успели попрощаться с отцом при жизни, а Александр прибыл чуть позже.

Прямая речь

Андрей Дементьев, поэт:

Женя Евтушенко (для меня он Женя, потому что мы начинали в одно время) так много сделал в русской литературе, в русской поэзии, столько сотворил доброго! Он всегда ценил не только свои стихи, но других поэтов, и создавал поэтические антологии, которые выходили на русском, на английском, на других языках. Невозможно представить, сколько он прочитал стихов, чтобы сделать антологию русской поэзии от древности до наших дней! Он знал всю русскую поэзию, ту, которая была давно, которая была недавно, и которая существует сейчас. Это огромный неоценимый труд! Поэтому именно он имел право написать: "Поэт в России больше, чем поэт". Это был глубокий человек! И он все делал для людей! В последние годы он плохо себя чувствовал, но постоянно находил в себе силы приезжать в России и устраивать поэтические вечера. Он приезжал к себе на родину, он был в моей родной Твери, куда он прилетел из Америки специально на открытии Дома поэзии, где поставили памятник поэтам-шестидесятникам. На этом памятнике его книга стоит рядом с книгами Роберта Рождественского, Булата Окуджавы, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной...

Пусть особенно молодые люди это почувствуют: ушел великий, гениальный поэт! Но осталось его наследство, его стихи, и они будут жить вечно. Низкий ему поклон!

Последние годы он посвятил созданию антологии русской поэзии в 5 томах, где собраны стихи поэтов за 10 веков

Соломон Волков, писатель, историк культуры:

С Евгением Евтушенко неразрывно связаны два понятия - оттепель и шестидесятничество. Эти два понятия - историческое и художественное - во многом синонимичны, но совпадают не полностью. Чем дальше мы отходим от них, тем больше осознаем значительность этих явлений. Многие помнят, как с началом перестройки наступил слом в отношении и к оттепели, и к шестидесятничеству: оба этих понятия стали истолковываться с оттенком явно негативным. А в последнее время мы наблюдаем обратное явление: оба этих понятия не только восстанавливаются в своих правах на достойное место в истории Отечества, но вокруг них возникает новая аура. Новое сияние. Это невероятно интересное явление. А говорю я об этом сейчас, потому что - как Хрущев стал важнейшей фигурой оттепели, так и Евтушенко для меня - ключевая и самая резонансная фигура шестидесятничества.

За горестными сообщениями об уходе подобных Евгению Александровичу фигур из нашего прошлого, часто говорят слова: с ним ушла эпоха. Но никогда на моей памяти это не было так справедливо, как в отношении Евтушенко. Ему было 84 - возраст солидный, и все-таки хочется назвать его уход безвременной смертью. Как бы парадоксально это ни звучало. Этот человек был фонтаном энергии, казалось, Евтушенко был всегда - и должен был бы всегда оставаться. Увы, человек смертен… И сейчас, мне кажется, можно как раз ощутить, до какой степени он был действительно - лидером целой эпохи.

Андрей Дементьев – российский поэт, в прошлом - редактор легендарного журнала «Юность», ведущий на телевидении, автор передачи, которая много лет выходила на «Радио России». Стихи Андрея Дмитриевича не оставляют равнодушным, добираются до самых потаенных струн души. А еще отличаются невероятной музыкальностью, поэтому десятки произведений из-под пера поэта превратились в популярные песни.

Детство и юность

Андрей Дмитриевич родом из Твери. Отец – выходец из бедных крестьян деревни Старый Погост, простой человек со сложной судьбой, как его называет сын-поэт. Сумел подняться до неплохих высот в жизни: работал парикмахером и гримером в театре, а уже после рождения Андрея с отличием окончил Тимирязевскую академию в Москве и трудился научным сотрудником в опытной станции. Еще до войны выпустил книгу по специальности, публиковался в газете «Сельская жизнь».

Крестьянин, ставший интеллигентом, за нелицеприятные высказывания в адрес властей попал под подозрение и был обвинен по 58-й статье. За плечами отца - пять лет ГУЛАГа и три года поражения в правах – запрет на жизнь в крупных городах и работу по специальности. В лагере оказались также отец Дмитрия Никитича и четыре брата, двое из которых не выжили.

Семья Дементьевых, пока отец сидел, едва сводила концы с концами. Мать Мария Григорьевна крутилась одна, как могла, денег ни на что не хватало. Поэт вспоминает, какой восторг вызывала подаренная пыжиковая шапка – предел мечтаний.


Вернувшийся на волю глава семейства соорудил дома точильный станок и принимал заказы из магазинов и парикмахерских на заточку ножей и ножниц. В финансовом плане стало легче, но отца приходилось прятать в подвале от участковых, ведь в Калинине (такое имя носила Тверь в советское время) жить ему было запрещено.

В детстве и юности будущий поэт любил спорт, в набор увлечений входили гимнастика, гребля, плавание. Подпорченная репрессиями биография близких дала о себе знать. После школы Андрей Дмитриевич собирался поступать в военно-медицинскую академию. Хотелось облегчить жизнь семье и себе, потому что студенты учебного заведения находились на полном государственном обеспечении. Но юношу не приняли.


Андрей Дементьев с родителями

Удалось поступить в институт международных отношений. Парень решил забрать документы, испугавшись слухов об отчислении студента-пятикурсника, в биографии которого всплыла информация о бабушке-белогвардейке. Пришлось пополнить ряды учеников пединститута в родном городе, а после четвертого курса, по рекомендации поэтов Михаила Луконина и Сергея Наровчатова, Андрей числился студентом Литературного института им. Горького в столице.

Литература

Литературный дебют Андрея Дементьева состоялся до поступления в институт им. Горького. В сентябре 1948 года, на страницах газеты «Пролетарская правда» напечатали стихотворение «Студенту». Сейчас поэт может похвастаться литературным наследием, которое составляет более 50 поэтических сборников.

Творчество Дементьева наполнено романтикой и состраданием. Из-под его пера вышли строки, призывающие вспомнить первого учителя («Не смейте забывать учителей»), отпускать выросших детей («Не обижайтесь на детей»), достойно встречать старость («Быть стариком – не простая штука»). Одно из знаменитых произведений «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку», рожденное в 1977 году, поднимает вопросы упущенных возможностей. Андрей Дмитриевич пронзительно писал и о любви – километры строк посвящены нежным чувствам к женщине.


Общий тираж книг превысил 300 тысяч экземпляров. Наиболее известными стали сборники стихов «Я живу открыто», «Нет женщин нелюбимых», «Лирика», «Виражи времени», «Стихотворения». А за книгу лирики «Азарт» Дементьев получил Государственную премию СССР. В копилке литературных наград поэта также премия им. Александра Невского «России верные сыны» и Бунинская премия.

Даже если имя поэта кому-то ни о чем не говорит, каждый россиянин все равно знаком с Андреем Дементьевым. На его стихи созданы десятки популярных песен: «Отчий дом» в исполнении , «Яблоки на снегу» из репертуара , а призывала: «Отцы, не оставляйте сыновей».

Широкую известность получили композиции советской эпохи «Баллада о матери», «Лебединая верность», «Аленушка». Андрей Дмитриевич сотрудничал с именитыми композиторами – , Никитой Богословским, .

Андрей Дементьев писал и прозу. В 2009 году, на страницах книги «Ни о чем не жалейте вдогонку» литератор вспомнил тех, с кем пересеклись дороги жизни – , и многих других именитых личностей.

Работа в прессе, на телевидении и радио

После окончания литинститута Андрей Дементьев долгие годы работал в газетах и журналах. Сначала молодой человек вернулся домой, где устроился в «Калининскую правду» литературным сотрудником, заведовал отделом комсомольской жизни в газете «Смена», был редактором областного комитета по радиовещанию и даже редактором книжного издательства.


В 1967 году Дементьев перебрался в Москву, а спустя пять лет, в качестве заместителя главного редактора, примкнул к составу коллектива литературно-художественного издания «Юность», новый номер которого с нетерпением ждали почти в каждом советском доме. В 1981 году Андрей Дмитриевич сменил , возглавлявшего журнал.

Поэт оказался талантливым редактором, сумел довести тираж «Юности» до небывалого размера – 3,3 млн экземпляров. При нем зажглись новые звездочки литературы, печатались , .


Радушно приняли Андрея Дементьева и на телевидении: в конце 80-х вел передачи «Клуб молодоженов», «Семейный канал», «Добрый вечер, Москва». А новое тысячелетие встретил в Израиле – в роли шефа бюро российского телевидения на Ближнем Востоке.

Вернувшись на родину, Дементьев показал себя на «Радио России», где числился политическим обозревателем, а раз в неделю встречался со слушателями в авторской передаче «Виражи времени». Архивные черно-белые фото из яркой жизни поэта можно увидеть на его официальном сайте.

Личная жизнь

У Андрея Дмитриевича была бурная личная жизнь, за плечами – четыре брака и трое детей. Впервые женился в 19 лет на однокласснице Алисе. Этот союз поэт не считает полноценным браком, потому что юные супруги почти не жили вместе – спустя три месяца после оформления отношений Дементьев уехал учиться в Москву.

В 26 лет литератор влюбился в молодую студентку, в семье на свет появилась дочь Марина. Третий раз поэт женился в зрелом возрасте, в 30 с лишним лет. Удочерил дочь супруги Наталью, а в 1969 году у пары родился сын Дмитрий.

С третьей женой Андрей Дмитриевич прожил несколько лет, но ушел, взяв лишь бритву и зубную щетку, к литературному сотруднику журнала «Юность» Анне Пугач. С ней и делил быт до конца жизни. Мужчина был старше жены на 30 лет, разница в возрасте не смущала: поэт признавался, что они идеально совпали по духовному складу, интересам и отношению к жизни.

В 1996 году Андрей Дмитриевич пережил страшную трагедию – застрелился единственный сын Дима. Молодой человек оставил после себя наследника, сегодня , внук поэта, - известный актер театра и кино.

Литератор по натуре человек домашний, любил уют и теплую семейную атмосферу. В душе очень суеверный, был уверен, что все предначертано свыше. Андрей Дмитриевич обожал аккуратность во внешнем виде, считал, что человек должен хорошо одеваться. И сам этому правилу не изменял, всегда выглядел импозантно.

В круг интересов поэта входила классическая музыка, с удовольствием слушал произведения и . Любовь к классическому балету привела к многолетней дружбе с .

Смерть

В 2018 году Андрей Дмитриевич отпраздновал бы 90-й год рождения, но даже в таком преклонном возрасте поэт не сидел без дела. Вел радиопередачу «Виражи времени», колесил по миру с творческими встречами, каждый год занимал место почетного гостя на праздновании дня рождения «Дома поэзии Андрея Дементьева», который проходит в родном городе. Фестиваль собирает поэтов, писателей и артистов.


Андрей Дмитриевич радовал читателей и новыми произведениями. В 2016 году свет увидели сборники «Утро начинается с любви», «Любимые стихотворения в одном томе» и «Лебединая верность».

26 июня 2018 года стало известно, что в Москве. Поэт умер в Первой Градской больнице, куда он попал после длительной болезни. До своего 90-летия Андрей Дмитриевич не дожил менее месяца.

Библиография

  • 1955 – «Лирические стихи»
  • 1958 – «Родное»
  • 1960 – «Дорога в завтра: поэма о Валентине Гагановой»
  • 1962 – «Глазами любви»
  • 1963 – «Про девочку Марину и про смешную птицу»
  • 1964 – «Солнце в доме»
  • 1965 – «Наедине с совестью»
  • 1973 – «Боль и радость»
  • 1973 – «Первый ученик: рассказ о М. И. Калинине»
  • 1976 – «Рядом ты и любовь»
  • 1978 – «Рожденье дня»
  • 1982 – «Письмо в Ташкент»
  • 1983 – «Азарт»
  • 1985 – «Стихотворения»
  • 1986 – «Характер»
  • 1993 – «Снег в Иерусалиме. Книга лирики»
  • 2002 – «У судьбы моей на краю»
  • 2004 – «Виражи времени»
  • 2006 – «Нет женщин нелюбимых»
  • 2007 – «Лирика»
  • 2008 – «Припав к земле обетованной»
  • 2008 – «И все полно здесь именем его»
  • 2008 – «Все начинается с любви»
  • 2009 – «Ни о чём не жалейте вдогонку»
  • 2010 – «В будущем году, в Иерусалиме»
  • 2010 – «Я прочел рублевскую газету, словно сел в роскошную карету»
  • 2011 – «Года любви и дни печали»
  • 2012 – «Пока я боль чужую чувствую…»
  • 2013 – «Все в мире поправимо…»
  • 2014 – «Спасибо за то, что ты есть»
  • 2014 – «Россия - страна поэтов»
  • 2015 – «Я продолжаю влюбляться в тебя…»
  • 2016 – «Лебединая верность»
  • 2016 – «Любимые стихотворения в одном томе»
  • 2016 – «Утро начинается с любви»
Похожие публикации